Эдгар Дега (1834-1917). Автопортрет со шляпой, или Приветствие Дега. 1863 г.
Холст, масло. 92,5 х 66,5 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.
Из всех французских импрессионистов Эдгар Дега (1834-1917) был самым необычным. Он не только считал себя реалистом, а не импрессионистом, но и провел большую часть своей карьеры, вообще избегая писать пейзажи. Тем не менее, он был одним из главных организаторов Первой выставки импрессионистов в 1874 году и пригласил многих из тех, кто показывал там свои работы. Дега участник всех выставок импрессионистов, кроме Седьмой в 1882 году, в которой он отказался участвовать из-за того, что Огюст Ренуар и Клод Моне одновременно согласились участвовать в официальном Салоне в том же году.
Эдгар Дега (1834-1917). Автопортрет. 1855 г. Бумага на холсте, масло. 81,3 х 64,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (фр. Edgar Degas) родился 19 июля 1834 году в Париже в состоятельной семье. Его отец Пьер-Огюст де Га был банкиром, родом из Неаполя, Италия, а его мать-креолка Селестина Мюссон происходила из семьи торговцев хлопком из Нового Орлеана. Отец надеялся, что Эдгар изучит юриспруденцию с намерением работать в семейном бизнесе, но через несколько дней после окончания школы он зарегистрировался копиистом в Лувре и в коллекции гравюр Французской национальной библиотеки, намереваясь продолжить обучение искусству. К 1855 году он обеспечил себе место в Школе изящных искусств в Париже и незадолго до поступления туда встречался с Жаном-Огюстом Энгром.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Поля Вальпинсона (умер в 1894 г.). 1855 г.
Холст, масло. 40 х 32 см. Институт искусств, Миннеаполис, США.
Эдгар Дега учился у Луи Ламота, который, в свою очередь, учился у Энгра. Летом 1856 года Дега отправился в Италию, в Неаполь, а оттуда переехал в Рим, где оставался до лета 1857 года, посещая Французскую академию. Он продолжал копировать и писать скромные пейзажи и уличные сценки.
Проведя некоторое время с семьей в Неаполе, он провел зиму 1857-1858 годов в Риме, где познакомился с Гюставом Моро. Следующим летом он отправился к семье во Флоренцию, где остался копировать мастеров. Наконец весной 1859 года он вернулся в Париж, где нашел себе студию и работал над своим портретом семьи Беллелли и короткой серией исторических картин, призванных положить начало его карьере.
Эдгар Дега (1834-1917). Жена Кандавла. 1855-1856 гг. Холст, масло. 29 x 22 см.
Частное собрание.
Существует легенда о царе Лидии Кандавле, его молодой жене-красавице Ниссии
и телохранителе Гигесе, о которой говорится в «Истории» Геродота.
Еще одна из главных тем, проходящих через творчество Эдгара Дега, - это тема купающейся женщины. Его истоки восходят прямо к одной из его самых ранних сохранившихся картин. Считается, что Дега начал писать «Жену Кандавла» примерно в 1855–1856 годах, когда он был еще студентом, и до того, как уехал в Италию. Хотя вскоре после этого он отказался от нее и так и не завершил ее повествовательного содержания, фигура царицы Ниссии, раздетая и готовая лечь в постель, с таким же успехом могла купаться, выходить из ванны или вытираться после этого.
Эдгар Дега (1834-1917). Ашиль де Га в форме кадета. 1856 г. Холст, масло. 64,5 х 46,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Ашиль де Га (1838-1894) - брат художника, на четыре года младше Эдгара, окончил Морскую школу в звании младшего лейтенанта, служил в военно-морском флоте на боевом корабле и воевал в Франко-прусской войне в 1870 году. Умер в возрасте 56 лет.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет деда художника Гилера де Га. 1857 г.
Холст, масло. 53 х 41 см. Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет семьи Беллелли. 1858-1867 гг. Холст, масло. 200 х 253 см. Музей Орсэ, Париж.
В начале своей карьеры Дега написал несколько небольших портретов, но его первой крупной работой в этом жанре стала «Семья Беллелли», над которой он работал почти десять лет в период с 1858 по 1867 год. Общепризнано, что это один из его шедевров. Изображенная семья состоит из тети художника Лауры, ее мужа барона Дженнаро Беллелли и их дочерей Джулии и Джованны, которые жили во Флоренции. Подготовка Дега к этой картине была длительной и глубокой, с множеством набросков и этюдов, а также отдельной картиной маслом «Две кузины Дега», завершенной примерно в 1866 году.
Эдгар Дега (1834-1917). Савойская девушка. 1860 г. Холст, масло. 61 х 46 см.
Художественный музей школы дизайна Провиденс, штат Род Айленд, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Этюд обнаженной. 1860 г. Холст, масло. 53 х 62,5 см.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.
