• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947), ЧАСТЬ III 01-04-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1934 М.К.-Соколов.-Фото (498x700, 65Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Фотография 1934 г.

В истории русского искусства ХХ века есть художники, находящиеся на особом положении, пользующиеся пристальным вниманием и любовью искушенного зрителя. Несмотря на то, что жизнь и творчество этих авторов были открыты и доступны абсолютному большинству современников, имена многих из них окутаны особым ореолом загадочности, тайны и даже, отчасти, мистики. Исторические события и катаклизмы, происходившие в России в ХХ веке, способствовали мифологизации и без того насыщенной жизни художников, порождая множество тайн, былей и небылиц. Творческая жизнь большинства из них часто была поставлена под большой знак вопроса, с огромной вероятностью физического уничтожения автора. Может быть, и по этой причине тоже, эти художники так спешили максимально реализовать себя в искусстве. Многие из них, не смотря на непродолжительную жизнь, успевали создать фантастические по количеству и масштабам творческие наследия. Одним из таких авторов является художник Михаил Ксенофонтович Соколов, имя которого сейчас известно очень большому кругу интересующихся русским искусством
ХХ века.


1934 17 мая - Член. билет МОСХ (700x486, 107Kb)
Членский билет МОССХ М.К. Соколова. Билет выдан 17 мая 1934 г.

В 1934 году Михаил Соколов был наконец принят в Московский Областной Союз Советских Художников (МОССХ). Его произведения экспонируются на главных выставках. При этом он не утрачивает свойственную ему творческую самобытность, продолжает работать над циклами на темы минувших эпох. Герои его произведений - деятели Великой Французской революции, странствующие комедианты, всадники, музыканты, прекрасные дамы. Он создает бесчисленное количество композиций на темы классической западноевропейской и русской литератур. К середине 1930-х годов Соколов прочно входит в число ведущих мастеров Москвы.

1930-е Дама в розовом. Карт, м. 41 х 36 см. Абрамцево (626x700, 121Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в розовом. 1930-е гг. Картон, масло. 41 х 36 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1930-е Дама на зеленом фоне. Бумага, тушь, перо, акварель. 28,7х20,9 см. Тверская КГ (2) (507x700, 137Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама на зеленом фоне. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 28,7 х 20,9 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930-е Дама с веером. Бум, акв.  29,5х21 см. Гал. Веллум, Москва (497x700, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1930-е гг. Бумага, акварель. 29,5 х 21 см.
Галерея «Веллум», Москва.

1930-е Женский образ в три четвертигг. Тушь, перо, бумага 24 x 19 (554x700, 132Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский образ в три четверти. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, бумага. 24 x 19 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1930-е Дама с вуалью. (488x700, 82Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вуалью. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 22 x 16 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1930-е Дама в красном платье. бумага, тушь, акварель. 28,5х21,1. СОЧИ ХМ (565x700, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном платье. 1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
28,5 х 21,1 см. Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.

1930-е Дама в костюме амазонки. бумага, тушь, перо, акварель. СОЧИ ХМ (515x700, 161Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в костюме амазонки. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.

1930-е Дама с вьющимися волосами. Бум, паст. 24х18 см. Тверская КГ (486x700, 157Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с вьющимися волосами. 1930-е гг.
Бумага, пастель. 24 х 18 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Девушка в шляпе. Бумага, тушь, акварель. 29,5 × 21 см. Егоров 15.11.2022. Лот продан за 96 000 руб. (489x700, 155Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в шляпе. 1930-е гг. Бумага, тушь, акварель.
29,5 х 21 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 15.11.2022 г.
Лот продан за 96.000 руб.

1930-е Дама с птицей. Бум, акв, тушь. (491x700, 97Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1930-е гг. Бумага, акварель, тушь.

1930-е Дама в черном. бумага, тушь, перо, акварель. 31,1х21,6 см. Тверская КГ (481x700, 111Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черном. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель.
31,1 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Из цикла ДАМЫ. 4 (458x700, 124Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с попугаем. Из цикла «Дамы». 1930-гг.

1930-е На бульваре. Собрание Юрия Носова. (700x544, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). На бульваре. 1930-е гг. Холст, масло. Собрание Юрия Носова.

