• Авторизация


ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ, ЧАСТЬ XIV – ХУДОЖНИК ПОЛЬ СЕЗАНН / PAUL CÉZANNE (1839-1906) 25-02-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Поль Сезанн. На портал 2 (700x161, 21Kb)

0 1882 Автопортрет. Х, м. 45 × 37 см. ГМИИ им. Пушкина (576x700, 67Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Автопортрет. Около 1875 г. Холст, масло. 45 х 36,9 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Поль Сезанн (1839-1906) - участник Первой и Третьей выставок импрессионистов (1877). Многие из тех, кто показал свои картины на Первой выставке импрессионистов в 1874 году, уже были плодовитыми художниками и внедряли новшества на этой ранней стадии движения. Среди исключений был Поль Сезанн, который только начал учиться писать пленэрные импрессионистские пейзажи в 1870-х годах и сейчас наиболее известен своими поздними работами.


1 Автопортрет, ок. 1890. Х, м. 92 х 73 cm. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих (550x700, 159Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Автопортрет. 1886-1887 гг. Холст, масло. 92 х 73 см.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года и вырос в преуспевающей семье банкира в Экс-ан-Провансе. Он был близким школьным другом Эмиля Золя, который впоследствии стал ведущим новеллистом, журналистом и писателем. Сезанн был свидетелем Золя на его свадьбе в апреле 1870 года. После публикации Золя романа «Творчество» в 1886 году о художнике-неудачнике, в котором Сезанн узнает себя, он порывает связи с другом-писателем.
Готовясь к предполагаемой карьере в семейном банке, Сезанн с 1859 года изучал юриспруденцию в Университете Экса, одновременно посещая вечерние занятия в школе рисования. Он твердо решил стать художником и преждевременно покинул университет, отправившись в Париж в 1861 году.

1870 Тающий снег в Эстаке. Х, м. 73 х  92 см. ЧС (700x549, 162Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Тающий снег в Эстаке. 1870 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Собрание Вильденштейна, Нью-Йорк.

В Париже Сезанн начал заниматься живописью полный рабочий день, включая копирование в Лувре, как это было принято в то время, но получил отказ в приеме в Школу изящных искусств. В 1860-е годы его картины, как правило, были очень темными, и он экспериментировал с красками с помощью мастихина*. Сюжеты также были мрачными, а иногда и жестокими. Он рисовал натурщиц в Академии Сюисса, где познакомился с Камилем Писсарро, чье влияние на него оказалось формирующим. Позже он познакомился с Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем.
Мастихи́н (от итал. mestichino) - специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст.

1867 Туалет. Х, м. 22,5 х 33 см. ЧС (700x491, 138Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Туалет. 1867 г. Холст, масло. 22,5 х 33 см. Частное собрание.

1869-1870 Завтрак на траве. Х, м. ЧС (700x514, 196Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Завтрак на траве. 1869-1870 гг. Холст, масло. 60 х 81 см. Частное собрание.

В «Завтраке на траве» (1869-1870) Сезанн вполне сознательно повторяет тему Эдуарда Манэ и Клода Моне. В отличие от больших композиций обоих художников – «Завтрак на траве» Манэ (1963, Музей Орсэ) и «Завтрак на траве» Моне (1866, ГМИИ им. А.С. Пушкина) – работа Сезанна невелика (60 х 81 см.). Элегантности изображенных фигур классической композиции Манэ Сезанн противопоставляет гротескное изображение воображаемой сцены пикника.

ФОТО Эдуард Мане, SdR1863-263, Ле Бэн = 1863, Обед на траве, 215×271, Орсе (700x542, 171Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Завтрак на траве. 1863 г. Холст, масло. 215 х 271 см. Музей Орсэ, Париж.

1866 the-artist-s-father-reading-his-newspaper-1866-National Gallery of Art, Washingon, DC, USA (417x700, 139Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника. 1866 г.
Холст, масло. 198 х 119 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Сезанн пытался выставлять свои картины в парижском Салоне каждый год в период с 1863 по 1869 год. В 1863 году его работы были показаны в Салоне отверженных, но после этого они просто не принимались. В 1866 году он добился единственного успеха в Салоне с портретом своего отца.

2 1867-1869 cezannekettle (700x554, 95Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Натюрморт с чайником. 1867-1869 гг. Холст, масло. 64 x 81 см.
Музей Орсэ, Париж.

В 1867-1869 годах, когда другие картины Сезанна были сделаны грубо мастихином, он написал маслом этот темный, но эффектный «Натюрморт с чайником». Используя относительно грубые мазки кисти, он эффективно передает текстуру поверхности и блики. Он также демонстрирует свое многолетнее пренебрежение к традиционной перспективе, которая стала доминировать в его поздних картинах.

