• Авторизация


НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ФРАНЦ ФОН ШТУК / FRANZ VON STUCK (1863-1928), ЧАСТЬ III 20-01-2023 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1905 Автопортрет в мастерской (700x654, 192Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет в мастерской. 1905 г. Дерево, масло. 72,5 х 76 см.
Старая национальная галерея, Берлин.

Франц фон Штук (1863-1928) с поразительной скоростью прошел путь от простого сына мельника до уважаемого мюнхенского художника. Пожалуй, самый известный соучредитель Сецессиона был неотъемлемой частью культурной жизни Мюнхена. Его символизм, в значительной степени определяемый сексуальной составляющей, был явно обусловлен более поздними научными открытиями того времени: теорией эволюции Чарльза Дарвина, а также психоанализом Зигмунда Фрейда. В 1891 году «Сфинкс», главная работа художника, ранее неизвестная широкой публике, была выставлена на торги в нью-йоркском аукционном доме. Штук выставляет напоказ ее имя в верхней части картины - очевидно, он почувствовал побуждение к такому объяснению, поскольку обнаженную женщину без тела льва невозможно идентифицировать как сфинкса, а обнаженное изображение без исторических, мифологических или аллегорических атрибутов неизбежно вызвало бы шумиху. В 1895 г. выставка версии «Сфинкса» в Берлине, заставил кайзера Германии отменить награждение фон Штука большой золотой медалью, на которую он уже был номинирован.


1900 Портрет Франца и Мэри в образах Императора и Императрицы. Х. на дер, м.  49,3  x 49,6 х 3,7 см. Ленбаххаус (700x695, 190Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Франца и Мэри Штук в образах Императора и Императрицы.
1900 г. Холст на дереве, масло. 49,3 x 49,6 х 3,7 см. Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX – начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, – поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, Франц фон Штук пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов.

1903 Путешественники. Der Spaziergan. Дер, м. 67,8 × 69 см. Музей Георга Шефера, Швайнфурт (700x695, 243Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Путешественники. 1903 г. Дерево, масло. 67,8 х 69 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.

1902 Bacchantenzug. Принт. 71 х 95.5 cm (2) (700x426, 114Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Вакханалия. 1902 г. Литография. 71 х 95,5 см.

Incontro. Б.г. Begegnung. Х, м.  63,6 x 79,8 см. Новая Пинако, Мюнхен. (700x551, 91Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Встреча. Холст, масло. 63,6 x 79,8 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.

1903 Борющиеся фавны. Рельеф (700x420, 124Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Борющиеся фавны. 1903 г. Рельеф. Гипс, окрашенный под патину.
62,2 x 100,3 x 3,4 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.

1904 Сусанна и старцы у источника (2) (508x700, 156Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Сусанна и старцы у источника. 1904 г.
Холст, масло. 134,5 x 98 см. Художественный музей Санкт-Галлена, Швейцария.

1904 Салки (Сатир и нимфа Дер, м. 41×42 cm. ЧС (682x700, 242Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Салки (Сатир и нимфа). 1904 г. Дерево, масло. 41 х 42 см.
Частное собрание.

1904 Centauro femmina. Бум, черн. и белый мел, акв.. 29,5 x 22,5 см. ЧС (602x700, 142Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Кентавр-женщина (кентаврисса). 1904 г.
Бумага, черный и белый мел, акварель. 29,5 x 22,5 см.
Частное собрание.

1904 Frau Mary Stuck. Дер, м. 57,5 x 51,2 cm. Вилла Штук (608x700, 202Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау Мэри Штук. 1904 г. Дерево, масло. 57,5 x 51,2 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

1904 Die Gratulantin (594x700, 118Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Доброжелательница (Die Gratulantin). 1904 г. Скан из книги.

1905 Olga Oberhummer, nata Lindpaintner. Карт, паст, каран. 56 x 38,7 см. ЧС (480x700, 92Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Оберхуммер, урожденная Линдпайнтер
(приемная дочь художника). 1905 г. Картон, пастель, карандаш. 56 x 38,7 см.
Частное собрание.

1905 La figlia Mary. Дер, м. 31,2 x 31 с. ЧС (700x693, 106Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри (La figlia Mary). 1905 г. Дерево, масло. 31,2 x 31 см.
Частное собрание.

1904 Фотография Мари  (505x700, 85Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фотография Мэри, дочери художника. 1904 г.

1903 Der Architekt Max Littmann -Х, м. 98,8 x 70 cm. Новая Пинако, Мюнхен (499x700, 98Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Немецкий архитектор Макс Литтманн (1862-1931).
1903 г. Холст, масло. 98,8 x 70 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.

1903 Hans Schreier - Der grosse Mime (452x700, 137Kb)
Ханс Шрайер «Великий мим». Юмористические стихи. Иллюстрации Франца Штука.
Издательство Verlegt bei Hermann Seemann Nachfolger, Лейпциг, 2003 г.

1898 Stuck, Autoritratto in medaglione. Дер, м. 22,7 x 17,9 см. ЧС (350x470, 62Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет в медальоне. 1898 г.
Дерево, масло. 22,7 x 17,9 см. Частное собрание.

