В истории русского искусства ХХ века есть художники, находящиеся на особом положении, пользующиеся пристальным вниманием и любовью искушенного зрителя. Несмотря на то, что жизнь и творчество этих авторов были открыты и доступны абсолютному большинству современников, имена многих из них окутаны особым ореолом загадочности, тайны и даже, отчасти, мистики. Исторические события и катаклизмы, происходившие в России в ХХ веке, способствовали мифологизации и без того насыщенной жизни художников, порождая множество тайн, былей и небылиц. Творческая жизнь большинства из них часто была поставлена под большой знак вопроса, с огромной вероятностью физического уничтожения автора. Может быть, и по этой причине тоже, эти художники так спешили максимально реализовать себя в искусстве. Многие из них, не смотря на непродолжительную жизнь, успевали создать фантастические по количеству и масштабам творческие наследия. Одним из таких авторов является художник Михаил Ксенофонтович Соколов, имя которого сейчас известно очень большому кругу интересующихся русским искусством
ХХ века.
Членский билет МОССХ М.К. Соколова. Билет выдан 17 мая 1934 г.
В 1934 году Михаил Соколов был наконец принят в Московский Областной Союз Советских Художников (МОССХ). Его произведения экспонируются на главных выставках. При этом он не утрачивает свойственную ему творческую самобытность, продолжает работать над циклами на темы минувших эпох. Герои его произведений - деятели Великой Французской революции, странствующие комедианты, всадники, музыканты, прекрасные дамы. Он создает бесчисленное количество композиций на темы классической западноевропейской и русской литератур. К середине 1930-х годов Соколов прочно входит в число ведущих мастеров Москвы.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в розовом. 1930-е гг. Картон, масло. 41 х 36 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
М.К. Соколов (1885-1947). Дама на зеленом фоне. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 28,7 х 20,9 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1930-е гг. Бумага, акварель. 29,5 х 21 см.
Галерея «Веллум», Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский образ в три четверти. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, бумага. 24 x 19 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вуалью. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 22 x 16 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном платье. 1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
28,5 х 21,1 см. Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в костюме амазонки. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вьющимися волосами. 1930-е гг.
Бумага, пастель. 24 х 18 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в шляпе. 1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
29,5 х 21 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 15.11.2022 г.
Лот продан за 96.000 руб.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1930-е гг. Бумага, акварель, тушь.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черном. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель.
31,1 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с попугаем. Из цикла «Дамы». 1930-гг.
М.К. Соколов (1885-1947). На бульваре. 1930-е гг. Холст, масло. Собрание Юрия Носова.
Под действием мечтательного глотка кислорода, который М.К. Соколов вдохнул в коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова, у Соколова в конце концов изменился состав крови – его живопись обрела подлинность и силу. Потому что живопись меняется только когда меняется сам художник. Соколов в конце концов дорос до своей мечты.
Мнения о Михаиле Соколове в середине 1930-х годов были неоднозначными - его считали эстетом, говорили, что он больше француз, нежели русский, но тем не менее, у художника было много поклонников, учеников, подражателей. Его картины приобретают музеи - Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени А.С. Пушкина, Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Зимний вечер. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Аллея. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 60,3 х 75,3 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Москва. Пейзаж с прохожими и собакой (Розовый дом). 1930-е гг.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Московская улица. 1930-е гг. Б. собрание Н.В. Розановой.
Ныне в музее «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Москва. 1930-е гг. Холст, масло. 67 х 79,5 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Москва. Собачья площадка. 1930-е гг. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Московский переулок (Пейзаж с розовым домом). 1930-е гг.
Масло, холст. 49 x 62 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Михаила Соколова сравнивали с Морисом Утрилло, хотя в Париже он никогда не был.
Морис Утрилло (1883-1955). Улица Мон-Сени на Монмартре. 1914-1919 гг. Картон, масло. 48 х 63 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Московская улица. Начало 1930-х гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Москва. 1930-е гг. Холст, масло. 51,6 х 61,5 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 59 х 70 см. Собрание Н.В. Розановой.
