Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Анри Руара в возрасте 38 лет на следующий день
после окончания войны 1870 года и осады Парижа. 1871 г. Холст, масло. 27 х 22 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Анри Руар (1833-1912) - инженер-конструктор, изобретатель, крупный промышленник, одно время владевший монополией на производство труб во Франции, известный меценат, коллекционер, но также и сам художник.
Некоторые из тех, кто экспонировал свои картины на Первой выставке импрессионистов в апреле 1874 года, были любителями. Среди наиболее важных из них был Станислас-Анри Руар, близкий друг Эдгара Дега и Гюстава Кайботта. Руар стал другом и покровителем импрессионистов и помогал финансировать их выставки. На протяжении 20 лет Анри Руар был мэром французского города Ла-Квей-ан–Бри (La Queue-en-Brie).
Братья Анри и Алексис Руары. Фотография 1847 г. Городской музей По, Франция.
Станислас-Анри Руар родился 2 октября 1833 года в Париже на улице Сен-Оноре, 114, старший сын Алексиса-Станисласа Руара (1800-1875) и Генриетты Шарпантье (1814-1889). Анри происходил из богатой семьи, его отец владел крупной фабрикой по пошиву военной формы. В 1939 году родился брат Анри, Алексис-Юбер. С 1846 по 1849 гг. Анри учился в лицее Людовика Великого (Луи-Ле-Гран) в Париже, где с третьего класса подружился с Эдгаром Дега. Также его сокурсником был Людовик Галеви, будущий либреттист оперы Жоржа Бизе «Кармен». Одновременно Анри Руар изучал живопись у Леона Конье и Эдуарда Брэндона, которые также выставлялись на Первой выставке импрессионистов. Хотя Руар оставался увлеченным художником-любителем, он был успешным предпринимателем. Окончив Политехническую школу (1851-1852 гг.), он стал инженером-изобретателем и основал компанию по производству двигателей для промышленных холодильных установок и производства полых утюгов.
Эдгар Дега (1834-1917). Анри Руар на фоне своей фабрики. 1877 г.
Холст, масло. 65,4 х 50,4 см. Художественный музей Карнеги, Питтсбург,
штат Пенсильвания, США.
Анри Руар играл важную роль в «Обществе анонимных художников», будучи частью инаугурационного комитета. Так назывались художники нового направления до того, как критик Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari», опубликованной 25 апреля 1874 года, обозвал их «импрессионистами».
Французский художник-импрессионист или Анри Руар (1833-1912). Пикник. 1868 г. Холст, масло. 33 x 38 см.
Частное собрание. Аукцион 29 января 2022 г.
На Первой выставке импрессионистов в 1874 году Руар выставил 11 работ, в том числе два пейзажа Бретани, берег пруда и вид на Мелён, возможно, террасу, 3 акварели и 2 офорта. И покупает в долг картину Дега «За кулисами». Было несколько рецензий о первой выставке, но работы Руара просто упоминаются. Жан Прувер написал пару строк: «Пейзажи А. Руара свидетельствуют о серьезном и методичном наблюдении за природой».
В каталоге Первой выставки импрессионистов Руар дал свой домашний адрес: улица Лиссабон, 34, Париж. Это богатый район недалеко от Триумфальной арки и парка Монсо в 8 округе, всего в нескольких домах от Гюстава Кайботта, который жил в доме 13.
Согласно каталогу выставки, Анри Руар выставил в общей сложности 11 работ:
Бретонская ферма,
Берег пруда,
Вид на Мелён,
Деревня,
Лес,
Бретонская дорога,
Бретонская ферма (акварель),
Беарнские дома (две акварели),
Два офорта.
Только треть из них, по-видимому, сохранилась до наших дней.
Анри Руар (1833-1912). Мадам Анри Руар и ее дочь Элен на коленях в Ла-Квей-ан-Бри.
1864 г. Холст, масло. 35 х 28 см. Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2013 г.
Анри Руар (1833-1912). Купальщицы в лесу. 1860-1870 гг. Холст, масло. 131 х 163 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Мобилизация офицеров-канониров. 1870-1871 гг. Холст, масло. 60,3 x 92,1 см.
