Каролюс-Дюран (1837-1917). Портрет Клода Моне. 1867 г. Холст, масло. 46 х 38 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Последним в списке художников, которые показали свои картины на Первой выставке импрессионистов 1874 года, был Клод Моне (1840-1926), который в ХХ веке стал считаться ведущим, если не единственным импрессионистом. Этого не было в 1874 году, когда он был одним из основных членов движения, но ни в коем случае не доминирующим. «Моне – подлинный зачинатель импрессионизма. В нем и вместе с ним импрессионизм обрел наиболее законченную формулу». Эти слова принадлежат современнику и первому историку французского импрессионизма Теодору Дюре. С тех пор наши представления об этом направлении в живописи значительно углубились; новизна этого искусства, которая так шокировала посетителей первых выставок импрессионистов, сейчас воспринимается как естественное развитие художественных исканий XIX века, более того – как завершение традиций всего искусства Нового времени.
Жильбер Александр де Северак (1834-1897). Портрет Клода Моне. 1865 г.
Холст, масло. 40 х 32 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Клод Моне (фр. Claude Monet) родился 14 ноября 1840 года в Париже, но вырос в Гавре, на побережье Нормандии, где его семья держала продуктовый магазин. Однако он начал рисовать и продавать карикатуры на своих горожан, тогда же брал уроки рисования. Примерно в 1856 году он познакомился с Эженом Буденом, который стал его наставником и познакомил его с пленэрной живописью маслом. Он бросил школу в 1857 году после смерти своей матери и уехал жить к тете в Париж. Там он продолжал рисовать, а в 1862 году начал брать уроки в академии, которой руководил Чарльз Глейр.
Клод Моне (1840-1926). Карикатура на Леона Маншона. 1858 г.
Синяя бумага, черно-белые мелки. 61,2 х 45,2 см. Институт искусств Чикаго.
В академии Глейра Моне познакомился с Ренуаром, Базилем и Сислеем, и они стали близкими друзьями, часто рисуя вместе на пленэре. Они попали под влияние других, включая Йонгкинда и Манэ, и развивали идеи, следуя идеям Манэ.
Дебют Моне в Салоне 1865 года был удачным — два его морских пейзажа встретили благожелательно. Определенный успех имел и портрет будущей жены «Камилла (Женщина в зеленом платье)» (Кунстхалле, Бремен), показанный в Салоне в следующем году. но он изо всех сил пытался продать хотя бы одну из своих работ.
Клод Моне (1840-1926). Вид на Руэль близ Гавра. 1858 г. Холст, масло. 46 х 65 см.
Художественный парк Марунума, Асака, Япония,
«Вид на Руэль близ Гавр» (1858) считается самой ранней сохранившейся картиной Моне, написанной маслом и выдержанной полностью в реалистическом стиле. Учитывая, что ему было всего 18 лет, когда он написал этот пейзаж, и он учился работать маслом всего два года, это убедительное свидетельство его технических способностей и таланта. Картина также провидчески содержит ряд тополей, похожих на те, которые он позже неоднократно рисовал.
Клод Моне (1840-1926). Уголок студии. 1861 г. Холст, масло. 180 х 130 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Натюрморт с куском мяса. 1864 г. Холст, масло. 24 х 33 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Улица Баволь в Онфлере. Холст, масло. 56 х 61 см.
Музей изящных искусств, Бостон, США.
Клод Моне (1840-1926). Скалы в Этрета. 1864 г. Холст, масло. 27 х 41 см. Коллекция ассоциации
«Живопись в Нормандии» (Association Peindre en Normandie), Франция.
Впервые Моне работал в Этрета на побережье Ла-Манша в 1864 году, на этом пейзаже изображены скалы в Этрета с ближайшим к деревне мысом и аркой Маннепорт. Судя по всему, он больше не писал здесь до 1880-х годов.
Клод Моне (1840-1926). Устье Сены в Онфлере. 1864 г. Холст, масло. Частное собрание, Цюрих.
Клод Моне (1840-1926). Устье Сены, Онфлер. 1865 г. Холст, масло. 90 х 150 см. Музей Нортона Саймона,
Пасадена, Калифорния.
