• Авторизация


ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ, ЧАСТЬ XVIII – ХУДОЖНИК ЭДГАР ДЕГА / EDGAR DEGAS (1834-1917) 13-03-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На портал (700x165, 21Kb)
0 Автопортрет, или Приветствие Дега, холст, масло, размеры неизвестны, Музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия. (537x700, 82Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Автопортрет со шляпой, или Приветствие Дега. 1863 г.
Холст, масло. 92,5 х 66,5 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.

Из всех французских импрессионистов Эдгар Дега (1834-1917) был самым необычным. Он не только считал себя реалистом, а не импрессионистом, но и провел большую часть своей карьеры, вообще избегая писать пейзажи. Тем не менее, он был одним из главных организаторов Первой выставки импрессионистов в 1874 году и пригласил многих из тех, кто показывал там свои работы. Дега участник всех выставок импрессионистов, кроме Седьмой в 1882 году, в которой он отказался участвовать из-за того, что Огюст Ренуар и Клод Моне одновременно согласились участвовать в официальном Салоне в том же году.


ФОТО Автопортрет. 1855. Бум. на Х. М. 81.3 х 64.5 cm. ОРСЭ (556x700, 90Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Автопортрет. 1855 г. Бумага на холсте, масло. 81,3 х 64,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

Эдгар Дега (фр. Edgar Degas) родился 19 июля 1834 году в Париже в состоятельной семье. Его отец Пьер-Огюст де Га был банкиром, родом из Неаполя, Италия, а его мать-креолка Селестина Мюссон происходила из семьи торговцев хлопком из Нового Орлеана. Отец надеялся, что Эдгар изучит юриспруденцию с намерением работать в семейном бизнесе, но через несколько дней после окончания школы он зарегистрировался копиистом в Лувре и в коллекции гравюр Французской национальной библиотеки, намереваясь продолжить обучение искусству. К 1855 году он обеспечил себе место в Школе изящных искусств в Париже и незадолго до поступления туда встречался с Жаном-Огюстом Энгром.

1855 Portrait of Paul Valpinçon (d. 1894) - 74.28 - Minneapolis Institute of Arts (561x700, 124Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Поля Вальпинсона (умер в 1894 г.). 1855 г.
Холст, масло. 40 х 32 см. Институт искусств, Миннеаполис, США.

Эдгар Дега учился у Луи Ламота, который, в свою очередь, учился у Энгра. Летом 1856 года Дега отправился в Италию, в Неаполь, а оттуда переехал в Рим, где оставался до лета 1857 года, посещая Французскую академию. Он продолжал копировать и писать скромные пейзажи и уличные сценки.
Проведя некоторое время с семьей в Неаполе, он провел зиму 1857-1858 годов в Риме, где познакомился с Гюставом Моро. Следующим летом он отправился к семье во Флоренцию, где остался копировать мастеров. Наконец весной 1859 года он вернулся в Париж, где нашел себе студию и работал над своим портретом семьи Беллелли и короткой серией исторических картин, призванных положить начало его карьере.

1855-1856 жена Кандоля, холст, масло, 29 x 22 см, Частная коллекция. (554x700, 141Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Жена Кандавла. 1855-1856 гг. Холст, масло. 29 x 22 см.
Частное собрание.
Существует легенда о царе Лидии Кандавле, его молодой жене-красавице Ниссии
и телохранителе Гигесе, о которой говорится в «Истории» Геродота.

Еще одна из главных тем, проходящих через творчество Эдгара Дега, - это тема купающейся женщины. Его истоки восходят прямо к одной из его самых ранних сохранившихся картин. Считается, что Дега начал писать «Жену Кандавла» примерно в 1855–1856 годах, когда он был еще студентом, и до того, как уехал в Италию. Хотя вскоре после этого он отказался от нее и так и не завершил ее повествовательного содержания, фигура царицы Ниссии, раздетая и готовая лечь в постель, с таким же успехом могла купаться, выходить из ванны или вытираться после этого.

1856-1857 Achille De Gas in the Uniform of a Cadet. 64.5 х 46.2 cm. Нац гал Вашинг (552x700, 93Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Ашиль де Га в форме кадета. 1856 г. Холст, масло. 64,5 х 46,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Ашиль де Га (1838-1894) - брат художника, на четыре года младше Эдгара, окончил Морскую школу в звании младшего лейтенанта, служил в военно-морском флоте на боевом корабле и воевал в Франко-прусской войне в 1870 году. Умер в возрасте 56 лет.

1857 Портрет деда худ-ка Гилера де Га. 53 х 41. ОРСЭ (529x700, 73Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет деда художника Гилера де Га. 1857 г.
Холст, масло. 53 х 41 см. Музей Орсэ, Париж.

1858-1867 семья Беллелли. холст, масло, 200 × 253 см, Музей Орсе, Париж.  (700x560, 149Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет семьи Беллелли. 1858-1867 гг. Холст, масло. 200 х 253 см. Музей Орсэ, Париж.

В начале своей карьеры Дега написал несколько небольших портретов, но его первой крупной работой в этом жанре стала «Семья Беллелли», над которой он работал почти десять лет в период с 1858 по 1867 год. Общепризнано, что это один из его шедевров. Изображенная семья состоит из тети художника Лауры, ее мужа барона Дженнаро Беллелли и их дочерей Джулии и Джованны, которые жили во Флоренции. Подготовка Дега к этой картине была длительной и глубокой, с множеством набросков и этюдов, а также отдельной картиной маслом «Две кузины Дега», завершенной примерно в 1866 году.

1860 La_Savoisienne,_61 х 46. ХМ шк диз Провиденс, шт Род Айленд (522x700, 133Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Савойская девушка. 1860 г. Холст, масло. 61 х 46 см.
Художественный музей школы дизайна Провиденс, штат Род Айленд, США.

1860 Этюд обнаженной. Х, м. 53×62.5 смМузей фон дер Хейдт, Вупперталь (700x616, 148Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Этюд обнаженной. 1860 г. Холст, масло. 53 х 62,5 см.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.