Эдгар Дега (1834-1917). Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание. 1860 г. Холст, масло. 109,5 x 155 см, Национальная галерея, Лондон.
Наиболее известной из исторических картин Дега является его «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» (1860), оригинальная тема которой, вероятно, основана на трудах Плутарха. Четыре девушки-спартанки слева насмехаются над пятью мальчиками-спартанцами справа, которые, кажется, позируют, но пока не реагируют на эти насмешки. Позади, в центре картины, группа спартанских матерей ведет дискуссию с Ликургом, который установил законы для Спарты, и одет в белое одеяние, стоя спиной к зрителю. Слева вдалеке находится гора Тайгет, откуда были сброшены негодные спартанские младенцы, чтобы посмотреть, выжили ли они и заслуживают ли жизни.
Эдгар Дега (1834-1917). Голгофа (копия с картины Андреа Мантеньи). 1861 г. Холст, масло. 69 х 93 см.
Музей изобразительных искусств, Тур, Франция.
Эдгар Дега (1834-1917). Семирамида строит Вавилон. 1861 г. Холст, масло. 151,1 х 258 см.
Музей Орсэ, Париж.
Начатая в 1860 году, «Семирамида строит Вавилон» оставалась в мастерской Дега до его смерти. На картине изображена мифологическая сцена: Семирамида, царица Ассирии и основательница Вавилона, стоит на одном из берегов реки Евфрат, созерцая строительство города, ставшего одним из семи чудес света. Некоторые детали в композиции картины предполагают, что Дега провел исторические исследования для нее.
Эдгар Дега (1834-1917). Похищение сабинянок (копия с картины Никола Пуссена). 1862 г.
Холст, масло. 149,8 x 201 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Сцена скачек с препятствиями: упавший жокей. 1866 г.
Переработано в 1880-1881 и 1897 г. Холст, масло. 180 x 152 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В 1861 году Дега начал навещать бывшего школьного друга в его загородном поместье и заинтересовался скачками. Это вдохновило его на несколько картин, в том числе на «Сцену скачек с препятствиями: упавший жокей», которую он завершил и выставил в Салоне в 1866 году, затем переработал в 1880-1881 годах и еще примерно в 1897 году. На картине изображены крупным планом скачки с препятствиями, при которых лошади перепрыгивают ограждения. Две лошади, стоящие бок о бок, потеряли своих всадников, а под ними изображен жокей в своих скаковых шелках, лежащий на спине, по-видимому, без сознания.
Эдгар Дега (1834-1917). На ипподроме. 1860-1862 гг. Холст, масло. 42,8 х 65 см.
Базельский художественный музей, Швейцария.
Эдгар Дега (1834-1917). Джентльменская гонка. Перед стартом. 1862 г. Холст, масло. 48,5 x 61,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет художника и коллекционера Леона Бонна (1833-1922).
1863 г. Холст, масло. 43 х 36 см. Музей Бонна, Байон, Франция.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет сестры художника Терезы де Га. 1863 г.
Холст, масло. 89 x 67 см. Париж Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдмонда и Терезы Морбилли (после замужества). 1864 г.
Холст, масло. 117,1 x 89,9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, сидящая около вазы с цветами, или Женщина с хризантемами
(Мадам Поль Вальпинсон). 1865 г. Холст, масло. 73,7 x 92,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834-1917). Аллегорическая сцена средневековой войны (Несчастья Нового Орлеана).
1865 г. Бумага на холсте, масло. 85 х 147 см. Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Две кузины Дега (Сестры Джованна и Джулия Беллоли). 1866 г.
Холст, масло. 92 х 73 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес, штат Калифорния, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Эварист де Валерн и автопортрет Дега (справа). 1865 г.
Холст, масло. 116 х 89 см. Музей Орсэ, Париж
Эварист Бернарди Де Валерн (1816-1896) - французский живописец, ученик Делакруа. Разорившись и не добившись успеха как художник, де Валерн вернулся в свой родной город Карпентра, где жил в бедности и зарабатывал на жизнь, давая уроки рисования
Весной 1867 года Дега начал посещать собрания Эдуарда Манэ (с которым он впервые познакомился, копируя в Лувре в 1862 или 1864 году) и его кружок в кафе Гербуа, вовлекая его в зарождение движения импрессионистов.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдуарда Мане с женой. 1868-1869 гг. Холст, масло.
Городской художественный музей Китакюсю, Япония.
Эдгар Дега однажды нарисовал портрет жены Эдуара Манэ - Сюзанны - за роялем и самого художника, который слушает ее, сидя на диване. В ответ Манэ подарил ему картину «Сливы». Но в том, как Дега написал Сюзанну, что-то Манэ не понравилось, и, не долго думая, он просто вырезал жену с холста, оставив только себя на диване, а разгневанный Дега залатал холст справа, чтобы переписать его, но в итоге портрет так и не был дописан.
