Наталья Нестерова на фоне картины «Поедание мороженого в городе». Фотография 1981 г.
В конце 1970-х и в первые годы 1980-х в творчестве Натальи Нестеровой появляются работы, в которых чувство странности жизни, ощущение таинственности и особого смысла, который скрывается в простых событиях, нашло неожиданное воплощение. Здесь все строится на соотношении реального, документально-точного и ирреального, муляжного. От этого контраста рождается некая модель мира, где близко сходится возможное и невозможное, где сон и явь меняются местами.
Наталья Нестерова на фоне своей картины. Фотография 1980-е гг.
Один из «грехов» современных художников — нежелание следовать принципу «как на фото». Наш человек приучен искать в картине реализм, что бы за этим словом ни скрывалось, и шарахаться от метафор, аллегорий, обобщений. Разумеется, не все зрители таковы, но сколь многих приходится убеждать в ценности живописи, далекой от механического копирования реальности. Именно такова манера Нестеровой: вскоре после института она «выпала» из парадигмы соцреализма, требуемой от советского художника, и ступила на путь реализма магического, обогащенного элементами экспрессионизма, сюрреализма и примитивизма, с налетом метафизики, абсурдизма и сатиры.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Песчаные города. Диптих. 1983 г. Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Канаста. 1983 г. Холст, масло. 114,5 x 120 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игроки в карты. 1984 г. Холст, масло. 120 x 114 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Монета. 1983 г. Холст, масло. 120 х 248,5 см. Аукционный дом PHILLIPS,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 48.500 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гагра. 1984 г. Холст, масло. 80 х 120 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бар. 1984 г. Холст, масло. 97 x 120 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Арбат, 44. 1984 г. Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улица Вахтангова. Москва. 1985 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Переход. 1986 г. Холст, масло. 129 х 199 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Печатный переулок. Москва. 1985 г. Холст, масло. 120 х 206 см.
Фонд IN ARTIBUS, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Безжизненный дом (Оружейный переулок). 1987 г. Холст, масло. 150 х 160 см.
Монреальский музей изобразительных искусств, Канада.
Непонятно, почему этот дом №43 в Москве назван «безжизненным». В 1980-е годы в доме был капитальный ремонт.
Сейчас здесь располагается Департамент здравоохранения города Москвы.
Москва, Оружейный переулок, д. 43. Современная фотография.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Колоннада. 1983 г. Холст, масло. 99 х 79,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2018 г. Эстимейт $10.000 – 15.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Истлевший сад. 1984 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Галерея Леонида Шишкина.
В картинах Натальи Нестеровой конца 1960-х – начала 1970-х годов есть определенное сходство с произведениями начала 1910-х годов: Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька. Та же тяжелая неподвижность формы, та же вязкая неуклюжесть движений, грубость едва прописанных лиц и рук («Жмурки», «Слепые в чайной», 1969; «Продавец вина», 1970). Работы Нестеровой написаны в том же эмоциональном ключе, что и наиболее выразительные произведения мировой художественной культуры второй половины ХХ в. («Набережная в Ялте»,1975). В этой работе, по собственной мысли художницы, трансформировались ее впечатления от фильма Федерико Феллини «Амаркорд». Картина 1978 года «Алупка» заставляет вспомнить о фильме Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Собственно, здесь нет никаких сюжетных аналогий, однако странная пустота пространства, привлекающая и завораживающая в этой вещи.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Поезд. Диптих. 1985 г. Холст, масло. 100 х 200 см. Аукционный дом PHILLIPS,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 18.750 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В парке (Замок Hlubоka). 1985 г. Холст, масло.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сбор винограда. 1984 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
Собрание Романа Бабичева.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Конюшня. 1984 г. Холст, масло. 85 х 139 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сухуми. 1985 г. Холст, масло. 110 х 160 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фонтан. 1984 г. Холст, масло. 120 х 120 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Петергоф. Фонтан. 1986 г. Холст, масло. 97 х 89 см.
Монреальский музей изобразительных искусств, Канада.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Аэропорт в Чите. 1985 г. Холст, масло. 119,6 х 113,8 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Устрицы. 1985 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Красный интерьер (Ресторан). Диптих. 1986 г. Холст, масло. 113 х 223 см.
