
Федор Шаляпин (13 февраля 1873 — 12 апреля 1938)
Федор Иванович вспоминал, что его первое театральное впечатление, как он выразился, "театральный ожог", связано не с театром даже, а с выступлением ярмарочного актера, которое он увидел, когда ему было восемь. Актерское мастерство скомороха, удивительное присутствие духа поразило Федю и открыло для него идею "на некоторое время не быть самим собой". В детстве то выступление было для Шаляпина верхом, пределом искусства.
Намного позже, уже выступая в роли Бориса Годунова, при подготовке к которой он даже консультировался у историка В.О. Ключевского, он чувствовал, что прошел лишь этапы длинного, долгого пути, а предел в искусстве, конечно, недостижим.
![Ф.И. Шаляпин (в центре) в мастерской художника И.Е. Репина (сидит второй слева) с друзьями. Куоккала. 1914 г. / Фотограф [К.К. Булла]. . Арх. N 0-260703 Ф.И. Шаляпин (в центре) в мастерской художника И.Е. Репина (сидит второй слева) с друзьями. Куоккала. 1914 г. / Фотограф [К.К. Булла]. . Арх. N 0-260703](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/02/13/0-260703b_042.jpg)
В начале карьеры Шаляпин много путешествовал. Его партии звучали в Казани и Уфе, хотя ему было всего 16-17 лет. По-настоящему серьезно заниматься своим голосом стал после встречи в Тифлисе с оперным певцом и педагогом Д.А. Усатовым. Затем Ф.И. Шаляпин перебрался в Москву и наконец в Санкт-Петербург, где в 22 года был принят на службу в Императорские театры.

Ф. И. Шаляпин в 1893 году
В 1896 году Мамонтов пригласил артиста выступить в спектаклях, которые проходили в рамках выставки в Нижнем Новгороде. Местные встретили неизвестного исполнителя прохладно. В то время газета «Волгарь» писала, что «по сцене ходил по временам очень развязный молодой человек, певший что-то про себя».
«Из исполнителей мы отметим г. Шаляпина, обширный по диапазону бас которого звучит хорошо, хотя и не особенно сильно в драматических местах. Играет артист недурно, хотя хотелось бы поменьше величавости и напыщенности», — говорилось в газете.
Осознавая потенциал Шаляпина, Мамонтов нанял концертмейстера, который обучал певца правильному дыханию и артикуляции. Меценат рекомендовал певцу начинать день с вокальных упражнений и сам репетировал с ним некоторые сцены. При этом контракт Шаляпина с Мариинским театром оставался действующим, и он должен был вернуться в Петербург. Однако Мамонтов не желал делить артиста и заплатил императорским театрам огромную неустойку. Впоследствии Шаляпин вспоминал, какие отличия видел между петербургскими театрами и мамонтовской оперой.
«Я сразу почувствовал разницу между роскошным кладбищем моего императорского театра с его пышными саркофагами и этим ласковым зеленым полем с простыми душистыми цветами. Не приходили никакие чиновники на сцену, не тыкали пальцем, не морщили бровей», — писал Шаляпин.
Меценат говорил: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если нужно поставить оперу, поставим оперу. Для вас». Певец давно мечтал исполнить партию Ивана Грозного — и получил ее в первом же сезоне в опере «Псковитянка»Николая Римского-Корсакова. Также в свой первый год в опере Мамонтова Шаляпин сыграл Странника в «Рогнеде», Возьминского в «Опричнике» и несколько других ролей.
В октябре 1897 года Мамонтов нанял 24-летнего Сергея Рахманинова в качестве второго дирижера. Он сотрудничал с мамонтовским театром в течение одного сезона, а также согласился летом поработать с артистами над разучиванием партий на следующий сезон.
Много внимания Рахманинов уделял Шаляпину, помогая ему разобрать партитуры опер «Юдифь», «Моцарт и Сальери» и «Борис Годунов».
Их премьеры состоялись осенью 1898 года.
«Рахманинов довел музыкально-сценическое развитие Шаляпина до степени профессиональной зрелости», — писала музыковед Вера Россихина.
Певец занимался в Частной опере в течение четырех лет. За это время он развил свой талант, наработал большой опыт и обрел широкую известность. Артист исполнил партии в операх «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарт и Сальери» (Сальери) Николая Римского-Корсакова, «Русалка» (Мельник)Александра Даргомыжского, «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) Михаила Глинки, «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) Модеста Мусоргского.
В 1899 году Шаляпин покинул мамонтовский театр. Меценат понимал, что певец уже перерос его оперу, но долго не обращал внимания на слухи о переговорах управляющего московской конторой Императорских театров Владимира Теляковского с Шаляпиным


В советский период он не только получил должность художественного руководителя бывшим Мариинским театром, но и стал первым народным артистом молодой республики в 1918 году. Однако в июле 1922 года Шаляпин отправился на гастроли за границу, и эти гастроли затянулись на многие годы. В 1927 году он был лишен звания народного артиста и права возвращаться на родину - формальной причиной стало пожертвование из сборов концерта, которое Шаляпин сделал в пользу детей эмигрантов.

Федор Шаляпин и Максим Горький.