Наталья Нестерова в своей мастерской. Фотография, декабрь 2009 г.
Наталья Игоревна Нестерова (1944-2022), художник-фигуративист, стала членом Союза художников СССР в 1969 году, через год после окончания Московского художественного института имени Сурикова. Вскоре она стала ведущим членом левого крыла Союза, а в возрасте двадцати двух лет приняла участие в выставках Молодых московских художников. Создавая произведения в образно-примитивистской манере, часто изображая гротескные образы, Нестерову иногда обвиняли в подрыве основ русской профессиональной художественной подготовки. Привлекательность и популярность ее работ, казалось, только возросла от такой критики. Нестерова часто возвращается к теме судьбы и просвещения с религиозным подтекстом и элементами театра. На открытии ее крупной ретроспективы 1992 года в Музее изящных искусств в Монреале Нестерову попросили объяснить смысл ее работ. На сбивчивом английском она объяснила, что хочет, чтобы зритель нашел в ее работах собственный смысл.
БЕСЕДА С НАТАЛЬЕЙ ИГОРЕВНОЙ НЕСТЕРОВОЙ
«Когда что-то тебе страшно, можно это нарисовать - тогда это перестает быть кошмаром»
Ведущая - Нина Викторовна Лепешонкова
Беседа записана 29 апреля 2015 и опубликована 6 сентября 2019 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Автопортрет. 15 декабря 1947 г.
Бумага, цветные карандаши. 20 х16 см. Из архива Н.И. Нестеровой.
Нина Викторовна Лепешонкова (Н.Л.): Добрый день, Наталья Игоревна. Сегодня 29 апреля, 2015 год. Я в гостях у Натальи Игоревны Нестеровой, и мы ведем беседу, и она будет в перспективе времен. Хотелось бы узнать о вашей семье. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Наталья Игоревна Нестерова (Н.Н.): Я родилась в очень счастливой семье. Очень меня любили мои дедушки и бабушки, и мама с папой. И я всегда об этом говорю, что всем я обязана своему дедушке - Николай Иванович Нестеров, который учился во ВХУТЕМАСе, учился с Фальком, Сергеем Герасимовым. Обожал Сезанна. Все работы, которые висят здесь, - это моего дедушки. Бабушка была учитель русского языка, которая тоже занималась моим воспитанием. Она знала поэзию. Вообще была «ваше высокоблагородие». Ну, это было спрятано, естественно, очень хорошо. Мама и папа мои - архитекторы.
Папа, Игорь Дмитриевич Смирнов. Фото из архива Н.И. Нестеровой.
Н. Л.: Простите, пожалуйста, а бабушки фамилия девичья какая?
Н. Н.: Нестерова.
Н. Л.: Девичья?
Н. Н.: Нет. И моя, собственно, фамилия тоже не Нестерова, потому что, когда я выходила из института, я поменяла. Я вообще была Наташа Смирнова. Поскольку я родилась в очень сложное время - это был 1944-й год, мама только что вернулась с фронта, дедушка с бабушкой вернулись, и с прабабушкой моей… Моя прабабушка была тоже абсолютно гениальный человек. Она очень рано овдовела. Отец ее был священник, а она была одна из первых женщин-врачей. И вот они вернулись из эвакуации тяжелейшей, Утка такая была на Урале. И 23 апреля я родилась и была обожаема, поскольку детей было тогда мало.
Н. Л.: А вы родились в Москве или в эвакуации?
Н. Н.: В Москве. Нет, мама вернулась в Москву. Мама была на фронте. Она прошла в армии Рокоссовского все отступление.
Н. Л.: А как вашу маму зовут?
Н. Н.: Зоя Николаевна Нестерова. Когда я еду на дачу в Абрамцево, я каждый раз проезжаю мимо того места, где родилась и моя мама, и я. Это Самотёка, где были Лаврские, Троицкие переулки, стоял мужской монастырь. Мама вспоминала, что она видела из окошка, как ходят монахи. Этот маленький монастырь, там останавливались паломники, которые шли в Троице-Сергиевскуюлавру. Представляете, Самотёка, где это? Ну вот, поэтому я каждый раз это проезжаю и думаю: да-да, вот тут вот мама моя каталась с маленькой горочки, и потом я. Ну, сейчас, во время Олимпиады там разнесли всё, что могли. Сейчас там этот олимпийский центр. Но монастырь остался крошечный.
Мама, Зоя Николаевна Нестерова. Фото из архива Н.И. Нестеровой.
Н. Л.: А самые ранние ваши воспоминания? Я так понимаю, вас воспитывали дедушка и бабушка?
Н. Н.: Да, потому что мама моя — архитектор, и в это время она много строила. Она уезжала в Магнитогорск. Они разрабатывали первые крупнопанельные, крупноблочные дома, и она очень много работала. А я была с бабушкой и дедушкой. Другие дедушка и бабушка, папины родители, тоже меня очень любили.
Н. Л.: Вы были единственным ребенком в семье?
Н. Н.: Абсолютно. Так же, как моя бабушка и мама, и папа, и я. И у меня один сын. Дальше уже пошло совсем в другую сторону.
