Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет в мастерской. 1905 г. Дерево, масло. 72,5 х 76 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Франц фон Штук (1863-1928) с поразительной скоростью прошел путь от простого сына мельника до уважаемого мюнхенского художника. Пожалуй, самый известный соучредитель Сецессиона был неотъемлемой частью культурной жизни Мюнхена. Его символизм, в значительной степени определяемый сексуальной составляющей, был явно обусловлен более поздними научными открытиями того времени: теорией эволюции Чарльза Дарвина, а также психоанализом Зигмунда Фрейда. В 1891 году «Сфинкс», главная работа художника, ранее неизвестная широкой публике, была выставлена на торги в нью-йоркском аукционном доме. Штук выставляет напоказ ее имя в верхней части картины - очевидно, он почувствовал побуждение к такому объяснению, поскольку обнаженную женщину без тела льва невозможно идентифицировать как сфинкса, а обнаженное изображение без исторических, мифологических или аллегорических атрибутов неизбежно вызвало бы шумиху. В 1895 г. выставка версии «Сфинкса» в Берлине, заставил кайзера Германии отменить награждение фон Штука большой золотой медалью, на которую он уже был номинирован.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Франца и Мэри Штук в образах Императора и Императрицы.
1900 г. Холст на дереве, масло. 49,3 x 49,6 х 3,7 см. Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX – начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, – поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, Франц фон Штук пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов.
Франц фон Штук (1863-1928). Путешественники. 1903 г. Дерево, масло. 67,8 х 69 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Вакханалия. 1902 г. Литография. 71 х 95,5 см.
Франц фон Штук (1863-1928). Встреча. Холст, масло. 63,6 x 79,8 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Борющиеся фавны. 1903 г. Рельеф. Гипс, окрашенный под патину.
62,2 x 100,3 x 3,4 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Сусанна и старцы у источника. 1904 г.
Холст, масло. 134,5 x 98 см. Художественный музей Санкт-Галлена, Швейцария.
Франц фон Штук (1863-1928). Салки (Сатир и нимфа). 1904 г. Дерево, масло. 41 х 42 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Кентавр-женщина (кентаврисса). 1904 г.
Бумага, черный и белый мел, акварель. 29,5 x 22,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау Мэри Штук. 1904 г. Дерево, масло. 57,5 x 51,2 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Доброжелательница (Die Gratulantin). 1904 г. Скан из книги.
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Оберхуммер, урожденная Линдпайнтер
(приемная дочь художника). 1905 г. Картон, пастель, карандаш. 56 x 38,7 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри (La figlia Mary). 1905 г. Дерево, масло. 31,2 x 31 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фотография Мэри, дочери художника. 1904 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Немецкий архитектор Макс Литтманн (1862-1931).
1903 г. Холст, масло. 98,8 x 70 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Ханс Шрайер «Великий мим». Юмористические стихи. Иллюстрации Франца Штука.
Издательство Verlegt bei Hermann Seemann Nachfolger, Лейпциг, 2003 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет в медальоне. 1898 г.
Дерево, масло. 22,7 x 17,9 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1904 г. Холст, масло. 64,8 x 76,2 см.
Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
На картине «Раненная амазонка» (1904-1905, Verwundete Amazone) изображена стоящая на коленях амазонка в битве между амазонками и кентаврами, истекающая кровью из раны под грудью, при этом она высоко держала свой защитный щит. Ее внешний вид выражает боль, которую она испытывает, в то время как она полностью обнажена, но все еще носит шлем и металлическую защиту голени. В правом нижнем углу изображена мертвая амазонка, лежащая на земле, в то время как на заднем плане сражаются амазонка и кентавр. Мотив взят не из какого-либо конкретного источника. Картина была сделана по фотографиям модели, позирующей в студии Штука. Художник сделал три варианта картины. Один находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, второй - в Музее Буша-Райзингера в Кембридже, штат Массачусетс, а третий – в частном собрании Катарины Буттикер в Цюрихе.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1905 г. Холст, масло. 62,8 x 72,7 см.
Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, США.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. 1904-1905 гг. Картон, масло. 90,5 х 103,8 см.
Галерея Катарины Буттикер, Цюрих, Швейцария.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Эскиз. 1904-1905 гг. Холст, масло. 41 x 49,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Эскиз. 1904 г. Картон, масло. 31,5 x 36,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненая амазонка. Этюд к картине. 1904 г. Бумага, сангина. 40,2 x 44 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. 1905 г. Холст, масло. 229 х 207 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. Фрагмент (1). 1905 г.
Холст, масло. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Франц фон Штук (1863-1928). Орест и эринии. Фрагмент (2). 1905 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. 1905 г. Дерево, масло. 91 x 91 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. Эскиз (1). 1905 г. Дерево, масло. 32 x 32 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и юный Бахус. Эскиз (2). 1905 г. Дерево, масло. 24 x 22 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Дерево, масло. 43,5 х 35,2 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. 1905г. Дерево, масло. 89,8 х 116,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В Эрмитаж картина поступила в 1948 г. Передана из Государственного музея нового западного искусства, куда поступила в 1925 г. из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Происходит из собрания М.П. Рябушинского.
Сюжеты большинства картин Франца фон Штука – это отражение брутальности немецкого самосознания рубежа XIX-XX веков и ницшеанской веры в сверхчеловека. Картина «Борьба за женщину» неожиданно выбивается из образов академически-прекрасных сверхлюдей. Сюжет схватки из-за обнаженной женщины двух разъяренных соперников-мужчин символизирует отказ от моральных условностей буржуазной среды, возрождении архаичного героя, проявление сексуальности и агрессивности в человеке. Картину хочется вписать в контекст ницшеанства, фрейдизма и прочих философских учений. Ее героев отличает особая грубая пластика фигур, подчеркнутая с помощью линии. Довольно большой размер картины, деревянная основа – более архаичная, по сравнению с холстом - только усиливают впечатление примитивной силы, заложенной в героях этого произведения.
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. Фрагмент. 1905 г. Дерево, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Этому мотиву «Борьба за женщину» художник посвятил 25 картин, при работе над которыми он нередко использовал собственные фотографии. Фон Штук стремился обновить классическую мифологию, используя символизм линии и колорита, создавая новый тип обнаженной фигуры - монументальной и чувственной. Стремясь восславить силу вслед за Фридрихом Ницше, он становится выразителем арийской идеи своего времени, что объясняет его огромный успех в Мюнхене.
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. Вариант. 1905 г. Дерево, масло. 90 х 117 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Борьба за женщину. 1927 г. Дерево, масло. 71 x 73 см.
Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2007 г. Лот продан за EUR 21.600 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Наездница кентавра. 1906 г. Холст, масло. Музей Висбадена, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Танец. Стенная роспись. 1905 г. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Вакханалия. 1905 г. Дерево, масло. 104,8 x 92,2 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет (Под портиком). 1905 г.
Дерево, масло. 68 x 55,6 см. (рама). Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет (Под портиком). 1905 г.
Дерево, масло. 68 x 55,6 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы. 1906 г. Холст, масло. 66 x 54 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет молодой женщины в профиль. 1905 г.
Дерево, масло, мел. 58 x 50,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри. 1905 г.
Картон, пастель. 54,7 x 47,5 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия.
В 1897 году американский художник Джеймс Уистлер основал в Лондоне Международное общество скульпторов, художников и граверов, одним из членов которого стал фон Штук. В 1903 году он был одним из основателей Немецкого союза художников (DKB), а также членом расширенного совета директоров Немецкого союза художников в качестве члена жюри. На первой выставке Союза в 1904 году, организованной еще «Мюнхенским сецессионом», Штук был представлен четырьмя большими картинами маслом.
Франц фон Штук (1863-1928). Весна. 1906 г. Иллюстрация из статьи художника
«Как я пришел к Уистлеру». Скан их книги.