Под действием мечтательного глотка кислорода, который М.К. Соколов вдохнул в коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова, у Соколова в конце концов изменился состав крови – его живопись обрела подлинность и силу. Потому что живопись меняется только когда меняется сам художник. Соколов в конце концов дорос до своей мечты.
Мнения о Михаиле Соколове в середине 1930-х годов были неоднозначными - его считали эстетом, говорили, что он больше француз, нежели русский, но тем не менее, у художника было много поклонников, учеников, подражателей. Его картины приобретают музеи - Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени А.С. Пушкина, Ярославский художественный музей.

1930-е конец. Зимний вечер. Холст, масло. НУКУС (700x511, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Зимний вечер. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е начало. Городской пейзаж. Аллея. Х, м. 60,3х75,3. Саратов ХМ (700x549, 121Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Аллея. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 60,3 х 75,3 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1930-е Москва. Пейзаж с прохожими и собакой (Розовый дом). ЯХМ (700x592, 184Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Москва. Пейзаж с прохожими и собакой (Розовый дом). 1930-е гг.
Ярославский художественный музей.

1930-е Московская ул. Х, м. 44,5 х 68,5. Н.В. Розановой. Ныне Новый Иерусалим (700x533, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Московская улица. 1930-е гг. Б. собрание Н.В. Розановой.
Ныне в музее «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.

1930-е Московский Утрилло (Городской пейзаж. Москва). Х, м. 67 х 79,5. ЯХМ (700x577, 132Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Москва. 1930-е гг. Холст, масло. 67 х 79,5 см.
Ярославский художественный музей.

1930-е Москва. Собачья площадка (700x480, 138Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Москва. Собачья площадка. 1930-е гг. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.

1930-е Московский переулок (Пейзаж с розовым домом). Масло, холст 49 x 62 (700x539, 122Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Московский переулок (Пейзаж с розовым домом). 1930-е гг.
Масло, холст. 49 x 62 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Михаила Соколова сравнивали с Морисом Утрилло, хотя в Париже он никогда не был.

ФОТО Утрилло (1883-1955) Улица Мон-Сени на Монмартре Карт, м. 48х63 см. ГМИИ (700x531, 158Kb)
Морис Утрилло (1883-1955). Улица Мон-Сени на Монмартре. 1914-1919 гг. Картон, масло. 48 х 63 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1930-е Моск. улица. (700x577, 171Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Московская улица. Начало 1930-х гг.

1930-е Городской пейзаж. Москва. Х, м. 51,6 х 61,5. ЯХМ (700x544, 117Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Москва. 1930-е гг. Холст, масло. 51,6 х 61,5 см.
Ярославский художественный музей.

1930-е начало. Город. пейзаж. Х, м. 59х70 см. Собр. Н.В. Розановой. Ныне в Саратов. музее (700x593, 192Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 59 х 70 см. Собрание Н.В. Розановой.
Ныне в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева.

1930-е пер. пол. Венеция. Канал. Этюд. Х, м. 26 х 35. Саратов ХМ (700x528, 139Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Венеция. Канал. Этюд. Первая полов. 1930-х гг. Холст, масло. 26 х 35 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1930-е конец. Туман на реке. Х, м. 63.5см x 76см. НУКУС (700x591, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Туман на реке. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1930-е конец. Туман на реке. Холст, масло. НУКУС (700x574, 125Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Туман на реке. Конец 1930-х гг. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Вариант «Тумана» в другой тональности. Какая версия ближе к оригиналу - неизвестно. Чтобы ответить
на этот вопрос, надо ехать в Нукус.

1925-1928 На бульваре. Бум, санг. 28,5 х 23,9. ЯХМ (585x700, 136Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). На бульваре. 1925-1928 гг. Бумага, сангина. 28,5 х 23,9 см.
Ярославский художественный музей.

«У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока.

1930-е Из цикла ДАМЫ. Незнакомка. Бумага, смешаная техника 25 х 20.5 см (568x700, 192Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Незнакомка. Из цикла «Дамы». 1930-е гг.
Бумага, смешанная техника. 25 х 20,5 см.

1930-е Дама. из цикла Прекрасные дамы. Бум, уголь, паст, 21,5х16,8. Иваново ХМ (543x700, 127Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Из цикла «Прекрасные дамы». 1930-е гг.
Бумага, уголь, пастель. 21,5 х 16,8 см. Ивановский областной художественный музей.

1930-е Дама. ЯХМ (567x700, 152Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. 1930-е гг. Ярославский художественный музей.

1930-е Комедианты. бумага, сангина, 26,5х36. СОЧИ ХМ (552x700, 155Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Комедианты. 1930-е гг. Бумага, сангина, 26,5 х 36 см.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.

