• Авторизация


СОВЕТСКИЕХУДОЖНИКИ-НОНКОНФОРМИСТЫ – НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НЕСТЕРОВА (1944-2022), ЧАСТЬ VII 03-03-2023 19:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


2013 Н. Нестерова на фоне своей картины «Преследование». Фотография 2012 г.  (700x464, 74Kb)
Наталья Нестерова на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея» на фоне картины «Преследование».
Фотография Валерия Левитина, 3 октября 2013 г.

Известность к Наталье Нестеровой пришла довольно рано - еще в составе молодежной секции Московского Союза художников. Порой удивительно, что вполне системного художника в 1970-е не удалось задушить творческими заданиями на пропагандистские темы. Наоборот, язык Нестеровой остался совершенно чуждым требованиям соцреализма. Нестерова создала свой очень узнаваемый, самобытный созерцательный неопримитивизм почти 50 лет назад. И ее язык остается современным и в наши дни. Ее картины - это разговор о жизни здесь и сейчас. Она старается чаще напоминать о скромных удовольствиях и моментах счастья. Нестерова не попрекает, не воспитывает. Ее картины - о том, что нужно радоваться хорошей погоде, приятной компании, вкусной еде и возможности путешествовать в интересные места.


2014, май. Для интервью Ларисы Абрамсон журнал Элегант Нью-Йорк.  (700x380, 59Kb)
Наталья Нестерова. Фотография, Нью-Йорк, май 2014 г.

ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ
Наталья Игоревна Нестерова, интервью специально для хурнала ELEGANT NEW YORK. Май 2014, Нью-Йорк.
Интервью вела Лариса Абрамсон.

Статья в Википедии – десяток строк, по форме и по содержанию больше напоминает анкету отдела кадров, только гораздо короче. Зато потом следует длинный список званий, наград, выставок и перечень музеев, в собраниях которых находятся работы художника. Я насчитала 49 музеев, среди которых – Третьяковская галерея, Русский музей, музей Гуггенхейма, Зиммерли, далее – везде: Канада (Монреаль), Германия, Китай, Венгрия, Словакия, Корея…
Перечислять персональные и групповые выставки Нестеровой – занятие неблагодарное, так как их список длинней, чем пресловутый «список кораблей», как известно, читаемый лишь «до середины». Среди прочих перечислю лишь нашумевшие экспозиции, организованные Александром Герцманом – владельцем галереи на Бродвее, которая давно стала своеобразным клубом любителей живописи Нью-Йорка, и не только Нью-Йорка.

2012 Грецкие орехи. Х, м. . 60х100 см. (700x425, 180Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Грецкие орехи. 2012 г. Холст, масло. 60 х 100 см.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва. Директор галереи Лев Нестеров-Раппопорт.

2012 Птицы, клюющие фрукты (700x556, 184Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птицы, клюющие фрукты. 2012 г. Холст, масло. Галерея Roza Azora, Москва.

2012 Птицы. (700x559, 183Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Из серии «Птицы». 2012 г. Холст, масло.

2012 Осень. Вазы с фруктами. Х, м. 75х105 см. (700x504, 147Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Вазы с фруктами. 2012 г. Холст, масло. 75 х 105 см.

2012 Разговор. Холст, масло. 70х100 (700x489, 166Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Разговор. Диптих. 2012 г. Холст, масло. 70 х 100 см.

2012 Папайя и птицы. Х, м. 90х80 см (620x700, 207Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Папайя и птицы. 2012 г. Холст, масло. 90 х 80 см.

2012 Люди с букетами (1) (700x564, 194Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Люди с букетами (1). 2012 г. Холст, масло. Галерея Roza Azora, Москва.

2012 Люди с букетами (2) (700x562, 168Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Люди с букетами (2). 2012 г. Холст, масло. Галерея Roza Azora, Москва.

2012 Размолвка. Диптих (700x402, 131Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Размолвка. Диптих. 2012 г. Холст, масло.

2012 Люпины. Холст, масло. 80 × 100. ГТГ (700x629, 256Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Люпины. 2012 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2012 Весна. 40 х 30 см  Гал Дом Нащекина (694x700, 229Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Весна. 2012 г. Холст, масло. 40 х 30 см.
Галерея «Дом Нащекина», Москва.

2012 Время.  Х, м. Гал Дом Нащокина (699x700, 226Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Время. 2012 г. Холст, масло. Галерея «Дом Нащокина», Москва.

