М.К. Соколов - один из наиболее виртуозных рисовальщиков и значительных книжных иллюстраторов своего времени. Его творческую биографию можно условно разделить на три этапа: до 1923, с 1923 по 1938, после 1938 года. В 1938 году М.К. Соколов был арестован по ложному доносу и осужден на 7 лет лагерей. Сослан на станцию Тайга Кемеровской области. Основную часть работ последнего периода составляют выполненные в заключении миниатюры: вымышленные пейзажи и сценки, считающиеся вершиной искусства художника. При их создании Соколов, стесненный в традиционных технических средствах, использовал подручные материалы — грифели цветных карандашей, уголь, мел, обожженную спичку, зубной порошок и даже битый кирпич, добиваясь необычайной выразительности. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 году в связи с тяжёлым состоянием здоровья. После освобождения с 1943 по 1947 год жил в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Умер в Москве в 1947 г. от рака желудка.
М.К. Соколов (1885-1947). А.С. Пушкин. 19.XII.1936 г. Бумага, сангина. 29 х 21 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
ТРАВЛЯ ИСКУССТВОВЕДОВ
из «стана врагов» (Абрам Эфрос, Иосиф Бескин и др.)
В 1936-1938 гг. М.К. Соколов преподавал в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
14 февраля 1936 в газете «Комсомольская правда» напечатана статья под заголовком: «Против формализма и ”левацкого” уродства». Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». 17 февраля 1936 года в газете «Советское искусство» влиятельный искусствовед Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) опубликовал рецензию под названием «Выставка незамеченных». О Соколове он написал так: «Талантливость Соколова несомненна. Его техничность очень (sic!) незаурядна. …Однако Соколов неощутим (sic!). Почему? Потому что он удручающе нежизнен. ЭТО НЕ ХУДОЖНИК (sic!), это тень художника. … Живой жизни нет, живой темы нет, живого зрения нет, живой руки нет. Поэтому вся талантливость и техничность Соколова идут куда-то к чертовой бабушке (sic!). На Соколова трудно и горько смотреть».
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 1937 г. Бумага, тушь, перо 27,2 х 21 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1937 г. Бумага, тушь, перо, кисть,
процарапывание 16,7 х 12,5 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в широкополой шляпе с вуалью. 1937 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 29,7 х 21,2 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1937 г. Бумага, пастель. 37,6 х 32 см.
Ярославский художественный музей. Из собрания М.И. Баскаковой.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Из цикла «Прекрасные дамы». 1937 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Прогулка. Из серии «Всадники». 1937 г.
Бумага, акварель, тушь, перо. 1937 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1938 г. Бумага, акварель, тушь. 35 х 25 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2019 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Курносая девушка. 1938 г. Бумага, тушь, перо. 29,7 х 26,4 см.
Тверская областная картинная галерея.
«Благодаря тому, что какие-то олухи причислили его к формалистам, человек живёт в невероятных условиях, голодает - одним словом, бедствует, пожалуй, так, как бедствовать у нас сейчас приходится немногим. А художник воистину замечательный, впитавший в себя все благородные традиции французских мастеров последнего столетия, он всё-таки с очень яркой своей физиономией создал шедевры, которые будут в состоянии выдержать соседство любого импрессиониста» (Из письма С. Орлова, 1937)
М.К. Соколов (1885-1947). Большая Никитская. 1937 г. Холст, масло. 47 x 50 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1935-1938 гг. Холст, масло. 44,6 х 50 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница, стоящая на лошади, и клоун. 1938 г. Бумага, тушь, перо. 21,8 x 31,4 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Москва. Дом художников на Верхней Масловке, д.1.
В октябре 1938 года по звонку друзей И.В. Сталину наконец М.К. Соколову дали небольшую мастерскую в Доме художников на Масловке. Далее из дневника Соколова: «14 октября 1938. Утро. Вчера у меня был, действительно, тяжелый день. Переезд (в мастерскую) совершился». Ему дали мастерскую, но только он стал туда переезжать, как на него был написан донос, и не кем-нибудь, а известным плакатистом Леоном Леткаром! И через 2 недели 26 октября 1938 года был арестован.
