Поль Сезанн (1839-1906). Автопортрет. Около 1875 г. Холст, масло. 45 х 36,9 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Поль Сезанн (1839-1906) - участник Первой и Третьей выставок импрессионистов (1877). Многие из тех, кто показал свои картины на Первой выставке импрессионистов в 1874 году, уже были плодовитыми художниками и внедряли новшества на этой ранней стадии движения. Среди исключений был Поль Сезанн, который только начал учиться писать пленэрные импрессионистские пейзажи в 1870-х годах и сейчас наиболее известен своими поздними работами.
Поль Сезанн (1839-1906). Автопортрет. 1886-1887 гг. Холст, масло. 92 х 73 см.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года и вырос в преуспевающей семье банкира в Экс-ан-Провансе. Он был близким школьным другом Эмиля Золя, который впоследствии стал ведущим новеллистом, журналистом и писателем. Сезанн был свидетелем Золя на его свадьбе в апреле 1870 года. После публикации Золя романа «Творчество» в 1886 году о художнике-неудачнике, в котором Сезанн узнает себя, он порывает связи с другом-писателем.
Готовясь к предполагаемой карьере в семейном банке, Сезанн с 1859 года изучал юриспруденцию в Университете Экса, одновременно посещая вечерние занятия в школе рисования. Он твердо решил стать художником и преждевременно покинул университет, отправившись в Париж в 1861 году.
Поль Сезанн (1839-1906). Тающий снег в Эстаке. 1870 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Собрание Вильденштейна, Нью-Йорк.
В Париже Сезанн начал заниматься живописью полный рабочий день, включая копирование в Лувре, как это было принято в то время, но получил отказ в приеме в Школу изящных искусств. В 1860-е годы его картины, как правило, были очень темными, и он экспериментировал с красками с помощью мастихина*. Сюжеты также были мрачными, а иногда и жестокими. Он рисовал натурщиц в Академии Сюисса, где познакомился с Камилем Писсарро, чье влияние на него оказалось формирующим. Позже он познакомился с Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем.
Мастихи́н (от итал. mestichino) - специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст.
Поль Сезанн (1839-1906). Туалет. 1867 г. Холст, масло. 22,5 х 33 см. Частное собрание.
Поль Сезанн (1839-1906). Завтрак на траве. 1869-1870 гг. Холст, масло. 60 х 81 см. Частное собрание.
В «Завтраке на траве» (1869-1870) Сезанн вполне сознательно повторяет тему Эдуарда Манэ и Клода Моне. В отличие от больших композиций обоих художников – «Завтрак на траве» Манэ (1963, Музей Орсэ) и «Завтрак на траве» Моне (1866, ГМИИ им. А.С. Пушкина) – работа Сезанна невелика (60 х 81 см.). Элегантности изображенных фигур классической композиции Манэ Сезанн противопоставляет гротескное изображение воображаемой сцены пикника.
Эдуард Манэ (1832-1883). Завтрак на траве. 1863 г. Холст, масло. 215 х 271 см. Музей Орсэ, Париж.
Поль Сезанн (1839-1906). Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника. 1866 г.
Холст, масло. 198 х 119 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Сезанн пытался выставлять свои картины в парижском Салоне каждый год в период с 1863 по 1869 год. В 1863 году его работы были показаны в Салоне отверженных, но после этого они просто не принимались. В 1866 году он добился единственного успеха в Салоне с портретом своего отца.
Поль Сезанн (1839-1906). Натюрморт с чайником. 1867-1869 гг. Холст, масло. 64 x 81 см.
Музей Орсэ, Париж.
В 1867-1869 годах, когда другие картины Сезанна были сделаны грубо мастихином, он написал маслом этот темный, но эффектный «Натюрморт с чайником». Используя относительно грубые мазки кисти, он эффективно передает текстуру поверхности и блики. Он также демонстрирует свое многолетнее пренебрежение к традиционной перспективе, которая стала доминировать в его поздних картинах.
