• Авторизация


НЕИЗВЕСТНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ, ЧАСТЬ ХIII – ЭЖЕН БУДЕН / EUGÉNE BPUDIN (1824-1898) 17-02-2023 20:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Эжен Буден. На портал 2 (700x161, 20Kb)
ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ: ЭЖЕН БУДЕН

0 Boudin-eugene-c-face-half (700x616, 83Kb)
Эжен Буден. Фотография 1890-е гг.

Хотя некоторые из тех, кто внес наибольший вклад в рождение импрессионизма, в том числе Йохан Йонгкинд, Камиль Коро и Эдуард Манэ, не показывали свои работы на Первой выставке импрессионистов, тот, кто это сделал, был Эжен-Луи Буден (1824–1898). Он показал в общей сложности тринадцать картин, но его имя обычно не упоминается в списках участников движения, а его работы остаются сравнительно неизвестными. Эжен Буден - французский художник, предшественник импрессионизма. Будучи учителем Клода Моне, оказал на него значительное влияние. Творчество Будена является связующим звеном между искусством его учителей - представителей барбизонской школы (Констана Тройона, Франсуа Милле, Камиля Коро, Теодора Руссо) и его последователей-импрессионистов.


ФОТО Eugène_Boudin,_1896 (526x700, 100Kb)
Эжен Буден в Трувиле-Довиле. Фотография 1896 г.

Эжен-Луи Буден (фр. Eugène-Louis Boudin) родился 12 июля 1824 года в Онфлере, на северном побережье Франции, в устье Сены напротив Гавра в семье Леонара-Себастьяна Будена (1790–1863) и его жены Мари-Фелисите Бюффе (1793–1871), которая подарила ему в 1821 году сестру по имени Роза Дезире, а в 1827 году - брата по имени Луи. Его отец был матросом на судах, курсировавших между Гавром и Гамбургом, а мать работала горничной на этих судах. В 1835 году семья переехала в Гавр. В возрасте десяти лет Эжен работал юнгой на пароходе, соединявшем Гавр и Онфлер. Впоследствии отец назначил его клерком у печатника Джозефа Морлента, а затем у изготовителя бумаги Альфонса Лемаля. В следующем году он начал работать помощником в канцелярской мастерской.

1854-1857 La Ferme Saint-Siméon, collection privée, vente 2006. (506x700, 126Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Ферма Сен-Симеон. 1854-1857 гг. Дерево, масло.
Частное собрание.

1853-1856 Still Life with Lobster on a White Tablecloth. Музей искусств Хай (в просторечии The High, Атланта, штат Джордия  (700x485, 128Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Натюрморт с лобстером на белой скатерти. 1853-1856 гг. Холст, масло. 57,2 х 81,9 см.
Музей искусств Хай (в просторечии The High), Атланта, штат Джорджия, США.

1854-1858 Nature morte au potiron - Le Havre - Musée d'art moderne André-Malraux (MuMa)  (700x483, 98Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Натюрморт с тыквой. 1854-1858 гг. Холст, масло. 56 х 83,5 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр, Франция.

1857 Noce à Quimper, huile sur bois, musée des Beaux-Arts de Quimper. (700x518, 136Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Свадьба в Кемпере. 1857 г. Дерево, масло. 27 x 35 см.
Кемперский музей изящных искусств, Франция.

1 1858 (700x533, 133Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Помилование Святой Анны-ла-Палюд. Этюд. 1858 г. Дерево, масло. 17,5 x 23,2 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.

В последние выходные августа 1857 года Буден посетил крупнейшее религиозное празднование в регионе Финистер и сделал наброски маслом, в том числе «Помилование Святой Анны-ла-Палюд»* (1858). Их он использовал для написания более традиционно законченной картины маслом, показанной в Парижском салоне в следующем году, где она получила высокую оценку Шарля Бодлера.
*Помилование Святой Анны-ла-Палюд - бретонская церемония прощения у моря, во время которой совершается очень большое паломничество, это одна из самых традиционных демонстраций популярного католицизма в Бретани.

1858-1862 Этюд бретонок. Картон, масло. 21.2 by 36cm. (700x411, 141Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Этюд бретонок. 1858-1862 гг. Картон, масло. 21,2 х 36 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.

В 1844 году в Гавре Эжен Буден вместе с партнером основал собственную мастерскую канцелярских товаров, где выставлял работы приезжих художников. Таким образом, в рамках своей работы он вступил в контакт с художниками Барбизонской школы. Его магазин оформлял и продавал картины Тома Кутюра (1815-1879), Констана Тройона (1810-1865) и Жана-Франсуа Милле (1814-1875). В следующем году Франсуа Милле увидел некоторые из его любительских картин, и Буден решил сделать рисование своим будущим. Вдохновленный Милле и Тома Кутюром, он отказался от коммерции и начал художественную карьеру. Он брал уроки в муниципальной рисовальной школе в Гавре, а затем посвятил себя только живописи.