«Устье Сены, Онфлер», написанное в 1865 году, находится еще ближе к дому Моне в Гавре.
Клод Моне (1840-1926). Женщины в саду. 1866 г. Холст, масло. 255 х 205 см.
Музей Орсэ, Париж.
В 1866 году Клод Моне взялся написать картину большого формата в саду дома, который он арендовал в пригороде Парижа. Задача была двойная: работа на открытом воздухе требовала рытья траншеи в земле, чтобы опустить холст с помощью лебедки и обработать верхнюю часть картины. Камилла, спутница художника, позировала трем фигурам слева. Моне гибко передает белизну платьев: он прочно помещает их в структуру композиции, угасающую в зелени и коричневом цвете, заданную центральным деревом и дорожкой.
Клод Моне (1840-1926). Завтрак на траве (правая часть) с Гюставом Курбе, Фредериком Базилем
и Камиллой Донсье, первой женой художника. 1865-1866 гг. Холст, масло. 248 х 217 см.
Музей Орсэ, Париж.
В 1867 году жюри Салона отказалось принять картины Моне, чья живопись делалась все более смелой. К этой неудаче присовокупилось и то, что художник должен был уехать из Парижа в Нормандию по настоянию разъяренного отца, узнавшего о связи сына с натурщицей. Беременная Камилла Донсье (1847-1879) осталась в Париже, где вскоре родила сына.
Впрочем, на ту выставку Моне предполагал отдать другую картину: вдохновленный примером Эдуарда Мане, он изготовил грандиозный шестиметровый холст «Завтрак на траве» - свою версию пейзажа с фигурами людей в натуральную величину. Одновременно он исполнил и уменьшенный вариант композиции, приобретенный впоследствии С.И. Щукиным (1865, ГМИИ им. Пушкина).
Клод Моне (1840-1926). Завтрак на траве. 1865 г. Холст, масло. 129,8 х 181,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Всего в российских музеях Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина находится 19 картин Клода Моне, приобретенных И.А. Морозовым и С.И. Щукиным до революции 1917 г., плюс 6 картин, полученные по репарациям после Второй мировой войны в 1945 г. Итого в РФ 25 картин Клода Моне.
Клод Моне (1840-1926). Камилла Донсье (Дама в зеленом). 1866 г.
Холст, масло. 228 х 149 см. Кунстхалле Бремен, Германия.
Клод Моне (1840-1926). Камилла с маленькой собачкой. 1866 г.
Холст, масло. 73 х 54 см. Частное собрание, Швейцария.
Клод Моне (1840-1926). Терраса в Сент-Адрессе. 1867 г. Холст, масло. 98,1 х 129,9 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Клода Моне (Читатель). 1873 г.
Холст, масло. 65 x 50 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Всего пару лет спустя Моне написал рыбацкие лодки в более благоприятных условиях на северной стороне устья реки Сены, «Берег в Сент-Адрессе» (1867). При гораздо более слабом освещении и небольшом ветре было меньше возможностей для эффектов, чем в его ранних работах, но его стиль неуклонно развивался.
Клод Моне (1840-1926). Берег в Сент-Адрессе. 1867 г. Холст, масло. 75,8 x 102,5 см.
Институт искусств Чикаго.
Клод Моне (1840-1926). Сад Инфанты (Сад Принцессы), Лувр. 1867 г.
Холст, масло. 91,8 х 61,9 см. Мемориальный художественный музей Аллена,
Оберлин, штат Огайо, США.
Клод Моне (1840-1926). Дама в саду (Сент-Адресс). 1867 г. Холст, масло. 50 х 65,2 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа в Париже. 1867 г. Холст, масло. 79 х 98 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Клод Моне (1840-1926). Хижина в Сент-Адрессе. 1867 г. Холст, масло. 52 х 62 см.
Музей искусства и истории (MAH), Женева, Швейцария.
Клод Моне (1840-1926). Рыбацкие лодки в Онфлере. 1867 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Национальный музей искусств Румынии, Бухарест.