Поль Сезанн (1839-1906). Подготовка к похоронам, или Вскрытие. 1869 г. Холст, масло. 49 х 80 см.
Частное собрание.
В этот «темный» период Сезанн написал картину «Подготовка к похоронам, или Вскрытие (1869), возможно, предназначенную для больницы в его родном городе Эксе. Это, по-видимому, стало кульминацией в череде работ, включающих «Изнасилование» (1867) и «Убийство» (1870).
Поль Сезанн (1839-1906). Изнасилование (или Похищение - The Rape). 1867 г. Холст, масло. 90,5 x 117 см.
Музей Фицуильяма, Кембридж, Англия.
Поль Сезанн (1839-1906). Убийство (The Murder). 1870 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль, Англия.
В начале 1869 года Сезанн познакомился с Гортензией Фике, натурщицей, работавшей в переплетной мастерской неполный рабочий день, и они начинают жить вместе. С началом Франко-прусской войны в 1870 году они бежали в Эстак, недалеко от Марселя, где его палитра продолжала становиться все светлее. Когда они вернулись в Париж в следующем году, он начал рисовать в компании с Камилем Писсарро на пленэре в деревнях вдоль реки Сены недалеко от Парижа, особенно в Понтуазе и его окрестностях. За этот период он написал много пейзажей в стиле импрессионизма.
Поль Сезанн (1839-1906). Прокладка железной дороги. 1870 г. Холст, масло. 80 х 129 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия.
Эта картина, изображающая прокладку железной дороги, датируется примерно 1870 годом,
началом его периода импрессионизма.
Поль Сезанн (1839-1906). Пастораль (второе название «Идиллия»). 1870 г. Холст, масло. 65 x 81,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Кроме того, «Завтрак на траве» Манэ (1863, Музей Орсэ) с его сопоставлением обнаженных женских фигур и одетых мужских(что вызвло такой скандал в «Салоне отверженных» в 1863 году), натолкнул Сезанна на картину «Пастораль» (второе название «Идиллия» (1870, Музей Орсэ), а «Олимпия» Манэ (1863, Музей Орсэ), выставленная в Салоне 1865 года, дала повод Сезанну написать картину «Современная Олимпия» (1874, Музей Орсэ).
Поль Сезанн (1839-1906). Маленькая делфтская ваза с цветами (Bouquet au petit Delft).
1873 г. Холст, масло. 41 x 27 см. Музей Орсэ, Париж.
В этой маленькой делфтской вазе с цветами (1873) Сезанн не пытается передать мельчайшие детали декора вазы, и цветы получаются рыхлыми по форме и блестящими по цвету. Рядом с основанием вазы видны два опавших лепестка.
Поль Сезанн (1839-1906). Дом отца Лакруа, Овер-сюр-Уаз. 1873 г. Холст, масло. 61,5 x 51 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон. Коллекция Честера Дейла.
Для Поля Сезанна, который учился рисовать на пленэре рядом с мольбертом Камиля Писсарро в 1873 году, отбрасываемые тени не оставались напоследок, а рисовались по мере того, как он завершал каждую часть этого вида на дом отца Лакруа в Овер-сюр-Уазе. Однако, как и всем новичкам, ему потребовалось много времени, чтобы картина выглядела правильно, поэтому разные участки крыши были окрашены с интервалом в несколько часов, что отразилось на ориентации теней.
Поль Сезанн (1839-1906). Поворот дороги в подлеске (Изгиб дороги в лесу). 1873 г.
Холст, масло. 55,2 x 45,7 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Эти ранние картины импрессионистов отличаются легкостью, точностью цветопередачи и выполнены быстрыми широкими мазками кисти. Соответственно, деревья имеют довольно прочные кроны с четко обозначенными стволами и ветвями, где последние хорошо видны. Хотя Сезанн использовал широкий спектр цветов листвы, более тонкие эффекты, такие как текстурные различия между видами, не очевидны.
