УНОВИС. Витебск, июнь 1922 г. Сидят (слева направо): Михаил ВЕКСЛЕР, Вера Ермолаева, Илья Чашник,
Лазарь Хидекель. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир МАЛЕВИЧ, Ефим Рояк, Анна Каган,
Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил.
Михаил Соломонович Векслер (1898-1976) – русский советский график, плакатист, художник кино. Брат художника Абрама Векслера. Участвовал в авангардистском движении в 1920-е гг. Учился в 1918-1922 гг. в Витебском народном художественном училище - Витебском художественно-практическом институте у Ю.М. Пэна, Марка Шагала, затем у Казимира Малевича. Член объединения УНОВИС. Испытал влияние супрематизма, увлекался идеями конструктивизма. Закончил институт с дипломом художник-конструктивист (1922). Автор ряда киноплакатов к фильмам производства киностудии «Ленфильм» с середины 1920-х по конец 1950-х гг. Был одним из зачинателей в Ленинграде световой плакатно-конструктивной рекламы с электрической строкой.
Михаил Соломонович Векслер в молодые годы.
Михаил Соломонович (Монаш Шлёмович) Векслер родился 6 (18 апреля по новому стилю) 1898 года в Витебске, Российская империя. Отец Соломон - столяр-краснодеревщик был женат два раза. Вторую жену звали Ента-Броха. От обеих жен было по сыну. Младший Абрам (1905-1974) впоследствии стал художником-постановщиком кино. Отец рано умер и обе его жены стали жить вместе, помогая друг другу растить детей. Кроме того, Векслеры сдавали в аренду жильё. Михаил в школе не учился по материальным обстоятельствам, учился на дому бесплатно у студентов, и с 9-10 лет уже помогал в работе отцу. С 12 лет стал учеником приказчика в москательной лавке. Рисованию Михаил вначале учился в витебской малярно-живописной мастерской вывесок в 1913-1916 гг. С 18 лет Векслер в 1916-1918 гг. служил рядовым в армии в 122 пехотном полку в г. Осташков Тверской губернии, где привлекался к художественным работам.
Мастерская Марка Шагала. Витебск, 1919 г. Слева направо сидят: Лазарь Хидекель, Марк ШАГАЛ,
Михаил Кунин, Илья Чашник, Хаим Зельдин. На полу сидит Лев Зевин. Стоят: Михаил ВЕКСЛЕР,
Лев Циперсон.
После Февральской революции 1917 г. М. Векслер прослужил еще 7—8 месяцев в армии Керенского художником. После демобилизации в 1918 году работал в Витебске в малярной артели, именовавшейся «Секция при всероссийском профессиональном союзе строительных рабочих». В декабре 1918 г. Векслер вошел в образованную Марком Шагалом коммунальную декоративную мастерскую Витебского Губнаробраза и вскоре стал заниматься в Витебском народном художественном училище - Витебском художественно-практическом институте (ВХПИ) у Ю.М. Пэна, Марка Шагала и Казимира Малевича. Принимал участие в оформлении города к годовщинам революционных праздников в 1918 г. под руководством Шагала, в 1919 - под началом Малевича и Эль Лисицкого. Член объединения УНОВИС. Учился вместе с И.Г. Чашником, Е.М. Магарил, Л.А. Юдиным, Н.М. Суетиным, Л.М. Хидекелем, Г.И. Носковым, Н.О. Коган и другими. Староста мастерской футуризма. Сохранилась его ученическая работа «Звенящий будильник» с припиской «№3. Супрематизм» (1922), динамикой напоминающая о пластическом языке футуризма.
Михаил Векслер (1898-1976). Звенящий будильник (Супрематизм №3). 1922 г. Бумага, графитный карандаш.
24 х 34,4 см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
В 1919 году Михаил Векслер участвовал в 1-й государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске. На 2-й отчетной выставке учащихся работы М. Векслера были отмечены в числе лучших и премированы. С осени 1921 г. Векслер был избран уполномоченным исполкома учащихся и руководил институтской малярной мастерской; подрабатывал преподавателем рисования при детском доме имени Октябрьской революции (осень 1921- весна 1922). В мае 1922 г. получил диплом ВХПИ по специальности «художник-конструктивист». С лета 1922 г. жил в Петрограде-Ленинграде, куда переехал с группой соучеников по ВХПИ. Поступил на общий курс ВХУТЕМАСа, совмещал учёбу с работой в плакатно-вывесочных мастерских артелей «Успех», «Октябрь» (при одноимённом кинотеатре) до июня 1923 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Композиция с бутылкой. 1920 г.
Бумага, акварель, цветные карандаши, коллаж. 21,5 x 13,5 см.
Частное собрание.
Михаил Векслер (1898-1976). Футуристический коллаж. Маяковский. 1920-е гг.
