Эдуард Манэ (1832-1883). Берта Моризо с букетом фиалок. 1872 г.
Холст, масло. 55 х 38 см. Музей Орсэ, Париж.
Во время Первой выставки импрессионистов в 1874 году была только одна женщина-художник, которая была частью нового движения: Берта Моризо (1841–1895). Позже должны были присоединиться еще трое: Ева Гонсалес, возможно, в середине 1870-х годов, Мэри Кассат в 1877 году и Мари Бракемон после 1887 года. Были и другие, не входящие в основную группу, но только Моризо был в группе с момента ее становления. Моризо участвовала во всех выставках импрессионистов, кроме Четвертой в 1879 году из-за рождения дочери.
Берта Моризо. Фотография 1875 г.
Берта Моризо (фр. Berthe Marie Pauline Morisot) родилась 14 января 1841 года в Бурже в богатой семье с художественным наследием: ее отец Эдме Тибурс Моризо был префектом департамента Шер, а мать была родственницей Жана Оноре Фрагонара (1732–1806), художника в стиле рококо, и позаботилась о том, чтобы Берта и две ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили художественное образование. Берта впервые посетила Лувр в 1857 году, а в следующем году начала там копировать картины, где подружилась с Камилем Коро и другими художниками. Коро поощрял ее работать на открытом воздухе, и она училась у Удино, другого представителя Барбизонской школы.
Берта Моризо (1841-1895). Голгофа (копия с картины Паоло Веронезе). 1858 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Ферма в Нормандии. 1859 г. Холст, масло. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Ужин в доме Симона фарисея (копия с картины Паоло Веронезе). 1860 г.
Холст, масло. 53 x 112 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Заросшая тропинка в Овере. 1863 г.
Холст, масло. 45 х 23 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Вид Тиволи (по работе Камиля Коро). 1863 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). У кромки воды. Этюд. 1864 г. Холст, масло. 60 x 73,4 см. Частное собрание.
Два пейзажа Берты Моризо были приняты в Салон 1864 года, после чего она довольно регулярно выставлялась там до 1873 года, хотя поначалу кажется, что она мало писала маслом, например, этот этюд «У кромки воды» (1864). Это говорит о том, что ее ранние картины маслом были относительно академическими по стилю.
Берта Моризо (1841-1895). Сестра художницы Эдма в парке. 1864 г.
Бумага, акварель. 24 x 15 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Хижина в Нормандии. Этюд. 1864-1865 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Сена у Иенского моста. 1866 г. Холст, масло. Частное собрание, Монтгомери,
штат Алабама, США.
Берта Моризо (1841-1895). Лодка у причала. 1866-1867 гг. Холст, масло. 55 х 73 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Пейзаж. 1867 г. Бумага, акварель. 14,5 х 22,7 см. Частное собрание.
Говорят, что Берте Моризо было удобнее делать наброски акварелью на пленэре, такие как ее
«Пейзаж» 1867 года, и работать пастелью.
Эдуард Манэ (1832-1883). Отдых. Портрет Берты Моризо. 1869-1870 гг.
Холст, масло. 150,2 х 114 см. Художественный музей Род-Айлендской школы
дизайна, Провиденс, США.
В 1868 году Берта Моризо познакомилась с Эдуардом Манэ на выставке в Салоне и подружилась с ним. Манэ сделал 12 ее портретов (например, «Отдых», 1870). Манэ оказал огромное влияние на творчество Моризо. Благодаря Манэ Моризо начинает интересоваться изображением человеческой фигуры и портретной живописью. Манэ оказал на ее творчество освобождающее действие, а светлый колорит ее работ, в свою очередь, оказал влияние на палитру художника и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в Лорьяне. 1869 г. Холст, масло. 43 x 72 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Старшая сестра Берты Эдма, с которой она была особенно близка, вышла замуж в 1869 году и переехала в Шербур на северном побережье Франции. Летом того же года две сестры были вместе в Бретани, где Берта нарисовала Эдму в гавани Лорьяна (1869).
