• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947) ЧАСТЬ I 28-03-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1919 Автопортрет.  бумага, сепия, перо, кисть18.3см x 13.3см. НУКУС (500x700, 158Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. 1919 г. Бумага, сепия, перо, кисть. 18,3 x 13,3 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) - русский художник, мастер живописи и графики, поэт, представитель романтико-символистского «тихого искусства», принадлежит к поколению тех художников, чей творческий путь начинался в начале XX века. В 1904 году поступил в Строгановское училище. Его учителями были С.В. Ноаковский и С.И. Ягужинский. С 1907 года учился самостоятельно по работам старых мастеров в музейных собраниях Петербурга и Москвы. Участник Первой мировой войны. Ни до, ни после революции 1917 года не был членом художественных объединений, в искусстве стремился найти собственный путь, следуя своим идеалам, и в творчестве был непреклонным «эстетом и аристократом». В ранний период прошел через увлечение импрессионизмом, кубизмом, футуризмом. В середине 1920-х гг. уничтожил созданное до 1923 года; уцелело немногое: работы, подаренные друзьям или приобретенные Государственным музейным фондом. В 1936 г. Соколова называют «приспешником буржуазного искусства». В 1938 г. арестован и приговорен по ст. 58 за «антисоветскую пропаганду» к 7 годам лишения свободы. В 1943 г. освобождён досрочно по состоянию здоровья. Умер в 1947 г. от рака желудка. Реабилитирован в 1958 г.


1882 Родители-М.К.С.-1882 год (464x700, 82Kb)

Михаил Ксенофонтович Соколов родился 6 (18 сентября по новому стилю) 1885 года в Ярославле в семье ремесленника-бондаря. Семейный дом на Лесной площадке, в начале нынешней улицы Победы, не сохранился. Смог учиться на художника благодаря помощи ярославского купца-мецената, «решившего поддержать зреющий талант». С 1898 по 1904 годы учился у педагога и художника Петра Александровича Романовского в Ярославских городских классах рисования. В 1904 году поступил в Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Его учителями были С.В. Ноаковский и С.И. Ягужинский. С 1907 года учился самостоятельно.

1910 Портрет Г.А.В.А. (справа); 1919 Портрет В.О.С. (слева) (567x700, 147Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет Г.А.В.А. (справа). 1910 г.; Портрет В.О.С. (слева). 1919 г.
Альбом «Мир искусства», М., 2010 г., стр. 915.
1916 Композиция с женской фигурой. Москва. Фонд «ModernArtConsulting», 2007. (700x538, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция с женской фигурой. 1916 г. Бумага, цветная тушь, перо, кисть.
14,1 х 13,4 см. Иллюстрация из книги «Михаил Ксенофонтович Соколов, 1885-1947. Москва,
Фонд «ModernArtConsulting», 2007 г. - 64 стр., илл. Формат 11,5×16,3 см.

1916 Композиция. Петроград. Бум, тушь. 11,5 х 18,4 см. ЯХМ (700x458, 129Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. Петроград. 1916 г. Бумага, тушь. 11,5 х 18,4 см.
Ярославский художественный музей.

1916 Композиция. Петроград. ЯХМ (700x599, 144Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. Петроград. 1916 г. Ярославский художественный музей.

1916 Петроград. Бум, цвет. и черн. тушь.20 х 16,5 см. ЯХМ (583x700, 204Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Петроград. 1916 г. Бумага, цветная и черная тушь. 20 х 16,5 см.
Ярославский художественный музей.

1916 Отдых. ЯХМ (700x552, 227Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Отдых. 1916 г. Ярославский художественный музей.

1916-1918 Композиция из серии «Музыкальные инструменты» (700x504, 154Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция из серии «Музыкальные инструменты». 1916-1918 гг.
Картон, масло. 26,4 х 36,7 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1917 Город. (683x700, 216Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Город. 1917 г. Бумага, тушь, акварель. Частное собрание.

1916-1918 Натюрморт со скрипкой из серии Музыкальные инструменты. Бум, тушь, темп. 21,5х16 см. Собр. А. Балашова, Мск (516x700, 191Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт со скрипкой из серии «Музыкальные инструменты».
1916-1918 гг. Бумага, тушь, акварель. 21,5 х 16 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1916-1918 Композиция (583x700, 202Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1916-1918 гг.

1916-1918  Женский портрет. Аук ЧС  (467x700, 122Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1916-1918 гг. Бумага, гуашь.
Частное собрание.

1918 Город. пейзаж  (700x672, 230Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1918 г. Бумага, красная тушь, кисть. Частное собрание.

1918 Городской пейзаж. Бум, чернила, перо. ЧС (700x641, 224Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. 1918 г. Бумага, чернила, перо. Частное собрание.

