Наталья Игоревна Нестерова. Фотография, ноябрь 2012 г.
Наталья Нестерова (1944-2022) относится к тем фигурам, по поводу которых в арт-сообществе наблюдается редкий консенсус. Ее одинаково ценят как официальные власти, так и нынешние молодые коллекционеры, собирающие концептуализм. Ее работы есть в коллекциях нескольких десятков отечественных музеев, а также в таких важных собраниях, как Музей Людвига и Музей Гуггенхейма. Заслуженный художник РФ (1994), лауреат Госпремии (1998), действительный член Российской академии художеств (2001), она с конца 1980-х жила на три страны — во Франции, США и России. Последние десятилетия Наталья Игоревна преподавала живопись на кафедре сценографии в ГИТИСе. Эти обстоятельства приводили к тому, что она ускользала от взглядов российской арт-критики — о ней писали меньше, чем она заслуживала. Но она и не гналась за излишней публичностью. Она была бесконечно требовательным к себе, углубленным в свое искусство и работу интровертом.
Наталья Нестерова на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея».
Фотография Виталия Левитина, 2013 г.
Натальи Нестеровой мгновенно узнавались в любой сборной экспозиции, на любой стене. Птицы, пасьянсы, люди на курорте - сидящие в шезлонгах, прогуливающиеся по набережной, поедающие арбуз. Курорт, этот советский рай, был ее излюбленным мотивом. (Позднее отдыхающие на пляже уступили место горожанам, бродящим, как сомнамбулы, по улицам, а еще позже - религиозным сюжетам в неканонической интерпретации.) Сейчас, по прошествии 30 лет после распада СССР, эти герои и сюжеты кажутся позднесоветской dolce vita, хотя тогда мы думали, что вот оно — бренность и тлен, скука и мещанство, во всем этом «комфорте» творческий человек задыхается. Картины Натальи Нестеровой похожи на притчи. Время на них как таковое отсутствует. Вечность ее всегда интересовала больше сиюминутного. Не случайно важное место в ее творчестве занимают произведения на библейские темы.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Под тентом. 2016 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Из серии «Курорт». Лето. 2016 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Из серии «Курорт». Осень. 2016 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Из серии «Курорт». Зима. 2016 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Из серии «Курорт». Весна. 2016 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Желтые цветы. 2016 г. Бумага, акрил. 49 х 64 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Официант. Часть квадроптиха. 2016 г.
Бумага, акрил. 60 х 44 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мия. 2016 г. Бумага, акрил. 61 х 45 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Берег. 2016 г. Холст, масло. 80 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пушинка. 2016 г. Бумага, акрил. 64 х 49 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон. 2016 г. Бумага, акрил. 65 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шляпы. 2016 г. Холст, масло. 105 × 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталья Нестерова на своей выставке в галерее «Виктория». Самара, 2012 г.
Нестерова превосходно передавала именно вот это состояние «не хватает воздуха» — тяжелого, как патока, пространства, и все ее отдыхающие и гурманы, любители дружеских посиделок и карточных игр кажутся немножко арестантами в тюрьме. Сегодня ее понятные и сильные метафоры неожиданно получили второе дыхание. Как выяснилось, она нашла ключ и описала «гений места» не просто определенного десятилетия, но нечто, имманентно присущее этой части суши.
Сюжеты картин Натальи Нестеровой можно обозначить как жанровые, решенные в ироническом ключе: праздничные гуляния, отдых на берегу моря, игра в карты, визиты в кафе, отдых на пляже. Но лица часто превращаются в маски, фигуры застывают в нелепых позах, вещи - в странных положениях. Нестеровские персонажи умирают от скуки и одиночества, они страдают от пустоты и суеты. В образах, создаваемых художницей, реальные люди преображаются в героев мистического Времени, магического Пространства и таинственного Бытия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Адам и Ева. Диптих. 2017 г. Холст, масло. 152,4 х 203,2 см.
