ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ, ЧАСТЬ XIX – ХУДОЖНИК ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР / PIERRE-AUGUSTE RENOIR (1841-1919)17-03-2023 20:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Пьер Огюст Ренуар. Фотография 1875 г.
В наши дни существует тенденция считать Пьера-Огюста Ренуара (1841–1919) одним не самым истинным французским импрессионистом, как будто он каким-то образом отказался от движения и ушел писать только портреты и пышногрудых обнаженных красоток. Как основной импрессионист с величайшими изобразительными способностями, его работы охватывают многие жанры, но при этом слишком часто забывают, насколько центральным он был в развитии импрессионистской пейзажной живописи. Ренуар – постоянный участник многих выставок импрессионистов. В то же время Ренуар направлял свои картины в академический парижский Салон, где ему отказали четыре раза и десять раз приняли участвовать.
Пьер-Огюст Ренуар в молодости.
Пьер-Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir) родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, Верхняя Вьенна, к западу от центра Франции. Его отец Леонар Ренуар был скромным портным, и семья вскоре переехала искать счастья в Париж, когда Огюст был еще малышом. В детстве он рано проявил способности к рисованию и пению, а музыке обучался у композитора Шарля Гуно. Расположение их дома на улице д'Аржантей в центре Парижа позволило Ренуару находиться недалеко от Лувра.
Переезд Ренуаров не принес ожидаемого изменения состояния, поэтому в возрасте 13 лет юный Огюст начал свое обучение на фарфоровом заводе. Там его способности к рисованию были признаны, и он начал готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако учеба была прервана, когда фабрика перешла от ручной росписи к механическим процессам. Некоторое время Ренуар занимался декоративной росписью вееров и гобеленов.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет матери художника. 1860 г.
Холст, масло. 45 х 38 см. Частное собрание.
Одна из самых ранних сохранившихся картин Ренуара «Портрет матери художника» 1860 года, заявляет о его намерениях в фигуративной живописи. Его матери Маргарите в то время было 53 года, и художник уже демонстрирует свое мастерство в моделировании черт лица пожилой швеи.
Огюст Ренуар (1841-1919). Возвращение гребцов (Возвращение с лодочной вечеринки). 1862 г.
Холст, масло. 50,8 x 61 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет мадемуазель Ромен Ланко. 1864 г.
Холст, масло. 81,3 x 65 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет мадемуазель Сико. 1865 г.
Холст, масло. 116 x 89,5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Поляна в лесу. 1865г. Холст, масло. 57,2 x 82,6 см.
Детройтский институт искусств, штат Мичиган, США.
«Поляна в лесу» (1865) - первая существенная сохранившаяся пейзажная картина Ренуара, на которую сильно повлиял Камиль Коро. Ренуар использует детализированный реалистичный стиль в этом изображении поляны посреди массивных каштанов. Считается, что пейзаж находился недалеко от небольшой деревни Ла-Сель-Сен-Клу к западу от Парижа, недалеко от Буживаля. Вполне вероятно, что Ренуар рисовал там в компании с Альфредом Сислеем, который сделал два вида этого же места.
Огюст Ренуар (1841-1919). Молодой человек с собаками на прогулке в лесу Фонтенбло.
1866 г. Холст, масло. 106 x 80 см. Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
Огюст Ренуар (1841-1919). Лиза в соломенной шляпе. 1866 г.
Холст, масло. 47 x 38,4 см. Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Лиза Трео (фр. Lise Tréhot, 1848-1922) - французская натурщица, позировавшая Ренуару с 1866 по 1872 год, во время его раннего салонного периода в творчестве. Она была запечатлена более чем на 20 картинах. Как писал биограф художника А. Перрюшо про эти портреты: «…в них затаенно выразилась любовь художника, других следов которой не сохранило время». По неизвестным причинам Трео перестала позировать Ренуару после 1872 года. Трео вышла замуж за Жоржа Бриера де л’Илz в 1883 году и воспитала четверых детей, которым она завещала две картины Ренуара: «Лиза за шитьём» (1867-68) и «Лиза в белой шали» (1872). Обе они ныне хранятся в Далласском музее искусств.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Клеманс Трео (сестра Лизы). 1866 г.