1900-е Петр Александрович Романовский, наставник М. Соколова (432x700, 79Kb)

САМООБРАЗОВАНИЕ
1910 – 1913 гг. ЯРОСЛАВЛЬ.
М.К. Соколов старательно изучает искусство по работам старых мастеров в музейных собраниях Петербурга и Москвы. Участвует в двух выставках: Ярославского художественного общества (1911) и Московского товарищества художников (МТХ, 1912). Знакомится с Николаем Михайловичем Тарабукиным (1889-1956), который под влиянием Соколова станет искусствоведом и напишет первую монографию о творчестве М.К. Соколова..

1921 + Искусствовед Н.М.Тарабукин. Собр. С.Юреневва. (496x700, 88Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Николай Михайлович Тарабукин (1889-1956).
1921 г. Собрание С.Н. Юренева.

1917 Мужчина в цилиндре. Бум, тушь. 22 х 16,9 см. ЯХМ (557x700, 180Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мужчина в цилиндре. 1917 г. Бумага, тушь. 22 х 16,9 см.
Ярославский художественный музей.

1917 Танец Плач Израиля в исполнении Николаевой. Бум, тушь, перо, кисть. ЯХМ (568x700, 119Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Танец «Плач Израиля» в исполнении Николаевой. 1917 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. Ярославский художественный музей.

1919-1920 Городской пейзаж. Площадь. Бумага, тушь, кисть. 17.5см x 17.5см. НУКУС (690x700, 187Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Площадь. 1919-1920 гг. Бумага, тушь,
кисть. 17,5 x 17,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1917 Композиция с двумя фигурами. (557x700, 151Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция с двумя фигурами. 1917. Бумага, чернила, перо.
Частное собрание.

1910-1920-е Городская сценка. (543x700, 100Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городская сценка. Конец 1910-х – начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. Частное собрание.

1910-нач.1920-е Презент Софроновой. Бумага, тушь, перо,15,2 х 11,1 (514x700, 149Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Презент Софроновой. Конец 1910-х – начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. 15,2 х 11,1 см. Фонд «ModernArtConsulting», 2007 г.

1910-1920-е Городская сценка. 2 (562x700, 116Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городская сценка. 1910-1920-е гг. Бумага, тушь, перо.

1919 Девушка с совой, ЯХМ (527x700, 165Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Девушка с совой. 1919 г. Ярославский художественный музей.

1919-1920 Женщина с совой. Цикл Одиночество. бумага, тушь, перо. 13.2см x 12см. НУКУС (646x700, 138Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женщина с совой. Цикл «Одиночество». 1919-1920 гг.
Бумага, тушь, перо. 13,2 x 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Натюрморт с коробочками и щеткой. бумага, тушь, перо, кисть. 14.4 x 15.6см. НУКУС (700x644, 168Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с коробочками и щеткой. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
14,4 x 15,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Натюрморт. Ваза с фруктами. бумага, сепия, тушь, перо, кисть. 27.6см x 20.8см. НУКУС (524x700, 149Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Ваза с фруктами. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. 27,6 x 20,8 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Конструктивный натюрморт. бумага, сепия, перо. 20.5 x 19см. (Нукус) (645x700, 199Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный натюрморт. 1919-1921 гг. Бумага, сепия, перо. 20,5 x 19 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Конструктивный городской пейзаж. Бум, тушь, перо.  22 x 17.6см. (Нукус) (566x700, 206Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный городской пейзаж. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо.
22 x 17,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Конструктивный натюрморт с двумя лимонами. бумага, тушь, чернила. 17.6 x 15.6см(Нукус) (622x700, 146Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструктивный натюрморт с двумя лимонами. 1919-1921 гг.
Бумага, тушь, чернила. 17,6 x 15,6 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Вилки и ножи на фоне пейзажа. Бумага, сепия, перо. НУКУС  (548x700, 159Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Вилки и ножи на фоне пейзажа. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, перо, 17,7 x 22 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

УВЛЕЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМОМ и ФУТУРИЗМОМ
В 1904-1907 годах работы М.К. Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. Они демонстрировали влияние французского искусства конца XIX и начала XX века. В 1907-1909 годах служил матросом на кораблях Балтийского флота с надеждой повидать весь свет.

portrety_grafika_sokolov_n_ser_khkh_v (483x700, 103Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет молодого человека.

11053712_862085277171909_7851620044112516323_n (558x700, 197Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городской пейзаж. Прогулка с собакой. 1920-е гг.

11244897_861543290559441_485181858072620548_n (617x700, 213Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Городская сценка. Женщина за столом.
Галерея «Наши художники», Москва.