Н. Л.: А ваши родители, я так понимаю, в МАРХИ учились, да? Как вообще складывалась их судьба?
Н. Н.: Да, они познакомились в архитектурном институте, и потом они разошлись. Мне было 11 лет. Значит, им было по 40 лет. Но продолжалась их дружба, привязанность до их самой смерти.
Н. Л.: Расскажите, пожалуйста, про ваше детство. Какие-то воспоминания о Москве, о том, как вы поступили, например, в школу. Я знаю, что вы учились…
Н. Н.: В художественной школе.
Н. Л.: В художественной школе при Суриковке.
Н. Н.: А я не знаю, при Суриковском ли она тогда была институте или автономно. Ну, наверное. Меня это совершенно не волнует.
Бабушка и дедушка, родители папы, Зоя Васильевна и Дмитрий Дмитриевич Смирновы.
Фото из архива Н.И. Нестеровой
Н.Н.: С самого моего детства я рисовала. Рисовал мне дедушка. Вот тут, между прочим, вот это вот видите?.. Нет, это моя мама. А вот это вот — я. Это рисовал дедушка. Видите, тут я рисую, и тут я рисую. Поэтому это было с младенчества. Потом я ходила… Это так все было давно, ничего этого я, естественно, не помню. При Доме пионеров, наверно, был какой-то кружок. Это мне рассказывала мама, я этого не помню. И, в общем, видимо, туда пришли просто. Нас тогда было очень мало, детей. Детей-то было тогда раз, два и обчелся. И наверное, ходили, смотрели по этим школам, таким кружкам, и сказали об этой художественной школе, в которую я и поступила, когда мне было одиннадцать лет.
Но, к сожалению, с Самотёки мы уехали, потому что мама в соавторстве с Любовью Михайловной Врангель и с Натаном Остерманом построили дом на Октябрьском поле. Двадцать лет я прожила там. Сюда я вернулась, когда мне был уже тридцать один год, и с тех пор сорок лет я живу. А бабушка с дедушкой другие жили напротив Библиотеки Ленина, поэтому Арбат для меня существовал. В детстве я еще ходила, когда был троллейбус и всё-всё-всё. Москву… Ну я просто, на самом деле, очень хорошо знаю вот эти переулки Лаврские, а дедушка мой учился у Васнецовых, и Васнецовы своих учеников селили рядом. Поэтому мы жили практически рядом с домом Васнецовых — это Троицкий переулок, и там был большой сад, мы там ловили жучков, залезали. Это было слишком давно. Но дедушка мой умер, когда мне было семь лет. И тогда мне показалось, что жизнь моя закончилась, потому что он был абсолютно удивительный человек. Он потом очень немного рисовал, потому что он преподавал рисунок в школе.
Дедушка Николай Иванович Нестеров. Фото из архива Н.И. Нестеровой
Н. Л.: А в какой школе?
Н. Н.: Где-то около Екатерининского парка, в детской просто школе. У него учился такой художник Иван Сорокин, потом такой Горюрнов. В общем, он был невероятно достойный человек. Он вообще из-под Ярославля. Его родители были словаками. И вот он убежал с бродячим цирком. Он работал в «Окнах РОСТА». Он сам писал пьесы, играл. Но бабушка почему-то это всё уничтожила. Не знаю, почему. У нас этого не осталось.
Н. Л.: В смысле архивы, да?
Н. Н.: Да. У нас осталось много писем, но как-то… Во-первых, мы с мамой когда переезжали, мы огромное количество уничтожили писем. Это были письма сосланных священников — родственников моей бабушки. Видимо, решили, что просто это никому не нужно.
Н. Л.: То есть это вашей мама мамы.
Н. Н.: Да.
Н. Л.: Я так понимаю, что из священнической среды она вышла?
Н. Н.: Да-да-да. Я же сказала, что прадедушка Пётр…
Н. Л.: А почему сосланных священников? То есть я так понимаю, что не один дедушка был, да, священником?
Н. Н.: Прадедушка умер очень рано, и у маминой мамы, у нее брат какой-то был — очень высокая должность священнослужителя. Но это как-то потеряно.
Н. Л.: А в вашей семье сохранялась эта традиция религиозная, православная?
Н. Н.: Нет. Бабушка была вольтерианка, и так вот получилось, но, правда, я крестилась в 1986 году. Мы с Юрой Ростом. Потому что я пыталась рисовать на какие-то евангельские темы, и я считала, что если я некрещёная, то это, как бы, не моя компетенция, я не имею права. То есть, я до этого закрывала лица. Вот «Тайную вечерю» я, предположим, рисовала. Закрывала масками. А потом позволила себе открыть лица.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Оркестр. Полиптих из 15 панелей. 2006 г. Холст, масло.
Общий размер 304,8 х 406,4 см. Галерея Александра Герцмана, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дирижер. Эскиз. 2006 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Строфы. 2006 г. Холст, масло. Б. Галерея «Дом Нащокина», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2006 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гранат. 2006 г. Холст, масло. 70 х 80 см.
