А.Ф. Софронова (1892-1966). Портрет М.К. Соколова. 1928 г. Фанера, масло.
Ярославский художественный музей.
Графика стала для Михаила Ксенофонтовича Соколова не лабораторией, как для ряда авангардистов, а полноправным методом выражения пластических идей. До нашего времени дошли тысячи работ Соколова на бумаге. Во всяком случае, не меньше 6 (шести) тысяч рисунков. Небольшой размер рисунков, «бумажный формат», несмотря на вынужденность, был для художника предельно органичным. Мемуары его друга, искусствоведа Николая Тарабукина пестрят фразами наподобие «рисунков пером он мог сделать в день несколько десятков» или «у Соколова была манера работать циклами». Первые персональные выставки художника начали устраивать в СССР спустя почти 20 лет после смерти автора. Многие издания графики начались еще позднее.
Московский Пролеткульт. Н.М. Тарабукин и М.К. Соколов (справа) сидят в центре. РГАЛИ.
Фотография Н.М. Тарабукина, 1923 г.
1923 год был переломным в творческой судьбе М.К. Соколова.
К середине 1920-х годов М.К. Соколов достиг уже высокого мастерства. Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Н.М. Тарабукин: «Художник являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси». Благодаря поддержке Тарабукина во второй половине 20-х годов Соколов попал в сферу внимания Государственной Академии художественных наук (ГАХН). В 1929 году именно в ее стенах состоялось заседание, на котором было прочитано несколько докладов, посвященных его творчеству. Сохранившиеся материалы позволяют ознакомиться с оценкой критиков тех лет.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Николай Михайлович Тарабукин. 1918 г. Офорт.
Например, Д.С. Недович сказал: «С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя...Одержимый своей живописной мечтой, он носит в себе упрямые образы романтических пейзажей, причудливых голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах. Он упирается в свою фантазию и не признает становящегося дня». За этой характеристикой встает образ неоромантика, несовместимого с окружающей реальностью. Здесь же, в выступлении А.В. Бакушинского, возглавлявшего в те годы отдел графики Третьяковской галереи, прозвучала другая оценка. Он не отрицал, что искусство Соколова вызывает много споров, но отдавал должное профессионализму и творческой индивидуальности автора. Он констатировал, что Соколов - один из «наиболее талантливых живописцев» и «острых мастеров рисунка в современном русском искусстве».
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет жены. 1923 г. Холст, масло. 88 х 62 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2014 г. Эстимейт $2.000 – 3.000 дол.
Лот не продан
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка. 1923 г. Бумага, тушь. 28 х 20,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с детьми. 1924 г. Бумага дублированная, акварель,
тушь, перо. 21,4 х 15,4 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.
Эстимейт 44.000 – 50.000 руб.
М.К. Соколов (1885-1947). Сидящая. 1925 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 21,6 х 17,5 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет девушки в шляпке. Бумага, тушь, перо. 18,2 х 13,6 см.
Аукционный дом «Петербургский», СПб., 2022 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1925 г. Бумага, тушь. 29 х 22 см.
Из каталога 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Старик. 1925 г. Бумага, тушь. 29 х 22 см.
Из каталога 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе с пером. 1925 г.
Бумага, тушь, лак, кисть. 27,3 х 22 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Танцовщицы. 1925 г. Тушь, перо, бумага. 26 x 35 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Пруд. 1925-1929 гг. Холст, масло. Собрание В. Дудакова.
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. 1920-е гг. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с рекой. После 1925 г. Холст, масло.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с Петропавловской крепостью. Середина 1920-х гг. Бумага, сангина.
Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Этюд. 1925 г. Бумага, масло. 18 х 13 см.
Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Оформление книги Бориса Гусмана «100 поэтов.
Литературные портреты». Издана в Твери в 1923 году.
Борис Евсеевич Гусман (1892-1944) - советский музыкальный деятель, заместитель директора Большого театра, театральный критик, писатель, сценарист, редакционный работник. В 1938 году Гусман был репрессирован и обвинен в написании идеологически необоснованных произведений в прошлом. Жена Гусмана была также арестована. Борис Гусман скончался 3 мая 1944 года в поселке Вожаёль в Коми АССР.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 21.Х.1924 г. Бумага, тушь.