Франц фон Штук (1863-1928). Плакат IX Международной выставки искусства.
Мюнхен, 1905 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. 1905 г.
Дерево, масло. 55 x 46 см. Парижская филармония, Париж.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. 1905 г.
Дерево, масло. 62,2 x 49,3 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Людвига ван Бетховена. Вариант. 1905 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Маска Бетховена (Maschera di Beethoven). 1896-1905 гг.
Дерево, масло. 48 x 39,6 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица Сахарет. 1906 г. Холст, масло. 104 x 91 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет танцовщицы Сахарет. 1906 г.
Дерево, масло. 38 x 32,5 см. Городской музей Ольденбурга, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Августы де Оса.1906 г. Холст, масло. 58 x 51,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1900 г. Дерево (бук), гуашь. 31,5 x 27 см.
Художественный музей Штутгарта, Германия.
К этому времени Франц фон Штук достиг высокого общественного признания. 9 декабря 1905 года принц-регент Баварии Луитпольд наградил его «Орденом за заслуги перед Баварской короной» (в степени Рыцарский крест Баварского престола). С этим было связано присвоение личного дворянского звания, и ему было разрешено называть себя «Франц Риттрих фон Штук» после внесения в дворянскую матрицу 2 января 1906 года.
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд. 1905 г.
Холст, масло. 84,5 x 72 см. Исторический музей Пфальца, Шпайер, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд. 1905 г.
Холст, масло. 202 x 114 см. Университет Людвига-Максимилиана, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет господина в испанском костюме. Эскиз.
1905 г. Картон, масло. 48,7 x 36 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2010 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри, дочери художника в красной шляпе.
1906 г. Холст, масло. 42,5 x 37,3 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри фон Штук в мюнхенском костюме с капюшоном. 1906 г.
Картон, пастель, гуашь. 39,5 x 34,5 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в мюнхенском национальном костюме. 1906 г.
Картон, пастель, мел. 27,5 x 19 см. Аукцион Christie’s, Амстердам, 2017 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в мюнхенском национальном костюме. 1906 г.
Картон, пастель. 48 x 44 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри с голубыми бантами. 1906 г.
Картон, пастель, уголь. 51,3 x 45,8 см. Галерея Конрада Байера, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри. 1906 г. Дерево, масло. 32 х 30 см.
Частное собрание.
Фотография дочери Мэри, с которой Франц фон Штук рисовал ее разные портреты. 1905 г.
После вручения принц-регентом Баварии Луитпольдом «Ордена за заслуги перед престолом» Францу фон Штуку, его слава распространилась на всю германскую империю и за ее пределы. С этого времени и до конца своей жизни фон Штук получал дальнейшие общественные почести со всей Европы. Он продолжал пользоваться большим уважением среди молодых художников в качестве профессора Мюнхенской академии, даже после того, как его художественные стили вышли из моды.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет немецкого физика Лео Гретца. 1906 г. Холст, масло.
Лео Гретц (1856-1941) – изобретатель простейшего однофазного выпрямителя «мост Гретца» на четырёх
полупроводниковых диодах, который до сих пор используется в радиоаппаратуре и электротехнике.
Франц фон Штук (1863-1928). Великий герцог Эрнст Людвиг. 1907 г. Холст, масло.
Дармштадтский замок-музей, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет великого герцога Эрнста Людвига, Людовика V
Гессенского, основателя Дармштадтской колонии художников. 1907 г. Картон, масло. 52 x 46,5 см.
Институт Матильденхеэ. Муниципальная коллекция произведений искусства Дармштадта, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица Сахарет. 1906 г. Холст, масло. 52,5 x 47,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1908 г. Картон, масло. 57 х 49,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1-2. Фавн и нимфа. 1906-1918 гг. Бронза.
Франц фон Штук в костюме Саломеи. Фотоэтюд к картине, 1906 г.