1904 Amazzone ferita. Х, м. 64,8 x 76,2 см. Музей Ван Гога, Амстердам ОРИГИНАЛ (700x602, 167Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1904 г. Холст, масло. 64,8 x 76,2 см.
Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

На картине «Раненная амазонка» (1904-1905, Verwundete Amazone) изображена стоящая на коленях амазонка в битве между амазонками и кентаврами, истекающая кровью из раны под грудью, при этом она высоко держала свой защитный щит. Ее внешний вид выражает боль, которую она испытывает, в то время как она полностью обнажена, но все еще носит шлем и металлическую защиту голени. В правом нижнем углу изображена мертвая амазонка, лежащая на земле, в то время как на заднем плане сражаются амазонка и кентавр. Мотив взят не из какого-либо конкретного источника. Картина была сделана по фотографиям модели, позирующей в студии Штука. Художник сделал три варианта картины. Один находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, второй - в Музее Буша-Райзингера в Кембридже, штат Массачусетс, а третий – в частном собрании Катарины Буттикер в Цюрихе.

1905 Verwundete Amazone (Раненая амазонка). Х, м. 62,8 x 72,7 см. Гарвард. ун-т, Кембридж ОРИГИНАЛ 3 (700x609, 136Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1905 г. Холст, масло. 62,8 x 72,7 см.
Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, США.

1904-1905 Раненая амазонка. Карт, м. 90,5 х 103,8 см. ЧС Katharina Büttiker, Zürich ОРИГИНАЛ (700x603, 176Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1904-1905 гг. Картон, масло. 90,5 х 103,8 см.
Галерея Катарины Буттикер, Цюрих, Швейцария.

1904-1905 -- Ран амазон. Эскиз. Х, м. 41 x 49.5 cm. ЧС (700x586, 144Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Эскиз. 1904-1905 гг. Холст, масло. 41 x 49,5 см.
Частное собрание.

1904 Раненая амазонка. Эскиз. Карт, м. 31,5 x 36,5 cm. ЧС (700x640, 227Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Эскиз. 1904 г. Картон, масло. 31,5 x 36,5 см.
Частное собрание.

1904 Раненая амазонка. Этюд для картины, 40.2 x 44 cm. ЧС (700x572, 184Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Этюд к картине. 1904 г. Бумага, сангина. 40,2 x 44 см.
Частное собрание.

1905 Orestes and the Erinyes (599x700, 223Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. 1905 г. Холст, масло. 229 х 207 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.

1905 Orestes and the Erinyes. Фрагмент (466x700, 108Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. Фрагмент (1). 1905 г.
Холст, масло. Национальная галерея современного искусства, Рим.

1905 Orestes and the Erinyes.jpg (700x477, 161Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. Фрагмент (2). 1905 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.

1905 Faun and Young Bacchus, Дер, м. 91 x 91см. ЧС (700x695, 205Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. 1905 г. Дерево, масло. 91 x 91 см.
Частное собрание.

1905 Faun and Young Bacchus, Дер, м. 32 x 32см. ЧС (700x674, 176Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. Эскиз (1). 1905 г. Дерево, масло. 32 x 32 см.
Частное собрание.

1905 Faun and Young Bacchus, Дер, м. 24 x 22см. ЧС (700x696, 223Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. Эскиз (2). 1905 г. Дерево, масло. 24 x 22 см.
Частное собрание.

1899 + Selbstbildnis  Дер, м. 43,5 х 35,2 cm Führermuseum. Germanisches Nationalmuseum, Nürnberg, Deutschland 2 (632x700, 157Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Дерево, масло. 43,5 х 35,2 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.

1905 Борьба за женщину. Дер, м. 90 x 117 см. Гос. Эрмитаж. ОРИГИНАЛ. Поступил из ГМНЗ в 1948. Собр. М.П. Рябушинского (700x531, 125Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. 1905г. Дерево, масло. 89,8 х 116,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В Эрмитаж картина поступила в 1948 г. Передана из Государственного музея нового западного искусства, куда поступила в 1925 г. из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Происходит из собрания М.П. Рябушинского.

Сюжеты большинства картин Франца фон Штука – это отражение брутальности немецкого самосознания рубежа XIX-XX веков и ницшеанской веры в сверхчеловека. Картина «Борьба за женщину» неожиданно выбивается из образов академически-прекрасных сверхлюдей. Сюжет схватки из-за обнаженной женщины двух разъяренных соперников-мужчин символизирует отказ от моральных условностей буржуазной среды, возрождении архаичного героя, проявление сексуальности и агрессивности в человеке. Картину хочется вписать в контекст ницшеанства, фрейдизма и прочих философских учений. Ее героев отличает особая грубая пластика фигур, подчеркнутая с помощью линии. Довольно большой размер картины, деревянная основа – более архаичная, по сравнению с холстом - только усиливают впечатление примитивной силы, заложенной в героях этого произведения.