Частное собрание, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1. Свет. 1984 г. Холст, масло. 100x70 см. Монреальский музей изобразительных искусств, Канада. 2. Красный интерьер (Ресторан). Диптих. 1986 г. Фрагмент. Холст, масло. Частное собрание,
Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Манекены. Триптих. 1986 г. Холст, масло.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Иногда начальство творческих союзов СССР мирилось с бунтарями - в такой обстановке осенью 1981 года в новом, только что отстроенном Центральном доме художника на Крымском Валу открылась «Выставка 23-х художников». Сегодня почти все они, включая и Нестерову - легенды позднесоветского искусства, а в ту пору герои «левого МОСХа» (МОСХ - Московское отделение Союза художников СССР, некогда могущественного творческого объединения, порождения советской идеологии). Эта группа молодежи не желала прославлять стройки коммунизма, хотя и соглашалась порой выполнять госзаказ.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Очередь. Триптих. 1986 г. Холст, масло. 100 х 300 см.
Аукцион MacDougall, Лондон, 2018 г. Лот продан за $80.210 дол.
Сюжеты художники предпочитали брать из литературы, из простых житейских реалий, из окружающего ландшафта, при этом говоря без пафоса и вне всякой госидеологии о частном человеке, не желающем позировать в комбинезоне космонавта или строителя БАМа, но отстаивавшем свою индивидуальность. Эти люди ходили по пустынной Москве, не похожей на столицу «самого передового государства», тихо пели под гитару что-то из Окуджавы, всем своим видом разрушая идейные стереотипы. И далеко не каждый был ангелом, о чем художники умели сказать. Так рождалось современное искусство, не стремившееся «сделать красиво» или воспеть режим, но ставившее в центре картины мира «маленького» человека со всеми его трудностями и слабостями. Новаторски смелый подход Нестеровой и ее товарищей лучше оценит тот, кто помнит километры беспроблемных полотен с изображением радостных советских трудящихся на ежегодных выставках в Манеже, проходивших вплоть до развала СССР.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Терраса. Холст, масло. 1986 г. Холст, масло. 120,5 х 150 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. 1987 г. Холст, масло. 119,4 х 151,1 см. Аукцион PHILLIPS, Лондон, 2009 г.
Лот продан за GBP 31.250 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в людей (Белые люди, черные человечки №2). 1987 г.
Холст, масло. 120 х 150 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Замок одалиски. 1987 г. Холст, масло. 140 x 180 см. Частное собрание.
Наталья Нестерова (1944-2022). Дары волхов. 1987 г. Холст, масло. RiaNovosti.ru
Наталья Нестерова (1944-2022). Рождество. 1989 г. Холст, масло. 45 х 55 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель на песке. 1987 г. Холст, масло. 130 х 170 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Красная Пахра. Триптих. 1987 г. Холст, масло. 100 х 240 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Случай. 1987 г. Холст, масло. RiaNovosti.ru
Н.И. Нестерова (1944-2022). Потемкинская лестница в Одессе. 1987 г. Холст, масло.
RiaNovosti.ru
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карточный домик на пруду. 1987 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Несение креста. 1987 г. Холст, масло. 72 х 46 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 07.06.2022 г. Эстимейт 850.000-1.500.000 руб.
В 1988 году Наталья Нестерова уехала в США для участия в персональной выставке в галерее Хелла Бромма в Нью-Йорке. Нестерова полюбила Америку и Нью-Йорк. Она признавалась, что ей нравится этот город, особенно - Центральный парк. К счастью, ещё до спекуляций об «отмене русской культуры» живопись Нестеровой увидели на двух континентах, а ее картины пополнили коллекции крупных музеев не только России, но и зарубежья, например немецкого Музея Людвига в Кёльне и Аахене, Музея Соломона Гуггенхайма в США или Монреальского музея изобразительных искусств в Канаде. Неслучайно, проводя с началом перестройки большую часть времени в Америке, она уже в 1990-е годы стала профессором кафедры сценографии Российской академии театрального искусства. До этого официального признания не было…
Н.И. Нестерова (1944-2022). Очередь за мороженым. 1987 г. Холст, масло. 89 х 120 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Персонажи, катающиеся на карусели. 1987-1988 гг. Холст, масло.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серебряный бор. 1987 г. Холст, масло. RiaNovosti.ru
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лежащие на пляже. Диптих. 1987 г. Холст, масло. Частное собрание, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бесконечный пляж. Триптих. 1989 г. Левая часть. Холст, масло. 153 x 152,6 см.