Частное собрание.
В начале октября 1870 года во время Франко-прусской войны и обороны Парижа, Руар был призван в качестве офицера и командовал батареей в Венсенне (Бастион 12), на которую также будет призван Эдгар Дега, вступивший в Национальную гвардию: теперь он будет регулярно видеться с ним до конца своей жизни.
Анри Руар (1833-1912). Портрет Мадам Руар. 1872 г. Холст, масло. 66 x 47 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Портрет Мадам Руар. Фрагмент. 1872 г. Холст, масло. 66 x 47 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Речной пейзаж с рыбаками в лодке. 1873-1874 гг. Холст, масло. 22 x 27 см.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж со стогом сена. Холст, масло. 45 x 60 см. Аукцион Hôtel Drouot,
Париж, 2022 г.
Картины Руара уже выставлялись в Салоне перед франко-прусской войной в 1870 году и еще раз в 1872 году,
но в следующем году ему пришлось показать две свои картины в Салоне отверженных.
Анри Руар (1833-1912). Терраса на берегу Сены в Мелёне. 1874 г. Холст, масло. 47 х 66 см.
Музей Орсэ, Париж.
«Терраса на берегу Сены в Мелене» (1874) - одна из немногих картин Анри Руара, которая попала в крупный музей, Музей Орсэ в Париже, и, вероятно, это вид Мелёна, показанный на Первой выставке импрессионистов. Мелён - небольшой городок к юго-востоку от Парижа, вверх по реке Сене и к северу от леса Фонтенбло.
Анри Руар (1833-1912). Фруктовый сад в Ла-Квей-ан-Бри. 1874 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Клумба с цветами (Massif de fleurs). 1875 г. Холст, масло. 50,5 x 61 см.
Частное собрание.
«Клумба с цветами» (1875) демонстрирует особую любовь Анри Руара к цветам и садам, а также
его нежный живописный стиль.
Анри Руар (1833-1912). Клумба с цветами (Massif de fleurs). Фрагмент. 1875 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Дама с зонтиком. Бумага, пастель. 14 х 20 см. Аукцион www.icollector.com
Анри Руар (1833-1912). Сад. Около 1875 г. Бумага, акварель.
Другие подробности неизвестны.
«Сад» (около 1875), по-видимому, представляет собой набросок графитом и акварелью
на текстурированной бумаге.
Анри Руар (1833-1912). Сад. 1875-1885 гг. Бумага, акварель, карандаш.
25,3 х 17,5 см. Институт искусств Чикаго.
Анри Руар (1833-1912). Руины замка на окраине в Ла Салле. 1875-1877 гг. Холст, масло. 48 х 60 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). В деревне Гедра, Нижние Пиренеи. 1878 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $5.000 – 7.000 дол.
Анри Руар (1833-1912). Крестьянка в полях (Paysanne dans les champs). 1876-1879 гг. Холст, масло. 50 x 62 см.
Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Дорога на Mée, недалеко от Мелёна. 1860-1870-е гг.
Холст, масло. 78 х 53 см. Частное собрание.
Марселен Дебутен (1823-1902). Портрет Анри Руара. 1875 г. Офорт. 36,4 х 25,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Марселен Дебутен (1823-1902). Портрет Анри Руара. Фрагмент. 1875 г. Офорт.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Анри Руар был страстным коллекционером, начав с картин Камиля Коро и Франсуа Милле, он берёт у них уроки живописи, которые повлияли на его манеру, а затем покупает картины французских импрессионистов, чтобы собрать одну из первых крупных коллекций их работ. В 1860-е годы он становится страстным поклонником пленэрной живописи, а его собственная манера близка к импрессионистам. С 1868 года он начинает участвовать в выставках и коллекционировать работы современных художников, в том числе Делакруа, Курбе, Домье, Манэ, Берты Моризо, Дега и Тулуза-Лотрека.
Анри Руар (1833-1912). Молодая женщина в саду. 1875 г.
Холст, масло. 54 x 37 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Молодая женщина в саду. Фрагмент. 1875 г. Холст, масло. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912).). Девушка, играющая на мандолине (Музыка). 1875 г. Холст, масло. 81,8 х 100,4 см.