И в конце концов весь этот свой авангардный период М.К. Соколов в 1923 году уничтожил. Уцелели лишь те работы, которые к тому времени успел приобрести Музей Живописной Культуры (МЖК) и разойтись по коллекционерам. И совершенно отчетливо Соколов пошел назад: в музеи, к классикам. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем - начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.
М.К. Соколов (1885-1947). Голгофа. Снятие с креста. Из цикла «Страсти». 1926 г.
Бумага, акварель, белила. 32,3 х 42,8 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Коронование терновым венцом. Из цикла «Страсти».
1926-1927 гг. Бумага, тушь, перо, кисть, синие чернила, процарапывание.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Поругание Христа. Из цикла «Страсти». 1926 г.
Бумага на бумаге, тушь, лак, кисть, перо. 26,3 х 21,4 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Бичевание Христа. Из цикла «Страсти». 1926-1928 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Голгофа. Из цикла «Страсти». 1927 г.
Бумага, тушь, перо, кисть 28,8 х 23 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Голгофа. Из цикла «Страсти». 1926 г.
Бумага на бумаге, тушь, кисть, перо. 27 х 17,1 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Разбойник. Из цикла «Страсти». 1925-1928 гг.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Голгофа. Из цикла «Страсти». 1924 г. Бумага, уголь. 26,5 х 30,7 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Снятие с креста. Из цикла «Страсти». 1924 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Снятие с креста. Из цикла «Страсти». 1928 г.
Бумага, сангина. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Положение во гроб. Из цикла «Страсти». 1926 г.
Бумага на бумаге, тушь, кисть, перо. 25,1 х 22,6 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Подруги. 1925-1928 гг. Бумага, сангина. 36,1 х 27,2 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Фрагмент. 21.Х.1924 г.
В живописи у М.К. Соколова преобладали натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы «Страстей», изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории («Французская революция»). После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет в шляпе. Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 84 x 69 см. Запорожский художественный музей, Украина.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы в шляпе. 1926-1928 гг.
Бумага, сангина. 34,1 х 25,6 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Прекрасные дамы». 1925-1928 гг.
Бумага, сангина. 30,9 х 24,9 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 13.IV.1927 г. Бумага, карандаш 22 x 17 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 13.IV.1927 г.
Бумага, карандаш 22 x 17 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет еврея. Конец 1920-е гг.
Бумага, тушь черная и коричневая, перо, 21,5 х 14 см.
Собрание А. Заволокина.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка с голубым бантом. Конец 1920-х гг.
Бумага, пастель. Собрание галереи «Наши художники», Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Розовый рассвет (Розовое утро), Москва. Конец 1920-х гг.
Холст, масло. 42,5 x 43 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Домик в парке. 1925-1929 гг. Холст, масло.
М.К. Соколов (1885-1947). Мост мечты. 1925-1929 гг. Холст, масло.
М.К. Соколов (1885-1947). Арбатская площадь. 1927 г. Холст, масло. 45 х 45 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.К. Соколов (1885-1947). Романтический пейзаж с домом и собакой. Конец 1920-е гг. Бумага, сангина.
Живопись Михаила Соколова пахнет музеями. Порой он ошибается, попадает мимо – на что ему тут же укажут «добрые люди», но продолжает работать практически на износ, создавая сотни рисунков, уходя в свою мечту. Потом Ярославль, потом опять Москва (две недели живет в Москве, две в Ярославле; две в Москве – две в Ярославле, ни там, ни тут). Будучи, по сути, ровесником с художниками объединения «Маковец» (А.В. Шевченко, род.1883 г., Н.М. Чернышев, род.1885 г., К.Н. Истомин, род.1887 г. и др.), Соколов - не смотря на близость их пластическим поискам – остается в стороне от этого объединения. Слишком близко находится Ярославль, чтобы оторваться от него. Соколов вообще остается в стороне от всяких объединений, и в этом его проблема: одиночка в ту эпоху не выживал. Одиночка никогда не выживает.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет красноармейца. 1927 г. (?). Холст на дереве, масло. 70 х 50 см.
Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Пожалуй, редкая, если не единственная картина М.К. Соколова на тему советского соцреализма. В 1927 году художник участвовал в выставке «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» в Москве, в Третьяковской галерее. Возможно, именно к этой выставке и был подготовлен портрет красноармейца, хотя в каталоге портрет не указан.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка в красном. 1930 г. Картон, масло. 48 x 37,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в зеленом платье. 1930 г.
Бумага, тушь, перо, акварель. 29,2 х 21,1 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет незнакомки (Женщина в шляпе). 1930-е г.
Бумага, тушь, перо. 27 x 20,3 см. Сургутский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Старик. 1930 г.
Бумага, чернила, перо. 13,7 х 5,4 см.
Томский областной художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет дамы с веером. 1930-е гг.
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). А.С. Пушкин на набережной Невы. 1930 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 22 х 31,5 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Питер. Набережная Невы. 1930-е гг. Холст, масло. 46 x 61 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1930 г. Холст на картоне, масло. 45,7 х 60,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
М.К. Соколов (1885-1947). Зимний пейзаж. 1930 г. Холст, масло. 63 х 80 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с дичью (Натюрморт с дохлой курицей?). 1930-1940-е гг.
Холст, масло. 47 х 63 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Рыбы. Из цикла «Рыбы». 1929 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с красной рыбой. 1930 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы и фрукты. 1930 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
М.И. Баскакова (1902-1988), вторая жена М.К. Соколова с 1928-1935 год.
М.К. Соколов очень неохотно принимал чью-либо помощь, жил часто впроголодь – принимал только поклонение. Главным образом, от женщин. В 1928 году М.К. Соколов вторично женился - на М.И. Баскаковой. Его вторая жена Марина Баскакова была знатного происхождения. Она говорила, что своего прежнего мужа могла разбудить ночью и послать за апельсинами. А вот Михаил Соколов сам ее куда хочешь посылал, и она бегала… Как-то сумел он заразить ее своей мечтой. Соколов сам выбирал ей шляпки – такие виделись ему в парижских снах - и заставлял носить. Однажды он нашел петушиное перо и попросил ее надеть с шляпой, на что она долго сопротивлялась, но в конце концов согласилась.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет М.И. Баскаковой, второй жены художника.
1928 г. Холст, масло. Ярославский художественный музей.
Марина Ивановна Баскакова (1902-1988) - муза художника Михаила Соколова, была моложе мужа на 18 лет. Она родилась на Украине. В Москву перебралась после расстрела отца. Окончив курсы, работала машинисткой. В браке с Михаилом Соколовым прожила восемь лет. За годы совместной жизни художником было создано около ста ее портретов в технике масляной живописи, рисунка карандашом, пером и тушью. Утонченная и таинственная… Вызывающая в памяти строчки Блока: «Дыша духами и туманами…» Именно такой хотел видеть свою жену Марину Баскакову художник Михаил Соколов.
В реальности же мастер и его муза жили в удручающей бедности в десятиметровой комнате коммунальной московской квартиры. При этом столь изысканной даме часто приходилось завтракать водой с баранками, а на ужин (если повезет) жарить рыбу на примусе. Жилище одновременно служило и мастерской, поскольку признанный формалистом Михаил Соколов не получал отдельного помещения для работы до 1938 года, когда по звонку друзей художника И.В. Сталину ему все-таки выделили небольшую мастерскую в Доме художников на Масловке, в которой он так и не успел поработать до ареста.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Н.В. Штемберг, первой жены.
1931 г. Холст, масло.
В 1929 году в доме А.И. Герцена в Москве открылась первая персональная выставка работ М.К. Соколова. В середине 1920-х гг. он создал обширные живописные и графические циклы: в живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу всю жизнь) - циклы «Страстей», «Странствующие комедианты», «Цирк», «Воображаемые портреты» и др.
После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала.
М.К. Соколов (1885-1947). Арлекин. Из серии «Цирк». 1930-1933 гг.