Берта Моризо (1841-1895). Сестра художницы у окна. 1869 г. Холст, масло. 54 х 46 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Берта Моризо (1841-1895). Сестры. 1869 г. Холст, масло. 52,1 x 81,3 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В том же году Берта Моризо написала их двойной портрет в образе «Сестер». Это необычно для демонстрации
двух нарисованных вееров, один из которых раскрыт в руках, а другой выставлен в рамке позади них.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет матери и сестры. 1869-1870 гг.
Холст, масло. 101 x 82 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Берта Моризо (1841-1895). Розовое платье (Альберти-Маргерит Карре, позже мадам Фердинанд-Анри Химмес,
1854–1935). Около 1870 г. Холст, масло. 54,6 x 67,3 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Берта Моризо написала прекрасные портреты, в основном женщин, в том числе «Розовое платье»
(Альберти-Маргерит Карре, позже мадам Фердинанд-Анри Химм, 1854–1935) примерно в 1870 году.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет сестры Эдмы. 1870 г. Холст, масло. 56 x 46,1 см.
Институт искусства Курто, Лондон.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Эдмы Понтильон. 1871 г.
Бумага, пастель. 81,5 x 65,8 см. Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Вид Парижа с холма Трокадеро. 1872 г. Холст, масло. 46 x 81,6 см.
Художественный музей Санта-Барбары, штат Калифорния, США.
Моризо продолжала писать пейзажи, в том числе этот необычный набросок маслом «Вид Парижа
с холма Трокадеро» (1872), который экспонировался в Салоне.
Берта Моризо (1841-1895). Колыбель. 1872 г. Холст, масло. 56 x 46 см.
Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо неуклонно добивалась успеха в рисовании тем для другой половины населения, которое так долго игнорировалось художниками-мужчинами. «Колыбель», написанная в 1872 году, изображает сестру Эдму и ее младенца Бланш в модной колыбели. Одна из девяти картин, которые она выставила на Первой выставке импрессионистов два года спустя, не получила должного признания и долго не продавалась.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина с ребенком на балконе. 1872 г.
Холст, масло. 61 x 50 см. Частное собрание.
Берта Моризо была одной из моделей для Эдуарда Манэ в его знаменитой картине «Балкон» в 1868–1869 годах. В 1872 году она написала свою «Женщину с ребенком на балконе», используя балкон в основном для объединения портретов двух фигур в полный рост с воздушным пейзажем Парижа. На горизонте слева от женщины темная масса Собора Нотр-Дам.
Эдуард Манэ (1832-1883). Балкон. 1868-1869 гг. Холст, масло. 170 × 124,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
На картине изображена сцена на балконе. На балконе находятся две женщины в белоснежных платьях - одна из них сидит (художница Берта Моризо), а другая стоит (скрипачка Фанни Клаус). Позади них стоит нарядно одетый мужчина (художник Антуан Гийеме, а в темноте на заднем плане можно различить Леона Коэллу Леенхоффа, приёмного сына Манэ.
В том же году дилер Дюран-Рюэль, который продал большинство работ импрессионистов и был ключевой фигурой в успехе движения, купил у Моризо несколько картин, и она начала получать признание критиков.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Бурсье и ее дочери. 1873 г.
Холст, масло. 74,5 х 56,8 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Берта Моризо (1841–1895). Чтение (Зеленый зонтик). 1873 г. Холст, масло. 46 x 71,8 см.
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
В 1873 году Моризо написала «Чтение» или «Зеленый зонтик», на котором также есть нарисованный веер,
аккуратно открытый и лежащий на траве.
Модная женщина, сидящая на переднем плане картины, это сестра художницы Эдма. Женщина одета в легкое белое платье, соломенная шляпка с развевающимся шарфом на голове, раскрытый веер и зонтик завершают ансамбль. Внешний вид Эдмы показывает ее интерес к чтению книги. Хотя главной героиней картины является сестра Берты, эта работа не является портретом. Целью Моризо было сделать рисунок в естественной природной среде. Берта Моризо выбрала эту картину в качестве одной из девяти работ для показа на Первой выставке импрессионистов в 1874 году.
Берта Моризо (1841-1895). Игра в прятки. 1873 г. Холст, масло. 46,3 x 55,2 см.
Частное собрание, Нью-Йорк.