Галерея искусства СДМ-Банка, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гранат. 2006 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бассейн. 2006 г. Холст, масло. 91,4 x 119,4 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2012 г. Эстимейт 600.000 - 900.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кейп-Код I (Cape-Cod I). 2006 г.
Кейп-Код - песчаный полуостров ледникового происхождения на юго-востоке штата Массачусетс,
модный летний курорт.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кейп-Код II (Cape-Cod II). 2006 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Африка (1). 2006 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2015 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Африка (2). 2006 г. Холст, масло.
Наталья Нестерова. Фотография. Дата неизвестна.
Учеба в Суриковском институте
Н. Л.: Расскажите, пожалуйста, о периоде, когда… Вы осознанно поступали в Суриковский институт? Ведь еще была Строгановка. Был большой выбор?
Н. Н.: Нет. Во-первых, когда мы заканчивали школу — мы заканчивали с Таней Назаренко, с которой мы идем… Мы с ней уже шестьдесят лет вместе. Ира пришла немножко позже уже, у нас было два класса — «А» и «Б». Ее прислали, наверное, во второй «Б». Ну, мы тоже, в общем, знакомы.
Н. Л.: Это Ирина Старженецкая?
Н. Н.: Да, Ира Старженецкая. И опять-таки нас было мало очень, и у нас был такой педагог — Черняев, который просто очень нас хорошо научил. В общем, когда мы выходили, наш класс особенно, мы вышли из школы, у нас у всех была рекомендация в Суриковский институт. Я, правда, прошла, по-моему, последней в Суриковский институт. Мне казалось, что я очень плохо рисую и не умею, хотя пятерки были. Хотя вот тут обнаружились какие-то мои рисунки времен института. Оказалось, что я умею рисовать. Я была так этим потрясена. Это буквально на днях.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря. 2006 г. Холст, масло. 137,2 x 188 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $72.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рождество. 2006 г. Холст, масло. 100 х 109 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк. 2006 г. Холст, масло. 127 x 172,7 см. Аукционный дом PHILLIPS,
Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $85.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Папайя. 2006 г. Холст, масло. 86 х 86 см.
Галерея Марата Гельмана, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серебреное блюдо. 2006 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Поднос. 2006 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Поднос с розами. 2006 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кресло. 2006 г. Холст, масло. 77,5 х 97 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 300.000 - 360.000 руб.
Н. Л.: А кто у вас преподавал в школе рисунок?
Н. Н.: Вот у нас Черняев. Вы слишком поздно пришли уже. Как я прочитала у Кинга, экспресс Альцгеймер подъезжает к нам ко всем.
Н. Л.: По-моему, вы рассказываете всё достаточно развернуто. А вот вы поступили в Суриковский институт — и как вам вообще среда? Кто вас окружал?
Н. Н.: Вы знаете, у нас было очень сложно. Я думаю, что и Ира Старженецкая тоже вам рассказала, что наших ребят почти всех забрали в армию, потому что, опять-таки, было мало народу, и мы учились с провинциальными поступившими, нас значительно старше, и там были сложные отношения.
Н. Л.: То есть, вы были в среде… В мастерской, в которую вы поступили, так и остались друзья?
Н. Н.: Да-да-да. Вот Ира тоже - она перевелась из Ленинграда, Санкт-Петербурга теперешнего, но поступила в нашу группу. Была Ира, была Таня, был такой замечательный Ирин муж, к сожалению, умерший, Толя Окороков, и вот так мы, собственно говоря, друг друга поддерживали, смотрели, учились друг у друга. Потом у нас руководил мастерской Грицай, был Дмитрий Дмитриевич Жилинский - человек совершенно непревзойденных человеческих качеств, и художник, которым мы гордимся всегда. И Сергей Николаевич Шильников, который старался, я думаю, нас развить, кому это было нужно. Я считаю, что я уже была подготовлена ко всему, потому что, когда я была маленькая, я очень много болела и смотрела книжки, и мне всегда давали смотреть такой альбом Музея западного искусства, это щукинская и Морозова коллекция. И я смотрела. Поэтому для меня не было никогда открытие, когда - ах! - увидели Ван Гога. Я их знала с младенчества. А дедушка мой обожал Сезанна, поэтому это тоже мой бог, и тоже я его как бы впитала по наследству.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Адам и Ева. Диптих. 2007 г. Холст, масло. 190 х 120 см. (каждая).
Галерея Марата Гельмана, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Адам и Ева. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пасьянс I (La Crapette I). 2007 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пасьянс II (La Crapette II). 2007 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Центральный парк летом. 2006 г. Холст, масло. 127 x 147,3 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $30.000 - 40.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бадминтон. 2007 г. Холст, масло. 120 х 150,5 см. Аукцион Christie’s,
Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 22.100 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персик. 2007 г. Холст, масло. 73 х 60 см.
Н. Н.: Во-первых, он умер, когда мне было семь лет. И он просто мне рисовал и показывал.
Н. Л.: То есть это дома на книгах.