3 1869 cezanneautopsy (700x427, 96Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Подготовка к похоронам, или Вскрытие. 1869 г. Холст, масло. 49 х 80 см.
Частное собрание.

В этот «темный» период Сезанн написал картину «Подготовка к похоронам, или Вскрытие (1869), возможно, предназначенную для больницы в его родном городе Эксе. Это, по-видимому, стало кульминацией в череде работ, включающих «Изнасилование» (1867) и «Убийство» (1870).

1867 Изнасилование) (The Rape). Х, м. 90.5 x 117 cm. Музей Фицуильяма в Кембридже (700x536, 187Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Изнасилование (или Похищение - The Rape). 1867 г. Холст, масло. 90,5 x 117 см.
Музей Фицуильяма, Кембридж, Англия.

1870 Убийство. Х, м. Музей-галерея Уолкера, Ливерпуль (700x565, 145Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Убийство (The Murder). 1870 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль, Англия.

В начале 1869 года Сезанн познакомился с Гортензией Фике, натурщицей, работавшей в переплетной мастерской неполный рабочий день, и они начинают жить вместе. С началом Франко-прусской войны в 1870 году они бежали в Эстак, недалеко от Марселя, где его палитра продолжала становиться все светлее. Когда они вернулись в Париж в следующем году, он начал рисовать в компании с Камилем Писсарро на пленэре в деревнях вдоль реки Сены недалеко от Парижа, особенно в Понтуазе и его окрестностях. За этот период он написал много пейзажей в стиле импрессионизма.

4 1870 cezannerailwaycutting (700x427, 111Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Прокладка железной дороги. 1870 г. Холст, масло. 80 х 129 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия.
Эта картина, изображающая прокладку железной дороги, датируется примерно 1870 годом,
началом его периода импрессионизма.

1870 Пастораль. Х, м. 65 x 81.5 см. ОРСЭ (700x559, 143Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Пастораль (второе название «Идиллия»). 1870 г. Холст, масло. 65 x 81,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

Кроме того, «Завтрак на траве» Манэ (1863, Музей Орсэ) с его сопоставлением обнаженных женских фигур и одетых мужских(что вызвло такой скандал в «Салоне отверженных» в 1863 году), натолкнул Сезанна на картину «Пастораль» (второе название «Идиллия» (1870, Музей Орсэ), а «Олимпия» Манэ (1863, Музей Орсэ), выставленная в Салоне 1865 года, дала повод Сезанну написать картину «Современная Олимпия» (1874, Музей Орсэ).

5 1873 cezannedelftvase (470x700, 162Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Маленькая делфтская ваза с цветами (Bouquet au petit Delft).
1873 г. Холст, масло. 41 x 27 см. Музей Орсэ, Париж.

В этой маленькой делфтской вазе с цветами (1873) Сезанн не пытается передать мельчайшие детали декора вазы, и цветы получаются рыхлыми по форме и блестящими по цвету. Рядом с основанием вазы видны два опавших лепестка.

6 1873 cezmaisonpere1873 (574x700, 200Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Дом отца Лакруа, Овер-сюр-Уаз. 1873 г. Холст, масло. 61,5 x 51 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон. Коллекция Честера Дейла.

Для Поля Сезанна, который учился рисовать на пленэре рядом с мольбертом Камиля Писсарро в 1873 году, отбрасываемые тени не оставались напоследок, а рисовались по мере того, как он завершал каждую часть этого вида на дом отца Лакруа в Овер-сюр-Уазе. Однако, как и всем новичкам, ему потребовалось много времени, чтобы картина выглядела правильно, поэтому разные участки крыши были окрашены с интервалом в несколько часов, что отразилось на ориентации теней.

7 1873 cc3a9zannebendroadthroughforest1873 (585x700, 156Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Поворот дороги в подлеске (Изгиб дороги в лесу). 1873 г.
Холст, масло. 55,2 x 45,7 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Эти ранние картины импрессионистов отличаются легкостью, точностью цветопередачи и выполнены быстрыми широкими мазками кисти. Соответственно, деревья имеют довольно прочные кроны с четко обозначенными стволами и ветвями, где последние хорошо видны. Хотя Сезанн использовал широкий спектр цветов листвы, более тонкие эффекты, такие как текстурные различия между видами, не очевидны.

8 1873-1874 cc3a9zannebordsdeloise (700x553, 172Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Пейзаж на берегу Уазы. 1873-1874 гг. Холст, масло. 73,5 x 93 см.
Княжеский дворец, Монако.
Этот пейзаж из первой поездки Сезанна на берега реки Уаза, написанный в соавторстве с Камилем Писсарро,
показывает северный берег близ деревушки Вальермейль.