Бумага, тушь, перо, кисть. 24,5 х 18,1 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Арлекин. 1930-1933 гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Арлекин. Из цикла «Цирк». 1930-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Арлекин и наездница. 1930-е гг. Бумага, тушь.
М.К. Соколов (1885-1947). Пьеро. 1928 г. Бумага, сангина.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Четыре актера. 1928 г. Из каталога 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Цирк. Наездница. Из серии «Цирк». 1930-1933 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Цирк. Из серии «Цирк». 1930-1933 гг. Картон, масло. 38,5 х 49,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница на арене. Из серии «Цирк». 1930-1933 гг.
Картон серый, пастель, акварель, белила. 37,2 х 52,3 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница в цирке. Из серии «Цирк». 1930-1933 гг. Холст, масло.
На обложке каталога 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница. Из серии «Цирк». 1927 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 29 х 21 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница на арене. Из серии «Цирк». 1931 г.
Бумага, тушь, перо, кисть, акварель черная. 29,4 х 20,6 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Наездница на арене. Из серии «Цирк». 1931 г.
Бумага, тушь, перо, кисть, акварель черная. 29,4 х 20,6 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 6 час. утра. 1925 г. Бумага, тушь.
Родившийся в семье ярославского ремесленника и в начале революции поддержавший большевиков, Михаил Соколов категорически не принимал соцреализма. И вместо спортсменок и трактористов писал рыцарей и старинных испанок, Пьеро и Арлекинов, странствующих комедиантов, денди и прекрасных дам в вуали.
Соколов искал силу для своего творчества в искусстве прошлого, «вперед через прошлое». Он заново открывает художественную культуру и проживает в ней всё самое ценное для себя, делая это современным и актуальным.
Соколов вновь и вновь возвращается к одним тем же сюжетам, пытаясь «нарыть» то, что делает искусство прошлого таким притягательным и волнующим до сих пор.
Если авангардист хочет открыть что-то новое и бежать дальше, то живописец хочет возвращаться и возвращаться, писать и писать, любоваться… Живопись – консервативное искусство.
М.К. Соколов (1885-1947). Рихард Вагнер (1813-1883). Материалы дирижера Е.Ф. Светланова.
1930-1940-е гг. Бумага, тушь, перо. 26,5 х 20,7 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
М.К. Соколов (1885-1947). Паганини. 1933 г. Бумага, тушь, перо, кисть, акварель. 21 х 28 см.
Дом антикварной книги - Аукционный дом «В Никитском», Москва, 2018 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Пианист и скрипач. Из серии «Музыканты». 1933 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 21,4 х 27 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Геракл. 1930-е гг. Бумага, тушь. 22 х 17 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Вид из квартиры семьи Городецких на Большой Серпуховской улице. 1930-е гг.
Холст, масло. 49 x 60 см. Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Вид из московской квартиры семьи Городецких на Большой Серпуховской улице.
1930-е гг. Бумага, акварель. 43,5 х 36,5 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Вид из московской квартиры семьи Городецких
на Большой Серпуховской улице. 1930-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Серый день. 1930-е гг. Холст, масло. 48,5 x 63,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с красными крышами. 1930-е гг. Из каталога 2003 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж с красной церковью. Начало 1930-х гг. Картон, масло. 38,9 х 49,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж с фигурой (Старая Москва. Московский Монмартр).
Начало 1930-х гг.
Вот московский Монмартр (судя по крутизне, это один из переулков от Сретенки к Трубной). Соколов стал в Москве тем, кем в Париже был Утрилло. Полностью отдавшись своей мечте, полностью выключившись из повседневности, Соколов в конце концов, приходит к той же самой свободе, к которой пришел его парижский ровесник – одинокий гений-самоучка. Безлюдная Москва Соколова узнаваема по духу и совершенно не узнаваема географически. Он легко меняет детали, подробности - став настоящим москвичом, который может обращаться со своим городом так, как ему заблагорассудится (это приезжие точно знают, сколько колонн у Большого театра).
М.К. Соколов (1885-1947). Старая Москва. 1930-е гг. Каталог 1985 г. № 9.