Н. Н.: Да. У нас всегда было много книг. Бабушка читала. Она обожала Тютчева, больше Пушкина она любила Лермонтова. Потом я плохо запоминала, но в детстве я знала стихи.
Н. Л.: А в Суриковском институте реализм преподавали, да? Получается, очень сложно ведь потом выйти на какой-то свой пластический язык? Как это всё происходило у вас? Расскажите, пожалуйста.
Н. Н.: Во-первых, я сказала: мы поддерживали друг друга. Потом, это были немножко другие времена, и уже нас не так мучали и нам разрешали. Но я вам могу только одно сказать, что, когда я закончила институт… Нет, во-первых, когда школа, институт, это, конечно, ломалось, но когда этим занимаешься всю жизнь, то это происходит, наверное. Потом, когда мы вышли из института, мне казалось, что я фантастически реалистически всё рисую, а потом я посмотрела — я рисовала ручки-палочки, ножки-палочки. То есть это было совершенно не осознанное такое отбояривание от того времени. Но все равно я благодарна этому времени, потому что художник должен, в общем-то, очень много учиться и долго. Способен он, не способен он, потому что постепенная практика — это… Я считаю, что это у нас наше ремесло, которому мы преданы, и я без конца этим занимаюсь. Если немножко прерываешься, то в какой-то момент теряешь ритм, темп.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Две птицы с рыбой. 2007г. Холст, масло. 45,7 х 61 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Версаль. 2007 г. Холст, масло. 150 х 125 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хризантемы. 2006 г. Холст, масло.
Фонд развития русской культуры «Крафт-Павлова», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ranaculous (Лютики). 2007 г. Холст, масло. 76 х 61 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ваза с кроликом. 2007 г. Холст, масло. 70,5 x 50 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фонтан. 2006 г. Холст, масло. 121,9 х 91,4 см.
Наталья Нестерова. Фотография. Дата неизвестна.
Путешествия, импульсы и влияния
Н. Л.: А вы каждый день сейчас работаете?
Н. Н.: Нет. Конечно, нет. Да и никто каждый день не работает на самом деле. Но каждый день я думаю об этом.
Н. Л.: Бытует такое мнение, что стать ремесленником очень легко, а как именно найти свою художественную нотку?
Н. Н.: Вы знаете, я думаю, что это у каждого чисто индивидуальное и тут нельзя дать никакого рецепта.
Н. Л.: А есть вообще возможность обучения в Суриковском институте долгого, и просто остаться ремесленником, не обрести себя? Или, в принципе, каждый человек способен как-то обрести себя?
Н. Н.: У них спросите, не знаю.
Н.Л: А дипломная работа ваша какая была? Об этом времени?
Н. Н.: «Геологи».
Н. Л.: А выбор тем как происходил?
Н. Н.: А вы знаете, я вам скажу, как. У Иры, по-моему, была какая-то «Весна», что-то в этом лирическое такое. У Толи Окорокова была война во Вьетнаме или что-то такое. А Таня и я — мы очень много путешествовали по Средней Азии. Просто тогда было возможно. Конкретно мы были в Казахстане, потом мы ездили… А потом я со своим мужем бывшим, Писаревым Леонидом Алексеевичем — мы как раз это все недавно вспоминали — мы ездили в Туву, и мы как раз попали к геологам, и вот это вроде была такая геологическая… А у Тани была — «В юрте». Причем, она там какой-то левкас, в общем, сложное всякое. А я просто писала. Но у меня уже был маленький ребенок, поэтому я, наверное, немножко тогда потеряла силу духа, которую потом восстановила через некоторое время.
Н. Л.: Я слышала, что в вашей мастерской преобладала направленность на Возрождение. Такие вкусовые предпочтения были.
Н. Н.: Да, потому что, во-первых, Грицай, он много ездил. Потом Дима Жилинский — он боготворил это время. Я просто увидела всё это воочию, чему я очень расстраиваюсь, очень поздно. То есть я знала по книгам, по репродукциям. Просто когда это видишь воочию… Хотя мама мне всегда рассказывала. Она с архитектурными группами, слава тебе господи, ездила и в Италию, и во Францию, и в Испанию, и в Америке она была. Это такие были специальные архитектурные группы
А я в 40 лет, я в 40 лет. Я первый раз поехала за границу, когда мне исполнилось ровно 40 лет. В маленьком городочке - Реклингхаузен такой был - мы туда приехали. У меня иногда попадает день рождения на Пасху. Звонили колокола. Сейчас у меня звонит колокол Спасопесковской церкви, а тогда это было… И это был первый раз. Это было поздновато, к сожалению. Потом я проехала по разным странам, но я уже заставляла себя восхищаться, радоваться и говорить себе: «Ну посмотри, посмотри вокруг!»
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пир Ирода. 2007 г. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр
«РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Юдифь. 2007 г. Холст, масло.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Триптих. 2007 г. Холст, масло. 101,9 x 81,3 см. (каждая часть).
Общий размер 101,9 x 248,9 см. Аукционный дом PHILLIPS, Нью-Йорк, 2008 г.