11116281_862085280505242_240699573736230315_o (564x700, 128Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с расческой.

1913 М.К.-Соколов.-Фото (419x700, 77Kb)
М.К. Соколов. Фотография 1913 г.

1914 - 1917 гг. ПЕТЕРБУРГ.
С началом Первой мировой войны Соколов был призван на военную службу. Служил в Петрограде матросом запаса при штабе во 2-м Балтийском флотском экипаже.
В Питере Соколов знакомится с искусствоведами и художниками из круга объединения «Мира искусств». В 1916—1917 годах участвует в выставке «Мир искусства» (Петроград - Москва), где был обруган Николаем Пуниным за недостаток вкуса. Вот здесь мне бы хотелось остановиться поподробнее. М.К. Соколов не был обделен вниманием критиков и теоретиков искусства. В 1910-1930-е годы о нем писали Н.Н. Пунин, Д.С. Недович, А.В. Бакушинский, А.М. Эфрос, в лице Н.М. Тарабукина художник обрел и друга, и исследователя своего творчества. Приведу несколько строк из рецензии Н.Н. Пунина из журнала «Аполлон» (1916 г. № 4-5), посвященные участию Соколова на выставке «Мир искусства» (Статья «Рисунки нескольких молодых»:

1915 За столом. Рис. свинцовым каран. Ж-л поллон, 1916, № 4-5. (700x532, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). За столом. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г. Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.

«…сравним рисунки (Михаила) Соколова, молодого художника и несомненно талантливого. Вот хороший образец последнего дня импрессионизма. Блестящая техника, прекрасная манера и острая литературность, но это не серьезное мастерство, не стиль, не чистое искусство. Соколов не понимает формы, потому что не изучает, а схватывает натуру; он не имеет стиля, потому что мало ценит чистоту своего искусства, и за это оно мстит ему молчанием, которое он возмещает введением литературных мотивов. В его «Мужском портрете» нет, например, художественного характера, несмотря на сугубую характеристичность лица или рук. Линии его карандаша слабы и невыразительны, хотя в них есть виртуозность техники. Все мимолетное, случайное и эстетское живет в Соколове, пусть даже слабой и уходящей жизнью, но великим упорством именно на нем лучше всего видна та грань, которая отделяет два мира, два художественных мировоззрения: то гаснущее импрессионистское эстетство и это живое, в предчувствии которого и сам Соколов кажется более мощным и более совершенным…

1915 Портрет 1. Рис. свинцовым каран. Ж-л поллон, 1916, № 4-5. (342x500, 66Kb)1915 Портрет 2. Рис. свинцовым каран. Ж-л поллон, 1916, № 4-5..jpg (477x500, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Мужской портрет. 2. Портрет. 1915 г. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г.
Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.

…Я не хочу никаких насилий над художником, но именно в Соколове хотелось бы найти усилие к более совершенному будущему, усилие и волю, упорство и напряженность. Дело его художественного вкуса - найти путь или отказаться от пути, но и мне позволено говорить или молчать, согласно велениям моего вкуса. Есть наслаждение в том, чтобы смотреть на человека, стоящего на острие ножа, но это наслаждение утомляет, следовательно оно ненормально. Соколов утомляет, несмотря на известную изысканность своего таланта, а может быть именно в силу этой изысканности. Рядом с рисунками П. Митурича,Тырсы, а в особенности Бруни как-то особенно понимаешь глубокую неискренность и позу Соколова, ему многое прощаешь за его дарования, но может быть, за то же самое ему не простится многое. Рано подводить итоги; пусть мы ошибаемся, но мы живем; жизнью своей хотели бы мы оправдать свои ошибки».

Какой изумительный стиль написания, если сравнить с сегодняшними борзописцами, например из некоего Дзена. Представляете, 1916 год, идет Первая мировая война, Россия терпит поражение, но как говорится «живо вечное древо жизни».

1915 Женский портрет. Рис. свинцовым каран. Ж-л поллон, 1916, № 4-5. (531x700, 85Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. Рисунок свинцовым карандашом. 1915 г.
Журнал «Аполлон», 1916 г. № 4-5.

1920 Пейзаж. Осень. Бум, орешковые чернила. ЯХМ (700x686, 185Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пейзаж. Осень. 1920 г. Бумага, орешковые чернила.
Ярославский художественный музей.

