Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) - русский советский художник, график, монументалист, педагог и искусствовед, «последний из могикан» авангардистов, как его называли современники. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1911) у великих живописцев – К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В.А. Серова и в Академии Жюлиана в Париже (1910), Академии художеств (1911-1915) – у В.В. Матэ. Участник выставок с 1906 г. В 1911-1915 гг. преподавал рисунок в Учительском институте в Петербурге. Участник Первой мировой войны, был ранен. В 1914-1916 гг. работал в журнале «Млечный путь», с 1915 г. заведовал художественным отделом журнала. В 1915 г. прославился иллюстрациями к «Мифологической азбуке». В 1918-1919 гг. принимал участие в оформлении празднеств в Москве. Член авангардного общества «Маковец» с 1921 г., Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России. В 1920-1930 гг. преподавал технологию живописи во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В 1949 году во время «борьбы с космполитизмом» уволен среди других преподавателей МГХИ.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1907 г. Офорт. 17 х 26 см.
Собрание М.И. Курилко.
Николай Михайлович Чернышев родился 21 марта (2 апреля по новому стилю) 1885 года в селе Никольское Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). Волею судеб и житейских обстоятельств, переехав с семьей в начале ХХ века из российской глубинки в Москву и проявляя неистребимый интерес к рисованию, он представил свои рисунки для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). И на удивление всем был принят. В 1901-1911 гг. он учился у таких выдающихся мастеров, как Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина.
Воспитанник и наследник русской художественной школы, Чернышев с благодарностью вспоминал своих учителей. «Валентин Александрович Серов был из поздних «передвижников», но донес до учеников самые высокие заветы поры их рассвета. Заветы таких великих русских мастеров, как Ге, Репина, Сурикова, Васнецова, Крамского... Рябушкина, С. Коровина, Нестерова. Всю значительность их заветов я испытал на себе через школу Серова... Серов требовал от ученика безусловно вежливого и целомудренного отношения к модели. Помню, не раз он говорил: «Ничего на свете нет прекраснее обнаженного женского тела». Требовал также Серов безусловного сходства с натурой, «чтобы была она, а не ее сестра», а также портретность фигуры, «чтобы без головы была похожа».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Первый этюд из мастерской В.А. Серова. 1906 г.
Картон, масло. 50 х 36 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Покинутая скамейка. Эскиз. 1909 г. Бумага, акварель. 9 х 14 см.
Дипломная работа. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сумерки (Дерево). 1911 г. Холст на картоне, масло. 60 х 50 см.
Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Этюд. 1900-е гг. Картон, масло. 48 x 37 см.
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Крым, Симеиз. Гора «Парус. 1900-1910-е гг. Холст, масло. 28,5 х 43,7 см.
Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Лунный вечер в парке. 1913 г. Бумага, акварель. 19 х 30 см.
Брянский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Кнута Гамсуна. 1913 г. Холст, масло.
В 1910 году происходит еще одно знаковое событие в жизни Чернышёва: на заработанные заказными портретами деньги он едет в Париж, где несколько месяцев учился в Академии Жюлиана, знакомится с новейшей французской живописью, посещает экспозицию импрессионистов у П. Дюран-Рюэля и копирует картины старых мастеров в Лувре. Его поражают работы Сезанна и Пюви де Шаванна. Сезанн, бесподобный учитель формы для многих русских живописцев, затмил молодому художнику многое из яркой и разнообразной художественной жизни Парижа. «Я видел 26 вещей Сезанна и, казалось, подсмотрел его тайну на палитре его автопортрета. Необычная острота восприятия ошеломляет вас, и беспощадная строгость цвета, живые, синтетические типы французов глядят с холстов». Другим чрезвычайно значимым открытием для молодого Н.М. Чернышева стали фрески Пюви де Шаванна. «В Париже я восторгался одновременно и Сезанном, и Пювис де Шаванном, копировал “Мадонну в скалах” Леонардо да Винчи - пишет он в своем дневнике.
Н.М. Чернышев (1885-1973). «Венера 1918 года». Холст, масло. 102 х 62,5 см.
Частное собрание.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Панно «Науки и Искусство приносят свои дары Труду». 1918 г.