Ныне в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Венеция. Канал. Этюд. Первая полов. 1930-х гг. Холст, масло. 26 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Туман на реке. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Туман на реке. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Вариант «Тумана» в другой тональности. Какая версия ближе к оригиналу - неизвестно. Чтобы ответить
на этот вопрос, надо ехать в Нукус.
М.К. Соколов (1885-1947). На бульваре. 1925-1928 гг. Бумага, сангина. 28,5 х 23,9 см.
Ярославский художественный музей.
«У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока.
М.К. Соколов (1885-1947). Незнакомка. Из цикла «Дамы». 1930-е гг.
Бумага, смешанная техника. 25 х 20,5 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Из цикла «Прекрасные дамы». 1930-е гг.
Бумага, уголь, пастель. 21,5 х 16,8 см. Ивановский областной художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. 1930-е гг. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Комедианты. 1930-е гг. Бумага, сангина, 26,5 х 36 см.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». 1930-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». 1930-е гг. Из собрания Н.В. Розановой.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. 1930-е гг. Собрание Юрия Носова.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1930-е гг. Бумага, соус. 30 х 22,2 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Стоящая с веером. Из цикла «Воображаемые портреты».
1930-е гг. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Курносая дама. 1930-е гг. Бумага, соус. 34,6 х 28,7 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в старинном платье. 1930-е гг.
Бумага, соус. 36 х 26,3 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Две дамы. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
29,2 х 23,2 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской портрет. 1930-е гг. Тушь, бумага 17,8 x 14 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Сотни вариантов женского образа переливались нежными перламутровыми красками. Чаще всего это были пастели, реже акварели и огромное количество монохромных рисунков углем, тушью, карандашом. Образ был чужд современности. Казалось, он перешел к Соколову с полотен живописи XVIII столетия, получив декадентскую интерпретацию. Весь эстетизм Соколова вылился в этих воображаемых портретах…Его художественные симпатии нередко определялись именно его эстетизмом. Благодаря ему он выделял на первое место «Камеристку» Рубенса, смаковал портреты лордов Ван Дейка, преклонялся перед «Галантными сценами» Ватто, из всего Пикассо искренне ценил только «Испанку», и одно время тема «Пьеро» занимала в его искусстве центральное место.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса. 1930-е гг.
«Повесть о двух городах» - изданный в 1859 году исторический роман Чарльза Диккенса о временах
Французской революции.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиционный портрет. Дон Кихот. 1930-е гг. Холст на фанере, масло. 31 х 33 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница и Арлекин. 1930-е гг. Картон, масло. 52 x 68,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.К. Соколов (1885-1947). Комедианты. 1930-е гг. Бумага, пастель. Каталог 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной. 1930-е гг. Холст, масло.
Каталог 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном берете. 1930-е гг. Бумага, акварель, тушь.
29,6 х 20,4 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черном берете. 1930-е гг. Бумага, акварель, лак.
30 х 21,4 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в розовом. 1930-е гг. бумага, акварель, тушь, перо.
29 х 21,4 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной. 1930-е гг. Холст, масло. 43 х 34 см.
Частное собрание. Каталог 2003 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Скромность. Из серии «Женские образы». 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 21,5 x 15,5 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Нежность. Из серии «Женские образы». 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 25 x 17,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Взволнованность. Из серии «Женские образы».
1930-е гг. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы в шляпе. 1930-е гг.
Тушь, бумага 19 x 13,7 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы. Из цикла «Воображаемые портреты».
1930-е гг. Бумага, тушь. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет девушки. 1930-е гг. Бумага, карандаш 14,6 х 12,8 см.
Собрание семьи А.Ф. Софроновой.
ПОРТРЕТНЫЙ ЦИКЛ «ДЕЯТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789 г.» МИХАИЛА СОКОЛОВА, 1930-1934 гг.
