• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЧЕРНЫШЁВ (1885-1973) ЧАСТЬ I 06-04-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1910 Н.М. Чернышёв в Париже. 1910. Фотография. ССХ  (467x700, 116Kb)
Н.М. Чернышёв в Париже. Фотография 1910 г.

Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) - русский советский художник, график, монументалист, педагог и искусствовед, «последний из могикан» авангардистов, как его называли современники. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1911) у великих живописцев – К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В.А. Серова и в Академии Жюлиана в Париже (1910), Академии художеств (1911-1915) – у В.В. Матэ. Участник выставок с 1906 г. В 1911-1915 гг. преподавал рисунок в Учительском институте в Петербурге. Участник Первой мировой войны, был ранен. В 1914-1916 гг. работал в журнале «Млечный путь», с 1915 г. заведовал художественным отделом журнала. В 1915 г. прославился иллюстрациями к «Мифологической азбуке». В 1918-1919 гг. принимал участие в оформлении празднеств в Москве. Член авангардного общества «Маковец» с 1921 г., Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России. В 1920-1930 гг. преподавал технологию живописи во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В 1949 году во время «борьбы с космполитизмом» уволен среди других преподавателей МГХИ.


1907 Автопортрет. Офорт. 17 × 26. Собр. М.И. Курилко. (491x700, 166Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1907 г. Офорт. 17 х 26 см.
Собрание М.И. Курилко.

Николай Михайлович Чернышев родился 21 марта (2 апреля по новому стилю) 1885 года в селе Никольское Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). Волею судеб и житейских обстоятельств, переехав с семьей в начале ХХ века из российской глубинки в Москву и проявляя неистребимый интерес к рисованию, он представил свои рисунки для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). И на удивление всем был принят. В 1901-1911 гг. он учился у таких выдающихся мастеров, как Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина.

Воспитанник и наследник русской художественной школы, Чернышев с благодарностью вспоминал своих учителей. «Валентин Александрович Серов был из поздних «передвижников», но донес до учеников самые высокие заветы поры их рассвета. Заветы таких великих русских мастеров, как Ге, Репина, Сурикова, Васнецова, Крамского... Рябушкина, С. Коровина, Нестерова. Всю значительность их заветов я испытал на себе через школу Серова... Серов требовал от ученика безусловно вежливого и целомудренного отношения к модели. Помню, не раз он говорил: «Ничего на свете нет прекраснее обнаженного женского тела». Требовал также Серов безусловного сходства с натурой, «чтобы была она, а не ее сестра», а также портретность фигуры, «чтобы без головы была похожа».

1906 Первй этюд из мастерской В.А. Серова. Карт, м. 5 х 36 см ССХ (496x700, 95Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Первый этюд из мастерской В.А. Серова. 1906 г.
Картон, масло. 50 х 36 см. Собрание семьи художника.

1909 Покинутая скамейка. Эскиз. Бумага, акварель. 9 х 14 см. ССХ.  (700x465, 128Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Покинутая скамейка. Эскиз. 1909 г. Бумага, акварель. 9 х 14 см.
Дипломная работа. Собрание семьи художника.

1911 Сумерки (Дерево). Х. на карт, масло. 60 × 50 см. ЧС  (591x700, 166Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сумерки (Дерево). 1911 г. Холст на картоне, масло. 60 х 50 см.
Частное собрание.

1900-е Этюд. Карт, м. 48x37. Владимиро-Суздаль. муз-зап (700x541, 182Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Этюд. 1900-е гг. Картон, масло. 48 x 37 см.
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

1900-1910-е Крым, Симеиз. Гора «Парус (3) (700x454, 165Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Крым, Симеиз. Гора «Парус. 1900-1910-е гг. Холст, масло. 28,5 х 43,7 см.
Частное собрание.

1913 Лунный вечер в парке. Бум, акв. 19х30 см. Брянский ХМ (700x365, 104Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Лунный вечер в парке. 1913 г. Бумага, акварель. 19 х 30 см.
Брянский областной художественный музей.

1913 Портрет Кнута Гамсуна. Х, м (606x700, 159Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Кнута Гамсуна. 1913 г. Холст, масло.

1913-1914 «Музы». Евтерпа. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат.№36 (277x700, 67Kb)1914 «Музы». Мельпомена. 1914. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат. №38а (314x700, 74Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. Музы. Евтерпа. 1913-1914 гг. Бумага, акварель, карандаш, белила.
Кат. №36. 2. Музы. Мельпомена. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат. №38а.
1914 «Музы». Мельпомена. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат. №38 (286x700, 66Kb)1914 «Музы». Терпсихора. 1914. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат №39 (286x700, 69Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 3. Музы. Мельпомена. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш, белила.
Кат. №38. 4. Музы. Терпсихора. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш, белила. Кат. №39.

1910 Чернышев Николай Михайлович (2) (419x700, 116Kb)
Н.М. Чернышев в Париже. Фотография 1910 г.