1860 Морской пейзаж с высоким небом (700x520, 107Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Морской пейзаж с высоким небом. 1860 г. Бумага, пастель. 21,3 х 28,7 см.
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.

1863 La Plage de Trouville, New York, collection particulière. (700x416, 104Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1863 г. Холст, масло. Собрание Генри Итлсона, Нью-Йорк.

1863 La Plage à Trouville. L'impératrice Eugénie et sa suitе, Glasgow, collection Burrell. (700x418, 108Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. Императрица Евгения и ее свита. 1863 г. Дерево, масло. 34,2 х 57,8 см.
Музеи Глазго, Коллекция Баррелла, Шотландия.
Императрица Евгения (1826-1920) - последняя императрица Франции, супруга Наполеона III. Известна своей красотой, была законодательницей моды для всей Европы.

1863 Пляж в Трувиле. Дерево, масло, 34.8x57.5 см. Нац гал, Вашингтон (700x425, 96Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1863 г. Дерево, масло, 34,8 x 57,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1864 Beach Scene, Trouville. Дер, м. 26 х 48 см. ОРСЭ (700x371, 103Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Сцена на пляже в Трувиле. 1864 г. Дерево, масло. 26 х 48 см. Музей Орсэ, Париж.

1864 La Plage de Trouville, Washington, National Gallery of Art. (700x365, 143Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1864 г. Холст, масло. 24 х 47 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

К 1847 году Эжен Буден перебрался в Париж, где начал изучать картины в музеях и галереях. Он вернулся в Гавр и в 1851 году, благодаря поддержке журналиста Альфонса Карра, а также Констана Тройона, Тома Кутюра и куратора музея Гавра Адольфа-Ипполита Кувеле, получил от муниципального совета Гавра стипендию в размере 1200 франков в год. 30 июня 1851 года он прибыл в столицу и начал изучать живопись в мастерской Эжена Изабе, а также в Лувре, куда поступил учеником-переписчиком. Эжен Буден делал копии картин мастеров, особенно голландских и фламандских, для нескольких любителей, что позволило ему углубить свои знания. Он также создал множество натюрмортов между 1853 и 1865 годами, жанр, очень ценимый буржуазией того времени.

1864 Trouville (700x430, 155Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Трувиль. 1864 г. Холст, масло. 37 х 57 см.

2 1864 boudinbeach (700x449, 103Kb)
Эжен Буден (1824–1898). Пляж. 1864 г. Дерево, масло. 42 x 59 см. Художественная галерея
Нового Южного Уэльса, Сидней.
Наиболее типичная из его ранних законченных картин, «Пляж» (1864) показывает разнообразное собрание под одним из чудесных небес Будена. Они стали такой особенностью его творчества, что Камиль Коро назвал его «повелителем неба».

4 1864 The Beach at Villerville. Oil on canvas. National Gallery of Art, Washington D.C (700x415, 99Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Виллервиле. 1864 г. Холст, масло. 45,7 х 76,3 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Пляж в Виллервилле» (1864 г.) изображает сумерки, необычные для пляжных картин Будена.
Пейзаж написан в другом небольшом приморском поселке между Трувилем и Онфлером.

1865 L'Heure du bain à Deauville, Washington, National Gallery of Art. (700x422, 117Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Купания в Довиле. 1865 г. Дерево, масло. 34,7 х 57,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

5 1865-1877 boudinprincessepaulinemetternich (553x700, 136Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Принцесса Полина Меттерних на пляже. 1865–1867 гг.
Картон на дереве, масло. 29,5 х 23,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Некоторое время Буден рисовал знаменитостей, в том числе принцессу Полину Меттерних на пляже (1865–1867), когда они посещали побережье вокруг Онфлера и Гавра, но когда он стал более успешным в Салоне, он отказался от этих оппортунистических набросков.

1865 На пляже. Эскиз. Бум, акв, кар. 14.4 x 27.1 cm. МЕТРО (700x377, 84Kb)
Эжен Буден (1824-1898). На пляже. Эскиз. 1865 г. Бумага, акварель, карандаш. 14,4 x 27,1 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

До 1860 года Эжен Буден жил в Париже, копируя картины в Лувре, и возвращался на северное побережье, чтобы рисовать там на открытом воздухе, когда мог. Однако он, по-видимому, не участвовал в ожидаемых исследованиях в Школе изящных искусств и оставался в основном самоучкой. Его первая картина была принята для Салона 1859 года, два года спустя он работал с Тройоном, а в следующем году подружился с Йонгкиндом. Два года спустя он встретился с Клодом Моне и все трое вместе рисовали в Онфлере.