Поль Сезанн (1839-1906). Пейзаж на берегу Уазы. 1873-1874 гг. Холст, масло. 73,5 x 93 см.
Княжеский дворец, Монако.
Этот пейзаж из первой поездки Сезанна на берега реки Уаза, написанный в соавторстве с Камилем Писсарро,
показывает северный берег близ деревушки Вальермейль.
Поль Сезанн (1839-1906). Современная Олимпия. 1874 г. Холст, масло. 46 x 55,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Доктор Гаше, коллекционер и художник-любитель, писал под псевдонимом Ван-Риссель, имел в своем доме в Овере станок для печатания гравюр, и Камиль Писсарро приходил к нему работать вместе с Полем Сезанном. Однажды они обсуждали творчество Манэ и его «Олимпию». Доктору Гаше эта картина очень понравилась. Раззадоренный словами Гаше, Сезанн хватает палитру и тотчас с молниеносной быстротой переписывает «Современную Олимпию».
Картина Сезанна «Современная Олимпия», написанная в 1874 году, является возвращением к его более ранней фигуративной живописи, но в менее мрачном стиле. Его цитата из знаменитой картины Манэ не была воспринята как дань уважения, на которую он, возможно, рассчитывал.
Эдуард Манэ (1832-1883). Олимпия. 1863 г. Холст, масло. 130,5 х 190 см. Музей Орсэ, Париж.
Поль Сезанн (1839-1906). Дом повешенного в Овере. 1873 г. Холст, масло. 55,5 x 66,3 см.
Музей Орсэ, Париж.
Из всех картин, показанных в Париже на Первой выставке импрессионистов в 1874 году, «Дом повешенного в Овере» Сезанна (1873) был одним из самых успешных, поскольку он продал его коллекционеру графу Дориа за триста франков.
На Первой выставке импрессионистов в 1874 году Поль Сезанн показал всего три картины:
Дом повешенного в Овере,
Современная Олимпия,
Пейзаж в Овере. Этюд.
Но, в отличие от своих новых друзей, Сезанн был не удовлетворён передачей в живописи мимолётных «настроений» и хотел «превратить импрессионизм в нечто основательное и долговечное, подобное искусству в музеях». В 1876 году он отказывается принять участие во Второй выставке импрессионистов в надежде быть принятым в Салон, но жюри Салона продолжает отвергать его картины. Однако уже на следующий год Сезанн участвует в Третьей выставке содружества, на которой он представил 16 картин, а критик Жорж Ривьер, друг Ренуара, уделяет Сезанну большое внимание в журнале «L’Impressionniste», выпускавшемуся во время третьей выставки.
Поль Сезанн (1836-1906). Дорога в Понтуазе (Поместье Матюрен в Понтуазе). 1875-1877 гг.
Холст, масло. 58 х 71 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Поль Сезанн (1836-1906). Портрет Виктора Шоке. 1876-1877 гг.
Холст, масло. 46 х 36 см. Частное собрание.
Виктор Шоке (1821-1891) - французский коллекционер, меценат, пропагандист импрессионизма.
«Портрет Виктора Шоке» (1876-1877) – доподлинно известная картина Сезанна, экспонировавшаяся на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Всего Сезанн здесь выставил 14 работ маслом, из них 4 пейзажа и женский портрет, названные им «Этюды с натуры», а также несколько акварелей, две из них под общим названием «Впечатления, навеянные природой». В дальнейшем на других выставках импрессионистов Сезанн не участвовал.
Поль Сезанн (1836-1906). Портрет Мадам Сезанн (Гортензия Фике)
с распущенными волосами. 1887 г. Холст, масло. 62 x 51 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
28 апреля 1886 года Сезанн наконец оформляет свой брак с Гортензией Фике. В том же году 23 октября умирает отец Сезанна, оставивший ему большое наследство.