К 1 Мая 1918 года Н.М. Чернышев создает колоссальное панно (84 кв. м.) «Науки и искусства приносят дары Труду». Его установили сначала на здании бывшей Думы (теперь Музей), а затем, 1 Мая 1919 года – на фасаде ГУМа, напротив трибун. В папках художника хранятся эскизы плакатов, стягов, эмблем – молот с красной звездой, книга, сабля, ветка лавра.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с красным ведром и бутылкой. 1917 г.
Холст, масло. 71,1 х 51,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Зимний пейзаж. Домики. 1919 г. Картон, масло. 39 х 48 см.
Ярославский художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с чайником. 1919 г. Картон на оргалите, масло. 31,5 х 51,5 см.
Томский областной художественный музей
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт (Скрипка в футляре). 1919 г. Холст, масло. 64 х 102 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Розовый натюрморт. 1921 г. Картон, масло. 54 х 45 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Венера и Амур. 1920-е гг. Бумага, сангина. 14,1 х 13,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Данте. «Ангел возмущает воду...». 1922 г.
Бумага, угольный карандаш. 23 х 27,5 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Данте. «И падали все птицы без движенья». 1922 г.
Бумага, карандаш. 29 х 25,5 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев. Фрагмент фотографии 1910 г. Галерея художников на Масловке.
По возвращении из Франции Н.М. Чернышев в 1911 году окончил МУЖВЗ и, получив звание художника живописи, продолжил учебу в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где занимался офортом в классе профессора В.А. Матэ и изучал технику монументальной живописи в мастерской Д.И. Киплика. Постижение техники монументальной живописи в мастерской Киплика дало направление всей его дальнейшей деятельности.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка. 1920 г. Картон, масло. 39 х 32,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 850.000 - 1.300.000 руб.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Люда. 1922 г. Холст, масло. Галерея художников на Масловке.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Коза (Воспитанница детского дома). 1920-е гг.
Холст на картоне, масло. 43,5 х 36 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Елисеевой. 1921 г. Бумага, карандаш. 35,5 х 39 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с букетом. 1920-е гг. Бумага, карандаш.
Галерея художников «Масловка»
Н.М. Чернышев (1885-1973). Этюд Кремля. 1922 гг. Холст, масло. 30,5 х 40 см.
Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голубой домик. 1921 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поздняя прогулка. Холст, масло. 70 х 102 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тимирязевский пруд. 1920-е гг. Картон, масло. 25,3 х 34,6 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с селедками. 1920-е гг. Картон, масло. 34 х 43,4 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Шухова башня. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922». 1922 г.
Бумага, угольный карандаш, графитный карандаш, акварель 17,4 х 24 см.
Братья Алексей Михайлович и Николай Михайлович Чернышевы с первым номером журнала
«Млечный путь» за 1916 год. Архив семьи художника Н.М. Чернышева. Москва.
В 1914-1916 гг. Н.М. Чернышев сотрудничал с московским литературно-художественным ежемесячником «Млечный путь». Журнал «Млечный путь» был задуман как ежемесячный, не принадлежащий какому-либо литературному направлению и ориентированный в основном на начинающую талантливую молодежь. Главным редактором и издателем был Алексей Михайлович Чернышёв - поэт, старший брат Николая. Он не только безвозмездно и бескорыстно вкладывал в издание журнала все заработанные средства, но и отдавал ему всю душу.
Николай всячески помогал брату в создании журнала. Он предложил название «Млечный путь», выполнил обложку к первому номеру, печатал свои новеллы под псевдонимом «Омутов» и «О-ов». Вместе с М.А. Добровым и Н.И. Яныченко он создал обложку и виньетки первых пяти-шести номеров за 1914 год, тематически связанные с названием издания. Издательская марка, нарисованная В.С. Бартом для журнала «Млечный путь», сохранилась и в «Маковце».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Отроковица. 1923 г. Холст на фанере, масло. 43 х 39 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Катя Чернышева. 1923 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с яблоком. 1923 г.
Холст, масло. 95 х 56 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На берегу. 1923 г. Бумага, акварель. 22 х 30,5 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет крестьянской девочки. 1924 г.
Холст, масло. 35,5 х 26 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Жени Свирченковой. 1924 г. Холст, масло. 58 х 45 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девушки в белом. 1924 г.
Холст на картоне, масло. 51 х 41 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочки с березкой. 1924 г. Холст, масло. 70 х 55 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Клития. До 1923 г. Бумага, гравюра на картоне.