Эдгар Дега (1834-1917). Голова молодой женщины. 1867 г. Холст, масло. 27 х 22 см.
Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Эдмонда и Терезы Морбилли. 1867 г.
Холст, масло. 116 х 88 см. Музей изобразительного искусства Бостона, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет мадемуазель Эжени Фиокр в балете «Источник».
1867-1868 гг. Холст, масло. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Тема балета у Дега впервые появилась в портрете мадемуазель Фиокр в балете «Источник», который он написал в 1867-1868 годах. Эта сложная жанровая работа была результатом намерения художника написать «современную жизнь» на фоне его предыдущих исторических картин. Балет «Источник» был написан Лео Делибом и Леоном Минкусом, мировая премьера в постановке Артура Сен-Леона состоялась в балете Парижской оперы 12 ноября 1866 года. Главную роль исполнила Эжени Фиокр, персонаж картины Дега. Премьера стала крупным событием: на предварительной генеральной репетиции присутствовали Энгр и Джузеппе Верди.
Эдгар Дега (1834-1917). Интерьер (Изнасилование). 1868-1869 гг. Холст, масло. 81,3 x 114,3 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Примерно в это же время Дега написал одну из своих самых загадочных работ «Интерьер» (1868-1869), которая стала широко известна как «Изнасилование», но не поддалась никаким попыткам дать устойчивое прочтение. Мужчина и женщина находятся вместе в спальне. Мужчина стоит в правом углу, прислонившись к двери спальни, и пристально смотрит на женщину, отвернувшуюся от раскрытого чемодана. Он довольно хорошо одет, в черном пиджаке, черном жилете и светло-коричневых брюках…Считается, что эту композицию вдохновило описание брачной ночи в романе Эмиля Золя «Тереза Ракен» - ночи после свадьбы Терезы с ее любовником и убийцей ее первого мужа.
Эдгар Дега (1834-1917). Гладильщица. 1869 г. Холст, масло. 92,5 х 73,5 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Примерно в то же время Дега начал писать серию работ, изображающих прачек. «Гладильщица» (около 1869), показывает одну из армии женщин, занятых или порабощенных этим занятием в Париже в то время. Женщина молода, но стоит как автомат, бесстрастно глядя на зрителя. Ее правая рука водит старым чугунным утюгом по расстеленному перед ней белому белью. Ее левая рука безвольно свисает вдоль тела, а глаза опухли от недосыпа...
Эдгар Дега (1834-1917). Пляж во время отлива. 1869-1870 гг. Бумага, пастель, 18 х 31 см. Частное собрание.
В 1869 году Дега отправился в путешествие, сначала в Брюссель, где продал несколько своих картин, затем летом на северное побережье Франции, где посетил Манэ и написал пейзажи пастелью на побережье Нормандии. Среди них «Пляж во время отлива» (1869-1870), который подчеркивает плоскостность и пустоту. Они резко контрастируют со всеми его предыдущими работами с их расплывчатыми формами.
Эдгар Дега (1834-1917). Фальстарт. 1869 г. Холст, масло. 32,1 x 40,3 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет леди Гауэр и ее дочери. 1868-1870 гг.
Холст, масло. 68 х 43 см. Частное собрание.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет художника Джеймса Тиссо (1836-1902).
1867-1868 гг. Холст, масло. 151,4 х 111,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Начало Франко-прусской войны в июле 1870 года побудило Дега записаться добровольцем в Национальную гвардию в Париже. Его первая служба была в артиллерийском подразделении, которым командовал Анри Руар, ставший другом на всю жизнь. Летом следующего года Дега начал беспокоиться о своем зрении, в частности о развивающейся у него светобоязни. Тем не менее, когда жизнь в Париже стала медленно возвращаться в нормальное русло после Коммуны, Дега посетил художника Джеймса Тиссо в Лондоне и, вероятно, впервые вступил в контакт с арт-дилером Дюран-Рюэлем, который купил у Дега три работы в начале 1872 года.
Эдгар Дега (1834-1917). Оркестр в опере. Около 1870 г. Холст, масло. 56,5 х 45 см.
Музей Орсэ, Париж.
Дега затронул тему балета, рисуя своего друга Дезире Дио, который играл на фаготе в оркестре Парижской оперы. Возможно, это было написано еще в 1868 году или около 1870 года, и это был один из серии видов оркестра из четырнадцати человек, как будто он был виден из зала. На каждом изображена соблазнительно подсвеченная сцена с танцовщицами, за которыми последовал Дега.
Эдгар Дега (1834-1917). Музыканты оркестра. 1871-1872 гг. Холст, масло. 62 х 49 см.
Художественный музей Франкфурта-на-Майне, Германия.
Эдгар Дега (1834-1917). Балет Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол». 1871 г.
Холст, масло. 66 x 54,3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Лоренцо Пагана и Огюста де Га, отца художника.