1930-е Из цикла ДАМЫ. (480x700, 95Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». 1930-е гг.

1930-е Из цикла ДАМЫ. Из собр. Н.В. Розановой (498x700, 158Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Дамы». 1930-е гг. Из собрания Н.В. Розановой.

Дама в шляпе. 1930-е Собр. Юрия Носова (510x700, 146Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. 1930-е гг. Собрание Юрия Носова.

1930-е -- Дама с веером. Бум, соус. 30х22,2 см. Тверская КГ (521x700, 148Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1930-е гг. Бумага, соус. 30 х 22,2 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930-е Из цикла ДАМЫ. Стоящая с веером. Из цикла Воображаемые портреты. Бумага, тушь, кисть 29 х  Красноармейская галерея (485x700, 117Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Стоящая с веером. Из цикла «Воображаемые портреты».
1930-е гг. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.

1930-е Курносая дама. Бум, соус. 34,6х28,7 см. Тверская КГ (574x700, 243Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Курносая дама. 1930-е гг. Бумага, соус. 34,6 х 28,7 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930-е  Дама в старинном платье. Бум, соус. 36х26,3 см. Тверская КГ (517x700, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в старинном платье. 1930-е гг.
Бумага, соус. 36 х 26,3 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Две дамы. бумага, тушь, перо, кисть. 29,2х23,2 см. Тверская КГ (545x700, 181Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Две дамы. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
29,2 х 23,2 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Мужской портрет. Тушь, бумага 17,8 x 14 (548x700, 143Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской портрет. 1930-е гг. Тушь, бумага 17,8 x 14 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

Сотни вариантов женского образа переливались нежными перламутровыми красками. Чаще всего это были пастели, реже акварели и огромное количество монохромных рисунков углем, тушью, карандашом. Образ был чужд современности. Казалось, он перешел к Соколову с полотен живописи XVIII столетия, получив декадентскую интерпретацию. Весь эстетизм Соколова вылился в этих воображаемых портретах…Его художественные симпатии нередко определялись именно его эстетизмом. Благодаря ему он выделял на первое место «Камеристку» Рубенса, смаковал портреты лордов Ван Дейка, преклонялся перед «Галантными сценами» Ватто, из всего Пикассо искренне ценил только «Испанку», и одно время тема «Пьеро» занимала в его искусстве центральное место.

1930-е Иллюстрация для Чарльза Диккенса Повесть о двух городах (700x487, 185Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса. 1930-е гг.
«Повесть о двух городах» - изданный в 1859 году исторический роман Чарльза Диккенса о временах
Французской революции.

1930-е Композиционный портрет. Дон Кихот. Х. на фан, м. 31 х 33 см. Муз-зап. Абрамцево (700x656, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиционный портрет. Дон Кихот. 1930-е гг. Холст на фанере, масло. 31 х 33 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1930-е Наездница и арлекин. Карт, м. 52x68,5. ГРМ. (700x549, 211Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница и Арлекин. 1930-е гг. Картон, масло. 52 x 68,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Комедианты. Пастель. Кат-1985 (604x700, 150Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Комедианты. 1930-е гг. Бумага, пастель. Каталог 1985 г.

1930-е Портрет неизвестной. Масло. Кат. 1985. (526x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной. 1930-е гг. Холст, масло.
Каталог 1985 г.

1930-е -- Дама в красном берете. Бум, акв, тушь. 29,6 х 20,4 см. Рус Север (487x700, 136Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном берете. 1930-е гг. Бумага, акварель, тушь.
29,6 х 20,4 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.

1930-е -- Дама в черном берете. бумага, акварель, лак. 30х21,4 см. Тверская КГ (499x700, 141Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черном берете. 1930-е гг. Бумага, акварель, лак.
30 х 21,4 см. Тверская областная картинная галерея.

Дама -- в розовом. 1930-ебумага, акварель, тушь, перо. 29х21,4 см. Тверская КГ (518x700, 175Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в розовом. 1930-е гг. бумага, акварель, тушь, перо.
29 х 21,4 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Портрет неизвестной. 43х34. Из частного собр. Кат. 2003. (545x700, 142Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной. 1930-е гг. Холст, масло. 43 х 34 см.
Частное собрание. Каталог 2003 г.

1930-е Скромность. Из серии Женские образы. Тушь, перо, бумага 21,5 x 15,5 (508x700, 123Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Скромность. Из серии «Женские образы». 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 21,5 x 15,5 см.