29,6х20,6 см. (лист); 21х13,8 см. (р.и.). Красноармейская картинная галерея,
Московская обл.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Вакханки. Оформление обложки
первого номера журнала «Млечный путь» за 1914 год.
Вокруг журнала «Млечный путь» (первый номер вышел в свет в 1914 году) сформировалось творческое сообщество, и ставшее своеобразным предтечей «Маковца». Николай Чернышёв был одним из активных создателей «Млечного пути». Он уже окончил МУЖВЗ, где учился у В. Серова, А. Архипова, К. Коровина. Последний высоко оценил эскиз дипломной работы Чернышёва под названием «Покинутая скамейка» (1909) и дал напутствие, пронесенное молодым художником через всю жизнь: «... Пишите больше вот что здесь, на улице, у вас перед глазами. Всем пишите, пробуйте себя во всем ... Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством. Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл - погиб».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Старая Москва. Храм Христа Спасителя. 1925 г. Холст, масло. 50 х 71 см.
Таганрогский художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерки на берегу. 1925 г. Холст, масло. 72 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Две девушки. 1925 г. Картон, карандаш
графитный, акварель, карандаш цветной. 24,8 х 17,6 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Бельё полощут. 1926 г. Бумага, акварель. 23 х 32 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сторожиха Ферапонтова монастыря. 1925 г.
Холст, масло. 47 х 33 см. Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. Девочка с книгой. 1925 г. Бумага, карандаш. 30,5х23,5 см. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. 2. Девочка. 1925 г. Бумага, соус. 35,4х23,2 см. Тульский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Собирает камешки. 1926 г. Бумага, акварель. 25 х 18 см.
Вологодский государственный музей-заповедник.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Амазонка из серии «Мифологическая азбука».
Журнал «Млечный путь». 1915 г. № 1 (8)
В критических статьях «Млечного пути» начинает вырисовываться эстетическая программа, отдельные положения которой найдут продолжение в программе общества «Маковец». В «Млечном пути» собрались литераторы и художники, вошедшие впоследствии в «Маковец» (А.М. Чернышёв, Н.Н. Ливкин, сам Николай Чернышёв, В.С. Барт). С журналом сотрудничали художники Н.И. Яныченко, И.А. Скуйе, Н.А. Тырса, В.А. Чернов, М.С. Родионов, П.И. Львов, П.А. Шиллинговский, А.С. Ястржембский, М.И. Курилко, скульптор С.Д. Эрьзя и другие. По отношению к авангардистским проявлениям в искусстве 1910-х годов позиция журнала была умеренно-скептической, что отчетливо видно из рецензии на выставку «Бубнового валета» или на петербургскую выставку Наталии Гончаровой...
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет брата, поэта Алексея Чернышева (1880-1961).
1924 г. Холст, масло. 63 х 48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Деревенский мотив. 1927 г. Бумага, сангина. 27 х 36 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2020 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Уличная сценка. 1926 г. Бумага, сангина.
Галерея художников «Масловка»
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поющая в хоре. 1925 г.
Бумага, свинцовый карандаш, растушевка. 31,1 х 23 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девочки. 1926 г. Бумага, карандаш.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голова девушки. 1926 г. Бумага, сангина.
Новосибирский государственный художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка Деревцова – воспитанница детского дома.
1926 г. Бумага, карандаш. 34 х 26,5 см. Галерея художников «Масловка»
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поля. 1926 г. Бумага, карандаш.
Галерея художников «Масловка»
Н.М. Чернышев (1885-1973). Мария Журевич. 1927 г. Бумага, карандаш. 35,5 х 27 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Профиль Мули. 1927 г. Бумага, карандаш. 31 х 24 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Цыганка. 1926 г. Рисунок.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Моряки. 1927 г. Бумага, карандаш графитный.
35,1 х 26,7 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1915 г. Картон, масло.
Именно в «Млечном пути» Н.М. Чернышёв почувствовал и понял самое главное в тогдашней национальной русской культуре - единство всех ее сторон и проявлений. А.А. Блок писал: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более - прозаик о поэте и поэт о прозаике...Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке...». В этом смысле история союза художников и поэтов «Искусство - жизнь» (будущий «Маковец») демонстрирует единение разных творческих личностей, их тесное общение, стремление к осуществлению общей идеи - идеи возрождения искусства.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет брата Михаила (М.М. Чернышев). 1915 г.