Берта Моризо на Первой выставке импрессионистов в 1874 году показала девять картин. Кроме «Колыбели»
и «Чтения», это были №№ 104-112:
Прятки (принадлежала Манэ),
Морской пейзаж,
Портрет мисс МТ (пастель),
Деревня (пастель),
На скале (акварель),
В лесу (акварель),
Без названия (акварель).
Моризо оказалась особенно активным членом группы импрессионистов, помогая организовать и принимая участие во всех их выставках, кроме одной. Четвертая выставка, которую она пропустила, была в 1879 году, когда родилась ее дочь Жюли.
Берта Моризо (1841-1895). На пляже. 1873 г. Холст, масло. 24,1 x 50,2 см.
Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
Берта Моризо (1841-1895). Уголок Парижа, вид на Пасси. 1872-1873 гг. Бумага на картоне, пастель.
29 х 36 см. Частное собрание, Нью-Йорк.
Берта Моризо (1841-1895). На лужайке. 1874 г. Бумага, пастель. 72 х 91 см.
Пти-Пале, Малый дворец, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Под сиренью в Морекуре. 1874 г. Холст, масло. 50 х 61 см. Частное собрание.
После первой выставки импрессионистов, перемывая кости молодым бунтарям от живописи, газетчики не преминули отметить, что среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо, причем представительница уважаемой семьи. Тут же вспомнили ее деда, известного французского живописца XVIII века Жана Оноре Фрагонара, который, по мнению газетчиков, должен был в гробу перевернуться от экстравагантной выходки внучки.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет мадам Хаббард. 1874 г. Холст, масло. 50,5 x 81 см.
Музей Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Копенгаген, Дания.
Берта Моризо (1841-1895). На вилле у моря. 1874 г. Холст, масло. 50,2 x 61 см. Музей Нортона Саймона,
Пасадена, Калифорния, США.
Тем летом Берта Моризо отдыхала у моря, где написала картину «На вилле у моря» (1874), предположительно
используя членов своей семьи в качестве моделей. В декабре она вышла замуж за брата Эдуарда Манэ Эжена.
Берта Моризо (1841-1895). Охота на бабочек. 1874 г. Холст, масло. 46 х 56 см. Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в порту Фекана. 1874 г. Бумага на картоне, пастель.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Строительство лодок. 1874 г. Холст, масло. 32 x 41 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Лето 1874 года Берта Моризо, единственная женщина из круга импрессионистов с уже признанным талантом, провела в Фекане на побережье Нормандии в компании братьев Манэ. Фамильная вилла Норманда была построена на скалистом побережье Реневиля, откуда открывался захватывающий вид на море. Для своих картин Берта выбирала сюжеты из окружающей действительности, в частности, терраса виллы служила живописным фоном в работах «На вилле у моря» и «На террасе» (1874). История говорит о том, что именно в момент написания этой картины Эжен Манэ сделал предложение руки и сердца Берте Моризо. В конце лета состоялась их помолвка, а 22 декабря в католической церкви городка Пасси прошла свадебная церемония. Весной 1877 года состоялась Вторая выставка импрессионистов, где Моризо представила несколько своих картин, среди которых была и настоящая работа.
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ на острове Уайт. 1875 г. Холст, масло. 38,1 х 46 см.
Музей Мармоттан Моне, Париж.
Следующим летом 1875 года Берта Моризо и ее муж Эжен Манэ провели свой медовый месяц в городе Коуз на севере английского острова Уайт, где Моризо написала маслом множество набросков яхт в гавани, а также этот портрет своего мужа «Эжена Манэ на острове Уайт» (1875). В свое время это остров был излюбленным местом отдыха английского высшего общества. Супружеская чета посетила несколько раз город Рай (Rye) перед тем, как переехать в Лондон.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина в черном перед выходом в театр.
1875-1876 гг. Холст, масло. 57 х 31 см. Частное собрание, Бремен.
Берта Моризо (1841-1895). В пшеничных полях близ Женвилье. 1875 г. Холст, масло. 46 x 69 см.
Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Вывешивание белья для сушки. 1875 г. Холст, масло. 33 х 40,6 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
На картине «Вывешивание белья для сушки» (1875) изображена общественная сушилка белья на окраине города. У женщин есть большая черная тележка, которую они используют для перевозки белья, и они заняты тем, что вывешивают его на веревку для сушки в солнечную погоду. Рядом с этим участком находится небольшой огород, на котором мужчина выращивает овощи, а вдалеке виднеются городские трубы. «Сушка белья» - один из четырех пейзажей, написанных Моризо в Женвилье. Берта любила эту картину и представила ее на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, где она была куплена коллекционером Жоржем де Беллио. В 1892 году Моризо одолжила полотно, чтобы представить его на единственной персональной выставке, организованной при ее жизни.
Берта Моризо (1841-1895). Западный Коуз, остров Уайт. Порт в Англии. 1875 г.
Холст, масло. 48 x 36см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Лодка в доке. 1875 г. Бумага, акварель. 17 х 23 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Для Второй выставки импрессионистов в 1876 году Берта Моризо подготовила 19 (девятнадцать) своих работ, среди которых были картины, акварели и этюды. Значительную часть этой экспозиции составляли морские пейзажи, вдохновленные отдыхом на нормандском побережье в 1874 году. Переплыв Ла-Манш и открыв для себя Лондон, молодая пара уединилась на острове Уайт. Эксперименты с акварелью как нельзя лучше подошли для демонстрации ветреного морского климата. Именно эти, казалось бы незначительные перемены в стиле, позволили Моризо отойти от влияния Камиля Коро и Эдуарда Манэ, и стать самостоятельной и самобытной фигурой в кругу импрессионистов, что она с успехом доказала на выставке 1876 года.
Берта Моризо (1841-1895). Сцена в гавани, остров Уайт. 1875 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). На балу. 1875 г. Холст, масло. 62 х 52 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Представленная на второй выставке импрессионистов в 1876 году, картина «На балу» отражает интерес художницы в этот период к отображению женских портретов, чаще всего в помещении. Молодая женщина, сидящая с веером, без сомнения, ждет приглашения на танец. Ее взгляд мечтателен и в то же время обольстителен.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина с веером. 1876 г. Холст, масло. 62 х 52 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Девушка, поливающая цветы. 1876 г.
Холст, масло. 40 х 31 см. Музей изобразительных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
Берта Моризо (1841-1895). Психея. 1876 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Женщины, совершающие свой туалет, часто были темой работ Моризо. Из восьми картин, написанных в 1876 году, четыре были на данную тему. Берта представила «Психею» на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году. На полотне изображена молодая женщина в кокетливой позе, глядящая в зеркало. Связь между работой Моризо и мифом о Психее на первый взгляд отсутствует. Женщина не одета как греческая богиня, да и Амур не представлен на полотне.
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, пудрящая лицо. 1877 г.
Холст, масло. 46 x 39 см. Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина за туалетом. 1875-1880 гг. Холст, масло. 60,3 x 80,4 см.
Институт искусств Чикаго.
Берта Моризо (1841-1895). Молодая девушка в бальном платье. 1879 г.
Холст, масло. 71,5 x 54 см. Музей Орсэ, Париж.
Портрет молодой незнакомой женщины в бальном платье служит свободным вызовом и полной противоположностью портретов, создаваемых в то время художниками. В этой работе импрессионизм полностью соответствует мастерству Эдуарда Манэ. Картина воздушна и легка, в ней отражается характер Моризо, элегантный, радостный и беззаботный. Эта работа была одной из 15 (пятнадцати) картин, представленных Бертой Моризо на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году, и ее сразу купил итальянский художник Джузеппе де Ниттис.
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, сидящая на софе. 1879 г. Холст, масло. 80,6 x 99,7 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Берта Моризо (1841-1895). Летний день. 1879 г. Холст, масло. 45,7 х 75,2 см.
Национальная галерея, Лондон.
Зимой 1878-1879 годов Моризо родила своего первого ребенка Жюли. Впоследствии летом каждый день Берта гуляла с дочерью и ее няней в Булонском лесу. Моризо длительное время не брала в руки кисть, и у нее было сильное желание начать рисовать на пленэре. И она нашла компромисс между своим материнским долгом и стремлением заниматься живописью. Пока ребенок гулял в парке, художница рисовала пейзажи. Картина «Летний день» - солнечная сцена на озере в Булонском лесу, где парижане любили отдыхать от городской суматохи. Женщины, изображенные на данной картине, являются профессиональными моделями, они позировали также для Эдуарда Манэ. Эта работа наряду с несколькими другими полотнами была показана на Пятой выставке импрессионистов в 1880 году под названием «Озеро в Булонском лесу». Работы Моризо впервые получили много похвал, и критики особо отметили тонкое использование цвета.