2012 Лилии. Х, м. 80х60 см. (528x700, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лилии. 2012 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2013 Н. Нестерова на фоне своей картины «Преследование 2012 . Фото Валерий Левитин (700x393, 76Kb)
Наталья Нестерова на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея» на фоне картины «Преследование».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

Александр Герцман уже более двадцати лет знакомит с работами Нестеровой посетителей крупнейших музеев разных стран и континентов: Россия – Третьяковская галерея и Русский музей, Германия – знаменитый музей современного искусства Питера Людвига в Ахене, США – Еврейский музей в Нью-Йорке и Национальный музей женщин в искусстве в Вашингтоне. Нынешняя экспозиция «Семь десятилетий творчества» – третья персональная выставка Нестеровой в галерее Герцмана.
Подолгу стою возле каждой картины – трудно вырваться. Возникает ощущение, что я нахожусь внутри этой реальности, в которой где-то глубоко спрятана и драма, и ирония, и что-то еще, что не получается сформулировать, как не удается вспомнить сон. Вот сейчас эти двое в гамаке обернуться ко мне и что-то скажут, и может оказаться, что они вовсе не так беспечно-расслаблены, как это представляется, глядя на их спины. Еще минута, еще чуть-чуть – и я увижу, на что так пристально смотрит пианист, оторвавшись от клавиш.

2012 Охота (Преследовние) (700x343, 114Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Преследование (Охота). Полиптих из 10 частей. 2012 г.
Холст, масло. 140 х 250 см.

На эти работы невозможно просто смотреть – их эмоциональное напряжение втягивает в свою орбиту, с нетерпением ждешь, что там, на полотне, что-то произойдет, и, наконец, я разгадаю тайну, загадку – но ничего не происходит, и я остаюсь со множеством вариантов отгадок, каждая из которых может оказаться правильной.
Каким образом Наталье Нестеровой удалось протянуть, казалось бы, порванную «дней связующую нить» от свободного полета русского искусства начала 20-го века, сквозь атрибутику быта советских времен – к видам Венеции, Парижа, Нью-Йорка, через разрушительные времена русской истории?

2011 Хоровод (700x560, 149Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хоровод. 2011 г. Холст, масло.

2012 Официанты с Северного вокзала. Триптих. Х, м. 80х65 см. Общий р-р 80x195 см. (700x287, 94Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Официанты с Северного вокзала. Триптих. 2012 г. Холст, масло. 80 х 65 см.
Общий размер 80 x 195 см.

2012 Блюдо с устрицами. Холст, масло. 75 × 95. ГТГ (700x584, 191Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Блюдо с устрицами. 2012 г. Холст, масло. 75 х 95 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2012 Время стрекоз (700x558, 139Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Время стрекоз. 2012 г. Холст, масло.

2012 Ожидание. Veresov Gallery, Москва (699x700, 193Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ожидание. 2012 г. Холст, масло. Veresov Gallery, Москва.

2011 Гамак. Бум, масло. 58,4 х 44,5. (700x528, 151Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гамак. 2011 г. Бумага, масло. 58,4 х 44,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2011 г.

2011 Painting at the Beach. Бум, м. 44.5 x 58.4 cm. ЧС (700x528, 121Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Живопись на пляже. 2011 г. Бумага, масло. 44,5 x 58,4 см.
Частное собрание.

2011 В шезлонге на пляже. Б.г. Бум, темпера. 58×44,5. Аук Шапиро НЙ 2011 (532x700, 173Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). В шезлонге на пляже. Бумага, темпера. 58 х 44,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2011 г.

2010-2011 Радуйся, но знай. Полиптих. 13 частей. 70 х 50 см.  Гал. Марата Гельмана (2) (560x700, 225Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Радуйся, но знай. Полиптих. 13 частей. Фрагмент.
2010-2011 гг. Холст, масло. 70 х 50 см. Галерея Марата Гельмана.

2012 Две рыбы. (700x511, 123Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Две рыбы. 2012 г. Холст, масло.

2012 Манго и рыба. 90х70 см. Гал Марата Гельмана (532x700, 118Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Манго и рыба. 2012 г. Холст, масло. 90 х 70 см.

2012 Рыба (534x700, 104Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыба. 2012 г. Холст, масло.

2013 в 4-ю часть (3) НОВАЯ (700x393, 81Kb)
Наталья Нестерова на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея». Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

Мне очень повезло – Наталья Игоревна согласилась со мной встретиться и ответить на мои вопросы.

- Как, во времена тотального господства соцреализма и репрессивных компаний по борьбе с так называемым формализмом, могли сохраниться дореволюционные традиции русского изобразительного искусства? Ведь эту живопись нигде нельзя было увидеть, ни в одном учебном заведении СССР художников этому не учили?