Холст, масло. 61,1 х 45,6 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Огюст Ренуар (1841-1919). Трактир матушки Антони. 1866 г.
Холст, масло. 194 х 131 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мальчик с кошкой. 1866 г.
Холст, масло. 123,5 х 66 см. Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Диана-охотница (Портрет обнаженной Лизы).
1867 г. Холст, масло. 199,5 х 129,5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Автопортрет. 1876 г. Холст, масло. 73,3 х 57,3 см.
Художественный музей Фогга при Гарвардском университете, Кембридж, США.
В 1860 году Ренуар начал копировать картины в Лувре, что было стандартной практикой для тех, кто стремился стать художником. В следующем году он поступил в академию Шарля Глейра, где позже познакомился с будущими импрессионистами, в том числе с Клодом Моне, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Они оставались рядом, пока Базиль не был убит во время Франко-прусской войны.
В апреле 1862 года, Ренуар поступил в Школу изящных искусств, а два года спустя его первая картина была принята в Салон, хотя только в 1868 году он добился там признания.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Фредерика Базиля за мольбертом. 1867 г.
Холст, масло. 105 x 73,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Лиза Трео с зонтиком. 1867 г.
Холст, масло. 84 х 115,5 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
Зима 1867–1868 годов была настолько холодной, что река Сена в Париже замерзала одиннадцать дней подряд. В конце 1867 года Ренуар и Базиль перенесли свою общую студию в район Батиньоль к западу от Монмартра. Весной у Ренуара появилась работа: заказ на росписи потолка в парижском доме принца Жоржа Бибеско, для которого он начал рисовать акварельные этюды. У него также приняли в Салон портрет своей натурщицы Лизы Трео в полный рост.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мост искусств, Париж. 1867 г. Холст, масло. 60,9 x 100,3 см.
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния, США.
Ренуар написал «Мост искусств в Париже» в апреле 1867 года. На подробном реалистичном пейзаже
с левого берега Сены изображен этот вначале железнодорожный, а потом ставший пешеходным мост.
Огюст Ренуар (1841-1919). Летом (Цыганка). 1868 г. Холст, масло. 85 x 59 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). Лягушатник (La grenouille). 1869 г. Холст, масло. 66,5 x 81 см.
Национальный музей Швеции, Стокгольм.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купание на Сене. 1869 г. Холст, масло. 59 х 80 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Наши искусствоведы датируют этот «лягушатник» Ренуара 1868 годом.
Огюст Ренуар (1841-1919). Лягушатник. 1869 г. Холст, масло. 65,1 x 92 см.
Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.
Летом 1869 года Ренуар жил в доме своих родителей в Лувесьенне, где Писсарро снимали дом. Он посещал семью Клода Моне, которые жили недалеко от Буживаля, и часто рисовал вместе с Клодом. Некоторые из формирующих моментов в импрессионизме, если не в европейском искусстве, произошли в то время, когда Моне и Ренуар посещали популярные купальни на Сене, известные как «Лягушатник».
Тем летом Ренуар нарисовал как минимум три разных вида «Лягушатника». Версия (см. выше), наиболее похожая на версию Клода Моне, находится в коллекции Оскара Рейнхарта в Швейцарии. Первоначально задуманные как наброски на пленэре, подготавливающие более законченные картины для представления в Салон в следующем году, эти блестящие мерцающие изображения, созданные из многоцветных мазков, стали определяющими импрессионистский стиль.
Огюст Ренуар (1841-1919). Женщина с птицей. 1871 г. Холст, масло. 92,1 х 65,1 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Клоун. 1868 г. Холст, масло. 193,5 x 130 см.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
Некоторые из импрессионистов были очарованы цирковыми номерами: например «Мисс Лала в цирке Фернандо» (1879) Эдгара Дега. Интерес Ренуара к цирку предшествовал этому на 10 лет раньше, когда на арене появился «Клоун» в 1868 года.
Огюст Ренуар (1841-1919). Нимфа у источника. 1869-1870 гг. Холст, масло. 66,5 х 124 см.
Национальная галерея, Лондон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купальщица с грифоном (Лиза на берегу Сены). 1870 г.