1905 Борьба за женщину. Фрагмент (637x700, 141Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. Фрагмент. 1905 г. Дерево, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Этому мотиву «Борьба за женщину» художник посвятил 25 картин, при работе над которыми он нередко использовал собственные фотографии. Фон Штук стремился обновить классическую мифологию, используя символизм линии и колорита, создавая новый тип обнаженной фигуры - монументальной и чувственной. Стремясь восславить силу вслед за Фридрихом Ницше, он становится выразителем арийской идеи своего времени, что объясняет его огромный успех в Мюнхене.

1905 Борьба за женщину. Дер, м. 90 х 117 см. ЧС (700x530, 87Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. Вариант. 1905 г. Дерево, масло. 90 х 117 см.
Частное собрание.

1905 -1927 Борьба за женщину. Эскиз. Дер, м. 71 x 73 см. ЧС (700x507, 148Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. 1927 г. Дерево, масло. 71 x 73 см.
Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2007 г. Лот продан за EUR 21.600 евро.

1906 Cavalcata di centauro. Холст, масло. Наездник кентавра. Х, м. Музей Висбадена (700x672, 180Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Наездница кентавра. 1906 г. Холст, масло. Музей Висбадена, Германия.

1905 La danza. Стенная роспись. Вилла Штук (700x604, 185Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Танец. Стенная роспись. 1905 г. Музей вилла Штука, Мюнхен.

1905 Вакханалия. Дер, м. 104,8 x 92,2 см. Кристис НЙ 2019 (622x700, 118Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Вакханалия. 1905 г. Дерево, масло. 104,8 x 92,2 см.
Частное собрание.

1905 Женский портрет (Под портиком)Дер, м. 68 x 55,6 см. ЧС (532x700, 159Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет (Под портиком). 1905 г.
Дерево, масло. 68 x 55,6 см. (рама). Частное собрание.

1905 Женский портрет (Под портиком) (2) (591x700, 157Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет (Под портиком). 1905 г.
Дерево, масло. 68 x 55,6 см. Частное собрание.

1906 Ritratto di una signora. Х, м. 66 x 54 см. ЧС (569x700, 123Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы. 1906 г. Холст, масло. 66 x 54 см.
Частное собрание.

1905 до. Portrait of a young woman, en profil. Дер, масло, мел. 58 x 50.5 cm. ЧС (603x700, 60Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет молодой женщины в профиль. 1905 г.
Дерево, масло, мел. 58 x 50,5 см. Частное собрание.

1905 Portrait der Tochter Mary. Карт, паст. 54,7 cm x 47,5 cm, Вилла Штук (547x700, 77Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри. 1905 г.
Картон, пастель. 54,7 x 47,5 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.

1899 Stuck, Autoritratto. Холст, масло. Музей ИЗО Лейпцига (593x700, 78Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия.

В 1897 году американский художник Джеймс Уистлер основал в Лондоне Международное общество скульпторов, художников и граверов, одним из членов которого стал фон Штук. В 1903 году он был одним из основателей Немецкого союза художников (DKB), а также членом расширенного совета директоров Немецкого союза художников в качестве члена жюри. На первой выставке Союза в 1904 году, организованной еще «Мюнхенским сецессионом», Штук был представлен четырьмя большими картинами маслом.

1906 Весна — копия (700x573, 128Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Весна. 1906 г. Иллюстрация из статьи художника
«Как я пришел к Уистлеру». Скан их книги.

1905 Плакат IX Международной выставки искусства, Мюнхен (3) (565x700, 224Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Плакат IX Международной выставки искусства.
Мюнхен, 1905 г.

1905 Портрет Л. ван Бетховена. Дер, м. 55×46 cm. Парижская филармония (583x700, 99Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. 1905 г.
Дерево, масло. 55 x 46 см. Парижская филармония, Париж.

1905 Портрет Людвига ван Бетховена. Дер, м. 62.2 x 49.3 cm. Кристис Париж 2005. Прод. EUR 28,800 (550x700, 99Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. 1905 г.
Дерево, масло. 62,2 x 49,3 см. Частное собрание.

1905 Портрет Людвига ван Бетховена. (480x700, 51Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. Вариант. 1905 г.

1905-1896 Маска Бетховена (Maschera di Beethoven) Дер, м. 48 x 39,6 см. ГМИИ им.Пушкина (580x700, 76Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Маска Бетховена (Maschera di Beethoven). 1896-1905 гг.
Дерево, масло. 48 x 39,6 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1906 Die Tänzerin Saharet. Х, м. 104 cm x 91 cm. Ленбахаус (602x700, 135Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица Сахарет. 1906 г. Холст, масло. 104 x 91 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

1906 Die Tänzerin Saharet. Frauenkopf - Führermuseum. Дер, м. 38 x 32,5 см. ХМ Олденбурга, Герм (583x700, 157Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет танцовщицы Сахарет. 1906 г.
Дерево, масло. 38 x 32,5 см. Городской музей Ольденбурга, Германия.

1906 Portrait d’Augusta de Osa. Х, м. 58 x 51,5 cm. ЧС (643x700, 113Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Августы де Оса.1906 г. Холст, масло. 58 x 51,5 см.
Частное собрание.