22 марта 1939 г. ПРИГОВОР Мосгорсуда. М.К. Соколов осужден по статье 58 (пункт 10) за «антисоветскую пропаганду» на 7 лет исправительно-трудовых лагерей (с правом переписки). 16 апреля 1939 года по его делу судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР вынесла определение. Наказание отбывал на станции Тайга.
Примечание.
2 января 1939 г. Вскрыта ранее опечатанная мастерская художника. По составленной в момент вскрытия Описи в мастерской находилось в то время 125 живописных работ и более 1000 рисунков.
М.К. Соколов (1885-1947). Эскиз оформления книги. Музей рисунка.
М.К. Соколов (1885-1947). Дружеский шарж на Антонину Софронову (?)
Музей рисунка.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. Музей рисунка.
М.К. Соколов (1885-1947). Ева. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Балерина. 1930-е. Бумага, тушь. 20,1 х 16,4 см.
Из коллекции Г.М. Левитина.
М.К. Соколов (1885-1947). Цилиндр и перчатки. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с дыней. Дерево, масло. 51 х 53 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт (Двусторонняя картина). Холст, масло. 44,6 х 50 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Букет цветов и фрукты на синем фоне. Фанера, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет в лагере. 1940 г.
Бумага, чернила коричневые. 6,3 х 5,3 см.
Октябрь 1939 г.
Все работы Соколова, бывшие в мастерской, по доверенности, присланной Соколовым из лагеря, взял на хранение инженер В.С. Городецкий (1890-1974). До прибытия в лагерь на станции Тайга Кемеровской области М.К. Соколов пережил три этапа. Первое время пребывания в лагере М.С. Соколов работал на общих работах (лесоповал), но вскоре его перевели в больничный барак. Из больницы он был переведен в инвалидный барак, так как он был отнесен к инвалидам первой категории, которая давала освобождение от работ. Там он опять начал рисовать, а рисунки посылал в письмах к друзьям. С осени 1939 года переписка с родными (в Ярославле) и друзьями (в Ленинграде и Москве) стала регулярной. Никаких ограничений на переписку и получение посылок не было. К сожалению, не все его рисунки доходили до адресатов.
ЛАГЕРНЫЕ РИСУНКИ МИХАИЛА СОКОЛОВА
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Тайга» (1). 1940 г. Бумага, тушь, перо.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Тайга» (2). 1940 г. Бумага, тушь, мел.
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга весной. 1940 г. Бумага, коричневая тушь.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с лисой. Из цикла «Тайга». 1940 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж. Из цикла «Тайга». 1940 г.
Бумага, чернила синие, мел. 7,3 х 6 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с бурундуком. Из цикла «Тайга». 1940 г. Бумага, чернила коричневые,
акварель, мел. 5,9 х 8,2 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленем. Из цикла «Тайга». 1940 г.
Бумага, чернила коричневые, перо, кисть. 10,7 х 7,3 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Прогулка с собакой. 1941 г. Дерево, масло.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Станция Тайга. Начало 1940-х гг. Фанера, масло. 25,5 х 38 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 14 июня 1943 г. Бумага, фиолетовые чернила. 9,1 х 7,3 см.
Справа – стихи в письме от 16 сентября 1943 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Фрагмент. 14 июня 1943 г.
В лагере Михаил Соколов продолжал работать и в письмах к друзьям присылал художественные миниатюры, рисованные подручными материалами.
Рисунки делались на маленьких листочках бумаги, иногда на конфетных обёртках, пером, карандашом и были чуть подкрашены. В Москве ими любовались как живописными видениями. В них изображались тайга, снег, сосны (Н. Тарабукин).