1871-1872 гг. Холст, масло. 54,5 x 40 см. Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Рассерженные (Sulking). 1870 г. Холст, масло. 32,4 х 46,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834-1917). Лошади на лугу. 1871 г. Холст, масло. 31,8 х 40 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Редкий для Дега пейзаж «Лошади на лугу» (1871) особенно интересен тем, что включает в себя индустриальные элементы в виде дымящихся фабричных труб и пароходов на реке позади. Они часто упоминаются как характерные в картинах импрессионистов, но в равной степени типичны и для стремления Дега к изображениям, демонстрирующим «современную жизнь».
Эдгар Дега (1834-1917). Художник Людовик Лепик и его дочери. 1871 г. Холст, масло. 66,5 х 81 см.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет мадемуазель Гортензии Вальпинсон. 1871 г. Холст, масло. 75,5 х 113,6 см.
Институт искусств Миннеаполиса, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Мари Дио за фортепиано. 1869-1872 гг.
Холст, масло. 45 x 32,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцкласс. 1871 г. Дерево, масло. 20 х 27 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834-1917). Фойе оперного театра на улице Ле Пелетье. 1872 г. Холст, масло. 33 х 46 см.
Музей Орсэ, Париж.
«Фойе оперного театра на улице Ле Пелетье» (1872) - еще одна сцена, действие которой разворачивается
в репетиционном зале оперного театра.
Эдгар Дега (1834-1917). Бюст полуобнаженной женщины. 1872 г.
Дерево, масло. 32,5 x 24 см. Частное собрание.
Эдгар Дега (1834-1917). Мадам Рене де Га. 1872-1873 гг. Холст, масло. 72,9 x 92 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Мадам Рене де Га (1872-1873) - двоюродная сестра и свояченица Дега Эстель Муссон Бальфур де Га, которая, как и художник, страдала от ухудшения зрения. Это одна из самых трогательных картин Дега с ее нежными, приглушенными тонами и красками.
Эдгар Дега (1834-1917). В кафе, или Абсент. 1873 г. Холст, масло. 92 х 68,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Знаменитая картина, иногда известная как «В кафе», но чаще как перевод ее альтернативного названия «Абсент» (1873), представляет еще более мрачный взгляд на жизнь и перспективы «современной женщины». Действие происходит в парижском кафе, женщина и мужчина сидят рядом друг с другом за столиком. Она одета в дешевую безвкусную одежду. Она пусто смотрит в землю с печальным и задумчивым выражением лица. Перед ней графин с водой и большой стакан с абсентом. Добавленные в него алкалоиды усиливали аддиктивные свойства по сравнению с другими алкогольными напитками и повреждали мозг. Женщина знает, что ее дни сочтены, и уже раньше видела, как другие напиваются до смерти.
Эдгар Дега (1834-1917). Еще одна гладильщица. 1873 г. Холст, масло. 54,3 x 39,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцевальный класс. 1873 г. Холст, масло. 47,6 х 62,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В 1870-х годах Дега изменил направление своего творчества, перейдя от исторической живописи к изображению «современной жизни», что было частью программы импрессионистов. 19 октября 1872 Эдгар вместе с братом Рене отправляются в Америку, где зиму 1872-1873 годов они проводят в гостях у семьи своей матери в Новом Орлеане, и где Дега написал несколько картин, в т.ч. и контору по торговле хлопком (1873).
Эдгар Дега (1834-1917). Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873 г. Холст, масло. 74 х 92 см.
Музей изящных искусств города По, Франция.
Откровенно жанровая картина, она содержит несколько семейных портретов и имеет повествовательный фон, на котором изображен покупатель хлопка, посещающий хлопковую контору в Муссоне. Считается, что Дега надеялся продать эту работу Коттриллам, семье британских производителей хлопка, и она была выставлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Это небольшое семейное коммерческое объединение в образе, в котором преобладают праздность и сладкая жизнь, отражает положение Дега и его семьи в то время.
Эдгар Дега (1834-1917). Внутренний двор дома в Новом Орлеане (Дети на ступеньках, Новый Орлеан).
1872-1873 гг. Холст, масло. 60 х 75 см. Музей искусства и дизайна, Копенгаген, Дания.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица, позирующая фотографу (Танцовщица перед окном).
1873-1875 гг. Холст, масло. 65 х 50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
«Танцовщица, позирующая фотографу (Танцовщица перед окном)» 1873-1875 годов - один из ранних портретов танцовщиц Дега, хранящихся в российских музеях - Эрмитаже и Пушкинском музее. Всего у нас находится 11 работ Дега – одна единственная картина маслом («Голубые танцовщицы», 1898) и 10 пастелей на картоне и бумаге из дореволюционных собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.
