• Авторизация


СОВЕТСКИЕХУДОЖНИКИ-НОНКОНФОРМИСТЫ – НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НЕСТЕРОВА (1944-2022), ЧАСТЬ VI 27-02-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


в 5-ю часть Художник-Наталья-Нестерова на фоне своего Зимнего парка (700x590, 123Kb)
Наталья Нестерова на фоне своей картины «Зимний парк». Фотография 2005 г.

БЕСЕДА С НАТАЛЬЕЙ ИГОРЕВНОЙ НЕСТЕРОВОЙ (Окончание)
«Когда что-то тебе страшно, можно это нарисовать - тогда это перестает быть кошмаром»
Ведущая - Нина Викторовна Лепешонкова
Беседа записана 29 апреля 2015 и опубликована 6 сентября 2019 г.


Об отношениях с официальными организациями
Н. Л.: Меня еще интересует такой вопрос. Как складывались ваши отношения с официальными… Например, с Академией художеств. Вы же действующий член, да, Академии художеств?
Н. Н.: «Действительный» называется.
Н. Л.: Действительный.
Н. Н.: Действительный. По четным. А по нечетным (смеется)…
Н. Л.: Я так понимаю, что у вас же шло в разрез, инакомыслие ваше …
Н. Н.: Вы знаете, не совсем это в разрез. Ну там ведь и Дмитрий Жилинский, который наш учитель, там был прекрасный - царствие небесное - Голицын. Церетели - он либеральный человек, он помог очень многим людям. Я ему лично благодарна. Он помог мне в тяжелое время. И не брошу в него камень. Скульптура чудовищная, а живопись… Там Салахов, который всегда и поддерживал. У него была и мастерская в Суриковском. Но позже, чем мы. Поэтому и Таню, и меня… И Алла Пологова, и Смолин, и Павел Никонов - мы были приглашены, мы никак туда не рвались. И один мой знакомый сказал: «Ну ладно, эти - да. Но ты?! Как ты могла поступить в эту!.. Согласиться…» Я сказала: «Ты знаешь, у тебя, например, жена, которая занимается твоими работами, а меня, например, собираются выкинуть из мастерской. И кто меня защитит?» Он сказал: «Да… Ну ладно…» (Смеется.)

2010 Моление о чаше. Холст, масло. 100х120 см. РОСИЗО (700x576, 168Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Моление о чаше. 2010 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

Н. Л.: А МОСХ? Вы член МОСХа ведь тоже, получается?
Н. Н.: В МОСХе мы с 69-го года. И, конечно, МОСХ иногда не выставлял, иногда выставлял. Но у нас было очень много друзей, которые с нами снисходительно обращались, но нож в спину не вставляли (смеется). А потом, вы знаете, мне кажется, что наше поколение - такие какие-то недоделанные слегка. Или, может быть, родились в тяжелое время. Мы не рвались ни в какие… Среди моих ровесников нету каких-то действующих активно деятелей… «Действующих деятелей» - бабушка сказала бы, что так не говорят (смеется). Мы работали. И мы, знаете, как… Тоже Таня Назаренко. Когда мы приходили друг к другу в мастерскую, Таня и я - мы отворачиваем работы, у нас не повернуты работы и тем более не развешаны, сохрани господь. Но мы заглядывали всегда. И у всех. И мы всегда, раньше мы всегда говорили, - кто-то вот приходил, какой-то приходил музей или коллекционер, или что-то, - у нас просто были наши телефонные книги, мы говорили: «Сходите к тому, сходите к тому, обязательно сходите к тому». А когда я приехала в Нью-Йорк, мне говорят: «У нас так не принято». Ну, я перестала. Нет, хотя я не перестала (смеется).

2010 Камелии белые. Х, м.  81х54 см. (2) (400x600, 140Kb)2010 Камелии красные. Х, м. 81х54 см. (395x600, 147Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Камелии белые. 2010 г. Холст, масло. 81х54 см. 2. Камелии красные. 2010 г.
Холст, масло. 81х54 см.

2010 Под зонтом. Бум, темпера. 62.3 x 45.5 cm. Аук Шапиро 2014 (см. 1986 год) (512x700, 108Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Под зонтом. 2010 г. Бумага, темпера. 62,3 x 45,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2014 г.