1930-е Скр Нежность. Тушь, перо, бумага 25 x 17,5 (502x700, 147Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Нежность. Из серии «Женские образы». 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 25 x 17,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1930-е Скр Взволнованная дама. Тверская КГ (488x700, 144Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Взволнованность. Из серии «Женские образы».
1930-е гг. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Портрет дамы в шляпе. Тушь, бумага 19 x 13,7 (490x700, 145Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы в шляпе. 1930-е гг.
Тушь, бумага 19 x 13,7 см.

1930-е Портрет дамы. Из цикла Воображаемые портреты. Галерея Красноармейска (543x700, 89Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы. Из цикла «Воображаемые портреты».
1930-е гг. Бумага, тушь. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.

1930-е Портрет девушки. Бумага, карандаш 14,6 х 12,8 см. Собрание семьи А.Ф.Софроновой (626x700, 150Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет девушки. 1930-е гг. Бумага, карандаш 14,6 х 12,8 см.
Собрание семьи А.Ф. Софроновой.

ПОРТРЕТНЫЙ ЦИКЛ «ДЕЯТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789 г.» МИХАИЛА СОКОЛОВА, 1930-1934 гг.

Творчество Михаила Соколова было на долгое время искусственно выключено из общего русла советского искусства, изучено еще очень мало, особенно это относится к циклу о Французской революции. Выполненный в основном в начале 1930-х годов, этот цикл включает сотни листов, в настоящее время рассеянных по разным музеям и частным собраниям, из которых лишь девять были показаны на выставке 1985 году, организованной к 100-летию со дня рождения художника. Воспроизводились в каталогах и журнальных публикациях и вовсе единичные и к тому же одни и те же вещи, посвященный деятелям Великой Французской революции. Соколов делал несколько вариантов одного и того же персонажа, иногда 3 и даже 4 портрета, добиваясь наибольшей выразительности. Статья об этой серии рисунков, выполненных в первой половине 1930-х годов, включающая 24 репродукции, была опубликована в сборнике «Великая французская революция и Россия» (М., 1989), плюс еще два портрета - Сен-Жюста и Дантона - из книги «Михаил Ксенофонтович Соколов. К 120-летию со дня рождения», а также еще один рисунок из той же книги – «Бегство короля». См. Справка о Деятелях Французской революции 1789 г.

1931-1934 + Наполеон. Из цикла Французская революция. ЯХМ (400x580, 81Kb)1932-1934 + Жозефина Богарне. Из цикла Французская революция. ЯХМ (392x580, 77Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Консул Наполеон (1769-1821). 2. Жозефина Богарне (1763-1814), первая жена Наполеона. Оба - Ярославский художественный музей.
1931-1934 Бегство короля. Из цикла Французская революция. ЯХМ (700x537, 78Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Бегство короля (1). Ярославский художественный музей.

1931-1934 Бегство короля. Из цикла Деятели Франц. Револ. (700x306, 46Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Бегство короля (2). Ярославский художественный музей.

1932-1934 + Мирабо. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (413x700, 56Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мирабо (1749-1791). Бумага, тушь, перо.
Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Лафайет. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (432x607, 76Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Маркиз Лафайет (1757-1834). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Сиейес. консул. Из цикла Французская революция. ЯХМ (2) (407x600, 73Kb)1931-1934 + Консул Сийес. Из цикла Деятели Фр. Рев 2 (400x600, 54Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1-2. Консул Сийес (1748-1836). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Байи (Bailly). Цикл Деятели Франц. Револ. ЯХМ (520x700, 78Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Байи (Bailly, 1736-1793), мэр Парижа.
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Марат. Из цикла Деятели Франц. Револ. (455x650, 116Kb)1931-1934 + Марат. Из цикла Деятели Франц. Револ. 2 (385x650, 93Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Марат (1743-1793). Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея. 2. Марат. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.

К работе над циклом «Французская революция» М.К. Соколов возвращался на протяжении почти 20 лет. Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камилл Демулен... Есть у Соколова портрет и Шарлотты Корде. Ее образ удивительно созвучен тому, что писал об убийце Марата Жан Жорес: «Красивая, молодая, скромная и гордая... она осталась в глазах народа странным видением, сотканным из пурпура, героизма и крови, вызвав во многих сердцах неведомое волнение». Робеспьер, Сен-Жюст, Бабёф - любимые герои Соколова. В их портретах особенно сильна романтическая интонация. Фигуры выступают из густого бархатистого мрака, который скрадывает контуры, придавая силуэтам пленительно-зыбкие очертания. Поток света вырывает из этого мрака лица героев: твердые черты Сен-Жюста, взволнованные, трепетно набросанные черты Бабёфа, одухотворенный облик Робеспьера, произносящего речь.


