М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 1919 г. Бумага, сепия, перо, кисть. 18,3 x 13,3 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) - русский художник, мастер живописи и графики, поэт, представитель романтико-символистского «тихого искусства», принадлежит к поколению тех художников, чей творческий путь начинался в начале XX века. В 1904 году поступил в Строгановское училище. Его учителями были С.В. Ноаковский и С.И. Ягужинский. С 1907 года учился самостоятельно по работам старых мастеров в музейных собраниях Петербурга и Москвы. Участник Первой мировой войны. Ни до, ни после революции 1917 года не был членом художественных объединений, в искусстве стремился найти собственный путь, следуя своим идеалам, и в творчестве был непреклонным «эстетом и аристократом». В ранний период прошел через увлечение импрессионизмом, кубизмом, футуризмом. В середине 1920-х гг. уничтожил созданное до 1923 года; уцелело немногое: работы, подаренные друзьям или приобретенные Государственным музейным фондом. В 1936 г. Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». В 1938 г. арестован и приговорен по ст. 58 за «антисоветскую пропаганду» к 7 годам лишения свободы. В 1943 г. освобождён досрочно по состоянию здоровья. Умер в 1947 г. от рака желудка. Реабилитирован в 1958 г.
Михаил Ксенофонтович Соколов родился 6 (18 сентября по новому стилю) 1885 года в Ярославле в семье ремесленника-бондаря. Семейный дом на Лесной площадке, в начале нынешней улицы Победы, не сохранился. Смог учиться на художника благодаря помощи ярославского купца-мецената, «решившего поддержать зреющий талант». С 1898 по 1904 годы учился у педагога и художника Петра Александровича Романовского в Ярославских городских классах рисования. В 1904 году поступил в Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Его учителями были С.В. Ноаковский и С.И. Ягужинский. С 1907 года учился самостоятельно.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Г.А.В.А. (справа). 1910 г.; Портрет В.О.С. (слева). 1919 г.
Альбом «Мир искусства», М., 2010 г., стр. 915.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция с женской фигурой. 1916 г. Бумага, цветная тушь, перо, кисть.
14,1 х 13,4 см. Иллюстрация из книги «Михаил Ксенофонтович Соколов, 1885-1947. Москва,
Фонд «ModernArtConsulting», 2007 г. - 64 стр., илл. Формат 11,5×16,3 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. Петроград. 1916 г. Бумага, тушь. 11,5 х 18,4 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. Петроград. 1916 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Петроград. 1916 г. Бумага, цветная и черная тушь. 20 х 16,5 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Отдых. 1916 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция из серии «Музыкальные инструменты». 1916-1918 гг.
Картон, масло. 26,4 х 36,7 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Город. 1917 г. Бумага, тушь, акварель. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт со скрипкой из серии «Музыкальные инструменты».
1916-1918 гг. Бумага, тушь, акварель. 21,5 х 16 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1916-1918 гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1918 г. Бумага, красная тушь, кисть. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1918 г. Бумага, чернила, перо. Частное собрание.
САМООБРАЗОВАНИЕ
1910 – 1913 гг. ЯРОСЛАВЛЬ.
М.К. Соколов старательно изучает искусство по работам старых мастеров в музейных собраниях Петербурга и Москвы. Участвует в двух выставках: Ярославского художественного общества (1911) и Московского товарищества художников (МТХ, 1912). Знакомится с Николаем Михайловичем Тарабукиным (1889-1956), который под влиянием Соколова станет искусствоведом и напишет первую монографию о творчестве М.К. Соколова..
М.К. Соколов (1885-1947). Николай Михайлович Тарабукин (1889-1956).
1921 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужчина в цилиндре. 1917 г. Бумага, тушь. 22 х 16,9 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Танец «Плач Израиля» в исполнении Николаевой. 1917 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Площадь. 1919-1920 гг. Бумага, тушь,
кисть. 17,5 x 17,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция с двумя фигурами. 1917. Бумага, чернила, перо.
Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Городская сценка. Конец 1910-х – начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Презент Софроновой. Конец 1910-х – начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. 15,2 х 11,1 см. Фонд «ModernArtConsulting», 2007 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Городская сценка. 1910-1920-е гг. Бумага, тушь, перо.
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка с совой. 1919 г. Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Женщина с совой. Цикл «Одиночество». 1919-1920 гг.
Бумага, тушь, перо. 13,2 x 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с коробочками и щеткой. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
14,4 x 15,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Ваза с фруктами. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. 27,6 x 20,8 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный натюрморт. 1919-1921 гг. Бумага, сепия, перо. 20,5 x 19 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный городской пейзаж. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо.
22 x 17,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный натюрморт с двумя лимонами. 1919-1921 гг.
Бумага, тушь, чернила. 17,6 x 15,6 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Вилки и ножи на фоне пейзажа. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, перо, 17,7 x 22 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
УВЛЕЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМОМ и ФУТУРИЗМОМ
В 1904-1907 годах работы М.К. Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. Они демонстрировали влияние французского искусства конца XIX и начала XX века. В 1907-1909 годах служил матросом на кораблях Балтийского флота с надеждой повидать весь свет.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет молодого человека.
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Прогулка с собакой. 1920-е гг.
1914 - 1917 гг. ПЕТЕРБУРГ.
С началом Первой мировой войны Соколов был призван на военную службу. Служил в Петрограде матросом запаса при штабе во 2-м Балтийском флотском экипаже.
В Питере Соколов знакомится с искусствоведами и художниками из круга объединения «Мира искусств». В 1916—1917 годах участвует в выставке «Мир искусства» (Петроград - Москва), где был обруган Николаем Пуниным за недостаток вкуса. Вот здесь мне бы хотелось остановиться поподробнее. М.К. Соколов не был обделен вниманием критиков и теоретиков искусства. В 1910-1930-е годы о нем писали Н.Н. Пунин, Д.С. Недович, А.В. Бакушинский, А.М. Эфрос, в лице Н.М. Тарабукина художник обрел и друга, и исследователя своего творчества. Приведу несколько строк из рецензии Н.Н. Пунина из журнала «Аполлон» (1916 г. № 4-5), посвященные участию Соколова на выставке «Мир искусства» (Статья «Рисунки нескольких молодых»:
М.К. Соколов (1885-1947). За столом. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г. Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.
«…сравним рисунки (Михаила) Соколова, молодого художника и несомненно талантливого. Вот хороший образец последнего дня импрессионизма. Блестящая техника, прекрасная манера и острая литературность, но это не серьезное мастерство, не стиль, не чистое искусство. Соколов не понимает формы, потому что не изучает, а схватывает натуру; он не имеет стиля, потому что мало ценит чистоту своего искусства, и за это оно мстит ему молчанием, которое он возмещает введением литературных мотивов. В его «Мужском портрете» нет, например, художественного характера, несмотря на сугубую характеристичность лица или рук. Линии его карандаша слабы и невыразительны, хотя в них есть виртуозность техники. Все мимолетное, случайное и эстетское живет в Соколове, пусть даже слабой и уходящей жизнью, но великим упорством именно на нем лучше всего видна та грань, которая отделяет два мира, два художественных мировоззрения: то гаснущее импрессионистское эстетство и это живое, в предчувствии которого и сам Соколов кажется более мощным и более совершенным…
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Мужской портрет. 2. Портрет. 1915 г. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г.
Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.
…Я не хочу никаких насилий над художником, но именно в Соколове хотелось бы найти усилие к более совершенному будущему, усилие и волю, упорство и напряженность. Дело его художественного вкуса - найти путь или отказаться от пути, но и мне позволено говорить или молчать, согласно велениям моего вкуса. Есть наслаждение в том, чтобы смотреть на человека, стоящего на острие ножа, но это наслаждение утомляет, следовательно оно ненормально. Соколов утомляет, несмотря на известную изысканность своего таланта, а может быть именно в силу этой изысканности. Рядом с рисунками П. Митурича,Тырсы, а в особенности Бруни как-то особенно понимаешь глубокую неискренность и позу Соколова, ему многое прощаешь за его дарования, но может быть, за то же самое ему не простится многое. Рано подводить итоги; пусть мы ошибаемся, но мы живем; жизнью своей хотели бы мы оправдать свои ошибки».