Эстимейт $80.000 – 120.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Триптих. 2007 г. Холст, масло. 100 х 240 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Жара. 2007 г. Холст, масло. 95 x 110 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Завтрак на берегу моря. 2007 г. Холст, масло, 89 x 116 см.
Н. Л.: Я в интернете прочла о том, что на ваш художественный язык повлиял очень примитивизм.
Н. Н.: Это неправда. Я такого никогда не говорила. Это говорят искусствоведы. Потому что я знала, я знала, и мне это нравилось, конечно, но чтобы это повлияло как-то? Я так не считаю.
Н. Л.: В основном говорят - Пиросмани.
Н. Н.: Это прекрасный, потрясающий художник. Ну, искусствоведам нужны обязательно какие-тоассоциации, обязательно выяснить, как, откуда это появилось. А это появляется всё случайно. А может быть, подспудно каждый человек несет в себе какие-то определенные… Может быть, мы и жили раньше, и видели все это. А может быть, нет. Может, жуками просто были. Кто знает?
Н. Л.: А в мастерской - я так понимаю, что приветствуется писать в той традиции, в которой направлена мастерская.
Н. Н.: Ну нет. Абсолютно. Нет. Вот мы все закончили — мы совершенно написали разные вещи. И потом по-разному. Хотя нас с Таней окрещивают «Нестеренко» или «Назарова», но это чисто людское беспамятство. Ира работает совершенно в другом плане. Толя Окороков работал — прекрасные вещи, но он больше даже в монументальном искусстве. Нет, а потом нас не подминали наши учители никогда.
Н. Л.: А в той манере, в которой вы сейчас пишете… То есть по окончании института?.. Мне интересен момент, когда произошел переход.
Н. Н.: Да нет, ну это это (смеется)… Я не могу вам это… Вот спросите у какого-нибудьискусствоведа - он вам поэтапно расскажет. Для меня это все казалось, что одинаково. Мне и сейчас кажется, что у меня работы двадцатилетней давности такие же. Кто-то может отличить. Не знаю.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Читая Беллу Шагал. 2007 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в жмурки. 2007 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Едящая устрицы. 2007 г. Холст, масло. 62 x 52 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лошади в океане. 2007 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танец (1). 2007 г. Холст, масло. 152,4 x 121,9 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танец (2). 2007 г. Холст, масло. 152,4 x 121,9 см.
Частное собрание.
Н. Л.: Я прочла в интернете о том, что в какой-то момент вы отличились очень в выборе композиции.
Н. Н.: Не знаю! Это опять-таки - это не мои домыслы.
Н. Л.: А по-вашему - о чем вы пишете? Я сейчас боюсь использовать определения искусствоведческие.
Н. Н.: Вы знаете, это всё очень по-разному. И я тоже говорила или писала об этом, что раньше на меня большей частью действовала литература, потому что - я говорю, что я в 40 лет поехала. Или литературное слово. Не знаю, Лорка или… Ну, кого угодно возьмите. Бродский. Просто импульс.
Хотя на самом деле мы очень много путешествовали - в Средней Азии, но это всё, это такие экзотические экзерсисы. А потом уже, когда я стала ездить, то у меня появился как бы во мне пережитый Париж и Америка, и Италию где-то я, может быть, себе позволяла вспомнить. Это не этюды. Я никогда в жизни не делала эскизы к работам. Просто мне скучно, если я уже что-то нарисовала, значит, я уже выразила что-то. А теперь уже это, видимо, воспоминания о всей жизни. То, что вдруг ты вспомнил, тебе захотелось…
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лилии. Диптих. 2008 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аперитив. 2008 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пасьянс III (La Crapette III). 2008 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Последние листья. 2008 г. Холст, масло. 76,2 х 61 см.
Н.Н. Ну, у меня, в общем-то, это практически всё придуманное. Нету каких-то конкретных вещей таких. Редко. Архитектура. Поскольку я дитя архитекторов, то всегда меня, конечно, очень волновала и интересовала архитектура. Когда я приезжаю, для меня все-таки, поскольку я уже пятнадцать лет подряд туда ездила, работала, просто снимала мастерскую, я приезжала и… Ну, там невероятно. Там каждый миллиметр - это произведение, не говоря уж о зеленой Сиене и так далее, и так далее.
Н. Л.: Откуда у вас цвет этот рождается?
Н. Н.: Ну, как откуда?
Н. Л.: Из природы, например. Вот здесь одна, в Америке она совершенно другая. У вас меняется колорит, или это всё какая-то уже выстроенная гамма внутренняя?
Н. Н.: Ну, наверно, выстроена.
Н. Л.: То есть у вас нет такого, что вы к работе — и вдруг увидели какой-то цвет, импульс…
Н. Н.: Цвет нельзя уже больше никакой, он везде один и тот же. Немножко позеленее, немножко посинее, немножко пожелтее. Весь спектр. Просто каждый выбирает свою палитру. У меня она, предположим, без ярких красок, без красной, какой-то там желтой очень… Более под это я подгоняю. Но это уже мой выбор. Каждый по-своему видит этот цвет даже.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Жонглер. 2008 г. Холст, масло. 195 x 130 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Начало дня. 2008 г. Холст, масло. 89 x 116 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Велосипедисты. 2008 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двое мужчин у залива. 2008 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Круассан. 2008 г. Холст, масло. 70 х 60 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Как сон (Comme un reve). 2008 г. Холст, масло. 90 х 73 см.
Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Окно. 2008 г. Холст, масло.
Наталья Нестерова и Александр Герцман в его Галерее современного искусства в Нью-Йорке
на фоне картины «Цирк». Фотография 2010 г.
Живопись — это терапия
Н. Л.: Мне еще всегда интересно, как импульс образа зарождается. Это накапливается? Или вы идете и вдруг видите - какая-то ситуация происходит? Как? Мне очень интересно.
Н. Н.: Знаете, я уже хожу 71 год. Поэтому я много чего видела. И много чего не хочу видеть. И в этом тоже заключается… Чего-то не хочешь рисовать, чего-то - наоборот. Знаете, когда что-тотебе страшно, можно это нарисовать - тогда это перестает быть кошмаром.
Н. Л.: То есть это отчасти терапия даже получается такая.
Н. Н.: А это вообще… Живопись, рисование, ремесло — терапия. Вот утром встаешь. Всё противно, всё ужасно. Заставляешь себя. Что-то там провел, какую-то одну линию, вторую, третью. Потом думаешь: «Батюшки! Всё в порядке!» Несмотря на то, что думаешь всегда о такой… Я, во всяком случае, очень часто думаю о бесконечной чепухе, когда работаю. Рука уже сама привыкла. Иногда она даже меня не слушается. Я удивляюсь.
Н. Л.: А бывает такое, что вы написали какой-то сюжет — и это было что-то… Не то, что даже в голове родилось.
Н. Н.: А это всегда рождается в голове. Что же вы думаете — я… Сюжет, конечно, у меня работы придуман.
Н. Л.: А потом просто уже рука это нарисовала.
Н. Н.: А потом она сама. Сюжет, естественно, придуман. Просто иногда, поскольку я меняю место пребывания, то мне всегда мой друг, такой Лёня Ламм, говорит: «Наташа, ну что ты сейчас рисуешь?!» Я говорю: «Я беру разгон». Начинаю с какого-то того, что я помню и знаю. Какой-то сюжет. И я с него прыгаю. А потом уже приходит… Что-то прочитала, что-то увидела, что-то услышала - музыку какую-нибудь необыкновенную.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Диптих. 2008 г. Холст, масло. 195 х 114 см. (каждая).
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Цирк. Эскиз. 2008 г. Бумага, гуашь. 58 x 44 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). У камина. 2008 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Свежие устрицы. 2008 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Утренний кофе. 2008 г. Холст, масло. 101,6 x 127 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2009 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж. Триптих. 2008 г. Холст, масло. 127 x 101,5 см. (каждая).
Общий размер 127 х 304,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2020 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж. Триптих. Левая часть. 2008 г.
Холст, масло. 127 x 101,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2020 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж. Триптих. Средняя часть. 2008 г.
Холст, масло. 127 x 101,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2020 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж. Триптих. Правая часть. 2008 г.
Холст, масло. 127 x 101,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2020 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пляж. 2009 г. Холст, масло. 152 х 183 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Маленькая собачка. 2008 г. Холст, масло. 100х70см. Галерея Дома художников
на улице Вавилова «ЛЕС». 2. Маленькая собачка II. 2008 г. Холст, масло. 130х97 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шляпы (Шляпный магазин). 2008 г.
Холст, масло. 81 х 51 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г.
Эстимейт 500.000 - 500.000 руб.
О важности зрителя
Н. Л.: Наталья Игоревна, я хотела спросить про вашу среду. Вот из института вы вышли - и кто вас окружал? Важна среда вообще?
Н. Н.: Художники, писатели. Ну, когда мы были моложе, среда эта была шире гораздо. Сейчас она сузилась намного, но мы тогда слушали Шнитке, Губайдулину, Денисова. Смотрели фильмы, смотрели работы друг друга. Сейчас мы редко уже этим занимаемся.
Н. Л.: А обсуждали работы, например, чтобы три-четыре человека — и вы на обсуждение приносите свои работы? Был такой диалог?
Н. Н.: Ну, нет, конечно. Просто, вы знаете, когда раньше приходили друзья, предположим, я всегда смотрела их… Я не знаю. У каждого по-своему. Если кто-то смотрел на работы и что-тоговорил, значит, ему интересно. Если кто-то никак не реагировал, я думала: «Ну, промахнулась куда-то, раз совсем не интересно». А художник - так он чувствует, когда, предположим, показываешь работы, кто-то смотрит. Когда приходит группа, предположим. Кто-то смотрит каталог. Думаешь: «Мамочки-светы, а чего ж в каталог-то смотреть, когда картинки показываешь?» Кто-то смотрит совершенно в другое место, как, знаете, как сейчас даже в Карнеги - кто-то прикрывает и смотрит в cell-phone, а звучит музыка прекрасная. Видно, как человек реагирует, поэтому сам тоже абсолютно воспринимаешь и смотришь - интересно?