Галерея Hal Bromm Gallery Нью-Йорк Inc. Картина продана за $38.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). С охоты. Диптих. 2016 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Frida Project Foundation, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Приморский диптих. 2017 г. Холст, масло. 76 x 132 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Облака. 2016 г. Холст, масло. 120 × 90 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). «31 декабря». 2017 г. Холст, масло. 80 х 90 см.
Музей-заповедник «Абрамцево»
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дамы наблюдают за самолетом. 2017 г. Холст, масло. 76,2 х 101,6 см.
Галерея Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Скачки. 2017 г. Холст, масло. 80 × 100 см. Аукцион Artinvestment.ru, 2020 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты, зимнее окно. 2017 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шляпа с птицей. 2017 г. Холст, масло. 61 х 45,7 см.
Галерея Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1-2. Станция метро «Площадь Революции. 2017 г. Холст, масло. 100 х 80 см. (каждая). Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур М.Г. Манизер.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Памяти скульптора А.А. Древина (1921-1996). Памятник баснописцу
И.А. Крылову. Из цикла «Москва». 2018 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Наталья Нестерова. Фотография 2013 г.
Картины Нестеровой созданы для неторопливого созерцания, и свои тайны они раскрывают далеко не сразу. Они требуют определенной податливости магии искусства, но для зрителей, которые готовы поддаться их волшебству, потраченное на это время, этот самый ценный и наименее ценимый из человеческих даров, будет чудесным образом вознаграждено.
Картины Нестеровой предельно экспрессивны: есть в них и необъяснимая магия цвета. Нестерова пишет не по видению, а по знанию. Все кажется простым, но в этой простоте заключена особая тайна ее живописи, так как брутальная, нагруженная фактура создает ощущение особой энергии. Живопись Нестеровой чрезвычайно эмоциональна. Пульсирующий ход кисти определяет внутреннюю суть ее полотен: гротеск как будто скрывает силу ее чувств, сопереживание и соучастие.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прогулка. Париж. 2018 г. Холст, масло. 80 х 110 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 2019 году Русский винный дом «Абрау-Дюрсо» представил пятую лимитированную коллекцию, созданную вместе с известными российскими художниками. Миниатюра Натальи Нестеровой «Мгновения счастья» украшает премиальное игристое вино «Империал» Cuvee L’Art Nouveau Brut, созданный из отборного винограда Grand Cru. «Империал» изготавливают классическим методом исключительно из кюве, виноградного сока первого отжима, и выдерживают в горных тоннелях не менее четырех лет. Коллекция выйдет ограниченным тиражом в 1000 бутылок в магнумах по 1,5 литра и будет эксклюзивно представлена в сети Ателье вина «Абрау-Дюрсо».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Миниатюра «Мгновения счастья». 2019 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читатели (Харуки Мураками). 2019 г. Холст, масло. 50,8 х 81,3 см.
Аукцион 1StDibs.com.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читая Беллу Ахмадулину. 2018 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сон. 2018 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». 39 листов. Обложка. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». Лист 5. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». Лист 12. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». Лист 22. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». Лист 35. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серия «Книга Иова». Лист 36. 2019 г.
Бумага, акрил, акварель. 29,7 х 21 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Наталья Нестерова в студии. Фотография 2014 г.
Наталья Нестерова в жизни человек общительный и веселый, но в своем искусстве она Сфинкс, задающий загадки, но не требующий ответа. Это личное дело каждого увидеть и почувствовать в ее картинах что-то свое, в зависимости от интеллектуального «багажа» и воображения. «Я не навязываю свою точку зрения. Я даю обширное поле для размышления глядящему на мои работы и свободу для выражения вызываемых моими картинами чувств», - говорит Нестерова. Тайна искусства Нестеровой - в особом мистическом смысле ее живописи. В ее искусстве мифологизировано буквально все. Все, что изображено на ее полотнах, имеет и второй, и третий, и многие другие смыслы, слои восприятия. Но главный подтекст ее работ, их тайна и существо - живописная структура. Плотные слои живописи, иногда превращающиеся в рельеф, иногда разбавленные до лессировки, живут как бы своей отдельной жизнью, берут на себя смысловую и эмоциональную нагрузку, разгадку тайнописи ее картин.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Форель. 2019 г. Холст, масло. 105,5 х 76 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Одиннадцать карт. 2021 г. Холст, масло. 76 x 61 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Виноградные листья. 2020 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. 2020 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бутерброды и пирожные. 2020 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Журналисты часто задавали Наталье Нестеровой вопрос по поводу сюжета с устрицами.