1900 Autoritrattо. Дер (бук), гуашь. 31,5 x 27 см. Музей Штуттгарта (596x700, 99Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1900 г. Дерево (бук), гуашь. 31,5 x 27 см.
Художественный музей Штутгарта, Германия.

К этому времени Франц фон Штук достиг высокого общественного признания. 9 декабря 1905 года принц-регент Баварии Луитпольд наградил его «Орденом за заслуги перед Баварской короной» (в степени Рыцарский крест Баварского престола). С этим было связано присвоение личного дворянского звания, и ему было разрешено называть себя «Франц Риттрих фон Штук» после внесения в дворянскую матрицу 2 января 1906 года.

1905 Il principe reggente Luitpold di Baviera. Х, м. 56,5 x 46 см. Historisches Museum der Pfalz, Speyer, Deutschland (2) (591x700, 175Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд. 1905 г.
Холст, масло. 84,5 x 72 см. Исторический музей Пфальца, Шпайер, Германия.

1905 Il principe reggente Luitpold di Baviera. Х, м. 202 x 114 см. Ludwig-Maximilians-Universität, München, (420x700, 104Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд. 1905 г.
Холст, масло. 202 x 114 см. Университет Людвига-Максимилиана, Мюнхен.

1905 PORTRAIT OF A MAN IN SPANISH COSTUME. Карт, м. 48,7 x 36 cm. Аук Лемпертц, Кёльн,  (515x700, 154Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет господина в испанском костюме. Эскиз.
1905 г. Картон, масло. 48,7 x 36 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2010 г.

1906 Портрет Мэри, дочери художника в красной шляпеХ, м. 42,5 x 37,3 см. ЧС (2) (611x700, 209Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри, дочери художника в красной шляпе.
1906 г. Холст, масло. 42,5 x 37,3 см. Частное собрание.

1906 Mary von Stuck mit Riegelhaube in Münchner Tracht, Карт, паст, гуашь. 39,5 cm x 34,5 cm. Вилла Штук (700x700, 141Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри фон Штук в мюнхенском костюме с капюшоном. 1906 г.
Картон, пастель, гуашь. 39,5 x 34,5 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.

1906 Mary in costume tradizionale di Monaco. Карт, паст, каран. 27,5 x 19 сm. ЧС (666x700, 95Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в мюнхенском национальном костюме. 1906 г.
Картон, пастель, мел. 27,5 x 19 см. Аукцион Christie’s, Амстердам, 2017 г.

1906 Mary Stuck in costume tradizionale di Monaco. Карт, паст. 48 x 44 см. ЧС (616x700, 117Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в мюнхенском национальном костюме. 1906 г.
Картон, пастель. 48 x 44 см. Частное собрание.

1906 Портрет дочери Мэри с голубыми бантами. Карт, паст, уголь. 51,3 x 45,8 см.Konrad Bayer Kunsthandel, Hammerland, Герм (637x700, 101Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри с голубыми бантами. 1906 г.
Картон, пастель, уголь. 51,3 x 45,8 см. Галерея Конрада Байера, Мюнхен.

1906 Портрет дочери Мари. Дер, м. 32 х 30 см. ЧС (651x700, 168Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри. 1906 г. Дерево, масло. 32 х 30 см.
Частное собрание.

1905 Фотография Мари, с которой Штук рисовал ее разные портреты (528x700, 73Kb)
Фотография дочери Мэри, с которой Франц фон Штук рисовал ее разные портреты. 1905 г.

После вручения принц-регентом Баварии Луитпольдом «Ордена за заслуги перед престолом» Францу фон Штуку, его слава распространилась на всю германскую империю и за ее пределы. С этого времени и до конца своей жизни фон Штук получал дальнейшие общественные почести со всей Европы. Он продолжал пользоваться большим уважением среди молодых художников в качестве профессора Мюнхенской академии, даже после того, как его художественные стили вышли из моды.

1906 Портрет немецкого физика Лео Гретца (1856-1941), Oil on Canvas (593x700, 124Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет немецкого физика Лео Гретца. 1906 г. Холст, масло.
Лео Гретц (1856-1941) – изобретатель простейшего однофазного выпрямителя «мост Гретца» на четырёх
полупроводниковых диодах, который до сих пор используется в радиоаппаратуре и электротехнике.

1907 Großherzog Ernst Ludwig, Öl auf Leinwand; Schlossmuseum Darmstadt (2) (553x700, 113Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Великий герцог Эрнст Людвиг. 1907 г. Холст, масло.
Дармштадтский замок-музей, Германия.

1907 Portrait du Grand-Duc Ernst Ludwig, Louis V de Hesse Fondateur de la colonie d'artistes de Darmstadt. Карт, м. 52 x 46,5 см (629x700, 161Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет великого герцога Эрнста Людвига, Людовика V
Гессенского, основателя Дармштадтской колонии художников. 1907 г. Картон, масло. 52 x 46,5 см.
Институт Матильденхеэ. Муниципальная коллекция произведений искусства Дармштадта, Германия.

1906 Танцовщица SAHARET. Х, м. 52,5 x 47,5 см. ЧС (663x700, 189Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица Сахарет. 1906 г. Холст, масло. 52,5 x 47,5 см.
Частное собрание.