Холст, масло. 42,3 х 35 см. Собрание семьи художника.
В 1914-1915 годах рождается великолепная графическая серия Николая Чернышёва «Мифологическая азбука», специально созданная для журнала «Млечный путь» и тесно связанная с поэтичными новеллами художника, опубликованными во многих номерах и, будучи неоконченным, включила в себя 11 листов, некоторые из которых имеют варианты. Возможно, работа над ними была начата раньше, но очевидно, что последние по времени листы выполнены Чернышевым тогда, когда он готовился к защите своего диплома в Петербургской Академии художеств.
Творчество Чернышёва этого периода носит в себе черты сознательной ориентации на прошлое (что отчасти оказывается сродни пассеизму объединения «Мир искусства»). Так, «Автопортрет», портрет поэтессы Марии Папер (оба - 1915), Кнута Гамсуна (1913) и брата Михаила (1915) вызывают аллюзии с работами Гольбейна...
Н.М. Чернышев (1885-1973). Амазонка. Буква «А» из серии «Мифологическая азбука».
1912-1915 гг. Бумага, офорт. 31,4 х 23,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Вакханки. Буква «В» из серии «Мифологическая азбука».
1915 г. Бумага, офорт. 24 х 18,5 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Психея. Буква «П» из серии «Мифологическая азбука».
1915 г. Бумага, карандаш. 26,5 х 15 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Фурия. Буква «Ф» из серии «Мифологическая азбука».
1912 г. Бумага, карандаш. Рисунок 26,5 х 15 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ночь. Иллюстрация к рассказу Омутова
«Московским женщинам». Журнал «Млечный путь», 1914 г. № 2.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1922 г. Холст, масло. 42 х 32 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
В 1916-1917 гг. Н.М. Чернышев - участник Первой мировой войны, воевал на румынском фронте, был ранен, попал в госпиталь. После демобилизации по болезни в 1917 г. вступил в Союз художников-живописцев Москвы. В 1918 г. принимал участие в оформлении революционных празднеств в Москве. Занимался украшением Красной площади к 1 мая. В 1919-1921 гг. служил в Красной армии, откуда был откомандирован во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технологические мастерские) на должность профессора по кафедре техники монументальной живописи. В 1920-1928 гг. преподавал технологию стенописи в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве.
Николай Михайлович был очень внимателен к студентам. Когда наступали каникулы, возил группу в Псков, Владимир, Новгород, Киев, Ферапонтово. Показывая фрески, всегда рассказывал о композиции всей стены, ритме пятен, общем колорите, строе стен или всего храма.
Н.М. Чернышев (третий справа в верхнем ряду) с группой студентов ВХУТЕМАСа во время поездки в Киев.
Фотография 1928 г.
В 1927 году монументальную мастерскую посетил Диего Ривера, он оставил такую запись: «Я весьма удовлетворен тем, что вижу усилия моих товарищей - художников СССР, вижу монументальную живопись - живопись революции, и я хочу видеть расписанными стены рабочих клубов, библиотек, заводов; видеть пролетариат учителем жизни своего народа». Приезжал Анри Барбюс - сухощавый, порывистый человек. Долго беседовал с Николаем Михайловичем о том, каких специалистов готовит отделение и где они будут востребованы у себя в стране.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет (После возвращения с фронта). 1918 г.
Холст, масло. 70 × 50 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Полное название портрета «После румынского фронта. Желтуха».
Исторические события прервали художественные поиски Н.М. Чернышёва. Первая мировая война, румынский фронт, ранение, в госпитале его застала победа советской власти. Участвовал в оформлении первых революционных праздников - все это на определенное время отвлекло его от занятий искусством. К началу двадцатых годов художник вновь захвачен французской живописью, ставшей доступной в собрании Щукинского музея. Увлечение Пикассо, непродолжительный, но значимый для творчества мастера период кубизма и сезаннизма, стал временем углубленного постижения живописной формы. «С изучением Пикассо начинается более углубленное, профессиональное распознавание живописи. Происходит полный разрыв с учебой, начинается радостное творчество» («Натюрморт с красным ведром», 1919; «Город», 1920; «Голубой домик», 1921; «Дома и деревья», 1921), которые вошли в альбом «12 литографий», изданный в 1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Улица зимой. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922». 1919 г.