Наталья Нестерова: «Устрицы интересуют меня и в гастрономическом, и в художественном плане»
Художница активно путешествовала по миру, жила в Америке и Европе. Особенно она любила Париж, о котором говорила так: «В Париже, например, я предпочитаю рисовать устрицы, которые обожаю, или Сену. А вообще мне хорошо пишется везде, где стоит мой мольберт… Я люблю писать различные вкусные вещи. Художники всегда изображали пиры и застолья. Чем человек занят в жизни? Спит, гуляет, играет, ест. Чревоугодие — самый простительный порок».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Свежие устрицы. 2020 г. Бумага, акварель.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Без названия (Устрицы). 2014 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Официант с устрицами. 2020 г. Холст, масло. D=50,8 cм.
Галерея Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Овощи. 2020 г. Холст, масло. 51 x 51 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Натюрморт с латуком. 2020 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Блюдо с рыбами. 2017 г. Холст, масло. 40,6 х 53,3 см.
Аукцион Hal Bromm Gallery, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Порыв ветра. 2020 г. Холст, масло. 50 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шляпа. 2020 г. Холст, масло. 50,8 х 50,8 см.
Аукцион 1StDibs.com.
Наталья Нестерова в студии. Фотография 2014 г.
Основной персонаж большинства картин Нестеровой - остро-современный или вневременной человек, либо в одиночестве, вдвоем или в группе, в толпе. Ее персонажи то зависают в «Гамаке», то на «Карусели», то на лестнице. Часто она перекрывает их лица «движущейся реальностью», будь то голуби или чайки, шляпы и детали интерьера. Излюбленный прием Нестеровой - замещение лиц масками, и маски эти то игральные карты, то животные, птицы или цветы. «Маска - это способ человека спрятать свои мысли, мимику лица. Поворачивая же персонажей своих картин спиной к зрителю, я даю возможность людям придумать что-то свое - любую личность, любое лицо, любой характер», - говорит Нестерова. Размышления о месте человека в мире, о фатальной предначертанности его судьбы привели художницу к религиозно-философским исканиям.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в кропет. 2021 г. Автолитография. 70 х 50 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шиповник.Триптих. Левая часть. 2021 г.
Холст, масло. 90 х 70 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шиповник. Триптих. Центральная часть. 2021 г.
Холст, масло. 90 х 70 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шиповник. Триптих. Правая часть. 2021 г.
Холст, масло. 90 х 70 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Грызущий яблоко. 2021 г. Холст, масло. 50 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шквал. 2020 г. Холст, масло. 80 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Закат. 2020 г. Холст, масло. 80 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лилии. 2021 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Песок. 2021 г. Холст, масло. 80 х 120 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
Н.И. Нестерова (1944-2022). Терраса. 1970 г. Холст, масло. 98 х 54 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж (The Beach). Холст, масло. 45 х 44,8 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 1970-е гг. Холст, масло.
Собрание Владимира Спивакова, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двадцать восемь (28). Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В парке отдыха. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лицом к ветру. 1981 г. Холст, масло. 97 х 120 см.
Словацкая национальная галерея (SNG), Братислава.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Последний день сентября. 1984 г. Холст, масло. 80,0 х 99,5 см.
Магаданский областной краеведческий музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ноябрь. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Обед в саду. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пара кушает арбуз. Бумага, масло. 44 x 58,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
Наталья Нестерова и московская художница Лариса Корнева в студии. Фотография 2019 г.