Эдгар Дега (1834-1917). Репетиция на сцене. 1874 г. Бумага на холсте, пастель. 53,3 x 72,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Репетиция на сцене» (1874) была написана пастелью поверх рисунка кистью.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцкласс. 1874 г. Холст, масло. 83 х 76 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
После своего возвращения в апреле 1873 года из Америки в Париж, Дега и Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Сезанн сформировали группу, которая организовала Первую выставку импрессионистов в 1874 году. Его 10 работ, показанные на этой выставке, были одними из немногих, удостоенные похвалы критиков, и перечислены в каталоге как №№ 54-63:
Экзамен по танцам в театре,
Танцевальный класс,
Интерьер за кулисами,
Прачка (масло),
Старт гонки (эскиз, рисунок)
Фальстарт,
Репетиция балета на сцене,
Прачка (пастель)
После ванны. Этюд,
На скачках в провинции.
Эдгар Дега (1834-1917). Скачки в Лоншане. 1873-1875 гг. Холст, масло. 34 х 41,9 см.
Музей изобразительного искусства Бостона, США.
Эдгар Дега (1834-1917). На скачках. Жокеи-любители. 1876-1887 гг. Холст, масло. 66 х 81 см.
Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия).
1875 г. Холст, масло. 78,4 х 117,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина происходит из собрания Герстенберга Шарфа из Берлина, полученная в результате репараций
после Второй мировой войны, плюс еще 4 трофейных картины Дега и картины других импрессионистов.
Эдгар Дега (1834-1917). Мадам Жанто у зеркала. 1875 г. Холст, масло. 70 х 84 см. Музей Орсэ, Париж.
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина с собакой. 1875-1880 гг. Холст, масло. 40 48 см.
Национальная галерея Норвегии, Осло.
Эдгар Дега (1834-1917). Кафешантан. 1876-1877 гг. Холст, масло. 37 х 27 см.
Музей изящных искусств Лиона, Франция
Эдгар Дега (1834-1917). Женщины, расчесывающие волосы. 1875-1876 гг. Бумага на холсте, масло. 32,4 x 46 см.
Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Другим повторяющимся мотивом, который появляется в более поздних работах Дега, были женщины,
расчесывающие свои волосы, написанные примерно в 1875-1876 годах
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщицы на репетиции. 1875-1877 гг. Картон, пастель. 50 х 63 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Пастельная картина Дега, изображающая танцовщиц на репетиции (1875-1877), изображает сцену
с балеринами в новом зале и новой обстановке.
Начиная с 1870-х годов Дега написал ряд работ, демонстрирующих все мыслимые аспекты балета Парижской оперы и его танцовщиц. Они, как правило, делятся на две основные группы: работы, посвященные отдельным балеринам и небольшим группам, и более сложные композиции с участием большого количества персонажей.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщицы, репетирующие у станка. 1877 г. Холст, смешанная техника. 75,6 х 81,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Танцовщицы, репетирующие у станка» 1877 года, являются связующим звеном между этими двумя группами, демонстрируя двух танцовщиц на тренировке. Внимание Дега разделено между их формой и более обширной композицией, включающей реквизит вроде лейки.
Эдгар Дега (1834-1917). Балет в Парижской опере. 1877 г. Кремовая бумага, пастель поверх монотипии.
35,2 x 70,6 см. Институт искусств Чикаго.
В своей картине пастелью «Балет в Парижской опере» (1877) Дега превращает зрителей и музыкантов в кино,
а сцену - в танцоров.
Эдгар Дега (1834-1917). Звезда балета (Розита Маури) 1878 г. Бумага, пастель. 58 х 42 см.
Музей Орсэ, Париж.
Среди картин и рисунков Дега много изображений великих танцовщиц того времени: «Звезда балета» изображает приму-балерину Розету Маури (1850-1923), которая присоединилась к Парижской опере в 1878 году, и была написана Эдуардом Манэ, Ренуаром, Леоном Бонна, Андерсом Цорном и другом Дега Людовиком-Наполеоном Лепик, и которую неоднократно фотографировал Надар (в студии которого проходила Первая выставка импрессионистов). Однако именно Дега изобразил ее в движении во время балета.
Эдгар Дега (1834-1917). Раскланивающаяся танцовщица (Танцовщица в зеленом).
1877-1879 гг. Бумага, пастель, гуашь. 64 x 36 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
«Раскланивающаяся танцовщица (Танцовщица в зеленом)» (1877-1879) развивает эти темы, используя необычное сочетание пастели и гуаши. На переднем плане его инновационного вида сверху балерины в зеленом находятся в движении. Это полное развоплощение, которое усиливается контрастом с головой и плечами только одной из нескольких танцовщиц.
Эдгар Дега (1834-1917). Во время урока танцев: мадам Кардинал. 1878 г. Холст, масло. 81 х 76 см.
Художественный музей Филадельфии, Пенсильвания.
