Хотя некоторые из тех, кто внес наибольший вклад в рождение импрессионизма, в том числе Йохан Йонгкинд, Камиль Коро и Эдуард Манэ, не показывали свои работы на Первой выставке импрессионистов, тот, кто это сделал, был Эжен-Луи Буден (1824–1898). Он показал в общей сложности тринадцать картин, но его имя обычно не упоминается в списках участников движения, а его работы остаются сравнительно неизвестными. Эжен Буден - французский художник, предшественник импрессионизма. Будучи учителем Клода Моне, оказал на него значительное влияние. Творчество Будена является связующим звеном между искусством его учителей - представителей барбизонской школы (Констана Тройона, Франсуа Милле, Камиля Коро, Теодора Руссо) и его последователей-импрессионистов.
Эжен Буден в Трувиле-Довиле. Фотография 1896 г.
Эжен-Луи Буден (фр. Eugène-Louis Boudin) родился 12 июля 1824 года в Онфлере, на северном побережье Франции, в устье Сены напротив Гавра в семье Леонара-Себастьяна Будена (1790–1863) и его жены Мари-Фелисите Бюффе (1793–1871), которая подарила ему в 1821 году сестру по имени Роза Дезире, а в 1827 году - брата по имени Луи. Его отец был матросом на судах, курсировавших между Гавром и Гамбургом, а мать работала горничной на этих судах. В 1835 году семья переехала в Гавр. В возрасте десяти лет Эжен работал юнгой на пароходе, соединявшем Гавр и Онфлер. Впоследствии отец назначил его клерком у печатника Джозефа Морлента, а затем у изготовителя бумаги Альфонса Лемаля. В следующем году он начал работать помощником в канцелярской мастерской.
Эжен Буден (1824-1898). Натюрморт с лобстером на белой скатерти. 1853-1856 гг. Холст, масло. 57,2 х 81,9 см.
Музей искусств Хай (в просторечии The High), Атланта, штат Джорджия, США.
Эжен Буден (1824-1898). Натюрморт с тыквой. 1854-1858 гг. Холст, масло. 56 х 83,5 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр, Франция.
Эжен Буден (1824-1898). Свадьба в Кемпере. 1857 г. Дерево, масло. 27 x 35 см.
Кемперский музей изящных искусств, Франция.
Эжен Буден (1824-1898). Помилование Святой Анны-ла-Палюд. Этюд. 1858 г. Дерево, масло. 17,5 x 23,2 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
В последние выходные августа 1857 года Буден посетил крупнейшее религиозное празднование в регионе Финистер и сделал наброски маслом, в том числе «Помилование Святой Анны-ла-Палюд»* (1858). Их он использовал для написания более традиционно законченной картины маслом, показанной в Парижском салоне в следующем году, где она получила высокую оценку Шарля Бодлера.
*Помилование Святой Анны-ла-Палюд - бретонская церемония прощения у моря, во время которой совершается очень большое паломничество, это одна из самых традиционных демонстраций популярного католицизма в Бретани.
Эжен Буден (1824-1898). Этюд бретонок. 1858-1862 гг. Картон, масло. 21,2 х 36 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.
В 1844 году в Гавре Эжен Буден вместе с партнером основал собственную мастерскую канцелярских товаров, где выставлял работы приезжих художников. Таким образом, в рамках своей работы он вступил в контакт с художниками Барбизонской школы. Его магазин оформлял и продавал картины Тома Кутюра (1815-1879), Констана Тройона (1810-1865) и Жана-Франсуа Милле (1814-1875). В следующем году Франсуа Милле увидел некоторые из его любительских картин, и Буден решил сделать рисование своим будущим. Вдохновленный Милле и Тома Кутюром, он отказался от коммерции и начал художественную карьеру. Он брал уроки в муниципальной рисовальной школе в Гавре, а затем посвятил себя только живописи.
Эжен Буден (1824-1898). Морской пейзаж с высоким небом. 1860 г. Бумага, пастель. 21,3 х 28,7 см.
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1863 г. Холст, масло. Собрание Генри Итлсона, Нью-Йорк.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. Императрица Евгения и ее свита. 1863 г. Дерево, масло. 34,2 х 57,8 см.
Музеи Глазго, Коллекция Баррелла, Шотландия.