Какой изумительный стиль написания, если сравнить с сегодняшними борзописцами, например из некоего Дзена. Представляете, 1916 год, идет Первая мировая война, Россия терпит поражение, но как говорится «живо вечное древо жизни».
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г.
Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж. Осень. 1920 г. Бумага, орешковые чернила.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Рисунок к портрету И.Т.С. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
16 х 16,1 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). За чтением. 1919-1921 гг. Бумага, уголь. 20,6 x 17,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. У рояля. 1920-е гг. Бумага, орешковые чернила. 24,5х18,5 см. 2. У рояля. 1920 г. Бумага, тушь. 34,8х22,4 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная на диване. 1919-1921 гг. Бумага, сепия, перо. 9,7 x 17 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером, сидящая в профиль. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, кисть. 20,2 x 17,1 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Туалет. 1919-1921 гг. Бумага, сепия. 17,8 x 14,9 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Н.В. Штемберг. Жена М.К. Соколова с 1916 по 1918 год.
В 1916 году М.К. Соколов женился на художнице Н.В. Штемберг, брак продлился всего два года. Надежда Викторовна Штемберг (1893-1982/89), дочь известного русского художника-портретиста Виктора Карловича Штемберга
(1863-1921).
В 1917 году в составе отрядов революционных матросов Соколов участвовал в Февральской революции, а также в июльском большевистском мятеже. Во время Февральской революции он стал одним из руководителей балтийских моряков. Поддерживал большевиков. После провалившейся попытки свержения Временного правительства 3-5 июля 1917 года, в которой активно участвовали большевики, и личного объяснения с военным министром Временного правительства А.Ф. Керенским, резко и навсегда отошел от политической активности и посвятил себя искусству.
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж с нимбом. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастьян в фас, пронзаемый стрелами. 1920-1921 гг.
Бумага, сепия. 24,5 х 14 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Святой Себастьян. 1919-1920 гг. Бумага, тушь, перо. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан. 2. Святой Себастьян. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Святой Себастьян. 1920-е гг. Собрание Александра Балашова, Москва.
2. Святой Себастьян. 1920-е гг. Частное собрание, Франция.
М.К. Соколов (1885-1947). Лучники (Из серии «Св. Себастьян»). 1920-е гг.
Бумага, уголь. 22,7 х 17,6 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Лучники (Из серии «Св. Себастьян»). 1920-е гг.
Бумага, уголь. 22,3 х 17,5 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция «Тверь 921 г.» 1921 г.
Холст, клеевая краска. 106,5 х 89 см. Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. 1921 г. Бумага, тушь. 22,1 х 17,9 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1921 г. Бумага, тушь. 25 х 20 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1920 г. Бумага, тушь. 34,9 х 22,9 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция. Эскиз. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Марка издательства. Эскиз. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
Ярославль. Разрушения после контрреволюционного мятежа. Фотография 1918 г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ в художественных училищах
После Октябрьской революции, в 1918 году Соколов участвует на родине в выставке Ярославского художественного общества в отдельном зале, где ярославцы увидели первую персональную выставку Михаила Ксенофонтовича. Художник привез на родину работы, созданные в Петрограде с 1913 по 1918 год: ранние импрессионистические рисунки, кубофутуристические композиции, живописные рельефы, созвучные веяниям современного искусства. В 1918-1922 годы жил в разных городах России, работал в русле авангардных направлений.
Осенью 1918 года назначен учителем рисования в гимназии города Сергач Нижегородской губернии. В 1919 году он вернулся в Ярославль. Заведовал губернскими декоративными мастерскими при Ярославском Губнаробразе.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. На улице. 6.11.1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). В кабинете Юренева. На переднем плане голова рисующего Соколова.
Сидят трое - неизвестный, С.Н. Юренев и А.Ф. Софронова. 1921 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Двое за пивом. 1921 г. Бумага, тушь, кисть. 18,1 x 22,2 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнажённая фигура. 1920-е гг. Бумага, чернила. 22 х 17,7 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Кукла. 1920-е гг. Бумага, тушь. 26,5 х 22 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Девочка в кружевном платье. 1920-е гг.
