• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947), ЧАСТЬ IV 03-04-2023 16:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1938 М. Соколов 3 (700x385, 77Kb)
М.К. Соколов. Фотография 1938 г.

М.К. Соколов - один из наиболее виртуозных рисовальщиков и значительных книжных иллюстраторов своего времени. Его творческую биографию можно условно разделить на три этапа: до 1923, с 1923 по 1938, после 1938 года. В 1938 году М.К. Соколов был арестован по ложному доносу и осужден на 7 лет лагерей. Сослан на станцию Тайга Кемеровской области. Основную часть работ последнего периода составляют выполненные в заключении миниатюры: вымышленные пейзажи и сценки, считающиеся вершиной искусства художника. При их создании Соколов, стесненный в традиционных технических средствах, использовал подручные материалы — грифели цветных карандашей, уголь, мел, обожженную спичку, зубной порошок и даже битый кирпич, добиваясь необычайной выразительности. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 году в связи с тяжёлым состоянием здоровья. После освобождения с 1943 по 1947 год жил в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Умер в Москве в 1947 г. от рака желудка.


1936 Пушкин. Бум, санг. 29х21. Челябина (495x700, 119Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). А.С. Пушкин. 19.XII.1936 г. Бумага, сангина. 29 х 21 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

ТРАВЛЯ ИСКУССТВОВЕДОВ
из «стана врагов» (Абрам Эфрос, Иосиф Бескин и др.)

В 1936-1938 гг. М.К. Соколов преподавал в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
14 февраля 1936 в газете «Комсомольская правда» напечатана статья под заголовком: «Против формализма и ”левацкого” уродства». Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». 17 февраля 1936 года в газете «Советское искусство» влиятельный искусствовед Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) опубликовал рецензию под названием «Выставка незамеченных». О Соколове он написал так: «Талантливость Соколова несомненна. Его техничность очень (sic!) незаурядна. …Однако Соколов неощутим (sic!). Почему? Потому что он удручающе нежизнен. ЭТО НЕ ХУДОЖНИК (sic!), это тень художника. … Живой жизни нет, живой темы нет, живого зрения нет, живой руки нет. Поэтому вся талантливость и техничность Соколова идут куда-то к чертовой бабушке (sic!). На Соколова трудно и горько смотреть».


1936 Моряк.  Бумага, тушь, кисть, перо. ЧС, Москва (637x700, 101Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Моряк. 1936 г. Бумага, тушь, кисть, перо. Частное собрание, Москва.

1937 Дама в шлчпке. бумага, тушь, перо 27,2 х 21. ЯХМ (543x700, 111Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 1937 г. Бумага, тушь, перо 27,2 х 21 см.
Ярославский художественный музей.

1937 Дама с птицей. бумага, тушь, перо, кисть, процарапывание 16,7 х  12,5. ЯХМ (520x700, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1937 г. Бумага, тушь, перо, кисть,
процарапывание 16,7 х 12,5 см. Ярославский художественный музей.

1937 Дама в широкополой шляпе с вуалью.бумага, тушь, перо, кисть. 29,7 х 21,2. ЯХМ (500x700, 130Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в широкополой шляпе с вуалью. 1937 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 29,7 х 21,2 см. Ярославский художественный музей.

1937 Обнаженная. Бум, паст. 37.6х32. ЯХМ. Из собр. М.И. Баскаковой. (567x700, 87Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1937 г. Бумага, пастель. 37,6 х 32 см.
Ярославский художественный музей. Из собрания М.И. Баскаковой.

1937 Дама. АО «ВДНХ» (560x700, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Из цикла «Прекрасные дамы». 1937 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.

1937 Прогулка. Из серии Всадники. (516x700, 148Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Прогулка. Из серии «Всадники». 1937 г.
Бумага, акварель, тушь, перо. 1937 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 Дама с веером. Бумага, акварель, тушь. 35 х 25 см. Аук Рус эмаль, 2019 (530x700, 187Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1938 г. Бумага, акварель, тушь. 35 х 25 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2019 г.

1938 Курносая девушка. Бумага, тушь, перо. 29,7х26,4 см. Тверская КГ (630x700, 77Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Курносая девушка. 1938 г. Бумага, тушь, перо. 29,7 х 26,4 см.
Тверская областная картинная галерея.