Берта Моризо (1841-1895). Лодки на Сене. 1879 г. Холст, масло. 25,5 х 50 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия.
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина, сидящая у окна. 1879 г.
Холст, масло. 76 x 61 см. Музей Фабра, Монпелье, Франция.
Берта Моризо (1841-1895). Зима (Женщина с муфтой). 1880 г.
Холст, масло. 74,9 х 61,5 см. Художественный музей Далласа, штат Техас, США.
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ и его дочь в саду в Буживале. 1881 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Ребенок у куста мальвы. 1881 г. Холст, масло. 50,5 x 42,5 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Берта Моризо (1841-1895). Порт Ниццы. 1881-1882 гг. Холст, масло. 38,1 x 46,3 см.
Художественный музей Далласа, штат Техас, США.
Берта Моризо и ее муж Эжен Манэ провели холодные зимние месяцы в 1881-1882 годах в средиземноморском порту Ниццы в фешенебельном отеле «Ричмонд», где художница отрабатывала свою технику в гавани. Погода была теплая, и это позволило Берте работать вне дома или хотя бы из окна отеля и улавливать воздействие чудесного свет Ривьеры на воду. Чтобы быть ближе к морским судам и избежать суматохи гуляющих на пристани, Моризо арендовала рыбацкую лодку и пришвартовалась на середине гавани. Вода является основным объектом картины, которая контрастирует с белой носовой частью судна. Эта небольшая картина является одной из наиболее успешных в серии морских пейзажей, и Моризо выбрала ее для показа на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году.
Берта Моризо (1841-1895). Гавань в Ницце. 1882 г. Бумага на холсте, масло. 59 х 43 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина и ребенок на лугу в Буживале. 1882 г. Холст, масло. 60,1 x 73,3 см.
Национальный музей Уэльса, Кардифф.
Берта Моризо (1841-1895). В саду. 1882-1883 гг. Холст, масло. 123 х 94 см.
Институт искусства Чикаго.
Берта Моризо (1841-1895). Молодая женщина и девушка на острове Уайт. 1883 г.
Холст, масло. 61 x 50 см. Художественная галерея Аннаполиса, штат Мэриленд, США.
Берта Моризо (1841-1895). Сенокос в Буживале. 1883 г. Холст, масло. 50 х 61 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Эжен Манэ с дочерью в саду. 1883 г. Холст, масло. 60 x 73 см.
Частное собрание.
В возрасте 33 лет Берта Моризо вышла замуж за Эжена Манэ, младшего брата своего старого друга Эдуарда Манэ. Эжен так же был художником, но, что необычно для того времени, он отказался от собственной карьеры и посвятил большую часть своих усилий на поддержку жены. Только женский пол интересовал кисть Берты, ее муж был единственным мужчиной, которого она рисовала. Это был дружеский и преданный брак, и некоторые из самых трогательных работ Моризо показывают Эжена и их маленькую дочь Жюли. Данная картина представляет сад в Буживале на улице Рю-де-Принсесс, где с 1881 года семья арендовала дом на летнее время. В отличие от других работ Берты, в которых фигурировали ее муж и дочь, на этом полотне показан более частный мир Эжена и Жюли. Полотно было показано в 1896 году через год после смерти Берты и являлось одной из любимых работ дочери Жюли.
Берта Моризо (1841-1895). Набережная в Буживале. 1883 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Национальная галерея Норвегии, Осло.
Берта Моризо (1841-1895). Сена в Буживале. 1884 г. Холст, масло. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Дочь художницы Жюли с няней. 1884 г. Холст, масло. 57,1 x 71,1 см.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
С 1881 года семья Моризо проводит лето в загородном доме в Буживале, а несколько зим живут в Ницце. Оба места вдохновляют Берту на создание большого количества холстов, которые она демонстрирует на выставках. Буживаль являлся наиболее важным источником для творческого подъема, на картинах того периода художница изображает свою дочь Жюли и мужа Эжена Манэ. На данном полотне изображены Жюли, рожденная в 1878 году, и ее горничная Паси, отдыхающие в саду на лужайке. Моризо нашла способ зафиксировать мерцающий свет на зелени, утонченно представив изображение природы.