Клод Моне (1840-1926). Завтрак. 1868 г. Холст, масло. 231,5 х 151,5 см.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия.
Клод Моне (1840-1926). Мадам Годибер. 1868 г. Холст, масло. 217 х 138,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). На берегу Сены, Беннекур 1868 г. Холст, масло. 81,5 х 100,7 см.
Институт искусств Чикаго.
Клод Моне (1840-1926). Сорока.1868-1869 гг. Холст, масло. 89 х 130 см. Музей Орсэ, Париж.
Примерно в 1870 году Моне, Ренуар и Писсарро написали множество зимних снежных сцен. Одной из самых известных работ Моне, как это ни парадоксально, является «Сорока» (1868-1869), где птица, вероятно, является самой маленькой и наименее заметной частью мотива.
Клод Моне (1840-1926). Фазан. 1869 г. Холст, масло, размеры неизвестны, Частное собрание.
Несмотря на то, что Моне не известен своими натюрмортами, «Фазан» 1869 года является классическим охотничьим сюжетом, выполненным эскизно и в соответствии с традицией натюрморта.
Клод Моне (1840-1926). Банка с персиками. 1860-е гг. Холст, масло. 55,5 х 46 см.
Галерея новых мастеров, Дрезден.
Клод Моне (1840-1926). Купальщики в Лягушатнике. 1869 г. Холст, масло, 73 x 92 см.
Национальная галерея, Лондон.
В 1869 году Моне и Ренуар вместе рисовали на популярном курорте на реке Сена недалеко от Парижа. Картина Моне «Купальщики в Лягушатнике» (1869) - раннее воплощение его импрессионистских замыслов, пленэрный набросок маслом, первоначально предназначавшийся для превращения в законченную картину. Пара поняла, что импрессионизм был связан с этими зарисованными моментами. Это также свидетельствует о предпочтении Моне современных пигментов, поскольку в большинстве более ярких средне-синих здесь используется кобальтовый синий, появившийся ранее в девятнадцатом веке.
Клод Моне (1840-1926). Лягушатник. 1869 г. Холст, масло. 74,6 x 99 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Клода Моне. 1875 г. Холст, масло. 85 х 60 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Пляж в Трувиле. 1870 г. Холст, масло. 38 x 46,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Клод Моне написал свою жену (слева) и жену Эжена Будена (справа) на пляже в Трувиле во время своего медового месяца там в 1870 году. Их одежда набросана смелыми и быстрыми мазками кисти. Даже их форма грубая и готовая, и нет никаких указаний на их материалы. Это также знаменует переходный период в моде: мадам Буден одета в черное и держит черный зонтик, похожий на те, что можно увидеть в пляжных сценах ее мужа. Камилла Моне одета в белое и держит белый зонтик - атрибуты молодого поколения.
С началом Франко-прусской войны в 1870 году Клод Моне бежал со своей семьей в Лондон, где написал город и Темзу. Однако в 1871 году Королевская академия отказала его картинам, и он переехал в Нидерланды, где также занимался живописью. В конце года он вернулся во Францию, чтобы жить в Аржантее на берегу Сены.
Клод Моне (1840-1926). Темза у Вестминстера. 1871 г. Холст, масло. 47 x 73 см.
Национальная галерея, Лондон.
Находясь в Лондоне, Моне увидел работы Констебла и Тёрнера, которые оказали значительное влияние на последующее развитие его стиля и того, что мы сейчас считаем импрессионизмом. Более тридцати лет спустя он вернулся к тому же участку реки, показанному в «Темзе у Вестминстера» (1871), чтобы нарисовать более радикальную серию пейзажей при различных условиях освещения.
Клод Моне (1840-1926). Гуртье Ван де Штадт (Guurtje Van de Stadt). 1871 г.
Холст, масло. 73 х 40 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
Клод Моне (1840-1926). Медитация. Мадам Моне на диване. 1871 г. Холст, масло. 48,2 х 74,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Жан Моне на трехколесном велосипеде. 1872 г. Холст, масло. 60,6 х 74,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Клод Моне (1840-1926). Натюрморт с дыней. 1872 г. Холст, масло. 53 x 72 см.
Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.
В 1872 году Моне написал этот «Натюрморт с дыней» несколько медленнее, уделяя внимание текстуре
поверхности и ее оптическим свойствам, что является характерной чертой очень многих натюрмортов.
Клод Моне (1840-1926). Сена в Руане. 1872 г. Холст, масло. 54 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Впечатление, восход солнца. 1872 г. Холст, масло. 48 x 63 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
В 1872 году Клод Моне написал картину «Впечатление, восход солнца» (Impression, Sunrise) которая дала название движению «Импрессионизм». Это, по-видимому, оживленный набросок маслом тумана и восходящего солнца в родном порту Моне Гавре, на побережье Ла-Манша. Это одна из его серий, изображающих порт в разное время и при разном освещении, и она экспонировалась на Первой выставке импрессионистов, где ее название стало названием всего движения и его отличительного стиля.
Клод Моне (1840-1926). Сирень на солнце. 1872-1873 гг. Холст, масло. 50 х 65 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Дом художника в Аржантее. 1873 г. Холст, масло. 60,2 х 73,3 см.
Институт искусств Чикаго.
Хотя Моне едва зарабатывал на жизнь своим искусством, он был одним из немногих, кто мог позволить себе использовать желтый кадмий, пока его цена не упала в конце XIX века. Этот дорогой пигмент был найден на его картине «Дом художника в Аржантее» 1873 года.
Клод Моне (1840-1926). Пейзаж. Сена в Аньере. 1873 г. Холст, масло. 46,4 х 55,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Бульвар капуцинок (Бульвар в Париже). 1873 г. Холст, масло. 60,5 х 80 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Бульвар капуцинок. 1873 г. Холст, масло. 80,3 х 60,3 см.
Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, штат Миссури, США.
Клод Моне (1840-1926). Камилла Моне на садовой скамейке. 1873 г. Холст, масло. 60,6 x 80,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Клод Моне (1840-1926). Ланч. 1873 г. Холст, масло. 160 х 201 см. Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) со своими детьми. Фотография 1880 г.
После 1870 года Моне отказался от своих начинаний больших форматов. Несколько работ, однако, являются исключением: это «Завтрак», выставленный на Второй выставке импрессионистов в 1876 году в качестве «декоративного панно», и полотна, предназначенные для украшения замка Роттенбург в Монжероне для Эрнеста Гошеде, написанные в 1876 году.
Клод Моне (1840-1926). Завтрак (Ланч). Декоративное панно. 1873 г. Холст, масло. 160 х 201 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Осень на Сене, Аржантей. 1873 г. Холст, масло. 54,3 х 73,3 см.
Художественный музей Атланты Хай (High), штат Джорджия, США.
Шедевральная работа Клода Моне «Осень на Сене, Аржантей» 1873 года является прекрасным примером
его водных пейзажей этого периода с их тонко изломанными и покрытыми рябью отражениями.
Клод Моне (1840-1926). Маки. 1873 г. Холст, масло. 50 х 65 см. Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Железнодорожный мост в Аржантее. 1873 г. Холст, масло. 60 х 99 см.
Частное собрание.
К началу 1870-х годов Моне регулярно совершал поездки на короткие расстояния на поезде из Аржантея в центр Парижа. Кажется, он влюбился в железнодорожный мост в Аржантее и написанный в 1873 году.
Клод Моне (1840-1926). Железнодорожный мост в Аржантее. 1874 г. Холст, масло. 54 х 71 см. Музей Орсэ, Париж.
Этот вид на железнодорожный мост в Аржантее сделан в следующем 1874 году.
Клод Моне показал на Первой выставке импрессионистов в 1874 году в общей сложности 12 картин,
перечисленные в каталоге как №№ 95-103:
Маки,
Гавр, рыбацкая лодка выходит из гавани,
Бульвар капуцинок,
Впечатление, восход солнца (см. выше),
7 эскизов пастелью,
Ланч.
По-видимому, сохранилось лишь несколько его пастельных работ.