Императрица Евгения (1826-1920) - последняя императрица Франции, супруга Наполеона III. Известна своей красотой, была законодательницей моды для всей Европы.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1863 г. Дерево, масло, 34,8 x 57,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эжен Буден (1824-1898). Сцена на пляже в Трувиле. 1864 г. Дерево, масло. 26 х 48 см. Музей Орсэ, Париж.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1864 г. Холст, масло. 24 х 47 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
К 1847 году Эжен Буден перебрался в Париж, где начал изучать картины в музеях и галереях. Он вернулся в Гавр и в 1851 году, благодаря поддержке журналиста Альфонса Карра, а также Констана Тройона, Тома Кутюра и куратора музея Гавра Адольфа-Ипполита Кувеле, получил от муниципального совета Гавра стипендию в размере 1200 франков в год. 30 июня 1851 года он прибыл в столицу и начал изучать живопись в мастерской Эжена Изабе, а также в Лувре, куда поступил учеником-переписчиком. Эжен Буден делал копии картин мастеров, особенно голландских и фламандских, для нескольких любителей, что позволило ему углубить свои знания. Он также создал множество натюрмортов между 1853 и 1865 годами, жанр, очень ценимый буржуазией того времени.
Эжен Буден (1824-1898). Трувиль. 1864 г. Холст, масло. 37 х 57 см.
Эжен Буден (1824–1898). Пляж. 1864 г. Дерево, масло. 42 x 59 см. Художественная галерея
Нового Южного Уэльса, Сидней.
Наиболее типичная из его ранних законченных картин, «Пляж» (1864) показывает разнообразное собрание под одним из чудесных небес Будена. Они стали такой особенностью его творчества, что Камиль Коро назвал его «повелителем неба».
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Виллервиле. 1864 г. Холст, масло. 45,7 х 76,3 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Пляж в Виллервилле» (1864 г.) изображает сумерки, необычные для пляжных картин Будена.
Пейзаж написан в другом небольшом приморском поселке между Трувилем и Онфлером.
Эжен Буден (1824-1898). Купания в Довиле. 1865 г. Дерево, масло. 34,7 х 57,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эжен Буден (1824-1898). Принцесса Полина Меттерних на пляже. 1865–1867 гг.
Картон на дереве, масло. 29,5 х 23,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Некоторое время Буден рисовал знаменитостей, в том числе принцессу Полину Меттерних на пляже (1865–1867), когда они посещали побережье вокруг Онфлера и Гавра, но когда он стал более успешным в Салоне, он отказался от этих оппортунистических набросков.
Эжен Буден (1824-1898). На пляже. Эскиз. 1865 г. Бумага, акварель, карандаш. 14,4 x 27,1 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
До 1860 года Эжен Буден жил в Париже, копируя картины в Лувре, и возвращался на северное побережье, чтобы рисовать там на открытом воздухе, когда мог. Однако он, по-видимому, не участвовал в ожидаемых исследованиях в Школе изящных искусств и оставался в основном самоучкой. Его первая картина была принята для Салона 1859 года, два года спустя он работал с Тройоном, а в следующем году подружился с Йонгкиндом. Два года спустя он встретился с Клодом Моне и все трое вместе рисовали в Онфлере.
Эжен Буден (1824-1898). На пляже, Дьепп. 1864 г., масло, панель, 31,8 × 29,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Буден приехал из Парижа, чтобы написать картину «На пляже в Дьеппе» в 1864 году.
Эжен Буден (1824-1898). Концерт в казино в Довиле. 1865 г. Холст, масло. 41,7 x 73 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1865 г. Дерево, масло. 35,7 х 57,7 см.
Музей Артизон, Фонд Исибаси, Токио, Япония.
Эжен Буден (1824-1898). Нормандский пейзаж. 1858 г.