1931-1934 + Шарлотта Корде. Из цикла Деятели Франц. Револ. ГТГ (383x565, 107Kb) 1932-1934 + Шарлотта Корде. ЯХМ (400x565, 69Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Шарлотта Корде (1768-1793). Бумага, тушь, перо, акварель. Государственная Третьяковская галерея. 2. Шарлотта Корде. Ярославский художественный музей.

ФОТО Убийство Марата. (Жан-Жозеф Вертс, 1880). (700x523, 136Kb)
Жан-Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880 г. Бассейн-музей искусства и промышленности,
город Рубе, Франция.

Шарлотта Корде. 1933. из серии Французская революция. Бум, тушь. Иваново ХМ (400x600, 105Kb)Жанна Мари Ролан. 1930-епер.пол. Из цикла Французская революция. ЯХМ (398x600, 76Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Шарлотта Корде. Бумага, тушь. Ивановский областной художественный музей. 2. Жанна Мари Ролан (1754-1793), одна из знаменитейших женщин Французской революции, жена экономиста и министра внутренних дел Франции Ж.-М. Ролана. Была казнена как все двадцать один жирондистский политик на гильотине. Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Дантон. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (400x650, 91Kb)1931-1934 + Дантон. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ2 (411x650, 143Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1-2. Дантон (1759-1794). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Дантон перед войском Из цикла Деят. Фр. рев. СГХМ (Саратов) (425x520, 73Kb)1933 + Дантон. Бумага, тушь, перо, кисть. Из цикла Французская революция. ЯХМ (405x520, 79Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 3. Дантон перед войском. Бумага, уголь, мелок. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. 4. Дантон. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
1932-1934 + Робеспьер. Из цикла Французская революция. ГТГ (400x570, 106Kb)1932-1934 + Робеспьер. Из цикла Деятели Франц. Револ. ГТГ (383x570, 103Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Робеспьер (1758-1794) на трибуне. 2. Робеспьер. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея.
1932-1934 + Робеспьер. Из цикла Французская революция. Иллюстрация (532x700, 78Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Робеспьер. Бумага, тушь, перо, кисть.

1931-1934 + Сен-Жюст. Из цикла Деятели Франц. Револ. ГМИИ (423x550, 97Kb)1931-1934 + Сен Жюст. Из цикла Французская революция. ЯХМ (2) (376x550, 77Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Сен-Жюст (1767-1794). Бумага, тушь, перо, кисть. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
2. Сен-Жюст. Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Сен-Жюст. Из цикла Деятели Франц. Револ. ГТГ (403x580, 112Kb)1932-1934 + Сен Жюст (вопрос). Из цикла Французская революция. ЯХМ (400x580, 68Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 3. Сен-Жюст. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея.
4. Сен Жюст (?). Ярославский художественный музей.

Многие листы цикла М.К. Соколова «Деятели Французской революции» подписаны и датированы, но только на некоторых проставлены художником имена изображенных лиц, из которых легко узнаваемы далеко не все. Сопоставления с иконографическими памятниками и стилистический анализ работ помогли определить пока небольшой круг лиц, изображенных на портретах. Зависимость Соколова от иконографического материала весьма относительна и не во всех портретах одинакова. Восприятие Соколова столь личностно, а рождающиеся в его воображении образы столь своеобразны, что вся портретная сюита окрашивается его индивидуальным представлением о людях революционной поры, свойственной лишь ему одухотворенно-поэтической интонацией.


1932-1934 +  Камилл Демулен. Из цикла Французская революция. ЯХМ (444x550, 96Kb)1931-1934 + Камилл Демулен. Из цикла Деятели Франц. Револ. ГТГ (374x550, 89Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Камиль Демулен (1760-1794). Ярославский художественный музей. 2. Камиль Демулен. Бумага, тушь, перо, кисть. Государственная Третьяковская галерея.


1931-1934 + Колло д Эрбуа. Из цикла Деятели Франц. Револ. (2) (385x550, 112Kb) 1931-1934 + Сен-Симон. Из цикла Деятели Франц. Револ. (376x550, 69Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Колло д'Эрбуа (1749-1796). Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей. 2. Сен-Симон (1760-1825). Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
1931-1934 + Бабёф. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (491x700, 97Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Бабёф Гракх (1760-1797). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.