4 1864  boudinondieppebeach (642x700, 129Kb)
Эжен Буден (1824-1898). На пляже, Дьепп. 1864 г., масло, панель, 31,8 × 29,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Буден приехал из Парижа, чтобы написать картину «На пляже в Дьеппе» в 1864 году.

1865 Concert at the Casino of Deauville. Х, м. 41.7 x 73 cm Нац гал иск-в, Вашингтон (700x393, 121Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Концерт в казино в Довиле. 1865 г. Холст, масло. 41,7 x 73 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1865 The Beach near Trouville (700x428, 119Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1865 г. Дерево, масло. 35,7 х 57,7 см.
Музей Артизон, Фонд Исибаси, Токио, Япония.

1858 Эжен Буден - Нормандский пейзаж (700x416, 113Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Нормандский пейзаж. 1858 г.

Эжен Буден - один из первых начал писать пейзажи не в мастерской. Клод Моне и Буден познакомились весной 1856 года в Гавре. Буден, которому на тот момент исполнилось 32 года, похвалил карикатуры 16-летнего Моне и посоветовал продолжать учиться. И Моне несколько месяцев обучался в его мастерской. Именно Буден посоветовал Моне приглядеться к пейзажам. Пейзаж как предмет искусства Моне и не рассматривал. Но когда Будену удалось вытащить Моне из четырех стен, показать пленэр и то, как можно видеть окружающий мир и передавать его на холсте. Буден познакомил его с живописью с натуры, особенно во время пребывания на ферме Сен-Симеон в Онфлере, где регулярно встречались многие парижские и нормандские художники. Отсюда Моне начал свой профессиональный и осмысленный творческий путь. Моне скажет о нем: «Эжену Будену я обязан тем, что стал художником», потому что его учитель и друг научил его «видеть и понимать».

1858 Клод Моне - Вид близ Рюэль-ле-Гавр (700x491, 111Kb)
Клод Моне (1840-1926). Вид близ Рюэль-ле-Гавр. 1858 г.

ФОТО К.Моне - Завтрак на траве. Х, м. 130 × 181 см. ГМИИ им.Пушкина (700x503, 211Kb)
Клод Моне (1840-1926). Завтрак на траве. 1866 г. Холст, масло. 130 х 181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва.

1866 -- Le Déjeuner sur l'herbe. Дер, м. 17,5 х  25 cm. ОРСЭ (700x491, 129Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Завтрак на траве. 1866 г. Дерево, масло. 17,5 х 25 см. Музей Орсэ, Париж.
А это микроскопический эскиз знаменитой картины Клода Моне, написанной в том же 1866 году,
когда ученик победил учителя.

ФОТО Клод Моне - Пляж в Трувиле. 1870. Х, м. Нац гал, Догдон38 x 46.5 cm (700x576, 129Kb)
Клод Моне (1840-1926). Пляж в Трувиле. 1870. Холст, масло. 38 x 46,5 см. Национальная галерея, Лондон.

1867 Пляж в Трувиле (700x494, 121Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1967 г. Холст, масло. 63 х 89 см.
Национальный музей западного искусства, Токио, Япония.

1867 -- Пляж в Трувиле. Х, м. 31 х 48 cm. ОРСЭ (700x444, 98Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1867 г. Холст, масло. 31 х 48 см. Музей Орсэ, Париж.

1868 La Plage de Trouville, Х, м. 29 х 48 cm. ЧС, Париж (700x425, 96Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1868 г. Холст, масло. 29 х 48 см. Частное собрание, Париж.

С 1855 года Эжен Буден принял особый ритм жизни, проводя зиму в Париже, а лето в Нормандии, регулярно останавливаясь в Бретани в Дуарнене, Требуле и его окрестностях. Он часто останавливался у матушки Тутан на ферме Сен-Симеон в Онфлере и с 1854 года снимал там комнату, чтобы отдыхать в этом тихом и пасторальном месте. Он привел туда своих друзей, в том числе художника Милле. В 1862 году Клод Моне, которому тогда было 22 года, и художник Йонгкинд также сопровождали Эжена Будена в его прогулках по побережью Нормандии и вместе с ним открыли для себя живопись на открытом воздухе. Буден совершит более 23 поездок в Бретань до 1897 года.

6 1867 boudinvillagerivic3a8re (700x426, 106Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Деревня у реки. Около 1867 г. Дерево, масло. Дерево, масло. 35,6 х 58,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Он также нарисовал множество портов, кораблей и лодок, а также сцены на берегу реки, такие как
«Деревня у реки» (ок. 1867 г.), местонахождение которой остается неизвестным.