Картон, фотография, смешанная техника. Аукцион Arcadja.com.
Михаил Векслер (1898-1976). Футуристический коллаж. Маяковский. 1920-е гг.
Картон, фотография, смешанная техника. Аукцион Arcadja.com.
К.C. Малевич и студенты УНОВИСа перед отъездом в Москву на 1-ю Всероссийскую конференцию
учащихся и учащих искусству. Фотография 5 июня 1920 года.
Следующий период - до конца 1920-х гг., связанный главным образом с Декоративным институтом, - наиболее плодотворный и яркий этап творчества Векслера. В 1923-1926 гг. работал там как научный сотрудник, член (с 1924) Художественного совета, заведующий мастерской торгово-промышленного плаката (создана в 1923), заведующий единой плакатной мастерской (после объединения с мастерской агитационного плаката в 1925). Мастерская Векслера сочетала исследовательскую работу с производственной деятельностью «на основании получаемых заказов», являясь основной материальной базой для развития института.
Михаил Векслер (1898-1976). Эскиз плаката Декоративного института. 1924 г. Фанера, темпера, аппликация.
72,5 x 104 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Векслер подготовил теоретические тезисы о сущности торгово-промышленного плаката и два доклада - «Буквенный плакат» и «Пропорция букв и шрифт». Его особо привлекали пластические поиски в области динамики абстрактной композиции («Динамику считаю пока единственным средством воздействия на зрителя»). «Буква сама по себе, как элемент плакатной конструкции» становилась динамичной геометризированной единицей беспредметной композиции. Серьёзно занимался декоративным шрифтом, текстовыми плакатами. Формообразование супрематизма проявилось в векслеровских плакатах. Каждую букву он стремился привести к простейшей геометрической фигуре - треугольнику, квадрату, кругу.
Михаил Векслер (1898-1976). Без названия (Абстрактная композиция 1). 1920-е гг.
Бумага, черный, красный и синий пастельные мелки, графитный карандаш. 18,4 х 13,6 см.
Аукционный лом «ЛитФонд», Москва, 29 января 2019 г.
Пять рисунков Михаила Векслера нарисованы им на чистой стороне листов 4, 10, 12, 16 и 17 сборника А. Крученых и В. Хлебникова «Игра в аду». С-Петербург, Литография «Свет», 1914 г. 2-е доп. издание. Обложка и 3 рисунка Казимира Малевича, остальные рисунки Ольги Розановой.
А. Крученых и В. Хлебников «Игра в аду». С-Петербург, Литография «Свет», 1914 г.
2-е доп. издание. Стр. 2.
Михаил Векслер (1898-1976). Без названия (Абстрактная композиция 2). 1920-е гг.
Бумага, черный, красный и синий пастельные мелки, графитный карандаш. 18,4 х 13,6 см.
Аукционный лом «ЛитФонд», Москва, 29 января 2019 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Без названия (Абстрактная композиция 3). 1920-е гг.
Бумага, черный, красный и синий пастельные мелки, графитный карандаш. 18,4 х 13,6 см.
Аукционный лом «ЛитФонд», Москва, 29 января 2019 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Без названия (Абстрактная композиция 4). 1920-е гг.
Бумага, черный, красный и синий пастельные мелки, графитный карандаш. 18,4 х 13,6 см.
Аукционный лом «ЛитФонд», Москва, 29 января 2019 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Без названия (Абстрактная композиция 5). 1920-е гг.
Бумага, черный, красный и синий пастельные мелки, графитный карандаш. 18,4 х 13,6 см.
Аукционный лом «ЛитФонд», Москва, 29 января 2019 г.
Занятия в мастерских УНОВИСа. Витебск, 1921-1922 гг. Справа налево: И.И. Червинко (у мольберта),
склонившись над мольбертом: Г.И. Носков (?), Михаил ВЕКСЛЕР и Н.М. Фейгельсон, над ними - Е.М. Рояк,
сидит - Н.М. Суетин, за столом - Н.О. Коган, В.М. Ермолаева, Л.А. Юдин, у доски стоит К.С. МАЛЕВИЧ,
рядом - Л.М. Хидекель и И.Г. Чашник.
В русле пластических поисков конструктивизма исследовал возможность применения в плоскостной и объёмной рекламе различных фактур и материалов (присыпок, железа, дерева, красок и лаков). В художественном решении важной составляющей Векслер считал «появление неожиданностей, отсутствие логики». Его теоретические трактаты характерны для того времени в ключевых аспектах - таких как развитие беспредметного искусства, конструктивный подход к предмету, теоретические обобщения в области актуального вида прикладной графики - плаката. «Художникам Декоративного института удалось путём конструктивных комбинаций в построении, размещении и окраске создать новый вид крепкого, броского и запечатлеваемого плакатного шрифта, неразрывно увязанного со всей композицией, среди работников института надо отметить Школьника, Н. Альтмана, Френца, Векслера и др. Их лабораторные опыты являются основоположниками советской театральной рекламы» (В.Охочинский.с.200-201 ).
