Иван Трофимович Гаврис (1890-1937) - русский и белорусский художник-авангардист, график, педагог, общественный деятель. Участник I Мировой войны. В 1919 году поступил в Витебское народное художественное училище. Изучал системы футуризма, кубизма и супрематизма. Входил в состав творческого комитета «УНОВИСа». С 15 августа 1922 года – исполняющий обязанности ректора Витебского художественно-практического института, с февраля 1923 года по 1 августа 1923 года – ректор. В 1923–1937 годах преподавал в средних учебных заведениях Витебска. В 1937 году Гаврис был арестован по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности и расстрелян.
Белорусская деревня Минской губернии. Фотография.
Иван Трофимович Гаврис родился 2 (14 декабря по новому стилю) 1890 года в деревне Кухчицы Клецкой волости Слуцкого уезда Минской губернии (ныне - Клецкий район Минской области, Белоруссия) в крестьянской семье. Получил педагогическое образование в Несвижской учительской семинарии (1906-1909), Виленском учительском институте (1912-1914). В период Первой мировой войны (1914-1918) служил в действующей армии.
С 1918 года работал делопроизводителем в Витебском губернском военкомате. В 1918-1920 гг. учился и окончил физико-химическое отделение Витебского педагогического института, преподавал в школах. Основы художественной грамоты получил в Учительском институте от художника Д.И. Рохлина.
Витебское Народное художественное училище (ВНХУ). Особую ценность имеет само здание.
Оно уцелело даже в годы Великой Отечественной войны, в то время как сам Витебск был
практически полностью разрушен.
В 1919 году Иван Гаврис поступил в Витебское народное художественное училище, где занимался у Веры Ермолаевой и Казимира Малевича, в 1921-1922 гг. работал подмастерьем в мастерской Малевича. Во время учёбы Гавриса принимают в объединение УНОВИС, включают в состав творческого комитета этой организации. Ранние ученические работы Гавриса носили реалистический характер. В период учёбы в художественном училище, осваивая педагогическую систему Малевича, обращается к кубизму и супрематизму. Одна из сохранившихся работ Гавриса с убедительным провенансом - «Кубизм, или Скрипка» (1920, Краснодарский худ. музей) - выполнена в кубистической манере.
Иван Гаврис (1890-1937). Кубизм (Скрипка). Начало 1920-х гг.
Холст, масло. 107 х 70 см.
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
Весной 1922 года Гаврис окончил Витебский художественно-практический институт (ВХПИ) с дипломом «на звание свободного художника и высшего инструктора с правом преподавания в художественных техникумах». В списке выпускников ВХПИ специальность Гавриса именуется мастером изобразительных искусств по живописи и рисунку, в том же документе у Векслера, Коган, Юдина, Хидекеля, Носкова, Чашника специальность «художник—конструктивист», (что вероятно подразумевало прикладное дизайнерское направление их подготовки), а Т.Т. Бейнарович назван мастером изобразительных искусств по скульптуре.
Витебск, 6 июня 1920 года. Студенты УНОВИСА перед поездкой в Москву.
С 15 августе 1922 года Гаврис являлся заместителем ректора Веры Ермолаевой и руководил Художественно-практическим институтом во время ее командировок, преподавал перспективу и черчение. А после отъезда из Витебска первого, а затем и второго ректоров Художественно-практического института Веры Ермолаевой и Казимира Малевича Гаврис с февраля 1923 года по 1 августа 1923 года принимает руководство институтом на себя. И именно на долю Гавриса выпадет самая тяжелая часть истории закрытия этого знаменитого в наше время учебного заведения.
Вновь назначенный ректор института, какое-то время бывший членом УНОВИСа, Иван Гаврис пошел в фарватере «антифутуризма», пытаясь организовать учебный процесс в более традиционном русле и прекратить «грызню из-за “направлений”». В апреле 1923 года Гаврис оптимистично докладывал о проделанной работе: «Основы художественного образования».
Интересные комментарии составили к этой фотографии в Витебском музее:
«Повелительно-указующее движение уновисского предводителя (Малевича) своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник».
Иван Гаврис (1890-1937). Кубизм. Около 1922 г. Арт-галерея Vsunio на «АРМЕ», Москва.
В начале апреля 1923 года в Витебском институте началась ревизия, в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 года был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Директором техникума назначен М.А. Керзин.
С 1924 по 1937 год Гаврис преподавал в учебных заведениях Витебска, в частности, в Еврейском педагогическом техникуме и в 1932-1937 гг. работал завучем Витебского кинотехникума и преподавал графику.
Во второй половине 1920-х – в 1930-е Гаврис – активный деятель белорусского национального возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство, преподаёт в школе белорусский язык.
Иван Гаврис (1890-1937). Кубистическая композиция с фигурой. 1922 г.
Арт- Галерея Vsunio на «АРМЕ» Москва.
Иван Гаврис, вероятно, участвовал в составе группы витебских супремтистов в выставках УНОВИСа (1920-1922), учащих и учащихся искусству в Москве (1920), Первой русской художественной выставке в Галерее Ван Домен в Берлине (1922), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923), а также
участвовал в 1-й (1925), 2-й (1927) Всебелорусских художественных выставках; Всебелорусской выставке картин, графики, скульптуры, архитектуры. Однако, из-за отсутствия в ряде случаев каталогов выставок и отнесения работ к такому коллективному автору, как УНОВИС, выделить произведения Гавриса не представляется возможным. Кроме четырех кубистических композиций, известны произведения Гавриса «Цветы» (портрет дочери художника), «Затока», «Маёвка в 1905 году», «Вечерний пейзаж», изображений которых нет в сети.
Иван Гаврис (1890-1937). Кубистическое построение. 1920-е гг.
Картон, гуашь (темпера). 54,3 х 40,8 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 1920 г. Бывшее собрание И.В. Качурина.
Качурин Игорь Васильевич — известный коллекционер книги и графики.
В 1937 году Иван Гаврис был арестован по обвинению в шпионаже и контрреволюционной террористической деятельности, как участник «Польской организации войсковой» (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa, хотя существовала эта организация только во время Первой мировой войны, но в 1930 годы такое обвинение было типовым) и 4 ноября приговорен к расстрелу.
Иван Гаврис. Фрагмент фотографии 1920 г.
Произведения Ивана Гавриса и личный архив утрачены в 1937 году или погибли вместе с музейными собраниями Минска и Витебска во время Великой Отечественной войны.
Творчество И.Т. Гавриса представлено в ряде музейных собраний, среди них — Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
В 2000-е годы на разных аукционах появились произведения живописи и графики сомнительного происхождения, приписываемые Гаврису.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, стр. 198-199, 244.
Каталог выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства».
Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие.
Кураторы: Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей. Москва, Еврейский музей
и центр толерантности, 2022 г. – 192 стр., илл. Стр. 70-71, 182.