- Тот, кто хотел, мог получить какие-то сведения – была библиотека Иностранной Литературы, мне, например, с младенчества давали смотреть альбом Музея западного искусства – это собрание картин коллекций Морозова и Щукина (музей был закрыт в 1948 году на волне борьбы против формализма и идолопоклонничества перед Западом). Я просто видела это. Дедушка мой учился с Робертом Фальком и Сергеем Герасимовым. Он был сезаннист. Дома я видела совершенно другую, не советскую живопись.Было много людей, которые старались сохранить то, что осталось. Был такой художник, этнограф, директор музея – Игорь Савицкий. В Москве и в других городах он разыскивал произведения забытых, запрещенных художников для своего музея в Нукусе, в Средней Азии, подальше от центральной власти . Из других провинциальных музеев приезжали люди в Москву и увозили картины просто в плацкартных вагонах поезда. Был замечательный Василий Алексеевич Пушкарев – директор Русского музея. Он собирал такие работы у вдов, у родственников, и это было очень рискованно. У него было такое место, где он прятал картины. И когда его спрашивали: «Что это у Вас за дверь?» – «А, это у меня там лопаты стоят». Вот буквально так. А там, за этой дверью, находились сокровища, которые он сохранил. Кроме того, у многих были домашние коллекции.

2013 4 Официант с овощами, устрицами, фруктами и десертами. Серия из 4 работ. Х, м. 80x60 см. каждая (700x229, 198Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Четыре официанта с овощами, устрицами, фруктами и десертом.
Серия из 4 работ. 2013 г. Холст, масло. 80 x 60 см. (каждая)
2013 Официант с устрицами. Х, м.  80х60 см. (408x555, 103Kb)2013 Официант с овощами. Х, м.  80х60 см. (400x555, 105Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Официант с устрицами. 2013 г. Холст, масло. 80х60 см. 2. Официант с овощами.
2013 г. Холст, масло. 80х60 см.
2013 Ветер (330x500, 76Kb)2013 Двое на пляже 2 (474x500, 102Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Ветер. 2013 г. 2. Двое на пляже. 2013 г. Холст, масло.

2013 Две женщины на берегу. Б.г.. Бум, гуашь. 44.5 x 58 cm. Аук Шапиро 2013 (700x534, 119Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Две женщины на берегу. Бумага, гуашь. 44,5 x 58 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2013 г.

2013 Летние шляпы. Б.г. Бум, масло. 46 x 62 cm. Аук Шапиро2 (700x533, 149Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летние шляпы. Бумага, масло. 46 x 62 см. Аукцион Shapiro Auctions LLC,
Нью-Йорк, 2013 г.

2012 Площадь (700x531, 147Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Площадь. 2012 г. Холст, масло. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва.

2013 Без названия. 2 части. Холст, масло. 100 × 150, 100 ×80 (563x700, 188Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Без названия (1). 2013 г. Холст, масло. 100 х 80 см.

2013 Без названия. 2 части. Холст, масло. 100 × 150 (700x489, 155Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Без названия (2). Диптих. 2013 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
Последовательность событий на этих картинах (1) и (2) можно поменять на обратную.

2012 Card Shuffler. Диптих.  Х, м.61.5 x 51.5 cm LiveAuctioneers. 15.10.2022 (700x405, 125Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карточный шулер. 2012 г. Холст, масло. 61,5 x 51,5 см.
Аукцион LiveAuctioneers.com, 2022 г.

2013 Карточный домик. 62.3 x 45.5 cm. Аук Шапиро 2014 (514x700, 140Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карточный домик. 2013 г. Холст, масло. 62,3 x 45,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2014 г.

2013 Аллея. Х, м.  116х89 см. (532x700, 156Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аллея. 2013 г. Холст, масло. 116 х 89 см.

2013 Художники Рауф Мамедов и Наталья Нестерова у картины Преследование н (700x560, 105Kb)
Художники Рауф Мамедов и Наталья Нестерова на ее выставке у картины «Преследование».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

- И, в том числе, благодаря усилиям этих людей в Советском Союзе возникла целая плеяда неофициальных художников – нонконформистов? Как складывались Ваши отношения с этими художниками?
- С некоторыми из них я дружила. Многие ребята делали книжные иллюстрации. Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Юрий Ященко – замечательные иллюстраторы. Их творчество развивалось, и потом они начали очень талантливо работать в других жанрах.
- Как Вы считаете, протестное искусство, родившееся в это время в СССР, сиюминутно?
- Нет, абсолютно, нет. Оно вечно.
- Потому что Дракон из пьесы Шварца вечен в человеческой природе?
- Да, конечно. Я с глубоким уважением и интересом отношусь к творчеству и Оскара Рабина, и Комара, Меламида.