1931-1934 + Генерал Гош. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (371x550, 83Kb)1931-1934 + Кателино (Catellinot) Вандея). Из цикла Франц. Рев. (2) (424x550, 70Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Генерал Гош (1768-1797). Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей. 2. Жак Кателино (1759-1793), лидер вандейцев в борьбе с республиканской Францией. Бумага, тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1931-1934 + Генерал Жубер. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (364x520, 70Kb)1931-1934 + Генерал Бернадотт. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (447x520, 80Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Генерал Жубер (1769-1799). 2. Маршал Бернадот (1763-1844). Оба - Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
1931-1934 + Консул Дюко. Из цикла Деятели Франц. Револ. ЯХМ (477x700, 81Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Консул Дюко (1747-1816). Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.

Любимой книгой по изобразительному искусству у М.К. Соколова были «Воображаемые портреты» Патера, самого утонченного эстета в искусствознании. Он был предельно самоуверен. Он посещал все выставки с одной целью – сделать вывод, что никто не равняется ему. В своих суждениях о художниках был крайне не выдержан. Москва живет сплетнями, и, конечно, острые словечки («mots») Соколова доходили до авторов. Это создавало ему много врагов.

1931-1934 + Анн Робер Жак Тюрго. Бумага, тушь, перо, кисть Из цикла Французская революция. ЯХМ (480x700, 91Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.

1931-1934 + Гужон ЯХМ (496x700, 101Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Жан Мари Клод Александр Гужон (1766-1795).
Ярославский художественный музей.

1932-1934 + Дюмурье. Из цикла Французская революция. ЯХМ (497x700, 78Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дюмурье (1739-1823), генерал и министр.
Ярославский художественный музей.

1932-1934 + Луи Фрерон (вопрос). Из цикла Французская революция. ЯХМ (496x700, 94Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Луи Фрерон (1754-1802).
Ярославский художественный музей.

1932-1934 + Петион. Из цикла Французская революция (497x700, 96Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Жером Петион де Вильнёв (1756-1794).

Моро Жан Виктор. 1933  Из цикла Французская революция. ЯХМ (519x700, 87Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Генерал Жан Виктор Моро (1763-1813).
Ярославский художественный музей.

Лалли-Толандаль (вопрос). Из цикла Французская революция. ЯХМ (481x700, 72Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Генерал Томас Артур де Лалли-Толендаль ? (1702-1766).
Ярославский художественный музей.

Деятель 1932 Французской революции. Из цикла Французская революция. ЯХМ (489x700, 89Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Деятель Французской революции 1789 г.
Ярославский художественный музей.

1931-1934 + Портрет неизв. Предпол. из цикла Фр. Рев. Нов. Иерусалим (500x700, 135Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестного. Предположительно из цикла
«Деятели Французской революции 1789 г.»

1931-1934 + Портрет неизв. Предпол. из цикла Фр. Рев. (539x700, 94Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестного. Предположительно из цикла
«Деятели Французской революции 1789 г.»

Под знаменем революции. 1930-е пер.пол. Из цикла Французская революция. ЯХМ (492x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Под знаменем революции. Бумага, тушь.
Ярославский художественный музей.

1934 Баррикады.-Илл.-к-роману-П.Павленко. (572x700, 113Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Баррикады. Иллюстрация к роману П. Павленко.

В распоряжении М.К. Соколова был ограниченный круг источников и впечатлений. Но увлеченность французской историей и литературой, изучение богатейших коллекций произведений французского искусства в советских музеях и на выставках, а главное, чуткость и воображение, присущие подлинному таланту, помогали художнику постигнуть иную эпоху - эпоху XVIII в., тонко почувствовать обаяние иной - французской культуры. Соколов пробовал себя как иллюстратор французской классики, но увидели свет только его иллюстрации к академическому изданию «Орлеанской девственницы», среди них - портрет автора, который удивительно походит на профиль Вольтера, рисованный А. С. Пушкиным.
В 1935 году московское издательство «Academia» выпустило в свет книгу «Орлеанская девственница» Вольтера с иллюстрациями Соколова.