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маски. 9 картин по 61 x 51 см. (каждая). 2009 г. Холст, масло.
Общий размер 184 x 257 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Балкон. 2009 г. Холст, масло. 90 х 90 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ланч. 2009 г. Холст, масло. 81 x 101,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions,
Нью-Йорк, 2012 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В антикварном магазине. 2009 г. Холст, масло. 81,3 x 101,6 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Клоунесса. 2009 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Полевые цветы. 2009 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Музей Людвига в Кёльне.
Н.Н. Я кому невероятно благодарна, и всегда я его вспоминаю с благодарностью - это Петер Людвиг, чей музей в Кёльне, Аахене, и он сделал свои музеи в Будапеште и Пекине. Он был «шоколадный король». Жена - его круп, по-моему, и у них было огромное состояние. Не было наследников, и они собирали от самого раннего Возрождения, и, собственно говоря, он открыл и Россию. Когда он покупал очень много работ и старался показать. Вот ему всегда было - с чего я начала - ему было безумно интересно. Вот он приходил с маленьким каким-то диктофоном, что-то наговаривал, но, когда ты открывал какую-то еще работу… Это очень важно. Вообще, конечно, художнику важно - то, что работает человек в стол - это всё досужие вымыслы. Конечно, человек хочет… Ну хоть кошке. У меня, знаете, жила, например, ворона в мастерской с крылом каким-то сломанным и ножкой, но у меня была такая приступочка, она жила в маленькой комнате, а я в большой работала, и вот она выходила и вставала, и смотрела, как я работаю. И мне было это очень важно.
Н. Л.: Лучший зритель?
Н. Н.: Лучшие зрители - это дети еще. Когда вдруг ребенок подходит и трогает — а это, оказывается, нарисовано. То есть наиболее такое живое восприятие. Потому что уже взрослый человек — у него есть какой-то стереотип, он знает художников, поэтому… А еще маленькое человеческое существо, оно еще не искушено.
Н. Л.: А вы преподавали когда-нибудь детям живопись или какой-то творческий процесс?
Н. Н.: Я и сейчас преподаю детям. Это молодые ребята. Но я считаю, что я не приношу никакой пользы, потому что я не умею с маленькими детьми.
Н. Л.: А вообще преподавание, оно забирает силы у творчества?
Н. Н.: Время.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин. 2009 г. Холст, масло. 73 х 92 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Суп из спаржи. 2009 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сашкин букет. 2009 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Путешественники. 2009 г. Холст, масло. 101,5 x 122 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Путешественник. 2009 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В дюнах. 2009 г. Холст, масло. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ловля стрекозы. 2009 г. Холст, масло. 92 х 122 см. Частное собрание.
Наталья Нестерова за работой в мастерской. Фотография 2002 г.
О выставках и кураторах
Н. Л.: А что для вас выставка?
Н. Н.: Это кошмар! Это кошмар каждый раз нечеловеческий! Я просто умираю от ужаса, и я не могу с собой справиться. Я достаточно сильный человек, я могу взять себя в руки. Но тут я не могу себя взять в руки. И потом, когда приходишь, открывается, я думаю: «Слава богу! Всё закончилось!» И ушла. Это… Ну как человек боится высоты или боится воды, или боится… Это фобия. Страшно! Поддержал меня абсолютно (о звучащем фоном крике попугая) !
Н. Л.: А посмотреть со стороны на свои работы — это фобия?
Н. Н.: Да кошмар.
Н. Л.: То есть это не то чтобы этап какой-то поворотный? Это каждый раз кошмар? Нет ли такого момента… Я слышала, говорят художники, что в мастерской это одно произведение, а потом, когда оно висит на стене, это совсем по-другому.
Н. Н.: Конечно, конечно. Мастерская — это его дом, и всегда… Ну, особенно это зависит еще от размера, потому что если небольшая мастерская, предположим, то большая работа кажется огромной, а вдруг она выходит на стену — и она совсем даже маленькая, и сложно.
Н. Л.: А роль куратора в выставочных моментах как вы видите?
Н. Н.: У меня сын занимается моей живописью.
Н. Л.: То есть он только куратор ваш, или вообще?
Н. Н.: Нет-нет-нет. Он вообще. У него сейчас галерея. Куратор освобождает от многих житейских забот и, конечно, служит распространителем и популяризатором.
Н. Л.: А сейчас роль куратора немного меняется. Сейчас такой подход, что кураторы выдумывают идею выставки, и художники под нее работают.
Н. Н.: Ну, это их личное дело, кураторов.
Наталья Нестерова с сыном, арт-дилером Львом Нестеровым-Раппопортом у картины «Преследование»
на ее выставке в Москве. Фотография 2013 г.
Н. Л.: То есть, у вас совершенно… Вы работаете только с сыном, да?
