Во время Великой Отечественной войны в Германию было переправлено более миллиона различных объектов из музеев и библиотек Советского Союза. Многие так и не вернулись на родину и вовсе были утрачены.
Гитлер и его окружение считали себя большими ценителями искусства. Они мечтали создать гигантский музей с шедеврами со всего света: книгами и манускриптами, музыкальными инструментами и нотами, живописью и скульптурой, артефактами древней истории. У специальных отрядов СС было задание — изымать культурные ценности и вывозить их в Германию.
Во время войны пострадало более 400 советских музеев, а в библиотеках было уничтожено 115 миллионов печатных изданий. В сводном каталоге культурных ценностей, похищенных или утраченных в то время в 18 томах перечислено 1 177 291 музейных экспонатов, и этот реестр постоянно пополняется.
Вот самые громкие хищения фашистов на территории СССР.
Картины Третьяковской галереи
Список картин, утерянных из самых разных музеев, пожалуй, самых большой.
Еще в начале войны огромное количество полотен было эвакуировано в Сибирь и потом успешно возвращено на свои места. Однако более 30 картин из Третьяковской галереи находились на временных выставках в полномочных представительствах СССР в Германии, Австрии, Чехословакии и Польше.
Владимир Маковский (1846-1920). Слепые нищие на ярмарке в Малороссии. Около 1882 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Разграбление советских ценностей началось в первые же часы нападения Германии и специальные «кунст батальоны» вывозили из советских посольств и торгпредставительств ценные документы, мебель и конечно, картины.
Николай Дубовской (1859-1918). Зимний вечер. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея.
Многие из них скорее всего оказались в частных руках, были безвозвратно утеряны такие шедевры, как «Слепые нищие на ярмарке в Малороссии» Владимира Маковского, «Зимний вечер» и «Копны» Николая Дубовского, «Сосны над обрывом» Ивана Шишкина…
Александр Борисов (1866-1934). Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября. 1898 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Также пропало несколько северных пейзажей Александра Борисова. В октябре 2006 года на российском антикварном рынке была обнаружена картина А. Борисова «Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября» (1896). Эта работа была приобретена П. М. Третьяковым в 1898 году и пропала во время войны из торгпредства в Берлине. Владелец картины, ознакомившись с материалами «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», передал ее в Третьяковскую галерею. Картина А. Борисова вернулась на свое «законное» место спустя 75 лет.
Александр Борисов (1866-1934). Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября.
1898 г. Возвращенный оригинал. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Янтарная комната из Царского Села
Музейные работники Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) героически в рекордные сроки упаковали, спрятали и вывезли в эвакуацию миллионы единиц хранения из картинных галерей и царских дворцов.
Немцы в Царском селе - Bundesarchiv.
И все же спасти удалось не все. Оставшиеся экспонаты они тщательным образом упаковывали, а драгоценные стены Янтарной комнаты XVIII века в Екатерининском дворце Царского Села, тщательно покрыли ватой и обклеили бумагой — чтобы защитить от взрывов.
Немцы в Царском селе - Bundesarchiv.
Захватившие Царское село и другие пригороды Ленинграда нацисты похитили большинство оставшихся картин, а также сняли во дворцах шелковые обои и мозаичные деревянные полы. Насчет Янтарной комнаты они имели особое распоряжение — за считанные дни демонтировали и вывезли все ее содержимое.
Янтарная комната в 1930-х гг. - Общественное достояние.
После войны она была утрачена — исследователи склоняются к тому, что она находилась в Кенигсбергском замке и сгорела во время захвата города (который стал советским Калининградом). Однако есть и другие версии — что она была спрятана в шахтах и даже что ее вывезли американцы. Впрочем, поиски комнаты продолжаются до сих пор.
В разрушенном зале Екатерининского дворца Царского села - Bundesarchiv.
Янтарная комната — одна из самых больших и известных культурных потерь советской стороны. В конце 1990-х в Германии при попытке продажи были конфискованы фрагменты подлинной комнаты — мозаика и янтарный комод. Оказалось, что один из офицеров СС тайно вывез их как сувенир.
Янтарная комната после реставрации - Государственный музей-заповедник «Царское село».
В 2000 году их передали России, а к 2003 году в Царском Селе завершилось восстановление Янтарной комнаты из калининградского янтаря. Процесс в частности спонсировали и немецкие компании.
Садовое искусство царского дворца в Петергофе
Петергоф находился на оккупированной немцами территории и сильно пострадал.
Немцы в Петергофе - Bundesarchiv.
Роскошный Большой дворец в Петергофе нацисты превратили в развалины, разрушили они и уникальную систему фонтанов, а также сожгли деревья в царском саду. Чтобы уберечь ценные садовые скульптуры, перед нападением захватчиков сотрудники музея упаковали и закопали их. Некоторые удалось вывезти и спрятать в Исаакиевском соборе Петербурга.
Спрятанную скульптуру Самсона из Большого каскада сотрудники музея так и не нашли. В 1947 году
отлили новую по довоенным фотографиям. - Pixabay.
