Фредерик Базиль (1841-1870). Автопортрет с палитрой. 1865 г.
Холст, масло. 108,9 x 71,1 см. Институт искусств Чикаго, Иллинойс.
В каталоге Первой выставки импрессионистов полностью отсутствует имя художника, который немногим более трех лет назад был одним из самых многообещающих представителей нового движения, Фредерика Базиля (1841-1870). Он был убит во время франко-прусской войны, незадолго до своего двадцать девятого дня рождения, когда писал маслом всего около семи лет.
Фредерик Базиль. Фотография из альбома Эдуарда Манэ, 1867 г.
Национальная библиотека Франции, Париж.
Жан Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille) родился 6 декабря 1841 года в богатой семье во Франции, в Монпелье, городе на побережье Средиземного моря. Он был сыном 22-летнего Гастона Базиля и 20-летней Камиллы, урожденной Виаларс. Оба были состоятельного происхождения и принадлежали к протестантской верхушке среднего класса Монпелье. Генеалогию Базилей можно проследить до начала XVII века. Гастон Базиль, изучавший юриспруденцию, также был агрономом, когда его жена унаследовала большую ферму в Мерике. В 1849 году поместье занимало 38 гектаров и оценивалось в 100 000 франков. С 1849 по 1870 год площадь увеличилась с 38 до 60 гектаров, включая 27 виноградников и 32 естественных луга.
Шарль Глейр (1806-1874). Танец вакханок. 1849 г. Холст, масло. 147 х 243 см.
Музей изящных искусств, Лозанна, Швейцария.
Фредерик Базиль вдохновился живописью, когда увидел несколько картин Эжена Делакруа, но его семья хотела, чтобы он изучал медицину. Было достигнуто соглашение, и в 1859 году он начал изучать медицину в университете Монпелье. В ноябре 1862 года Базиль покинул свой родной город, чтобы перевестись на изучение медицины в Париж. Друг познакомил его со студией Шарля Глейра (1806-1874), и в начале 1863 года, Базиль, по-видимому, начал там учиться в дополнение к продолжению своего медицинского образования. У Глейра он познакомился с Клодом Моне в марте или апреле того же года и начал рисовать с ним на пленэре, вероятно, также с Сислеем и Ренуаром, которые разделяли его восхищение Эдуардом Манэ. К концу 1863 года он, по-видимому, добился хороших успехов в учебе у Глейра, хотя его родители стремились напомнить ему о приоритетности его занятий медициной. В январе 1864 года он начал снимать свою первую студию и тем летом отправился в Нормандию вместе с Клодом Моне. Вскоре после этого он провалил медицинские экзамены, бросил учебу и стал заниматься живописью полный рабочий день.
Шарль Глейр (1806-1874). Этюд к картине «Танец вакханок». 1849 г. Бумага, уголь.
Фредерик Базиль (1841-1870). Женская академия (Académie de femme).
1863 г. Бумага, уголь. 62 х 48 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Деревья. Этюд. 1863 г.
Холст, масло. 40 х 27 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Мистическое обручение Святой Екатерины. Копия с картины Веронезе.
1863 г. Холст, масло. 125 x 125 см. Приходская церковь Сен-Мартен, Бон-ла-Ролан, Франция.
Фредерик Базиль (1841-1870). Ферма в Сен-Совере, или Сен-Совер. 1863 г. Холст, масло. 75 х 120 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). В парке Монсо, Париж. 1863 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Лежащая обнаженная. 1864 г. Холст, масло. 70,5 x 190,5 см.
Музей Фабра, Монпелье, Франция.
Фредерик Базиль (1841-1870). Обнажённая, лежащая на боку. Этюд. 1864 г. Холст, масло. 41 x 55 см.
Частное собрание
Фредерик Базиль (1841-1870). Обнажённая женщина, вид со спины. 1864 г.
Холст, масло. 63 х 48 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Спящая собака Рита. 1864 г. Холст, масло. 38 х 45 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Тарелка и суповая крышка. 1864 г. Холст, масло. 27 x 35 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль. Фотография 1865 г.