В 1910 году происходит еще одно знаковое событие в жизни Чернышёва: на заработанные заказными портретами деньги он едет в Париж, где несколько месяцев учился в Академии Жюлиана, знакомится с новейшей французской живописью, посещает экспозицию импрессионистов у П. Дюран-Рюэля и копирует картины старых мастеров в Лувре. Его поражают работы Сезанна и Пюви де Шаванна. Сезанн, бесподобный учитель формы для многих русских живописцев, затмил молодому художнику многое из яркой и разнообразной художественной жизни Парижа. «Я видел 26 вещей Сезанна и, казалось, подсмотрел его тайну на палитре его автопортрета. Необычная острота восприятия ошеломляет вас, и беспощадная строгость цвета, живые, синтетические типы французов глядят с холстов». Другим чрезвычайно значимым открытием для молодого Н.М. Чернышева стали фрески Пюви де Шаванна. «В Париже я восторгался одновременно и Сезанном, и Пювис де Шаванном, копировал “Мадонну в скалах” Леонардо да Винчи - пишет он в своем дневнике.

1918 Венера 1918 года. Холст, масло. 102 х 62,5 см. ЧС (420x700, 137Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). «Венера 1918 года». Холст, масло. 102 х 62,5 см.
Частное собрание.

1918 Панно Наука и Искусство приносят свои дары Труду (503x700, 109Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Панно «Науки и Искусство приносят свои дары Труду». 1918 г.

К 1 Мая 1918 года Н.М. Чернышев создает колоссальное панно (84 кв. м.) «Науки и искусства приносят дары Труду». Его установили сначала на здании бывшей Думы (теперь Музей), а затем, 1 Мая 1919 года – на фасаде ГУМа, напротив трибун. В папках художника хранятся эскизы плакатов, стягов, эмблем – молот с красной звездой, книга, сабля, ветка лавра.

1919 Натюрморт с красным ведром и бутылкой. Холст, масло. 71,1 × 51,5. ГРМ (501x700, 136Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с красным ведром и бутылкой. 1917 г.
Холст, масло. 71,1 х 51,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919 Зимний пейзаж. Домики. Карт, м. 39 х 48. ЯХМ (700x577, 107Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Зимний пейзаж. Домики. 1919 г. Картон, масло. 39 х 48 см.
Ярославский художественный музей.

1919 Натюрморт с чайником. картон на оргалите, масло. 31,5х51,5. Томский ХМ (700x468, 104Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с чайником. 1919 г. Картон на оргалите, масло. 31,5 х 51,5 см.
Томский областной художественный музей

1919 Скрипка в футляре. Холст, масло. 64 х 102 см. Ниж. Тагил ХМ (700x433, 127Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт (Скрипка в футляре). 1919 г. Холст, масло. 64 х 102 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1921 Розовый натюрморт. Карт, м. ССХ (574x700, 96Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Розовый натюрморт. 1921 г. Картон, масло. 54 х 45 см.
Собрание семьи художника.

1920-е Венера и Амур, Бум, санг.  141х137 мм. ГМИИ им.Пушкина (686x700, 172Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Венера и Амур. 1920-е гг. Бумага, сангина. 14,1 х 13,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1922 Данте. Ангел возмущает воду...Бумага, угольный карандаш. 23 × 27,5. ССХ (619x700, 199Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Данте. «Ангел возмущает воду...». 1922 г.
Бумага, угольный карандаш. 23 х 27,5 см. Собрание семьи художника.

1922 Данте. И падали все птицы без движенья (642x700, 126Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Данте. «И падали все птицы без движенья». 1922 г.
Бумага, карандаш. 29 х 25,5 см. Собрание семьи художника.

1910 Чернышев Николай Михайлович. Деталь (650x578, 240Kb)
Н.М. Чернышев. Фрагмент фотографии 1910 г. Галерея художников на Масловке.

По возвращении из Франции Н.М. Чернышев в 1911 году окончил МУЖВЗ и, получив звание художника живописи, продолжил учебу в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где занимался офортом в классе профессора В.А. Матэ и изучал технику монументальной живописи в мастерской Д.И. Киплика. Постижение техники монументальной живописи в мастерской Киплика дало направление всей его дальнейшей деятельности.

1920 Пионерка. Карт, масло. 39х32,5. СОВКОМ 2009. Эстим. 850.000-1.300.000 руб (574x700, 155Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка. 1920 г. Картон, масло. 39 х 32,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 850.000 - 1.300.000 руб.

1922 Люда. Холст, масло (610x700, 120Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Люда. 1922 г. Холст, масло. Галерея художников на Масловке.

1920-е Коза (Воспитанница детского дома). Холст на карт, масло. 43,5х36 см. Алтайский ХМ (568x700, 65Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Коза (Воспитанница детского дома). 1920-е гг.
Холст на картоне, масло. 43,5 х 36 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1921 Портрет Елисеевой. Бум, кар. 35,5х39. Музей Карелии (536x700, 105Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Елисеевой. 1921 г. Бумага, карандаш. 35,5 х 39 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1920-е Девочка с букетом (411x700, 77Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с букетом. 1920-е гг. Бумага, карандаш.
Галерея художников «Масловка»

1922 Этюд Кремля. Х, м. 30,5х40. Томский ХМ (700x567, 109Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Этюд Кремля. 1922 гг. Холст, масло. 30,5 х 40 см.
Томский областной художественный музей.