В 1906 году Франц фон Штук создает свой обольстительный образ Саломеи. «Саломея» - название двух картин Штука, написанных маслом по дереву. На них изображена Саломея, дочь Ирода II и Иродиады, историческая и библейская фигура, танцующая от радости, когда слуга приносит ей голову Иоанна Крестителя. Украшающие грудь Саломеи голубые украшения, трактованные как экзотический орнамент, причудливые геометрические подвески, символизируют ее неземное происхождение и связь с космосом. Штук был вдохновлен, среди прочего, современной пьесой Оскара Уайльда, в центре внимания которой Саломея в роли роковой женщины (1894). Образ Саломеи вдохновил Рихарда Штрауса на сочинение оперы «Саломея» в 1905 году.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. 1906 г. Холст, масло. 47 x 26 см.
Частное собрание.
Фон картины состоит из черного звездного неба с мерцающими золотыми, красными и белыми звездами. На полном портрете нижняя часть занята светлой балюстрадой, за которой видны несколько домов с освещенными красным окнами, а в самом низу - светлый пол. Эти элементы помещают сцену в пространственную перспективу. На левом краю картины перед парапетом изображен другой человек. Этот человек в красном - Ирод Антипа, который внимательно наблюдает за танцовщицей.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Саломея. Фрагмент. 1906 г. Холст, масло. 47 х 26 см. Частное собрание.
2. Мэри фон Штук старшая. Фотоэтюд к каартине «Саломея». 1906 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. 1906 г. Холст, масло. 114,5 х 92 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фрагмент (1). 1906 г. Холст, масло.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фрагмент (2). 1906 г. Холст, масло.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928)ю Саломея. Этюд. 1906 г.
Картон, уголь, цветные мелки, темпера. 54 x 45,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Саломея. Фотоэтюд. Модель Мод Аллен. 1906 г.
Нью-Йоркская публичная библиотека.
Франц фон Штук. Фотография, начало 1900-х гг.
Франц фон Штук продолжал пользоваться большим уважением среди молодых художников в качестве профессора Мюнхенской академии, даже после того, как его художественные стили стали менее модными. В 1906 г. фон Штук вступил в Союз монистов. Немецкий союз монистов был вольнодумной организацией начала ХХ века. Он был основан в 1906 г. в Йене под руководством естествоиспытателя Эрнста Геккеля. Целью Конфедерации была организация и распространение монистического мировоззрения. Первоначально Союз имел большой приток, и к 1912 г. он набрал 6000 членов, в том числе ряд известных имен. Основное направление было интернационалистским и пацифистским, однако редко было достигнуто единодушие по актуальным вопросам. Внутри конфедерации, в частности, предметом споров были вопросы отношения к Первой мировой войне и Ноябрьской революции в Германии. Различные изменения произошли в период Веймарской республики. В 1929 г. Конфедерация все еще насчитывала 3200 членов. Союз был запрещен и распущен национал-социалистами 16 декабря 1933 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри фон Штук в костюме тореро. 1907-1915 гг.
Дерево (липа), масло. 51 х 48 см. Галерея новых мастеров, Дрезден.
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри, дочь художника. 1906-1920 гг. Дерево, масло. 51 x 49,5 см.
Музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия.
Франц фон Штук (1863-1928). Мюнхенский портрет дочери Мэри. 1908 г. Дерево, масло. D=30,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в шляпке с оборками. 1908 г. Картон, пастель. 38 x 38 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в шляпке с оборками. 1909 г.
Картон, пастель. 49,5 x 41,6 см. Коллекция Джека Долтона, США.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в шляпке с оборками. 1909 г.
Черно-белый мел, пастель, акварель и гуашь. 47 x 33 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Линдпайнтер. 1907 г. Дерево, масло. 64 x 53,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
На портрете изображена приемная дочь Франца фон Штука Ольга Оберхуммер (урожденная Линдпайнтер). Ольга Луиза (1884-1981) была дочерью Юлиуса Линдпайнтера, доктора из Мюнхена, и его жены Мэри, которая позже вышла замуж за художника. Отец Ольги умер, когда ей было восемь лет. Штук написал несколько портретов своей приемной дочери: большинство из них были написаны до свадьбы с Хьюго Оберхуммером в 1908 году.
