• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОСКВЕ 21-02-2023 17:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Каталог Мир как беспредметность. Рождение нового искусства . Еврейский музей, 2022. Афиша (700x465, 67Kb)

С 19 октября 2022 года по 19 февраля 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности в Москве состоялась выставка русского авангарда «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». На выставке было представлено 98 работ 31 художника из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского художественного музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций.

ФОТО 31 художник на выставке в Ельцин-центре (700x269, 41Kb)
31 художник, представленные на выставке в Еврейском музее, 2022-2023 гг.


МАЛЕВИЧ 1915-1916 -  Супрематизм». Холст, масло, 80х80. 1915-1916 гг. Краснодарский краевой ХМ имени Ф. А. Коваленко (700x682, 125Kb)
Казимир Малевич (1879-1935). Супрематизм. 1915-1916 гг. Холст, масло. 80 х 80 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

МАЛЕВИЧ 1930-е нач. Голова крестьянина. Холст, масло. 55х44,5. Государственный Русский музей (580x700, 131Kb)
Казимир Малевич (1879-1935). Голова крестьянина. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 55 х 44,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Название выставки отсылает к одноименному трактату Казимира Малевича, написанному в 1921-1922-м годах. В нём Малевич сформулировал идеи авангарда, как он их понимал. Для его учеников и последователей трактат стал своего рода библией авангарда.
Выставочный проект был впервые показан в прошлом году в екатеринбургской арт-галерее «Ельцин Центр». Там один из экспонатов - работа ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» из собрания Третьяковской галереи — был испорчен местным охранником, который пририсовал глазки шариковой ручкой абстрактным лицам на полотне. Однако позже реставраторы смогли восстановить картину.

Шагал - Вид в сад (Интерьер на даче). 1917. 46х61. Музей-квартира И.И. Бродского (700x536, 157Kb)
Марк Шагал (1887-1985). Вид в сад (Интерьер на даче). 1917. Холст, масло. 46 х 61 см. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Среди художников, чьи произведения были представлены в экспозиции, - Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Юрий Васнецов, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие, включая отреставрированную картину «Три фигуры» Анны Лепорской.

Лепорская - Три фигуры. 1932-1934. Х, м, 70,5 х 50 см. ГТГ (492x700, 80Kb)
Анна Лепорская (1900-1982). Три фигуры. 1932-1934 гг. Холст, масло. 70,5 х 50 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. (См. мой пост о Лепорской)

Лепорская Анна, Натюрморт с раковиной, 1930, частная коллекция (694x700, 176Kb)
Анна Лепорская (1900-1982). Натюрморт с раковиной. 1930 г. Холст, масло. 68 х 66 см.
Частное собрание.

Ю. Васнецов - Композиция со скрипкой. 1929. Х, м. 105 х 63 см. ГРМ (401x700, 102Kb)
Юрий Васнецов (1900-1973). Композиция со скрипкой. 1929 г. Холст, масло. 105 х 63 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (См. мой пост о Юрии Васнецове)

Евграфов Николай (1904 - погиб под Ленинградом 1941), Вечер отдыха, конец 1930-х, собрание Романа Бабичева (700x523, 121Kb)
Николай Евграфов (1904 - погиб под Ленинградом 1941). Вечер отдыха. Конец 1930-х гг.
Собрание Романа Бабичева. (См. мой пост о Евграфове)

Евграфов, Карнавал, конец 1930-х, ГРМ (700x549, 176Kb)
Николай Евграфов (1904-1941). Карнавал. Конец 1930-х гг. Холст, масло. 88 х 117 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Юдин Лев (1903 - погиб под Ленинградом в первом бою 1941), Кубизм, 1920-е, Краснодар ХМ  (476x700, 130Kb)
Лев Юдин (1903 - погиб под Ленинградом в первом бою в 1941 г.). Кубизм. Начало 1920-х гг.
Холст, масло. 41 х 28 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
(См. мой пост о Льве Юдине)


Юдин , Пляж в Озерках, 1937, ГРМ (700x493, 144Kb)
Лев Юдин (1903-1941). Пляж в Озерках. 1937 г. Холст, масло. 43 х 60 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Рождественский Константин, Перс, 1920-е, Томский художественный музей (532x700, 65Kb)
Константин Рождественский (1906-1997). Перс. 1920-е гг. Картон, масло. 57 х 40 см.
Томский областной художественный музей. (См. мой пост о Константине Рождественском)

Филонов - Головы (Человек в мире). 1925-1926. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 107х72,7. ГРМ (449x700, 211Kb)
Павел Филонов (1883-1941). Головы (Человек в мире). 1925-1926 гг.
Бумага, дублированная на ватман, холст, масло. 107 х 72,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Ну, Павла Филонова вы все хорошо знаете и он не нуждается в представлении.