Клод Моне (1840-1926). Гавань. 1874 г. Холст, масло. 60 х 101 см. Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Большая набережная в Гавре. 1874 г. Холст, масло. 61 х 81 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Мельница. Амстердам. 1874 г. Холст, масло. 54 х 64,1 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
В 1875 году Клод Моне вернулся к фигуративной живописи с изображением «Дамы с зонтиком» - мадам Моне и ее сына, после того как фактически отказался от нее вместе с Ленчем. Его интерес к фигуре продолжался в течение следующих четырех лет, достигнув своего пика в 1877 году и полностью завершившись в 1890 году. В «необычайно откровенном» письме Теодору Дюре Моне рассказал о своем возродившемся интересе: «Я работаю, как никогда прежде, над новым проектом "Фигуры на пленэре". воздух, как я их понимаю. Это старая мечта, которая всегда была одержима мной и которой я хотел бы овладеть раз и навсегда. Но все это так сложно! Я работаю очень усердно, почти до такой степени, что мне становится плохо».
Клод Моне (1840-1926). Прогулка. Дама с зонтиком. 1875 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Клод Моне (1840-1926). Камилла в японском кимоно. 1875 г.
Холст, масло. 231,5 х 142 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Клод Моне (1840-1926). Снег в Аржантее. 1875 г. Холст, масло. 55,5 х 65 см.
Национальный музей западного искусства, Токио.
В 1876 году Камилла Моне серьезно заболела. Их второй сын, Мишель, родился в 1878 году, после чего здоровье Камиллы еще больше ухудшилось. Осенью того же года они переехали в деревню Ветей, где делили дом с семьей Эрнеста Гошеде, богатого владельца универмага и мецената, который заказал четыре картины Моне. В 1878 году у Камиллы был диагностирован рак матки. Она умерла в следующем году. Ее смерть сказалась на карьере Моне наряду с финансовыми трудностями - однажды ему пришлось покинуть свой дом, чтобы избежать кредиторов. После того, как Гошеде недавно приобрел несколько картин Моне, он вскоре обанкротился и уехал в Париж в надежде вернуть свое состояние, поскольку интерес к импрессионистам угас.
Клод Моне (1840-1926). Портрет Камиллы с букетом фиалок. 1877 г.
Холст, масло. 116 x 88 см. Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Камилла, читающая на лугу с цветами. 1876 г. Холст, масло. 60 х 82 см.
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Уголок сада в Монжероне. 1876 г. Холст, масло. 175 х 194 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Берег пруда в Монжероне. 1876 г. Холст, масло. 174 х 194 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Сад. 1876 г. Холст, масло. 75,5 х 100,5 см. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Женщина, сидящая в саду. 1876 г. Холст, масло. 50 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Индюки. 1877 г. Холст, масло. 174,5 х 172,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда. 1877 г. Холст, масло. 82 х 101 см.
Музей искусств Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс, США.
Клод Моне (1840-1926). Вокзал Сен-Лазар. 1877 г. Холст, масло. 75 х 105 см. Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Церковь в Ветее. 1878 г. Холст, масло. 65,2 х 55,7 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Клод Моне (1840-1926). Камилла Моне на смертном одре. 1879 г.
Холст, масло. 90 х 68 см. Музей Орсэ, Париж.
Моне написал маслом этюд своей покойной жены. Много лет спустя он признался своему другу Жоржу Клемансо, что потребность анализировать цвета была для него одновременно радостью и мучением. Он объяснил: «Однажды я поймал себя на том, что смотрю на мертвое лицо моей любимой жены и просто систематически отмечаю цвета в соответствии с автоматическим рефлексом». Джон Бергер описывает эту работу как «снежную бурю белой, серой, пурпурной краски... ужасная буря потерь, которая навсегда сотрет ее черты. На самом деле, может быть очень мало картин на смертном одре, которые были бы столь сильно прочувствованы или субъективно выразительны».
Клод Моне (1840-1926). Улица Сен-Дени в день Национального праздника. 1878 г.
Холст, масло. 76 х 52 см. Художественный музей Руана, Франция.