1919-1921  Рисунок к портрету И.Т.Сбумага, тушь, перо, кисть. 16 х 16,1 см. НУКУС (681x700, 212Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Рисунок к портрету И.Т.С. 1919-1921 гг. Бумага, тушь, перо, кисть.
16 х 16,1 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 За чтением. Бум, уголь. 20.6 x 17.5см. НУКУС (603x700, 119Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). За чтением. 1919-1921 гг. Бумага, уголь. 20,6 x 17,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1920 У рояля 1 (442x575, 107Kb)1920 У рояля 2. Собр. А. Балашова, Мск (368x575, 86Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. У рояля. 1920-е гг. Бумага, орешковые чернила. 24,5х18,5 см. 2. У рояля. 1920 г. Бумага, тушь. 34,8х22,4 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1919-1921 Обнаженная на диване. бумага, сепия, перо. 9.7см x 17см. НУКУС (700x403, 124Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная на диване. 1919-1921 гг. Бумага, сепия, перо. 9,7 x 17 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Дама с веером, сидящая в профиль. бумага, сепия, кисть. 20.2 x 17.1см. НУКУС (597x700, 185Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с веером, сидящая в профиль. 1919-1921 гг.
Бумага, сепия, кисть. 20,2 x 17,1 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1921 Туалет. Бум, сепия. 17.8 x 14.9см. НУКУС (595x700, 189Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Туалет. 1919-1921 гг. Бумага, сепия. 17,8 x 14,9 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1916-1918 Н.В. Штемберг. Жена М.К. Соколова с 1916 по 1918 г (444x700, 44Kb)
Н.В. Штемберг. Жена М.К. Соколова с 1916 по 1918 год.

В 1916 году М.К. Соколов женился на художнице Н.В. Штемберг, брак продлился всего два года. Надежда Викторовна Штемберг (1893-1982/89), дочь известного русского художника-портретиста Виктора Карловича Штемберга
(1863-1921).
В 1917 году в составе отрядов революционных матросов Соколов участвовал в Февральской революции, а также в июльском большевистском мятеже. Во время Февральской революции он стал одним из руководителей балтийских моряков. Поддерживал большевиков. После провалившейся попытки свержения Временного правительства 3-5 июля 1917 года, в которой активно участвовали большевики, и личного объяснения с военным министром Временного правительства А.Ф. Керенским, резко и навсегда отошел от политической активности и посвятил себя искусству.

1921 + Автошарж с нимбом. Тверь. Колл. С. Юр-ва (505x700, 50Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж с нимбом. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1920-1921 Св. Себастьян (Нукус) (691x700, 138Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастьян в фас, пронзаемый стрелами. 1920-1921 гг.
Бумага, сепия. 24,5 х 14 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1919-1920 Св. Себастьян. бумага, тушь, перо. НУКУС (351x700, 84Kb)1922 + Св. Себастиан. Тверь. Колл. СНЮ (420x700, 87Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Святой Себастьян. 1919-1920 гг. Бумага, тушь, перо. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан. 2. Святой Себастьян. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
1920-е  Св. Себастьян. Собр. А. Балашова, Мск (397x650, 102Kb)1922.  Святой Себастьян. ЧС Франция (417x650, 145Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Святой Себастьян. 1920-е гг. Собрание Александра Балашова, Москва.
2. Святой Себастьян. 1920-е гг. Частное собрание, Франция.

1920-е + Лучники (из серии св. Себастьян) 2 (529x700, 108Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Лучники (Из серии «Св. Себастьян»). 1920-е гг.
Бумага, уголь. 22,7 х 17,6 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1920-е + Лучники (из серии св. Себастьян). Собр. А. Балашова, Мск (557x700, 136Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Лучники (Из серии «Св. Себастьян»). 1920-е гг.
Бумага, уголь. 22,3 х 17,5 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1921 + Конструкция. Заставка. Композиция «Тверь 921» Холст, клеевая краскаю 106,5х89 см. Тверская КГ (557x700, 210Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция «Тверь 921 г.» 1921 г.
Холст, клеевая краска. 106,5 х 89 см. Тверская областная картинная галерея.

1921 + Натюрморт. Собр. А. Балашова, Мск (576x700, 162Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. 1921 г. Бумага, тушь. 22,1 х 17,9 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1921 + Композиция. Собр. А. Балашова, Мск (541x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1921 г. Бумага, тушь. 25 х 20 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1920 -- Композиция. Бум, тушь. 34,9х22,9 см. Собр.А. Балашова, Мск  (437x700, 86Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Композиция. 1920 г. Бумага, тушь. 34,9 х 22,9 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1921 + Конструкция 1. Эскиз. Тверь. Колл. СНЮ (461x700, 77Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция. Эскиз. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + Марка изд-ва. Эскиз. Тверь. Колл. СНЮ (476x700, 88Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Марка издательства. Эскиз. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1918-ил.-Яросл.-мятеж.-Разрушения (700x443, 117Kb)
Ярославль. Разрушения после контрреволюционного мятежа. Фотография 1918 г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ в художественных училищах
После Октябрьской революции, в 1918 году Соколов участвует на родине в выставке Ярославского художественного общества в отдельном зале, где ярославцы увидели первую персональную выставку Михаила Ксенофонтовича. Художник привез на родину работы, созданные в Петрограде с 1913 по 1918 год: ранние импрессионистические рисунки, кубофутуристические композиции, живописные рельефы, созвучные веяниям современного искусства. В 1918-1922 годы жил в разных городах России, работал в русле авангардных направлений.
Осенью 1918 года назначен учителем рисования в гимназии города Сергач Нижегородской губернии. В 1919 году он вернулся в Ярославль. Заведовал губернскими декоративными мастерскими при Ярославском Губнаробразе.