Чашник Илья (1902 - 1929), Супрематический эскиз, 1920, Вятский ХМ  (500x700, 106Kb)
Илья Чашник (1902-1929). Супрематический эскиз. 1920 г. Холст, масло. 70 х 49 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
(См. мой пост об Илье Чашнике)


Неизвестный художник, Композиция, начало XX века, Томский художественный музей (659x700, 114Kb)
Неизвестный художник. Беспредметная композиция. Начало XX века.
Фанера, масло, металл. 36 х 34 см. Томский областной художественный музей.

Наряду с широко известными русскими авангардистами на выставке были представлены неизвестные или мало известные художники из региональных музеев: Ольга Ваулина, Абрам и Михаил Векслеры, Иван Гаврис, Эмма Гурович, Валентин Курдов, Георгий Носков, Клара Розенгольц и другие.

ОЛЬГА ПЕТРОВНА ВАУЛИНА (1902-1996)

ФОТО О. Ваулина (532x700, 52Kb)

Ольга Петровна Ваулина родилась 24 октября (6 ноября по новому стилю) 1902 года в Москве – умерла 5 апреля 1996года в С-Петербурге) - живописец, график, скульптор.
Родилась в семье известного керамиста, инженера и художника, графа Петра Кузьмича Ваулина. Ваулин облицевал некоторые здания в Санкт-Петербурге и в Москве, выполненные в стиле модерн. Самые известные – это украшенная по его проекту Соборная мечеть и майолика на фасаде Морского собора в Кронштадте. Ольга училась во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1921-1926) у А.Е.Карева, М.В.Матюшина. Член группы «ЗОРВЕД» и «КОРН» («Коллектив расширенного наблюдения». Группа художников) - Петроград/Ленинград, 1919 -1932. В группу входили ученики М.В. Матюшина по «Мастерской пространственного реализма». В 1924 году работы этой группы экспонировались на XIV Международной выставке искусств в Венеции. В 1930-1932 годах группой Матюшина был создан коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (М., 1932, тираж 425 экз.). По окончании учебы во ВХУТЕИНе Ваулина уехала в Узбекистан.

1920-х нач. Женский портрет. Х, м. 44 х 36,5 см. Вятский ХМ (567x700, 118Kb)
Ольга Ваулина (1902-1996). Женский портрет. Начало 1920-х гг. Холст, масло. 44 х 36,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1922-1923 Композиция. Постановка в мастерской М.В. Матюшина. Холст, масло. 79 х 69 см. ГМИ СПб (554x700, 171Kb)
Ольга Ваулина (1902-1996). Композиция. Постановка в мастерской М.В. Матюшина.
1922-1923 гг. Холст, масло. 79 х 69 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1920-е Гладильщица.  Бумага, смешанная техника. 17,5х12,5. Иск сов эпохи (504x700, 132Kb)
Ольга Ваулина (1902-1996). Гладильщица. 1920-е гг. Бумага, смешанная техника.
17,5 х 12,5 см. Аукцион «Искусство советской эпохи», Москва, 2021 г.

АБРАМ СОЛОМОНОВИЧ ВЕКСЛЕР (1905-1974)

ФОТО 1920-1950-е Vexler_Abram (427x700, 64Kb)

Абрам Соломонович (Шлёмович) Векслер (22 января 1905 - 12 июля 1974) - советский живописец, график. Сын столяра-краснодеревщика. Абрам Векслер является младшим братом художника Михаила Векслера (1898—1974). Вырос в Витебске. В 1919-1921 гг. служил в Красной армии в Турекстане.
В 1921—1922 годах учился в Витебском художественно-практическом институте у Юделя Пэна, затем у Казимира Малевича. Член УНОВИСа.
В 1922—1925 годах проходил обучение в петроградском (затем - ленинградском) ВХУТЕМАСе. В 1924 году - практикант ГИНХУКа. Работал художником-постановщиком в кино. Поставил 26 советских фильмов с 1931 по 1964 год.
Сын — кинооператор Юрий Абрамович Векслер. Дочь — театральный гримёр Лиана Аркадьевна (Абрамовна) Раппопорт (урожд. Векслер).