Работы Моне по штудированию Сены продолжалось. В 1880 году он представил в Салон две картины, одна из которых была принята. Он начал отказываться от импрессионистских приемов, поскольку в его картинах использовались более темные тона и отображалась окружающая среда, такая как река Сена в суровую погоду. До конца десятилетия он сосредоточился на элементарных аспектах природы. Его личная жизнь повлияла на его дистанцирование от импрессионистов. Он вернулся в Этрета и выразил в письмах Алисе Гошеде, на которой он женился в 1892 году, после смерти ее мужа годом ранее, желание умереть. В 1881 году он переехал с Алисой и ее детьми в Пуасси и снова продал свои картины Дюран-Рюэлю. Третья дочь Алисы, Сюзанна, стала «предпочтительной моделью» Моне после Камиллы.
Клод Моне (1840-1926). Скалы Ле-Петит-Даль. 1880 г. Холст, масло. 59 x 71 см.
Музей изящных искусств, Бостон, США.
Клод Моне (1840-1926). Портрет Жана Моне. 1880 г. Холст, масло. 46 х 37 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Шеф-повар Пере Поль. 1882 г. Холст, масло. 64,5 х 52,1 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Клод Моне (1840-1926). Сад Моне в Ветее. 1880 г. Холст, масло. 151,5 х 121 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Клод Моне (1840-1926). Алиса Гошеде в саду. 1881 г. Холст, масло. 81 х 65 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2014 г. Лот продан за 33 млн.765.000 дол.
Клод Моне (1840-1926). Пляж в Пурвиле. 1882 г. Холст, масло. Национальный музей, Познань, Польша.
Клод Моне (1840-1926). Стог сена в Живерни. 1884-1889 гг. Холст, масло. 64,5 х 81 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Поле маков в Живерни. 1885 г. Холст, масло. 65 х 81 см. Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Стог сена в Живерни. 1886 г. Холст, масло. 60,5 x 81,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Поле тюльпанов в Голландии. 1886 г. Холст, масло. 66 х 82 см.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Автопортрет в берете. 1886 г. Холст, масло. 56 х 46 см.
Частное собрание.
В апреле 1883 года, выглянув из окна поезда, следовавшего между Верноном и Гасни, он открыл Живерни в Нормандии. В том же году состоялась его первая крупная ретроспективная выставка.
Борьба Моне с кредиторами закончилась после удачных поездок; в 1884 году он отправился в Бордигеру и привез оттуда 50 пейзажей. В 1886 году он отправился в Нидерланды, чтобы нарисовать тюльпаны. Вскоре он познакомился и подружился с Гюставом Жоффруа, который опубликовал статью о Моне. Несмотря на его сомнения, картины Моне были проданы в Америке и способствовали его финансовой стабильности. В отличие от последних двух десятилетий своей карьеры, Моне предпочитал работать в одиночку - и чувствовал, что ему всегда было лучше, когда он это делал, поскольку регулярно «тосковал по одиночеству, вдали от переполненных туристических курортов и изысканной городской обстановки». Такое желание неоднократно проявлялось в его письмах к Алисе.
Клод Моне (1840-1926). Сад в Бордигере, утро. 1884 г. Холст, масло. 65,5 х 81,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (репарации 1945 г.)
Клод Моне (1840-1926). Портрет Поля (Ипполит Гийом, ловец омаров в Бель-Иль-ан-Мер).
1886 г. Холст, масло. 74 x 53 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Скалы в Бель-Иль. 1886 г. Холст, масло. 65 х 81 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Скалы в Этрета. 1886 г. Холст, масло. 66 х 81 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). В лесу в Живерни - Бланш Гошеде за мольбертом и Сюзанна Гошеде за чтением.
1887 г. Холст, масло. 91,5 х 97,8 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес, штат Калифорния, США.
Клод Моне (1840-1926). Прогулка (Портрет Сюзанны Гошеде). 1887 г.
Холст, масло. 100,6 x 70,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Клод Моне (1840-1926). Молодые девушки в лодке. 1887 г. Холст, масло. 145,5 x 133,5 см.
Национальный музей западного искусства, Токио.
