Независимо от баланса подлинных прорывов и неудач, неожиданных ходов и инерции, все более очевидно, что Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был модерн. Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства коннца XIX – начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, - поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универса, он пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика.
Действительно, велик был Штук именно в этих синтезах. Один из них, к сожалению, так и не получил подлинную жизнь в соответствии с дарованием художника. Наделенный одновременно талантом лирика и резким экспрессионистским видением, он сравнительно редко, более всего в картинах начала XX века, находил объемлющую эти два полюса философско-эстетическую формулу. С другой стороны, приходится констатировать, что обе названные грани его дарования, так свежо обозначившиеся в молодые годы, так и не обрели самостоятельного значения в зрелый период мастера (Игорь Светлов)
Франц фон Штук. Фотография 1893 г.
В 1914 году начинается строительство нового дома-студии, спроектированного Францем фон Штуком, с большой скульптурной мастерской. В оформлении виллы Штук показывает противоборствующие силы изолированно, в отрыве друг от друга, чтобы выявить их пугающую силу, мощь. Дионисий (хтонический, дикий, инстинктивный) и Аполлон (небесный, идеальный, сдержанный) — две категории, которые Штук изучал, выделял и объединял, постоянно к ним возвращался, в том числе и на вилле. Вилла создана как общее художественное произведение, в котором эти силы должны быть сбалансированы, как храм, посвященный человеческому существованию. Вилла - выражение индивидуального мастерства противоборствующих элементов и сил в границах человечества, она включает алтари, посвященные и темным и светлым аспектам.
Интерьер виллы Штука.
«…Комнаты-залы виллы Штука причудливо декорированы: орнаменты, драпировки,даже обои несут отпечаток полета мысли художника. Царит, буквально,шик-модерн — в прямом смысле слова и термина. Художник любил устраивать приемы и поражать роскошных дам, которых рисовал в условно-символическом и смело-эротическом виде…»
Франц фон Штук (1863-1928). Адам и Ева. Искушение. 1920 г. Дерево, темпера, масло. 98 х 93,7 см.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Франц фон Штук (1863-1928). Адам и Ева. Искушение. Фрагмент. 1920 г. Дерево, темпера, масло.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Франц фон Штук (1863-1928). Похищение нимфы. 1920 г. Холст, масло. 140 х 89 см. (рама).
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Похищение нимфы. 1920 г.
Холст, масло. 140 х 89 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Секрет. 1893 г. Дерево, масло. 47 х 45 см.
Галерея Рона Крауса, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Эрос (Эрот) с корзиной фруктов. 1920 г.
Дерево, масло. 80,5 x 69,4 см. Аукционный дом Neumeister, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Эрос (Эрот) с тамбурином. 1920 г.
Дерево, масло. 82 x 71 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Купальщицы. 1920 г. Картон, масло, 50 × 53,3 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Грозовой пейзаж (Ненастье). 1920 г. Дерево, масло. 62 × 60 см.
Частное собрание.
К началу Первой мировой войны Франц фон Штук был успешным и богатым художником. Он только что построил новую студию на своей вилле Штука в Мюнхене. Одной из ее особенностей, был специально выделенный этаж для скульптурной мастерской, которой он никогда не воспользовался для этой цели, потому что с началом войны он перестал делать скульптуры. К счастью, он продолжал писать новаторские и захватывающие повествовательные картины.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн, играющий на сирине у моря. 1914 г. Дерево, масло. 70 x 79,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Фон Штук продолжал с удовольствием исследовать мифическую жизнь фавнов и, в частности, их игру на тростниковой свирели (сирине) в картине «Фавн, играющий на сирине у моря» (1914). Мюнхен находится почти так же далеко от моря, как вы можете представить в Европе, но художник нарисовал несколько из этих мифических сцен на берегу моря. К сожалению, ограниченная биографическая информация не позволяет уточнить с наибольшей степенью вероятности - отдыхал ли Штук на Средиземном море или нет.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. 1920 г. Дерево, масло. 54,7 x 49,3 см. (рама).