2 1860 degasyoungspartansexercising (700x494, 121Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание. 1860 г. Холст, масло. 109,5 x 155 см, Национальная галерея, Лондон.

Наиболее известной из исторических картин Дега является его «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» (1860), оригинальная тема которой, вероятно, основана на трудах Плутарха. Четыре девушки-спартанки слева насмехаются над пятью мальчиками-спартанцами справа, которые, кажется, позируют, но пока не реагируют на эти насмешки. Позади, в центре картины, группа спартанских матерей ведет дискуссию с Ликургом, который установил законы для Спарты, и одет в белое одеяние, стоя спиной к зрителю. Слева вдалеке находится гора Тайгет, откуда были сброшены негодные спартанские младенцы, чтобы посмотреть, выжили ли они и заслуживают ли жизни.

1861 Le Calvaire d'après Mantegna. 69 х 93. ХМ Тур, ФР (700x526, 121Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Голгофа (копия с картины Андреа Мантеньи). 1861 г. Холст, масло. 69 х 93 см.
Музей изобразительных искусств, Тур, Франция.

1861 Sémiramis construisant Babylone (700x411, 103Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Семирамида строит Вавилон. 1861 г. Холст, масло. 151,1 х 258 см.
Музей Орсэ, Париж.

Начатая в 1860 году, «Семирамида строит Вавилон» оставалась в мастерской Дега до его смерти. На картине изображена мифологическая сцена: Семирамида, царица Ассирии и основательница Вавилона, стоит на одном из берегов реки Евфрат, созерцая строительство города, ставшего одним из семи чудес света. Некоторые детали в композиции картины предполагают, что Дега провел исторические исследования для нее.

1862 The Rape of the Sabines after Nicolas Poussin, (700x460, 148Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Похищение сабинянок (копия с картины Никола Пуссена). 1862 г.
Холст, масло. 149,8 x 201 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США.

3 1866 degasfallenjockey (586x700, 129Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Сцена скачек с препятствиями: упавший жокей. 1866 г.
Переработано в 1880-1881 и 1897 г. Холст, масло. 180 x 152 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

В 1861 году Дега начал навещать бывшего школьного друга в его загородном поместье и заинтересовался скачками. Это вдохновило его на несколько картин, в том числе на «Сцену скачек с препятствиями: упавший жокей», которую он завершил и выставил в Салоне в 1866 году, затем переработал в 1880-1881 годах и еще примерно в 1897 году. На картине изображены крупным планом скачки с препятствиями, при которых лошади перепрыгивают ограждения. Две лошади, стоящие бок о бок, потеряли своих всадников, а под ними изображен жокей в своих скаковых шелках, лежащий на спине, по-видимому, без сознания.

1860-1862 -- On the Racecourse (700x483, 169Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). На ипподроме. 1860-1862 гг. Холст, масло. 42,8 х 65 см.
Базельский художественный музей, Швейцария.

1862 Herrenreiter vor dem Start (700x547, 137Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Джентльменская гонка. Перед стартом. 1862 г. Холст, масло. 48,5 x 61,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

1863 ritratto di Леона Бонна. 43 х 36. Муз Бонна, Байон (488x700, 162Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет художника и коллекционера Леона Бонна (1833-1922).
1863 г. Холст, масло. 43 х 36 см. Музей Бонна, Байон, Франция.

1863 Edgar_degas,_thérèse_de_gas,_1863_ca (547x700, 136Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет сестры художника Терезы де Га. 1863 г.
Холст, масло. 89 x 67 см. Париж Орсэ, Париж.

1864 П-т Эдмонда и Терезы Морбилли. 117 х 90. Нац гал иск, ВАшингтон  (534x700, 131Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдмонда и Терезы Морбилли (после замужества). 1864 г.
Холст, масло. 117,1 x 89,9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1865 A Woman Seated beside a Vase of Flowers (Madame Paul Valpinçon) 74 х 92. МЕТРО (700x555, 201Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, сидящая около вазы с цветами, или Женщина с хризантемами
(Мадам Поль Вальпинсон). 1865 г. Холст, масло. 73,7 x 92,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1865 Allegorical painting representing suffering of the city of New Orleans in the American Civil War. 81 х 147. ОРСЭ (700x391, 101Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Аллегорическая сцена средневековой войны (Несчастья Нового Орлеана).
1865 г. Бумага на холсте, масло. 85 х 147 см. Музей Орсэ, Париж.

1866 The Bellelli Sisters (Giovanna and Giuliana Bellelli) 92 х 73. ХМ Лос Анджелеса  (553x700, 138Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Две кузины Дега (Сестры Джованна и Джулия Беллоли). 1866 г.
Холст, масло. 92 х 73 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес, штат Калифорния, США.

1865 Портрет художника с Эваристом де Валерном, ОРСЭ (514x700, 87Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Эварист де Валерн и автопортрет Дега (справа). 1865 г.
Холст, масло. 116 х 89 см. Музей Орсэ, Париж
Эварист Бернарди Де Валерн (1816-1896) - французский живописец, ученик Делакруа. Разорившись и не добившись успеха как художник, де Валерн вернулся в свой родной город Карпентра, где жил в бедности и зарабатывал на жизнь, давая уроки рисования

Весной 1867 года Дега начал посещать собрания Эдуарда Манэ (с которым он впервые познакомился, копируя в Лувре в 1862 или 1864 году) и его кружок в кафе Гербуа, вовлекая его в зарождение движения импрессионистов.

1868-1869 Monsieur_et_Madame_Edouard_Manet. Kitakyushu Museum of Art, Kitakyushu (700x637, 185Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдуарда Мане с женой. 1868-1869 гг. Холст, масло.
Городской художественный музей Китакюсю, Япония.

Эдгар Дега однажды нарисовал портрет жены Эдуара Манэ - Сюзанны - за роялем и самого художника, который слушает ее, сидя на диване. В ответ Манэ подарил ему картину «Сливы». Но в том, как Дега написал Сюзанну, что-то Манэ не понравилось, и, не долго думая, он просто вырезал жену с холста, оставив только себя на диване, а разгневанный Дега залатал холст справа, чтобы переписать его, но в итоге портрет так и не был дописан.