Музей изящных искусств, По, Атлантические Пиренеи, Аквитания, Франция.
На 2-й выставке импрессионистов в 1876 году Анри Руар выставил 10 работ, в том числе 2 рисунка тушью.
Руар был одним из главных организаторов выставки и была только одна краткая рецензия к одной его работе.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с купальщицами. 1876 г. Холст, масло. 151 x 181 см.
Аукцион Stair Sainty, Лондон, 2012 г.
«Пейзаж с купальщицами» (1876) исследует мотив, который, возможно, был вдохновлен Эдуардом Манэ и его
«Завтраком на траве» (1863), хотя по стилю, совершенно непохожем на серию Поля Сезанна «Купальщицы».
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с купальщицами. Фрагмент (1). 1876 г. Холст, масло. 151 x 181 см.
Аукцион Stair Sainty, Лондон, 2012 г.
Эдуард Манэ (1832-1883). Завтрак на траве. 1963 г. Холст, масло. 208 х 264,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с купальщицами. Фрагмент (2). 1876 г. Холст, масло. 151 x 181 см.
Аукцион Stair Sainty, Лондон, 2012 г.
Анри Руар (1833-1912). Деревья в Ла-Квей-ан-Бри. Холст, масло. 73 x 92 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Маленькое дерево перед домом в Ла-Квей-ан-Бри. 1876 г.
Холст, масло. 37 х 44 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Лесной пейзаж с тропинкой в Ла-Квей-ан-Бри. 1876 г. Холст, масло. 38 x 46 см.
Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2018 г.
Анри Руар (1833-1912). Берег реки в сельской местности. 1876 г. Холст, масло. 50 x 65 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Дом в парке. 1876 г. Холст, масло. 60 х 73 см. Музей искусств Хаггерти,
Милуоки, штат Висконсин, США.
Анри Руар (1833-1912). Горный подлесок (Долина Котре). 1877 г. Холст, масло. 60 х 75 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Буколический пейзаж. 1877 г. Холст, масло. 45 х 54 см.
Эдгар Дега (1834-1917). Анри Руар и его дочь Элен (род.1868 г.). 1877 г. Холст, масло. 65 х 77 см.
Частное собрание.
Многие источники указывают о давней дружбе между Анри Руаром и Эдгаром Дега. Дружба между Анри и Эдгаром началась в лицее Луи-ле-Гран, в котором Анри учился в 1846-1849 годах. Затем они потеряли контакты и вновь нашли друг друга во время Франко-прусской войны, где Эдгар Дега служил под командованием Анри Руара, дослужившегося до капитана. После войны, по пятницам Дега обычно обедал в семье Руара. Однажды Дега сказал, что семья Руара была единственной семьей, которая у него была во Франции. Они останутся друзьями на всю жизнь, и один из сыновей Анри Руара, Эрнест, женится на дочери Берты Моризо, станет учеником Дега (кстати, единственным!). За эти годы Дега несколько раз рисовал Анри Руара и его семью, а Руар был постоянным покупателем картин Дега. В каталоге коллекции Руара на распродаже после его смерти в 1912 году упоминается 13 работ Дега.
Апофеоз Дега. Шутливая фотография Эдгара Дега. 1885 г.
Дега сам немного увлекался фотографией, но по его словам ему было жаль времени на это дело,
так как все свое время он отдавал живописи.
Эдгар Дега (1834-1917). Анри Руар и его сын Алексис (род.1869 г.). 1895 г.
Холст, масло. 92,3 x 73,4 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Анри Руара. Эскиз к картине. 1895 г.
Бумага, цветные мел и карандаши.
Анри Руар (1833-1912). Портрет Элен, дочери художника. 1878-1880 гг.
Холст, масло. 46 х 38 см. Частное собрание.
На 3-й выставке импрессионистов в 1877 году Анри Руар выставил 6 работ, в том числе одну работу вне каталога.
Было всего 3 отзыва, в основном просто упоминавшие название картины или помещавшие короткое замечание.
Анри Руар (1833-1912). Натюрморт с геранью. Холст, масло. 72 x 90 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Натюрморт с цветами. Холст, масло. 50 x 61 см.