Творчество Михаила Соколова было на долгое время искусственно выключено из общего русла советского искусства, изучено еще очень мало, особенно это относится к циклу о Французской революции. Выполненный в основном в начале 1930-х годов, этот цикл включает сотни листов, в настоящее время рассеянных по разным музеям и частным собраниям, из которых лишь девять были показаны на выставке 1985 году, организованной к 100-летию со дня рождения художника. Воспроизводились в каталогах и журнальных публикациях и вовсе единичные и к тому же одни и те же вещи, посвященный деятелям Великой Французской революции. Соколов делал несколько вариантов одного и того же персонажа, иногда 3 и даже 4 портрета, добиваясь наибольшей выразительности. Статья об этой серии рисунков, выполненных в первой половине 1930-х годов, включающая 24 репродукции, была опубликована в сборнике «Великая французская революция и Россия» (М., 1989), плюс еще два портрета - Сен-Жюста и Дантона - из книги «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения», а также еще один рисунок из той же книги – «Бегство короля». См. Справка о Деятелях Французской революции 1789 г.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Консул Наполеон (1769-1821). 2. Жозефина Богарне (1763-1814), первая жена Наполеона. Оба - Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Бегство короля (1). Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Бегство короля (2). Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Мирабо (1749-1791). Бумага, тушь, перо.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Маркиз Лафайет (1757-1834). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1-2. Консул Сийес (1748-1836). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Байи (Bailly, 1736-1793), мэр Парижа.
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Марат (1743-1793). Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея. 2. Марат. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
К работе над циклом «Французская революция» М.К. Соколов возвращался на протяжении почти 20 лет. Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камилл Демулен... Есть у Соколова портрет и Шарлотты Корде. Ее образ удивительно созвучен тому, что писал об убийце Марата Жан Жорес: «Красивая, молодая, скромная и гордая... она осталась в глазах народа странным видением, сотканным из пурпура, героизма и крови, вызвав во многих сердцах неведомое волнение». Робеспьер, Сен-Жюст, Бабёф - любимые герои Соколова. В их портретах особенно сильна романтическая интонация. Фигуры выступают из густого бархатистого мрака, который скрадывает контуры, придавая силуэтам пленительно-зыбкие очертания. Поток света вырывает из этого мрака лица героев: твердые черты Сен-Жюста, взволнованные, трепетно набросанные черты Бабёфа, одухотворенный облик Робеспьера, произносящего речь.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Шарлотта Корде (1768-1793). Бумага, тушь, перо, акварель. Государственная Третьяковская галерея. 2. Шарлотта Корде. Ярославский художественный музей.
Жан-Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880 г. Бассейн-музей искусства и промышленности,
город Рубе, Франция.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Шарлотта Корде. Бумага, тушь. Ивановский областной художественный музей. 2. Жанна Мари Ролан (1754-1793), одна из знаменитейших женщин Французской революции, жена экономиста и министра внутренних дел Франции Ж.-М. Ролана. Была казнена как все двадцать один жирондистский политик на гильотине. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1-2. Дантон (1759-1794). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 3. Дантон перед войском. Бумага, уголь, мелок. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. 4. Дантон. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Сен-Жюст (1767-1794). Бумага, тушь, перо, кисть. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
2. Сен-Жюст. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 3. Сен-Жюст. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея.
4. Сен Жюст (?). Ярославский художественный музей.