Уроженец Монпелье, Фредерик Базиль в 1862 году переехал в Париж, чтобы продолжить свое медицинское образование. Параллельно с преподавательской деятельностью он посещал ателье Шарля Глейра, где познакомился с молодыми художниками, которые позже сформировали группу импрессионистов. С их помощью Базиль будет рисовать прямо на пленэре: он особенно был заинтересован в изображении пейзажей и фигур при естественном освещении.
В конце лета, пытаясь убедить свою семью в том, что он серьезно относится к своей карьере в искусстве, Базиль начал работу над своей картиной «Розовое платье» (1864). На картине изображена фигура Терезы де Хур, двоюродной сестры Базиля в возрасте четырнадцати лет. Он нарисовал ее по рисунку, который он сделал в Мерике, с видом на деревню Кастельно-ле-Лез, недалеко от Монпелье. На его рисунке модель смотрела вправо и за пределы картинной плоскости, ее голова была повернута примерно на девяносто градусов по сравнению с тем, что показано на этой картине. Поскольку это была его первая картина, изображающая фигуру в пейзаже, Базиль, похоже, хотел избежать обращения к ее лицу и предпочел, чтобы она смотрела в сторону от зрителя, на открывающийся вид.
Фредерик Базиль (1841-1870). Розовое платье (La Robe Rose). 1864 г.
Холст, масло. 147 x 110 см. Музей Орсэ, Париж.
На Терезе простое платье в розовую и серебристо-серую вертикальную полоску и черный фартук. Она поворачивается спиной к зрителю и устремляет свой взгляд на Рыночную площадь и ее крыши, покрытые оранжевой черепицей в полдень. Чтобы подчеркнуть контраст между дальним и передним планами, есть деревья, обрамляющие второй план. Такое построение было дорого художникам Барбизонской школы, например Теодору Руссо. Здесь эти деревья в тени и фигуру Терезы, подчеркивает яркий полуденный свет, который усиливает контуры.
Эта картина не замечалась публикой до 1910 года, но с тех пор стала признана одной из его главных работ, что удивительно для такого сложного мотива и такого относительного новичка.
Фредерик Базиль (1841-1870). Внутренний двор гостиницы «Белая лошадь» в Шайи,
недалеко от Барбизона. 1864 г. Холст, масло. 36 х 26 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Деревенсккая улица в Шайи. 1865 г.
Холст, масло. 32,5 x 24 см. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Лес в Фонтенбло. 1865 г. Холст, масло. 59 х 73 см.
Музей Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Пейзаж в Шайи. 1865 г. Холст, масло. 81 x 100,3 см.
Институт искусств Чикаго, штат Иллинойс, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Небольшая долина в лесу Фонтенбло. 1865 г. Холст, масло. 52,3 x 65 см.
Частное собрание.
Это полотно, на котором изображен Клод Моне, прикованный к постели из-за травмы ноги, было написано летом 1865 года. В начале этого года Базиль делит свою мастерскую с Моне. Весной последний отправляется в Шайи, в лес Фонтенбло, чтобы позаниматься на свежем воздухе и пообедать на траве. Он настоятельно просит Базиля присоединиться к нему, чтобы служить образцом для подражания. Последний наконец прибывает летом, незадолго до того, как Моне, ставший жертвой несчастного случая, вынужден приостановить свою работу.
Персонажи полотен Фредерика Базиля обычно неподвижны, часто даже немного застывшие. Его склонность к определенному упадку, кажется, вполне соответствует тем особым обстоятельствам, при которых Клод Моне вынужден бездействовать в своей комнате в общежитии.
Фредерик Базиль (1841-1870). Импровизированный полевой госпиталь. 1865 г. Холст, масло. 47 х 62 см.
Музей Орсэ, Париж.
Вспоминая, как он был студентом-медиком, именно Базиль сам смастерил сложную установку, чтобы обеспечить комфорт своему другу. Очевидно, выступая в качестве противовеса, контейнер подвешен на конце двух веревок, в то время как наложенные друг на друга одеяла служат для поднятия травмированной ноги.
Базиль, чье творчество находится между реализмом Курбе и зарождающимся импрессионизмом, бескомпромиссно рассказывает об этом событии. В беспорядке на кровати отчетливо видна светящаяся рана на голени Моне, в то время как его лицо выражает подавленность от того, что его таким образом обездвижили. Интимность сцены свидетельствует о дружеских узах, которые связывают двух мужчин.