ФОТО АС Пушкин - Вольтер  (443x490, 81Kb)1934 Портрет Вольтера. Фронтиспис к книге. Кат.-1985. (381x490, 95Kb)
А.С. Пушкин (1799-1837). Обложка к рукописи статьи «Вольтер». 1836 г. Бумага, чернила.
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. 2. М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Вольтера из книги «Орлеанская девственница». 1934 г.

Александр ПУШКИН:
Отыскал я книжку славную,
Золотую, незабвенную,
Катехизис остроумия,
Словом: Жанну Орлеанскую.
«Бова», 1814 г.

1935 Орлеанская дева. Рис. Соколова. Изд. Академия (700x567, 94Kb)
Вольтер (1694-1778). Орлеанская дева. Поэма в двадцати одной песне. Оформление и рисунки
М.К. Соколова. Москва-Ленинград, Издательство ACADEMIA, 1935 г. 550 стр., илл.

«Орлеанская девственница» (фр. La Pucelle d'Orléans) - сатирическая пародийная поэма Вольтера о жизни национальной героини Франции Жанны д’Арк, начатая в 1730 году и впервые напечатанная анонимно во Франкфурте в 1755 году в составе 15 песен с чьими-то фривольными вставками. В 1757 году Католическая церковь включила поэму в «Индекс запрещённых книг».

1934 Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь II. (393x570, 105Kb)1934 Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь VI. (424x570, 128Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь II и VI. 1934 г.
«Могучею блистая красотой,
Она была под юбкою герой»
1934 Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь XIII. (424x530, 117Kb)1934 Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь XIV. (384x530, 123Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь XIII и XIV. 1934 г.
«Карл, опьянен от нежности и счастья,
С блестящим взором, в неге сладострастья»
1934 Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь XX. (402x535, 120Kb)1934 Илл. к Орлеанской девств. Вольтера. Финал.  (400x535, 101Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрации к поэме Вольтера «Орлеанская девственница». Песнь ХХ и финал. 1934 г.
«Как ветер крепнущий сперва чуть-чуть
Рябит волны серебряную грудь»
1934 Илл. к Орлеанской девств. Вольтера В замке Гермафродита (398x515, 80Kb)1934 Вольтер. Орлеанская девственница. Святой Денис перед святым Петром. Иллюстрация к песне ХVI (400x515, 95Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. В замке Гермафродита. 2. Святой Денис перед святым Петром. Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница. Песнь ХVI. 1934 г.
1934 Орл. дева. Монроз и духовник. Иллюстрация к песне X. Вариантбумага, тушь, перо, кисть, процарапываниеЯХМ (700x535, 122Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Монроз и духовник. Иллюстрация к поэме Вольтера «Орлеанская девственница.
Песнь Х. Вариант. 1934 г. Бумага, тушь, перо, кисть, процарапывание. Ярославский художественный музей.

1934 Вагнер с трубкой. Из серии Музыканты.бумага, тушь, перо, кисть25,8 х 20,5. ЯХМ (553x700, 131Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Вагнер с трубкой. Из серии «Музыканты». 1934 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 25,8 х 20,5 см. Ярославский художественный музей.

1934 Паганини. Из серии Музыканты. бумага, тушь, перо, кисть. 35 х  24,2. ЯХМ (471x700, 98Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Паганини. Из серии «Музыканты». 1934 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 35 х 24,2 см.
Ярославский художественный музей.

М.К. Соколов вступил в пору своей творческой зрелости, но именно теперь и начались официальные обвинения в печати в том, что его искусство «чуждо советской действительности». В это время его кормит его лишь преподавание: в 1919-1921 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-1925-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-1929-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле. В 1936-м ему предложили место руководителя живописной мастерской в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.

1934 ПУШКИН. Бумага; тушь, перо, кисть. ЧС (400x580, 93Kb)1935 Портрет А.С. Пушкина в цилиндре. бумага, тушь, перо. 16, х 11 см. Гос муз Пушкина, Мск (400x580, 60Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). А.С. Пушкин. 1934 г. Бумага, тушь, перо, кисть. Частное собрание. 2. 1935 Портрет А.С. Пушкина в цилиндре. бумага, тушь, перо. 16 х 11 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1934-1932  Портрет А.С. Пушкина. Из серии А.С. Пушкин. бумага, тушь, перо, кисть. 27,4 х 19,9. ЯХМ (516x700, 116Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.С. Пушкина. Из серии «А.С. Пушкин». 1932-1934 гг.
Бумага, тушь, перо, кисть. 27,4 х 19,9 см. Ярославский художественный музей.