1920-е нач. Статическая плоскостная конструкция. Бумага, уголь, карандаш (482x700, 175Kb)
Абрам Векслер (1905-1974). Статическая плоскостная конструкция.
Начало 1920-х гг. Бумага, уголь, карандаш. 26,5 х 17,9 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

H5347-L129446820 (651x700, 133Kb)
Абрам Векслер (1905-1974). Без названия. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 34 × 31 см.
Частное собрание.

1950-е Москва. Улица Тверская (Горького). 1950-е. Х, м. 35 х 51 см..jpg (700x462, 170Kb)
Абрам Векслер (1905-1974). Москва. Улица Тверская (Горького). 1950-е гг. Холст, масло. 35 х 51 см.
Аукционный дом «Три века», Москва, 2018 г.

МИХАИЛ СОЛОМОНОВИЧ ВЕКСЛЕР (1898-1976)

ФОТО Михаил Векслер. 1922 г (2) (423x500, 58Kb)

Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер (4 (16) апреля 1898, Витебск – 24 июня 1976, Ленинград) — художник-оформитель, график, плакатист. Родился в еврейской семье. Отец — столяр-краснодеревщик
С 18 лет (1916 год) служил рядовым в 122 пехотном полку (Осташков, Тверская губерния). В 1918 году после демобилизации - в Витебске в малярной артели, именовавшейся «Секция при всероссийском профессиональном союзе строительных рабочих».
В декабре 1918 года М. Векслер вошел в образованную Марком Шагалом коммунальную художественную мастерскую Витебского губнаробраза и вскоре он стал заниматься в Витебском народном художественном училище.
Входил в УНОВИС. Весной 1922 года Векслер окончил Витебский художественно-практический институт с дипломом «на звание свободного художника и высшего инструктора с правом преподавания в художественных техникумах».

ФОТО Studio 1919.jpg (700x508, 45Kb)
Мастерская Шагала, 1919 г. Слева направо сидят: Лазарь Хидекель, Марк Шагал, Михаил Кунин,
Илья Чашник, Исаак Зельдин. На полу сидит Лев Зевин. Стоят: Михаил Векслер, Лев Циперсон.

С конца июня 1923 года Михаил Векслер работал в Декоративном институте, где уже работала группа уновисовцев. Он был приглашен руководить в организуемой мастерской торгово-промышленного плаката.
Весной 1925 года он возглавил единую плакатную мастерскую, образовавшуюся после слияния агитационной мастерской, торгово-промышленной и специализировавшейся на кинорекламе артели «Успех» (при обществе художников-индивидуалистов).
В 1925 году директором Декоративного института стал К. Малевич, он же способствовал его вхождению в возглавляемый им же ГИНХУК (в декабре 1926).

1922 Звенящий будильник. Бум, кар. 24 х 34,4 см. Вятский ХМ (700x520, 139Kb)
Михиил Векслер (1898-1976). Звенящий будильник. 1922 г. Бумага, карандаш.
24 х 34,4 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1924 Реклам. плакат фильма Красные партизаны. Холст, клеевая краска, смеш. техн. 107 х 107 см.ГРМ (674x700, 158Kb)
Михиил Векслер (1898-1976). Рекламный плакат фильма «Красные партизаны».
1924 г. Холст, клеевая краска, смешанная техника. 107 х 107 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

ИВАН ТРОФИМОВИЧ ГАВРИС (1890-1937)

Гаврис, Иван Трофимович 1920 (331x600, 133Kb)
Иван Трофимович Гаврис. Фрагмент фотографии, 1920 г.

Иван Трофимович Гаврис (1890-1937) - живописец, педагог, общественный деятель.
Выпускник педагогического института, участник I Мировой войны, И.Т.Гаврис в 1919 году становится учеником Витебской народной художественной школы (с1920 года – Витебского художественно-практического института), изучает системы кубизма, футуризма, супрематизма и через три года получает звание «мастера изобразительных искусств по живописи и рисунку».
Во время учёбы Гавриса принимают в УНОВИС, включают в состав творческого комитета этой организации. В 1922 году, после отъезда из Витебска первого, а потом и второго ректоров Художественно-практического института – Казимира Малевича и Веры Ермолаевой, Гаврис принимает руководство институтом на себя. И именно на долю Гавриса выпадет самая тяжелая часть истории закрытия этого знаменитого учебного заведения.
Во второй половине 1920-х – в 1930-е годы Гаврис – активный деятель белорусского возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство. Эта сторона деятельности Гавриса станет для художника роковой: в 1937 году он будет репрессирован по обвинению в националистической деятельности.