После освобождения Петергофа в январе 1944 года большинство спрятанных скульптур были успешно найдены, однако, музейные работники не обнаружили крупные статуи Самсона, Волхов и ряда других. Они исчезли бесследно.
Фонтан «Нептун» - GAlexandrova (CC BY-SA 4.0).
Самой большой по размеру потерей был фонтан «Нептун» — его немцы вывезли в Нюрнберг, где по иронии судьбы в XVIII веке его и купил русский император Павел I. Однако в 1948 году композицию нашли и вернули в Петергоф.
Церковные ценности из Новгородской области
В годы войны Новгородская область была оккупирована немецкими войсками. В 1942 году от артобстрела сильно пострадала Новгородская София, один из древнейших русских храмов. Снарядами были пробиты стены и потолок, в результате многие фрески были утрачены. Пострадал и купол храма, а его золоченую обшивку немцы переплавили и пустили на сувениры, которые отправили на родину. Из собора вывезли и огромное количество ценностей, включая иконостас и мозаичные плиты.
София Новгородская - Ekaterina Fedorova/Wikimedia Commons.
Солдаты испанской «Голубой дивизии», воевавшие на стороне нацистов, похитили и двухметровый позолоченный крест, венчавший главный купол храма. Более 50 лет он хранился в Военно-инженерной академии под Мадридом, а в 2004 году торжественно передан обратно русской православной церкви. Теперь эта возвращенная реликвия хранится внутри храма.
Крест, венчавший Софийский собор до войны - Дар Ветер (CC BY-SA 3.0).
Из церкви Святой Мины в Старой Руссе неподалеку от Новгорода немцы вывезли колокол. Они обнаружили на нем подпись автора ALBERT BENNINGK ME FECIT LUBECA ANNO 1672 («Альберт Беннинг. Любек, 1672») — Новгород в древности входил в Ганзейский союз, как и Любек. Немцы отправили колокол «на родину» в качестве «подарка восточного фронта».
Колокол Беннинка в музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе - Новгородский музей-заповедник.
«Старинный колокол с озера Ильмень не залечит всех ран, нанесенных бомбами и снарядами. Но он станет символом для немецкого солдата, который является не ландскнехтом или свирепым поработителем, а защитником древней культуры», — писала в 1942 году немецкая фронтовая газета. Эту статью с видами родной Старой Руссы обнаружил и сохранил у себя советский солдат. Через много лет он рассказал о ней краеведу Нине Богдановой — она и вышла на след колокола.
В 2001 году бургомистр Любека вернул колокол Старой Руссе, сейчас он хранится в местном музее.
Дополнение.
О злодеяниях гитлеровцев в Подмосковье и Тульской области говорят фотографии, сделанные во время войны
в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и Музее П.И. Чайковского в Клину.
ИСТОЧНИКИ
Рут и Макс Зейдевиц. ДАМА С ГОРНОСТАЕМ. Как гитлеровцы грабили художественные сокровища Европы.
Перевод с немецкого В.М. Острогорского и А.А. Симакова. Под ред. З.С. Шейниса. Издательство «Прогресс»,
Москва, 1966 г. – 260 стр., илл.
Книга была первоначальна издана в Берлине (ГДР) немецкими специалистами в 1963 году и в том же году переведена в СССР и сдана в набор. Однако, издана была по неизвестным причинам только через 3 года в 1966 году. Привожу для интереса страницы из этой книги, касающиеся разграбления художественных сокровищ на временно оккупированных территориях Советского Союза. Кстати, здесь же о том, как гитлеровцы относились к Украине.
Картины Петера Пауля Рубенса и Огюста Ренуара, украденные из европейских музеев.
Страницы из книги М. и Р. Зейдевиц. Как гитлеровцы грабили
художественные сокровища Европы. Москва, 1966 г.
И еще одна книга на ту же тему.
Андерс Рюдель. МАРОДЕРЫ. Как нацисты разграбили художественные сокровища Европы. Перевод со шведского Марии Людковской. Москва, Издательство АСТ, 2017 г.
В годы Второй мировой войны нацисты запустили в оккупированной Европе хорошо отлаженную индустрию грабежа. Технологии отъема художественных ценностей, обкатанные на еврейских художниках и коллекционерах Германии и Австрии, были затем в широком, поистине промышленном масштабе использованы в масштабах континента.
Однако опустошение европейских музеев и галерей, уничтожение памятников культуры не было заурядным грабежом и вандализмом: эти действия имели важнейший идейный и политический подтекст. Ради подтверждения идеи о мировом превосходстве германской культуры узурпировались сами имена художников: так голландец Рембрандт был объявлен величайшим проявлением подлинно германского духа. С другой стороны, "дегенеративное" искусство модернизма было призвано иллюстрировать творческую несостоятельность "низших рас" или вообще подлежало уничтожению.
В книге подробно рассказывается о весьма неоднозначном и до сих пор не законченном процессе реституции, в подробностях описаны несколько малоизвестных судебных дел, в ходе которых наследники владельцев похищенных шедевров пытались отстоять свое право на них.