Берта Моризо (1841-1895). Женщина и ребенок в саду. 1883-1884 гг. Холст, масло. 60 x 73,4 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Скорее всего, эта картина была написана в Буживале на улице Принсессии, где Моризо с мужем Эженом Манэ каждое лето в период с 1880 по 1884 год снимали дом с большим садом. Сведения о жизни этой семьи остались благодаря воспоминаниям их дочери Жюли. Берта часто рисовала взрослая дочь, следя за ее взрослением, показывая девочку за различные годы. В период с 1883 по 1884 годы художница написала серию картин с Жюли и ее няней. Картина осталась незаконченной, так как в этот период умер Эдуард Манэ.
Берта Моризо (1841-1895). В саду. Деревня Морекур.1884 г. Холст, масло.
Музей искусств Толидо, штат Огайо, США.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет Поль Гобийяр. 1884 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Автопортрет. 1885 г. Холст, масло. 61 х 50 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Автопортрет с дочерью Жюли. 1885 г. Холст, масло. 72 х 91 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Красный жакет. Мадемуазель Изабель Ламберт. 1885 г.
Холст, масло. 74 x 60 см. Музей Ордрупгаард, Шарлоттенлунд, Копенгаген, Дания.
Берта Моризо (1841-1895). Девушка на диване. 1885 г. Холст, масло. 61 x 50,2 см.
Национальная галерея, Лондон.
Берта Моризо (1841-1895). Уголок сада с розами. 1885 г. Холст, масло. 73 x 92 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Венера в кузнице Вулкана (копия по картине Франсуа Буше). 1884 г.
Холст, масло. 114 x 138 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). В ванной. 1885-1886 гг. Бумага, пастель. 92,1 x 73,3 см.
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, штат Массачусетс, США.
Берта Моризо (1841-1895). Обнаженная со спины. 1885 г. Бумага, пастель. 55 х 46 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Девушка с обнаженными плечами. 1885 г.
Бумага на картоне, пастель. 55 х 45 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Плетеное кресло. 1885 г. Холст, масло. 61 х 75 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
Берта Моризо (1841-1895). Порт Гори на острове Джерси в Нормандии. 1886 г.
Холст, масло. 46 х 55 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Урок в саду. 1886 г. Холст, масло. 60 х 73 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). В столовой. 1886 г. Холст, масло. 61,3 x 50 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Берта Моризо (1841-1895). Портрет Луизы Ризенер. 1888 г. Холст, масло. 73,3 x 92 см.
Художественный музей Лиможа, Франция.
Берта Моризо (1841-1895). На лавочке (Молодая девушка в парке). 1889 г.
Холст, масло. 90 х 81 см. Музей августинцев Тулузы, Франция.
Берта Моризо (1841-1895). Купальщица. 1888 г. Бумага, мелки. 46 x 28 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Перед зеркалом. 1890 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Фонд Пьера Джанадды, Мартиньи, Швейцария.
Берта Моризо (1841-1895). Обнаженная пастушка. 1891 г. Холст, масло. 57,5 x 86,4 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Лето 1890 и 1891 годов Берта Моризо вместе с мужем Эженом Манэ и дочерью Жюли провела в деревне Мези-Сюр-Сена, в пятидесяти километрах к западу от Парижа. В арендованном доме был сад и терраса с видом на Сену. С террасы Моризо нарисовала несколько пейзажей, впечатленная красотой окрестностей. В частности, именно здесь она решилась на создание наиболее амбициозной работы в своем творчестве, картины «Сбор вишни» со своей дочерью в роли одной из натурщиц. Также она нарисовала несколько рисунков и три варианта картины с изображением молодой пастушки. В качестве модели охотно выступила Габриэль Дюфус, молодая девушка из соседней деревни. Для Моризо это стало первое обращение к женскому ню, где изображенная девушка сравнима с нимфой, застывшей у воды.