7 1869 boudinladywhitetrouville (700x436, 91Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Дама в белом на пляже в Трувиле. 1869 г. Доска, масло. 55,3 x 38 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
Его масляные наброски, здесь «Дама в белом на пляже в Трувиле» (1869), были удивительно свободными
и живописными и явным источником вдохновения для Клода Моне и импрессионистов в целом.

1869 La Jetée de Deauville, Paris, musée d'Orsay. (700x522, 135Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пирс в Довиле. 1869 г. Холст, масло. 23 х 32 см. Музей Орсэ, Париж.

Старт карьеры
Буден сделал свою первую выставку в 1857 году в Париже, и в том же году ему удалось продать двадцать своих картин на аукционе в Гавре.
В 1859 году художник выставил свое первое полотно в Салоне в Париже: Un pardon à Saint-Anne-la-Palud. Он выделялся своей оригинальной атмосферой и пастелью, а также получил советы и рекомендации поэта Шарлю Бодлеру, с которым познакомился в том же году, когда отдыхал со своей матерью. Он также подружился с Гюставом Курбе, который, заметив картину Будена у парижского лавочника, стремился встретиться с ее автором. Он также познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонгкиндом и близко с Клодом Моне.

1870 Port de mer, Paris, collection particulière. (700x421, 131Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Морской порт. 1870 г. Холст, масло. Частное собрание.

8 1871 boudinletoulinguet (700x415, 129Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Камаре, мыс Ле Тулинге. Около 1871 г. Холст, масло. 40 x 65,4 см.
Частное собрание.
Два пейзажа Будена, оба известные как «Камаре, мыс Ле Тулинге» (ок. 1871 г.) и демонстрирующие почти идентичные виды, включают приведенную выше версию из частного собрания, а вторая сейчас находится в Художественном музей Филадельфии (не показана). Буден рисовал в Камаре в Бретани каждый год с 1870 по 1873 год.

9 1872 boudinletoulinguet (700x407, 92Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Камаре, мыс Ле Тулинге. 1872 г. Холст, масло, размеры неизвестны.
Частное собрание. Третий вариант – «Камаре, мыс Ле Тулинге» (1872).

1872 Port de Camaret, musée des Beaux-Arts d'Angers40. (700x423, 115Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Порт Камаре. 1872 г. Холст, масло. 55,5 х 89,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Депозит в Музее изящных искусств Анжера, Франция.

Эжен Буден впервые начал добиваться коммерческого успеха в 1864 году, его доход достиг пика в 1872 году, но после этого снизился. Впервые Буден остановился в Бордо в 1873 году по приглашению коллекционера произведений искусства Артура Буржа. Между 1874 и 1876 годами он написал картины порта и городских набережных, написав в общей сложности сорок семь работ.

Sea port, National Gallery of Armenia. Б.г. (700x441, 95Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Морской порт. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1872-1878 Сумерки над Гаврским портом. Х, м.  40 х 54,9 см. Музей Андре Мальро, Гавр (700x503, 118Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Сумерки над Гаврским портом. 1872-1878 г. Холст, масло. 40 х 54,9 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.

Coucher de soleil à marée basse. Б.г. (700x525, 94Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Гавр. Закат во время отлива. Холст, масло. 115 х 160 см.
Музей изящных искусств Сен-Ло, Франция.

В 1862 году, когда Будену надоело делать работы на заказ, чтобы с трудом жить от своего искусства, он стал свидетелем зарождения моды на морские купания в Довиле, куда недавно построили железную дорогу. Затем у него возникла идея, увидев отдыхающую парижскую буржуазию и знать, прогуливающуюся по пляжам нормандских морских курортов, изобразить этих элегантных людей. Эти пляжные сцены не пользовались успехом у публики, считавшей его картины вуайеристскими и неряшливыми, но привлекли внимание критиков и художников-авангардистов. «Мне очень нравятся мои маленькие дамы на пляже, - писал он, например, в феврале 1863 года своему другу Фердинанду Мартину, - некоторые люди утверждают, что там есть золотая жила, которую нужно эксплуатировать». Но в этих обыденных картинах настоящим поиском художника остается поиск света. Буден стремится прежде всего «искать его сияние, мерцание, сгущать его, преследовать его в жару». Об этом свидетельствует композиция картин, где небо всегда занимает очень широкий верхний план.

1871 Plougastel, pêcheuses de crevettes, Édimbourg, Galerie nationale d'Écosse. 23.8 х 41.2 cm. Нац гал Шотландии, Эдинбург (700x392, 99Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Плугастель, ловцы креветок. 1871 г. Холст, масло. 23,8 х 41,2 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1871 Kanal in Brüssel. Х, м. Sammlung Mrs. Thelma Cazalet-Keir, Лондон (700x494, 116Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Канал в Брюсселе. 1871 г. Холст, масло. Собрание госпожи Тельмы Казалет-Кейр,
Лондон.