М.К. Соколов (1885-1947). Старая Москва. 1930-е гг. Каталог 1985 г. № 23.
М.К. Соколов (1885-1947). Городская улица (Зимний день). 1930-е гг. Картон, масло. 27 х 37 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. Картон, масло. 25,5 х 32 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Сумеречный пейзаж. 1930-1940-е гг. Фанера, масло. 27 х 37 см.
Тверская областная картинная галерея.
Педагоги и выпускники Ярославского художественно-педагогического техникума. Фотография 1925 г.
М.К. Соколов – во втором ряду третий, слева направо.
Французский дух, который М.К. Соколов вдохнул в Музее нового западного искусства (в коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова), оказался достаточно концентрированным – оказалось, с этим запасом французскости вполне можно было жить в Москве. Возможно, от этого у Соколова возникла чуть лишняя театральность, ставшая его маской (книжная французскость). Но, с другой стороны именно эта театральность и вывела его на большое искусство: Соколов смотрел на окружающую его жизнь, как в перевернутый бинокль – отдаляя от себя реальность, погружая ее в свою мечту. И в конце концов, его мечта стала явью: Москва превратилась для него в Париж.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной с собакой. Начало 1930-х гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в голубом с собакой. Начало 1930-х гг.
Из собрания М.И. Баскаковой. Портрет написан пастелью в три цвета -
кобальт синий светлый, немного белого и немного угля.
М.К. Соколов (1885-1947). Сидящая в голубом. 1930-1940 гг.
Бумага, акварель, перо, тушь. 26 х 20 см.
Костромской музей-заповедник.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет неизвестной. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 35 х 25 см. Из собрания М.И. Баскаковой.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Арлекина. 1930-е гг. Бумага, соус. 31,1 х 21,5 см.
Сочинский художественный музей им. Дмитрия Жилинского.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в голубом. Из цикла «Прекрасные дамы».
1931-1937 гг. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с борзой собакой. 1931 г. Бумага, сангина.
43,2 х 32 см. Сочинский художественный музей им. Дмитрия Жилинского.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в широкополой шляпе. 1931 г.
Бумага, тушь, перо, кисть 29,7 х 20,9 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке. 1931 г. Галерея «Наши художники»,
Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. 1931-1938 гг.
Бумага розовая, тушь, перо, кисть. 23,6 х 15,8 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1932 Женский образ. 1932 г.
Бумага, акварель, тушь. 20,9 x 29,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с яблоком. 1932 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 31,3 х 21 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в черном. Из цикла «Дамы».
Бумага, смешанная техника. 41 х 26,5 см. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером. 1931-1938 гг.
Бумага, масло, кисть. 29,7 х 20,9 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов в Ярославле. Фотография 1928 г.
Человек яркий, знающий себе цену, попав в чужую среду (в Москве 20-х был гений на гении и гением погонял), он, похоже, сознательно выбрал себе роль отверженного. (А что еще оставалось?) «Непризнанный гений». Он странно одевался, носил длинные волосы, зимой и летом ходил без шапки… Длинное пальто, трубка (хотя не курил) – в этой странности видели что-то манерное, провинциальное, и сторонились его. Он писал «странную» графику на такие же мятущиеся сюжеты – серии про Святого Себастьяна, Французская революция, Голгофа… Он не пил спиртного – вероятно от того, что в его крови был странный нездешний кислород, который вызывал странные реакции. И в конце концов некоторая манерность, нарочитость, придуманность, сохранявшаяся поначалу в его картинах, ушли: мечта изменила состав его крови полностью – его картины перестали быть странными, они стали именно такими, единственно возможными.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Э.Т.А. Гофмана. Из цикла «К Гофману».
Фронтиспис. 1934 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 25,7 х 20,7 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация 1 из цикла «К Гофману». 1931-1935 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация 2 из цикла «К Гофману». 1931-1935 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация 3 из цикла «К Гофману». 1931-1935 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Всадники (1). 1930-е гг. Из собрания Н.В. Розановой.