1867 Edgar_Germain_Hilaire. 27 х 22. ОРСЭ (586x700, 207Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Голова молодой женщины. 1867 г. Холст, масло. 27 х 22 см.
Музей Орсэ, Париж.

1867 Edmondo and Thérèse Morbilli. 116 х 88. ХМ Бостона (538x700, 138Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдмонда и Терезы Морбилли. 1867 г.
Холст, масло. 116 х 88 см. Музей изобразительного искусства Бостона, США.

1867-1868 Портрет мадемуазель Фиокр в балете, холст, масло, 103 х 145. Бруклинский музей, (700x628, 158Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет мадемуазель Эжени Фиокр в балете «Источник».
1867-1868 гг. Холст, масло. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Тема балета у Дега впервые появилась в портрете мадемуазель Фиокр в балете «Источник», который он написал в 1867-1868 годах. Эта сложная жанровая работа была результатом намерения художника написать «современную жизнь» на фоне его предыдущих исторических картин. Балет «Источник» был написан Лео Делибом и Леоном Минкусом, мировая премьера в постановке Артура Сен-Леона состоялась в балете Парижской оперы 12 ноября 1866 года. Главную роль исполнила Эжени Фиокр, персонаж картины Дега. Премьера стала крупным событием: на предварительной генеральной репетиции присутствовали Энгр и Джузеппе Верди.

4 1868-1869 degasinterior (700x484, 97Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Интерьер (Изнасилование). 1868-1869 гг. Холст, масло. 81,3 x 114,3 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

Примерно в это же время Дега написал одну из своих самых загадочных работ «Интерьер» (1868-1869), которая стала широко известна как «Изнасилование», но не поддалась никаким попыткам дать устойчивое прочтение. Мужчина и женщина находятся вместе в спальне. Мужчина стоит в правом углу, прислонившись к двери спальни, и пристально смотрит на женщину, отвернувшуюся от раскрытого чемодана. Он довольно хорошо одет, в черном пиджаке, черном жилете и светло-коричневых брюках…Считается, что эту композицию вдохновило описание брачной ночи в романе Эмиля Золя «Тереза Ракен» - ночи после свадьбы Терезы с ее любовником и убийцей ее первого мужа.

5 1869 degaswomanironing (553x700, 126Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Гладильщица. 1869 г. Холст, масло. 92,5 х 73,5 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.

Примерно в то же время Дега начал писать серию работ, изображающих прачек. «Гладильщица» (около 1869), показывает одну из армии женщин, занятых или порабощенных этим занятием в Париже в то время. Женщина молода, но стоит как автомат, бесстрастно глядя на зрителя. Ее правая рука водит старым чугунным утюгом по расстеленному перед ней белому белью. Ее левая рука безвольно свисает вдоль тела, а глаза опухли от недосыпа...

6 1869-1870 degasbeachlowtid (700x385, 78Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Пляж во время отлива. 1869-1870 гг. Бумага, пастель, 18 х 31 см. Частное собрание.

В 1869 году Дега отправился в путешествие, сначала в Брюссель, где продал несколько своих картин, затем летом на северное побережье Франции, где посетил Манэ и написал пейзажи пастелью на побережье Нормандии. Среди них «Пляж во время отлива» (1869-1870), который подчеркивает плоскостность и пустоту. Они резко контрастируют со всеми его предыдущими работами с их расплывчатыми формами.

1869 The_False_Start_-_Yale_University_Art_Gallery (700x555, 178Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Фальстарт. 1869 г. Холст, масло. 32,1 x 40,3 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.


1868-1870 Portrait_of_Lady_Gower_and_Her_Daughter (437x700, 148Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет леди Гауэр и ее дочери. 1868-1870 гг.
Холст, масло. 68 х 43 см. Частное собрание.

1867-1868 П-т Дж. Тиссо (519x700, 108Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет художника Джеймса Тиссо (1836-1902).
1867-1868 гг. Холст, масло. 151,4 х 111,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Начало Франко-прусской войны в июле 1870 года побудило Дега записаться добровольцем в Национальную гвардию в Париже. Его первая служба была в артиллерийском подразделении, которым командовал Анри Руар, ставший другом на всю жизнь. Летом следующего года Дега начал беспокоиться о своем зрении, в частности о развивающейся у него светобоязни. Тем не менее, когда жизнь в Париже стала медленно возвращаться в нормальное русло после Коммуны, Дега посетил художника Джеймса Тиссо в Лондоне и, вероятно, впервые вступил в контакт с арт-дилером Дюран-Рюэлем, который купил у Дега три работы в начале 1872 года.

7 1870 degasorchestraopera (574x700, 140Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Оркестр в опере. Около 1870 г. Холст, масло. 56,5 х 45 см.
Музей Орсэ, Париж.

Дега затронул тему балета, рисуя своего друга Дезире Дио, который играл на фаготе в оркестре Парижской оперы. Возможно, это было написано еще в 1868 году или около 1870 года, и это был один из серии видов оркестра из четырнадцати человек, как будто он был виден из зала. На каждом изображена соблазнительно подсвеченная сцена с танцовщицами, за которыми последовал Дега.

1871-1872 Orchestra_Musicians_-62 х 49. ХМ Франкфурт-на-Майне (526x700, 177Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Музыканты оркестра. 1871-1872 гг. Холст, масло. 62 х 49 см.
Художественный музей Франкфурта-на-Майне, Германия.

1872 The_Ballet_from_Robert_le_Diable,_The_Metropolitan (575x700, 133Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Балет Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол». 1871 г.
Холст, масло. 66 x 54,3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1871-1872 Портрет Лоренцо Пагана и Огюста де Га, отца художника 54,5x40 cm . ОРСЭ (504x700, 151Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Лоренцо Пагана и Огюста де Га, отца художника.
1871-1872 гг. Холст, масло. 54,5 x 40 см. Музей Орсэ, Париж.