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. Фрагмент. 1920 г. Дерево, масло. 54,7 x 49,3 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Весна (Кентавр). 1920 г. Холст, масло. 34,5 x 31,3 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан со свирелью. 1895 г. Дерево, масло. 51 x 35 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и нимфа. Искушение. Открытка.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Монна Ванна. 1920 г. Холст, масло. 55 х 35 см. Частное собрание. 2. Монна Ванна. 1920 г. Дерево, масло 78 x 56 см. Художественный музей Гельзенкирхена, Германия.
Название картины «Монна Ванна» отсылает к известной картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза», которую фон Штук «раздел» и к картине английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданную в 1866 году, на которой изображён «идеал венецианской красоты», дама в богато расшитом бело-золотом платье.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Монна Ванна. 1866 г. Холст, масло. 88,9 х 86,4 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Монна Ванна. 1920 г. Статуэтка. Бронза. 2. Монна Ванна. Не датирована.
Бронза патинированная. Н=54 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Дети, катающиеся на санках. 1922-1924 гг. Холст, масло. 42,4 х 69,2 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дети, катающиеся на санках. 1908 г. Холст, масло. 40,4 x 50 см.
Государственная галерея Штутгарта, Германия. Кстати, эта картина из б. музея фюрера.
Франц фон Штук (1863-1928). Дети, катающиеся на санках. 1922 г.
Дерево, темпера. 71 x 34 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Геркулес и лернейская гидра. 1915 г. Холст, масло. 110 x 104 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Картина «Геркулес и лернейская гидра» (1915) - это рассказ фон Штука о встрече Геркулеса (Геракла) с чудовищной Гидрой во время второго из его подвигов. Ранее это было изображено Гюставом Моро на его одноименной картине 1876 года, которую фон Штук вполне мог видеть.
Гидра была ядовитым монстром с множеством змееподобных голов на теле собаки, который мог убивать одним своим дыханием. Живущий на лернейских болотах близ Аргоса, за второй из своих двенадцати подвигов Геракл был обвинен в его убийстве. Он закрыл лицо тканью, чтобы защититься от смертоносных испарений Гидры, и попытался отрезать ей головы. Однако на каждую удаленную им голову снова отрастали две. Заручившись помощью своего друга Иолая, чтобы прижечь отрубленные головы огнем, Гераклу удалось отсечь одну бессмертную голову с помощью золотого меча, подаренного богиней Афиной, и это убило ее.
Фон Штук использовал символистский подход, упростив свой сюжет до образа героя, замахивающегося мечом на многочисленные головы Гидры – действительно мощный образ.
Франц фон Штук (1863-1928). Постер Международной гигиенической выставки
«Человек». Берн, 1922 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. 1920 г. Холст, масло. 90,2 x 66 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Мужской портрет (Генрих Бутцер). 1921 г.
Холст на дереве, темпера. 60 x 50 см. Аукцион Ketterer Kunst GmbH & Co,
Мюнхен 10.12.2022 г.
Генрих Бутцер – успешный строительный предприниматель из Мюнхена. Фон Штук написал
его портрет, жену Марту, а также их троих детей.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы (Марта Бутцер). 1923 г.
Холст на дереве, темпера. 60 x 49,5 см. Аукцион Ketterer Kunst GmbH & Co,
Мюнхен 10.12.2022 г. Лот продан за EUR 4.375 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Эрна Боневанд. 1921 г. Холст, темпера. 63,5 x 50,8 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Адель Клонне. 1922 г. Холст, масло. 87,5 x 63,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Элизабет фон дер Пфордтен (1903-1954).
1921 г. Холст, масло. 60 х 50 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет мальчика (Генрих Бутцер, младший). 1922 г.
Холст на дереве, темпера. 53 х 45 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет девочки (Анна-Лор Бутцер). 1921 г.
Холст, темпера. 52 x 47 см. Частное собрание.
Франц фон Штук. Фотография 1900-х гг.