Эжен Буден - один из первых начал писать пейзажи не в мастерской. Клод Моне и Буден познакомились весной 1856 года в Гавре. Буден, которому на тот момент исполнилось 32 года, похвалил карикатуры 16-летнего Моне и посоветовал продолжать учиться. И Моне несколько месяцев обучался в его мастерской. Именно Буден посоветовал Моне приглядеться к пейзажам. Пейзаж как предмет искусства Моне и не рассматривал. Но когда Будену удалось вытащить Моне из четырех стен, показать пленэр и то, как можно видеть окружающий мир и передавать его на холсте. Буден познакомил его с живописью с натуры, особенно во время пребывания на ферме Сен-Симеон в Онфлере, где регулярно встречались многие парижские и нормандские художники. Отсюда Моне начал свой профессиональный и осмысленный творческий путь. Моне скажет о нем: «Эжену Будену я обязан тем, что стал художником», потому что его учитель и друг научил его «видеть и понимать».
Клод Моне (1840-1926). Вид близ Рюэль-ле-Гавр. 1858 г.
Клод Моне (1840-1926). Завтрак на траве. 1866 г. Холст, масло. 130 х 181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва.
Эжен Буден (1824-1898). Завтрак на траве. 1866 г. Дерево, масло. 17,5 х 25 см. Музей Орсэ, Париж.
А это микроскопический эскиз знаменитой картины Клода Моне, написанной в том же 1866 году,
когда ученик победил учителя.
Клод Моне (1840-1926). Пляж в Трувиле. 1870. Холст, масло. 38 x 46,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1967 г. Холст, масло. 63 х 89 см.
Национальный музей западного искусства, Токио, Япония.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1867 г. Холст, масло. 31 х 48 см. Музей Орсэ, Париж.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1868 г. Холст, масло. 29 х 48 см. Частное собрание, Париж.
С 1855 года Эжен Буден принял особый ритм жизни, проводя зиму в Париже, а лето в Нормандии, регулярно останавливаясь в Бретани в Дуарнене, Требуле и его окрестностях. Он часто останавливался у матушки Тутан на ферме Сен-Симеон в Онфлере и с 1854 года снимал там комнату, чтобы отдыхать в этом тихом и пасторальном месте. Он привел туда своих друзей, в том числе художника Милле. В 1862 году Клод Моне, которому тогда было 22 года, и художник Йонгкинд также сопровождали Эжена Будена в его прогулках по побережью Нормандии и вместе с ним открыли для себя живопись на открытом воздухе. Буден совершит более 23 поездок в Бретань до 1897 года.
Эжен Буден (1824-1898). Деревня у реки. Около 1867 г. Дерево, масло. Дерево, масло. 35,6 х 58,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Он также нарисовал множество портов, кораблей и лодок, а также сцены на берегу реки, такие как
«Деревня у реки» (ок. 1867 г.), местонахождение которой остается неизвестным.
Эжен Буден (1824-1898). Дама в белом на пляже в Трувиле. 1869 г. Доска, масло. 55,3 x 38 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
Его масляные наброски, здесь «Дама в белом на пляже в Трувиле» (1869), были удивительно свободными
и живописными и явным источником вдохновения для Клода Моне и импрессионистов в целом.
Эжен Буден (1824-1898). Пирс в Довиле. 1869 г. Холст, масло. 23 х 32 см. Музей Орсэ, Париж.
Старт карьеры
Буден сделал свою первую выставку в 1857 году в Париже, и в том же году ему удалось продать двадцать своих картин на аукционе в Гавре.
В 1859 году художник выставил свое первое полотно в Салоне в Париже: Un pardon à Saint-Anne-la-Palud. Он выделялся своей оригинальной атмосферой и пастелью, а также получил советы и рекомендации поэта Шарлю Бодлеру, с которым познакомился в том же году, когда отдыхал со своей матерью. Он также подружился с Гюставом Курбе, который, заметив картину Будена у парижского лавочника, стремился встретиться с ее автором. Он также познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонгкиндом и близко с Клодом Моне.
Эжен Буден (1824-1898). Морской порт. 1870 г. Холст, масло. Частное собрание.
Эжен Буден (1824-1898). Камаре, мыс Ле Тулинге. Около 1871 г. Холст, масло. 40 x 65,4 см.
Частное собрание.
Два пейзажа Будена, оба известные как «Камаре, мыс Ле Тулинге» (ок. 1871 г.) и демонстрирующие почти идентичные виды, включают приведенную выше версию из частного собрания, а вторая сейчас находится в Художественном музей Филадельфии (не показана). Буден рисовал в Камаре в Бретани каждый год с 1870 по 1873 год.