М.К. Соколов (1885-1947). Всадники (2). 1930-е гг. Из собрания Н.В. Розановой.
М.К. Соколов (1885-1947). Всадник. 1930-е гг. Из собрания Н.В. Розановой.
Ныне в музее «Новый Иерусалим», г. Истра, Московской обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Амазонка. Из цикла «Всадники».
1932-1933 гг. Бумага, тушь, перо, кисть. 28,2 х 20,3 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Странствующие комедианты. 1931 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Смерть Пьеро. Цикл «Смерть комедианта». 1931 г. Бумага, тушь коричневая.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Смерть Пьеро. Цикл «Смерть комедианта». Эскиз. 1931 г.
Бумага миллиметровая, тушь коричневая. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Смерть комедианта. Из цикла «Смерть комедианта». Эскиз. 1931 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Испанка. Из цикла «Воспоминание о старой Испании».
1933 г. Бумага, тушь, кисть, перо, акварель. 9,4. х 6,7.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Испанец. Из цикла «Воспоминание о старой Испании».
1933-1934 гг. Бумага голубая, тушь, кисть, перо. 20,8 х 14,9 см.
Ярославский художественный музей.
В начале 1930-х годов М.К. Соловьеву сильно «подфартило». Он получил государственный заказ на готовящееся к изданию собрание сочинений Чарльза Диккенса в издании «ACADEMIA». В заказе были заинтересованы обе стороны, т.к. большая часть тиража продавалась за границу за валюту. Однако радость художника была преждевременной. Вскоре издательство было закрыто по политическим причинам. Был арестован и расстрелян бывший редактор издательства Л.Б. Каменев, возглавлявший «Академию» как раз в 1933-1934 годы. А из созданных напрасно сотен рисунков Соколова была издана одна единственная книга Вольтера «Орлеанская девственница» с его рисунками в 1935 году.
М.К. Соколов (1885-1947). 1-2. Иллюстрации к роману Чарльза Диккенса «Холодный дом».
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Улица. Дождь. Карета. Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Холодный дом».
1932 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Холодный дом». 1932 г.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Оливер Твист». 1932 г.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Оливер Твист». 1932 г.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Домби и сын». 1932-1933 гг.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Иллюстрация к роману Чарльза Диккенса «Домби и сын». 1933 г.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Обложка книги Вольтера «Орлеанская девственница». Поэма в двадцати одной песне. М.-Л., Academia, 1935 г. 550 стр.; формат 13,5 х 19,5 см. Тираж 5300 экз. 2. Портрет Вольтера.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.С. Пушкина. 1932 г. Бумага, тушь, размывка. 21,5 х 31 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужчина и дама в ложе. 1931-1938 гг. Бумага голубая, тушь, перо, кисть.
23,7 х 20,1 см. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с маской А.С. Пушкина. 1930-е гг. Холст, масло. 47,5 х 65 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с красной рыбой. 1931 г. Холст, масло. 43,3 x 56 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт II (Птицы). 1931 г. Холст, масло. 57,5 х 57 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы. 1932-1933 гг. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы. 1932-1933 гг. Собрание Н.В. Розановой.
Каталог 1985 г. № 17.
М.К. Соколов (1885-1947). Цветы. Натюрморт. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Холст, масло. 78,5 х 62,5 см. Саратовский государственный художественный музей
им. А.Н. Радищева.
М.К. Соколов. Фотография 1934 года с членского билета МОССХа.
Под действием мечтательного глотка кислорода, который М.К. Соколов вдохнул в коллекциях Щукина и Морозова, у Соколова в конце концов изменился состав крови – его живопись обрела подлинность и силу. Потому что живопись меняется только когда меняется сам художник. Соколов в конце концов дорос до своей мечты.
Мнения о Михаиле Соколове в середине 1930-х годов были неоднозначными - его считали эстетом, говорили, что он больше француз, нежели русский, но тем не менее, у художника было много поклонников, учеников, подражателей. В 1934 году его наконец приняли в члены Московского отделения Союза советских художников (МОССХ). Его картины приобретают музеи - Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени А.С. Пушкина, Ярославский художественный музей.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 358-359, 397.