В 1914 году Франц фон Штук подписал декларацию «Манифест 93-х», обращение немецкой научной и культурной элиты, которая выступала против пропаганды зверств союзников в войне. Между прочим, довольно интересный документ в свете современных событий. Вот его начало:
«Мы, представители немецкой науки и культуры, заявляем перед лицом всего культурного мира протест против лжи и клеветы, какими наши враги пытаются опорочить незапятнанное дело Германии в той тяжкой борьбе за существование, которая ей навязана. Железный глагол событий опроверг распространявшиеся выдумки о поражениях немцев. Тем усерднее фабрикуются сейчас всевозможные искажения и обвинения. Против них мы и подымаем наш голос. Да будет он глашатаем истины. Неправда, что вина за эту войну лежит на Германии. Ее не желал ни народ, ни правительство, ни кайзер. С немецкой стороны предпринимались все усилия, чтобы предотвратить войну…»
Бронзовый памятник в память о 674 жертвах среди гражданского населения в Динанте (Бельгия),
23 августа 1914 года, военном преступлении немецкой армии.
К сожалению, после Первой мировой войны интерес к искусству фон Штука довольно быстро снизился и популярность Штука пошла на убыль, поскольку Европу захлестнули новые модернисты. Новые времена потребовали новых живописных идей и форм. К тому же художник никак не откликнулся на драматические события современной жизни.
Однако, созданного художником оказалось достаточным, чтобы считать его одним из самых замечательных мастеров периода «модерна». Творчество Франца фон Штука – антипод импрессионизму. Но годы показали, что его творчество не привело живопись последователей в тупик.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и русалка. 1918 г.
Холст, масло. 156,7 х 61,5 см. Старая национальная галерея, Берлин,
также вариант в частном собрании.
Когда война подходила к концу, фон Штук вернулся к своему любимому мотиву фавна в картине «Фавн и русалка» (1918). Она сохранилась в двух очень похожих версиях, одна из которых сейчас находится в Национальной галерее в Берлине, а вторая – в частном собрании. Его русалка - морской эквивалент фавна, с двумя чешуйчатыми ногами, а не с более традиционным рыбьим хвостом. Она хватает фавна за рога и смеется от радости, когда фавн вытаскивает ее из моря на своей спине.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и русалка. 1891 г. Kunkel Fine Art, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Косарь (Der Schnitter). 1923 г. Картон, масло. 50,5 x 61,2 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Ангел Судного Дня. 1922 г. Дерево, масло, 107,5 х 117,5 см.
Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Ангел Судного Дня. Фрагмент. 1922 г.
Дерево, масло. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Святой Мартин 1922 г. Холст на дереве, масло. 44,7 x 44,7 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Орфей и животные. 1924 г. Холст, смешанная техника. 200,8 x 226 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Афина. 1923 г. Холст, масло. 91 x 56 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Портрет Марианны Мехлер. 1924 г. Холст, масло. 165,7x104,1 см. 2. Прекрасная Елена. 1924 г. Холст, масло. 82x52 см. Частное собрание. Надпись на карнизе «Не порицайте троянцев и светлых ахейцев, которые так долго страдали из-за такой женщины! Воистину, она похожа на бессмертную богиню!»
(Гомер. Илиада).
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет немецкого художника-символиста
Рихарда Мюллера (1874-1954). 1924 г. Коричневый картон, карандаш. 54 x 46,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Адриана Лукаса Мюллера, сына художника
Рихарда Мюллера (1902 - после1963). 1924 г. Бумага, пастель, масло, карандаш.
55 x 48 см. Аукцион Ketterer Kunst GmbH & Co, Мюнхен, 2021 г.
Франц фон Штукк (1863-1928). Сизиф. 1920 г. Холст, масло. 103 х 89 см. Частное собрание.
«Сизиф» (1920), возможно, выразил все более трудную задачу фон Штука по привлечению внимания к своему искусству и, возможно, вытекающую из этого самокритику. Еще один простой, смелый и мощный образ, возможно, вдохновленный знаменитой картиной Тициана, изображающей древнегреческого мифического царя. Сизиф был царем-основателем Эфиры, который был жадным, обманутым и нарушил свои моральные обязательства перед гостями и путешественниками, убив их. В наказание за эти преступления он был приговорен катить огромный валун вверх по крутому склону, как показано на этой картине. Это лежит в основе английской фразы «Сизифов труд», который бесконечный и напрасный. Немного позднее, в 1926 и 1928 годах Штук создал серию полотен на тему мифов о Прометее.