Холст, масло. 184 х 115 см. Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
Огюст Ренуар (1841-1919). Обнаженная. 1872 г. Холст, масло. 37,5 х 25,4 см.
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Парижанки в алжирских костюмах (Гарем). 1872 г.
Холст, масло. 156 x 128,8 см. Национальный музей западного искусства, Токио.
Огюст Ренуар (1841-1919). Одалиска. 1870 г. Холст, масло. 69,2 х 122,6 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Ренуар продолжал пользоваться скромным успехом в Салоне. В 1870 году у него были приняты две картины: «Пейзаж с женщинами» и « Одалиска» (1870), для которых позировала Лиза Трео. Возможно, сюжеты были вдохновлены восточными картинами Делакруа.
Огюст Ренуар (1841-1919). Клод Моне с трубкой. 1872 г. Холст, масло. 65 х 50 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Огюст Ренуар в своем ателье в Париже. Фотография 1892 г.
После начала Франко-прусской войны все импрессионисты были разбросаны в разные стороны. Ренуар сначала укрывался на юге Парижа, но в августе был призван служить в армию. Службу он проходил в кирасирском полку, где научился уверенно держаться в седле, хотя до этого не имел дела с лошадьми. В январе 1871 года он тяжело заболел дизентерией и не мог вернуться в свой полк до конца войны. Фредерик Базиль трагически погиб в бою, Сислей оказался запертым в ловушке в Париже, а Писсарро и Моне бежали в Лондон.
Летом 1871 года Ренуар завершил расписные потолки для принца Жоржа Бибеско, которые были заказаны еще в 1868 году. Затем, в начале 1872 года, он и Сислей вместе работали на берегах Сены.
Огюст Ренуар (1841-1919). Новый мост (Le Pont Neuf). 1872 г. Холст, масло. 75,3 x 93,7 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Ренуар написал несколько прекрасных видов Парижа после поражения Коммуны в 1871 году, когда он вернулся к нормальной жизни. «Новый мост» 1872 года является хорошим примером, который во многих отношениях похож на взгляд Моне на тот же мотив и, возможно, является более ярким предшественником Писсарро в его поздних пейзажах. Считается, что для этого Ренуар использовал точку обзора на первом этаже виноторговца и смотрел через Сену на Иль-де-ла-Сите.
Огюст Ренуар (1841-1919). Пруд с утками (Утиный пруд). 1873 г. Холст, масло. 50,2 x 61 см.
Художественный музей Далласа, штат Техас, США.
Весной 1873 года Ренуар писал в компании с Альфредом Сислеем и с Клодом Моне летом. Одним из результатов совместной работы с Моне был этот очень хроматический пейзаж «Пруд с утками» (1873 г.) на ферме недалеко от Аржантея.
Огюст Ренуар (1841-1919). Прогулка в Булонском лесу. 1873 г. Холст, масло. 261 х 226 см.
Кунстхалле Гамбурга, Германия.
Огюст Ренуар и Стефан Малларме. Фотография 1895 г.
В конце 1873 года импрессионисты сформировали в мастерской Ренуара «Общество анонимных художников» (Société Anonyme des Artistes), группу, которая провела свою первую выставку в следующем году, названную Первой выставкой импрессионистов.
Огюст Ренуар (1841-1919). После ванны. 1873-1875 гг. Холст, масло. 82 x 66,5 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Танцовщица. 1874 г. Холст, масло. 142,5 x 94,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Вскоре после того, как Дега начал рисовать танцовщиц и сцены из балета, Ренуар написал свою «Танцовщицу» (1874), но он не преследовал эту тему так упорно, как Дега. Это была одна из семи картин, показанных Ренуаром на Первой выставке импрессионистов в 1874 году (каталог №№ 141-147):
Танцовщица (см. выше),
Ложа (см. ниже),
Парижанка,
Жнецы,
Цветы,
Эскиз (пастель),
Голова женщины.
Огюст Ренуар (1841-1919). Ложа. 1874 г. Холст, масло. 127 х 92 см.
Институт искусств Чикаго.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет коллекционера и мецената Виктора Шоке
(1821-1891). 1875 г. Холст, масло. 53 x 43,5 см. Художественный музей Фогга,
Гарвардский университет, Кембридж, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Клода Моне. 1875 г. Холст, масло. 85 х 60 см.
Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Сена в Шату. 1874 г. Холст, масло. 50,8 x 63,5 см.
Художественный музей Далласа, штат Техас, США.
Летом 1874 года Ренуар посетил Аржантёй, где рисовал в компании с Моне и Манэ. «Сена в Шату» (1874) - одна из его наиболее энергичных работ, с водной поверхностью, похожей на те, что были написаны тогда Сислеем.
Огюст Ренуар (1841-1919). Ялик. 1875 г. Холст, масло. 71 x 92 см. Национальная галерея, Лондон.
«Ялик» Ренуара 1875 года - одна из нескольких картин, посвященных водным видам спорта,
которые Ренуар написал в этот период.
Огюст Ренуар (1841-1919). Большие бульвары. 1875 г. Холст, масло. 52,1 x 63,5 см Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Весной 1875 года Ренуар снова писал городские пейзажи. Среди них был один из его самых атмосферных, показывающий широкие улицы нового Парижа на Больших бульварах, усаженные деревьями. На нем показан район возле вокзала Сен-Лазар и Оперы с деревьями со свежей листвой.
Огюст Ренуар (1841-1919). Женщина за фортепиано. 1875 г.
Холст, масло. 93 х 73,5 см. Институт искусств Чикаго.
Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1890-е гг.
К началу 1876 года Пьер-Огюст Ренуар вместе с Моне, Сислеем и другими художниками заложил основы стиля импрессионизма, и его картины начали привлекать коллекционеров. Но самое главное, заказы на портреты начали оплачивать по по счетам.
Весной 1876 года Ренуар вместе со своими коллегами снова выставился на Второй выставке импрессионистов с 15 картинами маслом и пастелью. В основном это были жанровые картины и портреты.
Огюст Ренуар (1841-1919). Прогулка. 1875-1876 гг.
Холст, масло. 170,2 х 108,3 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мадам Анрио в роли травести. 1875-1877 гг.
Холст, масло. 161,3 х 104,8 см. Музей искусства Колумбуса, штат Огайо, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Девушка, читающая книгу. 1876 г. Холст, масло. 45 x 37 см.
Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Дама в черном. 1876 г. Холст, масло. 55 х 55,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кстати, в российских музеях в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится 11 картин маслом Ренуара
и 3 графических работы из дореволюционных собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.
Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1900-е гг.
Поздней весной 1876 года Ренуар делал различные этюды и наброски возле своего нового арендованного дома и мастерской на Монмартре. Затем в мае он переработал их в один из своих импрессионистских шедевров «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Картина была выставлена на Третьей выставке импрессионистов и стала одной из канонических европейских картин конца XIX века. Затем Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. С 1863 по 1890 год Ренуар направлял свои картины в академический парижский Салон, где ему отказали четыре раза и десять раз приняли.
Огюст Ренуар (1841-1919). Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г. Холст, масло. 131 x 175 см.
Музей Орсэ, Париж.
Есть две версии этой картины: считается, что этот большой холст был написан в мастерской Ренуара по меньшему эскизу, который он сделал перед мотивом. Последняя картина сейчас, к сожалению, находится в частном собрании.
Огюст Ренуар (1841-1919). В саду. Под деревьями Мулен де ла Галетт. 1876 г.
Холст, масло. 81 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Огюст Ренуар (1841-1919). В театре. Первый выезд. 1876-1877 гг.
Холст, масло. 65 x 49,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Выход из консерватории. 1877 г.
Холст, масло. 187,5 х 117,5 см. Фонд Барнса, Филадельфия,
штат Пенсильвания, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Обнажённая. 1876 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Огюст Ренуар (1841-1919). Обнаженная. Эффект солнца. 1876 г.
Холст, масло. 81 х 65 см. Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.
Холст, масло. 56 х 46,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет актрисы Жанны Самари (в рост). 1878 г.
Холст, масло. 173 х 103 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мадам Шарпантье и ее дети. 1878 г. Холст, масло. 153,7 x 190,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). После завтрака. 1879 г. Холст, масло. 101 х 81 см.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Германия.