«Благодаря тому, что какие-то олухи причислили его к формалистам, человек живёт в невероятных условиях, голодает - одним словом, бедствует, пожалуй, так, как бедствовать у нас сейчас приходится немногим. А художник воистину замечательный, впитавший в себя все благородные традиции французских мастеров последнего столетия, он всё-таки с очень яркой своей физиономией создал шедевры, которые будут в состоянии выдержать соседство любого импрессиониста» (Из письма С. Орлова, 1937)

1937 Большая Никитская. Х, м. 47см x 50см. НУКУС (700x520, 193Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Большая Никитская. 1937 г. Холст, масло. 47 x 50 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1935-1938 Городской пейзаж Х, м. 44,6х50 см. Саратов. (700x608, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1935-1938 гг. Холст, масло. 44,6 х 50 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1938 Наездница, стоящая на лошади, и клоун. бумага, тушь, перо. 21.8см x 31.4см. НУКУС (700x490, 136Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница, стоящая на лошади, и клоун. 1938 г. Бумага, тушь, перо. 21,8 x 31,4 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

ФОТО Дома_1_и_3_на_улице_Верхняя_Масловка_в_Москве (700x374, 99Kb)
Москва. Дом художников на Верхней Масловке, д.1.

В октябре 1938 года по звонку друзей И.В. Сталину наконец М.К. Соколову дали небольшую мастерскую в Доме художников на Масловке. Далее из дневника Соколова: «14 октября 1938. Утро. Вчера у меня был, действительно, тяжелый день. Переезд (в мастерскую) совершился». Ему дали мастерскую, но только он стал туда переезжать, как на него был написан донос, и не кем-нибудь, а известным плакатистом Леоном Леткаром! И через 2 недели 26 октября 1938 года был арестован.
22 марта 1939 г. ПРИГОВОР Мосгорсуда. М.К. Соколов осужден по статье 58 (пункт 10) за «антисоветскую пропаганду» на 7 лет исправительно-трудовых лагерей (с правом переписки). 16 апреля 1939 года по его делу судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР вынесла определение. Наказание отбывал на станции Тайга.
Примечание.
2 января 1939 г. Вскрыта ранее опечатанная мастерская художника. По составленной в момент вскрытия Описи в мастерской находилось в то время 125 живописных работ и более 1000 рисунков.

19784_862085273838576_8528847748989276794_n (551x700, 158Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Эскиз оформления книги. Музей рисунка.

19797_900 (492x700, 94Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дружеский шарж на Антонину Софронову (?)
Музей рисунка.

19305_900 (560x700, 116Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. Музей рисунка.

Ева. Аук (274x700, 88Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Ева. Частное собрание.

Балерина. Из собр. Левитина (525x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Балерина. 1930-е. Бумага, тушь. 20,1 х 16,4 см.
Из коллекции Г.М. Левитина.

Цилиндр и перчатки. Б.г. Х, м. НУКУС (700x532, 74Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Цилиндр и перчатки. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

Натюрморт с дыней. Дер, м. 51×53. ЧС (700x669, 196Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с дыней. Дерево, масло. 51 х 53 см. Частное собрание.

Городской пейзаж (двусторон. карт). Натюрморт Х, м.44,6х50. Саратов. (700x616, 144Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт (Двусторонняя картина). Холст, масло. 44,6 х 50 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Букет цветов и фрукты на синем фоне. Б.г. Фанера, м. НУКУС (492x700, 107Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Букет цветов и фрукты на синем фоне. Фанера, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
1940 Автопортрет. лагерь (552x700, 186Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет в лагере. 1940 г.
Бумага, чернила коричневые. 6,3 х 5,3 см.

Октябрь 1939 г.
Все работы Соколова, бывшие в мастерской, по доверенности, присланной Соколовым из лагеря, взял на хранение инженер В.С. Городецкий (1890-1974). До прибытия в лагерь на станции Тайга Кемеровской области М.К. Соколов пережил три этапа. Первое время пребывания в лагере М.С. Соколов работал на общих работах (лесоповал), но вскоре его перевели в больничный барак. Из больницы он был переведен в инвалидный барак, так как он был отнесен к инвалидам первой категории, которая давала освобождение от работ. Там он опять начал рисовать, а рисунки посылал в письмах к друзьям. С осени 1939 года переписка с родными (в Ярославле) и друзьями (в Ленинграде и Москве) стала регулярной. Никаких ограничений на переписку и получение посылок не было. К сожалению, не все его рисунки доходили до адресатов.

ЛАГЕРНЫЕ РИСУНКИ МИХАИЛА СОКОЛОВА

1940 + Из цикла Тайга 2 (700x537, 150Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Тайга» (1). 1940 г. Бумага, тушь, перо.

1940 + Из цикла Тайга 1 (700x446, 109Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Тайга» (2). 1940 г. Бумага, тушь, мел.

1940 + Весенний пейзаж с оленями. Из цикла Тайга. ЯХМ  (700x587, 167Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга весной. 1940 г. Бумага, коричневая тушь.

1940 + Пейзаж с лисой. Из цикла Тайга. (700x572, 168Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с лисой. Из цикла «Тайга». 1940 г.