Аукционный дом Aguttes, Париж, 2012 г.
На 4-й выставке импрессионистов в 1879 году Руар выставил 23 работы, в том числе 14 рисунков, частично выполненных сепией, частично акварелью. Было всего 3 отзыва, все довольно короткие. Критик Гарвард немного добавил похвалы по части рисунков: «Контур, нарисованный тушью, удален с редким мастерством, поверхности подчеркнуты оттенками сепии или несколькими акварельными тонами, которые очень глубокие, без блеска, но полны очарования».
Анри Руар (1833-1912). Одинокая дама с вязанием под большими деревьями. 1879 г.
Холст, масло. 73 х 60 см. Аукционный дом Millon & Associés, Париж, 2020 г.
Анри Руар (1833-1912). Водопад в Руайя (Cascade à Royat). 1879 г.
Холст, масло. 92 x 76 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Венеция. 1879 г. Бумага, акварель. 10 х 16 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
В 1879 году Анри Руар впервые побывал в Венеции, в которой он пишет полотна и акварели.
Анри Руар (1833-1912). Дорога между деревьев (Road with trees). 1880 г. Бумага, акварель. 30 х 45 см.
Анри Руар (1833-1912). Ферма в пригороде Ла-Квей-ан-Бри. 1880 г. Другие подробности неизвестны.
«Ферма в Ла-Квей-ан-Бри» (около 1880 года) показывает фермерский двор загородной собственности семьи к юго-востоку от Парижа. Неизвестно, соответствует ли его необычный точный внешний вид оригиналу или является артефактом воображения.
Анри Руар (1833-1912). Гостиная в ателье художника на улице Лиссабон в Париже. 1880-1884 гг.
Холст, масло. 69 х 90 см. Пти-Пале (Малый дворец), Музей изящных искусств, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Интерьер в Ла-Квин-ан-Бри. Этюд к картине
«Гостиная в ателье художника». 1880-1884 гг. Холст, масло. 56 х 46 см.
Частное собрание.
На 5-й выставке импрессионистов в 1880 году Анри Руар выставил 12 работ, в том числе 8 акварелей, сделанных в Венеции. В пяти из 7 рецензий кратко упоминались эти акварели. Отзывы свидетельствовали о том, что Руар имел больше сходства с Франческо Гварди, Жакмаром и английскими акварелистами, чем с Писсарро и Моне, и что у него не было реформаторских наклонностей. В официальном Салоне он очень легко смешался бы с респектабельной посредственностью, составляющей большинство. Сильвестр заметил: «Вы могли бы спросить, что здесь делает Руар?».
Анри Руар (1833-1912). Сена близ Руана. 1880 г. Холст, масло. 36 х 52 см. Частное собрание.
«Сена близ Руана» (1880) необычна в его работе тем, что в ней изображена промышленность и пароходы на реке.
Анри Руар (1833-1912). Мост в Мелёне. 1880 г. Холст, масло. 47 х 58 см. Частное собрание.
Картина экспонировалась на выставке в Музее изящных искусств Понт-Авена в 2016 году.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с мостом. Холст, масло. 37 x 46 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Фонд Энни и Дени Руара.
Анри Руар (1833-1912). Бретонский пейзаж. 1881 г. Холст, масло.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж в Пиренеях (В стране басков). 1881 г. Холст, масло. 42 х 60 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Пруд в усадьбе Эрмитаж в Ла-Квей-ан-Бри. 1882 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Вид на южный город с пиниями. 1883 г. Дерево, масло. 27 х 54 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Яблони в Ла-Квей-ан-Бри. Дерево, масло. 21 х 35 см.
Аукцион Stockholms Auktionsverk, 2020 г.
Анри Руар (1833-1912). Деревья в сумерках. Этюд. 1880-1886 гг.
Дерево, масло. 22 х 15 см. Частное собрание.
Поль Сезар Эллё (1859-1927). Портрет Анри Руара. Рисунок.
На 6-й выставке импрессионистов в 1881 году Анри Руар выставил 15 работ, многие пейзажи из которых были сделаны в Бретани и на Французской Ривьере. Единственная рецензия принадлежит Сильвестру, который кратко упоминает одну работу.