1921 Автопортрет. На улице. 6.11.1921. Колл. С. Юренева (381x700, 88Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. На улице. 6.11.1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + В кабинете Юренева. На перед. плане голова рисующего Соколова. Сидят трое - неизв, С.Н.Юренев и А.Ф.Софронова (700x700, 224Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). В кабинете Юренева. На переднем плане голова рисующего Соколова.
Сидят трое - неизвестный, С.Н. Юренев и А.Ф. Софронова. 1921 г. Собрание С.Н. Юренева.

1921 + Двое за пивом. бумага, тушь, кисть. 18.1см x 22.2см. НУКУС (700x567, 196Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Двое за пивом. 1921 г. Бумага, тушь, кисть. 18,1 x 22,2 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1920-е + Обнажённая фигура. Бум, чернила. 22х17,7. Собр. А.Балашова, Мск (564x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнажённая фигура. 1920-е гг. Бумага, чернила. 22 х 17,7 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1920-е + Кукла (642x700, 169Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Кукла. 1920-е гг. Бумага, тушь. 26,5 х 22 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1920-е + Девочка в кружевном платье (486x700, 159Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Девочка в кружевном платье. 1920-е гг.
Бумага, тушь. 22,3 х 15,3 см. Собрание Александра Балашова, Москва.

1921 + Пианист И. Инякин. Тверь. Колл. С. Юренева (599x700, 122Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Пианист И. Инякин. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + Неизв. юноша. Тверь 2. (644x700, 104Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мужской портрет в интерьере (Неизвестный юноша). Тверь.
1921 г. Бумага, тушь.

1921 + Елена Карл. Юренева. Колл. С.Н. Юренева. (488x700, 84Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Елена Карловна Юренева. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + Портрет Юренева. 31.10.1921. Каталог 1985. (530x700, 51Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет С.Н. Юренева. 31.Х.1921 г. Каталог 1985 г.

1921 + Портрет Юренева. Тверь. 16.12.1921. Колл. СНЮ (474x700, 69Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет С.Н. Юренева. Тверь. 16.12.1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + С.Н. Юренев за столом. Тверь. Колл. С.Н. Юренева. (631x700, 60Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). С.Н. Юренев за столом. Тверь. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 С.Н. Юренев за столом. Тверь. Колл. С.Н. Юренева 2. (546x700, 52Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). С.Н. Юренев за столом. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 + Два еврея за столом. бумага, тушь, перо, кисть. 28.6 x 19.6см. НУКУС (480x700, 125Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Два еврея за столом. 1921 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
28,6 x 19,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

qu1b3f3gf4vys3xd7qofrxg2gj275115 (523x700, 128Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Две проститутки за столом. 1921 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
27,6 x 20,8 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1922 Дама в шляпе. 2.02.1922. Тверь. Колл. СНЮ (458x700, 53Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. Тверь. 2.02.1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1909 Фото.-Ярославль.-Ф.И. Панков и М.В. Несытов (700x459, 70Kb)
Михаил Соколов с друзьями (слева Федор Панков, справа - Макс Несытов). Ярославль, 1909 г.

В 1919 году в Ярославле М.К. Соколов вместе с друзьями С.А. Матвеевым и Ф.И. Панковым участвовал в преобразовании Городских классов рисования Петра Романовского в Государственные Свободные Художественные Мастерские (ГСХМ) при Пролеткульте. В должности профессора в 1919-1920 годах преподавал в мастерской, которую относили к футуристическому направлению.
В июне 1920 года Соколов избран делегатом на Всероссийскую конференцию учащих и учащихся ГСХМ. Из-за разногласий с С.А. Матвеевым покинул мастерские. Графические работы Соколова приобретает Государственный Музейный фонд: «Святой Себастьян» (1920) - изящный рисунок пером, со слегка «кубизированной фигурой», и «Натюрморт» (1920), в котором прочитывались виртуозное владение линией и цветовым пятном. В 1921 году произведения были переданы в Ярославскую художественную галерею.