Многие листы цикла М.К. Соколова «Деятели Французской революции» подписаны и датированы, но только на некоторых проставлены художником имена изображенных лиц, из которых легко узнаваемы далеко не все. Сопоставления с иконографическими памятниками и стилистический анализ работ помогли определить пока небольшой круг лиц, изображенных на портретах. Зависимость Соколова от иконографического материала весьма относительна и не во всех портретах одинакова. Восприятие Соколова столь личностно, а рождающиеся в его воображении образы столь своеобразны, что вся портретная сюита окрашивается его индивидуальным представлением о людях революционной поры, свойственной лишь ему одухотворенно-поэтической интонацией.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Камиль Демулен (1760-1794). Ярославский художественный музей. 2. Камиль Демулен. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Колло д'Эрбуа (1749-1796). Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей. 2. Сен-Симон (1760-1825). Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Бабёф Гракх (1760-1797). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Генерал Гош (1768-1797). Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей. 2. Жак Кателино (1759-1793), лидер вандейцев в борьбе с республиканской Францией. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Генерал Жубер (1769-1799). 2. Маршал Бернадот (1763-1844). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Консул Дюко (1747-1816). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
Любимой книгой по изобразительному искусству у М.К. Соколова были «Воображаемые портреты» Патера, самого утонченного эстета в искусствознании. Он был предельно самоуверен. Он посещал все выставки с одной целью – сделать вывод, что никто не равняется ему. В своих суждениях о художниках был крайне не выдержан. Москва живет сплетнями, и, конечно, острые словечки («mots») Соколова доходили до авторов. Это создавало ему много врагов.
М.К. Соколов (1885-1947). Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Жан Мари Клод Александр Гужон (1766-1795).
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дюмурье (1739-1823), генерал и министр.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Луи Фрерон (1754-1802).
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Жером Петион де Вильнёв (1756-1794).
М.К. Соколов (1885-1947). Генерал Жан Виктор Моро (1763-1813).
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Генерал Томас Артур де Лалли-Толендаль ? (1702-1766).
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Деятель Французской революции 1789 г.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестного. Предположительно из цикла
«Деятели Французской революции 1789 г.»
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестного. Предположительно из цикла
«Деятели Французской революции 1789 г.»
М.К. Соколов (1885-1947). Под знаменем революции. Бумага, тушь.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Баррикады. Иллюстрация к роману П. Павленко.
В распоряжении М.К. Соколова был ограниченный круг источников и впечатлений. Но увлеченность французской историей и литературой, изучение богатейших коллекций произведений французского искусства в советских музеях и на выставках, а главное, чуткость и воображение, присущие подлинному таланту, помогали художнику постигнуть иную эпоху - эпоху XVIII в., тонко почувствовать обаяние иной - французской культуры. Соколов пробовал себя как иллюстратор французской классики, но увидели свет только его иллюстрации к академическому изданию «Орлеанской девственницы», среди них - портрет автора, который удивительно походит на профиль Вольтера, рисованный А. С. Пушкиным.
В 1935 году московское издательство «Academia» выпустило в свет книгу «Орлеанская девственница» Вольтера с иллюстрациями Соколова.
А.С. Пушкин (1799-1837). Обложка к рукописи статьи «Вольтер». 1836 г. Бумага, чернила.
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. 2. М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Вольтера из книги «Орлеанская девственница». 1934 г.
Александр ПУШКИН:
Отыскал я книжку славную,
Золотую, незабвенную,
Катехизис остроумия,
Словом: Жанну Орлеанскую.
«Бова», 1814 г.
Вольтер (1694-1778). Орлеанская дева. Поэма в двадцати одной песне. Оформление и рисунки
М.К. Соколова. Москва-Ленинград, Издательство ACADEMIA, 1935 г. 550 стр., илл.
«Орлеанская девственница» (фр. La Pucelle d'Orléans) - сатирическая пародийная поэма Вольтера о жизни национальной героини Франции Жанны д’Арк, начатая в 1730 году и впервые напечатанная анонимно во Франкфурте в 1755 году в составе 15 песен с чьими-то фривольными вставками. В 1757 году Католическая церковь включила поэму в «Индекс запрещённых книг».
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь II и VI. 1934 г.
«Могучею блистая красотой,
Она была под юбкою герой»
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь XIII и XIV. 1934 г.
«Карл, опьянен от нежности и счастья,
С блестящим взором, в неге сладострастья»
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь ХХ и финал. 1934 г.