10 1872 boudinfishermenswives (700x492, 119Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Жены рыбаков на берегу моря. 1872 г. Дерево, масло. 55,9 x 38,7 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
Он также рисовал сцены с местными жителями и их деятельностью на северном побережье,
например, «Жены рыбаков на берегу моря» (1872 г.).

1874 Fair in Brittany, one of Boudin's Brittany paintings, Corcoran Gallery of Art 2 (700x403, 102Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Ярмарка в Бретани. 1874 г. Холст, масло. Галерея искусств Коркоран, Вашингтон.

1874 Portrieux (Saint-Quay-Portrieux), musée des Beaux-Arts de Budapest. (700x424, 101Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Сен-Ке-Портриё. 1874 г. Холст, масло. 54,5 х 88,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.

1872 Environs de Plougastel, Le Havre, Х, м. 22.5 х 40 cm (musée d'Art moderne André-Malraux (700x374, 120Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Окрестности Плугастеля, Гавр. 1872 г. Холст, масло. 22,5 х 40 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.

1870-1873 Plougastel, le rivage au bord de la baie, 33.3 х 55,5 cm. ЧС (700x415, 115Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Плугастель, берег залива. 1870-1873 гг. Холст, масло. 33,3 х 55,5 см.
Частное собрание.

1874 Dordrecht, the Grote Kerk from the Canal Дер, м. 35.1 х 26.4 cm. Бруклин музей, НЙ.2. (526x700, 111Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Дордрехт, Гроте Керк или Церковь Богоматери на канала. 1874 г.
Дерево, масло. 35,1 х 26,4 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

14 января 1863 года Эжен Буден женился на Мари-Анн Гедес, родившейся 17 апреля 1835 года в Рузадене, деревне в муниципалитете Ганвек. В феврале того же года он снова переехал в Париж. Условия жизни супругов тяжелые: размер квартплаты и низкий доход вынуждают их часто переезжать. Они занимают жилища, часто расположенные под крышами, которые также служат мастерскими. Художник страдает от плохого света, от холода и тесноты. В сентябре Буден вернулся в Нормандию в Трувиль, работал рядом с Гюставом Курбе, который был в Довиле, и с Моне и Йонгкиндом, которые жили в Онфлере. Затем он часто останавливался в Бретани, какое-то время проживая в уже почти разрушенном поместье Керхоан (de Kerhoan) в коммуне Фау. Поэтичные работы Будена, пронизанные влажным серебристым воздухом и скользящим мерцающим светом, оказали большое влияние на творчество многих французских импрессионистов. В 1860-1870-х годах создал лучшие свои произведения. С 1863 по 1897 год Буден регулярно выставлялся в Салоне.

1873 Сцена на пляже в Трувиле. Дер, м. 15.5 x 29.9 cm. Нац гал, Лондон (700x360, 106Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляжная сцена в Трувиле. 1873 г. Дерево, масло. 15,5 х 29,9 см.
Национальная галерея, Лондон.

1870-1874 -- Пляжная сцена в Трувиле. Дер, м. 18.2 x 46.2 cm. Нац гал, Лондон (700x295, 83Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляжная сцена в Трувиле. 1870-1874 гг. Дерево, масло. 18,2 х 46,2 см.
Национальная галерея, Лондон.

1874 Rivage de Pontrieux, Cotes-du-Nord2 (700x393, 128Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Берег Портриё, Кот-дю-Нор. 1874 г. Холст, масло. 85 х 148 см.
Частное собрание, Англия.

1876 Rotterdam, Le Pont de la Bourse, 31 x 44 см. Toulouse, Fondation Bemberg. (700x498, 190Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Роттердам, Биржевой мост. 1876 г. Холст, масло. 31 х 44 см.
Фонд Бемберга, Тулуза, Франция.

1876 Заход солнца в Этапле (700x487, 138Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Заход солнца над портом Этапле, пролив Па-де-Кале. 1976 г.
Холст, масло. 46,5 х 65,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 85.250 фунтов.

В 1867 году Буден написал для своего брата Луи «Заметки о путешествии по Бретани», опубликованные в 1924 году в журнале «Французский Меркурий» (Mercure de France), в которых он описывает повседневную жизнь в этом регионе в то время. На эти сельские сцены он вдохновлялся работами Жана-Франсуа Милле: «Изучать эту прекрасную фигуру человека, опирающегося на свой посох, вспоминать Милле, пастуха, но при этом изучать красивый прозрачный и воздушный фон и придавать этому поразительный аспект». Наблюдение за бретонскими крестьянами, привыкшими «к тяжелому труду в поле, к сухому хлебу и воде», внушало ему энтузиазм, который в то же время порождал в нем «известный стыд изображать праздную лень», этих «золотых паразитов» пляжей Трувиль-Довиль.