1908 Женский портрет. К, м. (Аукцион) (2) (575x700, 95Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1908 г. Картон, масло. 57 х 49,5 см.
Частное собрание.

1906 Фавн и нимфа. Бронза. (Ск-ра) (383x700, 63Kb)1906-1918 Фавн и русалка. Бронза патинир. Н=53,8 cm. Вилла Штука (366x700, 44Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). 1-2. Фавн и нимфа. 1906-1918 гг. Бронза.

1906 Фон Штук в костюме Саломеи. Этюд к картине (504x700, 91Kb)
Франц фон Штук в костюме Саломеи. Фотоэтюд к картине, 1906 г.

В 1906 году Франц фон Штук создает свой обольстительный образ Саломеи. «Саломея» - название двух картин Штука, написанных маслом по дереву. На них изображена Саломея, дочь Ирода II и Иродиады, историческая и библейская фигура, танцующая от радости, когда слуга приносит ей голову Иоанна Крестителя. Украшающие грудь Саломеи голубые украшения, трактованные как экзотический орнамент, причудливые геометрические подвески, символизируют ее неземное происхождение и связь с космосом. Штук был вдохновлен, среди прочего, современной пьесой Оскара Уайльда, в центре внимания которой Саломея в роли роковой женщины (1894). Образ Саломеи вдохновил Рихарда Штрауса на сочинение оперы «Саломея» в 1905 году.

1906 Саломея. Вариант (503x700, 199Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. 1906 г. Холст, масло. 47 x 26 см.
Частное собрание.

Фон картины состоит из черного звездного неба с мерцающими золотыми, красными и белыми звездами. На полном портрете нижняя часть занята светлой балюстрадой, за которой видны несколько домов с освещенными красным окнами, а в самом низу - светлый пол. Эти элементы помещают сцену в пространственную перспективу. На левом краю картины перед парапетом изображен другой человек. Этот человек в красном - Ирод Антипа, который внимательно наблюдает за танцовщицей.


1906 Саломея Dancing. 26 x 47 cm (387x700, 118Kb)1906 Мэри фон Штук Старшая. Фотоэтюд к каартине Саломея (467x700, 107Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Саломея. Фрагмент. 1906 г. Холст, масло. 47 х 26 см. Частное собрание.
2. Мэри фон Штук старшая. Фотоэтюд к каартине «Саломея». 1906 г.

1906 Саломея-1 (в раме) (700x686, 188Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. 1906 г. Холст, масло. 114,5 х 92 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

1906 Саломея-Х, м. 62×115 cm, Ленбахаус (557x700, 99Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фрагмент (1). 1906 г. Холст, масло.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
1906 Саломея-1 (фрагмент) (700x542, 84Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фрагмент (2). 1906 г. Холст, масло.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

1906 Саломея. Этюд. Древесный уголь, цветные мелки и темпера на картоне. 54 x 45,5 см. ЧС (598x700, 138Kb)
Франц фон Штук (1863-1928)ю Саломея. Этюд. 1906 г.
Картон, уголь, цветные мелки, темпера. 54 x 45,5 см. Частное собрание.

1906 Саломея. (Модель Мод Аллен. Нью-Йоркская публичная библ-ка) (635x700, 94Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фотоэтюд. Модель Мод Аллен. 1906 г.
Нью-Йоркская публичная библиотека.

1900-е начало. Franz von Stuck [2] (532x700, 98Kb)
Франц фон Штук. Фотография, начало 1900-х гг.

Франц фон Штук продолжал пользоваться большим уважением среди молодых художников в качестве профессора Мюнхенской академии, даже после того, как его художественные стили стали менее модными. В 1906 г. фон Штук вступил в Союз монистов. Немецкий союз монистов был вольнодумной организацией начала ХХ века. Он был основан в 1906 г. в Йене под руководством естествоиспытателя Эрнста Геккеля. Целью Конфедерации была организация и распространение монистического мировоззрения. Первоначально Союз имел большой приток, и к 1912 г. он набрал 6000 членов, в том числе ряд известных имен. Основное направление было интернационалистским и пацифистским, однако редко было достигнуто единодушие по актуальным вопросам. Внутри конфедерации, в частности, предметом споров были вопросы отношения к Первой мировой войне и Ноябрьской революции в Германии. Различные изменения произошли в период Веймарской республики. В 1929 г. Конфедерация все еще насчитывала 3200 членов. Союз был запрещен и распущен национал-социалистами 16 декабря 1933 г.

1907-1915 Портрет Мэри фон Штук в костюме тореро Дер (липа), м. 51 х 48 см. Гал Новые мастера, Дрезден. (638x700, 195Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри фон Штук в костюме тореро. 1907-1915 гг.
Дерево (липа), масло. 51 х 48 см. Галерея новых мастеров, Дрезден.

1906-1920 Мэри, дочь художника. Дер, м. 51 x 49,5 см. Музей Атенеум, Хельсинки (659x700, 142Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри, дочь художника. 1906-1920 гг. Дерево, масло. 51 x 49,5 см.
Музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия.