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Линдпайнтер. 1907 г. Бумага, пастель. 95 x 75,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Ольги Оберхуммер. 1908 г. Дерево, масло. 80 x 68 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Ольга Оберхуммер. 1908 г. Холст, масло. 41,3 x 36 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау E.H. 1907 г. Холст, масло. 122 х 92,6 см.
Городской музей Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Дуэль. 1907 г. Холст, масло. 78,4 x 82,4 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Всемирная история. Иллюстрации Франца фон Штука. Издательство Ullstein & Co.,
Берлин, 1908 г. Обложка. Коллекция Джека Долтона, США.
Франц фон Штук (1863-1928). Экслибрис Франца фон Штука. 1906 г.
Франц фон Штук. Фотография Хуго Эрфурта, 1904 г.
В 1909 году в Венеции состоялась Венецианская биеннале - международная художественная выставка. Участие в Биеннале, которую часто называют «Олимпиадой мира искусства», является престижным событием для всех художников. Итальянская критика особо отметила участие Франца фон Штука на Международной художественной выставке в Венеции, VIII Венецианской биеннале в 1909 году. На выставке художнику был предоставлен отдельный персональный зал, посвященный его творчеству. Фон Штук выставил семнадцать картин, которые с восторгом приняла публика и критики. Предположительно, что среди 17 картин Штука, которые экспонировались на биеннале, были «Инферно (Ад)» и повторение картины «Грех».
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). 1908 г. Холст, масло. 128,9 х 209,6 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк (оригинал репродукции на сайте музея).
Картина приобретена у частного лица по завещанию Джулии У. Эммонс в 2017 году, которая была куплена
ей в 1997 году на аукционе Christie’s в Лондоне. Сумма покупки не указывается.
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). 1908 г. Холст, масло. 128,9 х 209,6 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Название этой картины отсылает к средневековому эпосу Данте Алигьери о путешествии через ад. Хотя фон Штук использовал традиционные символы подземного мира - змею, демона и пылающую землю, - диссонирующие цвета и стилизованные, преувеличенные позы поразительно современны. Для картины он разработал специальную раму. Образы Штука, вероятно, были вдохновлены скульптурами Огюста Родена на «Вратах ада», в частности фигурой Мыслителя. Когда «Инферно» дебютировал на выставке современного немецкого искусства в Метрополитен-музее в 1909 году, критики похвалили его «суверенную жестокость». Картина укрепила репутацию Штука, как дальновидного художника, не боящегося исследовать темную сторону психики.
Картина Франца фон Штука «Инферно» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в зале экспрессионизма
рядом со скульптурами Огюста Родена. Современная фотография.
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (1). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (2). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (3). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франц фон Штук (1863-1928). Инферно (Ад). Фрагмент (4). 1908 г. Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд обнаженной натуры к картине
«Инферно». 1908 г. Бумага, сангина. 48,1 x 30,4 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Медуза. 1908 г. Дерево, масло. 72 x 82 см.
Международная галерея современного искусства Ca′ Pesaro, Венеция.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. После 1905 г. Картон, пастель. 50,5 x 48,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, темпера. 88,6 x 54,9 см. (рама).
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, темпера. 88,6 x 54,9 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, масло. 101 х 127 х 13,7 см. (рама).
Музей Висбадена, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1908 г. Холст, масло. 101 х 127 см.
Музей Висбадена, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1909 г. Холст, масло. 88 x 53 см.
Галерея современного искусства (GAM), Палермо, Италия.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. 1908 г. Дерево, масло. 49 x 52 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан, играющий на сиринге. До 1908 г. Картон, масло. 28,5 x 29,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Пан. 1908 г.
Скан из книги.