«Во время урока танцев: мадам Кардинал», написанная в 1878 году, на первый взгляд, является одной из самых загадочных из этих картин. Три танцовщицы репетируют в левом углу перед большим зеркалом. Отражение в этом зеркале показывает не только спины этих балерин, но и вид Парижа за окном. Только последние два слова в названии этой картины дают жизненно важный ключ к ее прочтению: мадам Кардинал - главная героиня серии романов, написанных Людовиком Халеви, другом детства Дега. Наиболее известным из них является сборник под названием «Кардинал», который был опубликован в 1883 году.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица и дама с веером. 1878 г. Бумага, пастель. 40 х 50 см.
Художественный музей школы дизайна Провиденс, штат Род Айленд, США.
Эдгар Дега (1834-1917). Певица из кафештана (Певица с перчаткой). 1878 г.
Холст, смешанная техника. 53 х 41 см. Художественный музей Фогга, Кембридж,
штат Массачусетс, США.
Эдгар Дега (1834-1917). День рождения мадам. 1878-1879 гг. Бумага, пастель поверх монотипии.
Музей Пабло Пикассо, Париж.
Дега также много рисовал в некоторых из многочисленных публичных домов Парижа, создав по крайней мере значительную серию монотипий, включая это изображение девушек в одном из них, празднующих день рождения своей мадам (1878-1879), которое перекрашено пастелью. Он неизбежно уделяет внимание форме, но, похоже, также хотел задокументировать этих женщин в их рабочей среде.
Эдгар Дега (1834-1917), Звезда балета: танцовщица на пуантах. 1878-1880 гг. Бумага, пастель, гуашь.
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния. Викисклад.
Интерес Дега балеринам в балете включал в себя представление их формы в движении. Картина «Звезда балета: танцовщица на пуантах», написанная примерно в 1878-1880 годах, демонстрирует его новаторские попытки «стоп-кадра» балерин в движении, как он делал ранее с жокеями на скачках.
Около половины прижизненных работ Эдгара Дега - это рисунки и живописные полотна, изображающие балет и его танцоров. Эта всепоглощающая одержимость танцем развилась только в конце 1870-х годов, но доминировала в его творчестве на протяжении 1880-х годов и далее в некоторых из его последних картин. Дега был первым художником, уделившим балету сколько-нибудь реальное внимание, и вдохновил других сделать то же самое.
Эдгар Дега (1834-1917). Мисс Лала в цирке Фернандо. 1879 г. Холст, масло. 117,2 x 77,5 см.
Национальная галерея, Лондон.
Дега продолжал проявлять интерес к форме и движению, когда в начале 1879 года он сделал этюды для «Мисс Лала в цирке Фернандо» (1879) - еще одна тема в его портфолио «современная жизнь». Артистка произвела впечатление на большую аудиторию своей способностью поддерживать себя зубами.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет писателя Луи Эдмона Дюранти (1833-1880). 1879 г.
Холст, темпера, пастель, гуашь. 128 x 128,6 см. Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия.
Портрет Эдмона Дюранти (1879), необычен для Дега, т.к. написан гуашью с пастелью на холсте, представляет собой полный контраст. Дюранти был другом художника, романистом и искусствоведом. Эта картина была показана на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году, где вызвала восторженные отзывы.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица. Этюд. 1880 г. Бумага, пастель, уголь. 48,9 x 31,8 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Этюды и эскизы Дега, такие как «Танцовщица», выполненные пастелью и углем примерно в 1880 году,
демонстрируют его неизменный акцент на форме.
Эдгар Дега (1834-1917). Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. 1881 г. Бронза.
Скульптура отлита в 1922 году. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Единственной скульптурой, которую Дега экспонировал при жизни, была «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (1881), и которая была осуждена даже самыми признательными критиками как уродливая, когда была показана на Шестой выставке импрессионистов в 1881 году. После его смерти в его студии было найдено около 150 восковых скульптур: купающиеся женщины, танцовщицы и многое другое.
Самая удивительная идея Дега - одеть танцовщицу в настоящую одежду: пачка была настоящей, каркас был покрыт жёлтым воском. «Четырнадцатилетняя танцовщица» находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал: «Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе - слишком большая ответственность - этот материал вечен». Восковой оригинал хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Эдгар Дега (1834-1917). Гладильщицы. 1884-1886 гг. Холст, масло. 76 х 82 см. Музей Орсэ, Париж.
Жизнь и творчество Дега были пронизаны загадками и противоречиями. Он не писал «впечатления», как другие французские импрессионисты, и всегда в первую очередь заботился о форме, а не о цвете. За исключением, конечно, его пейзажей, где форма иногда совсем таяла. Он также использовал тонкие цветовые «гармонии» и контрасты во многих своих картинах. Он отказался от повествовательной живописи ради изображений «современной жизни».
Апофеоз Дега. Фотография 1885 г. Музей Орсэ, Париж.