1908 München Portrait von Mary. (Аукцион_ (700x700, 157Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Мюнхенский портрет дочери Мэри. 1908 г. Дерево, масло. D=30,5 см.
Частное собрание.

1908 Daughter Mary with a frilly hat. Карт, паст. 38   x 38 cm. Вилла Штук (700x696, 155Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в шляпке с оборками. 1908 г. Картон, пастель. 38 x 38 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

1909 Portrait of Daughter Mary Wearing a Frilly Hat. Карт, паст. 49,5 x 41,6 см. Кол. Джека Долтона, США (574x700, 112Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в шляпке с оборками. 1909 г.
Картон, пастель. 49,5 x 41,6 см. Коллекция Джека Долтона, США.

1909 Portrait of Daughter Mary Wearing a Frilly Hat. Черно-белый мел, пастель, акварель и гуашь.  47 x 33 см. ЧС (538x700, 101Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в шляпке с оборками. 1909 г.
Черно-белый мел, пастель, акварель и гуашь. 47 x 33 см. Частное собрание.

1907 Olga Lindpaintner. Дер, м. 64 x 53,5 cm. Вилла Штук (594x700, 168Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Линдпайнтер. 1907 г. Дерево, масло. 64 x 53,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

На портрете изображена приемная дочь Франца фон Штука Ольга Оберхуммер (урожденная Линдпайнтер). Ольга Луиза (1884-1981) была дочерью Юлиуса Линдпайнтера, доктора из Мюнхена, и его жены Мэри, которая позже вышла замуж за художника. Отец Ольги умер, когда ей было восемь лет. Штук написал несколько портретов своей приемной дочери: большинство из них были написаны до свадьбы с Хьюго Оберхуммером в 1908 году.

1908 Olga Lindpaintner. Бум, паст. 95 x 75,5 cm. Вилла Штук (2) (546x700, 124Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Линдпайнтер. 1907 г. Бумага, пастель. 95 x 75,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

1907 Ritratto di Olga Oberhummer. Дер, м. 80 x 68 см. ЧС (619x700, 130Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Ольги Оберхуммер. 1908 г. Дерево, масло. 80 x 68 см.
Частное собрание.

1907 -- Olga Oberhummer. Х, м.41,3 x 36 см. Вилла Штука (615x700, 82Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Оберхуммер. 1908 г. Холст, масло. 41,3 x 36 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

1907 Frau E.H. Х, м.122 х 92,6 cm. Ленбаххаус (534x700, 99Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау E.H. 1907 г. Холст, масло. 122 х 92,6 см.
Городской музей Ленбаххаус, Мюнхен.

1907 The Duel.  Х, м. 78.4 x 82.4cm. (FryMuseum, Вашингтон (700x679, 186Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дуэль. 1907 г. Холст, масло. 78,4 x 82,4 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.

1908 Welt Geschichte, book cover (Daulton Collection) (513x700, 139Kb)
Всемирная история. Иллюстрации Франца фон Штука. Издательство Ullstein & Co.,
Берлин, 1908 г. Обложка. Коллекция Джека Долтона, США.

1906 Ex Libris Franz von Stuck, (The Daulton Collection) (350x700, 98Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Экслибрис Франца фон Штука. 1906 г.

1904 Hugo Erfurth, Foto di Franz von Stuck, 1904 (543x700, 87Kb)
Франц фон Штук. Фотография Хуго Эрфурта, 1904 г.

В 1909 году в Венеции состоялась Венецианская биеннале - международная художественная выставка. Участие в Биеннале, которую часто называют «Олимпиадой мира искусства», является престижным событием для всех художников. Итальянская критика особо отметила участие Франца фон Штука на Международной художественной выставке в Венеции, VIII Венецианской биеннале в 1909 году. На выставке художнику был предоставлен отдельный персональный зал, посвященный его творчеству. Фон Штук выставил семнадцать картин, которые с восторгом приняла публика и критики. Предположительно, что среди 17 картин Штука, которые экспонировались на биеннале, были «Инферно (Ад)» и повторение картины «Грех».

1908 Инферно Ад (Фрагмент) Х, м. 128.9 × 209.6 cm МЕТРО ОРИГИНАЛ (700x521, 128Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). 1908 г. Холст, масло. 128,9 х 209,6 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк (оригинал репродукции на сайте музея).
Картина приобретена у частного лица по завещанию Джулии У. Эммонс в 2017 году, которая была куплена
ей в 1997 году на аукционе Christie’s в Лондоне. Сумма покупки не указывается.

1908 Инферно. МЕТРО (700x433, 120Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). 1908 г. Холст, масло. 128,9 х 209,6 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Название этой картины отсылает к средневековому эпосу Данте Алигьери о путешествии через ад. Хотя фон Штук использовал традиционные символы подземного мира - змею, демона и пылающую землю, - диссонирующие цвета и стилизованные, преувеличенные позы поразительно современны. Для картины он разработал специальную раму. Образы Штука, вероятно, были вдохновлены скульптурами Огюста Родена на «Вратах ада», в частности фигурой Мыслителя. Когда «Инферно» дебютировал на выставке современного немецкого искусства в Метрополитен-музее в 1909 году, критики похвалили его «суверенную жестокость». Картина укрепила репутацию Штука, как дальновидного художника, не боящегося исследовать темную сторону психики.