2010 Без названия (Свобода). Бум, масло,45 x 30 cm акв. Аук Шапиро 2022 (458x700, 128Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Без названия (Свобода). 2010 г. Бумага, масло, акварель.
45 x 30 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2022 г.

Н. Л.: Еще такой вопрос. Художник и зарабатывание денег. Очень сложный он. Я так понимаю, что в советское время это было более или менее…
Н. Н.: Я работала - тоже я рассказывала - я работала в комбинате. Комбинат живописных искусств у нас существовал. Сейчас он, по-моему, как выставочный зал. Он был такой - для мужского пола это было спасение, потому что иначе они считались тунеядцами. Барышни-тунеядцы - они домохозяйки называются. Другое у них имя. То есть, там вывешивали списки работ. Как был графический комбинат, был скульптурный, был монументальный - это возможность художника. Были такие реализаторы, которые ездили по разным республикам, по каким-то колхозам, совхозам, заводам, ну, куда ни попадя, а такое существовало правило, что деньги, отпущенные на искусство, их нельзя было употребить для строительства забора, предположим. И поэтому - хочешь не хочешь… Я с закрытыми глазами могу нарисовать сбор яблок, сбор винограда, сбор хлопка. Я, в общем, по пейзажам, потому что я считала, что я рисовать не умею, а портреты - всегда мне казалось, что я людей страшными рисую. Ну, я их, может, вижу так. Но так я проработала до 89-го года - двадцать лет. Двадцать лет, а потом уже как-то немножко изменилось, потому что стали открываться тут первые галереи, и вот как раз эти кураторы, которые помогали художникам и делали выставки, и работали с клиентами. Главным образом, эта вот работа с клиентами. У меня до сих пор не поворачивается язык сказать какую-то там сумму. Понимаете? Мне легче подарить, а потом еще одну написать или две. А куратор - ну-ну-ну-ну-ну, не порть бизнес, Наталья Игоревна.

2010 Под глицинией. 80х100 (700x553, 174Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Под глицинией. 2010 г. Холст, масло. 80 х 100 см.

2010 Последний день года (700x504, 152Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Последний день года. 2010 г. Холст, масло.

2010 Парк. Б.г. Х, м. 87 x 76.5 cm. Аук Шапиро 2012 (613x700, 202Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк. 2010 г. Холст, масло. 87 x 76,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.

2010 Мальчик с голубями. Х, м.64.3 x 51 cm. Аук Шапиро 2012 (574x700, 173Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мальчик с голубями. 2010 г. Холст, масло. 64,3 x 51 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г. Лот продан за $72.000 дол.

2010 Новая ваза. (546x700, 159Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Новая ваза. 2010 г. Холст, масло.

О знании и мастерстве
Н. Л.: Скажите, а вот работу если вы написали, то копию ее вольную сделать — это сложно? Она у вас получается другая?
Н. Н.: Я не делаю никогда копии, я делаю варианты. И мы все, я думаю. Потому что даже существовала специальная такая профессия — копиист. Там еще существует какое-то правило, по-моему, чуть-чуть меньше натуры. Это очень сложная вещь. Это нужно быть виртуозом почище… Свою-то не всегда можно как-то. Не повторить. Вариант.
Н. Л.: А в Суриковском институте у вас было копирование? Вы ходили в Пушкинский музей?
Н. Н.: Нет. У нас, кстати, когда мы начинали, в ГИТИСе, собственно говоря, у нас был преподаватель, который водил как раз в Пушкинский, но, понимаете, у нас… Это, во-первых, сценография, и очень мало времени для и живописи, и рисунка. Сценография, наверное… А сейчас замечательный господин Мединский, который, я думаю, не особенно разбирается в искусстве, он, например, соединил сдачу экзаменов рисунка и живописи в один день. Это изуверство, потому что этого не может быть, это разные вещи. А по-моему, он во всех видах искусства [придумал] такие шутки. Потому что они сдают, по-моему, шесть часов или четыре часа. И это разные вещи. Это всё равно что пение и танцы. Понимаете, нужно сначала спеть, потом сплясать, когда уже вы не можете этого сделать. Просто у них слишком мало времени. И ребята, приходящие из художественной школы, им проще гораздо, потому что в художественной школе этим занимаются. Почему, в общем, кидаются, конечно, в Суриковский, в Строгановку, более в художественные. А к нам часто приходят, которые учились просто в каких-то…
Н. Л.: В ГИТИС, да?
Н. Н.: Да, в ГИТИС.