В 1880-е годы стиль Сезанна стал более самобытным и отделился от господствующего импрессионизма. В следующее десятилетие он стал настолько иным, что его можно было назвать постимпрессионистским, и он оказал большое влияние на искусство следующего столетия. Однако большую часть времени, вплоть до своей смерти в 1906 году, Поль Сезанн писал в великолепной изоляции, и его работы в значительной степени игнорировались другими художниками и критиками. Одним из немногих художников, которые поддерживали дружбу и иногда рисовали в компании с ним, был Огюст Ренуар.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Поля Сезанна. 1880 г. Бумага, пастель.
Собрание Ительсона, Нью-Йорк.
В 1880 году Ренуар выполняет пастелью портрет Сезанна, а Сезанн копирует его. 30 апреля 1883 года после тяжелейшей операции по ампутации левой ноги умирает Эдуард Манэ и Сезанн 4 мая ездил на его похороны в Париж, на которые собрался весь артистический Париж.
Поль Сезанн (1836-1906). Большие купальщицы. 1898-1905 гг. Холст, масло. 210,5 х 250,8 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
И почти ни одна статья о Сезанне не обходится без упоминания его «Больших купальщиц» (1905), для которых он сделал огромное количество этюдов и набросков, и над которыми работал почти до конца своей жизни.
Поль Сезанн. Фотография 1899 г.
Поль Сезанн умирает 22 октября 1906 года от воспаления легких в Экс-ан-Провансе в полном одиночестве в возрасте 67 лет. Объявление о его смерти отложили до следующего дня, чтобы жена Гортензия и сын Поль смогли присутствовать на похоронах. Сезанна похоронили на кладбище Сен-Пьер в Экс-ан-Провансе. А незадолго до его смерти, 6 октября того же года Осенний Салон выставляет 10 работ Сезанна. А в его доме-мастерской открыт музей.
Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованса
на юге Франции.
Дом-музей Поля Сезанна в Экс-ан-Провансе.
ИСТОЧНИКИ
Во всем в мире и даже в Советском Союзе, в России было издано и постоянно издается огромное количество книг, посвященных творчеству Поля Сезанна. Вот только их небольшое число из моей библиотеки:
1. CEZANNE. Album. Text von MIROSLAV MICKO. ARTIA, Praha, 1961. – 32 р., 48 color ill. Format 27,5 x 24 cm. 2. Анри Перрюшо. Сезанн. Перевод с франц. С. Викторовой и Л. Лежневой. Послесл. к.и.н. В.Н. Прокофьева. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1966 г. – 368 стр., илл. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 20 (432).
3. Сезанн. Альбом картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Автор текста Р.И. Русакова. Издательствово «Изобразительное искусство», Москва, 1970 г. - 28 стр., илл. (Серия «Образ и цвет»). Формат 33,5 х 26 см. 4. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Состав, вступит. ст., примеч. и хронология жизни и творчества Сезанна Н.В. Яворской. Пер. с франц. Е.Р. Классон и Л.Д. Липман. Издательство «Искусство!, Москва, 1972 г. – 368 стр., 65 илл.
5. Поль Сезанн. Альбом. Живопись из музеев Советского Союза. Состав. альбома и автор вступит. статьи А.Г. Барская. Состав. каталога Е.Б. Георгиевская. Издательство «Аврора», Ленинград, 1975 г. – 204 стр., суперобложка. Все 25 картин, зранящиеся в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С.Пушкина (с фрагментами). Большой формат 40 х 28,5 см. (в коробке). Отпечатано в типографии GLOBUS, Вена. 6. Жоанна Торрес Рамос. Сезанн. Монография. Перевод с англ. Е.И. Журавлевой. Издательство «Айрис-пресс», Москва, 2006 г. – 128 стр., илл. Формат 30,5 х 21,5 см.
Амбруз Воллар. Ренуар. Сезанн. Пер. с франц. Н. Тырсы (Ренуар), Е. Малкиной (Сезанн).
Москва, Издательство «Республика», 2000 г. – 416 стр., илл.