От непосильной работы и бескормицы 55-летнего Соколова настигли лагерные болезни: пеллагра, анемия. Зимой 1943-го здоровье Соколова настолько ухудшилось, что его досрочно освободили - без снятия судимости и с запрещением жить в Москве. Он с трудом добрался до Ярославля, где жили его мать, сестры и брат. Но семья отказалась от опального художника и после выписки из больницы, где он провел 8 месяцев, принять к себе не решилась.
Справка об освобождении М.К. Соколова 9 января 1943 года (выдана 21 февраля 1943 г.)
За пять лет, проведенных в заключении на станции Тайга, Михаил Соколов написал десятки миниатюр – очень маленьких пейзажей, исполненных горелой спичкой (заменявшей кисть, которой не было) на кусочках папиросной бумаги – вместо холста. Ничего подобного в русской живописи до Соколова не существовало.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж (Лагерь). 1940-1943 гг. Бумага, смешанная техника. 3,5 х 6 см.
Частное собрание, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Лес. Люди. Лошади.1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Окраина города. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Река. Зелень. Люди. Птицы. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Берег реки. Две фигуры. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Две фигуры. 1940-1943 гг. Бумага, карандаш.
Последние лагерные картины Соколова отдаленно напоминают «снежные» пейзажи Альфреда Сислея:
А. Сислей (1839-1899). Подход к железнодорожной станции. 1888 г. Бумага, пастель. 38,4×46 см.
Художественный музей Цинциннати, США.
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. Лес. Поле. Люди. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Поле. Всадник. Деревня. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Три всадника. 1940-1943 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга. 1940-1943 гг. Миллиметровая бумага, карандаш.
Дом пионеров в Рыбинске. Фотография 1949 г. Рыбинский музей-заповедник.
Друзья чудом нашли Сорокину должность преподавателя изобразительного искусства в Доме пионеров Рыбинска.
«Рыбинск встретил меня совершенно по-иному, чем Ярославль. Директор Дома пионеров – милейший человек, делает для меня все, чтобы мне было как можно лучше! Дня через два переезжаю туда, где мне отвели две комнаты. Одна 10 кв. м. с печкой (я люблю топку печки) – это моя спальня и кабинет, другая 18 кв. м, в два окна – это моя мастерская-студия. С питанием меня прикрепляют к лучшей столовой, где дают завтрак, обед с хлебом, булочкой, сахаром и чашкой кофе, второе – мясное. Одним словом, это первая улыбка жизни за 5 с лишним лет. Делюсь с вами первой радостью».
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к литературным произведениям Ч. Диккенса,
Анри де Ренье, Л.Н. Толстого и др. 1940-1943 гг. Бумага, тушь, чернила, карандаш.
М.К. Соколов (1885-1947). Воспоминания о старой Испании. 1940 г.
Бумага, чернила, акварель. 15,4 х 10,4 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Испанец. На обороте «Воспоминаний о старой Испании».
1940 г. Бумага, чернила, акварель, процарапывание. 15,4 х 10,4 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Паганини (Лагерь, станция Тайга). 1940 г.
Бумага (калька), коричневый карандаш.7,8 х 6,2 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Цирк». 1940 г. Бумага, акварель, тушь, чернила, мел.
М.К. Соколов (1885-1947). В лесу. 1940-е гг. Бумага, акварель. 10,2 х 12 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленями. Из цикла «Тайга». 1943 г.
Бумага серая, чернила синие, перо, кисть, мел. 12,5 х 9,5 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с оленями и птицами. 1940-е гг.
Бумага, чернила, процарапывание. 8,1 х 6,1 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Тайга. Пейзаж. 1940-1943 гг.
Бумага, чернила черные, перо, кисть. 7,4 х 4,8 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. Иллюстрация. 1940-1943 гг.