1940 + Пейзаж. Тайга 7,3 х 6 см. ЯХМ. бумага, чернила синие, мел (582x700, 141Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж. Из цикла «Тайга». 1940 г.
Бумага, чернила синие, мел. 7,3 х 6 см.
Ярославский художественный музей.

1940 + Пейзаж с бурундуком. Из цикла Тайга. бумага, чернила коричневые, акварель, мел. 5,9 х 8,2 см. ЯХМ (700x508, 164Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с бурундуком. Из цикла «Тайга». 1940 г. Бумага, чернила коричневые,
акварель, мел. 5,9 х 8,2 см. Ярославский художественный музей.

1940 + Пейзаж с оленем. Из цикла Тайгабумага, чернила коричневые, перо, кисть. 10,7 х 7,3 см. ЯХМ (471x700, 186Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленем. Из цикла «Тайга». 1940 г.
Бумага, чернила коричневые, перо, кисть. 10,7 х 7,3 см.
Ярославский художественный музей.

1941 + Прогулка с собакой. Дерево, масло. ЯХМ (547x700, 109Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Прогулка с собакой. 1941 г. Дерево, масло.
Ярославский художественный музей.

1940-х + начало. Станция Тайга. Фанера, масло 25,5 х 38 СОВКОМ, 2011. ОРИГИНАЛ (700x479, 182Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Станция Тайга. Начало 1940-х гг. Фанера, масло. 25,5 х 38 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.

1943 Автопортрет.-14.06.1943. Бум, фиолет. чернила. 9,1 х 7,3 см 22 (700x372, 159Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 14 июня 1943 г. Бумага, фиолетовые чернила. 9,1 х 7,3 см.
Справа – стихи в письме от 16 сентября 1943 г.

1943 Автопортрет.-14.06.1943 (559x700, 206Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Фрагмент. 14 июня 1943 г.

В лагере Михаил Соколов продолжал работать и в письмах к друзьям присылал художественные миниатюры, рисованные подручными материалами.
Рисунки делались на маленьких листочках бумаги, иногда на конфетных обёртках, пером, карандашом и были чуть подкрашены. В Москве ими любовались как живописными видениями. В них изображались тайга, снег, сосны (Н. Тарабукин).
От непосильной работы и бескормицы 55-летнего Соколова настигли лагерные болезни: пеллагра, анемия. Зимой 1943-го здоровье Соколова настолько ухудшилось, что его досрочно освободили - без снятия судимости и с запрещением жить в Москве. Он с трудом добрался до Ярославля, где жили его мать, сестры и брат. Но семья отказалась от опального художника и после выписки из больницы, где он провел 8 месяцев, принять к себе не решилась.

1943 9 января Справка об освобождении М.С (выдана 21.02.1943) (700x488, 131Kb)
Справка об освобождении М.К. Соколова 9 января 1943 года (выдана 21 февраля 1943 г.)

За пять лет, проведенных в заключении на станции Тайга, Михаил Соколов написал десятки миниатюр – очень маленьких пейзажей, исполненных горелой спичкой (заменявшей кисть, которой не было) на кусочках папиросной бумаги – вместо холста. Ничего подобного в русской живописи до Соколова не существовало.

Пейзаж + (Лагерь). Смеш. техн. 3,5 х 6 см. ЧС, Москва (700x381, 142Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж (Лагерь). 1940-1943 гг. Бумага, смешанная техника. 3,5 х 6 см.
Частное собрание, Москва.

Лес + люди-лошади (700x542, 203Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Лес. Люди. Лошади.1940-1943 гг.

Окраина +-города (700x499, 150Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Окраина города. 1940-1943 гг.

Река. +-Зелень.-Люди.-Птицы (700x546, 161Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Река. Зелень. Люди. Птицы. 1940-1943 гг.

Осень. + -Берег-реки.-Две-фигуры (700x551, 152Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Берег реки. Две фигуры. 1940-1943 гг.

Осень.+ -Две-фигуры-Карандаш (700x532, 161Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Две фигуры. 1940-1943 гг. Бумага, карандаш.
Последние лагерные картины Соколова отдаленно напоминают «снежные» пейзажи Альфреда Сислея:

А. Сислей (1839-1899). Подход к железнодорожной станции. Бум, пастель. 38.4×46 см. Художественный музей Цинциннати, (700x588, 159Kb)
А. Сислей (1839-1899). Подход к железнодорожной станции. 1888 г. Бумага, пастель. 38,4×46 см.
Художественный музей Цинциннати, США.

Осень. + Лес. Поле. Люди (почти Сислей) (700x548, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Лес. Поле. Люди. 1940-1943 гг.

Поле.-Всадник.-Деревня (700x418, 108Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Поле. Всадник. Деревня. 1940-1943 гг.