2010 Сан-Джорджо Маджоре. Диптих. Х, м. 162.6 x 264.2 см. (700x432, 164Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Венеция. Сан-Джорджо Маджоре. Диптих. 2010 г.
Холст, масло. 162,6 x 264,2 см. Аукцион FAAM - Fine Art Auctions Miami, 2012 г.

2010 Ресторан (диптих)_122х101,5; 122х101,5. (700x419, 169Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ресторан. Диптих. 2010 г. Холст, масло. 122 х 101,5 см. (каждая).
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 2.000.000 - 3.500.000 руб.

2010 Ресторан (диптих) СОВКОМ 2021. Эстим. , 2000000-3500000 руб. (582x700, 204Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ресторан. Диптих. Левая часть. 2010 г.
Холст, масло. 122 х 101,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г.

2010 Ресторан (диптих, 2)_611b9f8a9fcb2 (583x700, 214Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ресторан. Диптих. Правая часть. 2010 г.
Холст, масло. 122 х 101,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г.

2010 Фуршет. Холст, масло. . 80х100 см. Courtesy Арт-студия «Доминанта» (700x528, 165Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фуршет. 2010 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Арт-студия «Доминанта», Москва.

Паб (700x574, 191Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Паб (Пивной бар). Холст, масло.

2010 Чехарда Холст, масло. (700x587, 144Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чехарда. 2010 г. Холст, масло.

Н.Н. Кто-то учился просто у художника, который преподавал, или в каких-тостудиях. И они, может быть, в тысячу раз больше интересуются театром, нежели, там, другие, более умелые. Но они начинают с чистого листа, и им недостаточно времени для того, чтобы научиться. Все-таки это такая профессия, которая требует навыка.
Н. Л.: А при поступлении требуется академический рисунок и живопись?
Н. Н.: Ну, требуется умение. Требуется умение. Они рисуют натюрморт и голову живую. Я просто не представляю, как ребята, которым страшно… Это обычно какой-то июль, когда страшная жара. Они просто все подыхают от страха и от жары. Не знаю. «Улучшение» у них бесконечное.
Н. Л.: А какие задачи вы ставите пластические перед своими студентами?
Н. Н.: Изобразить. Просто изобразить пластически. Я просто стараюсь их не отвратить от этого задания и как-то направить. Нет, я, конечно, от них никакого… Академической живописи — господь с вами. Просто я считаю, что особенно для художников театра нужна какая-то быстрота, яркость. А выделывать… Тем более сейчас: компьютер… Это совершенно даже не обязательно. Просто должна быть в голове… Их очень хорошо развивают, потому что они учат историю театра, историю сцены, историю литературы. То есть они наполняются знаниями, что, я считаю, самое необходимое для художника - это быть интеллектуально наполненным, знать и музыку, и литературу, поэзию, помимо искусства. Без этого человек, он открывает для себя то, что уже давно открыто, он не может пойти вперед, он просто повторит, и всё. (Конец записи)


2010 Шляпа (2) (385x500, 89Kb)2010 Шляпа. Б.г. Х, м. 64.3 x 51 cm. Аук Шапиро 2012 (2) (419x500, 86Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Шляпа. 2010 г. Холст, масло. 2. Шляпа. 2010 г. Холст, масло. 64,3 х 51 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.

Двое в гамаке. veresov-gallery.ru (700x578, 159Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двое в гамаке. Холст, масло.

Мужчина на берегу. (Частное собр, США) (514x700, 117Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мужчина на берегу. Частное собрание, США.

Конкур (700x515, 190Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Конкур. Холст, масло.

2010 Прогулка с белой лошадью. 90х120 (700x522, 165Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прогулка с белой лошадью. Холст, масло.

2010 Сон. Холст, масло. 80 × 100 (700x563, 194Kb)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сон. 2010 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 5-ю часть (3) (530x700, 111Kb)
Наталья Нестерова. Фотография 2000-е гг.


Беседа с Натальей Нестеровой. Ведущая Н.В. Лепешонкова, 2015 г.

(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЕХУДОЖНИКИ-НОНКОНФОРМИСТЫ – НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НЕСТЕРОВА (1944-2022), ЧАСТЬ VI | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»