1877 -- На берегу в солнечную погоду. Х, м. 12 х 20 см.  Нац гал, Лондон (700x469, 161Kb)
Эжен Буден (1824-1898). На берегу в солнечную погоду. 1877 г. Холст, масло. 12 х 20 см.
Национальная галерея, Лондон.

1879 Строительство набережной в Роттердаме. Дер, м. 22 х 31 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам (700x509, 173Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Строительство набережной в Роттердаме. 1879 г. Дерево, масло. 22,5 х 31 см.
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.

1881 Landscape with Cows, Musée Malraux, Le Havre (700x473, 154Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пейзаж с коровами. 1881 г. Холст, масло. Музей современного искусства
имени Андре-Мальро, Гавр.

1884 Sailboats at Trouville, Yale University Art Gallery, Collection of Mr. and Mrs. Paul Mellon (700x521, 145Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Парусники близ Трувиля. Ок.1884 г. Дерево, масло. 31,4 х 41,9 см.
Художественная галерея Йельского университета, собрание мистера и миссис Пол Меллон.

1884 Гавр. Порт (700x552, 175Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Гавр. Порт. 1884 г. Дерево, масло. 32,4 х 41,1 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

1884 The_Beach_at_Trouville_-_NG_2372_-_National_Galleries_of_Scotland (700x406, 41Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1884 г. Дерево, масло. 13,7 x 23,4 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

11 1884 boudinplacearyschefferdordrecht (550x700, 171Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Площадь Ари Шеффера, Дордрехт. 1884 г.
Дерево, масло. 27 х 21,4 см. Музей Дордрехта, Нидерланды.
На «Площади Ари Шеффер в Дордрехте» (1884 г.) Буден набросал более городскую сцену, хотя в основе ее все еще была вода. Ари Шеффер (1795, Дордрехт - 1858, Аржантёй, близ Парижа) – французский живописец голландского происхождения.

Импрессионистский поворот
Его дружба и поддержка Клода Моне привели к тому, что его пригласили принять участие в Первой выставке импрессионистов в 1874 году, которая проходила в Париже в студии фотографа Феликса Надара. После этого выставки импрессионистов пройдут в помещении арт-дилера Поля Дюран-Рюэля.
Согласно каталогу выставки, Буден показал в мастерской Надара в общей сложности 13 работ:
Ле-Тулинге, Кот-де-Камаре, Финистер (см. выше),
Берег в Портриё, Кот-дю-Нор (две картины),
Эскизы неба пастелью,
Два других этюда пастелью,
Четыре акварели пляжа в Трувиле.

Сохранилось довольно много его акварелей, и в основном это быстрые пленэрные этюды, предвосхищающие более существенные работы маслом. К сожалению, большая часть его пастелей утеряна, хотя это говорит о том, что он использовал этот материал довольно редко.
С этой даты Буден будет считаться одним из предшественников этого движения, хотя никогда не считал себя великим новатором. Его растущая репутация позволила ему много путешествовать в 1870-х годах, в частности он посетил Фландрию, Нидерланды, юг Франции и Италию, где открыл для себя различные художественные направления XIX века.

1880-1885 Environs De Trouville, Allée Sous Bois. Oil on canvas 2 (565x700, 226Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Окрестности Трувиля, аллея в лесу. 1880-1885 гг.
Холст, масло. 62 х 50 см. Аукцион Sotheby’s, 2016 г.

11А 1880-1885 boudinparccordiertrouville (700x570, 182Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Парк Кордье в Трувиле. Ок.1880-1885 г. Холст, масло. 51 x 62 см.
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
В парке Кордье в Трувиле (ок. 1880–1885 гг.) под другим своим мастерским небом он особенно хорошо передает текстуру листвы. Следуя своему раннему вдохновению Тройоном, он нарисовал множество видов крупного рогатого скота и полей непосредственно внутри северного побережья Франции.

1880-1885 Berck, Fishermen at Low Tide (700x421, 121Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Берк, рыбаки во время отлива. 1880-1885 гг.

12 1880-1885 boudinwasherwomen (700x509, 125Kb)
Эжен Буден (1824–1898). Прачки у реки. Ок.1880-1885 гг. Дерево, масло. 26,2 х 36,2 см.
Музей Израиля, Иерусалим.
Как и многие художники того времени, он написал «Прачки у реки» (ок. 1880–1885).