1935 Н.В. Верещагина-Розанова. Тушь, перо. (512x700, 82Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Н.В. Верещагина-Розанова. 1935 г. Бумага, тушь, перо.

Верещагина-Розанова Надежда Васильевна (1900-1956), дочь русского философа Василия Васильевича Розанова (1856-1919). Верещагина - по фамилии 1-го мужа, с которым развелась в 1936 г. 2-й брак - с М.К. Соколовым был зарегистрирован в 1947 г. накануне его смерти. 1936 г - начало переписки с М.К. Соколовым. Переписка продолжалась все годы до его смерти.

1935 Дама в красном берете. Бумага; карандаш, акварель. 43 х 30 см. ЧС (486x700, 67Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном берете. 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель. 43 х 30 см. Частное собрание.

1935 Обнага. бумага; акварель, тушь, перо, кисть. 27 х 18,5 см Рус Север (476x700, 149Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1935 г. Бумага; акварель, тушь, перо, кисть.
27 х 18,5 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.

1935 Сидящая обнаженная в шляпе. бумага, тушь, перо, акварель. НУКУС (495x700, 166Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Сидящая обнаженная в шляпе. 1935 г.
Бумага, тушь, перо, акварель. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1935 Обнаженная с веером. бумага, тушь, перо, акварель. 29,8х21 см. Тверская КГ (490x700, 126Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная с веером. 1935 г.
Бумага, тушь, перо, акварель. 29,8 х 21 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930-е Два всадника. бумага, тушь, кисть, перо 21х29,3 (473x700, 180Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Два всадника. 1930-е гг.
Бумага, тушь, кисть, перо. 21 х 29,3 см.

1935 Мужской образ. Тушь, бумага 19 x 14 (501x700, 97Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской образ. 1935 г. Бумага, тушь. 19 x 14 см.

1930-е Натюрморт с семгой. Х, м. 53см x 68см. НУКУС (700x535, 171Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с семгой. 1930-е гг. Холст, масло. 53 x 68 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1934 Натюрморт с кетой. Х, м.  ЯХМ (700x590, 175Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с кетой. 1934 г. Холст, масло. Ярославский художественный музей.

1934 Натюрморт с кетой. (700x511, 183Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с кетой. 1934 г.

1930-е Натюрморт. Картон, масло. 37,7х50,2 см. Тверская КГ (700x523, 112Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. 1930-е гг. Картон, масло. 37,7 х 50,2 см.
Тверская областная картинная галерея.

1930-1960 Натюрморт с грушами и яблоками. Карт, м. 49,5 х 63,5 см. Муз-зап. Петергоф. (700x541, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с грушами и яблоками. 1930-1940 гг. Картон, масло. 49,5 х 63,5 см.
Музей-заповедник «Петергоф».

Натюрморт». 1930-е. Холст, масло, 47,3×49,3 см (в свету). Аук Литфонд 2021 (700x662, 290Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт». 1930-е. Холст, масло, 47,3 х 49,3 см. (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.

1938 М. Соколов 3 (700x385, 77Kb)
М.К. Соколов. Фотография 1938 г.

14 февраля 1936 в газете «Комсомольская правда» напечатана статья под заголовком: «Против формализма и ”левацкого” уродства». Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». 17 февраля 1936 года в газете «Советское искусство» влиятельный искусствовед Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) опубликовал рецензию под названием «Выставка незамеченных». О Соколове он написал так: «Талантливость Соколова несомненна. Его техничность очень (sic!) незаурядна. …Однако Соколов неощутим (sic!). Почему? Потому что он удручающе нежизнен. ЭТО НЕ ХУДОЖНИК (sic!), это тень художника. … Живой жизни нет, живой темы нет, живого зрения нет, живой руки нет. Поэтому вся талантливость и техничность Соколова идут куда-то к чертовой бабушке (sic!). На Соколова трудно и горько смотреть».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Панорама искусств. Выпуск 13. М, СХ, 1990 г.  (555x700, 133Kb)
Панорама искусств. Выпуск 13. Составитель М. Зиновьев. Москва, Издательство «Советский
художник», 1990 г. Здесь опубликованы материалы В.А. Тихановой «…за отсутствием состава
преступления…» о репрессированных в 1930-е годы художниках и письма М.К. Соколова
Н.В. Верещагиной-Розановой, 1936-1940 гг. Стр. 5 - 52.

Портретный цикл «Великая французская революция» Михаила Соколова.



(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947), ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»