2013 Ноев Ковчег (700x515, 175Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ноев Ковчег. 2013 г. Холст, масло.

2013 Ноев Ковчег 2 (700x525, 147Kb)
Картина Натальи Нестеровой «Ноев Ковчег» на выставке. Фотография 2013 г.

2013 Пир Ирода. Выст. в гал. Ал-ра Герцмана, Нью-Йорк (700x466, 144Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пир Ирода. 2013 г. Холст, масло. Галерея современного искусства
Александра Герцмана, Нью-Йорк.

2013 Стол с фруктами. 80х100 (700x558, 163Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Стол с фруктами. 2013 г. Холст, масло. 80 х 100 см.

2013 Суп с сухариками. холст, масло 80×100 см. (700x545, 208Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Суп с сухариками. 2013 г. Холст, масло. 80 х 100 см.

2013 Сезон устриц I. Х, м. 60 х 81 см. Гал Откр. клуб (все 4) 2 (700x517, 151Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сезон устриц I. 2013 г. Картон, масло. 60 х 81 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Сезон устриц II новый (700x520, 151Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сезон устриц II. 2013 г. Картон, масло. 60 х 81 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Сезон устриц III Карт, м. 50×65 см. ЧС (700x504, 156Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сезон устриц III. 2013 г. Картон, масло. 50 х 65 см. 60 х 81 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Сезон устриц IV новый (700x518, 131Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сезон устриц IV. 2013 г. Картон, масло. 60 х 81 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Соната Моцарта. Х, м. 100х80 см. (552x700, 131Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Соната Моцарта. 2013 г. Холст, масло. 100 х 80 см.

2013 Наездники. Триптих. (700x213, 62Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Наездники. Триптих. 2013 г. Холст, масло.

2013 Наездник  (700x629, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Наездники. Триптих. Правая часть. 2013 г. Холст, масло.

2013 Наездники. Радуга. Х, м. 100×120 см. Гал Откр. клуб (700x578, 172Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Наездники. Радуга. 2013 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Состязания. 100 х 120 см. Гал Откр. клуб (700x578, 144Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Состязания. 2013 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2013 Персиковое дерево. Х, м. 90х75 см. (547x700, 178Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персиковое дерево. 2013 г. Холст, масло. 90 х 75 см.

2013 Зам. главы представительства финансово-промышленного холдинга Газкомплектсервис Лтд Михаил Опенгейм (700x488, 103Kb)
Зам. главы представительства финансово-промышленного холдинга Газкомплектсервис Ltd.
Михаил Опенгейм и Наталья Нестерова на ее выставке. Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

- Когда в конце 80-х Вы начали ездить в Америку, в Европу и воочию увидели современное западное искусство, как Вы его восприняли? Новые, скажем так, «технологические» направления в искусстве, для Вас это – чужое?

- Нет, это – искусство. В прошлом году я была в Гран Пале, там была такая выставка, по-моему, она называлась «Движение». Там был Колдер и ещё многие – большая выставка. Я пошла одна, и народу было немного, и сначала я подумала: «Боже мой, мне дурно!», потому что там все движется, куда-то исчезает, нужно заходить в какие-то темные комнаты, какие-то perpetuum mobile … А потом я постепенно втянулась, мне стало интересно. Это – здорово. Это должно быть – не только же картины!
И вообще, знаете, я всегда спорила и доказывала, что нет понятия «не понимаю», есть – «не знаю». Для того чтобы отрицать, нужно знать. Если вы что-то по-настоящему не изучили, то вы не понимаете. Это все равно, что сказать: «Я не понимаю языка». Если вы его не понимаете, значит, вы его не знаете, нужно просто выучить.

2014 до. Выст-ка Окно в Париж (700x528, 162Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж (1). До 2015 г. Холст, масло.

2014 до. Выст-ка Окно в Париж (2) (700x534, 128Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно в Париж (2). До 2015 г. Холст, масло.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2014 Le roses violetes (Лиловые розы). 2014 (80,7 × 99,5 см). Аук Artinvestment.ru 2023, (700x571, 194Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лиловые розы. 2014 г. Холст, масло. 80,7 х 99,5 см.
Аукцион Artinvestment.ru, 2023 г.

2014 В гамаке. Х, м. 90 х 100 см (700x626, 137Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). В гамаке. 2014 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2014 Une couple 2. 60х60 (700x687, 170Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пара (Une couple). 2014 г. Холст, масло. 60 х 60 см.