1921 Голубой домик. ГТГ (700x490, 115Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голубой домик. 1921 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1923 Поздняя прогулка. Х, м. 70 х 102. Волгоград ХМ  (700x479, 101Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поздняя прогулка. Холст, масло. 70 х 102 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова.

1920-е Тимирязевский пруд. Карт, м. 25,3 х 34,6. Челябинск (700x511, 99Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тимирязевский пруд. 1920-е гг. Картон, масло. 25,3 х 34,6 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1920-е Натюрморт с селедками. Карт, м. 34х43,4. Рязан ХМ (700x547, 156Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Натюрморт с селедками. 1920-е гг. Картон, масло. 34 х 43,4 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

1922 Шухова башня. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922»Бумага, угольный карандаш, графитный карандаш, акварель 17,4х24 (700x525, 142Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Шухова башня. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922». 1922 г.
Бумага, угольный карандаш, графитный карандаш, акварель 17,4 х 24 см.

1916 Алексей Михайлович и Николай Михайлович Чернышевы. Архив семьи художника Н.М. Чернышева. Москва (700x430, 57Kb)
Братья Алексей Михайлович и Николай Михайлович Чернышевы с первым номером журнала
«Млечный путь» за 1916 год. Архив семьи художника Н.М. Чернышева. Москва.

В 1914-1916 гг. Н.М. Чернышев сотрудничал с московским литературно-художественным ежемесячником «Млечный путь». Журнал «Млечный путь» был задуман как ежемесячный, не принадлежащий какому-либо литературному направлению и ориентированный в основном на начинающую талантливую молодежь. Главным редактором и издателем был Алексей Михайлович Чернышёв - поэт, старший брат Николая. Он не только безвозмездно и бескорыстно вкладывал в издание журнала все заработанные средства, но и отдавал ему всю душу.
Николай всячески помогал брату в создании журнала. Он предложил название «Млечный путь», выполнил обложку к первому номеру, печатал свои новеллы под псевдонимом «Омутов» и «О-ов». Вместе с М.А. Добровым и Н.И. Яныченко он создал обложку и виньетки первых пяти-шести номеров за 1914 год, тематически связанные с названием издания. Издательская марка, нарисованная В.С. Бартом для журнала «Млечный путь», сохранилась и в «Маковце».


1923 Отроковица. Холст на фанере, масло. 43х39 см. (2) (607x700, 132Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Отроковица. 1923 г. Холст на фанере, масло. 43 х 39 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1923 Катя Чернышева (513x700, 125Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Катя Чернышева. 1923 г.

1923 Девочка с яблоком.Холст, масло. 95 × 56 см. ГТГ. ЧС (413x700, 95Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с яблоком. 1923 г.
Холст, масло. 95 х 56 см. Собрание семьи художника.

1923 На берегу. Бумага, акварель. 22х30, (700x494, 144Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). На берегу. 1923 г. Бумага, акварель. 22 х 30,5 см.

1924 Портрет крестьянской девочки. Х, м. 35,5х26 см. Нижнетагил. ХМ (488x700, 137Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет крестьянской девочки. 1924 г.
Холст, масло. 35,5 х 26 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1924 Портрет Жени Свирченковой. Х, м. 58х45. ГОСИЗО (525x700, 128Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет Жени Свирченковой. 1924 г. Холст, масло. 58 х 45 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

1924 Портрет девушки в белом. Холст на карт, м. 51х41 см. Орловский ХМ — копия (554x700, 141Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девушки в белом. 1924 г.
Холст на картоне, масло. 51 х 41 см.
Орловский музей изобразительных искусств.

1924 Девочки с березкой. Х, м. 70х55. Саратов ХМ (558x700, 132Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочки с березкой. 1924 г. Холст, масло. 70 х 55 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1923 до. Клития. бумага, гравюра на картоне. 29,6х20,6; 21х13,8. Красноармейская КГ (448x700, 130Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Клития. До 1923 г. Бумага, гравюра на картоне.
29,6х20,6 см. (лист); 21х13,8 см. (р.и.). Красноармейская картинная галерея,
Московская обл.

1914 Вакханки. Обложка журнала Млечный путь, № 1, январь (534x700, 90Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Вакханки. Оформление обложки
первого номера журнала «Млечный путь» за 1914 год.

Вокруг журнала «Млечный путь» (первый номер вышел в свет в 1914 году) сформировалось творческое сообщество, и ставшее своеобразным предтечей «Маковца». Николай Чернышёв был одним из активных создателей «Млечного пути». Он уже окончил МУЖВЗ, где учился у В. Серова, А. Архипова, К. Коровина. Последний высоко оценил эскиз дипломной работы Чернышёва под названием «Покинутая скамейка» (1909) и дал напутствие, пронесенное молодым художником через всю жизнь: «... Пишите больше вот что здесь, на улице, у вас перед глазами. Всем пишите, пробуйте себя во всем ... Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством. Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл - погиб».