1885-1890 -- Laundresses by a Stream. Нац гал, Лондон (700x514, 154Kb)
Эжен Буден (1824–1898). Прачки у реки. 1885-1890 гг. Дерево, масло. 17,8 х 22,9 см.
Национальная галерея, Лондон.
1894 Berck Fisherwomen on the Beach Low Tide-Oil-Painting (700x470, 132Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Берк, рыбачки на пляже во время отлива. 1894 г. Холст, масло.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих.

1888-1895 Étude de ciel sur le bassin du Commerce au Havre, Le Havre, musée d'Art moderne André-Malraux. (700x434, 95Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Этюд неба над Торговым бассейном в Гавре. 1888-1895 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.

1880-1890 Landscape with Sunset. Watercolour. Musée d'Orsay, Paris (700x494, 184Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пейзаж на закате. 1880-1890 гг. Бумага, акварель. Музей Орсэ, Париж.

1888-1895 Study of sky, Musée Malraux, Le Havre (540x700, 115Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Этюд неба. 1888-1895 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.

ФОТО Канал Маас в Роттердаме. Х, м. 85 х 128 см.ОРСЭ  (700x455, 103Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Река Маас в Роттердаме. 1881 г. Холст, масло. 85 х 128 см.
Музей Орсэ, Париж.

На карьеру Эжена Будена, похоже, мало повлияла Первая выставка импрессионистов, и он не участвовал в том, чтобы показать свои работы на более поздних выставках группы. Вместо этого он сосредоточился на достижении успеха в Салоне и улучшении маркетинга. В 1881 году он получил медаль за третье место в Салоне за свою работу «Река Маас в Роттердаме» (La Meuse, à Rotterdam). Затем он вступил в деловые отношения с известным парижским торговцем произведениями искусства Дюран-Рюэлем, который обеспечивал ему регулярный доход от прав на все его произведения. В 1883 году Дюран-Рюэль организовал персональную выставку работ Будена, которая принесла ему финансовый успех и триумф у критиков в прессе. В том же году он был также награжден медалью второй степени в Салоне.

13 1891 boudinsaintvalerysursomme (700x484, 110Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Сен-Валери-сюр-Сомм. Устье реки Соммы. 1891 г. Холст, масло. 46 х 65,4 см.
Частное собрание.
«Сен-Валери-сюр-Сомм. Устье Соммы» (1891 г.) - еще один более красочный вид на заходящее солнце,
расположенный дальше на северо-восток вдоль побережья от Гавра.

14 1890-1894  boudincliffsetretat (700x550, 119Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Скалы в Этрета. 1890–1894 гг. Дерево, масло. 37,5 × 46,2 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
В начале 1890-х годов, когда ему было уже под шестьдесят, Эжен Буден стал полноправным постимпрессионистом в «Скалах в Этрета» (1890-1894), одной из нескольких картин, которые он написал в то время со скалами и пляжем.

15 1892 boudinbeaulieufourmis (700x423, 94Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Бьюли. Залив Фурми. 1892 г. Холст, масло. 54,9 х 90,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Когда Буден начал посещать побережье Средиземного моря, он нарисовал многие его виды, в том числе «Бьюли. Залив Фурми» (1892). Еще незаселенный и нетронутый в то время, он расположен между Ниццей и Монако, недалеко от границы с Италией.

16 1893 boudinantibesquaimatin (700x505, 122Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Вид на Антиб. Набережная, утро. 1893 г. Холст, масло. 40 х 55,2 см.
Частное собрание.
«Вид на Антиб. Набережная, утро» (1893 г.) находится на Лазурном берегу между Каннами и Ниццей, опять же недалеко от итальянской границы. Скоростные прямые поезда в этот район начали ходить еще в 1880-х годах, открыв доступ как художникам, так и туристам.

ФОТО La villa Breloque à Deauville où le peintre vécut et mourut. (700x525, 176Kb)
Вилла Брелок в Довиле на улице rue Oliffe, где жил и умер Эжен Буден.

В 1884 году Эжен Буден приобрел землю в Довиле, где построил виллу для себя и своей жены.
В 1885 году Буден зимой посетил юг Франции, а с 1890 года проводил там зимние месяцы, чтобы продолжать рисовать. В 1887 году его работы были показаны в США, где его представлял Дюран-Рюэль. Далее последовали выставки во Франции.
В 1886 году несколько его работ появились на большой выставке импрессионистов, организованной в Нью-Йорке Дюран-Рюэлем. В том же году он продал свою первую картину французскому государству («Шквал», 1886), а вторую — двумя годами позже («Русский корвет в басейне реки Эре»).
Затем он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году за две выставленные им картины: «Закат» и морской пейзаж «Лоцманы». В том же году 24 марта умерла его жена, смерть которой он сильно переживал.

1896 Порыв ветра близ Фраскати, Гавр (700x429, 103Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Порыв ветра близ Фраскати, Гавр. 1896 г. Холст, масло. 95 х 129 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.