2013 Драка. Х, м. 120 х 100 см. Гал Марата Гельмана (578x700, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Драка. 2013 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Галерея Марата Гельмана.

2014 Un homme et un peti chien  Человек и щенок. 65х50 см.2 (543x700, 129Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Человек и щенок. 2014 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Частное собрание.

2014 Диалог. Х, м. 61 х 46 см. ЧС (515x700, 113Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Диалог. 2014 г. Холст, масло. 61 х 46 см.
Частное собрание.

2013 Щегол (Выпускающий щеглов). Х, м. 115х89 см. (529x700, 132Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Щеглы (Выпускающий щеглов). 2013 г. Холст, масло.
115 х 89 см. Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2013 Фигурки на камне. 80х60 (530x700, 138Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фигурки на камне. 2013 г. Холст, масло. 80 х 60 см.

pastexibpage49 (536x700, 151Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аллея в парке (Велосипедисты). Холст, масло.

2014 до. Аллея в парке (Велосипедисты) (525x700, 153Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аллея в парке (Велосипедисты). До 2015 г. Холст, масло.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

Фрукты 1 (699x700, 205Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты. 2014 г. Холст, масло. 40 х 30 см. Частное собрание.

Фрукты 2 (700x696, 213Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фрукты. 2014 г. Холст, масло.

2014 Гранаты. Х, м. 25×25 СМ. Откр. клуб (700x697, 193Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гранаты. 2014 г. Холст, масло. 25 х 25 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2014 Сливы. Х, м. 40х50 см. (700x550, 133Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сливы. 2014 г. Холст, масло. 40 х 50 см.

Персики -- и сливы. Б.г. Холст, акрил. Д=25,5 см. Аук Шапиро 2020 (693x700, 250Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персики и сливы. Холст, акрил. D=25,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2010 г.

2014 Хлеб. Х, м. 40х50 см. (700x557, 145Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хлеб. 2014 г. Холст, масло. 40 х 50 см.

2013 Н. Нестерова на своей выставке. Фото Валерий Левитин 2 (700x505, 115Kb)
Михаил Опенгейм и Наталья Нестерова на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

- Можете ли Вы объяснить, что заставляет Вас, глядя на картину, сказать: «Это талантливо»?
- Я думаю, что каждый человек судит исходя из своего вкуса, из своих знаний. Для меня всегда интересно, когда я не знаю, как это сделано. Мне важна загадка. Что-то, что я еще не поняла, что меня тронуло. Не технически, нет. Потому что можно научиться технике, ремеслу, но в Голема вдохнуть жизнь – это уже другое. Или это просто глиняный колосс – или жестокий и прекрасный ангел.
Я считаю, что человеку очень важно как можно раньше получать всестороннее образование. Потому что любая информация лучше всего усваивается в детстве. Дети легче воспринимают язык, музыке тоже учатся с детства – в тридцать лет уже невозможно стать хорошим музыкантом. Особенно в мое время, когда многое было труднодоступно, – мало кто видел альбом Музея западного искусства. Люди, не получившие этих знаний в правильном возрасте, потом «изобретали велосипеды». Кстати, живописью можно начать заниматься в любом возрасте. У человека может быть недостаток техники, но если у него есть что сказать сердцем, то, даже если работа не совсем профессиональна, она выражает глубочайшие чувства и прекрасна.

2014 В ресторане. (700x346, 115Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). В ресторане. 2014 г. Холст, масло. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва.

2014 Официанты 1 (423x560, 107Kb)2014 Официанты 2. (376x560, 105Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1-2. Официанты в ресторане. 2014 г. Холст, масло. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва.

2014 Каспий. Гал Марата Гельмана (700x347, 120Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Каспий. Диптих. 2014 г. Холст, масло. Галерея Марата Гельмана.

2014 Окно в Париж 4. Устрицы (700x563, 163Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Устрицы. 2014 г. Холст, масло. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва.

2014 Ницца. 90х110 Гал ВЛАДЕЙ РОс (700x572, 119Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ницца. 2014 г. Холст, масло. 90 х 110 см. Галерея VLADEY, Москва.

2014 Триптих.  Фото Z&L Gallery, Юрий Рост (700x330, 114Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. Триптих. 2014 г. Холст, масло. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва. Фотография Юрия Роста.
2014 Карлик и великан. Холст,масло. 180 х 100 см (365x650, 130Kb)2014 На качелях. 120х80 (431x650, 153Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. Триптих. 2014 г. 2. Карлик и великан. Холст, масло. 180х100 см. 3. На качелях. Холст, масло. 180х120 см. Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2014 Зимний парк. 90 х 110. ЯХМ (700x571, 230Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зимний парк. 2014 г. Холст, масло. 90 х 110 см.
Ярославский художественный музей.