1925 Старая Москва. Храм Христа Спасителя. Х, м. 50 х 71.  Таганрог (700x471, 73Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Старая Москва. Храм Христа Спасителя. 1925 г. Холст, масло. 50 х 71 см.
Таганрогский художественный музей.

1925 Пионерки на берегу. Холст, масло. 72 x 54. (В раме). ГРМ (527x700, 121Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерки на берегу. 1925 г. Холст, масло. 72 x 54 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Две девушки. Карт, каран. графит., акв, каран. цветной. 24,8х17,6. Ниж. Тагил (489x700, 130Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Две девушки. 1925 г. Картон, карандаш
графитный, акварель, карандаш цветной. 24,8 х 17,6 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1926 Белье полощут. Бум, акв. 23.0х32. ЕКГИЗО (700x488, 88Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Бельё полощут. 1926 г. Бумага, акварель. 23 х 32 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

1925 Сторожиха Ферапонтова монастыря. Х, м. 47х33 см. Томский ХМ (510x700, 92Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Сторожиха Ферапонтова монастыря. 1925 г.
Холст, масло. 47 х 33 см. Томский областной художественный музей.

1925 Девочка с книгой. Бум, кар. 30,5х23,5. Воронеж ХМ  (426x575, 56Kb)1925 Девочка. Бум, соус. 35,4х23,2. Тульский ХМ (376x575, 75Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. Девочка с книгой. 1925 г. Бумага, карандаш. 30,5х23,5 см. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. 2. Девочка. 1925 г. Бумага, соус. 35,4х23,2 см. Тульский областной художественный музей.

1926 Собирает камешки. Бум, акв. 25 х 18. Вологда ХМ (504x700, 111Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Собирает камешки. 1926 г. Бумага, акварель. 25 х 18 см.
Вологодский государственный музей-заповедник.

1915 Обложка журнала млечный путь с буквицей Амазонка Н. М. Чернышёва  (514x700, 120Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Амазонка из серии «Мифологическая азбука».
Журнал «Млечный путь». 1915 г. № 1 (8)

В критических статьях «Млечного пути» начинает вырисовываться эстетическая программа, отдельные положения которой найдут продолжение в программе общества «Маковец». В «Млечном пути» собрались литераторы и художники, вошедшие впоследствии в «Маковец» (А.М. Чернышёв, Н.Н. Ливкин, сам Николай Чернышёв, В.С. Барт). С журналом сотрудничали художники Н.И. Яныченко, И.А. Скуйе, Н.А. Тырса, В.А. Чернов, М.С. Родионов, П.И. Львов, П.А. Шиллинговский, А.С. Ястржембский, М.И. Курилко, скульптор С.Д. Эрьзя и другие. По отношению к авангардистским проявлениям в искусстве 1910-х годов позиция журнала была умеренно-скептической, что отчетливо видно из рецензии на выставку «Бубнового валета» или на петербургскую выставку Наталии Гончаровой...

1924 PORTRAIT OF THE POET ALEXEY CHERNYSHOV (1880-1961) Х, м. 63X48, ГТГ (518x700, 102Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет брата, поэта Алексея Чернышева (1880-1961).
1924 г. Холст, масло. 63 х 48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1927 Деревенский мотив. Бум, сангина. 27х36. СОВКОМ 2020 (700x591, 117Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Деревенский мотив. 1927 г. Бумага, сангина. 27 х 36 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2020 г.

1926 Уличная сценка. (510x700, 107Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Уличная сценка. 1926 г. Бумага, сангина.
Галерея художников «Масловка»

1925 Поющая в хоре (528x700, 154Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поющая в хоре. 1925 г.
Бумага, свинцовый карандаш, растушевка. 31,1 х 23 см.

1926 Портрет девочки. Бум, кар. ССХ (506x700, 55Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет девочки. 1926 г. Бумага, карандаш.
Собрание семьи художника.

1926 Голова девушки. (500x700, 48Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голова девушки. 1926 г. Бумага, сангина.
Новосибирский государственный художественный музей.

1926 Пионерка Наташа Деревцова (500x700, 103Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка Деревцова – воспитанница детского дома.
1926 г. Бумага, карандаш. 34 х 26,5 см. Галерея художников «Масловка»

1926 Поля (507x700, 85Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Поля. 1926 г. Бумага, карандаш.
Галерея художников «Масловка»

1927 Мария Журевич. Бум, каран. 35,5х27. Музей Карелии (615x700, 173Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Мария Журевич. 1927 г. Бумага, карандаш. 35,5 х 27 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1927 Профиль Мули. Бумага, карандаш. 31 × 24. ССХ (595x700, 107Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Профиль Мули. 1927 г. Бумага, карандаш. 31 х 24 см.
Собрание семьи художника.

1926 Цыганка. Рисунок (482x700, 85Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Цыганка. 1926 г. Рисунок.

1927 Моряки. бумага, карандаш графитный. 35,1х26,7. Ниж. Тагил ХМ (526x700, 103Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Моряки. 1927 г. Бумага, карандаш графитный.
35,1 х 26,7 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1915 Автопортрет. Из книги Московский Салон (553x700, 84Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1915 г. Картон, масло.