«Библейская тема - это вечная тема, к которой обращались художники всего мира во все века. Библейские темы невозможно обойти, они волнуют всех. Сначала я закрывала лица Христа и Апостолов масками, ибо считала себя недостаточно подготовленной к этой теме. Позже я эти лица открыла», - рассказывает Наталья Нестерова. Первая картина на эту тему появилась еще в 1969 году. Естественно, она не могла быть названа так, как хотелось художнику, и существует под наименованием «Трапеза». Эта работа была написана в Средней Азии, в одной из поездок по Узбекистану. Восточные одежды, восточные типажи и позы, но все-таки это «Тайная вечеря», одна из первых подобных появившихся в истории советского искусства. В экспозиции вологодской выставки библейская тема представлена композицией «Моление о чаше» (2010). У Натальи Нестеровой - огромный свой мир. Она нашла для его живописного воплощения особый ракурс, неожиданный поворот. Она осознает его так, как мы его, наверное, не видим; потому она и необычный художник. Парадоксальным образом мы, зрители, с огромным любопытством, иногда с волнением, зачастую с недоумением, а иногда со счастьем все же узнаем себя в ее картинах.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Человеческие маски. 1989 г. Холст, масло. 300 х 360 см.
Художественная галерея Саутгемптона, Англия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карточный домик. 1990 г. Холст, масло. 91,4 х 121,9 см.
Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пасьянс. Холст, масло. Собрание Татьяны Юрьевой,
Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Голубь мира. Холст, масло.
Наталья Нестерова в своей мастерской, Нью-Йорк. Фотография Юрия Роста, 2015 г.
И ЕЩЕ НАРЕЗКА ИЗ ИНТЕРВЬЮ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
О похвале
Хвалы боюсь и не знаю, что на нее отвечать. Я понимаю, что это неправда. На выставках мимо своих работ всегда спиной продираюсь — быстро-быстро. Свойство характера.
О рынке
Это огромный ненасытный молох. На рынке кто-то взлетает, кто-то падает вниз, разбивается, кто-то выкарабкивается. Меня поражает, когда закупают картины с советскими вождями. Их как бы воскрешают, и они появляются, словно зомби. Это такой же китч, как самовары или лапти. Мне удалось занять какое-то определенное место. Я своим ремеслом зарабатываю на жизнь и даже могу помогать другим. За рубежом русские картины покупают большей частью русские. Однако интерес к русскому искусству ограниченный, потому что его чрезвычайно мало во всех музеях мира. Оно плохо известно. Если говорить о нашем современном искусстве, то это связано с тем, что страна была очень долго закрыта. Иконы же русские знает весь мир.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Натюрморт. Человек и птица. 1993 г. Холст, масло. 57,5 х 77,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2017 г. Эстимейт 225.000 – 230.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вопрос. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Абсент. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Без названия. 2000 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Грусть. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гамак. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Загар на Огненном острове. Бумага, масло. 44 x 58 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
На выставке «Леонид Писарев. Наталья Нестерова. Живопись». Музей-заповедник «Абрамцево».
Фотография 2018 г.
О художниках прошлого
Меня всегда занимали и Босх, и Дали, и Магритт, и Макс Эрнст. В Дали есть загадка, связанная с сюрреализмом, который для меня интереснее, чем реализм. Он дает толчок к каким-то удивительным размышлениям. А что касается Пикассо — я видела выставку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма испанских художников — от Эль Греко до Пикассо. И мне показалось, что Пикассо по сравнению с классиками не очень-то тянул.
Об авангарде
В работах нынешних авангардистов для меня нет тайны. А раз нет тайны, то я смотрю на них с интересом, но без трепета. Для меня это как компьютер, в который я не хочу заглядывать. Я хочу книжку читать. Мне кажется, сейчас русское искусство несется, стараясь наверстать упущенное. Хочет догнать Запад. Получится ли — узнаем потом. Сама я не из бегущих. Я хожу.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. Бумага, гуашь. 44,5 x 58 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мужчина под оранжевым зонтиком. Бумага, гуашь. 44,5 x 58 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбный завтрак. Бумага, гуашь, масло. 44,5 x 59,5 см.
202-й Аукцион Артинвестмент, Москва, 2017 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбное блюдо. Бумага, темпера. 29 х 39 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г.