Огюст Ренуар (1841-1919). Акробаты в цирке Фернандо (Франциска и Анджелина Вартенберг).
1879 г. Холст, масло. 131,5 x 99,5 см. Институт искусств Чикаго.
Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1912 г.
К 1880-м годам портреты Ренуара приносили достаточный доход, чтобы финансировать его поездку в Алжир. Хотя его успех не был постоянным, и в 1887 году его новый, более классический стиль потерпел неудачу, но в 1890-х годах он вернулся к старому, когда писал пейзажи вместе с Полем Сезанном в Экс-ан-Провансе.
Огюст Ренуар (1841-1919). Гребцы в Шату. 1879 г. Холст, масло. 81,2 х 100,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Завтрак гребцов. 1880-1881 гг. Холст, масло. 130,2 x 175,6 см.
Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Летом 1880 года Ренуар начал работу над другим своим шедевром, который он завершил только в следующем году: «Завтрак гребцов» (1880-1881), еще одна сложная группа фигур. Групповой портрет гребцов «заседал» на острове Иль-де-Шату в ресторане Фурнез и финансировался портретируемыми. Среди моделей - его партнерша, а затем жена Алина Шариго (слева на первом плане, с собакой-аффенпинчером), актриса Жанна Самари (вверху справа) и коллега-художник Гюстав Кайботт (сидит, внизу справа). Эта работа была выставлена на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году, где получила высокую оценку нескольких критиков.
Огюст Ренуар (1841-1919). Девушки в черном. 1880-1882 гг. Холст, масло. 81,3 х 65,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Огюст Ренуар (1841-1919). Две сестры (На террасе). 1881 г. Холст, масло. 100,5 х 81 см.
Институт искусств Чикаго.
Огюст Ренуар (1841-1919). Двушка с веером. 1881 г. Холст, масло. 65 х 50 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мечеть в Алжире. 1881 г. Холст, масло. 73 x 92 см. Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Дворец дожей, Венеция. 1881 г. Холст, масло. 54,5 x 65 см.
Художественный институт Кларка, Уильямстаун, Массачусетс.
Огюст Ренуар (1841-1919). Мост в Аржантее осенью. 1882 г. Холст, масло. 54,3 x 65,8 см.
Частное собрание.
Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1916 г.
«Зонтики» Ренуара, написанные примерно в 1881-1886 гг., заполнены не только людьми, но и их зонтиками. Местами они настолько прижаты друг к другу, что более высокие пешеходы поднимают их высоко, чтобы не наткнуться на других. Вместе они образуют темно-сине-серую полосу между людьми внизу и серым небом вверху.
В 1886 году Ренуар выставил 8 картин в Салоне в Брюсселе, после чего 32 картины были показаны в Нью-Йорке и принесли хорошие продажи.
Огюст Ренуар (1841-1919). Зонтики. 1881-1886 гг. Холст, масло. 180,3 x 114,9 см.
Национальная галерея, Лондон.
Огюст Ренуар (1841-1919). 1. Танец в деревне. 1883 гг. Холст, масло. 180х90 см. Музей Орсэ, Париж. 2. Танец в городе (Сюзанна Валадон и Поль Лот). 1883 гг. Холст, масло. 180х90 см. Музей Орсэ, Париж. 3. Танец в Буживале. 1883 гг. Холст, масло. 181,9 х 98,1 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.
К танцевальной тематике Ренуар обращался и ранее - как, например, в известной картине «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), где было изображено множество танцующих пар. В 1883 году Ренуар написал три картины, где он персонифицировал сюжет и концентрировался на одной танцующей паре, выписывая её во всех подробностях — «Танец в городе», «Танец в Буживале» и «Танец в деревне». Изображенная на картине «Танец в городе» женщина - Сюзанна Валадон, в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей, а позирующим мужчиной был Поль Лот - близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель. Сюзанна Валадон и (предположительно) Поль Лот также позировали для картины «Танец в Буживале».
Огюст Ренуар (1841-1919). Дети на берегу моря, Гернси. 1883 г. Холст, масло. 91,4 см х 66,4 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Детский полдень в Варгемоне. 1884 г.
Холст, масло. 127 x 173 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). На берегу моря. 1883 г. Холст, масло. 92,1 x 72,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Шитье Мари-Терез Дюран-Рюэль за шитьем. 1882 г.