Фредерик Базиль (1841-1870). Пейзаж в Сен-Совере. 1865 г. Холст, масло. 60 х 140 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Мастерская художника на улице Фюрстенберг.
1866 г. Холст, масло. 81,2 x 65 см. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Мастерская на улице Висконти. 1867 г.
Холст, масло. 64,8 x 48,3 см. Музей изобразительных искусств Вирджинии,
Ричмонд, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Натюрморт с виноградом и орехами. 1865 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Натюрморт с рыбой. 1866 г. Холст, масло. 63,5 x 81,9 см.
Детройтский институт искусств, штат Мичиган, США.
В мае 1864 года Фредерик Базиль и Клод Моне отправились на побережье Ла-Манша, в Гавр. Это была родина Моне, но Базиль впервые исследовал это побережье. Как ни странно, Базиль написал пляж в Сент-Адресе годом позже, в мае 1865 года, как одну из двух картин для своего дяди. По-видимому, она была частично скопирована с одноименной картины Моне, которая была сделана, когда они вдвоем посетили Сент-Адресс годом ранее. Базиль перестроил яхты и сменил персонал на пляже, но море, небо и береговая линия, по сути, остались прежними.
Фредерик Базиль (1841-1870). Пляж в Сент-Адресе. 1865 г. Холст, масло. 58,4 х 140 см.
Высший художественный музей, Атланта, Джорджия.
Фредерик Базиль (1841-1870). Маленькая итальянская уличная певица. 1866 г.
Холст, масло. 131 x 98 см. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Гладильщица. 1866 г. Холст, масло. 99 x 81,5 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Цветы в горшках. 1866 г. Холст, масло. 100,3 x 80,6 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 17.11.2022 г. Лот продан за $3 млн. 660.000 дол.
Фредерик Базиль (1841-1870). Тереза читает книгу в парке Мерика. 1867 г.
Холст, масло. 92 х 59,2 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2017 г.
Эстимейт $450.000 – 650.000 дол.
Когда осенью Базиль вернулся в Париж, он не вернулся в студию Шарля Глейра, а писал в основном натурщиц в мастерской Клода Моне. В январе 1865 года оба художника вместе переехали в новую студию, расположенную над бывшей квартирой Эжена Делакруа на улице Фюрстенберг.
Фредерик Базиль (1841-1870). Маленький садовник. 1866-1867 гг. Холст, масло. 128 x 168,9 см.
Музей изобразительных искусств Хьюстона, штат Техас, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Молодая женщина играет на пианино. 1866-1867 гг.
Холст, масло. 40,5 x 32,5 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Конец летнего дня. 1866-1867 гг.
Холст, масло. 59,5 x 51,5 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Дама на террасе в Мерике. 1867 г. Холст, масло. 27 x 35 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Автопортрет с отложным воротничком. 1867-1868 гг.
Холст, масло. 54 x 46 см. Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет Альфреда Сислея. 1867 г. Дерево, масло. 27,9 х 31 см.
Частное собрание.
Базиль почти никогда не упоминал Сислея в своей переписке, хотя он был знаком с ним еще в студии Глейра в то же время, что знакомство с Клодом Моне и Ренуаром. Эта картина, несомненно, связана с парижской серией работ художника. На портрете Сислея, который также назывался «Человек с трубкой», Сислей изображен анфас смотрящим на нас, держащим в правой руке трубку, из которой он делает длинные затяжки. Сислей лежит, его голова покоится на чем-то вроде подушки. Его глаза задумчивы, лицо частично скрыто внушительными усами и длинными бакенбардами.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет Огюста Ренуара. 1867 г. Холст, масло.
40,5 x 32,5 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Этот великолепный портрет Ренуара имеет поразительное сходство с тем, что находится в музее Орсэ. Достаточно сравнить два изображенных лица, чтобы отметить их близкое сходство: у обоих один и тот же тонкий нос, одни и те же усы и борода - которые, кстати, также характеризуют Ренуара, нарисованного Фантен-Латуром в групповом портрете. Более того, на обоих картинах Ренуар носит один и тот же пиджак художника и один и тот же синий галстук, который здесь осветляет картину. По этим отличительным чертам, а также по своим эстетическим и техническим аспектам настоящий портрет имеет тесное родство с портретом из музея Орсэ.