Михаил Векслер (1898-1976). Рекламный плакат к фильму «Красные партизаны». Режиссер Вячеслав Висковский.
В ролях: Николай Симонов, Валерий Соловцов, Елена Волынцева и др. Производство Севзапкино, 1924 г.
Холст, клеевая краска, смешанная техника. 107 х 107 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Векслер (1898-1976). Рекламный плакат к фильму «Красные партизаны».
Режиссер Вячеслав Висковский. Производство Севзапкино, 1924 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Рекламный плакат завода ПРЭН. 1924 г. Холст, клеевая краска,
смешанная техника. 107,5x107,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Векслер (1898-1976). Эскиз плаката «Курорт Новый Петергоф». 1924 г.
Холст, гуашь. 107 х 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Бюро фракции коммунистов в Витебском художественном училище. Слева направо: Исаак Бескин,
Лев Зевин, Лев Циперсон, Михаил Кунин, Эфраим Волхонский, Георгий Носков (?), Михаил ВЕКСЛЕР.
Фотография 1921 г.
На Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) Декоративный институт в разделе «Искусство улицы» получил золотую медаль. Для этой выставки Векслер исполнил
плакат института (фанера, темпера, аппликация. ГРМ) и три рекламных панно - «Курорт» (Холст, гуашь. ГРМ), «ПРЭН», «Красные партизаны». Векслер вынашивал планы монополизации кинорекламы в Ленинграде под эгидой института путём слияния с мастерской «Севзапкино» (не осуществлено). С 1926 по 1940 Векслер – заведующий плакатной мастерской рекламного бюро «Севзапкино» (Совкино, Ленинградкино, Ленкино, Управления кинофикации); с ним в «Севзапкино» перешли и некоторые его сотрудники по мастерской Декоративного института.
Михаил Векслер (1898-1976). Рекламный буклет «Почтово-посылочное бюро – Снабжение». Прейскурант.
Москва, 1925 г. - 16 стр., ил.; 23х15 см.
Михаил Векслер (1898-1976). Пляжная вечеринка (The Beach Party). Холст, масло.
Аукцион Arcadja.com.
Михаил Векслер (1898-1976). Танцы (The Dance). Холст, масло. Аукцион Arcadja.com.
В 1929 году М. Векслер пробовал возглавить художественную мастерскую Рекламного треста (б. Бюро реклам Откомхоза) с целью дальнейшей монополизации рекламного дела в Ленинграде (не осуществлено). Во второй половине 1920-х Векслер работал над киноплакатом и кинорекламой - плоскостной и объёмной, комбинированной, в том числе электросветовой. Создал множество плакатов и реклам для фильмов в стилистике супрематизма. Занимался объемной уличной рекламой (растяжки, стенды, надписи на транспорте). Был одним из основателей световой плакатно-конструктивной рекламы с бегущей электрической строкой. Проектировал интерьеры, работал в области промграфики.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Декабристы». Режиссер Александр Ивановский.
В ролях: Владимир Максимов, Варвара Анненкова, Евгений Воронихин и др.
Производство Ленинградкино, 1926 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Шинель» по повести Н.В. Гоголя. Сценарий Юрия Тынянова. Режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. В ролях: Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Алексей Каплер, Сергей Мартинсон и др. Производство Ленинградкино, 1926 г. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва.
Михаил Векслер (1898-1976) совм. с Николаем Седовым. Киноплакат к фильму «Волжские бунтари». Режиссер Павел Петров-Бытов. В ролях: Сергей Галич, Тамара Годлевская, Петр Кириллов и др. Производство Ленинградкино, 1926 г.
Михаил Векслер (1898-1976) совм. с Николаем Седовым. Киноплакат к фильму
«Волжские бунтари». 1926 г.
К лучшим произведениям Михаила Векслера относятся киноплакаты «Соперники» и «Дети бури» (1926), экспонировавшиеся на юбилейной выставке театрально-декорационного искусства (1927); «Художники РСФСР за 15 лет» (1933. Москва). Среди других киноплакатов - «Декабристы» (1926), «Волжские бунтари» (1926, совместно c Н.А.Седовым), «Шинель» (1926, совместно с Седовым). Работая в соавторстве с Седовым, Векслер, очевидно, специализировался на шрифтах.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Соперники». 1926 г. Режиссер Сергей Шишко. В ролях: Николай Лебедев, Валентина Баранова, Александра Чижевская, Иван Ходолеев, Константин Хохлов и др. Производство «Ленинградкино», 1926 г. Хромолитография. 69 х 106,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Дети бури». Режиссеры Фридрих Эрмлер и Эдуард Иогансон. В ролях: Мили Таут-Корсо, Сергей Глаголин, Валерий Соловцев, Вероника Бужинская, Яков Гудкин и др. Производство «Ленинградкино», 1926 г. Хромолитография. 70,7 х 108 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Дети бури».