Холст, масло. 64,8 х 53,8 см. Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк,
Уильямстаун, штат Массачусетс.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Алины Шариго (1859-1915), жены художника.
1885 г. Холст, масло. 65,4 х 53,9 см. Художественный музей Филадельфии,
штат Пенсильвания, США.
Начало 1880-х годов было временем больших перемен для Пьера-Огюста Ренуара. У него и его партнерши и любимой модели Алины Шариго родился первый ребенок в 1885 году, и он работал над тем, чтобы сделать шедевром «Большие купальщицы», в которых он представил новый стиль, основанный на его исследованиях старых мастеров в Италии. К сожалению, эта затея провалилась, и когда он завершил их в 1887 году, у него начались приступы депрессии.
Огюст Ренуар (1841-1919). Большие купальщицы. 1884-1887 гг. Холст, масло. 117,9 x 170,9 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Обнаженная женщина на фоне пейзажа. 1883 г.
Холст, масло. 65 х 54 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Жюли Манэ (Ребенок с кошкой). 1887 г.
Холст, масло. 65 x 54 см. Музей Орсэ, Париж.
На портрете Ренуара Жюли Манэ, также известном как «Ребенок с кошкой» 1887 года, изображена дочь Берты Моризо и Эжена Манэ (брата Эдуарда Манэ), родившаяся в 1878 году, то есть ей в то время было около 10 лет. Жюли сама стала художницей и написала откровенный рассказ о художниках той эпохи в книге «Взросление с импрессионистами».
Огюст Ренуар (1841-1919). В Люксембургском саду. 1887 г. Холст, масло. 64 x 53 см.
Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет дочерей Катюлла Мендеса за пианино. 1888 г.
Холст, масло. 129,9 х 61,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар, жена Алина и сын Клод (Коко). Фотография 1912 г.
В конце 1888 года здоровье Ренуара начало давать повод для беспокойства: он перенес свой первый тяжелый приступ ревматоидного артрита, который будет его беспокоить всю оставшуюся жизнь, и эпизод лицевого паралича, который особенно беспокоил его, хотя ему было только 47 лет. Из-за этого он провел большую часть зимы 1889 года с семьей жены в городке Эссуа.
В следующем году Ренуар снова посетил Сезанна в Эксе и, похоже, несколько дней рисовал вместе с ним.
В 1890 году Ренуар женился на белошвейке Алине Шариго, которая была младше его на 18 лет и с которой он познакомился десятью годами раньше. Еще до свадьбы у пары родился сын Пьер. После того как они узаконили свои отношения, у супругов появились еще 2 мальчика – Жан (род. 1894) и Клод (род. 1901), известный как «Коко».
Огюст Ренуар (1841-1919). Сена в Аржантее. 1888 г. Холст, масло. 54 x 65 см. Фонд Барнса, Филадельфия,
штат Пенсильвания, США.
«Сена в Аржантёе» (1888) - это еще один вид прогулки на лодке, здесь нарисованный в стиле, более похожем на лучшие импрессионистские пейзажи Сислея, с грубыми яркими цветными мазками, нанесенными на поверхность воды.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купальщица. 1891 г. Холст, масло. 80,9 x 65,6 см.
Мемориальный художественный музей Кавамуры, Япония.
Помимо своих портретных работ, Ренуар известен своими многочисленными картинами обнаженной натуры.
Эта «Купальщица» 1891 года типичная из многих, написанных им в то время.
Огюст Ренуар (1841-1919). Продавщица яблок. 1890 г. Холст, масло. 65 x 54,5 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Фигуративное творчество Ренуара тоже устоялось. В его «Продавщице яблок» (1890) вверху и «На лугу» (1888–1892) внизу, фигуры более мягкие и не скульптурные, они расположены на фоне размытого пейзажа, напоминающего эффект ограниченной фотографической глубины резкости.