Эжен Буден (1824-1898). Камаре, мыс Ле Тулинге. 1872 г. Холст, масло, размеры неизвестны.
Частное собрание. Третий вариант – «Камаре, мыс Ле Тулинге» (1872).
Эжен Буден (1824-1898). Порт Камаре. 1872 г. Холст, масло. 55,5 х 89,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Депозит в Музее изящных искусств Анжера, Франция.
Эжен Буден впервые начал добиваться коммерческого успеха в 1864 году, его доход достиг пика в 1872 году, но после этого снизился. Впервые Буден остановился в Бордо в 1873 году по приглашению коллекционера произведений искусства Артура Буржа. Между 1874 и 1876 годами он написал картины порта и городских набережных, написав в общей сложности сорок семь работ.
Эжен Буден (1824-1898). Морской порт. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
Эжен Буден (1824-1898). Сумерки над Гаврским портом. 1872-1878 г. Холст, масло. 40 х 54,9 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Гавр. Закат во время отлива. Холст, масло. 115 х 160 см.
Музей изящных искусств Сен-Ло, Франция.
В 1862 году, когда Будену надоело делать работы на заказ, чтобы с трудом жить от своего искусства, он стал свидетелем зарождения моды на морские купания в Довиле, куда недавно построили железную дорогу. Затем у него возникла идея, увидев отдыхающую парижскую буржуазию и знать, прогуливающуюся по пляжам нормандских морских курортов, изобразить этих элегантных людей. Эти пляжные сцены не пользовались успехом у публики, считавшей его картины вуайеристскими и неряшливыми, но привлекли внимание критиков и художников-авангардистов. «Мне очень нравятся мои маленькие дамы на пляже, - писал он, например, в феврале 1863 года своему другу Фердинанду Мартину, - некоторые люди утверждают, что там есть золотая жила, которую нужно эксплуатировать». Но в этих обыденных картинах настоящим поиском художника остается поиск света. Буден стремится прежде всего «искать его сияние, мерцание, сгущать его, преследовать его в жару». Об этом свидетельствует композиция картин, где небо всегда занимает очень широкий верхний план.
Эжен Буден (1824-1898). Плугастель, ловцы креветок. 1871 г. Холст, масло. 23,8 х 41,2 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Эжен Буден (1824-1898). Канал в Брюсселе. 1871 г. Холст, масло. Собрание госпожи Тельмы Казалет-Кейр,
Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Жены рыбаков на берегу моря. 1872 г. Дерево, масло. 55,9 x 38,7 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
Он также рисовал сцены с местными жителями и их деятельностью на северном побережье,
например, «Жены рыбаков на берегу моря» (1872 г.).
Эжен Буден (1824-1898). Ярмарка в Бретани. 1874 г. Холст, масло. Галерея искусств Коркоран, Вашингтон.
Эжен Буден (1824-1898). Сен-Ке-Портриё. 1874 г. Холст, масло. 54,5 х 88,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Эжен Буден (1824-1898). Окрестности Плугастеля, Гавр. 1872 г. Холст, масло. 22,5 х 40 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Плугастель, берег залива. 1870-1873 гг. Холст, масло. 33,3 х 55,5 см.
Частное собрание.
Эжен Буден (1824-1898). Дордрехт, Гроте Керк или Церковь Богоматери на канала. 1874 г.
Дерево, масло. 35,1 х 26,4 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
14 января 1863 года Эжен Буден женился на Мари-Анн Гедес, родившейся 17 апреля 1835 года в Рузадене, деревне в муниципалитете Ганвек. В феврале того же года он снова переехал в Париж. Условия жизни супругов тяжелые: размер квартплаты и низкий доход вынуждают их часто переезжать. Они занимают жилища, часто расположенные под крышами, которые также служат мастерскими. Художник страдает от плохого света, от холода и тесноты. В сентябре Буден вернулся в Нормандию в Трувиль, работал рядом с Гюставом Курбе, который был в Довиле, и с Моне и Йонгкиндом, которые жили в Онфлере. Затем он часто останавливался в Бретани, какое-то время проживая в уже почти разрушенном поместье Керхоан (de Kerhoan) в коммуне Фау. Поэтичные работы Будена, пронизанные влажным серебристым воздухом и скользящим мерцающим светом, оказали большое влияние на творчество многих французских импрессионистов. В 1860-1870-х годах создал лучшие свои произведения. С 1863 по 1897 год Буден регулярно выставлялся в Салоне.