2014 Зима 1. Холст, масло. 100 × 70. ГТГ (491x700, 201Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зима. 2014 г. Холст, масло. 100 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2014 Осень. Х, м. 120х80см.   Галерея Семёнов, Москва (467x700, 126Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. 2014 г. Холст, масло. 120 х 80 см.
Галерея Семёнов, Москва.

Весна -- 2014. Х, м. 40 х 30 см. ЧС (526x700, 131Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Весна. 2014 г. Холст, масло. 40 х 30 см.
Частное собрание.

2014 Отверженные (575x700, 104Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Отверженные. 2014 г. Холст, масло.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2013 Адвокат Генрих Падва и Наталья Нестерова на ее выставке Генеральная репетиция юбилея  (700x466, 97Kb)
Наталья Нестерова и адвокат Генрих Падва на выставке «Генеральная репетиция юбилея».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

- Как Вы считаете, конъюнктура может быть талантливой?
- Не знаю, не пробовала (смеется).
Мой дедушка учился у Валентина Серова, Константина Коровина, Александра Куприна. Как я уже говорила, он был сезаннист. Когда все поехали на стройки и стали писать портреты рабочих и крестьян, он так не смог. Он просто пошел работать школьным преподавателем – как очень многие. Я помню выставку его учителя, замечательного художника Александра Куприна, который в тридцатые годы начал рисовать индустриальные пейзажи. Это было так наглядно – прекрасные, совершенно потрясающие ранние вещи, а все, что было сделано потом – жалкое зрелище. Просто видно, как человек себя сломал – делал не то, что его сердце велело. Несть числа таким примерам. Гоголя «Портрет» или «Портрет Дориана Грея» – об этом все сказано.

2015 Выставка картин Натальи Нестеровой P.I.R. - R.I.P. с 13 сентября по 31 октября 2015. (700x632, 220Kb)
Постер выставки Натальи Нестеровой P.I.R - R.I.P с 13 сентября по 31 октября 2015 г.
Арт-галерея «Золотая Калипсо» (Z&L art & deal), Москва.

2015 Зоопарк. Полиптих. 15 частей. Холст, масло. 90 × 70 (каждая часть). ГТГ (700x629, 261Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зоопарк. Полиптих. 15 частей. 2015 г. Холст, масло. 90 х 70 см. (каждая)

2015 Избиение младенцев. Х. м. 70 х 90 см. Гал. Марата Гельмана (2) (700x532, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Избиение младенцев. 2015 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Галерея Марата Гельмана.

2015 Аквариум.60×80. (700x504, 154Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аквариум. 2015 г. Холст, масло. 60 х 80 см.

2015 Лимонные деревья. 100х120. (700x581, 145Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лимонные деревья. 2015 г. Холст, масло. 100 х 120 см.

2014 Шляпа с розами. холст, масло 40×50 см. Гал Откр клуб (700x536, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шляпа с розами. 2014 г. Холст, масло. 40 х 50 см.
Галерея «Открытый клуб», Москва.

2015 Белые розы. Бум,  гуашь. 58.5 x 44.5 cm. Аук Шапиро 2015 (521x700, 182Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белые розы. 2015 г. Бумага, гуашь. 58,5 x 44,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2015 г.

2013 Владелец Frolov Gallery Владимир Фролов у картины Цирк. 03.10.2013 г (700x479, 187Kb)
Владелец Frolov Gallery Владимир Фролов на фоне картины Натальи Нестеровой «Цирк».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

- И вместе с тем, успех, слава, деньги – это сильное искушение.
- Вся жизнь – это разные искушения. Для того чтобы не поддаваться искушениям, оставаться самим собой, нужна воля. Моя бабушка всегда говорила: «Не идешь вперед – идешь назад». Все время делать, делать, делать себя – это как девиз. Знаете, в юности я прочла у Толстого: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум». Я это очень хорошо понимаю. Праздность – это опустошение, до какой-то степени. Поэтому, когда меня спрашивают: «Ты отдыхала?», я не понимаю этого слова, что значит «отдыхала»? Может быть, сон – это отдых? Да и то, иногда такое приснится!

2015 Овощи. Х, м. 100 х 120. Гал. Марата Гельмана (700x577, 185Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Овощи. 2015 г. Холст, масло. 100 х 120 см. Арт-галерея «Золотая Калипсо»
(Z&L art & deal), Москва.