Бумага, чернила, перо, кисть, мел. 10,8 х 6,4 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш, мел. 6,9 х 7,6 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с красными и розовыми цветами. 1940 г. Холст, масло. 54,5 x 61 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с арбузом. 1940 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с рыбой. Рыбинск, 1943 г. Холст, масло. 36 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову, как он ни пытался, не удалось. Отогревшись сердцем, в Рыбинске Михаил Соколов стал творить еще активнее - он возвращается к большой графике и станковой живописи, создает иллюстрации к Пушкину и Гоголю, Диккенсу и Мопассану. Исследовательница творчества Соколова Нина Голенкевич пишет:
«В этот период мастер воплощает незавершенные замыслы. В Рыбинске он создает десятки пейзажей и натюрморты, отмеченные высочайшим мастерством, среди которых особое место занимает цикл «Птицы». Работы наполнены эмоциональной жизнью личности – от страдания, скепсиса и пессимизма до торжества и возвышенного».
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы. 1940-е гг. Холст, масло. 53 х 70 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Из серии «Птицы». 1940-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Битая птица и фрукты. 1940-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с селедкой. 1940-е гг. Холст, масло. 46,5 x 70 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация. 1944 г. Бумага, уголь, мел,
карандаш графитный. 27,9 х 22,8. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Гамлет. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира.
1944-1947 гг. Бумага папиросная, чернила, мел, карандаш черный. 10,2 х 6,9 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке (в профиль). 1944-1946 гг.
Бумага, карандаш черный. 30 х 20,8 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером (1). 1944 г. Картон серый,
самодельная пастель, белила. 58,5 х 55 см. Собрание Романа Бабичева.
А здесь тональность оригинала придется выяснять у владельца коллекции.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером (2). 1944 г. Картон серый,
самодельная пастель, белила. 58,5 х 55 см. Собрание Романа Бабичева.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном (Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой).
1946 г. Бумага на картоне, пастель, карандаш черный, карандаш графитный. 31,2 х 27,2 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 1944-1946 гг. Бумага, сангина. 22 х 17,8 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Н.В. Верещагиной-Розановой. 1946 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет молодой дамы в профиль. 1947 г.
Бумага, акварель, тушь, 26,9 x 19 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дворцовая площадь. 1945 г. Бумага, карандаш. 6 х 8,3 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Нева. 1945 г. Бумага, тушь. 6 х 8 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Баржи. 1946-1947 гг. Холст, масло. 25 х 17,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Лагерь в горах. Двусторонний рисунок. 1944 г.
Словно не в силах отвыкнуть от лагерного дефицита материалов, Соколов продолжал рисовать миниатюры. Так, в январе 1946-го он пишет:
«Последние дни делаю по 20-25 вещей размером в вершок (4,5 см — прим. ред.) и меньше. Много Рыбинска и Санкт-Петербурга, романтических и многофигурных композиций: двор Людовика XIV, Наполеон в окружении свиты, Павел I на параде, двор Екатерины II. Темы исторические, но с произволом, для меня важна «атмосфера», а не пуговицы на костюме».
За четыре года, что он жил в Рыбинске, художник успел сделать очень много. В мае 1947 года он записывает:
«Пишу, как голодный ест, – по 8-10 штук в день. Был день, когда написал 14 вещей. Натюрморт с черепом и цветком. Цветок утверждает жизнь, поэтому, несмотря на череп (смерть), он не пессимистический».
М.К. Соколов (1885-1947). Четыре рисунка из цикла «Пейзажи». 1944-1946 гг.
Бумага, акварель, черный карандаш.
М.К. Соколов (1885-1947). Два пейзажа и исторические рисунки. 1944-1946 гг.
Бумага, акварель, карандаш черный, мел.
М.К. Соколов (1885-1947). Осень. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш, мел. 12,1 х 14 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с лодкой. 1944-1946 гг. Бумага, акварель, черный карандаш,
мел. 6,1 х 9,9 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Рыбы, фрукты, бокал. 1946 г. Фанера, масло. 30 х 33,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет 1944 г. Бумага, чернила. 6,1 х 4,5 см.
Трагическая тема, изображающая убитых птиц, появилась у Соколова неслучайно. Страдая в Рыбинске от одиночества, художник делил свою судьбу с галчонком, которого подобрал во дворе. Смерть галчонка тяжело подействовала на художника, но, конечно, этим сюжетом из жизни не исчерпывается содержание работ, тем более что к этой теме Соколов обращается еще в 1930-е годы, и, кажется, в этих, как правило, полных драмы произведениях - отражение судьбы мастера.