Средняя часть. Холст, масло. 153 x 152,6 см. Правая часть. Холст, масло. 152,6 x 153 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2008 г. Триптих продан за GBP 48.500 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карточный дом. Диптих. 1988 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Аахен, Германия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Диптих. 1988 г. Холст, масло. 150 х 280 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Диптих. Левая часть. 1988 г. Холст, масло. 150 х 140 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. Диптих. Правая часть. 1988 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Праздник. 1988 г. Холст, масло. 140 х 160 см. Частное собрание, Испания.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Банкет. (с гранатом). 1988-1989 гг. Холст, масло. 139,5 x 159,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Блюдо с крабами. 1988 г. Холст, масло. 160 х 170 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Времена года. Осень. 1988 г. Холст, масло. 140 х 160 см.
Петер Людвиг (1925-1996) и его жена Ирена. Фотография 1975 г.
Из автобиографии Натальи Нестеровой:
«В 1989 году я перестала работать в Комбинате живописного искусства. Говорю о нем с благодарностью, так как объездила нашу многонациональную страну вдоль и поперек и рисовала всевозможные сборы хлопка, яблок, груш, винограда и т.д. и т.д. В зарубежные страны меня пустили только в 1984 году, когда мне исполнилось 40, к сожалению, это было поздновато для искреннего восторга.
Но я поехала в Западную Германию, где замечательный коллекционер, человек, любящий искусство, В.С. Семенов собрал настоящие шедевры художников конца XIX - начала XX века. Он был послом в Германии и познакомил с людьми (в том числе и с Петером Людвигом), открыл дорогу, прежде крепко закрытую. Пожалуй, с этого дня я ездила в разные страны, но тот год - была Пасха, 23 апреля, в маленьком городе звонили колокола, в гостинице пахло натертым паркетом, как в детстве. Началась немного другая жизнь».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Метро. Диптих. 1988 г. Холст, масло. 2 х 120 х 130 см.
Музей Людвига, Кёльн, Германия.
Творчество Нестеровой отличается драматизмом. Ее интерьеры, общественные сады и уличные сцены часто напоминают нарисованные сценические декорации. В большом диптихе «Метро» 1988 года архитектура может быть смоделирована по образцу «Площади Революции», реальной станции московского метрополитена, но на картине Нестерова превратила ее в сказочную обстановку. Декорации заполнены многочисленными фигурами, но, как и в большинстве работ Нестеровой, это универсальные типы, не имеющие существенных связей друг с другом. Если их лица не отвернуты или полностью скрыты, мужчины и женщины Нестеровой демонстрируют общие выражения. Ее картина, кажется, разворачивается в вымышленном мире, но в то же время многое говорит о советской жизни. Помимо ее характерных повторяющихся тем, работы Нестеровой узнаваемы благодаря своему уникальному стилю, в котором сюжеты достигают строгого формализма, связывая их с великой традицией западной живописи от Джотто до Де Кирико.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Метро. Диптих. Фрагмент. 1988 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Кёльн, Германия. RiaNovosti.ru
Н.И. Нестерова (1944-2022). Метро. 1987 г. Холст, масло. Частное собрание, Франция.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Эскалатор. 1988 г. Холст, масло. 140 х 160 см.
Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Москва. Триптих. 1989 г. Холст, масло. 170 х 420 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Москва. Триптих. Фрагмент (1). 1989 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Москва. Триптих. Фрагмент (2). 1989 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Смотрящие на город. 1988 г. Холст, масло. Частное собрание, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Грифон. 1989 г. Холст, масло. 152,6 x 152,5 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 38.900 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птица, охотящаяся за рыбами. 1988 г. Холст, масло. 130 х 140 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Вырвавшись из лап птицы. 1988 г. Холст, масло. 80 x 100 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2018 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птица. 1989 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Собака. 1989 г. Холст, масло. 132,3 х 142,4 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Напавшая собака. 1989 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карты. 1991 г. Холст, масло. 51 х 66 см. Аукционный дом Shapiro Auctions,
Нью-Йорк, 2021 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лобстер. 1989 г. Холст, масло. 60,9 x 45,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г.
Наталья Нестерова. Фотография 1990-е гг.