- Как появляется замысел картины?
- Я с детства много читала. И меня это подстегивало, любая фраза… Я, кстати, нарисовала много картин под влиянием Бродского. Например, «Что ты делаешь птичка на черной ветке, оглядываясь тревожно?» Мои картины – это не иллюстрация, просто какой-то яркий образ может дать толчок воображению. Или еще Гарсия Лорка – «Дети едят апельсины. Я это вижу с балкона».
Может быть, если бы я раньше стала ездить по миру, то я бы чуть-чуть по-другому все видела. Мы же книжные дети. И это неплохо. Знаете, я очень рано начала читать Набокова. Когда он только появился здесь, в Америке, были люди, которые тайком привозили его книги в Союз. По-моему, это «Другие Берега» – он описывает, как его мама с зонтиком собирает белые грибы. И вы слышите шуршание дождя по шелковому зонтику, запах листьев, грибов – вот это даже нельзя нарисовать, потому что невозможно передать это шуршание, этот запах. Это будет просто плоское изображение женщины, собирающей грибы. Вся красота и смысл этого описания может существовать только в воображении.

2015 Знак сложения. , м. Гал. Марата Гельмана 2 (697x700, 201Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Знак сложения. 2015 г. Холст, масло. Галерея Марата Гельмана.

2015 Знак вычитания Минус. Х, м. Гал. Марата Гельмана  (694x700, 205Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Знак вычитания. 2015 г. Холст, масло. Галерея Марата Гельмана.

2015 Знак умножения. Х, м.  Гал. Марата Гельмана (696x700, 198Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Знак умножения. 2015 г. Холст, масло. Галерея Марата Гельмана.

Рыбки. -- Х, м.  20×30 см. Гал Откр. клуб (700x453, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбки. Холст, масло. 20 × 30 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.

2015  (2) (700x674, 149Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбки. 2015 г. Холст, масло.

2015 Рыбка в рыбке. 30 х 40. Гал. Марата Гельмана (700x518, 134Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбка в рыбке. 2015 г. Холст, масло. 30 х 40 см. Галерея Марата Гельмана.

2015 Рыбки в рыбке. 30 х 40. Гал. Марата Гельмана (700x503, 155Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рыбки в рыбке. 2015 г. Холст, масло. 30 х 40 см. Галерея Марата Гельмана.

2013 Худ Н. Нестерова с сыном арт-дилером Львом Нестеровым-Раппопортом у карт Преследование на ее выст (700x466, 95Kb)
Художница Наталья Нестерова с сыном арт-дилером Львом Нестеровым-Раппопортом у картины «Преследование»
на ее выставке «Генеральная репетиция юбилея» в Frolov Gallery в Центре современного искусства «Винзавод».
Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

«Я пишу так, чтобы каждый мог вообразить то, что он хочет. Меня спрашивают: «Что Вы тут хотите показать?» И я всегда отвечаю: «То, что Вы хотите увидеть – вот это Вы и видите». Это очень просто».

- В нашем разговоре Вы несколько раз упоминали о своей удивительной семье. Я представляю себе этот «закниженный» дом, картины, общение с интересными, умными людьми. Очевидно, что в раннем детстве Вы получили не только знание и понимание русской и мировой культуры, но и, если так можно выразиться, систему координат жизни по Гамбургскому счету. Мне кажется, что это очень важно, потому что семейные кланы, которые, вопреки любым внешним обстоятельствам, передают из поколения в поколение такую систему ценностей, определяют высоту «культурной планки» своего времени.

2015 Трое. 100 х 120. Гал. Марата Гельмана (700x569, 205Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трое. 2015 г. Холст, масло. 100 х 120 см. Галерея Марата Гельмана.

- Абсолютно верно. Вот есть такой удивительный дом Фаворских. Это потомки Владимира Фаворского — знаменитого книжного графика и скульптора Ефимова, автора памятников Островскому, Крылову и Маяковскому. Невероятное место. Оно до сих пор существует таким островом, как будто. Там живет Маша Фаворская, Дима Шаховской, Иван Галицын – все художники. Подробнее о доме Фаворских, знаменитом Красном Доме, как его уже восемьдесят лет называют в московском художественном сообществе, можно прочесть здесь.
Еще у меня в Москве есть замечательные друзья – это писатель Владимир Орлов и его жена, Лидия. У них всегда собирались замечательные люди, такие как Виталий Соломин – один из умнейших и прекрасных актеров. Саша Кайдановский там бывал – гениальный актер. А, кстати, с Сашей Кайдановским мы очень часто встречались у Фиалки Штеренберг – дочери знаменитого живописца Давида Штеренберга. Она тоже была известным художником, искусствоведом. К сожалению, уже нет ни Фиалки, ни Саши.