1921 Автопортрет. Надпись «Их было четверо» (436x700, 98Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Надпись «Их было четверо». 1921 г.

1920-е + Портрет Андрея Белого (545x700, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Андрей Белый. Эскиз к портрету. 1921 г.

1921 + Художник Ф. Панков. Из собр. Панковых (547x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Художник Фёдор Иванович Панков (1889-1937).
1921 г. Из собрания Панковых.

1921 -- Портрет А.Ф.СофроновойБумага, орешковые чернила, перо. Частное собрание, Москва (485x700, 121Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет художницы А.Ф. Софроновой. Тверь. 4.VII.1921 г.
С надписью «В «дни грибные» и «музыкальные» было «ыы».
Бумага, орешковые чернила, перо. Частное собрание, Москва.
(О творчестве А.Ф. Софроновой см. подробнее здесь)

1921 + Художница А.Ф. Софронова. Из собр. А.Ф.С. (532x700, 84Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Художница Александра Фёдоровна Софронова (1892-1966).
1921 г. Из собрания А.Ф.С.

1920-е нач. Портрет А.Софроновой. ЧС Бумага, тушь, перо (522x700, 61Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.Ф. Софроновой. Начало 1920-х гг.
Бумага, тушь, перо. Частное собрание.

1920-е + Портрет Софроновой. Бумага, тушь, перо, акварель 33,5 х 20,5. СОВКОМ, 2010 (432x700, 86Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет А.Ф. Софроновой. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 33,5 х 20,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г.

1920-е + Портрет (М.И.Баскакова) (593x700, 149Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Портрет (М.И. Баскакова). 1920-е гг. Бумага, тушь. 26,7 х 22,4 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.
Марина Ивановна Баскакова (1902-1988) - вторая жена М.К. Соколова с 1927 по 1935 год.

1920-е + Обнаженная. бумага, тушь, акварель. 35 х 25,5. Вологда (544x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Обнаженная. 1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 35 х 25,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1920-е + Битва. Бум, тушь, перо. 25,5×20,9. ЧС (567x700, 227Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Битва. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 25,5 х 20,9 см.
Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.

1920-е + Коррида (Сайт Балашова) (700x490, 155Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Коррида. 1920-е гг. Бумага, тушь. 21,2 х 30,1 см.
Собрание Александра Балашова, Москва.

1920-е + Письмо. Бумага, тушь, перо, кисть, 20,5×26,5 см (в свету). Аук Литфонд, 2020 (700x540, 156Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Письмо. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть, 20,5 х 26,5 см (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1920-е + Большая Никитская улица. (Пейзаж в серый день) Х, м. 50.2см x 67.4см. НУКУС (700x532, 167Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Большая Никитская улица (Пейзаж в серый день). 1920-е гг. Холст, масло. 50,2 x 67,4 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1920-е + Перспектива городской улицы. Стекло, масло. 12,8 х 17,4 х 0,2 см. Муз. объед. Музеи Москвы (700x513, 84Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Перспектива городской улицы. 1920-е гг. Стекло, масло. 12,8 х 17,4 х 0,2 см.
Музейное объединение «Музеи Москвы».

1920-1930-е + Натюрморт с битой дичью. Тушь, бумага 19 x 24 (700x537, 127Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт с битой дичью. 1920-1930-е гг. Бумага, тушь. 19 x 24 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1922 Натюрморт. Тверь.-Сентябрь 1921. Колл. СНЮ. (590x700, 132Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Натюрморт. Тверь. Сентябрь 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 А.Ф. Софронова и М.К. Соколов среди учеников Гос. Свобод. Худ. Мастерских, Тверь (700x539, 113Kb)
А.Ф. Софронова и М.К. Соколов (сидят слева направо) среди учеников Государственных Свободных
Художественных Мастерских. Фотография. Тверь, 1921 г.

1921 – 1923 гг. ТВЕРЬ.
Из-за разногласий во взглядах на искусство и на педагогическую деятельность с руководством мастерских М.К. Соколов покидает Ярославль.
С января 1921 года Соколов продолжил преподавать в Государственных художественных мастерских (ГСХМ) в Твери вместе с художницей А.Ф. Софроновой, ученицей И.И. Машкова (художника из группы «Бубновый валет»), где числились в ряду педагогов левого искусства.
Знакомится с искусствоведом и археологом Сергеем Николаевичем Юреневым (1896-1973), только что приехавшим из Витебска. Участвует в «Вечерах поэтов» Тверского литературно-художественного общества имени поэта И.С. Никитина.
В ноябре 1921 года - уволен из ГСХМ и, оставшись без жалования и жилья, голодал и бедствовал. С помощью Юреневых подрабатывал в Губернском музее, в Статистическом управлении и в Собесе, рисуя плакаты и диаграммы. В Твери организует выставку Петра Кончаловского.