Бумага, тушь. 22,3 х 15,3 см. Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Пианист И. Инякин. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской портрет в интерьере (Неизвестный юноша). Тверь.
1921 г. Бумага, тушь.
М.К. Соколов (1885-1947). Елена Карловна Юренева. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет С.Н. Юренева. 31.Х.1921 г. Каталог 1985 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет С.Н. Юренева. Тверь. 16.12.1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). С.Н. Юренев за столом. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). С.Н. Юренев за столом. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Два еврея за столом. 1921 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
28,6 x 19,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Две проститутки за столом. 1921 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
27,6 x 20,8 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. Тверь. 2.02.1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
Михаил Соколов с друзьями (слева Федор Панков, справа - Макс Несытов). Ярославль, 1909 г.
В 1919 году в Ярославле М.К. Соколов вместе с друзьями С.А. Матвеевым и Ф.И. Панковым участвовал в преобразовании Городских классов рисования Петра Романовского в Государственные Свободные Художественные Мастерские (ГСХМ) при Пролеткульте. В должности профессора в 1919-1920 годах преподавал в мастерской, которую относили к футуристическому направлению.
В июне 1920 года Соколов избран делегатом на Всероссийскую конференцию учащих и учащихся ГСХМ. Из-за разногласий с С.А. Матвеевым покинул мастерские. Графические работы Соколова приобретает Государственный Музейный фонд: «Святой Себастьян» (1920) - изящный рисунок пером, со слегка «кубизированной фигурой», и «Натюрморт» (1920), в котором прочитывались виртуозное владение линией и цветовым пятном. В 1921 году произведения были переданы в Ярославскую художественную галерею.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Надпись «Их было четверо». 1921 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Андрей Белый. Эскиз к портрету. 1921 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Художник Фёдор Иванович Панков (1889-1937).
1921 г. Из собрания Панковых.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет художницы А.Ф. Софроновой. Тверь. 4.VII.1921 г.
С надписью «В «дни грибные» и «музыкальные» было «ыы».
Бумага, орешковые чернила, перо. Частное собрание, Москва. (О творчестве А.Ф. Софроновой см. подробнее здесь)
М.К. Соколов (1885-1947). Художница Александра Фёдоровна Софронова (1892-1966).
1921 г. Из собрания А.Ф.С.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.Ф. Софроновой. Начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. Частное собрание.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.Ф. Софроновой. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 33,5 х 20,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет (М.И. Баскакова). 1920-е гг. Бумага, тушь. 26,7 х 22,4 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
Марина Ивановна Баскакова (1902-1988) - вторая жена М.К. Соколова с 1927 по 1935 год.
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 35 х 25,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Битва. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 25,5 х 20,9 см.
Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.
М.К. Соколов (1885-1947). Коррида. 1920-е гг. Бумага, тушь. 21,2 х 30,1 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Письмо. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть, 20,5 х 26,5 см (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Большая Никитская улица (Пейзаж в серый день). 1920-е гг. Холст, масло. 50,2 x 67,4 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Перспектива городской улицы. 1920-е гг. Стекло, масло. 12,8 х 17,4 х 0,2 см.
Музейное объединение «Музеи Москвы».
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с битой дичью. 1920-1930-е гг. Бумага, тушь. 19 x 24 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Тверь. Сентябрь 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
А.Ф. Софронова и М.К. Соколов (сидят слева направо) среди учеников Государственных Свободных
Художественных Мастерских. Фотография. Тверь, 1921 г.
1921 – 1923 гг. ТВЕРЬ.
Из-за разногласий во взглядах на искусство и на педагогическую деятельность с руководством мастерских М.К. Соколов покидает Ярославль.
С января 1921 года Соколов продолжил преподавать в Государственных художественных мастерских (ГСХМ) в Твери вместе с художницей А.Ф. Софроновой, ученицей И.И. Машкова (художника из группы «Бубновый валет»), где числились в ряду педагогов левого искусства.