Бумага, угольный карандаш, акварель. 17 х 22,9 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1921 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Николай Чернышев. 12 литографий. Москва, 1921 г. Титульный лист.
Формат. 24 х 18,6 см. Тираж 25 нумерованных экземпляров.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Композиция. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Кубистический городской пейзаж.
Из альбома «12 литографий». 1920-1921 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Город. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Город. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). La mia cella - Моя клетка. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Композиция с бутылкой. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Деревья. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Дома сквозь деревья. Литография по рисунку
«Пейзаж», 1921 г. 30,9 х 24,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Женщина с букетом и двумя бидонами.
Из альбома «12 литографий». 1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Моя Муза. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Женщина с книгой. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Природа (Nature). Из альбома «12 литографий».
1921-1922 гг.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Динамическая композиция. 1923 г.
Литография. 25,5 х 18 см. Частное собрание, Париж.
«Четверо из мансарды». Литографированный альбом-альманах со стихами
Н. Рудина и А. Решетова и с восемью литографиями - четырьмя С. Герасимова
и четырьмя Н. Чернышева. Москва, 1920 г.
Николай Михайлович Чернышев. Фотография Р. Иохансона, 1921 г.
ГИМН ЮНОСТИ
Образы тонконогих девчонок - главная любовь Николая Михайловича, которую он пронес через всю свою жизнь. Он жадно ловил их мимолетные движениями, которые, казалось бы, не поддаются фиксации. В его маленьких рисунках и акварелях ощущаются острый глаз и острая память, которые дали возможность запечатлеть эту трогательную красоту.
Сначала художник увлеченно рисовал девочек в студии Айседоры Дункан (он называл их «дунканши»), потом Тоню - свою будущую жену Антонину Александровну, потом трех дочерей. Жизнь счастливо одарила верного ей художника.
Потом портреты девочек из детского дома. Каждый лист имеет точную дату, на обороте записаны имена – Наташа Деревцова, Проскурина Оля, Шура Зверева, Лида Израилева. Это 1926 год. Все вместе портреты детей, полные «внутренней взволнованности видениями открывающегося им мира», недетской серьезности и печали, слагают удивительную галерею времени.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Школа Дункан. 1924 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Школа Дункан. 1925 г. Холст, масло. 53 × 69 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). В балетной школе. 1926 г. Холст, масло. 54 х 71,5 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. На берегу. Купальщица. Бумага, цветной карандаш. 36,3х25,4 см. 2. Обнаженная купальщица. Бумага, сангина. 36х25 см. Оба рисунка 1924 г. Вологодская областная картинная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 3. Две обнаженные. Бумага, сангина. 35,5х26,5 см. 4. Одевающая рубашку. Бумага, сангина. 30,5х21,5 см. Оба рисунка 1925 г. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 5. Обнаженная. Бумага, сепия. 35,5х26 см. 6. На берегу. Бумага, карандаш. 26х17,5 см. Оба рисунка 1925 г. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Н.М. Чернышев (1885-1973). 7. Одевающаяся. Бумага, карандаш. 28х19 см. 8. Стоящая обнажённая. Бумага, уголь. 36х26 см. Оба 1925 г. - Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
На работах Н.М. Чернышева девочки, как птицы, взлетают на качелях, купаются с лодки на озере Мячино, выжимают намокшие платья, весело плещутся под душем, собирают камушки на берегу, заплетают косы, пугаются кого-то, ласково держат козленка, раненую птицу. Их фигуры сцеплены в остром силуэте, в свободных, вольных движениях; эти милые подружки в жизни и на холсте как бы все время чувствуют друг друга. Они входят в пейзаж, растворяясь в этом большом едином мире и сливаясь с теплым вечером там, где слушают соловья.
Они возвышены бедой и ярким светом души художника. Сострадая, радуясь, любя, Чернышев создает образ Надежды. Здесь звучит та же мысль, что и в «Мифологической азбуке», но теперь тема пленительной юности и чистоты, светлого огня, побеждающего смерть, обретает иное содержание – реальное, близкое, развивающееся.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Модель на желтом.
1926 г. Холст, масло. 108 х 51 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Модель на синем. 1926 г.
Бумага, акварель. 35,5 х 23 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная. 1925-1955 гг.
Холст, масло. 143 х 64 см.
Томский областной художественный музей.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Выбегающая из воды. 1927 г.