Три-всадника (700x438, 113Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Три всадника. 1940-1943 гг.

Тайга.-Миллиметровка (538x700, 216Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга. 1940-1943 гг. Миллиметровая бумага, карандаш.

1949 Дом пионеров, 1949 г. фото рыбинского музея-заповедника (700x362, 98Kb)
Дом пионеров в Рыбинске. Фотография 1949 г. Рыбинский музей-заповедник.

Друзья чудом нашли Сорокину должность преподавателя изобразительного искусства в Доме пионеров Рыбинска.
«Рыбинск встретил меня совершенно по-иному, чем Ярославль. Директор Дома пионеров – милейший человек, делает для меня все, чтобы мне было как можно лучше! Дня через два переезжаю туда, где мне отвели две комнаты. Одна 10 кв. м. с печкой (я люблю топку печки) – это моя спальня и кабинет, другая 18 кв. м, в два окна – это моя мастерская-студия. С питанием меня прикрепляют к лучшей столовой, где дают завтрак, обед с хлебом, булочкой, сахаром и чашкой кофе, второе – мясное. Одним словом, это первая улыбка жизни за 5 с лишним лет. Делюсь с вами первой радостью».

1940-1943 + Портреты (600x700, 137Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к литературным произведениям Ч. Диккенса,
Анри де Ренье, Л.Н. Толстого и др. 1940-1943 гг. Бумага, тушь, чернила, карандаш.

1940 + Восп. о старой Испании — копия (700x520, 125Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Воспоминания о старой Испании. 1940 г.
Бумага, чернила, акварель. 15,4 х 10,4 см.

1940 + Испанец — копия (470x700, 124Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Испанец. На обороте «Воспоминаний о старой Испании».
1940 г. Бумага, чернила, акварель, процарапывание. 15,4 х 10,4 см.

1940 + Паганини. 7,8х6,2. Лагерь. ст.Тайга. (532x700, 175Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Паганини (Лагерь, станция Тайга). 1940 г.
Бумага (калька), коричневый карандаш.7,8 х 6,2 см.

1940 + Из серии Цирк  (700x449, 508Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Цирк». 1940 г. Бумага, акварель, тушь, чернила, мел.

1940-е + В лесу. Бумага, акварель. 10,2х12 см (700x573, 202Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). В лесу. 1940-е гг. Бумага, акварель. 10,2 х 12 см.

1943 + Пейзаж с оленями. Из цикла Тайгабумага серая, чернила синие, перо, кисть, мел. 12,5 х 9,5 см (527x700, 168Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленями. Из цикла «Тайга». 1943 г.
Бумага серая, чернила синие, перо, кисть, мел. 12,5 х 9,5 см.

1940-е + Пейзаж с оленями и птицами. Бум, чернила,  процарап. 8,1. х 6,1. ЯХМ (534x700, 114Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленями и птицами. 1940-е гг.
Бумага, чернила, процарапывание. 8,1 х 6,1 см.
Ярославский художественный музей.

1940-1943 Тайга + Пейзаж. бумага, чернила черные, перо, кисть. 7,4 х 4,8 см. ЯХМ (465x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга. Пейзаж. 1940-1943 гг.
Бумага, чернила черные, перо, кисть. 7,4 х 4,8 см.
Ярославский художественный музей.

1940-1943 + Купальщицы. Иллюстрация. бумага, чернила, перо, кисть, мел. 10,8  х 6,4. ЯХМ (421x700, 92Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. Иллюстрация. 1940-1943 гг.
Бумага, чернила, перо, кисть, мел. 10,8 х 6,4 см.
Ярославский художественный музей.

В тумане + (700x657, 172Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш, мел. 6,9 х 7,6 см.

1940 + Натюрморт с красными и розовыми цветами. Х, м. 54.5 x 61см. НУКУС (700x630, 215Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с красными и розовыми цветами. 1940 г. Холст, масло. 54,5 x 61 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1940 + Натюрморт с арбузом. ЯХМ (700x518, 160Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с арбузом. 1940 г. Ярославский художественный музей.

1943 + Натюрморт с рыбой. Рыбинск. Х., м. 36х48. Саратовский ХМ (700x529, 151Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с рыбой. Рыбинск, 1943 г. Холст, масло. 36 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову, как он ни пытался, не удалось. Отогревшись сердцем, в Рыбинске Михаил Соколов стал творить еще активнее - он возвращается к большой графике и станковой живописи, создает иллюстрации к Пушкину и Гоголю, Диккенсу и Мопассану. Исследовательница творчества Соколова Нина Голенкевич пишет:
«В этот период мастер воплощает незавершенные замыслы. В Рыбинске он создает десятки пейзажей и натюрморты, отмеченные высочайшим мастерством, среди которых особое место занимает цикл «Птицы». Работы наполнены эмоциональной жизнью личности – от страдания, скепсиса и пессимизма до торжества и возвышенного».