1922 + Автошарж. «Я вас не знаю». Тверь. Колл. СНЮ (556x700, 89Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж «Я вас не знаю». Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Автопортрет в новом пальто. Тверь. Колл. СНЮ (433x700, 93Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет в новом пальто. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 Дама. + Тверь. Из собр. С.Н. Юренева (518x700, 96Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1922 +  Купальщицы (592x700, 199Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Купальщицы. 1920 г.

1922 + Ева и Змий. Искушение. Колл. СНЮ (193x700, 48Kb)1922 + Ева. Колл. СН. Юр-ва (284x700, 39Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). 1. Ева. 1922 г. 2. Ева и Змий. Искушение. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Змий, Ева и Адам. Изнание из Рая. Колл. СНЮ (556x700, 108Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Змий, Ева и Адам. Изгнание из Рая. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Из цикла Купальщицы. Тверь. Колл. СНЮ (533x700, 109Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Из цикла «Купальщицы». Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Деревья на берегу реки. Колл. СНЮ (544x700, 116Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Деревья на берегу реки. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Город. Тверь. Техника «спичкой». Колл. СНЮ (488x700, 84Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Город. Тверь. 1922 г. Техника «обожженной спичкой».
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Дерево с гнездами. Тверь. Колл. СНЮ (479x700, 92Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дерево с гнездами. Тверь. 1922 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 Окраина Твери. Колл. СНЮ (532x700, 78Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Окраина Твери. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Конструкция 3. Тверь. Колл. СНЮ (373x620, 67Kb)1922 + Конструкция 4. Тверь. Колл. СНЮ (441x620, 83Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция (1 и 2). Эскизы. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.
1922 + Конструкция 2. Эскиз. Тверь. Колл. СНЮ (400x700, 106Kb)1922 + Конструкция 5. Тверь. Колл. СНЮ (390x700, 98Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Конструкция (3 и 4). Эскизы. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1920-е Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Колл. СНЮ (417x700, 101Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Чудо Архистратига Михаила в Хонех. 1920-е гг.
Собрание С.Н. Юренева.

1921 А.Ф.-Софронова.-Фото (310x700, 90Kb)
А.Ф. Софронова. Фотография 1921 г.

В Тверском издательстве в стиле конструктивизма М.К. Соколов оформил две книги: «О Театре» (Тверь, 1922) и Б. Гусмана «100 поэтов» (Москва, 1923). В начале 1920-х гг. готовил к изданию сборник своих стихов «Злой плен» и поэму «Святой Себастиан» со своими рисунками. В ноябре 1922 года с помощью А.Ф. Софроновой устроился на работу в городе Яхроме (недалеко от Дмитрова) руководителем ИЗОстудии при фабричной мануфактуре.

1921 Рукописная книга Триптих. бумага, тушь, перо. 14 х 12. НУКУС (385x500, 72Kb)1921 Рукописная книга Триптих. бумага, тушь, перо. 14 х 12. НУКУС 5 (427x500, 73Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Рукописная книга «Триптих». Обложка и концовка. 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1921 Рукописная книга Триптих. бумага, тушь, перо. 14 х 12. НУКУС 2 (700x441, 84Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Св. Себастиан. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1921 Рукописная книга Триптих. бумага, тушь, перо. 14 х 12. НУКУС 3 (700x443, 105Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Св. Георгий. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1921 Рукописная книга Триптих. бумага, тушь, перо. 14 х 12. НУКУС 4 (700x420, 107Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Архистратиг Михаил. Рукописная книга «Триптих». 1921 г. Бумага, тушь, перо. 14 х 12 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.


1921 Стихи. «Злой плен» Эскиз обложки. Колл. СНЮ (415x555, 91Kb)1921 Обложка. Стихи С. Юренева «Архаизмы». Колл. СНЮ (401x555, 67Kb)
1. Михаил Соколов. Злой плен. Стихи. Эскиз обложки. 1921 г. 2. Сергей Юренев. Архаизмы. 1921 г.
Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Титульный лист книги О Театре. Издано в 1922 г (497x700, 100Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Титульный лист книги «О Театре». Издано в 1922 г.

1922 + Св. Себастиан. Триптих (3 листа). Колл. СНЮ (700x284, 74Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. Триптих (3 листа). 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

Ржанье, храп, хрип, рёв вздыбленных копыт.
Пены брызги конской слепят взор врагов.
Злобные злобно злую смерть сулят
Тебе, кроткий чистый Себастиан!