1922 Кубистическая композиция с фигурой (459x700, 92Kb)
Иван Гаврис (1890-1937). Кубистическая композиция с фигурой. 1922 г.
Выставка русского авангарда, Галерея Vsunio, Москва (2017)

1920-е Кубистическое построение. Картон, гуашь (темпера), 54,3×40,8 см. (533x700, 119Kb)
Иван Гаврис (1890-1937). Кубистическое построение. 1920-е гг. Картон, гуашь (темпера), 54,3 х 40,8 см.
Аукционный дом ЛИТФОНД, Москва, 2020 г.

ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ КУРДОВ (1905-1989)

ФОТО В.И. Курдов, 1925 г. (600x450, 100Kb)
В.И. Курдов. Фотография 1925 г.

Валентин Иванович Курдов родился 7 (20 декабря по новому стилю) 1905 года в посёлке Михайловский завод Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне — город МихайловскНижнесергинского муниципального района Свердловской области) в семье земского врача. Отец художника Иван Калустович Курдов (1867—1938) окончил Казанский университет, был знаком с В. И. Лениным, в университете отвечал за студенческую библиотеку нелегальных изданий.
В 1916 году учился в художественном училище в Екатеринбурге.
В 1918—1919 годах учился в студии при Пермском художественном техникуме.
В 1921 году занимался в Пермских высших художественно-промышленных мастерских.
В 1922—1923 годах учился на ювелирном отделении в Екатеринбургском художественно-промышленном училище.
В 1923 году приехал в Петроград, с которым оказалась в дальнейшем связана вся его жизнь.
В 1923 году поступил во ВХУТЕИН. Среди его учителей были А.Е. Карев, К.С. Петров-Водкин, М.В. Матюшин, А.И. Савинов. Познакомился с Е.И. Чарушиным, с писателем В.В. Бианки. Посещал мастерскую Филонова во ВХУТЕИНе, был близок с художниками группы Мастера аналитического искусства.

1920-е Никто не даст нам избавленья...(Интернационал) (700x475, 175Kb)
Валентин Курдов (1905-1989). Никто не даст нам избавленья...(Интернационал. Текст Э. Потье,
русский перевод А.Я. Коца, музыка П. Дегейтера. Офиц. Гимн РСФСР в 1918-1944 и СССР в 1922-1944 ).
1920-е гг. Бумага, акварель, белила.

ГИНХУК и «русский кубизм»
Осенью 1926 года курс, на котором учился В. И. Курдов, было решено выпустить досрочно, без написания дипломной работы.
В 1926 году для продолжения занятий живописью художник поступил, вместе со своим соучеником Ю А. Васнецовым, на обучение в ГИНХУК к К. С. Малевичу.
В течение года обучения написал более десяти больших живописных работ, показывающих его талант живописца, в том числе живописные работы: «Балалайка» (1926), «Висячая лампа», «Китайский фонарик», «Валенок», «Кубизм», «Медный самовар» 1926—1927 и др.[4].
Супрематических работ Курдов не делал. В дальнейшем художник написал о себе: «..я не могу считать себя учеником Малевича, — я не разделил с ним все сложности жизни».
Осенью 1927 года был призван в РККА, и кубистический период его творчества был навсегда закончен. В дальнейшем талант Курдова как живописца остался нереализованным.

1927 Китайский фонарик. Холст, масло (587x700, 129Kb)
Валентин Курдов (1905-1989). Китайский фонарик. 1926-1927 гг. Холст, масло.

1926-1927 Медный самовар. Холст, масло (2) (504x700, 139Kb)
Валентин Курдов (1905-1989). Медный самовар. 1926-1927 гг. Холст, масло.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ НОСКОВ (1902 - ? )

ФОТО Unovis_1921 (554x700, 159Kb)
Витебск, УНОВИС. Фотография 1921-1922 гг.