1940-е + Птицы. Х, м. 53х70 см. Тверская КГ (700x532, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы. 1940-е гг. Холст, масло. 53 х 70 см.
Тверская областная картинная галерея.

1940-е + Из серии Птицы 2 (700x529, 169Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из серии «Птицы». 1940-е гг.

1940-е + Натюрморт. Битая птица и фрукты. (700x560, 234Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Битая птица и фрукты. 1940-е гг.

1940-е + Натюрморт с селедкой. Х, м. 46.5см x 70см(Нукус) (700x475, 177Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с селедкой. 1940-е гг. Холст, масло. 46,5 x 70 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1944 + Иллюстрация. бумага, уголь, мел, карандаш графитный. 27,9 х 22,8. ЯХМ (573x700, 90Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация. 1944 г. Бумага, уголь, мел,
карандаш графитный. 27,9 х 22,8. Ярославский художественный музей.

1944-1947 + Гамлет. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира Гамлетбумага папиросная, чернила, мел, карандаш черный10,2 х 6,9 см. ЯХМ (473x700, 111Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Гамлет. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира.
1944-1947 гг. Бумага папиросная, чернила, мел, карандаш черный. 10,2 х 6,9 см.
Ярославский художественный музей.

1944-1946 + Дама в шляпке (в профиль) бумага, карандаш черный 30 х 20,8. ЯХМ (492x700, 124Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке (в профиль). 1944-1946 гг.
Бумага, карандаш черный. 30 х 20,8 см.
Ярославский художественный музей.

1944 Дама с веером (656x700, 211Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером (1). 1944 г. Картон серый,
самодельная пастель, белила. 58,5 х 55 см. Собрание Романа Бабичева.
А здесь тональность оригинала придется выяснять у владельца коллекции.

1944 Дама с веером 2 (658x700, 242Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером (2). 1944 г. Картон серый,
самодельная пастель, белила. 58,5 х 55 см. Собрание Романа Бабичева.

1946 + Дама в красном (Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой). бум. на карт, пастель, каран. черный, каран. графитный. 31,2 х27,2. ЯХМ (603x700, 155Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном (Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой).
1946 г. Бумага на картоне, пастель, карандаш черный, карандаш графитный. 31,2 х 27,2 см.
Ярославский художественный музей.

1944-1946 + Дама в шляпке. Бум, санг. 22 х 17,8. ЯХМ (567x700, 114Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 1944-1946 гг. Бумага, сангина. 22 х 17,8 см.
Ярославский художественный музей.

1946 + Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой. Бум, акв, белила, каран. ЯХМ (534x700, 92Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой. 1946 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. Ярославский художественный музей.

1947 + Портрет молодой дамы в профиль. бумага, акварель, тушь, 26,9x19. Гал АртПанорама, Мск (497x700, 106Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет молодой дамы в профиль. 1947 г.
Бумага, акварель, тушь, 26,9 x 19 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1945 Дворцовая пл. Бум. каранд. 6х8,3. (700x507, 80Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дворцовая площадь. 1945 г. Бумага, карандаш. 6 х 8,3 см.

1945 Нева. Б., тушь. 6х8. (700x569, 64Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Нева. 1945 г. Бумага, тушь. 6 х 8 см.

1946-1947 + Баржи. Х, м.  25х17,5 Нов Иерус (700x504, 107Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Баржи. 1946-1947 гг. Холст, масло. 25 х 17,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1944 + Рисунок двухсторонний М.К. Соколов Лагерь в горах. 1944 г (700x507, 106Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Лагерь в горах. Двусторонний рисунок. 1944 г.

Словно не в силах отвыкнуть от лагерного дефицита материалов, Соколов продолжал рисовать миниатюры. Так, в январе 1946-го он пишет:
«Последние дни делаю по 20-25 вещей размером в вершок (4,5 см — прим. ред.) и меньше. Много Рыбинска и Санкт-Петербурга, романтических и многофигурных композиций: двор Людовика XIV, Наполеон в окружении свиты, Павел I на параде, двор Екатерины II. Темы исторические, но с произволом, для меня важна «атмосфера», а не пуговицы на костюме».
За четыре года, что он жил в Рыбинске, художник успел сделать очень много. В мае 1947 года он записывает:
«Пишу, как голодный ест, – по 8-10 штук в день. Был день, когда написал 14 вещей. Натюрморт с черепом и цветком. Цветок утверждает жизнь, поэтому, несмотря на череп (смерть), он не пессимистический».