Пейзажи Анри Руара занимают особое место в его творчестве. Пейзажи Ла-Квей-ан-Бри, мэром которого он был с 1891 года до своей смерти, и его собственность в поместье Эрмитаж дают широкий простор для творчества. Руар - коллекционер Курбе, Коро и Милле, которые познакомили его с живописью, внимательно относится к смене времен года и влиянию света. Желтые и зеленые доминанты отличают его палитру, умело разнообразящую светлые оттенки прозрачными, розовыми, синими и зелеными оттенками, особенно в его композициях, насыщенных водой. Сена и окрестности Руана, Коллиур, где он останавливался с 1879 по 1880 год, Мелён, пейзажи между небом и водой, отражения которых ему нравятся, движение облаков, движение лодок. Его виды на гавань, как и его пейзажи, поддерживаются крупным передним планом, позволяющим сделать объект более правдоподобным.
Анри Руар (1833-1912). Элен Руар читает в саду в Мелёне. 1880-1885 гг. Холст, масло. 45 х 60 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Дама в профиль. Холст, масло. 46 x 38,5 см.
Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2018 г.
Анри Руар (1833-1912). Портрет девушки в профиль. Холст, масло. 45 х 36 см.
Аукцион Deutsch Auctioneers, Вена, 2020 г.
Анри Руар (1833-1912). Обнаженная, сидящая на белой простыне.
Холст, масло. 92 х 73 см. Аукцион Hôtel Drouot, Париж. 2013 г.
Анри Руар (1833-1912). Лежащая обнаженная. Около 1880 г. Холст, масло. 36 х 44 см.
Частное собрание, Париж.
Его «Лежащая обнаженная» (около 1880 года) также богата мазками кисти и очень живописна.
Анри Руар (1833-1912). Купальщица. Холст, масло. 73,5 х 93 см. Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2013 г.
Анри Руар (1833-1912). Обнаженные в пейзаже. 1895-1912 гг. Холст, масло. 66 x 82 см.
Аукцион Bukowskis - Arts & Business, Стокгольм, 2018 г.
В 1882 году Анри Руар не присоединился к 7-й выставке импрессионистов из солидарности с Дега, который не хотел выставляться, потому что Жан-Франсуа Раффаэлли (1850-1924) не был желанным гостем. Тем не менее Анри и его брат Эрнест Руар платили арендную плату за помещение. Кайботт в своем письме Писсарро не хотел исключать ни Дега, ни Руара. Руар даже пытался убедить Дега расстаться с картинами Раффаэлли.
Анри Руар (1833-1912). Элегантная дама в парке. 1880-1890 гг. Дерево, масло. 73,3 x 91,8 см.
Аукцион Christie’s, Париж, 2010 г. Лот продан за EUR 16.250 евро.
Анри Руар (1833-1912). Женщина с вязанием в саду в Ла-Квей-ан-Бри. 1879-1880 гг.
Холст, масло. 50 х 60 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Мадам Руар за чтением в саду, Ла-Квей-ан-Бри. 1880 г. Холст, масло. 50 х 61 см.
Анри Руар (1833-1912). На террасе в Мелёне. 1880-1885 гг. Литография по картине.
Анри Руар (1833-1912). Городской пейзаж в Мелёне. 1861-1896 гг. Литография по картине.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с фигурами на берегу реки. 1880 г.
Холст, масло. 35 х 28 см.
В 1883 году Анри Руаар прекратил заниматься бизнесом, чтобы сосредоточиться на живописи и коллекционировании. Он продолжал показывать свои картины, достигнув пика на восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году.
На 8-й выставке импрессионистов Анри Руар выставил 27 работ, в том числе 23 акварели, 11 из которых были сделаны в Венеции. Во всех 6 рецензиях упоминались его акварели, но ни одна из них на самом деле не описывает их. Один называет их «бесцветными», другой - что «все одинаково фиолетовое», а третий – «наброски пером и тушью, дополненные акварелью». Февр оценил его картины маслом как «более сдержанные, менее революционные». Одновременно Руар принял участие в дискуссиях о «неподчинении салонным правилам».