Эжен Буден (1824-1898). Пляжная сцена в Трувиле. 1873 г. Дерево, масло. 15,5 х 29,9 см.
Национальная галерея, Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Пляжная сцена в Трувиле. 1870-1874 гг. Дерево, масло. 18,2 х 46,2 см.
Национальная галерея, Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Берег Портриё, Кот-дю-Нор. 1874 г. Холст, масло. 85 х 148 см.
Частное собрание, Англия.
Эжен Буден (1824-1898). Роттердам, Биржевой мост. 1876 г. Холст, масло. 31 х 44 см.
Фонд Бемберга, Тулуза, Франция.
Эжен Буден (1824-1898). Заход солнца над портом Этапле, пролив Па-де-Кале. 1976 г.
Холст, масло. 46,5 х 65,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 85.250 фунтов.
В 1867 году Буден написал для своего брата Луи «Заметки о путешествии по Бретани», опубликованные в 1924 году в журнале «Французский Меркурий» (Mercure de France), в которых он описывает повседневную жизнь в этом регионе в то время. На эти сельские сцены он вдохновлялся работами Жана-Франсуа Милле: «Изучать эту прекрасную фигуру человека, опирающегося на свой посох, вспоминать Милле, пастуха, но при этом изучать красивый прозрачный и воздушный фон и придавать этому поразительный аспект». Наблюдение за бретонскими крестьянами, привыкшими «к тяжелому труду в поле, к сухому хлебу и воде», внушало ему энтузиазм, который в то же время порождал в нем «известный стыд изображать праздную лень», этих «золотых паразитов» пляжей Трувиль-Довиль.
Эжен Буден (1824-1898). На берегу в солнечную погоду. 1877 г. Холст, масло. 12 х 20 см.
Национальная галерея, Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Строительство набережной в Роттердаме. 1879 г. Дерево, масло. 22,5 х 31 см.
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
Эжен Буден (1824-1898). Пейзаж с коровами. 1881 г. Холст, масло. Музей современного искусства
имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Парусники близ Трувиля. Ок.1884 г. Дерево, масло. 31,4 х 41,9 см.
Художественная галерея Йельского университета, собрание мистера и миссис Пол Меллон.
Эжен Буден (1824-1898). Гавр. Порт. 1884 г. Дерево, масло. 32,4 х 41,1 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1884 г. Дерево, масло. 13,7 x 23,4 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Эжен Буден (1824-1898). Площадь Ари Шеффера, Дордрехт. 1884 г.
Дерево, масло. 27 х 21,4 см. Музей Дордрехта, Нидерланды.
На «Площади Ари Шеффер в Дордрехте» (1884 г.) Буден набросал более городскую сцену, хотя в основе ее все еще была вода. Ари Шеффер (1795, Дордрехт - 1858, Аржантёй, близ Парижа) – французский живописец голландского происхождения.
Импрессионистский поворот
Его дружба и поддержка Клода Моне привели к тому, что его пригласили принять участие в Первой выставке импрессионистов в 1874 году, которая проходила в Париже в студии фотографа Феликса Надара. После этого выставки импрессионистов пройдут в помещении арт-дилера Поля Дюран-Рюэля.
Согласно каталогу выставки, Буден показал в мастерской Надара в общей сложности 13 работ:
Ле-Тулинге, Кот-де-Камаре, Финистер (см. выше),
Берег в Портриё, Кот-дю-Нор (две картины),
Эскизы неба пастелью,
Два других этюда пастелью,
Четыре акварели пляжа в Трувиле.
Сохранилось довольно много его акварелей, и в основном это быстрые пленэрные этюды, предвосхищающие более существенные работы маслом. К сожалению, большая часть его пастелей утеряна, хотя это говорит о том, что он использовал этот материал довольно редко.
С этой даты Буден будет считаться одним из предшественников этого движения, хотя никогда не считал себя великим новатором. Его растущая репутация позволила ему много путешествовать в 1870-х годах, в частности он посетил Фландрию, Нидерланды, юг Франции и Италию, где открыл для себя различные художественные направления XIX века.