1870  Sulking_ 32.4 х  46.4 cm METРО (700x493, 138Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Рассерженные (Sulking). 1870 г. Холст, масло. 32,4 х 46,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

9 1871 degashorsesmeadow (700x573, 130Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Лошади на лугу. 1871 г. Холст, масло. 31,8 х 40 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Редкий для Дега пейзаж «Лошади на лугу» (1871) особенно интересен тем, что включает в себя индустриальные элементы в виде дымящихся фабричных труб и пароходов на реке позади. Они часто упоминаются как характерные в картинах импрессионистов, но в равной степени типичны и для стремления Дега к изображениям, демонстрирующим «современную жизнь».

1871 Ludovic_Lepic_and_His_Daughters,_Lemoisne (700x558, 150Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Художник Людовик Лепик и его дочери. 1871 г. Холст, масло. 66,5 х 81 см.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

1871 Portrait_of_Mlle._Hortense_Valpinçon. 75.5 х 113.6 cm) Ин-т иск-в Миннеаполиса (700x472, 135Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет мадемуазель Гортензии Вальпинсон. 1871 г. Холст, масло. 75,5 х 113,6 см.
Институт искусств Миннеаполиса, США.

1869 -1872 -- (Albi) Mademoiselle Dihau au Piano - Edgar Degas 45 х 32.5 cm - Musée d'Orsay (566x700, 136Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Мари Дио за фортепиано. 1869-1872 гг.
Холст, масло. 45 x 32,5 см. Музей Орсэ, Париж.

1871 Танцкласс. Дер, м. 20 х 27. МЕТРО (700x510, 149Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцкласс. 1871 г. Дерево, масло. 20 х 27 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1872 Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье, холст, масло, 33 × 46 см, Музей Орсе, Париж.  (700x508, 141Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Фойе оперного театра на улице Ле Пелетье. 1872 г. Холст, масло. 33 х 46 см.
Музей Орсэ, Париж.
«Фойе оперного театра на улице Ле Пелетье» (1872) - еще одна сцена, действие которой разворачивается
в репетиционном зале оперного театра.

1872 Buste de femme presque nue. Дер, м. 32,5 x 24. ЧС (518x700, 125Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Бюст полуобнаженной женщины. 1872 г.
Дерево, масло. 32,5 x 24 см. Частное собрание.

1872-1873 Мадам Рене де Газ, холст, масло, 72,9 x 92 см, Национальная галерея искусств (коллекция Честера Дейла), (700x555, 93Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Мадам Рене де Га. 1872-1873 гг. Холст, масло. 72,9 x 92 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Мадам Рене де Га (1872-1873) - двоюродная сестра и свояченица Дега Эстель Муссон Бальфур де Га, которая, как и художник, страдала от ухудшения зрения. Это одна из самых трогательных картин Дега с ее нежными, приглушенными тонами и красками.

1873 В кафе, или Абсент, холст, масло, 92 × 68,5 см, Музей Орсе (510x700, 121Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). В кафе, или Абсент. 1873 г. Холст, масло. 92 х 68,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

Знаменитая картина, иногда известная как «В кафе», но чаще как перевод ее альтернативного названия «Абсент» (1873), представляет еще более мрачный взгляд на жизнь и перспективы «современной женщины». Действие происходит в парижском кафе, женщина и мужчина сидят рядом друг с другом за столиком. Она одета в дешевую безвкусную одежду. Она пусто смотрит в землю с печальным и задумчивым выражением лица. Перед ней графин с водой и большой стакан с абсентом. Добавленные в него алкалоиды усиливали аддиктивные свойства по сравнению с другими алкогольными напитками и повреждали мозг. Женщина знает, что ее дни сочтены, и уже раньше видела, как другие напиваются до смерти.

1873 -- A Woman Ironing. 54,3 x 39,4. METРО (510x700, 153Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Еще одна гладильщица. 1873 г. Холст, масло. 54,3 x 39,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1873 Танцевальный класс, холст, масло, 47,6 × 62,2 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон,  (2) (700x532, 126Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцевальный класс. 1873 г. Холст, масло. 47,6 х 62,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

В 1870-х годах Дега изменил направление своего творчества, перейдя от исторической живописи к изображению «современной жизни», что было частью программы импрессионистов. 19 октября 1872 Эдгар вместе с братом Рене отправляются в Америку, где зиму 1872-1873 годов они проводят в гостях у семьи своей матери в Новом Орлеане, и где Дега написал несколько картин, в т.ч. и контору по торговле хлопком (1873).

10 1873 degascottonoffice (700x552, 121Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873 г. Холст, масло. 74 х 92 см.
Музей изящных искусств города По, Франция.

Откровенно жанровая картина, она содержит несколько семейных портретов и имеет повествовательный фон, на котором изображен покупатель хлопка, посещающий хлопковую контору в Муссоне. Считается, что Дега надеялся продать эту работу Коттриллам, семье британских производителей хлопка, и она была выставлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Это небольшое семейное коммерческое объединение в образе, в котором преобладают праздность и сладкая жизнь, отражает положение Дега и его семьи в то время.

1872-1873 Внутр двор в Н-Орлеане. 60 х 75. ХМ Копенгаген (700x564, 181Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Внутренний двор дома в Новом Орлеане (Дети на ступеньках, Новый Орлеан).
1872-1873 гг. Холст, масло. 60 х 75 см. Музей искусства и дизайна, Копенгаген, Дания.

1873-1875 Танцор, позирующий фотографу (Танцовщица перед окном), холст, масло, 65 × 50. ГМИИ (537x700, 134Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица, позирующая фотографу (Танцовщица перед окном).
1873-1875 гг. Холст, масло. 65 х 50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

«Танцовщица, позирующая фотографу (Танцовщица перед окном)» 1873-1875 годов - один из ранних портретов танцовщиц Дега, хранящихся в российских музеях - Эрмитаже и Пушкинском музее. Всего у нас находится 11 работ Дега – одна единственная картина маслом («Голубые танцовщицы», 1898) и 10 пастелей на картоне и бумаге из дореволюционных собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.

1874 Репетиция на сцене,  (700x518, 119Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Репетиция на сцене. 1874 г. Бумага на холсте, пастель. 53,3 x 72,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Репетиция на сцене» (1874) была написана пастелью поверх рисунка кистью.