Фотография, названная «Апофеоз Дега», была сделана в 1885 году в Дьеппе, где художник гостил со своими друзьями, семейством Галеви. Фото сделал Уолтер Барнс, друг Дега, тоже живописец, как пародию на картину Энгра «Апофеоз Гомера»
Эдгар Дега никогда не был женат и даже, насколько можно судить, не имел романтических отношений, но его работы почти исключительно о женщинах и о том, что касается женщин. Хотя миф о Дега утверждает, что он был женоненавистником, он оказал безграничную помощь трем великим женщинам-импрессионисткам, особенно Мэри Кассат. Его картины также дают необычайно проницательное представление о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться многим женщинам в то время.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица. 1881-1883 гг. Бумага, пастель. 62 х 49 см.
Музей Орсэ, Париж.
На чуть более ранней пастели 1881-1883 годов, известной просто как «Танцовщица», изображена балерина, нагибающаяся до левой лодыжки, во многом так же, как Дега изобразил в «Ожидании» того же периода.
Наконец, какие четыре картины Эдгара Дега наиболее запомнились автору этой статьи?
Первым, несомненно, является портрет мадам Рене де Га (1872-1873), приведенный выше, который является одним из самых нежных и трогательных портретов века и стоит рядом с портретами великих мастеров прошлого.
Эдгар Дега (1834-1917), Урок танца. Около 1879 г. Холст, масло. 38 x 88 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Вторая - «Урок танца» (около 1879 года), представляющая собой краткое изложение его многочисленных в высшей степени оригинальных картин балета с их бестелесными фигурами, формой, движением и трудностями, которые пришлось пережить танцовщицам.
Эдгар Дега (1834-1917), Ожидание. Около 1882 г. Бумага, пастель. 48,3 x 61 см. Музей Дж. Пола Гетти,
Лос-Анджелес, Калифорния.
Третья – «Ожидание» (около 1882 года), одна из его самых загадочных картин, которая объединяет танцовщицу и «современную женщину» в загадке, не имеющей решения. Одна из его самых простых композиций, это также один из его самых запоминающихся образов.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Мэри Кассат. 1880-1884 гг. Холст, масло. 73,3 x 60 см.
Национальная портретная галерея, Вашингтон.
Портрет Мэри Кассат, написанный Дега в 1884 году, представляет собой восхитительный и очень личный набросок величайшей протеже Дега, которая во многих отношениях была так похожа на Дега. Точно так же, как поступил бы Дега, позже Кассат возненавидела это и говорила другим, что «не хотела, чтобы кто-нибудь знал, что я позировала для этого».
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина в ванне. 1883 г. Бумага, пастель. 70 x 70 см. Галерея Тейт, Лондон.
Первая картина Дега, изображающая купающуюся женщину, появилась примерно в 1876 году. В 1880-х годах эта тема стала доминировать во многих его работах, доходя до одержимости. Пастель Дега «Женщина в ванне», написанная в 1883 году, устанавливает некоторые основные правила. Женщина обычно принимает процедуру в большой металлической ванне или в тазу, в спальне, но воды в ней почти не видно. Она занята тем, что вытирается, или готовится к предстоящему дню. Она может быть одна, как здесь, или в сопровождении горничной. Художница проявляет большое внимание к форме купальщиц, которые часто изображены в необычной позе, иногда кажущейся совершенно неестественной.
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, вытирающаяся после ванны. Около 1885 или 1876-1877 гг.
Бумага, пастель поверх монотипии. 43 х 58 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния.
«Женщина, вытирающаяся после ванны», написана пастелью поверх монотипии и датируется,
как одна из его первых работ, изображающих купающуюся женщину в 1876-1877 году.
Большинство картин Дега, изображающих купающихся женщин, были выполнены пастелью, но есть также много эскизов, некоторые из которых были выполнены маслом, а некоторые написаны пастелью поверх монотипных гравюр. На большинстве пастельных тонов нанесены вертикальные (или крутые диагональные) штрихи, придающие им грубую текстуру даже на теле купальщиц.
Эдгар Дега (1834-1917). Женщина, расчесывающая волосы. 1885 г. Бумага, пастель. 52 х 51 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
На пастели Дега, изображающей женщину, расчесывающую волосы, примерно 1885 года, она вышла из ванны
и сидит на большом белом полотенце, проводя расческой по своим длинным волосам.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцующие в поклоне. 1885 г. Бумага, пастель. 36 х 49 см. Частное собрание.
На картине пастелью «Танцующие в поклоне» 1885 года Дега изображает двух танцовщиц, кланяющихся в конце представления, а кордебалет, сцепив руки, стоит позади них. Это сочетает в себе действие наклона вперед в стандартной манере, используемой танцорами с повторяемой формой.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица, поправляющая туфлю. 1885 г. Бумага, пастель. 47,6 x 59,7 см.