1944-1946 +  Пейзажи (700x612, 127Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Четыре рисунка из цикла «Пейзажи». 1944-1946 гг.
Бумага, акварель, черный карандаш.

1944-1946 + Пейзажи 3 (700x491, 127Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Два пейзажа и исторические рисунки. 1944-1946 гг.
Бумага, акварель, карандаш черный, мел.

1944-1946 + Пейзажи 2 (700x667, 151Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Романтическая сцена. Купальщицы. 1944-1946 гг.
Бумага, акварель, черный карандаш.

1944-1946 + Осень — копия (700x593, 143Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш, мел. 12,1 х 14 см.

1944-1946  + Пейзаж с лодкой (700x436, 126Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с лодкой. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш,
мел. 6,1 х 9,9 см.

1946 + Рыбы, фрукты, бокал. Фанера, м. 30х33,5. Нов Иерус (700x523, 148Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Рыбы, фрукты, бокал. 1946 г. Фанера, масло. 30 х 33,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1944 Автопортрет.  (685x700, 125Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет 1944 г. Бумага, чернила. 6,1 х 4,5 см.

Трагическая тема, изображающая убитых птиц, появилась у Соколова неслучайно. Страдая в Рыбинске от одиночества, художник делил свою судьбу с галчонком, которого подобрал во дворе. Смерть галчонка тяжело подействовала на художника, но, конечно, этим сюжетом из жизни не исчерпывается содержание работ, тем более что к этой теме Соколов обращается еще в 1930-е годы, и, кажется, в этих, как правило, полных драмы произведениях - отражение судьбы мастера.

1946 + Убитая птица. Натюрморт (Рыбинск). Х, м. 33,4х36. Саратов ХМ (700x641, 196Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Убитая птица. Натюрморт. Рыбинск, 1946 г. Холст, масло. 33,4 х 36 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1947 + Птица. Карт, м. 52х62 м. Из собрания музея Новый  (700x576, 141Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птица. 1947 г. Картон, масло. 52 х 62 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Из серии Птицы. Мертвые голуби. Карт. 40х55. Нов Иерус (700x509, 137Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвые голуби. Из серии «Птицы». 1947 г. Картон, масло. 40 х 55 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Натюрморт с черной птицей (Рыбинск) Карт, м. 25х35. Саратов ХМ (700x507, 130Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с черной птицей. Рыбинск, 1947 г. Картон, масло. 25 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1947 + Две птицы. Карт, м. 23 х30,3. Из собрания музея Новый  (700x541, 153Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Две птицы. 1947 г. Картон, масло. 23 х 30,3 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Две птицы. Карт, м. 25х35. Из собрания музея Новый  (700x484, 130Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Две птицы. 1947 г. Картон, масло. 25 х 35 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1946 + Мертвая птица. Холст, масло. 45х57 (700x557, 151Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвая птица. 1946 г. Холст, масло. 45 х 57 см.
Интересно, что эта картина экспонировалась в 2015 году на выставке «Кафка. Живопись и графика
художников XX века» в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

1946-1947 + Натюрморт с птицей. Фан, м. 31 х 34. Саратов ХМ (632x700, 168Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с птицей. 1946-1947 гг. Фанера, масло. 31 х 34 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1930-е Н.В. Верещагина-Розанова (1900-1956), дочь В.В. Розанова-Фото. (494x700, 65Kb)
Надежда Васильевна Верещагина-Розанова (1900-1956), дочь В.В. Розанова.
Фотография 1930-е гг.

Летом 1947 года Соколов опять приехал в Москву. В июле художники, члены Президиума МОСХ, наконец, проголосовали за восстановление художника М. Соколова в своих рядах. После этого он мог подать прошение о восстановлении прописки в Москве. Тогда же М.К. Соколов и Н.В. Розанова зарегистрировали свой брак. Соколов был полон творческими планами, но им не суждено было сбыться.
Вскоре состояние его здоровья резко ухудшилось. В связи с онкологическим заболеванием (рак желудка) Н.В. Розановой с большим трудом удалось устроить его в институт им. Склифосовского.

1940 + Франц. Револ (700x623, 134Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Французская революция 1789 г.» 1940-е гг. и 1943 г.
Бумага, цветные чернила, мел.

1940-1943 +«Прометей прикованный». Лагерная миниатюра Соколова и созданная на ее основе картина. Проект 1993 г. (700x441, 121Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Прометей прикованный. 1940-1943 гг. Лагерная миниатюра Соколова
и созданная на ее основе картина. Проект 1993 года.