Огюст Ренуар (1841-1919). На лугу. 1892-1888 гг. Холст, масло. 81,3 x 65,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Пикник (Завтрак на траве). 1893 г. Холст, масло. 54 x 65,3 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
После неудачной попытки Ренуара разработать новый стиль фигуративной живописи в середине 1880-х годов, стиль его картин к началу 1890-х годов снова стал радовать его дилеров и коллекционеров. Его пейзажи продолжали быть более экспериментальными после двух поездок на этюды вместе с Полем Сезанном в Экс-ан-Прованс.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купание. 1894 г. Холст, масло. 46 х 55 см.
Частное собрание, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Берта Моризо и ее дочь Жюли Манэ. 1894 г.
Холст, масло. 81 x 65,5 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Гитаристка. 1897 г. Холст, масло. 81 х 65 см.
Музей изобразительных искусств Лиона, Франция/
Огюст Ренуар (1841-1919). Автопортрет. 1899 г. Холст, масло. 41 x 33 см.
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, штат Массачусетс.
В 1895 году Ренуар получил заказ от Поля Галлимара (покровителя, сопровождавшего его в Мадрид в 1892 году) написать серию картин для его домов в Париже и Нормандии. Среди этих работ был «Царь Эдип» (1895), одна из немногих повествовательных картин Ренуара. Она изображает известного актера того времени Жана Муне-Сюлли (1841-1916) в главной роли после того, как его персонаж выколол себе глаза и, спотыкаясь, выходит из своего дворца, чтобы противостоять фиванцам и требовать собственного изгнания. Этот заказ остался незавершенным, и Ренуар сохранил картину в своей мастерской до самой смерти.
В 1897 году, находясь на пике своей популярности, Огюст сломал правую руку, неудачно упав с велосипеда. В итоге, у него развился ревматизм, от которого ему так и не удалось излечиться. За несколько лет до своей кончины он перенес приступ паралича.
Огюст Ренуар (1841-1919). Царь Эдип. 1895 г. Холст, масло. 29 х 28,1 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Габриэль и Жан. 1895-1896 гг. Холст, масло. 65 х 54 см.
Музей Оранжери, Париж.
15 сентября 1894 года у художника родился сын Жан. Он показан здесь с Габриэль Ренуар (двоюродная сестра жены Ренуара Алины), которая работала в семье няней и стала любимой моделью Ренуара. «Габриэль и Жан» 1895–1896 годов - это очень личное изображение маленького сына художника, играющего деревянными игрушками. Жан Ренуар (1894-1979) стал почти таким же известным, как его отец, только как крупный кинорежиссер.
Огюст Ренуар (1841-1919). Семья художника. 1896 г. Холст, масло. 173 x 137,2 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Исследовательница творчества Ренуара Барбара Эрлих-Уайт предполагает, что изображая девочку на этом семейном портрете, Ренуар хотел хотя бы в живописи включить незаконнорожденную дочь Жанну в круг своей семьи. (Подробности личной жизни Ренуара см. здесь)
Огюст Ренуар (1841-1919). Ивонн и Кристин Лероль за фортепиано. 1897-1898 гг. Холст, масло. 73 х 92 см.
Музей Оранжери, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). 1. Туалет. 1900 г. Холст, масло. 145,7х97,8 см. Фонд Барнса, Филадельфия.
2. Кариатиды. 1897 г. Холст, масло. 130х41 см. Музей Ренуара в Кань-сюр-Мер.
Анри Матисс и Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1917 г.
Когда Ренуар вступил в ХХ век, его живопись имела успех. Фигуративные работы, портреты и постоянный поток обнаженных тел пользовались большим спросом, хотя он не слишком сильно изменил свой стиль и технику живописи. Именно в своих пейзажах, написанных больше для собственного удовольствия, он был наиболее прогрессивным и настоящим постимпрессионистом. К началу 1901 года уже 8 его картин находились во французских музеях, и многие из них были проданы за хорошие деньги коллекционерам как в Европе, так и в США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Вид на море из Верхних Кань. 1903 г. Холст, масло. Размеры неизвестны.
Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген, Германия.
Огюст Ренуар (1841-1919). Версаль. 1900-1905 гг. Холст, масло. 52,1 x 63,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Жан Ренуар в костюме Пьеро (Белый Пьеро). 1901-1902 гг.
Холст, масло. 81,2 x 62,2 см. Институт искусств Детройта, штат Мичиган, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Миси Серт. 1904 г. Холст, масло. 55,5 х 66,5 см.