ФОТО МЕТРО (700x466, 81Kb)
Картина Франца фон Штука «Инферно» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в зале экспрессионизма
рядом со скульптурами Огюста Родена. Современная фотография.

1908 Инферно Ад (Фрагмент) Х, м. 128.9 × 209.6 cm МЕТРО (700x525, 109Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (1). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1908 Инферно Ад (Фрагмент) Х, м. 128.9 × 209.6 cm МЕТРО Фрагмент 1 (700x466, 91Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (2). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1908 Инферно Ад (Фрагмент) Х, м. 128.9 × 209.6 cm МЕТРО Фрагмент 2 (504x700, 124Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (3). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1908 Инферно Ад (Inferno) Х, м. Фрагмент. МЕТРО (483x700, 95Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (4). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1908 Ад. Этюд обнаженной натуры для картины.. Studie zum Inferno'. , 48.1x30.4 cm (418x700, 131Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд обнаженной натуры к картине
«Инферно». 1908 г. Бумага, сангина. 48,1 x 30,4 см. Частное собрание.

1908 Медуза. Дер, м. 72 x 82 см. Междунар гал совр иск-ва, Ca′ Pesaro, Venezia, (2) (700x616, 96Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Медуза. 1908 г. Дерево, масло. 72 x 82 см.
Международная галерея современного искусства Ca′ Pesaro, Венеция.

1905 после. Грех. Карт, паст. 50,5  x 48,5 cm. Вилла Штук (680x700, 160Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. После 1905 г. Картон, пастель. 50,5 x 48,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.

1908 Грех. Холст,темп. 88.6 x 54.9 cm. FRYE ART MUSEUM, Вашингтон 2 (566x700, 155Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, темпера. 88,6 x 54,9 см. (рама).
Художественный музей Фрая, Вашингтон.

1908 Грех. Холст,темп. 88.6 x 54.9 cm. FRYE ART MUSEUM, Вашингтон (420x700, 125Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, темпера. 88,6 x 54,9 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.

1908 Грех. Х, м. 101 х 127 х 13,7  cm. Музей Висбадена (554x700, 130Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, масло. 101 х 127 х 13,7 см. (рама).
Музей Висбадена, Германия.

1908 Грех. Х, м. 53 х  89,5 cm. Музей Висбадена (406x700, 59Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, масло. 101 х 127 см.
Музей Висбадена, Германия.

1909 Die Sünde. Х, м., 88 x 53 cm. GAM’s collections, Palermo. (405x700, 80Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1909 г. Холст, масло. 88 x 53 см.
Галерея современного искусства (GAM), Палермо, Италия.

1908 Пан. Дер, м. 49 x 52. см. Муз Георга Шефера, Трафбат. (651x700, 176Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. 1908 г. Дерево, масло. 49 x 52 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.

Пан, игра.щий на сиринге. Карт, м. 28,5 x 29,5 см. ЧС (694x700, 218Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Пан, играющий на сиринге. До 1908 г. Картон, масло. 28,5 x 29,5 см.
Частное собрание.

1908 Пан-2 — копия (292x700, 87Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. 1908 г.
Скан из книги.

1909 Скерцо. Карт, м. 31,8 x 34,8 см. ЧС (697x700, 119Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Скерцо. 1909 г. Картон, масло. 31,8 х 34,8 см. Частное собрание.

Картина Франца фон Штука «Скерцо» изображает рыжеволосую нимфу и фавна, опьянённого неприкрытым желанием. Психоанализ Зигмунда Фрейда был крайне популярен во времена фон Штука и, вероятно, что «Скерцо» визуализирует «теорию влечения» Фрейда. Как можно заметить, в творчестве фон Штука явно прослеживается эротический контекст - своего рода «sekсуализированная» атмосфера и «телесная» раскрепощённость. Кроме того, главными действующими лицами Франца, чаще всего, являются субъекты различных мифологий - нимфы, фавны, кентавры, известные божества и прочие элементы древнейших культур.

1909 Скерцо. Х, м. 78 x 84,5 см. The Museum Revoltella, Trieste. (700x662, 196Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Скерцо. 1909 г. Дерево, масло. 78 x 84,5 см. Музей Револтелла.
Галерея современного искусства, Триест, Италия.

1909 Даная Danae_and_the_Golden_Shower) Х, м. 60.9 by 73 cm. Аук Сотбис 20.10.2022 (700x585, 114Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Даная и золотой дождь. 1909 г. Холст, масло. 60,9 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 20 октября 2022 г. Эстимейт $10.000 - 15.000 дол.

1909 Даная и золотой дождь. Эскиз. Карт, м. 34×29 cm. ЧС (700x556, 184Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Даная и золотой дождь. Эскиз. 1909 г. Картон, масло. 34 х 29 см.
Частное собрание.