1874 The_Dance_Class. 83 х 76. МЕТРО (647x700, 161Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцкласс. 1874 г. Холст, масло. 83 х 76 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

После своего возвращения в апреле 1873 года из Америки в Париж, Дега и Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Сезанн сформировали группу, которая организовала Первую выставку импрессионистов в 1874 году. Его 10 работ, показанные на этой выставке, были одними из немногих, удостоенные похвалы критиков, и перечислены в каталоге как №№ 54-63:
Экзамен по танцам в театре,
Танцевальный класс,
Интерьер за кулисами,
Прачка (масло),
Старт гонки (эскиз, рисунок)
Фальстарт,
Репетиция балета на сцене,
Прачка (пастель)
После ванны. Этюд,
На скачках в провинции.

1873-1875 Courses de chevaux à Longchamp (700x571, 159Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Скачки в Лоншане. 1873-1875 гг. Холст, масло. 34 х 41,9 см.
Музей изобразительного искусства Бостона, США.

1876-1887 At_the_Races. 66 х 81 ОРСЭ (700x528, 124Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). На скачках. Жокеи-любители. 1876-1887 гг. Холст, масло. 66 х 81 см.
Музей Орсэ, Париж.

1875 Place_de_la_Concorde. Эрмитаж (700x496, 162Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия).
1875 г. Холст, масло. 78,4 х 117,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина происходит из собрания Герстенберга Шарфа из Берлина, полученная в результате репараций
после Второй мировой войны, плюс еще 4 трофейных картины Дега и картины других импрессионистов.

1875 Мадам Жанто у зеркала. 70 х 84. ОРСЭ (700x612, 201Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Мадам Жанто у зеркала. 1875 г. Холст, масло. 70 х 84 см. Музей Орсэ, Париж.

1875-1880 La_femme_au_chien, 40 х 48. ОРСЭ (700x579, 173Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина с собакой. 1875-1880 гг. Холст, масло. 40 48 см.
Национальная галерея Норвегии, Осло.

1876-1877 Кафешантан. 37 х 27. ХМ Лиона (529x700, 225Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Кафешантан. 1876-1877 гг. Холст, масло. 37 х 27 см.
Музей изящных искусств Лиона, Франция

1875-1876 Женщины, расчесывающие волосы, бумага, масло, холст, 32,4 x 46 см, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия. Викисклад. (700x490, 109Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщины, расчесывающие волосы. 1875-1876 гг. Бумага на холсте, масло. 32,4 x 46 см.
Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Другим повторяющимся мотивом, который появляется в более поздних работах Дега, были женщины,
расчесывающие свои волосы, написанные примерно в 1875-1876 годах

1875-1877 Репетиция балета, пастель на картоне, размеры неизвестны, ГМИИ (700x556, 162Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщицы на репетиции. 1875-1877 гг. Картон, пастель. 50 х 63 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Пастельная картина Дега, изображающая танцовщиц на репетиции (1875-1877), изображает сцену
с балеринами в новом зале и новой обстановке.

Начиная с 1870-х годов Дега написал ряд работ, демонстрирующих все мыслимые аспекты балета Парижской оперы и его танцовщиц. Они, как правило, делятся на две основные группы: работы, посвященные отдельным балеринам и небольшим группам, и более сложные композиции с участием большого количества персонажей.

1877  Танцоры, практикующиеся у станка, холст, смешанная техника, 75,6 × 81,3 см, Музей искусств Метрополитен,  (700x646, 108Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщицы, репетирующие у станка. 1877 г. Холст, смешанная техника. 75,6 х 81,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Танцовщицы, репетирующие у станка» 1877 года, являются связующим звеном между этими двумя группами, демонстрируя двух танцовщиц на тренировке. Внимание Дега разделено между их формой и более обширной композицией, включающей реквизит вроде лейки.

1877 Балет в Парижской опере, пастель поверх монотипии на кремовой бумаге, 35,2 x 70,6 см, Чикагский институт искусств,  (700x353, 82Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Балет в Парижской опере. 1877 г. Кремовая бумага, пастель поверх монотипии.
35,2 x 70,6 см. Институт искусств Чикаго.
В своей картине пастелью «Балет в Парижской опере» (1877) Дега превращает зрителей и музыкантов в кино,
а сцену - в танцоров.

1878 Звезда балета (Розита Маури) Прима-балерина., пастель, 58 × 42 см, Музей Орсе, Париж. (545x700, 149Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Звезда балета (Розита Маури) 1878 г. Бумага, пастель. 58 х 42 см.
Музей Орсэ, Париж.

Среди картин и рисунков Дега много изображений великих танцовщиц того времени: «Звезда балета» изображает приму-балерину Розету Маури (1850-1923), которая присоединилась к Парижской опере в 1878 году, и была написана Эдуардом Манэ, Ренуаром, Леоном Бонна, Андерсом Цорном и другом Дега Людовиком-Наполеоном Лепик, и которую неоднократно фотографировал Надар (в студии которого проходила Первая выставка импрессионистов). Однако именно Дега изобразил ее в движении во время балета.

1877-1879  Danseuse basculant (Danseuse verte) (Раскачивающаяся танцовщица, Танцовщица в зеленом) бумага, пастель и гуашь, 64 x 36 см, Музей Тиссена-Борнемисы,  (391x700, 115Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Раскланивающаяся танцовщица (Танцовщица в зеленом).
1877-1879 гг. Бумага, пастель, гуашь. 64 x 36 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

«Раскланивающаяся танцовщица (Танцовщица в зеленом)» (1877-1879) развивает эти темы, используя необычное сочетание пастели и гуаши. На переднем плане его инновационного вида сверху балерины в зеленом находятся в движении. Это полное развоплощение, которое усиливается контрастом с головой и плечами только одной из нескольких танцовщиц.

1878 во время урока танцев Мадам Кардинал, холст, масло, 81 × 76 см, Художественный музей Филадельфии,  (644x700, 167Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Во время урока танцев: мадам Кардинал. 1878 г. Холст, масло. 81 х 76 см.
Художественный музей Филадельфии, Пенсильвания.