Франц фон Штук (1863-1928). Прометей. 1926 г. Холст, масло. 105 x 97 см. (рама).
Kunkel Fine Art, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Прометей. Фрагмент. 1926 г. Холст, масло. 105 x 97 см.
Kunkel Fine Art, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Прометей. 1928 г. Холст, темпера, масло. 74,5 x 93,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Прометей. 1928 г. Холст, масло. 60 х 75,6 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Весенний танец (Frühlingtanz). 1925 г. Холст, масло. 62,5 x 81,9 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Весенний хоровод. Эскиз. 1910 г. Картон, масло. 40 x 39,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Медея. 1925 г. Дерево, масло. 89,5 х 62,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Пигмалион. 1926 г. Холст, масло. 60,5 x 50 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Пигмалион. 1926 г. Холст, масло. 60 x 50 см.
Б. музей фюрера. Художественная собственность ФРГ.
Франц фон Штукк (1863-1928). Три богини - Афина, Гера и Афродита. 1923 г. Панно, масло. 73,5 х 74 см.
Частное собрание.
Вместо того чтобы нарисовать традиционную историю суда Париса, фон Штук предпочел показать трех богинь - Афину, Геру и Афродиту (1923). Это те три богини, которых Парис, по прозвищу Александр, оценивал на конкурсе красоты и который привел к войне против Трои.
Традиционно три богини изображаются с Парисом в качестве судьи, Гермеса и различных слуг, часто как предлог нарисовать три прекрасные обнаженные натуры на одном холсте. Фон Штукк не уклоняется от этой возможности, но строит свою историю больше на самих богинях, чем на конкурсе. Афина, слева, изображена со шлемом и копьем в образе Паллады и держит большой щит, свою Эгиду, на которой изображена голова Горгоны. Гера (в центре), сестра и жена Зевса, добавляет немного приличия, скрывая свое тело от посторонних глаз прозрачным одеянием. Справа Афродита придерживает вуаль за спиной, чтобы ничто не мешало любоваться всем ее телом. В традиционных версиях этой истории тела богинь выставляются Парису на суд. Удаляя Париса и сопровождающих и ставя зрителя на его место, фон Штук превращает это в суждение зрителя, заставляя нас думать не только о богинях и их красоте, но и о последствиях нашего решения.
Франц фон Штук (1863-1928). Суд Париса. 1923 г. Дерево, масло. 72 x 100,3 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Три богини. Афина, Афродита и Гера. 1925 г. Холст, масло. 51 x 71,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Афина, Афродита и Гера. Эскиз. 1925 г. Дерево, масло. 27,5 x 39 см.
Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 22.05.2022 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Нарцисс. 1926 г. Картон на дереве, масло. 65 x 60 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Нарцисс. Эскиз. 1926 г.
Картон, темпера, масло. 48,6 х 44,8 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Нарцисс. 1926 г. Холст, масло. 52,2 x 36,8 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет девочки. 1926 г. Картон, гуашь, черный мел, пастель.
54,3 x 47,7 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1-я Всегерманская художественная выставка.
Мюнхенский сецессион. Стеклянный дворец, Мюнхен, 1926 г. Плакат.
В 1917 году Франц Штук становится членом Венской академии художеств.
Слава Штука сослужила ему злую службу в 1919 году. В конце феврале в Мюнхене была провозглашена Баварская Советская Республика: фон Штук вместе с другими именитыми людьми на несколько дней стал заложником революционных красногвардейцев; однако скорое падение Республики принесло ему освобождение.
Оказавшись в мюнхенском пригороде Хайдхаузен, он встретил там хирурга Фердинанда Зауэрбруха, который оказал медицинскую помощь убийце Эйснера Антону фон Арко в Мюнхене (позже Штук помогал в домашнем хозяйстве супругов Зауэрбрух).