Н. Н.: Нет, почему только с сыном? Я работаю сама с собой. А мой сын работает со мной. И в Америке Александр Герцман, он работает с очень многими художниками. У него очень много русских художников. У него галерея - большей частью русские художники. Но он делает выставку, и если работы как-то отвечают его идее, то он выставляет вас, а если они не отвечают, то вы не попадаете в эту, а в какую-то следующую и так далее.
Н. Л.: Вот меня еще интересует ваш отъезд в Америку, импульс этого решения.
Н. Н.: Тоже, опять-таки, я сто раз рассказывала об этом. Что в 86-м, наверное, может быть, даже раньше, может быть, в 85-м, 84-м, приехало очень много американских галерейщиков. Там Нахамкин был, потом такой был Фолькер. И они приехали, собственно говоря, за авангардом, за соцреализмом. Ну, поскольку очень много художников… Они чуть старше или наши ровесники. Они общались очень много с иностранцами, и иностранцы покупали работы, и они знали немножко другой круг художников. И вот приехали эти. И, поскольку они приехали официально, по-моему, их потащили в этот иностранный салон, Межкнига, но они хотели смотреть одних, а я считалась официальным художником, и их притащили ко мне в мастерскую, она еще была в другом месте. И прибежала куча совершенно рассерженных и ненавидящих меня людей. И так они чего-то сели. Потом я стала показывать работы, и они постепенно оттаивали, потому что… потому.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Азбука глухонемых. Полиптих из 13 частей. 2010 г.
Холст, масло. 100 х 70 см. (каждая).
Н.И. Нестерова (1944-2022). Банкет. 2010 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Банкет. 2010 г. Холст, масло. 117 х 157 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Воробьи (Орнитология). 2010 г. Бумага (с перфорацией по левому краю),
акварель, гуашь. 45,5 х 60 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В саду. 2010 г. Бумага, гаушь. 60 х 45,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шуман. 2009 г. Холст, масло. 101,8 х 82 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.Н. И потом кто-то из них сказал, что, не хотели ли бы вы выставку в Америке. Я сказала: «Это была бы для меня честь». И меня выбрал такой Хэл Бромм. У него была очень известная… Сейчас он почти этим не занимается. Но он занимался современными художниками. Кстати, он для себя выбрал и Гришу Брускина, но Гриша ушел, выбрал Marlborough, что значительно было важнее, раз в миллион. Но я приехала в 88-м году. Это четыре года, как я ездила уже. В 88-м я приехала, совершенно оторопелая и испуганная. Жила я в отеле «Веллингтон». И, как всё на свете невероятно, потом, когда мы с Лёвкой, с моим сыном, выбрали квартиру, которую мы нашли, я пошла — и оказалось, что этот «Веллингтон» в трех шагах. Это была совершенная случайность. Ну и много разных, вообще в моей жизни присутствуют разные случайности. И начала ездить туда. Потом Хэл Бромм спросил: «Наташа, а почему ты редко бываешь?» Я сказала: «Потому что мне нужно приглашение» - «Хорошо, попробуем сделать рабочую визу». И мы пришли к замечательному такому адвокату… Я забыла, к сожалению, его фамилию. Такие у него были за толстыми очками, такие голубые, синие-синие глаза. И он примерно говорит: «А кто вы?» А у него лежала уже куча каталогов, которые, наверное, тогда выпускали по поводу и того, и сего, и пятого, и десятого. Мы с Хэлом говорим: «И тут, и тут…» И он сказал: «А зачем визу эту рабочую? Надо попробовать сделать гринкард». И таким образом я завязала узел на своей петле, потому что я получила статус мигранта. А я обожала свою маму, я всем обязана ей в своей жизни. Всей жизни. Я никогда бы ее не бросила. Увезти - это было сложно, совсем не те доходы, мягко выражаясь. В общем, мне в американском посольстве сказали: чтоб не потерять гражданство, нужно через другую страну въехать. Я ехала через Францию, и таким образом… Но это не настоящее гражданство, это вид на жительство. Вид на жительство и вид на работу. А тому уже третий десяток пошел.
Н. Л.: То есть вы, получается, живете на две страны, да?
Н. Н.: Да. На три даже немножко, потому что я все-таки стараюсь бывать в Париже, потому что мне там очень работается.
Н. Л.: Мастерские там, да, есть?
Н. Н.: Нет-нет-нет. Я снимаю там. Снимала. Сейчас передвинусь в другое место. Посмотрим.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Голуби. 2010 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зима. 2010 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Каток. 2010 г. Холст, масло. 130 х 150 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хоровод. 2009 г. Холст, масло. 160 х 132 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прилив. 2010 г. Холст, масло. 120 х 80 см.
Наталья Нестерова на фоне своей картины «Зимний парк». Фотография 2005 г.
Об отношениях с официальными организациями
Н. Л.: Меня еще интересует такой вопрос. Как складывались ваши отношения с официальными… Например, с Академией художеств. Вы же действующий член, да, Академии художеств?
Н. Н.: «Действительный» называется.
Н. Л.: Действительный.
Н. Н.: Действительный. По четным. А по нечетным (смеется)…
(Окончание интервью Н.В. Лепешонковой с Натальей Нестеровой см. в следующей части поста)