Клод Моне (1840-1926). Лодка. 1887 г. Холст, масло. 146 x 133 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Луга в Живерни. 1888 г. Холст, масло. 93,1 х 81,8 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1883 году Моне и его семья арендовали дом и сад в Живерни, что обеспечило ему домашнюю стабильность, которой он еще не успел насладиться. Дом был расположен недалеко от главной дороги между городами Вернон и Гасни в Живерни. Там был фруктовый сад, небольшой огород и сарай, который одновременно служил мастерской. Дом находился достаточно близко к местным школам, чтобы дети могли его посещать, а окружающий ландшафт предоставлял Моне множество природных зон для этюдов.
Семья работала, ухаживала за садом и судьба Моне начала меняться к лучшему по мере того, как Дюран-Рюэль добивался все большего успеха в продаже своих картин. Сады были величайшим источником вдохновения Моне в течение 40 лет. В 1890 году Моне выкупил этот дом в Живерни, построил оранжерею и вторую студию - просторное здание, хорошо освещенное мансардными окнами.
Клод Моне (1840-1926). Поле маков. 1890-1891 гг. Холст, масло. 56 х 60 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Стога сена. 1888-1889 гг. Холст, масло. 162 х 92 см.
Музей современного искусства Сайтама, Япония.
Клод Моне (1840-1926). Портрет Сюзанны Гошеде с подсолнухами. 1890 г.
Холст, масло. 162 x 107 см. Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Тополя на реке Эпте. 1890-1891 гг.
Холст, масло. 92,4 х 73,7 см. Галерея Тейт, Лондон.
Клод Моне (1840-1926). 1. Руанский собор при утреннем свете. 1893 г. Холст, масло. 106,1х73,9 см. Музей изящных искусств, Бостон, США. 2. Портал Руанского собора в утреннем свете. 1894 г. Холст, масло. 100,3х65,1 см. Центр Гетти, Лос-Анджелес, штат Калифорния.
Клод Моне (1840-1926). 3. Руанский собор (портал и башня Д’Альбана) в полдень. Холст, масло. 100,1х65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 4. Руанский собор при солнечном свете. 1893 г. Холст, масло. 100,6x66 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Клод Моне (1840-1926). 5. Руанский собор, портал. 1894 г. Холст, масло. 92х65 см. Частное собрание.
6. Руанский собор на закате солнца. 1894 г. Холст, масло. 100,2х65,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне в саду перед своим домом в Живерни. Фотография 1920 г.
Клод Моне ежедневно писал инструкции своему садовнику, точные чертежи и схемы расположения насаждений, а также счета за покупки цветов и свою коллекцию книг по ботанике. По мере того, как росло богатство Моне, развивался и его сад. Он оставался его архитектором даже после того, как нанял семерых садовников. Моне приобрел дополнительно еще землю с заливным лугом. Белые водяные лилии, произрастающие во Франции, были посажены вместе с импортными сортами из Южной Америки и Египта, в результате чего получилась целая гамма цветов, включая желтые, голубые и белые лилии, которые с возрастом становились розовыми. В 1902 году он увеличил размер своего водного сада почти на 4000 квадратных метров; пруд был увеличен в 1901 и 1910 годах с помощью мольбертов, установленных повсюду, чтобы можно было запечатлеть различные ракурсы.
Клод Моне (1840-1926). Белые кувшинки. 1899 г. Холст, масло. 89,4 х 92,6 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Дорожка в саду с цветами. 1901-1902 г. Холст, масло. 89 х 92 см.
Частное собрание, США.
Клод Моне (1840-1926). Городок Ветей. 1902 г. Холст, масло. 89,6 х 92,3 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Лестер-сквер ночью. 1901 г. Холст, масло. 80 х 64 см.
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Здание парламента в Лондоне на закате. 1902 г. Холст, масло. 81,6 х 93 см.
Частное собрание.
Клод Моне (1840-1926). Мост Ватерлоо. Эффект тумана (Туман в Лондоне). 1903 г.
Холст, масло. 65 х 100 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (1840-1926). Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента. 1904 г.
Холст, масло. 82 х 92 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Клод Моне в своей студии в Живерни на фоне «Водяных лилий». Фотография 1920-е гг.