9 1873-1874 cezannemodernolympia (700x595, 194Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Современная Олимпия. 1874 г. Холст, масло. 46 x 55,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

Доктор Гаше, коллекционер и художник-любитель, писал под псевдонимом Ван-Риссель, имел в своем доме в Овере станок для печатания гравюр, и Камиль Писсарро приходил к нему работать вместе с Полем Сезанном. Однажды они обсуждали творчество Манэ и его «Олимпию». Доктору Гаше эта картина очень понравилась. Раззадоренный словами Гаше, Сезанн хватает палитру и тотчас с молниеносной быстротой переписывает «Современную Олимпию».
Картина Сезанна «Современная Олимпия», написанная в 1874 году, является возвращением к его более ранней фигуративной живописи, но в менее мрачном стиле. Его цитата из знаменитой картины Манэ не была воспринята как дань уважения, на которую он, возможно, рассчитывал.

ФОТО Manet,_Edouard_-_Olympia,_1863. Х, м. 130,5 × 190 см. ОРСЭ (700x470, 127Kb)
Эдуард Манэ (1832-1883). Олимпия. 1863 г. Холст, масло. 130,5 х 190 см. Музей Орсэ, Париж.

10 1874 cezannehangedmanshouse (700x574, 198Kb)
Поль Сезанн (1839-1906). Дом повешенного в Овере. 1873 г. Холст, масло. 55,5 x 66,3 см.
Музей Орсэ, Париж.

Из всех картин, показанных в Париже на Первой выставке импрессионистов в 1874 году, «Дом повешенного в Овере» Сезанна (1873) был одним из самых успешных, поскольку он продал его коллекционеру графу Дориа за триста франков.

На Первой выставке импрессионистов в 1874 году Поль Сезанн показал всего три картины:
Дом повешенного в Овере,
Современная Олимпия,
Пейзаж в Овере. Этюд.

Но, в отличие от своих новых друзей, Сезанн был не удовлетворён передачей в живописи мимолётных «настроений» и хотел «превратить импрессионизм в нечто основательное и долговечное, подобное искусству в музеях». В 1876 году он отказывается принять участие во Второй выставке импрессионистов в надежде быть принятым в Салон, но жюри Салона продолжает отвергать его картины. Однако уже на следующий год Сезанн участвует в Третьей выставке содружества, на которой он представил 16 картин, а критик Жорж Ривьер, друг Ренуара, уделяет Сезанну большое внимание в журнале «L’Impressionniste», выпускавшемуся во время третьей выставки.

1875-1877 Дорога в Понтуазе (ГМИИ им.Пушкина, Москва) (596x482, 105Kb)
Поль Сезанн (1836-1906). Дорога в Понтуазе (Поместье Матюрен в Понтуазе). 1875-1877 гг.
Холст, масло. 58 х 71 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1876-1877 Портрет Виктора Шоке. Х, м 46 х 36 cm. ЧС (536x700, 198Kb)
Поль Сезанн (1836-1906). Портрет Виктора Шоке. 1876-1877 гг.
Холст, масло. 46 х 36 см. Частное собрание.
Виктор Шоке (1821-1891) - французский коллекционер, меценат, пропагандист импрессионизма.

«Портрет Виктора Шоке» (1876-1877) – доподлинно известная картина Сезанна, экспонировавшаяся на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Всего Сезанн здесь выставил 14 работ маслом, из них 4 пейзажа и женский портрет, названные им «Этюды с натуры», а также несколько акварелей, две из них под общим названием «Впечатления, навеянные природой». В дальнейшем на других выставках импрессионистов Сезанн не участвовал.

1887 Портрет Мадам Сезанн с распущенными волосами 1887г1887-62x51-Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA (553x700, 55Kb)
Поль Сезанн (1836-1906). Портрет Мадам Сезанн (Гортензия Фике)
с распущенными волосами. 1887 г. Холст, масло. 62 x 51 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

28 апреля 1886 года Сезанн наконец оформляет свой брак с Гортензией Фике. В том же году 23 октября умирает отец Сезанна, оставивший ему большое наследство.
В 1880-е годы стиль Сезанна стал более самобытным и отделился от господствующего импрессионизма. В следующее десятилетие он стал настолько иным, что его можно было назвать постимпрессионистским, и он оказал большое влияние на искусство следующего столетия. Однако большую часть времени, вплоть до своей смерти в 1906 году, Поль Сезанн писал в великолепной изоляции, и его работы в значительной степени игнорировались другими художниками и критиками. Одним из немногих художников, которые поддерживали дружбу и иногда рисовали в компании с ним, был Огюст Ренуар.

ФОТО Ренуар - Портрет Сезанна. 1880.  (557x700, 88Kb)
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Поля Сезанна. 1880 г. Бумага, пастель.
Собрание Ительсона, Нью-Йорк.

В 1880 году Ренуар выполняет пастелью портрет Сезанна, а Сезанн копирует его. 30 апреля 1883 года после тяжелейшей операции по ампутации левой ноги умирает Эдуард Манэ и Сезанн 4 мая ездил на его похороны в Париж, на которые собрался весь артистический Париж.