Музей изобразительных искусств, Тель-Авив, Израиль.
Огюст Ренуар (1841-1919). Миси Серт. 1904 г. Холст, масло. 92,1 x 73 см.
Национальная галерея, Лондон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет арт-дилера Амбруаза Воллара (166-1939). 1908 г.
Холст, масло. 81,6 х 65,2 см. Институт Курто, Лондон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купальщица. 1903 г. Холст, масло. 92,7 х 73,4 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Огюст Ренуар (1841-1919). Габриэль с расстегнутой блузкой. 1907 г.
Холст, масло. 65 х 53 см. Тегеранский музей современного искусства, Иран.
Огюст Ренуар (1841-1919). Коричневая купальщица (Габриель с полотенцем).
1908-1909 гг. Холст, масло. 92 х 73 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Большая обнаженная. 1907 г. Холст, масло, 70 х 155 см.
Музей Орсэ, Париж.
Огюст Ренуар (1841-1919). Суд Париса. Эскиз. 1908 г. Бумага, черный, красный и белый мел.
19,3 x 24,5 см. Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Огюст Ренуар (1841-1919). Суд Париса. 1908-1910 гг. Холст, масло. 73 x 92,5 см.
Художественный музей Хиросимы, Япония.
Огюст Ренуар (1841-1919). Тилла Дюрье (Оттилия Годфруа, 1880–1971). 1914 г.
Холст, масло. 92,1 x 73,7 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Портрет австрийской актрисы Тиллы Дюрье работы Ренуара (1914) содержит игривые яркие пятна на ее шали, которые компенсируют классическую позу актрисы и подчеркивают мастерство Ренуара всего за пять лет до его смерти.
Огюст Ренуар у портрета Тилы Дюрье. Фотография 1914 г.
После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Однако иногда это неверно истолковывается: его пальцы часто были перевязаны в целях лечения, т.к. он использовал ортопедические стельки и другие приспособления для поддержки кисти. Похоже, это не удержало его от рисования и от дальнейшего развития своего стиля во все более радикальных пейзажах.
Этот год также был знаковым в карьере Ренуара: он был произведен в офицеры Почетного легиона, и была опубликована первая монография о его творчестве, хотя и на немецком языке.
Огюст Ренуар (1841-1919). Ферма в Ле Коллет, Кань. 1908-1914 гг. Холст, масло, 54,6 x 65,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Огюст Ренуар (1841-1919). Дорога в Ле Колет с липами. 1914 г. Холст, масло.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купальщицы. Эскиз. 1915 г. Холст, масло.
Огюст Ренуар (1841-1919). Большие купальщицы. 1916 г. Холст, масло. 73,5 x 92,5 см.
Фонд Барнса, Филадельфия, штат Пенсильвания, США.
Огюст Ренуар (1841-1919). Купальщицы. 1918-1919 гг. Холст, масло. 24 х 43 см.
Музей Орсэ, Париж.
Пьер-Огюст Ренуар. Фотография 1910 г.
Супруга Алина ушла из жизни раньше Ренуара, 27 июня 1915 года после сердечных потрясений, испытанных ею за раненого сына Жана, которому собирались ампутировать ногу. Сына она спасла. Себя – не сумела.
Но в ноябре у Ренуара развилась пневмония, которая обострилась. Пьер-Огюст Ренуар умер в Кань-сюр-Мер
3 декабря 1919 года в возрасте 78 лет и был похоронен рядом с женой Алиной в Эссуа. Из первых французских импрессионистов его пережил только Клод Моне. Это был конец эпохи в европейском искусстве.
На деревенском кладбище Эссуа можно посмотреть могилу самого художника Пьера-Огюста Ренуара, его сына, кинорежиссера Жана Ренуара, а также Огюста Эрьо, соучредителя универмага Лувр (Grands Magasins du Louvre).
ИСТОЧНИКИ
Паскаль Бонафу. Ренуар. Пер. с франц. Д.Ф. Матяш. Вступ. ст. В.Я. Курбатова.
Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2010 г. - 272 стр., ил.
(«Жизнь замечательных людей». Серия биографий. Вып. 1288).