Эжен Буден (1824-1898). Окрестности Трувиля, аллея в лесу. 1880-1885 гг.
Холст, масло. 62 х 50 см. Аукцион Sotheby’s, 2016 г.
Эжен Буден (1824-1898). Парк Кордье в Трувиле. Ок.1880-1885 г. Холст, масло. 51 x 62 см.
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
В парке Кордье в Трувиле (ок. 1880–1885 гг.) под другим своим мастерским небом он особенно хорошо передает текстуру листвы. Следуя своему раннему вдохновению Тройоном, он нарисовал множество видов крупного рогатого скота и полей непосредственно внутри северного побережья Франции.
Эжен Буден (1824-1898). Берк, рыбаки во время отлива. 1880-1885 гг.
Эжен Буден (1824–1898). Прачки у реки. Ок.1880-1885 гг. Дерево, масло. 26,2 х 36,2 см.
Музей Израиля, Иерусалим.
Как и многие художники того времени, он написал «Прачки у реки» (ок. 1880–1885).
Эжен Буден (1824–1898). Прачки у реки. 1885-1890 гг. Дерево, масло. 17,8 х 22,9 см.
Национальная галерея, Лондон.
Эжен Буден (1824-1898). Берк, рыбачки на пляже во время отлива. 1894 г. Холст, масло.
Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих.
Эжен Буден (1824-1898). Этюд неба над Торговым бассейном в Гавре. 1888-1895 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Пейзаж на закате. 1880-1890 гг. Бумага, акварель. Музей Орсэ, Париж.
Эжен Буден (1824-1898). Этюд неба. 1888-1895 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Река Маас в Роттердаме. 1881 г. Холст, масло. 85 х 128 см.
Музей Орсэ, Париж.
На карьеру Эжена Будена, похоже, мало повлияла Первая выставка импрессионистов, и он не участвовал в том, чтобы показать свои работы на более поздних выставках группы. Вместо этого он сосредоточился на достижении успеха в Салоне и улучшении маркетинга. В 1881 году он получил медаль за третье место в Салоне за свою работу «Река Маас в Роттердаме» (La Meuse, à Rotterdam). Затем он вступил в деловые отношения с известным парижским торговцем произведениями искусства Дюран-Рюэлем, который обеспечивал ему регулярный доход от прав на все его произведения. В 1883 году Дюран-Рюэль организовал персональную выставку работ Будена, которая принесла ему финансовый успех и триумф у критиков в прессе. В том же году он был также награжден медалью второй степени в Салоне.
Эжен Буден (1824-1898). Сен-Валери-сюр-Сомм. Устье реки Соммы. 1891 г. Холст, масло. 46 х 65,4 см.
Частное собрание.
«Сен-Валери-сюр-Сомм. Устье Соммы» (1891 г.) - еще один более красочный вид на заходящее солнце,
расположенный дальше на северо-восток вдоль побережья от Гавра.
Эжен Буден (1824-1898). Скалы в Этрета. 1890–1894 гг. Дерево, масло. 37,5 × 46,2 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр.
В начале 1890-х годов, когда ему было уже под шестьдесят, Эжен Буден стал полноправным постимпрессионистом в «Скалах в Этрета» (1890-1894), одной из нескольких картин, которые он написал в то время со скалами и пляжем.
Эжен Буден (1824-1898). Бьюли. Залив Фурми. 1892 г. Холст, масло. 54,9 х 90,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Когда Буден начал посещать побережье Средиземного моря, он нарисовал многие его виды, в том числе «Бьюли. Залив Фурми» (1892). Еще незаселенный и нетронутый в то время, он расположен между Ниццей и Монако, недалеко от границы с Италией.
Эжен Буден (1824-1898). Вид на Антиб. Набережная, утро. 1893 г. Холст, масло. 40 х 55,2 см.
Частное собрание.
«Вид на Антиб. Набережная, утро» (1893 г.) находится на Лазурном берегу между Каннами и Ниццей, опять же недалеко от итальянской границы. Скоростные прямые поезда в этот район начали ходить еще в 1880-х годах, открыв доступ как художникам, так и туристам.
Вилла Брелок в Довиле на улице rue Oliffe, где жил и умер Эжен Буден.
В 1884 году Эжен Буден приобрел землю в Довиле, где построил виллу для себя и своей жены.