1898-1905 Б, купальщицы Х, м. 210.5 х 250.8 cm ХМ Филадельфии.  (700x585, 194Kb)
Поль Сезанн (1836-1906). Большие купальщицы. 1898-1905 гг. Холст, масло. 210,5 х 250,8 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

И почти ни одна статья о Сезанне не обходится без упоминания его «Больших купальщиц» (1905), для которых он сделал огромное количество этюдов и набросков, и над которыми работал почти до конца своей жизни.

ФОТО Paul-Cezanne, 1899 (2) (533x700, 50Kb)
Поль Сезанн. Фотография 1899 г.

Поль Сезанн умирает 22 октября 1906 года от воспаления легких в Экс-ан-Провансе в полном одиночестве в возрасте 67 лет. Объявление о его смерти отложили до следующего дня, чтобы жена Гортензия и сын Поль смогли присутствовать на похоронах. Сезанна похоронили на кладбище Сен-Пьер в Экс-ан-Провансе. А незадолго до его смерти, 6 октября того же года Осенний Салон выставляет 10 работ Сезанна. А в его доме-мастерской открыт музей.

Могила  Сезанна в Провансе (465x700, 136Kb)
Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованса
на юге Франции.

Atelier Cézanne in Aix-en-Provence (700x466, 97Kb)
Дом-музей Поля Сезанна в Экс-ан-Провансе.

ИСТОЧНИКИ

Во всем в мире и даже в Советском Союзе, в России было издано и постоянно издается огромное количество книг, посвященных творчеству Поля Сезанна. Вот только их небольшое число из моей библиотеки:

ФОТО 1961 CEZANNE text von MIROSLAV MICKO ARTIA Praha 1961 (2) (474x550, 114Kb)ФОТО 1966 Перрюшо - Сезанн (345x550, 95Kb)
1. CEZANNE. Album. Text von MIROSLAV MICKO. ARTIA, Praha, 1961. – 32 р., 48 color ill. Format 27,5 x 24 cm. 2. Анри Перрюшо. Сезанн. Перевод с франц. С. Викторовой и Л. Лежневой. Послесл. к.и.н. В.Н. Прокофьева. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1966 г. – 368 стр., илл. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 20 (432).
ФОТО 1970 Сезанн. Альбом карт. из собр. ГМИИ. Автор текста Р.И. Русакова. М, Изд-во ИЗО иск-во. 28 стр., илл. (Серия Образ и цвет) (400x520, 89Kb)ФОТО 1972 Письма. Воспоминапния (2) (402x520, 60Kb)
3. Сезанн. Альбом картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Автор текста Р.И. Русакова. Издательствово «Изобразительное искусство», Москва, 1970 г. - 28 стр., илл. (Серия «Образ и цвет»). Формат 33,5 х 26 см. 4. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Состав, вступит. ст., примеч. и хронология жизни и творчества Сезанна Н.В. Яворской. Пер. с франц. Е.Р. Классон и Л.Д. Липман. Издательство «Искусство!, Москва, 1972 г. – 368 стр., 65 илл.
ФОТО 1975 Поль Сезанн. Живопись из музеев Советского Союза  Барская Анна Григорьевна (400x560, 129Kb)ФОТО 2006 Жоанна Торрес Рамос - Поль Сезанне - москва, 2006 г (2) (411x560, 121Kb)
5. Поль Сезанн. Альбом. Живопись из музеев Советского Союза. Состав. альбома и автор вступит. статьи А.Г. Барская. Состав. каталога Е.Б. Георгиевская. Издательство «Аврора», Ленинград, 1975 г. – 204 стр., суперобложка. Все 25 картин, зранящиеся в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С.Пушкина (с фрагментами). Большой формат 40 х 28,5 см. (в коробке). Отпечатано в типографии GLOBUS, Вена. 6. Жоанна Торрес Рамос. Сезанн. Монография. Перевод с англ. Е.И. Журавлевой. Издательство «Айрис-пресс», Москва, 2006 г. – 128 стр., илл. Формат 30,5 х 21,5 см.
ФОТО 2000 Ренуар. Сезанн (536x700, 130Kb)
Амбруз Воллар. Ренуар. Сезанн. Пер. с франц. Н. Тырсы (Ренуар), Е. Малкиной (Сезанн).
Москва, Издательство «Республика», 2000 г. – 416 стр., илл.

Sunrise on Impressionism: 20 Paul Cézanne

Поль Сезанн и Эмиль Золя

Поль Сезанн. РФ 1839-1906


Поль Сезанн - фильм о жизни и творчестве



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ, ЧАСТЬ XIV – ХУДОЖНИК ПОЛЬ СЕЗАНН / PAUL CÉZANNE (1839-1906) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»