М.К. Соколов (1885-1947). Убитая птица. Натюрморт. Рыбинск, 1946 г. Холст, масло. 33,4 х 36 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Птица. 1947 г. Картон, масло. 52 х 62 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвые голуби. Из серии «Птицы». 1947 г. Картон, масло. 40 х 55 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с черной птицей. Рыбинск, 1947 г. Картон, масло. 25 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Две птицы. 1947 г. Картон, масло. 23 х 30,3 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Две птицы. 1947 г. Картон, масло. 25 х 35 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвая птица. 1946 г. Холст, масло. 45 х 57 см.
Интересно, что эта картина экспонировалась в 2015 году на выставке «Кафка. Живопись и графика
художников XX века» в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с птицей. 1946-1947 гг. Фанера, масло. 31 х 34 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Надежда Васильевна Верещагина-Розанова (1900-1956), дочь В.В. Розанова.
Фотография 1930-е гг.
Летом 1947 года Соколов опять приехал в Москву. В июле художники, члены Президиума МОСХ, наконец, проголосовали за восстановление художника М. Соколова в своих рядах. После этого он мог подать прошение о восстановлении прописки в Москве. Тогда же М.К. Соколов и Н.В. Розанова зарегистрировали свой брак. Соколов был полон творческими планами, но им не суждено было сбыться.
Вскоре состояние его здоровья резко ухудшилось. В связи с онкологическим заболеванием (рак желудка) Н.В. Розановой с большим трудом удалось устроить его в институт им. Склифосовского.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Французская революция 1789 г.» 1940-е гг. и 1943 г.
Бумага, цветные чернила, мел.
М.К. Соколов (1885-1947). Прометей прикованный. 1940-1943 гг. Лагерная миниатюра Соколова
и созданная на ее основе картина. Проект 1993 года.
М.К. Соколов (1885-1947). Синий натюрморт. Рыбинск, 1947 г. Бумага на картоне, масло. 36,4 х 45,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на розовом фоне. 1947 г. Картон, масло. 26 х 30 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на розовом. 1947 г. Картон, масло. 22 х 30 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвый попугай. Из серии «Убитые птицы». 1947 г. Бумага на картоне, масло.
33 х 46,5 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Мертвая чайка. Из серии «Убитые птицы». 1947 г. Бумага на картоне, масло.
34 х 46,5 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Попугай на зеленом фоне. 1947 г. Картон, масло. 24,7 х 33 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы на желтом. 1947 г. Карт, масло. 26 х 34,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы и цветы. 1947 г. Картон, масло. 35,5 х 48,2 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Птицы, бокал, фрукты. 1947 г. Картон, масло. 33 х 48 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с рыбой. Холст, масло. 45 х 69 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Рыбы. 1947 г. Бумага, картон, масло. 26,5 х 33,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы в кувшине. 1947 г. Картон, оргалит, масло. 38 х 46,5 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов. Москва. Фотография 1947 г.
В 1947 году в связи с онкологическим заболеванием (рак желудка) М.К. Соколов госпитализирован в больницу им. Склифосовского в Москве. Там он и умер 29 сентября 1947 года, через 10 дней после 19 сентября, когда в день Чуда Архистратига Михаила в Хонех ему исполнилось 62 года. Похоронили его на Пятницком кладбище в Москве. Реабилитирован 26 июня 1958 года «за отсутствием состава преступления».
Могила М.К. Соколова на Пятницком кладбище в Москве
Разрешение о прописке Соколова в Москве пришло только через два месяца после его смерти, так что на момент смерти он всё ещё считался иногородним. Из-за этого у Надежды Васильевны возникли трудности с получением места на кладбище. В конце концов, место удалось получить на Пятницком кладбище, где у её подруги, художницы Е.Д. Танненберг была могила её тетки.