О возрасте
Молодости свойственна тяга к объединению, к общению, к взаимному «одариванию» идеями. Но чем становишься старше, тем меньше хочется оказываться в больших компаниях. Я и всегда была в относительном одиночестве, а теперь оно стало для меня наиболее приемлемым образом жизни. Я вообще отношусь к единоличникам — боюсь толпы. Для меня уединение — естественное состояние. С годами я стала иначе смотреть на многие вещи. Стараюсь двигаться скорее вглубь, нежели вперед. Есть люди, которые видят за тысячу парсеков вперед, а я, напротив, люблю смотреть за спину. Мне комфортно с самой собой. Время пошло в ту сторону, когда ты живешь воспоминаниями, а не ожиданием светлого будущего.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птицы. Бумага, масло. 34,5 х 59,5 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Радуга. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мужчина с фруктами (1). Бумага, темпера. 58 × 44,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мужчина с фруктами (2). Бумага, темпера.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мужчина с фруктами (3). Бумага, темпера.
Выставка работ памяти Натальи Нестеровой. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва, 30 сентября — 16 октября 2022 г. Обратите внимание на столик слева и огромное количество
отработанных тюбиков красок.
О разуме и чувстве
Русская школа именно учит, что голова мешает. Но я придерживаюсь противоположного мнения. Я рассудочный живописец. Ибо даже импровизация в живописи требует мозгов.
Об искусстве
Искусство существует для того, чтобы служить процессу познания. Нельзя жить, не двигаясь ни вперед, ни назад. Разумеется, лучше идти вперед. Служение искусству — это служение внутренней честности и порядочности.
О счастье
Счастье — в преданности своему делу. Я добилась того, что у меня иногда получается то, чего я хочу. Может, я слишком долго училась и медленно шла к цели, поэтому теперь всё делаю очень быстро.
В одном из залов на выставке Натальи Нестеровой.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Снятие с креста. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Семья. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белая сирень. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цветы. Холст, масло. 90 х 80 см.
Галерея Roza Azora, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кира. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сирень. Холст, масло. 100 х 80 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Весна. Холст, масло. 90 х 60 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чайка. Холст, масло.
Наталья Нестерова и сын Лев Нестеров-Рапопорт на выставке в галерее «Виктория». Самара, 2012 г.
За свою творческую 50-летнюю карьеру Наталья Нестерова была участницей более чем шестидесяти персональных и групповых отечественных и зарубежных выставок. На ее счету около 2000 картин, которые высоко котируются на мировом рынке. Ее лучшие работы уходят с молотка по ценам, исчисляемым не одной сотней долларов. Большая часть наследия современной художницы представлена в галереях Америки и Франции, а также в ведущих музеях России. Хранятся работы Нестеровой также во многих крупных корпоративных и частных коллекциях современного искусства.
Наталья Нестерова. Нью-Йорк. Фотография Юрия Роста, 2016 г.
Знаменитая российская художница, академик Российской академии художеств Наталья Нестерова скончалась после тяжелой и продолжительной болезни легких в нью-йоркской больнице Mount Sinai 10 августа 2022 года в возрасте 78 лет. Прощание состоялось в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Похоронена Наталья Нестерова на Пятницком кладбище в Москве.
Как писал о Нестеровой критик Игорь Шевелев, «ее мир жесток и беспросветен вне зависимости от того, чья власть на дворе». «Просто так устроен мир… Жизнь — витрина, и люди в ней манекены. Истина не новая, важно, как это сказано, написано, прожито».
Наталья Нестерова в молодости. Редкая фотография.
Работы Натальи Нестеровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее искусства Востока, Музее Космонавтики, Музее Плеяды, в коллекции галерей Арт-Модерн, Московская палитра, МАРС (Москва), в 39 музеях стран СНГ, а также Музее Соломона Гугенхейма (Нью-Йорк), Художественном музее (Варшава), Музеях Людвига (Кёльн, Аахен), Художественном музее (Сеул), Музее изящных искусств в Монреале, Художественном музее (Познань), Оклахомском Музее, Галерее Хэла Брома, Художественном музее (Таллинн), Галерее Майи Польски (Чикаго), частных собраниях в США, Европе, Америке, Азии, Эстонии.