Именно в «Млечном пути» Н.М. Чернышёв почувствовал и понял самое главное в тогдашней национальной русской культуре - единство всех ее сторон и проявлений. А.А. Блок писал: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более - прозаик о поэте и поэт о прозаике...Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке...». В этом смысле история союза художников и поэтов «Искусство - жизнь» (будущий «Маковец») демонстрирует единение разных творческих личностей, их тесное общение, стремление к осуществлению общей идеи - идеи возрождения искусства.

1915 Портрет брата Михаила (М.М. Чернышев) Холст, масло. 42,3 х 35. ССХ (585x700, 83Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет брата Михаила (М.М. Чернышев). 1915 г.
Холст, масло. 42,3 х 35 см. Собрание семьи художника.

В 1914-1915 годах рождается великолепная графическая серия Николая Чернышёва «Мифологическая азбука», специально созданная для журнала «Млечный путь» и тесно связанная с поэтичными новеллами художника, опубликованными во многих номерах и, будучи неоконченным, включила в себя 11 листов, некоторые из которых имеют варианты. Возможно, работа над ними была начата раньше, но очевидно, что последние по времени листы выполнены Чернышевым тогда, когда он готовился к защите своего диплома в Петербургской Академии художеств.
Творчество Чернышёва этого периода носит в себе черты сознательной ориентации на прошлое (что отчасти оказывается сродни пассеизму объединения «Мир искусства»). Так, «Автопортрет», портрет поэтессы Марии Папер (оба - 1915), Кнута Гамсуна (1913) и брата Михаила (1915) вызывают аллюзии с работами Гольбейна...

1912-1915 Гравюры для букваря. А, гравюра. 31,4х23,8 см. ГМИИ им.Пушкина (537x700, 167Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Амазонка. Буква «А» из серии «Мифологическая азбука».
1912-1915 гг. Бумага, офорт. 31,4 х 23,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1915 «Буква В» («Вакханки»). Из серии «Мифологическая азбука». Бумага, офорт. 24 х 18,5. ССХ (525x700, 194Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Вакханки. Буква «В» из серии «Мифологическая азбука».
1915 г. Бумага, офорт. 24 х 18,5 см. Собрание семьи художника.

1915 Буква П. Психея (502x700, 124Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Психея. Буква «П» из серии «Мифологическая азбука».
1915 г. Бумага, карандаш. 26,5 х 15 см. Собрание семьи художника.

1912 Буква Ф. Фурия. Рисунок 3 (589x700, 168Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Фурия. Буква «Ф» из серии «Мифологическая азбука».
1912 г. Бумага, карандаш. Рисунок 26,5 х 15 см. Собрание семьи художника.

1914 Ночь. Илл. к р-зу Омутова Московским женщинам. Ж-л Млечный путь, №2 (468x700, 130Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ночь. Иллюстрация к рассказу Омутова
«Московским женщинам». Журнал «Млечный путь», 1914 г. № 2.

1922 Автопортрет. Х, м. 42х32. Нижний Новгород ХМ (545x700, 120Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1922 г. Холст, масло. 42 х 32 см.
Нижегородский государственный художественный музей.

В 1916-1917 гг. Н.М. Чернышев - участник Первой мировой войны, воевал на румынском фронте, был ранен, попал в госпиталь. После демобилизации по болезни в 1917 г. вступил в Союз художников-живописцев Москвы. В 1918 г. принимал участие в оформлении революционных празднеств в Москве. Занимался украшением Красной площади к 1 мая. В 1919-1921 гг. служил в Красной армии, откуда был откомандирован во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технологические мастерские) на должность профессора по кафедре техники монументальной живописи. В 1920-1928 гг. преподавал технологию стенописи в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве.

1926 Н.М. Чернышев во ВХУТЕМАСе (700x466, 85Kb)
Николай Михайлович был очень внимателен к студентам. Когда наступали каникулы, возил группу в Псков, Владимир, Новгород, Киев, Ферапонтово. Показывая фрески, всегда рассказывал о композиции всей стены, ритме пятен, общем колорите, строе стен или всего храма.

1928 Н.М.Чернышев (третий справа в верхнем ряду) с группой студентов Вхутемаса во время поездки в Киев2 (700x530, 94Kb)
Н.М. Чернышев (третий справа в верхнем ряду) с группой студентов ВХУТЕМАСа во время поездки в Киев.
Фотография 1928 г.

В 1927 году монументальную мастерскую посетил Диего Ривера, он оставил такую запись: «Я весьма удовлетворен тем, что вижу усилия моих товарищей - художников СССР, вижу монументальную живопись - живопись революции, и я хочу видеть расписанными стены рабочих клубов, библиотек, заводов; видеть пролетариат учителем жизни своего народа». Приезжал Анри Барбюс - сухощавый, порывистый человек. Долго беседовал с Николаем Михайловичем о том, каких специалистов готовит отделение и где они будут востребованы у себя в стране.

1918 Автопортрет (После возвращения с фронта). Холст, масло. 70 × 50. ГТГ (499x700, 128Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет (После возвращения с фронта). 1918 г.
Холст, масло. 70 × 50 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Полное название портрета «После румынского фронта. Желтуха».