Берта Моризо (1841-1895). Сбор вишни. 1891. Холст, масло. 152 х 85 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Купальщицы. 1892 г. Холст, масло. 41 х 33 см.
Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Купальщицы. Бумага, акварель. 27 х 25 см.
Музей Кальве, Авиньон, Франция.
Берта Моризо (1841-1895). Пейзаж в Туре. 1892 г. Холст, масло. 27 х 35 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Разговор. 1893 г. Холст, масло. 64,8 x 81,3 см. Частное собрание.
Берта Моризо (1841-1895). Жюли Манэ и ее борзая Лаэрт (Портрет дочери художницы). 1893 г.
Холст, масло. 73 x 80 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Берта Моризо, вышедшая замуж в возрасте 33 лет за Эжена Манэ, в течение длительного времени не могла забеременеть. Это тяжело переживалось ею самой и ее семьей. Наконец, в возрасте 37 лет Берта родила дочь Жюли. Моризо надеялась, что у нее будет мальчик, но глубоко и сильно полюбила свою маленькую девочку, которая была «как котенок, всегда счастливая». Жюли росла в окружении художников - друзей ее семьи, получила хорошее образование, сама рано начала пробовать себя в живописи. После смерти мужа Эжена Манэ в 1893 году Берта и Жюли стали особенно близки, они вместе путешествовали и рисовали. На данной картине Жюли изображена сидящей на диване со своей собакой Лаэрт породы борзая, подаренной поэтом-символистом Стефаном Малларме, который был опекуном девочки после смерти матери. Стефан Малларме очень красноречиво оценил талант Берты Моризо, сказав что: «В этом таланте видна Женщина, так же как и Мастер».
Берта Моризо (1841-1895). На скамейке в Булонском лесу. 1894 г. Холст, масло. 38,2 x 55,3 см.
Музей Орсэ, Париж.
Берта Моризо (1841-1895). Мечты Жюли. 1894 г. Холст, масло. 65 x 54 см.
Частное собрание.
Стиль и мазки Моризо заметно ослабли в 1870-х годах. Помимо пейзажей и портретов, она стала пионером нового жанра, изображающего интимные моменты повседневной семейной жизни, в которых часто фигурировала ее дочь.
В 1892 году состоялась первая персональная выставка Берты Моризо в Париже.
Берта Моризо. Фотография Феликса Надара, 1892 г.
Здоровье Берты Моризо ухудшилось во время Франко-прусской войны и Коммуны 1870–1871 годов, она преждевременно состарилась и умерла 2 марта 1895 года в возрасте 54 лет от лёгочного заболевания. Похоронена на кладбище Пасси в семейном склепе Манэ, рядом с мужем Эженом и его братом Эдуардом.
Могила Берты Моризо и Эжена Манэ на кладбище Пасси (Париж, 16-й округ). Слева могила Эдуарда Манэ.
Могила Эжена Манэ (1834-1892) и Берты Моризо (1841-1895) на кладбище Пасси в Париже.
В 2012 году режиссер Каролин Шампетье сняла телефильм о Берте Моризо.
В 2013 году Моризо стала самой дорогостоящей женщиной-художницей, когда её картину «После обеда» (1881)
продали на аукционе Кристис за $10,9 миллионов долларов.
Берта Моризо (1841-1895). После обеда. Х, м. 81 х 100 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 6 февраля 2013 г.
Лот продан за $10 млн.980 тыс. долларов.
Ее именем названа улица в Лионе, Франция.
Берта Моризо (1841-1895). Бюст человека с лицом, обращенным к небу.
Бронза. Н=24,8 см. Частное собрание. Одна из скульптур художницы.
Берта Моризо (1841-1895). Девочка, держащая на коленях кошку. Бумага, сухая игла. 25 х 16,2 см.
А это единственная работа Берты Моризо в наших музеях, рисунок в собрании Гос. Эрмитажа.
ИСТОЧНИКИ
Берта Моризо. Альбом. Автор текста Маргарита Прокофьева. Издательство
«Белый город», Москва, 2005 г. - 46 стр., илл. Отпечатано в Италии.
Доминик Бона. Берта Моризо. Тайна женщины в черном. Роман-биография.
Перевод с франц. Е. Ландсберг. Искусство - XXI век, 2010. - 272 стр., илл.