Анри Руар (1833-1912). Церковь Сан-Микеле в Изоле близ Венеции. 1880-е гг. Бумага, акварель.73 х 92 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Церковь Сан-Микеле близ Венеции. Около 1883 г. Холст, масло. 50,7 x 61,2 см.
Музей Орсэ, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Вид на церковь на острове в Венецианской лагуне. 1883 г. Бумага, акварель.
15,5 х 23,5 см. Кабинет графики Лувра, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Канал в Венеции. 1883 г. Бумага, акварель. 16,1 х 25,6 см.
Кабинет графики Лувра, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Пристань в порту, во время отлива (Венеция). 1883 г. Бумага, акварель.
23,6 х 28,5 см. Кабинет графики Лувра, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж в Венеции. 1883 г. Рисунок. 19,6 х 27,7 см.
Кабинет графики Лувра, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Канал в Венеции. 1883 г. Бумага, акварель.
27,4 х 17,7 см. Кабинет графики Лувра, Париж.
Анри Руар (1833-1912). Автопортрет. 1880-1886 гг. Холст, масло. 32 х 24,2 см.
Частное собрание.
Полотна Анри Руаром редко датируются. Что касается моделей, то можно идентифицировать его жену Элен, дочь краснодеревщика Якоба Десмальтера и дочь художника Элен, его мачеху мадам Жакоб-Десмальтер. Особняком выделяется по своей постановке обнаженная натура, напоминающая картины Делакруа. Полностью сосредоточенный на своей работе, этот политехнический и промышленный инженер никогда не стремился к известности. Он умел делиться своей страстью к искусству со своими друзьями, привнося в свои работы ту грань подлинности, которая присуща качествам настоящего художника. Скромный Анри Руар при жизни отказывался от любых персональных выставок – его первая ретроспектива состоится в 1912 году в галерее Дюран-Рюэля, –
Эдгар Дега (1834-1917). Дочь Элен Руар в мастерской отца. 1886 г.
Холст, масло. 162,5 х 121 см. Национальная галерея, Лондон.
Картина была подарена Эдгаром Дега и находилась в доме Руара до его смерти.
Берта Моризо (1841-1895). Столовая семьи Руар на авеню Эйлау в Париже. 1880 г.
Анри Руар (1833-1912). Жена Элен за чтением на улице Лиссабон. 1880-1885 гг. Холст, масло. 48 х 60 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Крестьянки на ферме. 1885 г. Холст, масло. 65,9 х 92,2 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Пейзаж с фермой в Бретани. 1885 г. Холст, масло. 66 x 92 см.
Частное собрание, Лондон.
Анри Руар (1833-1912). Лужайка в парке со статуей в Ла-Квей-ан-Бри. 1886 г. Холст, масло. 60 х 72 см.
Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Деревня на опушке леса близ Фонтенбло. 1886 г. Дерево, масло. 40 х 50 см.
Частное собрание.
Анри Руар. Фотография 1900 г. Музей Орсэ, Париж.
Особое внимание в пейзажах Анри Руар уделяет теням, унаследованным от Барбизонской школы, что заставило его рисовать лес, рощи с сильными контрастами, которые можно найти в его интерьерах, погруженных в полумрак, освещенный светом открытого окна. Именно в этом духе он изображает водопад в Руаяле с одной струей, напоминающий тот поток в Оверни, который изобразил Теодор Руссо и который был в его коллекции. Несколько видов интерьера - это возможность познакомиться со знакомым окружением Руара и его семьи. Анфилада классических комнат и стены, покрытые картинами из его коллекции, в которой представлены Делакруа, Ренуар, Сезанн, Мане, Коро, Тулуз-Лотрек, Гоген, Дега.
Анри Руар (1833-1912). Крепость в Каркасоне.1891 г. Холст, масло. 60 х 73 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Вид на маяк в Коллиуре. 1891 г. Холст, масло. 58 х 72 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Вид на маяк в Коллиуре. 1879-1901 гг. Офорт.
Анри Руар (1833-1912). Лестница замка Гримальди в Кань-сюр-Мер. Бумага, акварель. 25 х 27 см.
Музей изящных искусств, Орлеан, Франция.