Исторические события прервали художественные поиски Н.М. Чернышёва. Первая мировая война, румынский фронт, ранение, в госпитале его застала победа советской власти. Участвовал в оформлении первых революционных праздников - все это на определенное время отвлекло его от занятий искусством. К началу двадцатых годов художник вновь захвачен французской живописью, ставшей доступной в собрании Щукинского музея. Увлечение Пикассо, непродолжительный, но значимый для творчества мастера период кубизма и сезаннизма, стал временем углубленного постижения живописной формы. «С изучением Пикассо начинается более углубленное, профессиональное распознавание живописи. Происходит полный разрыв с учебой, начинается радостное творчество» («Натюрморт с красным ведром», 1919; «Город», 1920; «Голубой домик», 1921; «Дома и деревья», 1921), которые вошли в альбом «12 литографий», изданный в 1920-1921 гг.

1919 Улица зимой. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922».Бумага, угольный карандаш, акварель. 17 × 22,9 (700x500, 187Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Улица зимой. Из альбома «На улицах Москвы. 1919–1922». 1919 г.
Бумага, угольный карандаш, акварель. 17 х 22,9 см.

1921 Автопортрет 2 (498x700, 155Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1921 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_TitulList24 х 18,6 см (588x700, 61Kb)
Николай Чернышев. 12 литографий. Москва, 1921 г. Титульный лист.
Формат. 24 х 18,6 см. Тираж 25 нумерованных экземпляров.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_01 (492x700, 88Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Композиция. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_02 (492x700, 96Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Кубистический городской пейзаж.
Из альбома «12 литографий». 1920-1921 г.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_03 Город (492x700, 86Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Город. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_04 (546x700, 122Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Город. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_05 (La mia cella - моя клетка)  (546x700, 160Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). La mia cella - Моя клетка. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_06 (566x700, 185Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Композиция с бутылкой. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_07 (474x700, 115Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Деревья. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_08. Дома сквозь деревья, (546x700, 234Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Дома сквозь деревья. Литография по рисунку
«Пейзаж», 1921 г. 30,9 х 24,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_09 (490x700, 149Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Женщина с букетом и двумя бидонами.
Из альбома «12 литографий». 1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_10 (490x700, 183Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Моя Муза. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_11 Женщина с книгой, (569x700, 162Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Женщина с книгой. Из альбома «12 литографий».
1920-1921 гг.

1920-1921 N.CHernyishev_12_litografiy_12Натура (588x700, 151Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Природа (Nature). Из альбома «12 литографий».

1921-1922 гг.
1923 Динамич. комп. Литогр. 25,5 х 18 см. ЧС, Париж (444x700, 137Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Динамическая композиция. 1923 г.
Литография. 25,5 х 18 см. Частное собрание, Париж.

«Четверо из мансарды». Литографированный альбом-альманах со стихами Н. Рудина и А. Решетова и с вос (506x700, 176Kb)
«Четверо из мансарды». Литографированный альбом-альманах со стихами
Н. Рудина и А. Решетова и с восемью литографиями - четырьмя С. Герасимова
и четырьмя Н. Чернышева. Москва, 1920 г.

1921 Чернышев Николай Михайлович Фотограф Р.Иохансон (468x700, 92Kb)
Николай Михайлович Чернышев. Фотография Р. Иохансона, 1921 г.

ГИМН ЮНОСТИ

Образы тонконогих девчонок - главная любовь Николая Михайловича, которую он пронес через всю свою жизнь. Он жадно ловил их мимолетные движениями, которые, казалось бы, не поддаются фиксации. В его маленьких рисунках и акварелях ощущаются острый глаз и острая память, которые дали возможность запечатлеть эту трогательную красоту.
Сначала художник увлеченно рисовал девочек в студии Айседоры Дункан (он называл их «дунканши»), потом Тоню - свою будущую жену Антонину Александровну, потом трех дочерей. Жизнь счастливо одарила верного ей художника.
Потом портреты девочек из детского дома. Каждый лист имеет точную дату, на обороте записаны имена – Наташа Деревцова, Проскурина Оля, Шура Зверева, Лида Израилева. Это 1926 год. Все вместе портреты детей, полные «внутренней взволнованности видениями открывающегося им мира», недетской серьезности и печали, слагают удивительную галерею времени.

1924 Школа Дункан. (700x644, 236Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Школа Дункан. 1924 г.

1925 Школа Дункан. Холст, масло. 53 × 69. ССХ (700x546, 124Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Школа Дункан. 1925 г. Холст, масло. 53 × 69 см. Собрание семьи художника.