«Как ветер крепнущий сперва чуть-чуть
Рябит волны серебряную грудь»
М.К. Соколов (1885-1947). 1. В замке Гермафродита. 2. Святой Денис перед святым Петром. Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница. Песнь ХVI. 1934 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Монроз и духовник. Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница.
Песнь Х. Вариант. 1934 г. Бумага, тушь, перо, кисть, процарапывание. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Вагнер с трубкой. Из серии «Музыканты». 1934 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 25,8 х 20,5 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Паганини. Из серии «Музыканты». 1934 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 35 х 24,2 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов вступил в пору своей творческой зрелости, но именно теперь и начались официальные обвинения в печати в том, что его искусство «чуждо советской действительности». В это время его кормит его лишь преподавание: в 1919-1921 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-1925-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-1929-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле. В 1936-м ему предложили место руководителя живописной мастерской в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
М.К. Соколов (1885-1947). А.С. Пушкин. 1934 г. Бумага, тушь, перо, кисть. Частное собрание. 2. 1935 Портрет А.С. Пушкина в цилиндре. бумага, тушь, перо. 16 х 11 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.С. Пушкина. Из серии «А.С. Пушкин». 1932-1934 гг.
Бумага, тушь, перо, кисть. 27,4 х 19,9 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Н.В. Верещагина-Розанова. 1935 г. Бумага, тушь, перо.
Верещагина-Розанова Надежда Васильевна (1900-1956), дочь русского философа Василия Васильевича Розанова (1856-1919). Верещагина - по фамилии 1-го мужа, с которым развелась в 1936 г. 2-й брак - с М.К. Соколовым был зарегистрирован в 1947 г. накануне его смерти. 1936 г - начало переписки с М.К. Соколовым. Переписка продолжалась все годы до его смерти.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном берете. 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель. 43 х 30 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1935 г. Бумага; акварель, тушь, перо, кисть.
27 х 18,5 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
М.К. Соколов (1885-1947). Сидящая обнаженная в шляпе. 1935 г.
Бумага, тушь, перо, акварель. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная с веером. 1935 г.
Бумага, тушь, перо, акварель. 29,8 х 21 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Два всадника. 1930-е гг.
Бумага, тушь, кисть, перо. 21 х 29,3 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской образ. 1935 г. Бумага, тушь. 19 x 14 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с семгой. 1930-е гг. Холст, масло. 53 x 68 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с кетой. 1934 г. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с кетой. 1934 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. 1930-е гг. Картон, масло. 37,7 х 50,2 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с грушами и яблоками. 1930-1940 гг. Картон, масло. 49,5 х 63,5 см.
Музей-заповедник «Петергоф».
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт». 1930-е. Холст, масло, 47,3 х 49,3 см. (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
М.К. Соколов. Фотография 1938 г.
14 февраля 1936 в газете «Комсомольская правда» напечатана статья под заголовком: «Против формализма и ”левацкого” уродства». Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». 17 февраля 1936 года в газете «Советское искусство» влиятельный искусствовед Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) опубликовал рецензию под названием «Выставка незамеченных». О Соколове он написал так: «Талантливость Соколова несомненна. Его техничность очень (sic!) незаурядна. …Однако Соколов неощутим (sic!). Почему? Потому что он удручающе нежизнен. ЭТО НЕ ХУДОЖНИК (sic!), это тень художника. … Живой жизни нет, живой темы нет, живого зрения нет, живой руки нет. Поэтому вся талантливость и техничность Соколова идут куда-то к чертовой бабушке (sic!). На Соколова трудно и горько смотреть».
ИСТОЧНИКИ
Панорама искусств. Выпуск 13. Составитель М. Зиновьев. Москва, Издательство «Советский
художник», 1990 г. Здесь опубликованы материалы В.А. Тихановой «…за отсутствием состава
преступления…» о репрессированных в 1930-е годы художниках и письма М.К. Соколова
Н.В. Верещагиной-Розановой, 1936-1940 гг. Стр. 5 - 52.