1909 Весна. Дер, м. 62,8 x 60,3 cm. Hessisches Landesmuseum, Darmstadt,  (658x700, 191Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Весна. 1909 г. Дерево, масло. 62,8 x 60,3 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт, Германия.

1909 Pluto. 'Die Kraft des Mannes und die weiche Schmiegsamkeit des Weibe', Гёте. Дер, м. 52.5 x 80.5 cm. ЧС (700x632, 116Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Плутон («Сила мужчины и мягкость женщины», И.-В. Гёте). 1909 г.
Дерево, масло. 52,5 x 80,5 см. Частное собрание.

1909 Plutón Кристис Лондон 2014. Прод. GBP 422,500 (700x445, 121Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Плутон («Сила мужчины и мягкость женщины», И.-В. Гёте). Фрагмент.
1909 г. Дерево, масло. 52,5 x 80,5 см. Частное собрание.

1909 gruppo familiare (591x700, 180Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Семейный портрет (Франц фон Штук с женой и дочерью). 1909 г.
Холст, масло. 170 х 140 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.

1908 Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. Дер, м. 52 x 48 cm. Аук Лемпертц, Кёльн, 2009. Прод. 62.400 € (647x700, 186Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. 1908 г.
Холст на дереве, масло. 52 x 48 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2009 г.
Лот продан за EUR 62.400 евро.

1908 Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. Х, м. 103.5 x 91 cm. Аук Лемпертц, Кёльн, 2013. Прод. 61.000 евро (608x700, 130Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. 1908 г.
Холст, масло. 103,5 x 91 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, Кёльн, 2013 г.
Лот продан за EUR 61.000 евро.

1908 Портрет Мари, дочери художника в испанском костюме. Бум,  паст, гуашь. 52 x 49 см. ЧС (643x700, 143Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри, дочери художника в испанском костюме.
1908 г. Картон, пастель, гуашь. 54,5 x 50,5 см. Частное собрание.

1908 Мэри La figlia Mary con cappello. Бум, паст, каран. 55 x 48 см. Кристис Лондон 2002 (700x577, 103Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в шляпе. 1908 г. Бумага, пастель, карандаш. 55 x 48 см.
Частное собрание.

1908 Портрет Мари, дочери художника. Дер, м.-52,6 x 50 см. Галерея Конрада Байера, Мюнхен (678x700, 213Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мари, дочери художника. 1908 г. Дерево, масло. 52,6 x 50 см.
Галерея Конрада Байера, Мюнхен.

1909 Die Tochter des Künstlers mit Kornblumen im Haar. Дер (бук), ЧС РАМА  (694x700, 177Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь художника с васильками в волосах. 1909 г.
Дерево (бук), масло. 56 x 56 см. (рама). Музей искусства и культуры им. Вольфа,
Мюнстер, Германия.

1909 Die Tochter des Künstlers mit Kornblumen im Haar. Дер (бук), Музей искусства и культуры им. Вольфа, Мюнстер, Германия  (700x700, 152Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь художника с васильками в волосах. 1909 г.
Дерево (бук), масло. 56 x 56 см. Музей искусства и культуры им. Вольфа,
Мюнстер, Германия.

1909 Весенний хоровод. Х, темп, м. 115 × 100 см. Муз земли Гессен, Дармшиадт (616x700, 160Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Весенний хоровод. 1909 г. Холст, темпера, масло.
115 х 100 см. Музей земли Гессен, Дармштадт.

1909 Елена. Статуэтка (231x700, 46Kb)
Франц фон Штук (1863-1928). Елена. 1909 г. Статуэтка. Бронза.

1910 Frank Eugene (1865 - 1936) Фотопортрет Ф. фон Штука. Музей Орсэ (497x700, 106Kb)
Франц фон Штук. По фотографии Хуго Эрфурта, 1910 г.

Франц фон Штук долгое время считался представителем мюнхенского стиля модерн. Это также привело к тому, что его вилла, в которой позже разместилась «Ассоциация югендстиля Франца фон Штука», была преобразована в музей в стиле модерн. Историк искусства и временный руководитель музея Александр Раух на выставке Франца фон Штука, представленной в Пассау, Мюнхене, Вене, Ашаффенбурге и т.д. в 1992 году, впервые осознал и подчеркнул реальное большое значение Штука как художника-символиста. Это привело к более высокой переоценке его воздействия в целом. В частности, более поздние работы 1920–х годов, на которые поначалу обращалось гораздо меньше внимания, были признаны в результате значительными творениями немецкого, особенно мюнхенского, символизма.

ИСТОЧНИКИ

2005 Франц фон ШТУК Первый российский альбом. М, Белый город (2) (537x700, 56Kb)
Франц фон ШТУК. Первый российский альбом. Автор текста Игорь Светлов.
Издательство «Белый город», 2005 г. – 48 стр., илл. Отпечатано в Италии.

ФОТО Кассу и др. Энциклопедия символизма. 1998 (542x700, 146Kb)
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – 432 стр., илл. Стр.175-176.

Franz von Stuck’s Thoroughly Modern Histories: 3 1901-1909



(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ФРАНЦ ФОН ШТУК / FRANZ VON STUCK (1863-1928), ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»