1926 В балетной школе. Х, м. 54 х 71,5. Челябинск (700x524, 111Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). В балетной школе. 1926 г. Холст, масло. 54 х 71,5 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1924 На берегу. Купальщица. Бум, цв. кар. 34,5 х 17; 36,3 х 25,4. Вологда (400x555, 63Kb)1924 Обнаженная купальщица. Бум, санг. 36 х 17,5; 36 х 25. Вологда ХМ (385x555, 62Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 1. На берегу. Купальщица. Бумага, цветной карандаш. 36,3х25,4 см. 2. Обнаженная купальщица. Бумага, сангина. 36х25 см. Оба рисунка 1924 г. Вологодская областная картинная галерея.
1925 Две обнаженные. Бум, сангина. 35,5х26,5. Воронеж ХМ (415x560, 58Kb)1925 Одевающая рубашку. Бум, санг.30,5х21,5. Воронеж (395x560, 46Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 3. Две обнаженные. Бумага, сангина. 35,5х26,5 см. 4. Одевающая рубашку. Бумага, сангина. 30,5х21,5 см. Оба рисунка 1925 г. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
1925 Обнаж-я. Бум, сепия. 35,5х26, Воронеж. (411x575, 59Kb)1925 На берегу. Бум, кар. 26 х 17,5. Воронеж (379x575, 67Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 5. Обнаженная. Бумага, сепия. 35,5х26 см. 6. На берегу. Бумага, карандаш. 26х17,5 см. Оба рисунка 1925 г. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

1925 Одевающаяся. Бум, кар. 28 х 19. Воронеж (400x615, 53Kb)1925 Стоящая обнажённая. Бум, уголь.36 х 26. Воронеж  (415x615, 56Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). 7. Одевающаяся. Бумага, карандаш. 28х19 см. 8. Стоящая обнажённая. Бумага, уголь. 36х26 см. Оба 1925 г. - Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

На работах Н.М. Чернышева девочки, как птицы, взлетают на качелях, купаются с лодки на озере Мячино, выжимают намокшие платья, весело плещутся под душем, собирают камушки на берегу, заплетают косы, пугаются кого-то, ласково держат козленка, раненую птицу. Их фигуры сцеплены в остром силуэте, в свободных, вольных движениях; эти милые подружки в жизни и на холсте как бы все время чувствуют друг друга. Они входят в пейзаж, растворяясь в этом большом едином мире и сливаясь с теплым вечером там, где слушают соловья.
Они возвышены бедой и ярким светом души художника. Сострадая, радуясь, любя, Чернышев создает образ Надежды. Здесь звучит та же мысль, что и в «Мифологической азбуке», но теперь тема пленительной юности и чистоты, светлого огня, побеждающего смерть, обретает иное содержание – реальное, близкое, развивающееся.

1926 Модель на желтом. Х, м. 108 х 51 см.  ГТГ (331x700, 79Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Модель на желтом.
1926 г. Холст, масло. 108 х 51 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1926 Модель на синем. Бум, акв. 35,5х23. Ростов-на-Дону ХМ (441x700, 99Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Модель на синем. 1926 г.
Бумага, акварель. 35,5 х 23 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.

1925-1955 Юная. Х, м. 143х64. Томский ХМ (311x700, 63Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная. 1925-1955 гг.
Холст, масло. 143 х 64 см.
Томский областной художественный музей.

1927 Выбегающая из воды. Бумага, акварель. 36 × 26,5. ССХ (509x700, 92Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Выбегающая из воды. 1927 г.
Бумага, акварель. 36 × 26,5 см. Собрание семьи художника.

1922 Автопортрет с Венерой. Холст, масло. 95,5 × 68,5. ГТГ (476x700, 104Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет с Венерой. 1922 г.
Холст, масло. 95,5 × 68,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ПИОНЕРСКАЯ СЕРИЯ Н.М. ЧЕРНЫШЕВА

«В 1923-1924 годах начали вырисовываться контуры моих образов, - вспоминал художник. - С жаром принялся я за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях, в трудовой школе, на детских технических станциях, на пионерских парадах и слетах». Так мастер находит свою тему... 1920-е и 1930-е годы можно считать порой возмужания в творчестве Чернышёва. Все особенности, составляющие основу его искусства, были развиты именно тогда. В этот период складывается его самобытный стиль.

1924 Пионерский парад Первого мая. Эскиз. Холст, масло. 57 × 68. ССХ (700x547, 191Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерский парад Первого мая. Эскиз. 1924 г. Холст, масло. 57 × 68 см.
Собрание семьи художника.

1927 Пионеры. Бум, акв. 84х65. Муз. совр. истории России (550x700, 102Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионеры. 1927 г. Бумага, акварель. 84 х 65 см.
Музей современной истории России, Москва.

1928 Пионеры. Бумага, сепия. 45 × 33 см. ССХ.  (534x700, 118Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионеры. 1928 г. Бумага, сепия. 45 × 33 см.
Собрание семьи художника.

1925 Пионерка Горюхина. Х, м.58х40. Саратов ХМ (504x700, 103Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Пионерка Горюхина. 1925 г. Холст, масло. 58 х 40 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1925 Красный город. Х, м. 71 x 44,5. ГРМ (420x700, 97Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Красный город. 1925 г. Холст, масло. 71 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1927 Девочка с книгой (421x700, 91Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с книгой. 1927 г.

1925 Идущие девочки (551x700, 176Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Идущие девочки. 1925 г.