Бумага, акварель. 36 × 26,5 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет с Венерой. 1922 г.
Холст, масло. 95,5 × 68,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
ПИОНЕРСКАЯ СЕРИЯ Н.М. ЧЕРНЫШЕВА
«В 1923-1924 годах начали вырисовываться контуры моих образов, - вспоминал художник. - С жаром принялся я за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях, в трудовой школе, на детских технических станциях, на пионерских парадах и слетах». Так мастер находит свою тему... 1920-е и 1930-е годы можно считать порой возмужания в творчестве Чернышёва. Все особенности, составляющие основу его искусства, были развиты именно тогда. В этот период складывается его самобытный стиль.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерский парад Первого мая. Эскиз. 1924 г. Холст, масло. 57 × 68 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионеры. 1927 г. Бумага, акварель. 84 х 65 см.
Музей современной истории России, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионеры. 1928 г. Бумага, сепия. 45 × 33 см.
Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка Горюхина. 1925 г. Холст, масло. 58 х 40 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Красный город. 1925 г. Холст, масло. 71 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с книгой. 1927 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Идущие девочки. 1925 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тоня (Будущая жена художника). 1927 г.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Верба распустилась. 1926 г. Холст, масло. 54 x 71 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Возвращение с купанья. 1928 г. Холст, темпера. 72 x 89 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). На пляже. 1926 г. Бумага, акварель. 22,5 × 32 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Урок труда. Эскиз. 1925 г.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная пионерка. 1930 г. Холст, масло. 101 x 64 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1922 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1921 г. Н.М. Чернышев участвовал в формировании Союза художников и поэтов «Искусство-жизнь», позднее переименованного в «Маковец». По свидетельству художника, решающую роль в его творческом становлении сыграло создание в Москве общества «Маковец» (первоначальное название - «Искусство - жизнь»). Деятельность «Маковца» в художественной жизни 1920-х годов ассоциируется прежде всего с Василием Чекрыгиным. Что касается Чернышёва, то он не только поддерживал все организационные начинания группы, о чем свидетельствуют архивные материалы и дневниковые записи Николая Михайловича, хранящиеся в семье художника. Его можно назвать одним из главных «летописцев» общества с момента его зарождения и до той поры, когда оно прекратило свое существование. Для членов «Маковца» характерно стремление к искусству бытийному, к мощному синтезу, монументальности. Этим идеям в полной степени соответствовало искусство В.Н. Чекрыгина и Н.М. Чернышёва, а также отчасти А.В. Шевченко и К.Н. Истомина.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1930 г. Холст, масло. 45 х 35 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Женой Чернышева стала одна из его юных моделей Антонина Александровна - друг, муза
и ангел-хранитель Николая Михайловича. Вместе они прожили более 40 лет, у них было три дочери.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1930 г. Холст, масло. 42,5 х 36 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девушка с золотыми волосами. 1928 г.
Галерея художников «Масловка».
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девушка в голубой шапке. 1928 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с букетом. 1928 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голова девушки. 1929 г. Холст, масло. 53,5 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с косичками. 1928 г.
Бумага, уголь. 35,8 х 27 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с козленком (Юная колхозница). 1929 г.
Холст, масло. 96 х 60 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Не случайно именно «Девочка с козленком» была в числе картин, представляющих нашу страну
на XVII Венецианской биеннале в 1930 году.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Воспоминания о Новгороде. 1928 г.
Бумага, акварель. 38,7 х 28 см. Государственная Третьяковская галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ветреный день за городом. 1928-1972 гг.
Холст, масло. 93 х 70,5 см. Собрание семьи художника.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Прохладный день. 1928 г. Смоленская художественная галерея.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная модель. 1928 г. Холст, масло. 87 х 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Спящий амур. Эскиз. 1930 г. Холст, масло. 27 х 36 см.
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет в профиль. 1923 г.
Картон, масло. 46 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1927-1928 гг. Н.М. Чернышев совершает первые поездки по древнерусским городам – в Новгород, Псков, Владимир, Ферапонтово, Вологду вместе с С.В. Герасимовым, М.С. Родионовым и М.А. Добровым. Начинается его исследовательская работа по изучению фрески, поиски минеральных красок, которыми писали древние мастера.
В 1930 году выходит его книга «Техника стенных росписей»...
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 563-564, 581.