Фредерик Базиль (1841-1870). Фрагмент портрета Эдмона Мэтра. 1867 г.
Холст, масло. 35,3 х 28,4 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г.
Эстимейт GBP 70.000 – 100.000 фунтов.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет поэта Поля Верлена (1844-1896).
1867 г. Холст, масло. 57,2 x 41,1 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2015 г.
Лот продан за $610.000 дол.
Клод Моне (1840-1926). Гуляющие Базиль и Камилла. 1865 г.
Холст, масло. 93,5 х 69,5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
В мае 1865 года Фредерик Базиль уехал из города в лес Фонтенбло, где была сосредоточена Барбизонская школа. Там он написал «Пейзаж в Шайи» (1865) в компании с Клодом Моне и, возможно, с Ренуаром и Сислеем. Несмотря на явное влияние барбизонской школы, цвета Базиля стали более яркими и избегали довольно мрачных коричневых и зеленых тонов, типичных для этой школы.
Фредерик Базиль (1841-1870). Терраса в Мерике. 1867 г. Холст, масло. 97 х 128 см.
Музей современного искусства Пти-Пале, Женева, Швейцария.
Фредерик Базиль (1841-1870). Терраса в Мерлике (Олеандр). 1867 г. Холст, масло. 56 x 98 см.
Художественный музей Цинциннати, штат Огайо, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Порт-де-ла-Рейне в Эг-Морте. Королевские ворота. 1867 г.
Холст, масло. 80,6 x 99,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Фредерик Базиль (1841-1870). Натюрморт с подбитой цаплей. 1867 г.
Холст, масло. 98 x 78 см. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Западные крепостные стены Эг-Морта. 1867 г. Холст, масло. 60 х 100 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Базиль впервые захотел рисовать в Эг-Морте, к востоку от Монпелье, летом 1866 года, но попал туда только в мае 1867 года. Затем он создал один из своих самых живописных и блестящих пейзажей Западных крепостных ворот в Эг-Морте (1867), а также несколько других. Крепость Эг-Морт (Forteresse de Aigues-Mortes) находится в 26 км. от Монпелье. Уникальность крепости заключается в том, что Эг-Морт практически неизменным дошёл до наших дней и прекрасно сохранился, несмотря на более чем семисотлетнюю историю. Первый этап работ строительства начался в в 1242 году (!) и продолжался три года при короле Людовике IX. В 1248 г. началось возведение крепостных стен под руководством архитекторов-генуэзцев Гульельмо Бокканегра и Никола Коминелли, однако завершены работы были только в конце XIII – начале XIV веков, при Филиппе III Смелом и Филиппе IV Красивом. Общая протяжённость укреплений составила 1640 метров, стены толщиной 3 метра вознеслись на высоту 11 метров, крепость обороняли двадцать мощных башен, внутрь вели десять хорошо охраняемых ворот.
Фредерик Базиль (1841-1870). Южные крепостные стены Эг-Морта. 1867 г. Холст, масло. 46 х 75,5 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Весной 1867 года Базиль представил на выставку в Салон еще две картины, но обе получили отказ. Он составил петицию, призывающую к созданию нового Салона отверженных, которая была подписана Шарлем-Франсуа Добиньи, выдающимся членом жюри Салона в то время.
Фредерик Базиль (1841-1870). Ваза с цветами на консоли. 1867-1868 гг.
Холст, масло. 130 x 97 см. Музей Гренобля, Франция.
Клод Моне (1840-1926). Женщины в саду. 1866 г. Холст, масло. 255 х 205 см.
Музей Орсэ, Париж.