«… Самое сложное, но и самое важное для художника - стать узнаваемым, - говорит Наталия Нестерова. - Нужно придерживаться некой последовательности. Хотя все зависит от индивидуальных качеств человека, у кого-то разбрасывание превращается в стиль. Но для меня все-таки главное — узнаваемость. Это когда вы идете по большой выставке и вдруг поворачиваете голову, потому что этот художник вам знаком и он вас притягивает. У художника должен быть внутренний стержень и должно быть что-то, что он хочет сказать зрителю, причем не с натугой, а с легкостью. Русским художникам не хватает легкости. От русских всегда исходит страдание. Если вы будете все время смотреть на страдание, то в какой-то момент намылите веревку. Искусство должно поднимать человеческий дух, а не разрывать душу на части» (Наталия Нестерова, dianov-art.ru).
Н.И. Нестерова (1944-2022). Избиение младенцев (Рахиль). 1989 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бегство в Египет. 1989 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Грифоны. 1989 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Смех. 1989 г. Холст, масло, 140 х 170 см. Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улетевшие кардиналы. Триптих. 1989 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра на море. Диптих. 1989 г. Холст, масло. 170 х 220 см.
Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лодка. 1989 г. Холст, масло. Музей современного искусства Эрарта,
Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Люди на пляже. 1990 г. Холст, масло. 162,9 x 162,9 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 66.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцующие пары. 1990 г. Холст, масло. 162,6 x 162,6 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 78.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Горожане. 1990 г. Холст, масло. 163 х 163 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Город. 1990 г. Холст, масло. 162 х 162 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 8.000-12.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Нескучный сад. 1990 г. Холст, масло. 80,5 x 121 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Если кто не помнит, Нескучный сад – это старое название части ЦПКиО им. Горького в Москве.
В работах Нестеровой можно часто увидеть голубей: птицы взлетают («Пир во время чумы», 1993), клюют с рук («Кормление голубей, 1992»), подкармливаются с земли («Кормление голубей», 2010), а вот они вылетают прямо изо рта кричащего человека («Крик», 1991).
Не всякие птицы Нестеровой - непременная отсылка к фильмам Хичкока; не всякая фигуративность - непременно полемика с абстракцией. То, что в России кажется классикой - а Нестерова у нас, конечно же, классик, в одной лишь Третьяковке полсотни ее работ,- для Европы выглядит запоздалым эхом «парижской школы» 1930-х годов. Но в этом и состоял грустный, если не сказать гнусный, парадокс времени: социалистический реализм остановил свободное развитие искусства, прокрустово ложе насильно навязываемой даже не сверху, а откуда-то сбоку и совершенно несвойственной живописи идеологии породило с трудом преодолимое отставание российской художественной жизни от мирового контекста.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря (в масках). 1989 г. Холст, масло. Частное собрание, Бельгия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Человеческие маски. Диптих. 1989 г. Холст, масло. 180 х 300 см.
Частное собрание, Великобритания.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Поцелуй Иуды. 1990 г. Холст, масло. 137,5 x 137,5 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Подтягивающиеся на поверхность. 1990 г. Холст, масло. 170 х 140 см.
Монреальский музей изобразительных искусств, Канада.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Память о St. P-lv. 1990 г. Холст, масло. 119,4 х 139 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Под зонтом. 1990 г. Холст, масло. 153,4 х 132,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пароход, идущий в порт. 1990 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Песчаные крепости. 1990 г. Холст, масло. 140 х 140 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Песчаные крепости. Вариант. 1990-1991 гг. Холст, масло. 50 х 50 см.
Международный фонд русского и Восточноевропейского искусства INTART, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Голем. 1990 г. Холст, масло. 140 х 120 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 600.000-1.000.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В бассейне. 1990 г. Холст, масло. 128,3 x 139,7 см.
Аукционный дом PHILLIPS, Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птицы. 1990 г. Холст, масло. 140 х 150 см.
Китайский национальный музей изобразительных искусств, Пекин.
Птицы
На картинах Нестеровой изображен мир маскарада и трагедии, мечты и печали, чудеса и сны. Неспроста самый частый образ ее картин — это птицы: Нестерова говорит о роли птиц в своих произведениях следующее:
«Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает - так это просто ее голос».