Франц фон Штук (1863-1928). Скерцо. 1909 г. Картон, масло. 31,8 х 34,8 см. Частное собрание.
Картина Франца фон Штука «Скерцо» изображает рыжеволосую нимфу и фавна, опьянённого неприкрытым желанием. Психоанализ Зигмунда Фрейда был крайне популярен во времена фон Штука и, вероятно, что «Скерцо» визуализирует «теорию влечения» Фрейда. Как можно заметить, в творчестве фон Штука явно прослеживается эротический контекст - своего рода «sekсуализированная» атмосфера и «телесная» раскрепощённость. Кроме того, главными действующими лицами Франца, чаще всего, являются субъекты различных мифологий - нимфы, фавны, кентавры, известные божества и прочие элементы древнейших культур.
Франц фон Штук (1863-1928). Скерцо. 1909 г. Дерево, масло. 78 x 84,5 см. Музей Револтелла.
Галерея современного искусства, Триест, Италия.
Франц фон Штук (1863-1928). Даная и золотой дождь. 1909 г. Холст, масло. 60,9 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 20 октября 2022 г. Эстимейт $10.000 - 15.000 дол.
Франц фон Штук (1863-1928). Даная и золотой дождь. Эскиз. 1909 г. Картон, масло. 34 х 29 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Весна. 1909 г. Дерево, масло. 62,8 x 60,3 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Плутон («Сила мужчины и мягкость женщины», И.-В. Гёте). 1909 г.
Дерево, масло. 52,5 x 80,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Плутон («Сила мужчины и мягкость женщины», И.-В. Гёте). Фрагмент.
1909 г. Дерево, масло. 52,5 x 80,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Семейный портрет (Франц фон Штук с женой и дочерью). 1909 г.
Холст, масло. 170 х 140 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. 1908 г.
Холст на дереве, масло. 52 x 48 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2009 г.
Лот продан за EUR 62.400 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дочери Мэри в костюме Веласкеса. 1908 г.
Холст, масло. 103,5 x 91 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, Кёльн, 2013 г.
Лот продан за EUR 61.000 евро.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мэри, дочери художника в испанском костюме.
1908 г. Картон, пастель, гуашь. 54,5 x 50,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в шляпе. 1908 г. Бумага, пастель, карандаш. 55 x 48 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Мари, дочери художника. 1908 г. Дерево, масло. 52,6 x 50 см.
Галерея Конрада Байера, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь художника с васильками в волосах. 1909 г.
Дерево (бук), масло. 56 x 56 см. (рама). Музей искусства и культуры им. Вольфа,
Мюнстер, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь художника с васильками в волосах. 1909 г.
Дерево (бук), масло. 56 x 56 см. Музей искусства и культуры им. Вольфа,
Мюнстер, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Весенний хоровод. 1909 г. Холст, темпера, масло.
115 х 100 см. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Франц фон Штук (1863-1928). Елена. 1909 г. Статуэтка. Бронза.
Франц фон Штук. По фотографии Хуго Эрфурта, 1910 г.
Франц фон Штук долгое время считался представителем мюнхенского стиля модерн. Это также привело к тому, что его вилла, в которой позже разместилась «Ассоциация югендстиля Франца фон Штука», была преобразована в музей в стиле модерн. Историк искусства и временный руководитель музея Александр Раух на выставке Франца фон Штука, представленной в Пассау, Мюнхене, Вене, Ашаффенбурге и т.д. в 1992 году, впервые осознал и подчеркнул реальное большое значение Штука как художника-символиста. Это привело к более высокой переоценке его воздействия в целом. В частности, более поздние работы 1920–х годов, на которые поначалу обращалось гораздо меньше внимания, были признаны в результате значительными творениями немецкого, особенно мюнхенского, символизма.
ИСТОЧНИКИ
Франц фон ШТУК. Первый российский альбом. Автор текста Игорь Светлов.
Издательство «Белый город», 2005 г. – 48 стр., илл. Отпечатано в Италии.
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – 432 стр., илл. Стр.175-176.