Анри Руар (1833-1912). Аллея в Ла-Квей-ан-Бри. 1870-1897 гг. Холст, масло. 60 х 73 см.
Музей изящных искусств, По, Атлантические Пиренеи, Аквитания, Франция.
Анри Руар (1833-1912). Аллея в Ла-Квей-ан-Бри. Фрагмент. 1870-1897 гг. Холст, масло. 60 х 73 см.
Музей изящных искусств, По, Атлантические Пиренеи, Аквитания, Франция.
Анри Руар (1833-1912). Аллея в Ла-Квей-ан-Бри. Вариант. 1897 гг. Холст, масло.
Музей изящных искусств, По, Атлантические Пиренеи, Аквитания, Франция.
Анри Руар (1833-1912). Женщина с вязанием в гостиной в Ла-Квей-ан-Бри. 1895-1912 гг.
Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Девушка со любимой собакой на лугу. Дерево, масло. 27,3 х 35,9 см.
Аукцион Bellmans Auctioneers & Valuers, Биллингсхерст, Суссекс, 2015 г.
Анри Руар (1833-1912). В лесу Фонтенбло. Дата неизвестна. Холст, масло. 59,5 х 73,2 см.
Частное собрание.
Пейзаж «В лесу Фонтенбло» (дата неизвестна), возможно, был вдохновлен Камилем Коро, но это уже
реалистическое исследование света, тени и текстуры коры.
Анри Руар в своей мастерской в Париже на улице Лиссабон. Фотография 1900-х гг.
В общей сложности Анри Руар на всех выставках импрессионистов выставил 104 работы, в том числе 34 акварели, 16 рисунков и 2 офорта. Руар был одним из 4-х участников, которые выставлялись 7 или 8 раз. Руар был один из 6 участников, выставивших более 100 работ. Руар был более или менее активен на выставках 1876, 1882 и 1886 годов. Руар действительно бескорыстно одолжил 5 работ, выставленных в 1874-1886 годах. Все это делает его одним из самых важных участников. Тем не менее, его творчество никогда подробно не анализируется и искусствоведы не находят его революционным.
Анри Руар (1833-1912). Женщина, играющая на гитаре. 1885-1890 гг. Холст, масло.
Анри Руар (1833-1912). Женщина в зеленом платье. 1890 г.
Холст, масло. 98 х 85 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Луи Руар за чтением. 1895 г. Бумага, акварель. 37,5 х 39 см. Частное собрание.
Анри Руар (1833-1912). Элегантная дама на лекции. 1895-1912 гг. Холст, масло. 61 x 73,5 см.
Частное собрание.
Анри Руар. Фотография Эдгара Дега, 1895 г.
Анри Руар, по-видимому, продолжал рисовать и коллекционировать картины вплоть до своей смерти в 1912 году. Анри Руар умер 2 января 1912 года в Париже в возрасте 78 лет и похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Семейное захоронение Анри Руара на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Наследие Анри Руара было значительным. После смерти художника в 1912 году устроили распродажу его арт-коллекции. На аукционе тогда представили 285 картин импрессионистов и 77 работ старых мастеров. На второй распродаже 1913 года было выставлено более двухсот картин, среди которых были работы Шардена, Гюбера Робера, Эль Греко и Гойи, а также картины его современников Коро, Милле, Делакруа, Пюви де Шаванна, Курбе, Домье и Ренуара.
В дополнение к одной из крупнейших коллекций импрессионистского искусства, один из его четырех сыновей, Эрнест (1874-1942), продолжил традицию как художник и коллекционер. Интересно, что сын Эрнест Руар родился через четыре месяца после Первой выставки импрессионистов и женился на Жюли Манэ, дочери Берты Моризо и брата Эдуарда Манэ, Эжена.
Генеалогическое дерево семейства Руаров.
Каталог персональной выставки Анри Руара к 100-летию со дня смерти
в Музее Орсэ. Париж, 2012 г.
Почтовый блок Франции с портретом Анри Руара работы Эдгара Дега. 07.03.2022 г.
ИСТОЧНИКИ
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со швед.
Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство», 1974 г.
– 300 стр., илл.