Объем работ Моне сократился по мере того, как он стал замкнутым, хотя с 1914 по 1918 год он создал несколько панно для французского правительства, добившись большого финансового успеха, и позже он будет создавать работы для государства. Его работа над «циклом картин» в основном пришлась на период с 1916 по 1921 год. Операция по удалению катаракты была вновь рекомендована, на этот раз Клемансо. Моне, который был встревожен, после неудачных операций Оноре Домье и Мэри Кассат, заявил, что предпочел бы иметь плохое зрение и, возможно, отказаться от живописи, чем отказаться «от чего-то из того, что я люблю». В 1919 году Моне начал серию пейзажных картин «в полную силу», хотя и не был доволен результатом. К октябрю погода вынудила Моне прекратить пленэрную живопись, и в следующем месяце он продал четыре из одиннадцати картин «Водяные лилии», несмотря на свое тогдашнее нежелание отказываться от своей работы. Серия вызвала похвалу у его сверстников; его более поздние работы были хорошо приняты дилерами и коллекционерами, и он получил 200.000 франков от одного коллекционера.
Серия картин Клода Моне «Водяные лилии» 1920-е гг. в Музее Оранжери, Париж.
Клод Моне (1840-1926). Венеция. Гранд-канал. 1908 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Коллекция Давида Нахмада, Швейцария.
Клод Моне (1840-1926). Венеция. Дворец дожей. 1908 г. Холст, масло. 81,3 х 99,1 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Клод Моне (1840-1926). Венеция. Дворец Да Мула Морозини. 1908 г. Холст, масло. 62 х 81 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Клод Моне (1840-1926). Венеция. Палаццо Дарио. 1908 г. Холст, масло. 66,2 х 81,8 см.
Институт искусств Чикаго.
Клод Моне (1840-1926). Водяные лилии. 1908 г. Холст, масло. D=80 см.
Музей искусств Далласа, штат Техас, США.
Клод Моне (1840-1926). Водяные лилии. 1915 г. Холст, масло. 151,4 x 201 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Клод Моне (1840-1926). Пруд с водяными лилиями и плакучая ива. 1916 г. Холст, масло. 140 x 150 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1998 г.
Клод Моне (1840-1926). Японский пешеходный мост, Живерни. 1918-1924 гг. Холст, масло. 88,9 х 94,1 см.
Музей изящных искусств Хьюстона, штат Техас, США.
Клод Моне в Живерни. Фотография 1920-е гг.
Клод Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище Живерни. Моне настоял на том, чтобы мероприятие было простым; таким образом, на церемонии присутствовало всего около пятидесяти человек. На его похоронах Клемансо снял черную ткань, накинутую на гроб, заявив: «Никакого черного для Моне!» и заменил ее тканью с цветочным узором.
Семейное захоронение Клода Моне в Живерни, Франция.
ИСТОЧНИКИ
1.Оскар Рейтерсверд. Клод Моне. Монография. Сокращ. Пер. со швед. Ф.Б. Шаргородской. Предисл. и коммент. А.Г. Барской. Москва, Издательство «Прогресс», 1965 г. - 224 стр., илл. Отпечатано в Финляндии. 2. Клод Моне. Альбом. Сост. и автор предисл. Е.Б. Георгиевская. Издательство «Изобразительное искусство», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, 1973 г. – 28 стр., илл. (Серия «Образ и цвет»).
3.Клод Моне. Альбом. Автор-состав. В.А. Кулаков. Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1989 г. – 176 стр., илл. (Серия «Мастера мирового изобразительного искусства»). 4. Claude Monet (Клод Моне). Картины из музеев Советского Союза. Альбом на франц. языке. Вступ. ст. Н.Н. Калитиной. Коммент. А. Барской и Е. Георгиевской. 3-е изд. Издательство «Аврора», Ленинград, 1990 г. – 132 стр., илл.
5. Мишель де Декер. Клод Моне. Пер. с франц. Е.В. Головиной. Предисл.
Е.А. Расторгуева. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2007 г. 320 стр., 16 л. илл.
(«Жизнь замечательных людей». Серия биографий. Выпуск 1034).