«Во время урока танцев: мадам Кардинал», написанная в 1878 году, на первый взгляд, является одной из самых загадочных из этих картин. Три танцовщицы репетируют в левом углу перед большим зеркалом. Отражение в этом зеркале показывает не только спины этих балерин, но и вид Парижа за окном. Только последние два слова в названии этой картины дают жизненно важный ключ к ее прочтению: мадам Кардинал - главная героиня серии романов, написанных Людовиком Халеви, другом детства Дега. Наиболее известным из них является сборник под названием «Кардинал», который был опубликован в 1883 году.

1878 Танцовщица и дама с веером. 40 х 50. ХМ шк жиз Род Айленд (700x563, 161Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица и дама с веером. 1878 г. Бумага, пастель. 40 х 50 см.
Художественный музей школы дизайна Провиденс, штат Род Айленд, США.

1878 Cafekonzert_Sängerin_mit_Handschuh. 53 х 41. ХМ Фогга, Кембридж (545x700, 136Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Певица из кафештана (Певица с перчаткой). 1878 г.
Холст, смешанная техника. 53 х 41 см. Художественный музей Фогга, Кембридж,
штат Массачусетс, США.

1878-1879 День рождения мадам, пастель поверх монотипии на бумаге, размеры неизвестны, Музей Пабло Пикассо, Париж. (700x618, 186Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). День рождения мадам. 1878-1879 гг. Бумага, пастель поверх монотипии.
Музей Пабло Пикассо, Париж.

Дега также много рисовал в некоторых из многочисленных публичных домов Парижа, создав по крайней мере значительную серию монотипий, включая это изображение девушек в одном из них, празднующих день рождения своей мадам (1878-1879), которое перекрашено пастелью. Он неизбежно уделяет внимание форме, но, похоже, также хотел задокументировать этих женщин в их рабочей среде.

1878-1880 Звезда Танцовщица на пуантах, гуашь и пастель на бумаге, размеры неизвестны, Музей Нортона Саймона, (700x510, 82Kb)
Эдгар Дега (1834-1917), Звезда балета: танцовщица на пуантах. 1878-1880 гг. Бумага, пастель, гуашь.
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния. Викисклад.
Интерес Дега балеринам в балете включал в себя представление их формы в движении. Картина «Звезда балета: танцовщица на пуантах», написанная примерно в 1878-1880 годах, демонстрирует его новаторские попытки «стоп-кадра» балерин в движении, как он делал ранее с жокеями на скачках.

Около половины прижизненных работ Эдгара Дега - это рисунки и живописные полотна, изображающие балет и его танцоров. Эта всепоглощающая одержимость танцем развилась только в конце 1870-х годов, но доминировала в его творчестве на протяжении 1880-х годов и далее в некоторых из его последних картин. Дега был первым художником, уделившим балету сколько-нибудь реальное внимание, и вдохновил других сделать то же самое.

1879 Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо, холст, масло, 117,2 x 77,5 см, Национальная галерея  (461x700, 142Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Мисс Лала в цирке Фернандо. 1879 г. Холст, масло. 117,2 x 77,5 см.
Национальная галерея, Лондон.

Дега продолжал проявлять интерес к форме и движению, когда в начале 1879 года он сделал этюды для «Мисс Лала в цирке Фернандо» (1879) - еще одна тема в его портфолио «современная жизнь». Артистка произвела впечатление на большую аудиторию своей способностью поддерживать себя зубами.

1879 Портрет Эдмона Дюранти, гуашь с пастелью на льне, 128 x 128,6 см, коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия. (682x700, 205Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет писателя Луи Эдмона Дюранти (1833-1880). 1879 г.
Холст, темпера, пастель, гуашь. 128 x 128,6 см. Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия.

Портрет Эдмона Дюранти (1879), необычен для Дега, т.к. написан гуашью с пастелью на холсте, представляет собой полный контраст. Дюранти был другом художника, романистом и искусствоведом. Эта картина была показана на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году, где вызвала восторженные отзывы.

1880 Танцор (этюд), пастель и уголь на сине-серой тканой бумаге, 48,9 x 31,8 см, Музей искусств Метрополитен, (471x700, 136Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица. Этюд. 1880 г. Бумага, пастель, уголь. 48,9 x 31,8 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Этюды и эскизы Дега, такие как «Танцовщица», выполненные пастелью и углем примерно в 1880 году,
демонстрируют его неизменный акцент на форме.

1881 Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. скульптура, отлита в 1922 г. МЕТРО,  (700x633, 127Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. 1881 г. Бронза.
Скульптура отлита в 1922 году. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Единственной скульптурой, которую Дега экспонировал при жизни, была «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (1881), и которая была осуждена даже самыми признательными критиками как уродливая, когда была показана на Шестой выставке импрессионистов в 1881 году. После его смерти в его студии было найдено около 150 восковых скульптур: купающиеся женщины, танцовщицы и многое другое.
Самая удивительная идея Дега - одеть танцовщицу в настоящую одежду: пачка была настоящей, каркас был покрыт жёлтым воском. «Четырнадцатилетняя танцовщица» находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал: «Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе - слишком большая ответственность - этот материал вечен». Восковой оригинал хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

1884-1886 Гладильщицы. 81,3 x 76,2 cm. ОРСЭ 2 (700x663, 197Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Гладильщицы. 1884-1886 гг. Холст, масло. 76 х 82 см. Музей Орсэ, Париж.

Жизнь и творчество Дега были пронизаны загадками и противоречиями. Он не писал «впечатления», как другие французские импрессионисты, и всегда в первую очередь заботился о форме, а не о цвете. За исключением, конечно, его пейзажей, где форма иногда совсем таяла. Он также использовал тонкие цветовые «гармонии» и контрасты во многих своих картинах. Он отказался от повествовательной живописи ради изображений «современной жизни».