Знакомится с искусствоведом и археологом Сергеем Николаевичем Юреневым (1896-1973), только что приехавшим из Витебска. Участвует в «Вечерах поэтов» Тверского литературно-художественного общества имени поэта И.С. Никитина.
В ноябре 1921 года - уволен из ГСХМ и, оставшись без жалования и жилья, голодал и бедствовал. С помощью Юреневых подрабатывал в Губернском музее, в Статистическом управлении и в Собесе, рисуя плакаты и диаграммы. В Твери организует выставку Петра Кончаловского.
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж «Я вас не знаю». Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет в новом пальто. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. 1920 г.
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Ева. 1922 г. 2. Ева и Змий. Искушение. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Змий, Ева и Адам. Изгнание из Рая. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Купальщицы». Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Деревья на берегу реки. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Город. Тверь. 1922 г. Техника «обожженной спичкой».
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Дерево с гнездами. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Окраина Твери. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция (1 и 2). Эскизы. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция (3 и 4). Эскизы. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Чудо Архистратига Михаила в Хонех. 1920-е гг.
Собрание С.Н. Юренева.
А.Ф. Софронова. Фотография 1921 г.
В Тверском издательстве в стиле конструктивизма М.К. Соколов оформил две книги: «О Театре» (Тверь, 1922) и Б. Гусмана «100 поэтов» (Москва, 1923). В начале 1920-х гг. готовил к изданию сборник своих стихов «Злой плен» и поэму «Святой Себастиан» со своими рисунками. В ноябре 1922 года с помощью А.Ф. Софроновой устроился на работу в городе Яхроме (недалеко от Дмитрова) руководителем ИЗОстудии при фабричной мануфактуре.
М.К. Соколов (1885-1947). Рукописная книга «Триптих». Обложка и концовка. 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Св. Себастиан. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Св. Георгий. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
М.К. Соколов (1885-1947). Архистратиг Михаил. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
1. Михаил Соколов. Злой плен. Стихи. Эскиз обложки. 1921 г. 2. Сергей Юренев. Архаизмы. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Титульный лист книги «О Театре». Издано в 1922 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. Триптих (3 листа). 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
Тихо, устало клонят веки ресниц кружева.
Меркнет, меркнет небесная глаз синева.
Нежную смерть посылает тебе
Нежная мать, — сладко целует в уста
Во имя Христа.
(М.К. Соколов)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Георгий. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. 1922 г.
Бумага, чернила орешковые. 22,5 х 14 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Стоящая обнаженная с поднятыми руками. 1921 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Тверь. 1921 г. Собрание С.Н. Юренева.
«У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока.
М.К. Соколов (1885-1947). Мужчина в шляпе. 1920 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
29,1 х 21,4 см. Вологодский областной художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 25 х 17,3 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 28,3 х 20,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.К. Соколов (1885-1947). Муза в раздумье. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 26 x 18 см.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. 1920 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 30 х 21 см.
Костромской музей-заповедник.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке с пером. 1920-е гг.
Бумага, тушь (коричневая), перо, кисть. 24,9 х 17,3.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, кисть, 29,2 х 20,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Гамлет.1920-е гг. Бумага цветная, тушь, акварель. 11 х 8 см.
Вологодский областной художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1920-е гг.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с зелёным попугаем. 1920-е гг. Бумага, акварель. 26,8 х 24 см.
Ярославский художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Женщина в красном берете. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель, 30,5 х 21,5 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 03.12.2022 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном в шляпе с вуалью. 1920-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 29,8 х 21 см.
Вологодский областной художественный музей.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 24,5 х 18,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с собакой. 1920-е гг. Картон, уголь. 40,5 х 33 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж и дама с собачкой. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
1923 год был переломным в творческой судьбе. Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Д.С. Недович: «С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя...» К середине 20-х годов он достиг уже высокого мастерства, и «являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси», - писал Н. Тарабукин. Ни до, ни после революции М.К. Соколов не входил ни в одно творческое объединение, стремясь найти свой путь в искусстве.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 358-359, 397.