1927 Тоня (Радищевский музей) (2) (550x700, 105Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Тоня (Будущая жена художника). 1927 г.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1926 Верба распустилась. Холст, масло. 54 x 71. (В раме). ГРМ (700x516, 144Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Верба распустилась. 1926 г. Холст, масло. 54 x 71 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Возвращение с купанья. Холст, темпера. 72 x 89. (В раме). ГРМ (700x556, 111Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Возвращение с купанья. 1928 г. Холст, темпера. 72 x 89 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926 На пляже. Бумага, акварель. 22,5 × 32. ГТГ (700x502, 130Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). На пляже. 1926 г. Бумага, акварель. 22,5 × 32 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1925 Урок труда (700x531, 138Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Урок труда. Эскиз. 1925 г.

1930 Юная пионерка. Х, м. 101 x 64. ГРМ (413x700, 126Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная пионерка. 1930 г. Холст, масло. 101 x 64 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1922 Автопортрет. (536x700, 194Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет. 1922 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1921 г. Н.М. Чернышев участвовал в формировании Союза художников и поэтов «Искусство-жизнь», позднее переименованного в «Маковец». По свидетельству художника, решающую роль в его творческом становлении сыграло создание в Москве общества «Маковец» (первоначальное название - «Искусство - жизнь»). Деятельность «Маковца» в художественной жизни 1920-х годов ассоциируется прежде всего с Василием Чекрыгиным. Что касается Чернышёва, то он не только поддерживал все организационные начинания группы, о чем свидетельствуют архивные материалы и дневниковые записи Николая Михайловича, хранящиеся в семье художника. Его можно назвать одним из главных «летописцев» общества с момента его зарождения и до той поры, когда оно прекратило свое существование. Для членов «Маковца» характерно стремление к искусству бытийному, к мощному синтезу, монументальности. Этим идеям в полной степени соответствовало искусство В.Н. Чекрыгина и Н.М. Чернышёва, а также отчасти А.В. Шевченко и К.Н. Истомина.

1921 Художники объединения «Маковец». Фотография. Архив семьи Н.М. Чернышёва 2 (700x581, 220Kb)
1930 Портрет жены А.А. Чернышевой (род. 1912)_Холст, масло. 45х35 см. (539x700, 94Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1930 г. Холст, масло. 45 х 35 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Женой Чернышева стала одна из его юных моделей Антонина Александровна - друг, муза
и ангел-хранитель Николая Михайловича. Вместе они прожили более 40 лет, у них было три дочери.

1930 Портрет жены. Х, м. 42,5 х 36. Челябинск (568x700, 101Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Портрет жены. 1930 г. Холст, масло. 42,5 х 36 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1928 Девушка с золотыми волосами (536x700, 119Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девушка с золотыми волосами. 1928 г.
Галерея художников «Масловка».

1928 Девушка в голубой шапке (549x700, 188Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девушка в голубой шапке. 1928 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928 Девочка с букетом. ГТГ (476x700, 137Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с букетом. 1928 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1929 Голова девушки. Х, м. 53,5x44,5. ГРМ (584x700, 156Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Голова девушки. 1929 г. Холст, масло. 53,5 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Девочка с косичками. Бумага, уголь. 35,8 × 27. ССХ (532x700, 158Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с косичками. 1928 г.
Бумага, уголь. 35,8 х 27 см. Собрание семьи художника.

1929 Девочка с козленком (Юная колхозница) Х.М. 96х60 см. ГРМ (434x700, 140Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Девочка с козленком (Юная колхозница). 1929 г.
Холст, масло. 96 х 60 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Не случайно именно «Девочка с козленком» была в числе картин, представляющих нашу страну
на XVII Венецианской биеннале в 1930 году.

1928 Воспоминания о Новгороде.Бумага, акварель. 38,7 × 28. ГТГ (476x700, 100Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Воспоминания о Новгороде. 1928 г.
Бумага, акварель. 38,7 х 28 см. Государственная Третьяковская галерея.

1928-1972 Ветренный день за городомХолст, масло. 93 × 70,5. ССХ (532x700, 118Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Ветреный день за городом. 1928-1972 гг.
Холст, масло. 93 х 70,5 см. Собрание семьи художника.

1928 Прохладный день. (Смоленский ХМ) 2 (2) (700x525, 100Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Прохладный день. 1928 г. Смоленская художественная галерея.

1928 Юная модель. Х, м. 87 х 71 см. ГРМ (535x700, 76Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Юная модель. 1928 г. Холст, масло. 87 х 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930 Спящий амур, 27×36 (700x526, 145Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Спящий амур. Эскиз. 1930 г. Холст, масло. 27 х 36 см.

1923 Автопортрет в профиль. Карт, м. 46 х 35 см. Саратов ХМ (545x700, 92Kb)
Н.М. Чернышев (1885-1973). Автопортрет в профиль. 1923 г.
Картон, масло. 46 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

В 1927-1928 гг. Н.М. Чернышев совершает первые поездки по древнерусским городам – в Новгород, Псков, Владимир, Ферапонтово, Вологду вместе с С.В. Герасимовым, М.С. Родионовым и М.А. Добровым. Начинается его исследовательская работа по изучению фрески, поиски минеральных красок, которыми писали древние мастера.
В 1930 году выходит его книга «Техника стенных росписей»...

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 563-564, 581.

(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЧЕРНЫШЁВ (1885-1973) ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»