Франц фон Штук (1863-1928). 1-2. Фавн и русалка. 1906-1918 гг. Бронза патинированная. Н=53,8 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Его военные и послевоенные переживания не нашли отражения в работах того периода, кроме как в картине и скульптуре «Фавн и русалка» (1918).
В 1926 году Франц фон Штук становится членом Королевской академии изящных искусств в Стокгольме.
В 1928 году Высшая техническая школа Мюнхена присваивает ему почетную степень доктора технических наук.
Франц фон Штук участвовал в художественных соревнованиях на летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме
в качестве немецкого скульптора в конкурсе.
Франц фон Штукк (1863-1928). Ветер и волна (не окончена). Около 1927 г. Холст, масло. 68 х 101 см.
Частное собрание.
Фон Штук продолжал рисовать вплоть до 1920-х годов, когда искусство перешло к более новым вещам, и его работы почти игнорировались. Две его поздние картины особенно поразительны: первая, «Ветер и волна» (около 1927 года), одна из его лучших. Еще одна яркая и лаконичная сцена, на ней изображена крылатая фигура, которая, вероятно, является одним из ветров (Anemoi или Venti), дующих на тело морской нимфы (Океаниды или Нереиды). Как и в классической живописи, фон Штук показывает линии потока, вырывающиеся изо рта зефира.
Эта работа может быть полностью мифологической, но она также имеет значимую физическую интерпретацию, показывая, как ветер порождает морские волны.
Франц фон Штукк (1863-1928). Ветер и волна. Эскиз. 1928 г. ДСП, масло. 33 x 51 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1927 Борьба за женщину. Дерево, масло. 30 x 30 см. (рама).
Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2007 г. Лот продан за EUR 21.600 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. Вариант. 1927 г. Дерево, масло. 71 x 73 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Гонка (Wettlauf). 1927 г. Холст, масло. 42,2 x 45,1 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Геракл и Несс (Геракл поражает стрелой кентавра Несса). 1927 г.
Холст, масло. 77 х 97,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Гелиос. 1927 г. Дерево (липа), масло. 54 х 71,9 см.
Музей истории искусства и культуры Университета Филиппа, Марбург.
Франц фон Штук (1863-1928). Кентавр и нимфа. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Битва всадников (Reiterschlacht). 1880 г. Бумага, тушь. 15,5 x 22,6 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавны, играющие на лугу. 1878-1928 гг. Холст, масло. 67 х 73 см.
Б. музей фюрера. Художественная собственность ФРГ.
Франц фон Штук (1863-1928). Похищение нимфы. 1886 г. Картон, акварель.
27,5 x 25,8 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Соперники. Картон, тушь, карандаш. 46,9 x 33,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Пейзаж с радугой. 1927 г. Картон, масло. 50,5 x 61,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1927 г. Холст, масло. 82 х 74 см.
Собрание Отто Хайльманна, Мюнхен.
Последняя из больших картин фон Штука - это его изображение популярной истории Юдифи и Олоферна (1927). Взятый из книги Юдифи, Олоферн был одним из военачальников Навуходоносора, посланным отомстить еврейскому народу. Юдифь была красивой вдовой, которая вызвалась помочь еврейскому делу, "сразившись" с ним. Она соблазнила его, напоила, а потом обезглавила. Она вернула его отрубленную голову евреям, которые затем смогли победить армию Олоферна.
Великие картины прошлого изображали различные сцены, начиная с соблазнения, подготовки к обезглавливанию, самого убийства или Юдифь с головой Олоферна на подносе. Фон Штук выбрал Юдифь, готовящуюся взмахнуть тяжелым мечом, а Олоферн лежал на кровати в пьяном угаре. Простота сцены приводит к мощному изображению, усиленному красным цветом, который он использовал в картине с Сизифом. Штук написал несколько вариантов этого сюжета.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1927 г. Картон, масло. 47,5 x 40 см. (рама).
Kunkel Fine Art, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1927 г. Картон, масло. 47,5 x 40 см.