Режиссер Фридрих Эрмлер и Эдуард Иогансон. 1926 г.
В 1930-е гг. и в дальнейшем Михаил Векслер продолжал работать в киноплакате, его работы характерны для подобной изопродукции того времени - они иллюстративны, выполнены в довольно реалистической манере. Среди них - «Петербургская ночь» (1934); «Совершеннолетие» (1935, варианты), «Золотые огни» (1935), «Девушка спешит на свиданье» (1936), «Без вины виноватые» (1945) и другие. Также занимался временной уличной плакатно-конструктивной рекламой, работал с электрической «бегущей строкой». В 1940-1941 гг. Михаил Векслер - художник-консультант Главкинопроката.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Петербургская ночь» по мотивам повестей Ф.М. Достоевского. Режиссеры Григорий Рошаль и Вера Строева. В ролях: Любовь Орлова Борис Добронравов, Ксения Тарасова и др. Производство Москинокомбинат, 1934 г. Фильм был показан на 2-м международном Венецианском кинофестивале. Дебют в кино актрисы Любови Орловой - будущей звезды советского кино.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Петербургская ночь» по мотивам повестей
Ф.М. Достоевского. 1934 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Восстание рыбаков» по повести Анны Зегерс. Режиссеры Эрвин Пискатор (Германия) и Михаил До́ллер. В ролях: Алексей Дикий, Эмма Цесарская, Николай Ливанов, Сергей Мартинсон и др. Производство Межрабпомфильм, 1934 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Золотые огни». Режиссеры Борис Бродянский и Владимир
Корш-Саблин. В ролях: Олег Жаков, Роза Свердлова, Анатолий Кузнецов и др. Производство Белгоскино, 1935 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Совершеннолетие». Режиссер Борис Шрейбер. В ролях: Ефим Альтус, Ольга Беюл, Антонина Брянцева, Раиса Есипова, Исай Зонне, Павел Кадочников и др. Производство Белгоскино, 1935 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Девушка спешит на свидание». Режиссер Сергей Сиделёв.
В ролях: Михаил Ростовцев, Борис Петкер, Мария Барабанова и др. Производство Белгоскино, 1936 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Девушка спешит на свидание».
Режиссер Сергей Сиделёв. 1936 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Кавказ. Сухуми. 1939 г. Холст, масло. Галерея АртПанорама, Москва.
Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 гг. Михаил Векслер работал лаборантом и преподавателем кафедры маскировки в Высшем инженерно-техническом училище Военно-морского флота в эвакуации в Ярославле.
С 1944 и до середины 1961 - художественный руководитель мастерских и главный худож-ник декорационно-буфаторского цеха (с 1949) Ленинградского театрально-производственного комбината.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Без вины виноватые» по одноименной комедии А.Н. Островского. Режиссер Владимир Петров. В ролях: Алла Тарасова, Виктор Станицын, Павел Массальский, Владимир Дружников и др. Производство «Мосфильм», 1945 г.
Точно не знаю, какого именно киноплаката «Без вины виноватые», из четырех найденных в сети, Михаил Векслер являтся оригинальным автором. Так называемые «блохеры» выставляют свои картинки без указания имени художника и при этом самодовольно радуются. Поэтому привожу все четыре.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Без вины виноватые»
по одноименной комедии А.Н. Островского. Режиссер Владимир Петров. 1945 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Без вины виноватые»
по одноименной комедии А.Н. Островского. Режиссер Владимир Петров. 1945 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Без вины виноватые»
по одноименной комедии А.Н. Островского. Режиссер Владимир Петров.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Александр Попов». Режиссеры Герберт Раппапорт и Виктор Эйсымонт. В ролях: Николай Черкасов, Ксения Благовещенская, Бруно Фрейндлих, Ефим Копелян и др. Производство «Ленфильм», 1949 г.
Михаил Векслер (1898-1976). Киноплакат к фильму «Александр Попов». Режиссеры Герберт Раппапорт и Виктор Эйсымонт. 1949 г. Съемочная группа в 1951 году была удостоена Сталинской премия II степени.
Михаил Соломонович Векслер умер 24 июня 1976 года в Ленинграде в возрасте 78 лет. Женой Михаила Соломоновича была Александра Векслер, у них осталось двое детей – дочери Нина и Бася.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, стр. 149-151, 176.
В круге Малевича. Соратники. Ученики Последователи в России 1920 – 1950.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Palace Editions. 2000 г. -
360 стр., илл. Стр. 32, 40-41.