1947 + Синий натюрморт. Рыбинск. Бум. на карт, м. 36,4х45,2. Саратов ХМ (700x546, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Синий натюрморт. Рыбинск, 1947 г. Бумага на картоне, масло. 36,4 х 45,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1947 + Птицы на розовом фоне. Карт, м. 26 х 30. Из собрания музея Новый  (700x590, 181Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на розовом фоне. 1947 г. Картон, масло. 26 х 30 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Птицы на розовом. Карт, м. 22 х 30. Из собрания музея Новый  (700x511, 160Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на розовом. 1947 г. Картон, масло. 22 х 30 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Мертвый попугай. (Из серии Убитые птицы), Бум. на карт, м. 46,5 х 33. Нов Иерус (700x422, 134Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвый попугай. Из серии «Убитые птицы». 1947 г. Бумага на картоне, масло.
33 х 46,5 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Чайка и цветы. (Из серии Убитые птицы), Бум. на карт, м. 31,7 х 42,7. Нов Иерус (700x507, 139Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвая чайка. Из серии «Убитые птицы». 1947 г. Бумага на картоне, масло.
34 х 46,5 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Попугай на зеленом фоне. Карт, м. 24,7х33 см. музея Новый Иерус  (700x477, 116Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Попугай на зеленом фоне. 1947 г. Картон, масло. 24,7 х 33 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Птицы на желтом. Карт, м. .26х34,5. Из собрания музея Новый  (700x523, 158Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на желтом. 1947 г. Карт, масло. 26 х 34,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Птицы и цветы. Карт, м. 35,5х48,2 см. Нов Иерус.jpg (700x519, 179Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы и цветы. 1947 г. Картон, масло. 35,5 х 48,2 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 + Птицы, бокал, фрукты. Карт, м. 33х48 см. Музей Новый Иерусалим. (700x478, 160Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы, бокал, фрукты. 1947 г. Картон, масло. 33 х 48 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

Натюрморт с рыбой. Х, м. 45 х 69 см. ЧС (700x455, 121Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с рыбой. Холст, масло. 45 х 69 см. Частное собрание.

1947 Рыбы. бумага, картон, масло. 26,5х33,5. Нов Иерус (700x514, 123Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Рыбы. 1947 г. Бумага, картон, масло. 26,5 х 33,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 Цветы в кувшине. картон, оргалит, масло38х46,5. Нов Иерус (700x522, 147Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы в кувшине. 1947 г. Картон, оргалит, масло. 38 х 46,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1947 М.К. Соколов. Москва (456x700, 56Kb)
М.К. Соколов. Москва. Фотография 1947 г.

В 1947 году в связи с онкологическим заболеванием (рак желудка) М.К. Соколов госпитализирован в больницу им. Склифосовского в Москве. Там он и умер 29 сентября 1947 года, через 10 дней после 19 сентября, когда в день Чуда Архистратига Михаила в Хонех ему исполнилось 62 года. Похоронили его на Пятницком кладбище в Москве. Реабилитирован 26 июня 1958 года «за отсутствием состава преступления».

ФОТО Могила М.К. Соколова на Пятницком кладбище в Москве (525x700, 192Kb)
Могила М.К. Соколова на Пятницком кладбище в Москве

Разрешение о прописке Соколова в Москве пришло только через два месяца после его смерти, так что на момент смерти он всё ещё считался иногородним. Из-за этого у Надежды Васильевны возникли трудности с получением места на кладбище. В конце концов, место удалось получить на Пятницком кладбище, где у её подруги, художницы Е.Д. Танненберг была могила её тетки.
Его жена, художница Н.В. Верещагина-Розанова, по его завещанию стала хранителем всех найденных к тому времени картин и рисунков М.К. Соколова. Она привела в порядок его архив (перепечатала письма, стихи, документы), наклеила на паспарту его «маленькие» рисунки и продолжала собирать рассеянные по друзьям и знакомым работы. В последние годы она жила в доме своей подруги Е.Д. Танненберг и перевезла к ней всё наследие Соколова.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ М.К. СОКОЛОВА

В театральной ложе (700x663, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). В театральной ложе. Бумага, пастель, уголь. 34,5 х 36,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.

Дама с веером (593x700, 209Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вееров. Бумага, сангина. 21,5 х 18 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.

Из цикла Дамы. ЯХМ. (541x700, 158Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». Ярославский художественный музей.

Девушка в синем платье. Б.г.Бумага, тушь, акварель. 29 х 21,3 см.Егоров (518x700, 193Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в синем платье. Бумага, тушь, акварель. 29 х 21,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

Дама с зачёсанными волосами. Бумага, сангина. Тверская КГ (513x700, 132Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с зачёсанными волосами. Бумага, сангина.
Тверская областная картинная галерея.

Двойной портрет. Втор. пол. 1920-х. Бум, уголь. 34,3 х 25,7 см. Собр. Р. Бабичева (527x700, 190Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Двойной портрет. Вторая. половина 1920-х гг.
Бумага, уголь. 34,3 х 25,7 см. Собрание Рлмана Бабичева.