Kunkel Fine Art, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1926 г. Картон, масло. 80,8 x 73,7 см.
Коллекция Катарины Буттикер, Цюрих.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1926 г. Холст, масло. 157 x 83 см.
Государственный художественный музей Шверина, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. Фрагмент. 1926 г.
Холст, масло. Государственный художественный музей Шверина, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. 1927 г. Картон, масло. 46 x 44 см. (рама).
Аукцион Ketterer Kunst GmbH & Co, Мюнхен, 2020 г. Лот продан за EUR 81.250 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Юдифь и Олоферн. Фрагмент. 1927 г. Картон, масло. 46 x 44 см.
Аукцион Ketterer Kunst GmbH & Co, Мюнхен, 2020 г. Лот продан за EUR 81.250 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Искушение Святого Антония. 1928 г. Холст, масло. 33 х 38,1 см.
Художественный институт Кифисии, Афины, Греция. Одна из последних картин художника.
Франц фон Штук (1863-1928). Клеопатра. 1878-1928 гг. Холст, масло. 51 х 44,5 см.
Б. музей фюрера. Государственный музей истории искусств и культуры, Ольденбург, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Бетты Нойр (Bete Noire). Дерево, масло. 56 x 47,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1999 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет фрау Патцак. 1927 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы в платье с кружевным воротником. 1928 г.
Холст, масло. 61 x 60 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1923 г.
Картон, масло. 38,1 x 24,2 см. Частное собрание.
Некоторые художники, понимающие общую идею, могут превратить её только в один шедевр, но истинное качество большого художника - способность создавать целые миры из одной идеи. Франц фон Штук изучил человечество не только в раю и аду, но здесь, на Земле через библейские истории, древние мифы, красочные традиции Европы. К сожалению, не всегда великие идеи анализируются правильно. Любой список, включающий имена Рихарда Вагнера и Фридриха Ницше рискует быть причисленным к фашисткой идеологии.
Так и искусство фон Штука однажды попалось на глаза Адольфу Гитлеру, вскоре после того как художник уже умер. Конечно, Гитлер увидел в нем только то, что ему хотелось видеть, искажая его смысл ради собственных целей. По иронии судьбы фон Штук присоединился после Первой мировой войны к требованиям, предъявленным союзниками, простить Германию ради культурного и художественного наследия, извращенного нацистами два десятилетия спустя. Но если искусство снова и снова что-то говорит новым поколениям, оно подразумевает вечные истины, такие, какие воплотил Франц фон Штук. Трудно отвести взгляд от его произведений, которые всегда поражают мощной силой природы человека.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1912 г. Холст, масло. 88 x 52,5 см.
Б. музей фюрера. Государственные музеи Берлина.
Франц фон Штук, умерший в 1928 году, не играл никакой роли ни в национал-социалистическом движении, ни в нацистской Германии. Тем не менее, он стал одним из любимых художников Гитлера, который купил в 1930-х годах картину «Грех» и повесил ее в своей мюнхенской квартире на Принцрегентенштрассе. В 1940 году Гитлер приобрел «Сирену с арфой». Гитлер также обладал слепком скульптуры «Feinde Ringsum» (Кругом враги), который находился в его рабочем кабинете в рейхсканцелярии. Он приобрел в общей сложности 42 работы Франца фон Штука, которые были предназначены для Музея фюрера в Линце.
Франц фон Штук (1863-1928). Кругом враги (Feinde Ringsum). 1916 г. Гипс. Н=73 см.
Сейчас в собрании Музея вилла Штука в Мюнхене.
Герман Геринг приобрел слепок «Амазонки» более чем в натуральную величину, который он разместил во внутреннем дворе своей резиденции Кариннхолл (ныне находится в парке Вайдендамм, Эберсвальде).
Художественный журнал «Kunst dem Volk» опубликовал в апреле 1942 года 20-страничную статью о Франце фон Штуке.
Франц фон Штук (1863-1928). Сражающаяся амазонка. 1897 г. Бронза.