Галерея Диксон и Гарден, Мемфис, Теннесси.
«Танцовщица, поправляющая туфлю» (1885) - это этюд немного более сложной позы, в которой танцовщица поправляет левую туфлю правой рукой, а ее левая рука находится на сгибе правого локтя. Это придает ее голове, рукам и левой ноге очень необычную и компактную структуру, которая выглядит совершенно отдельно от ее согнутой правой ноги.
Эдгар Дега (1834-1917), Женщина в ванне. 1886 г. Бумага, пастель. 70 х 70 см.
Музей Хилл-Стеда, Фармингтон, штат Коннектикут, США.
Последняя «Женщина в ванне» (около 1886 года), одно из его самых совершенных выражений о форме, выполненное в ярких текстурах пастели.
Когда некоторые из этих картин, изображающих купающихся женщин, были показаны на Восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году, они вызвали бурю негодования из-за их кажущегося уродства и убожества, а не сексуальности.
Эдгар Дега (1834-1917). Мастерская модистки. 1879-1886 гг. Холст, масло. 100 x 110,7 см.
Институт искусств Чикаго.
Другим аспектом «современной жизни», вдохновившим Дега на серию картин, было процветающее ремесло изготовления женских шляпок, показанное в мастерской модистки. Эту работу, которую он впервые завершил в 1879 году, а затем перерабатывал до 1886 года.
Эдгар Дега (1834-1917). Арлекин и Коломбина. 1884 г. Бумага, пастель. 41 х 41 см.
Галерея Бельведер, Вена.
В 1879 году, после дальнейших похвал его работам, показанным на Четвертой выставке импрессионистов, Дега предложил опубликовать гравюры, включая работы Мэри Кассат, Писсарро и его самого, в журнале под названием «День и ночь» (Le Jour et la Nuit), но расстроил своих сотрудников, когда передумал и отказался от этой идеи.
Дега был прежде всего художником-фигуративистом и рисовал почти исключительно женщин. То, что, возможно, начиналось как обычное упражнение, предпринимаемое всеми художниками-фигуративистами, - рисование обнаженных фигур, стало доминировать в его поздних работах. В них Дега исследовал некоторые из самых интимных моментов в жизни женщины – то, в чем ему, возможно, не хватало никакого опыта, – и стремился усовершенствовать их форму.
Эдгар Дега (1834-1917). Купальщица, лежащая на полу. 1886 г. Бежевая бумага, пастель. 48 х 87 м.
Музей Орсэ, Париж.
1880-е годы были периодом растущего успеха Дега, поскольку Дюран-Рюэль и другие дилеры показывали и продавали все больше его работ, что в конечном итоге облегчило его финансовое положение. Картины Дега, изображающие балет, по-прежнему пользовались большим спросом, и большинство из них продолжало его темы формы и движения.
Эдгар Дега (1834-1917), Женщина, протирающая спину. 1888-1892 гг.
Бумага на картоне, пастель. 70,9 x 62,4 см. Национальный музей западного искусства,
Токио, Япония.
В его чуть более поздней картине «Женщина, протирающая спину» (1888-1892) почти идентичная фигура была
перенесена, чтобы стоять перед маленькой чашей на туалетном столике, протирая губкой свою правую поясницу.
Эдгар Дега (1834-1917). Голубые танцовщицы. 1898 гг. Бумага, пастель. 65 х 65 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Эдгар Дега. Одна из последних фотографий 1895 г.
Дега никогда по-настоящему не увлекался пейзажной живописью или тем, что мы бы назвали мейнстрим-импрессионизмом, хотя он оказал ключевое влияние на это движение. Помимо других достижений, именно он был наставником Мэри Кассат, когда она развивала свои навыки гравюры.
В конце жизни Дега стал озлобленным, потерял большинство своих друзей, почти ослеп и уже не мог писать. Он умер в Париже 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Похоронен в семейном захоронении на кладбище Монмартр.
Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Захоронение семьи Де га. Париж, кладбище Монмартр.
ИСТОЧНИКИ
1. Дега. 1834-1917. Альбом. Состав. и автор вступ. ст. Б.А. Зернов. Издательство «Советский художник», Москва-Ленинград, 1965 г. – 54 стр., илл. 2. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. Составление, хронология жизни и творчества Дега и примечания В. Прокофьева. Пер. с франц. М. Казениной. Пер. с англ Т. Полевой и Ю. Полева. Издательство «Искусство», Москва, 1971 г. – 304 стр., илл
3. Radu Boureanu. Edgar Degas. Album. Editura Meridiane, Bucuresti, 1983. 80 p.,69 il. 4. Жоана Торрес Рамос. Эдгар Дега. Альбом-монография. Пер. с англ. Е.В. Старковой. Москва, Издательство «Айрис-пресс», 2006 г. 128 стр., цв. ил.