В 1885 году Буден зимой посетил юг Франции, а с 1890 года проводил там зимние месяцы, чтобы продолжать рисовать. В 1887 году его работы были показаны в США, где его представлял Дюран-Рюэль. Далее последовали выставки во Франции.
В 1886 году несколько его работ появились на большой выставке импрессионистов, организованной в Нью-Йорке Дюран-Рюэлем. В том же году он продал свою первую картину французскому государству («Шквал», 1886), а вторую — двумя годами позже («Русский корвет в басейне реки Эре»).
Затем он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году за две выставленные им картины: «Закат» и морской пейзаж «Лоцманы». В том же году 24 марта умерла его жена, смерть которой он сильно переживал.
Эжен Буден (1824-1898). Порыв ветра близ Фраскати, Гавр. 1896 г. Холст, масло. 95 х 129 см.
Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Венеция. Морской пейзаж на острове Джудекка. 1895 г. Холст, масло. 37,1 х 50 см.
Художественный музей Принстонского университета.
Эжен Буден (1824-1898). Венеция, церковь Санта-Мария-делла-Салюте. 1895 г. Холст, масло. 46,3 х 65,4 см.
Музей изящных искусств, Бостон, штат Массачусетс, США.
Эжен Буден (1824-1898). Пьяцетта Сан-Марко в Венеции. 1895 г. Холст, масло. 21 x 38 см.
Б. коллекция Дюран-Рюэля. Местонахождение неизвестно.
Эжен Буден несколько раз посещал Венецию. Среди его картин есть «Пьяцетта Сан-Марко в Венеции» (1895 г.), которая имеет тот же вид и композицию, что и более ранний «Дворец дожей» Ренуара в Венеции (1881 г.). Эту картину иногда ошибочно называют площадью Сан-Марко, чего на ней нет. Башня представляет собой высокую колокольню.
Эжен Буден (1824-1898). Венеция, площадь Сан-Марко, вид с острова Сан-Джорджо-Маджоре,
утреннее настроение. 1895 г. Музей современного искусства имени Андре-Мальро, Гавр.
Эжен Буден (1824-1898). Довиль, Джульетта под тентом. Сентябрь 1895 г. Дерево, масло. 23 х 35 см.
Частное собрание.
Написанная в сентябре 1895 года в Довиле, «Жюльетта под тентом» представляет интимную и нежную сцену
его спутницы Жюльетты Кабо, сидящей на берегу.
Эжен Буден (1824-1898). Парусные корабли в Довиле. 1895-1896 гг.
Дерево, масло. 46 x 37 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эжен Буден (1824-1898). Этрета, выброшенные лодки на берегу у скал в Фалез д'Амон. 1896 г.
Холст, масло. 46 х 65,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Эжен Буден (1824-1898). Атлантическое побережье близ Бенервиля. 1897 г. Холст, масло. 54 × 89 см.
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам.
Эжен Буден (1824-1898). Букет цветов (Дата неизвестна). Холст, масло. 35 х 46,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2012 г. Эстимейт EUR 8.000 – 12.000 евро.
Памятник Эжену Будену на его родине в Онфлере.
Признание пришло к нему, когда он был уже смертельно болен. В 1892 году Буден был награждён орденом Почётного легиона. В 1898 году, когда Буден был в Париже и почувствовал слабость, он попросил умереть «лицом к морю», и его перевезли в Довиль. Эжен-Луи Буден умер утром 8 августа 1898 года на вилле Брелок в доме 8 по улице Олифф и был похоронен 12 августа на кладбище Сен-Винсент в районе Монмартр в Париже.
Могила Эжена Будена, Париж, кладбище Сен-Венсан.
По оценками скусствоведов за свою жизнь Эжен Буден написал более 4500 картин маслом и более 7000 пастелей,
акварелей и рисунков.
В 1868 году, еще при жизни художника, Луи-Александр Дюбург, художник из Онфлера и друг Будена, основал музей Эжена Будена. Последний пополнил коллекции музея, завещав своему родному городу 53 свои работы, а также 17 работ своих друзей. В 1924 году музей перенесен в часовню монастыря августинцев на улицу Рю де л’Ом де Буа, где он до сих пор и находится.
Художественный музей Эжена Будена в Онфлере, Франция.