Тихо, устало клонят веки ресниц кружева.
Меркнет, меркнет небесная глаз синева.
Нежную смерть посылает тебе
Нежная мать, — сладко целует в уста
Во имя Христа.
(М.К. Соколов)

1922 + Из цикла Св. Себастиан. Тверь. Колл. СНЮ 2 (552x700, 125Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1922 Св. + Георгий. Колл. СНЮ (571x700, 105Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Георгий. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1922 + Святой Себастьян. Бум, чернила орешковые. 22,5 х 14 см. ЯХМ (428x700, 86Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Святой Себастиан. 1922 г.
Бумага, чернила орешковые. 22,5 х 14 см.
Ярославский художественный музей.

1921 + Стоящая обнага с поднят. руками (346x700, 87Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Стоящая обнаженная с поднятыми руками. 1921 г.

1921 Автопортрет. Тверь. Собр. С.Н. Юренева (506x700, 123Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автопортрет. Тверь. 1921 г. Собрание С.Н. Юренева.

«У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока.

1920 Мужчина в шляпе. бумага, тушь, перо, кисть. 26,3 х 21,4; 29,1 х 21,4. Вологда ХМ (2) (504x700, 140Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Мужчина в шляпе. 1920 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
29,1 х 21,4 см. Вологодский областной художественный музей.

1920-е Женский портрет. Бумага, тушь, перо. 25 х 17,3 Егоров (479x700, 110Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 25 х 17,3 г.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1920-е Женский портрет. Бумага, тушь, перо. 28,3 × 20,3 см Егоров (509x700, 104Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо. 28,3 х 20,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1920-1930-е +  Муза в раздумье.  Тушь, перо, бумага 26 x 18 (457x700, 152Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Муза в раздумье. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 26 x 18 см.

1920 Дама в щляпе. бумага, акварель, тушь, перо. 30 х 21 см. Кострома (506x700, 154Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпе. 1920 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 30 х 21 см.
Костромской музей-заповедник.

1920-е + Дама в шляпке с пером. бумага, тушь (коричневая), перо, кисть. 24,9 х 17,3. ЯХМ (489x700, 114Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в шляпке с пером. 1920-е гг.
Бумага, тушь (коричневая), перо, кисть. 24,9 х 17,3.
Ярославский художественный музей.

1920-1930-е + Женский портрет. Бумага, тушь, перо, кисть, 29,2×20,5 см. Аук Литфонд, 2022 (498x700, 156Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женский портрет. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, кисть, 29,2 х 20,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.

1920-е + Гамлет. бумага цветная, тушь, акварель. 11 х 8 см. Вологда ХМ (504x700, 138Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Гамлет.1920-е гг. Бумага цветная, тушь, акварель. 11 х 8 см.
Вологодский областной художественный музей.

1920-е + Дама с попугаем  (501x700, 129Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с птицей. 1920-е гг.

1920-е + Дама с зелёным попугаем. Бум, акв. 26,8х24 см. ЯХМ (620x700, 169Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с зелёным попугаем. 1920-е гг. Бумага, акварель. 26,8 х 24 см.
Ярославский художественный музей.

1920-1930-е + Женщина в красном берете. Бумага, тушь, перо, акварель, 30,5×21,5 см. Литфонд, 03.12.2022 (504x700, 154Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Женщина в красном берете. 1920-1930-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель, 30,5 х 21,5 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 03.12.2022 г.

1920-е + Дама в красном в шляпе с вуалью. бумага, тушь, акварель. 29,8 х 21. Вологда ХМ (477x700, 115Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном в шляпе с вуалью. 1920-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 29,8 х 21 см.
Вологодский областной художественный музей.

1920-е + Дама в красном. бумага, тушь, перо, акварель. 24,5х18,5 см. Тверская КГ (525x700, 155Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама в красном. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо, акварель. 24,5 х 18,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

1920-е Дама с собакой. Картон, уголь.  40,5х33. СОВКОМ 2012. ОРИГИНАЛ (486x700, 118Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Дама с собакой. 1920-е гг. Картон, уголь. 40,5 х 33 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.

1922 + Автошарж и дама с собачкой. Тв. Колл. СНЮ (700x690, 126Kb)
М.К. Соколов (1885-1947). Автошарж и дама с собачкой. Тверь. 1922 г. Собрание С.Н. Юренева.

1923 год был переломным в творческой судьбе. Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Д.С. Недович: «С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя...» К середине 20-х годов он достиг уже высокого мастерства, и «являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси», - писал Н. Тарабукин. Ни до, ни после революции М.К. Соколов не входил ни в одно творческое объединение, стремясь найти свой путь в искусстве.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 358-359, 397.

Соколов,_Михаил_Ксенофонтович - Википедия



(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ХУДОЖНИК МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ (1885-1947) ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»