Еда
Наталья Нестерова любила рисовать еду и все, что с ней связано. Рынки, рестораны и застолья нередко становятся чуть ли не самостоятельными персонажами ее картин. Сама художница говорила, что шумный базар - это символ изменчивого мира, а чревоугодие она называла «самым простительным пороком». На картинах Нестеровой пируют все: от библейских персонажей до простых горожан, от небесных ангелов до Адама и Евы.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тайная вечеря. Диптих. 1990 г. Холст, масло. 141 х 140 см. 141 х 140,5 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пир Ирода. 1991 г. Холст, масло. 140 х 160 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2017 г. Эстимейт $8.000 – 12.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Снятие с креста. 1991 г.
Холст, масло. 200 х 120 см. Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ноев ковчег (Noah's Ark). 1991 г. Холст, масло. 140 х 160 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 12.000 – 18.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин. 1990 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Музей Соломона Гуггенхейма,
Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин. 1990 г. Холст, масло. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Спускающиеся вниз. 1991 г. Холст, масло. 160 х 172,7 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Последний день лета. 1991 г. Холст, масло. 79,5 х 109 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт $10.000 - 20.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Чтение. 1990-е гг. Холст, масло. 75 х 100 см. Галерея ARTSTORY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гамак. Диптих. 1989 г. Холст, масло. 129,5 х 127. Аукционный дом PHILLIPS,
Лондон, 2013 г. Эстимейт $40.000 – 50.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Превращение (Трансформация Саламандры). 1991 г.
Холст, масло. 157 х 127,5 см. Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Скоморохи. 1991 г. Холст, масло. 158 х 126,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 600.000-1.000.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Над морем. 1991 г. Холст, масло. Частное собрание, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фонтан. 1991 г. Холст, масло. 127 х 127 см.
Маски
Часто лица людей на картинах Натальи Нестеровой либо изображены с закрытыми глазами, либо вообще спрятаны. Они виднеются сквозь букеты цветов, листву или яства, иногда скрыты за птичьим крылом. Такое решение придает работам особую театральность, как будто это игра. Сама художница говорила: «Поворачивая персонажей картин спиной к зрителю, я даю возможность людям придумать что-то свое - любую личность, любое лицо, любой характер».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Адам и Ева. 1992г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Галерея Семёнов, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Благовещение. 1992 г. Холст, масло. Московский музей «Плеяды».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бегство в Египет. 1992 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Муки в Гефсиманском саду. 1992 г. Холст, масло.
Любимые художники
Сезанн, Босх, Дали, Магритт - список любимых художников Натальи Нестеровой. У них она училась рисовать особый сказочный мир и уходить от реализма, который превалировал в официальном искусстве СССР.
Одним из любимых художников Нестерова признавала импрессиониста Поля Сезанна. По выражению Н. Нестеровой, Сезанн для нее: «великий, и до него не допрыгнешь, сколько ни прыгай. Он математик в живописи».
Что-то вызывает ассоциации, параллели с метафизическими опытами итальянских мастеров Де Кирико и Карла Карра или с произведениями сюрреалистов Сальвадора Дали и Рене Магритта. Но это лишь внешние связи, даже не всегда визуального характера. Ее искусство вне известных тенденций и традиций, в нем особая ментальность, которая вполне может совпадать со спецификой нашего индивидуального мировосприятия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лемуры. Диптих. 1992 г. Холст, масло. 2 х 120 х 100,5 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кормящий голубей. 1992 г. Холст, масло. Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улетающий. 1992 г. Холст, масло. 150 х 150 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рассеяние. 1992 г. Холст, масло. 150 х 150 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шторм. 1992 г. Холст, масло. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Человек, выпускающий из клетки птиц. 1992 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Птица вылетела из своей клетки. 1992 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Крик. 1992 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Охота на бабочек. 1992 г. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Двое на море с книгами. 1992 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Аахен, Германия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Баланс. 1992 г. Холст, масло. 157,5 х 137,2 см.
Частное собрание.
Наталья Нестерова в своей мастерской. Фотография Юрия Роста, 1990-е гг.
В 1991 году Наталья Нестерова становится профессором живописи сценарного факультета Российской академии театрального искусства.
В отношении своего дела Нестерова придерживалась мнения, что само понятие «служение искусству» имеет большой вес. Она определяла его как «служение внутренней честности и порядочности». Искусствовед Александр Каменский назвал её работы искусством между «маскарадом и комедией». Сама Нестерова внесла поправку: «Между маскарадом и трагедией».