В отличие от большого полотна Клода Моне «Женщины в саду», которое Базиль только что увидел, каждая из фигур его «Семейного портрета» также представляет собой портрет, и почти все модели смотрят на зрителя, как у фотографа. Само исполнение кажется сдержанным, и Базиль долго ретушировал полотно зимой, прежде чем возобновить его еще год спустя, даже после того, как оно было выставлено в Салоне, заменив маленьких собачек неестественным натюрмортом на полу. Эти колебания и компромиссы, несомненно, объясняют, почему его картина была принята в Салон 1868 года, в то время как более смелые картины Моне были отклонены. Скромный Базиль был удивлен этим, написав, когда жюри согласилось: «Я не знаю, как, скорее всего, они ошиблись!».
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). 1867-1868 гг.
Холст, масло. 152 x 227 см. Музей Орсэ, Париж.
Работу над «Семейным портретом» Базиль начал летом 1867 года, также известным как «Семейное собрание», который он завершил только в январе 1868 года. По-видимому, это была одна из его самых тщательно составленных картин, и он посвятил серию набросков к правильному расположению фигур на террасе.
Фигуры включают Фредерика, втиснутого последним в крайний левый ряд и дядю Эжена де Часа; родителей Базиля, сидящих на скамейке; стоящих двоюродную сестру Базиля Полину де Час и ее мужа; тетю и Терезу де Час (модель для Розового платья), сидящих за столом; брата Базиля Марка и его жену Сюзанну, и крайняя справа – Камилла де Хоурс, младшая из сестер. На столе стоит корзина для шитья. Букет цветов, элегантная женская соломенная шляпка и зонтик разбросаны по земле в центре картины.
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). Фрагмент (1).
Камилла и Гастон, родители художника. 1867-1868 гг. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). Фрагмент (2).
Двоюродная сестра Базиля Полина де Час и ее муж. 1867-1868 гг. Холст, масло.
Музей Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). Фрагмент (3).
Тереза де Час (Модель Розового платья). 1867-1868 гг. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). Фрагмент (4). Брат Базиля Марк,
его жена Сюзанна и Камилла де Хоурс. 1867-1868 гг. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Семейный портрет (Семейное собрание). Фрагмент (5). Натюрморт на полу.
1867-1868 гг. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Визитная карточка Фредерика Базиля - экспонента Салона 1868 года, слева подписанная Базилем,
а справа - графом де Ньеверкерке, суперинтендантом изящных искусств.
В то время такие групповые портреты были исключительными во французском искусстве, хотя они были популярны и в Великобритании, а в прошлом и в Нидерландах. Возможно, неудивительно, что картина была выставлена на Салоне в 1868 году и остается одной из лучших и наиболее новаторских работ Базиля.
Фредерик Базиль (1841-1870). Еще один семейный портрет. 1869 г. Бумага, пастель, уголь. 42 x 32,5 см.
Частное собрание.
Аноним. Женщины в саду. Ранее картина приписывалась Фредерику Базилю. 1848-1914 гг. Холст, масло.
36 х 24 см. Национальный музей замка Компьен. В настоящее время в экспозиции музея Орсэ, Париж.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет брата художника Марка Базиля.
1867-1868 гг. Бумага, уголь. Музей Орсэ, Париж.
Портрет хранится в отделе графики музея Лувр.
Базиль написал еще одну из своих самых известных работ «Вид на деревню» летом 1868 года. Тему для своей картины Базиль снова нашел в поместье Мерик на высотах Монпелье. Под небольшой сосной сидит молодая девушка; она смотрит на нас, в то время как внизу, за лесом Бель-Эйр, медленно текут воды Леза, над которым возвышается деревня Кастельно. Согласно семейной традиции, Базиль взял в качестве модели дочь итальянского фермера-арендатора из Мерика. Ее белое платье в тонкую и сдержанную полоску открывает шею; оно элегантно и наводит на мысль о праздничном или воскресном наряде. Ее расположение и композиция являются вариациями темы, которую он впервые развил в «Розовом платье», и это также напомнило ему о его модели для этой картины, его двоюродной сестре Терезе де Час. С видом на деревню, шедевром Базиля, «открылась новая эра для французской живописи», - писал Гастон Пулен. Вслед за «Розовым платьем» и «Семейным портретом» вид деревни подтверждает интерес Базиля к пленэрной живописи, к постановке фигур в пейзаже.
Фредерик Базиль (1841-1870). Вид на деревню.1868 г. Холст, масло.