Ранее в Каринхалле, ныне в Эберсвальде
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Франца фон Штука, особенно это касается
портретов дочери Мэри, которых насчитывается более 60 разного возраста.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Франциски галериста Франца Йозефа Бракля. 1900 г.
Картон, гуашь, карандаш. 58,5 x 55,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь художника Мэри в красной шляпе. (Здесь ей лет 5-6).
Дерево, масло. 46,5 x 41,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри, дочь художника. Дерево, масло. 53 х 50 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри. Холст на дереве, масло. 31 x 31 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Девушка с венком из васильков. Картон, смешанная техника.
53 x 46 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет грустной девушки.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри, дочери художника. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд девушки в профиль (1). 1910 г. Бумага, сангина.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд девушки в профиль (2). Бумага, сангина, карандаш.
30 x 31,8 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. Холст, масло.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. До 1928 г. Картон, гуашь,
цветной карандаш. 45 x 37,5 см. Частное собрание, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы с лентой в волосах и в платье стиля ампир.
Картон, уголь, карандаш. 68,6 х 53,3 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы. Дерево, масло. 46 x 41,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1900 г. Дерево, масло. 56 х 50,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы в профиль. Картон, пастель. 53 х 44,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы в профиль с красивыми волосами.
Холст, масло. 55 x 50 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы. Бумага, пастель, карандаш.
58 х 40 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет элегантной дамы. Холст, масло. 73 x 60 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет женщины с распущенными волосами.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет жены. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет скрипачки Лотты Харбургер. Дерево, масло. 30 x 30 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Адвокат и актер Конрад Дреер. Бумага, уголь. 57,8 x 72,4 см.
Городской музей Мюнхена.
Франц фон Штук (1863-1928). Читальный зал. Холст на картоне, масло. 24 x 27,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928), circle. Монументальное панно с портретом женщины с лютней
и мальчиком в символистском пейзаже. Дерево, масло. 215 х 195 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928), атрибуция. Три грации. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Обнаженная женщина, вид со спины. 1900 г. Бумага, карандаш. 38,5х30,2 см. Частное собрание. 2. Обнаженная женщина, вид слева. 1912. Зеленовато-серая бумага, черный мел. 39,9х31,7 см. Галерея Альбертина, Вена.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Этюд обнаженной натурщицы. Рисунок. 2. Обнаженная натурщица. Бумага, сангина, белила. 43,5 х 38 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Купальщица. Дерево, масло. 40 х 40 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд обнаженной натурщицы. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Путти. Бумага, тушь. 18,2 x 34,3 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Миссия Купидона в течение двенадцати месяцев в году.
Месяц «Апрель» (стихотворение Августа фон Платена). 1889 г. Рисунок. Бумага, тушь.
23 x 26,3 см. Государственные художественные коллекции, Гравюрный кабинет, Дрезден.
Франц фон Штук (1863-1928). Эскиз к картине «Охота». Рисунок.
Бумага, черная и белая кисть, карандаш. 37,7 x 29,4 см.
Галерея Альбертина, Вена.
Франц фон Штук (1863-1928). Экслибрис Мэри Штук.
Коллекция Джека Долтона, США.
Франц фон Штук у картины «Юдифь и Олоферн». Фотография около 1927 г.
Франц фон Штук умер в Мюнхене 30 августа 1928 года в возрасте 65 лет и похоронен там же
на кладбище Вальдфридхов.
Могила Франца фон Штука на кладбище Вальдфридхов в Мюнхене.
К моменту смерти Франца фон Штука его искусство уже было в значительной степени забыто. К сожалению, он также был любимым художником Гитлера с детства, что не способствовало его репутации в годы после Второй мировой войны. Только в 1960-х годах интерес к его творчеству возродился, и вилла была открыта для публики в 1968 году. Он, несомненно, заслуживает признания как оригинальный и очень талантливый художник, создавший несколько превосходных повествовательных и мифологических произведений.
Памятник Францу фон Штуку на его родине в Теттенвейсе.
Скульптор Доминик Денгл (род. 1954 г.)