1895 Venice-Seascape at the Giudecca, Princeton University Art Museum (700x499, 145Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Венеция. Морской пейзаж на острове Джудекка. 1895 г. Холст, масло. 37,1 х 50 см.
Художественный музей Принстонского университета.

1895 Venice, Santa Maria della Salute from San Giorgio, Museum of Fine Arts, Boston2. (700x493, 114Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Венеция, церковь Санта-Мария-делла-Салюте. 1895 г. Холст, масло. 46,3 х 65,4 см.
Музей изящных искусств, Бостон, штат Массачусетс, США.

17 1895 boudinsanmarcosquare1895 (700x397, 116Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Пьяцетта Сан-Марко в Венеции. 1895 г. Холст, масло. 21 x 38 см.
Б. коллекция Дюран-Рюэля. Местонахождение неизвестно.

Эжен Буден несколько раз посещал Венецию. Среди его картин есть «Пьяцетта Сан-Марко в Венеции» (1895 г.), которая имеет тот же вид и композицию, что и более ранний «Дворец дожей» Ренуара в Венеции (1881 г.). Эту картину иногда ошибочно называют площадью Сан-Марко, чего на ней нет. Башня представляет собой высокую колокольню.

17 1895 boudinsanmarcosquare1895 ОРИГИНАЛ (700x467, 118Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Венеция, площадь Сан-Марко, вид с острова Сан-Джорджо-Маджоре,
утреннее настроение. 1895 г. Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.

1895 Deauville, Juliette sous la tente, collection privée, vente 2018. (700x454, 104Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Довиль, Джульетта под тентом. Сентябрь 1895 г. Дерево, масло. 23 х 35 см.
Частное собрание.
Написанная в сентябре 1895 года в Довиле, «Жюльетта под тентом» представляет интимную и нежную сцену
его спутницы Жюльетты Кабо, сидящей на берегу.

1895-1896 Sailing Ships at Deauville. Дер, м. 46 x 37 cm. Нац гал, ВАшингтон (566x700, 191Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Парусные корабли в Довиле. 1895-1896 гг.
Дерево, масло. 46 x 37 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1896 -- Etretat, la falaise Amont. Х, м. 46 х 65,5 cm. ОРСЭ (700x494, 145Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Этрета, выброшенные лодки на берегу у скал в Фалез д'Амон. 1896 г.
Холст, масло. 46 х 65,5 см. Музей Орсэ, Париж.

1897 La Côte atlantique à Bénerville, Rotterdam, musée Boijmans Van Beuningen. (700x424, 116Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Атлантическое побережье близ Бенервиля. 1897 г. Холст, масло. 54 × 89 см.
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам.

Букет цветов. Х, м. 35 х 46.2 cm (700x520, 169Kb)
Эжен Буден (1824-1898). Букет цветов (Дата неизвестна). Холст, масло. 35 х 46,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2012 г. Эстимейт EUR 8.000 – 12.000 евро.

20220524.Honfleur.-081.3 (525x700, 242Kb)
Памятник Эжену Будену на его родине в Онфлере.

Признание пришло к нему, когда он был уже смертельно болен. В 1892 году Буден был награждён орденом Почётного легиона. В 1898 году, когда Буден был в Париже и почувствовал слабость, он попросил умереть «лицом к морю», и его перевезли в Довиль. Эжен-Луи Буден умер утром 8 августа 1898 года на вилле Брелок в доме 8 по улице Олифф и был похоронен 12 августа на кладбище Сен-Винсент в районе Монмартр в Париже.

ФОТО Deauville, Juliette sous la tente, 1895, collection privée, vente 2018. (525x700, 190Kb)
Могила Эжена Будена, Париж, кладбище Сен-Венсан.

По оценками скусствоведов за свою жизнь Эжен Буден написал более 4500 картин маслом и более 7000 пастелей,
акварелей и рисунков.
В 1868 году, еще при жизни художника, Луи-Александр Дюбург, художник из Онфлера и друг Будена, основал музей Эжена Будена. Последний пополнил коллекции музея, завещав своему родному городу 53 свои работы, а также 17 работ своих друзей. В 1924 году музей перенесен в часовню монастыря августинцев на улицу Рю де л’Ом де Буа, где он до сих пор и находится.

Honfleur,_Normandy,_France_(30057854518) (700x525, 121Kb)
Художественный музей Эжена Будена в Онфлере, Франция.

ИСТОЧНИКИ

Sunrise on Impressionism: 13 Eugène Boudin

Взаимоотношения Клода Моне и его учителя Эжена Будена




(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕИЗВЕСТНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ, ЧАСТЬ ХIII – ЭЖЕН БУДЕН / EUGÉNE BPUDIN (1824-1898) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»