ФОТО Апофеоз Дега. Фотография. 1885. Музей Орсе (700x560, 129Kb)
Апофеоз Дега. Фотография 1885 г. Музей Орсэ, Париж.
Фотография, названная «Апофеоз Дега», была сделана в 1885 году в Дьеппе, где художник гостил со своими друзьями, семейством Галеви. Фото сделал Уолтер Барнс, друг Дега, тоже живописец, как пародию на картину Энгра «Апофеоз Гомера»

Эдгар Дега никогда не был женат и даже, насколько можно судить, не имел романтических отношений, но его работы почти исключительно о женщинах и о том, что касается женщин. Хотя миф о Дега утверждает, что он был женоненавистником, он оказал безграничную помощь трем великим женщинам-импрессионисткам, особенно Мэри Кассат. Его картины также дают необычайно проницательное представление о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться многим женщинам в то время.

1881-1883 Танцор ка , пастель, 62 × 49 см, Музей Орсе, Париж. (534x700, 147Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица. 1881-1883 гг. Бумага, пастель. 62 х 49 см.
Музей Орсэ, Париж.
На чуть более ранней пастели 1881-1883 годов, известной просто как «Танцовщица», изображена балерина, нагибающаяся до левой лодыжки, во многом так же, как Дега изобразил в «Ожидании» того же периода.

Наконец, какие четыре картины Эдгара Дега наиболее запомнились автору этой статьи?
Первым, несомненно, является портрет мадам Рене де Га (1872-1873), приведенный выше, который является одним из самых нежных и трогательных портретов века и стоит рядом с портретами великих мастеров прошлого.

1879 Урок танца. холст, масло, 38 x 88 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, (700x303, 76Kb)
Эдгар Дега (1834-1917), Урок танца. Около 1879 г. Холст, масло. 38 x 88 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Вторая - «Урок танца» (около 1879 года), представляющая собой краткое изложение его многочисленных в высшей степени оригинальных картин балета с их бестелесными фигурами, формой, движением и трудностями, которые пришлось пережить танцовщицам.

1882 Ожидание, бумага, пастель, 48,3 x 61 см, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес,  (700x549, 121Kb)
Эдгар Дега (1834-1917), Ожидание. Около 1882 г. Бумага, пастель. 48,3 x 61 см. Музей Дж. Пола Гетти,
Лос-Анджелес, Калифорния.

Третья – «Ожидание» (около 1882 года), одна из его самых загадочных картин, которая объединяет танцовщицу и «современную женщину» в загадке, не имеющей решения. Одна из его самых простых композиций, это также один из его самых запоминающихся образов.

1880-1884 Мэри Кассат сидит, держа в руках карты), холст, масло, 73,3 x 60 см, Национальная портретная галерея, Вашингтон,  (581x700, 137Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Мэри Кассат. 1880-1884 гг. Холст, масло. 73,3 x 60 см.
Национальная портретная галерея, Вашингтон.

Портрет Мэри Кассат, написанный Дега в 1884 году, представляет собой восхитительный и очень личный набросок величайшей протеже Дега, которая во многих отношениях была так похожа на Дега. Точно так же, как поступил бы Дега, позже Кассат возненавидела это и говорила другим, что «не хотела, чтобы кто-нибудь знал, что я позировала для этого».

1883 Женщина в ванне, бумага, пастель, 70 x 70 см, Галерея Тейт (698x700, 187Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина в ванне. 1883 г. Бумага, пастель. 70 x 70 см. Галерея Тейт, Лондон.

Первая картина Дега, изображающая купающуюся женщину, появилась примерно в 1876 году. В 1880-х годах эта тема стала доминировать во многих его работах, доходя до одержимости. Пастель Дега «Женщина в ванне», написанная в 1883 году, устанавливает некоторые основные правила. Женщина обычно принимает процедуру в большой металлической ванне или в тазу, в спальне, но воды в ней почти не видно. Она занята тем, что вытирается, или готовится к предстоящему дню. Она может быть одна, как здесь, или в сопровождении горничной. Художница проявляет большое внимание к форме купальщиц, которые часто изображены в необычной позе, иногда кажущейся совершенно неестественной.

1885 Женщина, вытирающаяся после ванны. пастель поверх монотипии, 43 × 58 см, Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния.  (700x507, 138Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, вытирающаяся после ванны. Около 1885 или 1876-1877 гг.
Бумага, пастель поверх монотипии. 43 х 58 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния.
«Женщина, вытирающаяся после ванны», написана пастелью поверх монотипии и датируется,
как одна из его первых работ, изображающих купающуюся женщину в 1876-1877 году.

Большинство картин Дега, изображающих купающихся женщин, были выполнены пастелью, но есть также много эскизов, некоторые из которых были выполнены маслом, а некоторые написаны пастелью поверх монотипных гравюр. На большинстве пастельных тонов нанесены вертикальные (или крутые диагональные) штрихи, придающие им грубую текстуру даже на теле купальщиц.

1885 Женщина, расчесывающая волосы, пастель, 52 × 51 см, Государственный Эрмитаж,  (671x700, 139Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, расчесывающая волосы. 1885 г. Бумага, пастель. 52 х 51 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
На пастели Дега, изображающей женщину, расчесывающую волосы, примерно 1885 года, она вышла из ванны
и сидит на большом белом полотенце, проводя расческой по своим длинным волосам.

1885 Танцующие в поклоне, пастель, 36 × 49 см, Частная коллекция (700x533, 155Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцующие в поклоне. 1885 г. Бумага, пастель. 36 х 49 см. Частное собрание.
На картине пастелью «Танцующие в поклоне» 1885 года Дега изображает двух танцовщиц, кланяющихся в конце представления, а кордебалет, сцепив руки, стоит позади них. Это сочетает в себе действие наклона вперед в стандартной манере, используемой танцорами с повторяемой формой.

1885 Танцовщица, поправляющая туфлю, неизвестный носитель, 47,6 x 59,7 см, Галерея Диксон и Гарден, Мемфис, Теннесси (700x577, 157Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица, поправляющая туфлю. 1885 г. Бумага, пастель. 47,6 x 59,7 см.
Галерея Диксон и Гарден, Мемфис, Теннесси.
«Танцовщица, поправляющая туфлю» (1885) - это этюд немного более сложной позы, в которой танцовщица поправляет левую туфлю правой рукой, а ее левая рука находится на сгибе правого локтя. Это придает ее голове, рукам и левой ноге очень необычную и компактную структуру, которая выглядит совершенно отдельно от ее согнутой правой ноги.