Георгий Иванович Носков родился 24 апреля 1902 года в Тверской губернии. Живописец, график, скульптор. В 1920 – 1921 годах учился в Витебской Народной художественной школе – Витебском художественно-практическом институте. Член УНОВИСа. В 1922 году вместе с другими учениками Малевича переехал в Петроград и поступил в Академию художеств. В 1923 году переехал в Москву и поступил на скульптурное отделение ВХУТЕМАСа. Последовательный сторонник педагогических методов К.С. Малевича.

УНОВИС Витебск, 1921-1922 гг.  (700x534, 129Kb)

Композиция (Кубизм). 1920-е гг. Холст, масло. 106,5х63 см. 1920-е.  (405x700, 145Kb)
Георгий Носков (1902 - ? ). Композиция (Кубизм). 1920-е гг.
Холст, масло. 106,5 х 63 см. Ярославский художественный музей.

ЦИВИЯ (КЛАРА) РОЗЕНГОЛЬЦ (1870-1961)

Удостоверение Ц.К.А. Розенгольц. 1919 год. (700x585, 118Kb)
Удостоверение Ц.К.А. Розенгольц. 1919 год.

Клара (по документам Цивия) Абрамовна Розенгольц появилась на свет в год рождения Ленина, чем гордилась всю жизнь, в Ростове-на-Дону; в Витебск она переехала, выйдя замуж за богатого вдовца. К.А. Розенгольц происходила из семьи богатых ростовских купцов Фрумсун; ее родной брат, Николай Фрумсун, был известным оперным певцом, выступавшим под псевдонимом Ростовский, У вдовца Павла Розенгольца было двое сыновей; в браке с Кларой Абрамовной родилось еще четверо сыновей и одна дочь. Трое сыновей погибли в Крыму во время Гражданской войны. Старший пасынок, А.П. Розенгольц, нарком из первого состава советского правительства, был арестован и расстрелян в 1938 г. В 1937 г. был репрессирован родной сын Клары Абрамовны, видный ученый-микробиолог Г.П. Розенгольц (освобожден в 1955). Дочь, художница Ева Павловна Левина-Розенгольц (1898 - 1975), с пятнадцати лет вела самостоятельный образ жизни. В 1949-1956 году Е.П. Левина-Розенгольц находилась в заключении и ссылке; реабилитирована в 1956 г.

1919-нач.1920-х (1) Кубистич. комп. Бум, гуашь, граф. кар. 31,2 х 17,5 см. ГМИИ им.Пушкина (516x700, 143Kb)
Клара Розенгольц (1870-1961). Кубистическая композиция. 1919 - начало 1920-х гг.
Бумага, гуашь, графитный карандаш. 31,2 х 17,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Клара Розенгольц родилась в семье купца. Начала учиться искусству в зрелом возрасте, будучи обремененной большой семьей.Брала уроки в школе рисования и живописи Юлия Пэна в 1910-1918 гг. Затем Розенгольц училась в Витебском народном художественном училище у Мстислава Добужинского, Александра Ромма, Веры Ермолаевой и Казимира Малевича в 1919-1921 гг. Сохранились произведения витебского периода: «Кубистическая композиция» (1919-1920), «Геометрическое построение» (1920) и др. Получила премию за рисунок по итгам 1-й отчетной выставки художественного училища (1919). Весьма удачный ученический опыт не имел продолжения. В более поздние годы Розенгольц отошла от занятий изобразительным искусством.

1919-нач.1920-х (3) Геометрич. постр-е (Куб. комп) Бум, акв, Белилила, Граф. кар. 31,2х17,5 см. ГМИИ им.Пушкина   (2) (489x700, 153Kb)
Клара Розенгольц (1870-1961). Геометрическое построение (Кубистическая композиция).
1919 - начало 1920-х гг. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 31,2 х 17,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

К выставке в Еврейском музее был издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик и Татьяной Горячевой.

ФОТО КАТАЛОГ Мир как беспредметность. Рождение нового искусства Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие. М, 2022 (535x700, 82Kb)
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства. Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие. Каталог выставки 19 октября 2022 – 19 февраля 2023. Кураторы: Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей. Еврейский музей и центр толерантности, Москва, 2022 г. – 192 стр., илл. Тираж 1000 экз. Цена 2700 руб.

ИСТОЧНИКИ

1. Малевич и художники его круга на выставке в Еврейском музее

2. Мир как беспредметность. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности.





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОСКВЕ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»