Дама в парке (481x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Красавица в парке. Бумага, гуашь. 44 х 30 см.
Частное собрание.

Женский образ. 1932г., бумага, акварель, тушь, 20,9x29,5. Гал АртПанорама, Мск (490x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский образ. 1932г. Бумага, акварель, тушь.
20,9 x 29,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1940-е конец Дама в черной шляпе. бумага, тушь, перо. НУКУС (463x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черной шляпе. 1940-е гг. Бумага, тушь, перо.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

Девушка в шляпе. Бум, тушь. 29,3х20,2. Гал, Веллум (489x700, 130Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в шляпе. Бумага, тушь. 29,3 х 20,2 см.
Галерея Веллум, Москва.

Серый день. Б.г. Х, м. НУКУС (700x528, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Серый день. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

Сцена на берегу. Бумага, соус. 25,3х27,5 см. Тверская КГ (700x634, 177Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Сцена на берегу. Бумага, соус. 25,3 х 27,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1939-1947 Оранжевые деревья. Размер 4 х 4,5 см. Музей Мемориала (2) (700x513, 134Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Оранжевые деревья. 1939-1947 гг. Размер 4 х 4,5 см.
Музей общества «Мемориал», Москва.

Пейзаж. ГТГ (700x638, 148Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Осенний пейзаж. Первая половина 1940-х гг.
Бумага, тушь, перо, кисть, размытый красный карандаш, мел.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1956 году Н.В. Верещагина-Розанова умерла. Елена Дмитриевна похоронила свою подругу рядом с могилой своей тети. И так как по завещанию Надежды Васильевны Е.Д. Танненберг стала её наследницей, то на неё легла ответственность за хранение художественного наследия двух художников: и Н.В. Верещагиной-Розановой, и её мужа М.К. Соколова. Вся её последующая жизнь была посвящена не только хранению, но и популяризации их творчества путем устроения персональных выставок и издания книг.

ФОТО Каталог выставки К 120 летию со дня рождения М.К. Соколова, 2005 г. (662x700, 79Kb)
Каталог выставки К 120 летию со дня рождения М.К. Соколова, 2005 г.
На обложке картина «Осенний пейзаж» из Третьяковской галереи.

Творческое наследие М.К. Соколова очень велико. Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями работ Соколова обладают Государственная Третьяковская галерея, Ярославский художественный музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В 2018 году в Москве в издательстве ЗАО «2К» вышло, можно сказать, полное собрание сочинений художника в трех томах, включающее каталог и репродукции графики, так и станковых произведений объемом около 1000 страниц. В 2022 году в издательстве «Арт-Волхонка» выходит дополнительный. четвертый том, целиком посвященный живописи М.К. Соколова.

2018 Михаил Соколов. 3 тт. Графика. Станковые произведения. — М. Издательство ЗАО «2К», 2018.  (700x370, 47Kb)
Михаил Соколов. Т. 1: Графика. Станковые произведения. М.: ЗАО «2К», 2018. 312 с., ил. 2. Михаил Соколов. Т. 2: Графика. Станковые произведения. М.: ЗАО «2К», 2018. 312 с., ил. 3. Михаил Соколов. Т. 3: Книжная иллюстрация. Миниатюра. М.: ЗАО «2К», 2018. 352 с., ил.

2022 Михаил Соколов Живопись. Том 4. Изд. Арт Волхонка. 344 стр (530x700, 49Kb)
Михаил Соколов. Живопись. Том 4. Москва, Издательство «Арт Волхонка», 2022 г. 344 с., ил.
ФОТО Обложка каталога выставки М.К. Соколова, 1985 г. (422x610, 93Kb)ФОТО Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников. М, 2003 г.- 304 стр (400x610, 70Kb)
Каталог выставки Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947) к 100-летию со дня рождения. Москва, 1985 г. 2. Михаил Светлов в переписке и воспоминаниях современниках. Издательство «Молодая гвардия», 2003 г. - 304 стр., илл. (Серия «Близкое прошлое»)

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 358-359, 397.

ФОТО Панорама искусств. Выпуск 13. М, СХ, 1990 г.  (555x700, 133Kb)
Панорама искусств. Выпуск 13. Составитель М. Зиновьев. Москва, Издательство «Советский художник», 1990 г. Здесь опубликованы материалы В.А. Тихановой «…за отсутствием состава преступления…» о репрессированных в 1930-е годы художниках и письма М.К. Соколова Н.В. Верещагиной-Розановой, 1936-1940 гг. Стр. 5 - 52.

Письма М.К. Соколова Н.В. Верещагиной-Розановой

М.К. Соколов. Биография



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947), ЧАСТЬ IV | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»