1886 Женщина в ванне, пастель, 70 × 70 см, Музей Хилл-Стед, Фармингтон,  (682x700, 197Kb)
Эдгар Дега (1834-1917), Женщина в ванне. 1886 г. Бумага, пастель. 70 х 70 см.
Музей Хилл-Стеда, Фармингтон, штат Коннектикут, США.

Последняя «Женщина в ванне» (около 1886 года), одно из его самых совершенных выражений о форме, выполненное в ярких текстурах пастели.
Когда некоторые из этих картин, изображающих купающихся женщин, были показаны на Восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году, они вызвали бурю негодования из-за их кажущегося уродства и убожества, а не сексуальности.

1886 Мастерская модистки (187986), холст, масло, 100 x 110,7 см, Чикагский художественный институт, Чикаго, (700x629, 132Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Мастерская модистки. 1879-1886 гг. Холст, масло. 100 x 110,7 см.
Институт искусств Чикаго.

Другим аспектом «современной жизни», вдохновившим Дега на серию картин, было процветающее ремесло изготовления женских шляпок, показанное в мастерской модистки. Эту работу, которую он впервые завершил в 1879 году, а затем перерабатывал до 1886 года.

Арлекин и Коломбина. 1884. 41 × 41 cm Бельведер, Вена (589x599, 126Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Арлекин и Коломбина. 1884 г. Бумага, пастель. 41 х 41 см.
Галерея Бельведер, Вена.

В 1879 году, после дальнейших похвал его работам, показанным на Четвертой выставке импрессионистов, Дега предложил опубликовать гравюры, включая работы Мэри Кассат, Писсарро и его самого, в журнале под названием «День и ночь» (Le Jour et la Nuit), но расстроил своих сотрудников, когда передумал и отказался от этой идеи.

Дега был прежде всего художником-фигуративистом и рисовал почти исключительно женщин. То, что, возможно, начиналось как обычное упражнение, предпринимаемое всеми художниками-фигуративистами, - рисование обнаженных фигур, стало доминировать в его поздних работах. В них Дега исследовал некоторые из самых интимных моментов в жизни женщины – то, в чем ему, возможно, не хватало никакого опыта, – и стремился усовершенствовать их форму.

1886 Baigneuse allongée sur le sol. Х, м. 48 х 87 m. ОРСЭ (700x399, 115Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Купальщица, лежащая на полу. 1886 г. Бежевая бумага, пастель. 48 х 87 м.
Музей Орсэ, Париж.

1880-е годы были периодом растущего успеха Дега, поскольку Дюран-Рюэль и другие дилеры показывали и продавали все больше его работ, что в конечном итоге облегчило его финансовое положение. Картины Дега, изображающие балет, по-прежнему пользовались большим спросом, и большинство из них продолжало его темы формы и движения.

1888-1892 Женщина, протирающая спину. пастель на бумаге, прикрепленная к картону, 70,9 x 62,4 см, Национальный музей западного искусства,  (615x700, 198Kb)
Эдгар Дега (1834-1917), Женщина, протирающая спину. 1888-1892 гг.
Бумага на картоне, пастель. 70,9 x 62,4 см. Национальный музей западного искусства,
Токио, Япония.
В его чуть более поздней картине «Женщина, протирающая спину» (1888-1892) почти идентичная фигура была
перенесена, чтобы стоять перед маленькой чашей на туалетном столике, протирая губкой свою правую поясницу.

1898 Голубые Танцовщицы., Бум, пастель, 64 х 64,6 см. ГМИИ (700x688, 205Kb)
Эдгар Дега (1834-1917). Голубые танцовщицы. 1898 гг. Бумага, пастель. 65 х 65 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

ФОТО Эдгар Дега, 1895 г. Гарвардский музей искусств  Музей Фогга, Кембридж, Массачусетс (700x497, 67Kb)
Эдгар Дега. Одна из последних фотографий 1895 г.


Дега никогда по-настоящему не увлекался пейзажной живописью или тем, что мы бы назвали мейнстрим-импрессионизмом, хотя он оказал ключевое влияние на это движение. Помимо других достижений, именно он был наставником Мэри Кассат, когда она развивала свои навыки гравюры.
В конце жизни Дега стал озлобленным, потерял большинство своих друзей, почти ослеп и уже не мог писать. Он умер в Париже 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Похоронен в семейном захоронении на кладбище Монмартр.
Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

ФОТО Sépulture de la famille de Gas, Paris, cimetière de Montmartre (4e division). (425x567, 62Kb)
Захоронение семьи Де га. Париж, кладбище Монмартр.

ИСТОЧНИКИ

1965 Зернов (422x480, 127Kb)1971 Письма (386x480, 64Kb)
1. Дега. 1834-1917. Альбом. Состав. и автор вступ. ст. Б.А. Зернов. Издательство «Советский художник», Москва-Ленинград, 1965 г. – 54 стр., илл. 2. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. Составление, хронология жизни и творчества Дега и примечания В. Прокофьева. Пер. с франц. М. Казениной. Пер. с англ Т. Полевой и Ю. Полева. Издательство «Искусство», Москва, 1971 г. – 304 стр., илл
1983 Румыния -НОВ (423x550, 101Kb)ДЕГА 2006 (391x550, 109Kb)
3. Radu Boureanu. Edgar Degas. Album. Editura Meridiane, Bucuresti, 1983. 80 p.,69 il. 4. Жоана Торрес Рамос. Эдгар Дега. Альбом-монография. Пер. с англ. Е.В. Старковой. Москва, Издательство «Айрис-пресс», 2006 г. 128 стр., цв. ил.

Sunrise on Impressionism: 19 Edgar Degas



(Продолжение серии следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ, ЧАСТЬ XVIII – ХУДОЖНИК ЭДГАР ДЕГА / EDGAR DEGAS (1834-1917) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»