2015 Спагетти (700x525, 157Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Спагетти. 2015 г. Холст, масло.

2015 Свежие устрицы. Бум, акв, гуашь. 44 x 59 cm см. Аук Шапиро 2015 (700x521, 143Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Свежие устрицы. 2015 г. Бумага, акварель, гуашь. 44 x 59 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2015 г.

2015 Мидии. Х, м. Гал. Марата Гельмана (697x700, 144Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мидии. 2015 г. Холст, масло. Галерея Марата Гельмана.

2015 Час обеда (700x542, 143Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Час обеда. 2015 г. Холст, масло.

2015 Полосатый тент» Из Франции (537x700, 140Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Полосатый тент. Из Франции. 2015 г. Холст, масло.

2015 Пляжная кабина (537x700, 95Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляжная кабина. Из Франции. 2015 г. Холст, масло.

2013 Фотограф, журналист Юрий Рост и художница Нат. Нестерова на ее выставке Генеральная репетиция юбилея (657x700, 122Kb)
Фотограф, журналист Юрий Рост и художница Наталья Нестерова на ее выставке
«Генеральная репетиция юбилея». Фотография Валерия Левитина, 2013 г.

Юрий Рост. Вот недавно в театре Современник отмечали его 75-летие. И пришло огромное количество интереснейших, выдающихся людей, которых Юра собрал, потому что он их фотографировал, знакомился с ними, разговаривал. И, увы, смотришь – скольких уже нет! Очень жалко, такие люди уходят…

- Вы с раннего детства знали, что будете художником?
- Я не думаю, что дети знают такие вещи. Если они этим по-настоящему увлечены, то не задумываются об этом, а просто делают то, что им нравится. Мне дедушка много рисовал, я тоже все время рисовала в детстве. Потом я ходила заниматься во дворец пионеров, когда дедушки не стало. И в 11 лет поступила в Суриковскую школу, потом – в Суриковский институт.
- То есть, это – влияние семьи? Если бы вы родились в другой семье, может быть, было бы какое-то другое детское увлечение?
- Не знаю, я – в ТОЙ семье родилась (очень твердо, с гордостью).
Благодарим Наталью Игоревну за замечательное интервью.

2015 Фотографирование. 140 х 160. Гал. Марата Гельмана (700x604, 242Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фотографирование. 2015 г. Холст, масло. 140 х 160 см.
Галерея Марата Гельмана.

2015 Игра в карты. Диптих» 2015 (700x302, 66Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в карты. Диптих. 2015 г. Холст, масло.

2015 Чашечки кофе 2 (700x530, 145Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чашечки кофе. 2015 г. Холст, масло.

2015 Читая Бунина» Из Франции (567x700, 150Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читая Ивана Бунина. Из Франции. 2015 г. Холст, масло.

2015 Читая Боулза» Из Франции (539x700, 127Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читая Пола Боулза. Из Франции. 2015 г. Холст, масло.

2015 Читая Уайлдера» Из Франции (560x700, 125Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читая Торнтона Уайлдера. Из Франции. 2015 г. Холст, масло.

2015 Молитва. 170 х 100. Гал. Марата Гельмана (506x700, 155Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Молитва. 2015 г. Холст, масло. 170 х 100 см.
Галерея Марата Гельмана.

2010 Н. Нестерова и А-р Герцман в галерее Alexandre Gertsman Contemporary Art (700x315, 207Kb)
Наталья Нестерова и Александр Герцман в Галерее современного искусства на выставке в Нью-Йорке.
Фотография, ноябрь 2010 г.

Выставка и приуроченный к ней каталог предоставляют уникальный взгляд на работы Натальи Нестеровой, созданные в Соединенных Штатах за последнее десятилетие - в отличие от ее ретроспективной выставки 2004-2005 г.г., также организованной Александром Герцманом, появившейся в пяти всемирно известных музеях и включившей в себя работы госпожи Нестеровой, созданные в разных странах за более чем 30 лет творчества.

ИСТОЧНИКИ

По Гамбургскому счету. Интервью с Натальей Нестеровой, 2014 г.



(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЕХУДОЖНИКИ-НОНКОНФОРМИСТЫ – НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НЕСТЕРОВА (1944-2022), ЧАСТЬ VII | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»