Его жена, художница Н.В. Верещагина-Розанова, по его завещанию стала хранителем всех найденных к тому времени картин и рисунков М.К. Соколова. Она привела в порядок его архив (перепечатала письма, стихи, документы), наклеила на паспарту его «маленькие» рисунки и продолжала собирать рассеянные по друзьям и знакомым работы. В последние годы она жила в доме своей подруги Е.Д. Танненберг и перевезла к ней всё наследие Соколова.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ М.К. СОКОЛОВА
М.К. Соколов (1885-1947). В театральной ложе. Бумага, пастель, уголь. 34,5 х 36,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вееров. Бумага, сангина. 21,5 х 18 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в синем платье. Бумага, тушь, акварель. 29 х 21,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Двойной портрет. Вторая. половина 1920-х гг.
Бумага, уголь. 34,3 х 25,7 см. Собрание Рлмана Бабичева.
М.К. Соколов (1885-1947). Красавица в парке. Бумага, гуашь. 44 х 30 см.
Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский образ. 1932г. Бумага, акварель, тушь.
20,9 x 29,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черной шляпе. 1940-е гг. Бумага, тушь, перо.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в шляпе. Бумага, тушь. 29,3 х 20,2 см.
Галерея Веллум, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Серый день. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Сцена на берегу. Бумага, соус. 25,3 х 27,5 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Оранжевые деревья. 1939-1947 гг. Размер 4 х 4,5 см.
Музей общества «Мемориал», Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Осенний пейзаж. Первая половина 1940-х гг.
Бумага, тушь, перо, кисть, размытый красный карандаш, мел.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1956 году Н.В. Верещагина-Розанова умерла. Елена Дмитриевна похоронила свою подругу рядом с могилой своей тети. И так как по завещанию Надежды Васильевны Е.Д. Танненберг стала её наследницей, то на неё легла ответственность за хранение художественного наследия двух художников: и Н.В. Верещагиной-Розановой, и её мужа М.К. Соколова. Вся её последующая жизнь была посвящена не только хранению, но и популяризации их творчества путем устроения персональных выставок и издания книг.
Каталог выставки К 120 летию со дня рождения М.К. Соколова, 2005 г.
На обложке картина «Осенний пейзаж» из Третьяковской галереи.
Творческое наследие М.К. Соколова очень велико. Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями работ Соколова обладают Государственная Третьяковская галерея, Ярославский художественный музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В 2018 году в Москве в издательстве ЗАО «2К» вышло, можно сказать, полное собрание сочинений художника в трех томах, включающее каталог и репродукции графики, так и станковых произведений объемом около 1000 страниц. В 2022 году в издательстве «Арт-Волхонка» выходит дополнительный. четвертый том, целиком посвященный живописи М.К. Соколова.
Михаил Соколов. Т. 1: Графика. Станковые произведения. М.: ЗАО «2К», 2018. 312 с., ил. 2. Михаил Соколов. Т. 2: Графика. Станковые произведения. М.: ЗАО «2К», 2018. 312 с., ил. 3. Михаил Соколов. Т. 3: Книжная иллюстрация. Миниатюра. М.: ЗАО «2К», 2018. 352 с., ил.
Михаил Соколов. Живопись. Том 4. Москва, Издательство «Арт Волхонка», 2022 г. 344 с., ил.
Каталог выставки Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947) к 100-летию со дня рождения. Москва, 1985 г. 2. Михаил Светлов в переписке и воспоминаниях современниках. Издательство «Молодая гвардия», 2003 г. - 304 стр., илл. (Серия «Близкое прошлое»)
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 358-359, 397.
Панорама искусств. Выпуск 13. Составитель М. Зиновьев. Москва, Издательство «Советский художник», 1990 г. Здесь опубликованы материалы В.А. Тихановой «…за отсутствием состава преступления…» о репрессированных в 1930-е годы художниках и письма М.К. Соколова Н.В. Верещагиной-Розановой, 1936-1940 гг. Стр. 5 - 52.