137,5 х 85,5 см. Музей Фабра, Монпелье.
Вероятно, Базиль закончил картину осенью или в начале зимы 1868 года, а в следующем году она была выставлена в Салоне. Пюви де Шаванн и несколько критиков были полны похвал за это Базилю. Он также сделал с нее гравюру, единственную гравюру, сделанную с одной из картин Базиля при его жизни. Это остается его самым большим успехом в графике.
Фредерик Базиль (1841-1870). Молодая девушка с закрытыми глазами.
1868 г. Холст, масло. 46,2 х 38,2 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.
Эстимейт GBP 200.000 – 300.000 фунтов.
Фредерик Базиль (1841-1870). Женский портрет. 1868 г. Холст, масло. 41 х 33 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 37.500 дол.
Фредерик Базиль (1841-1870). Гадалка. 1868-1869 гг. Холст, масло. 61 x 46 см.
Частное собрание.
Аноним. Портрет неизвестного натурщика в роли трубадура (Портрет поэта
Поля Верлена в возрасте 24 лет). Приписывалось Фредерику Базилю. 1868 г.
Холст, масло. 45,8 х 38,1 см. Художественный музей Далласа, штат Техас, США.
Фредерик Базиль (1841-1870). Рыбак с сетью. 1868 г. Холст, масло. 137,5 х 86 см.
Фонд Рау для стран третьего мира (Fondation Rau pour le Tiers-Monde),
Цюрих, Швейцария.
Еще одна картина, изображающая фигуры в пейзаже, которую Базиль написал тем летом, - «Рыбак с сетью» (1868), которая была отклонена жюри Салона 1869 года по этическим причинам. Картина была написана на берегу реки Лез, недалеко от поместья семьи Базиля в Мерике. «Рыбак с сетью» - это новая тема, поскольку ранее Базиль изображал на своих картинах только обнаженных женщин. Летом 1868 года он написал эту неожиданно большую картину, на которой обнаженный мужчина, стоящий к нам спиной, забрасывает сеть. На втором плане другой мужчина, тоже голый, сидит в траве, а пейзаж на заднем плане совершенно изысканный, с отступающим рядом голубоватых тополей, с прозрачным ручьем, текущим за мерцающим пейзажем листвы, вероятно, принадлежат деревне Кастельно. С этой картиной обнаженного мужчины Базиль поднимает тему, от которой отказались со времен Давида и Жерико. Рыбак - это центр сюжета. По словам Сарроута, это «савояр, которого знал Марк Базиль», брат художника.
Фредерик Базиль (1841-1870). Автопортрет в Сен-Совере. 1868 г.
Дерево, масло. 40 х 31 см. Музей Фабра, Монпелье.
Поздней осенью 1865 года Гюстав Курбе посетил Клода Моне и Фредерика Базиля и поздравил с их работами. Однако в январе 1866 года Базиль покинул их общую студию и, наконец, основал свою собственную. Весной он представил на конкурс две картины, из которых одна, «Натюрморт с рыбой», была принята. Зимой 1866-1867 годов Моне некоторое время жил в мастерской Базиля.
Фредерик Базиль (1841-1870). Два этюда к картине «Сбор винограда». 1868 г. Холст, масло. 38 х 92 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Этюд 1 к картине «Сбор винограда». 1868 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Этюд 2 к картине «Сбор винограда». 1868 г. Холст, масло. 38 х 46 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Девушка на винограднике. 1868 г. Картон, масло. 27 x 35 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Сборщица винограда в желтой шляпе. 1868 г.
Картон, масло. 27 x 22 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Сборщица винограда с корзиной. 1868 г.
Картон, масло. 34,8 x 26,6 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Сборщица винограда в головном уборе. 1868 г.
Картон, масло. 33 x 24 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Эдмон Мэтр. 1869 г. Холст, масло. 83 х 64,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Они встретились на одном из обедов, на которые знаменитый доктор Эмиль Бланш приглашал интеллектуальную элиту Парижа каждое воскресенье в своем доме на улице Бертон. Между двумя молодыми людьми, которых судьба только что свела вместе, велико сходство происхождения и образования; они происходят из схожих социальных слоев. Родившийся в Бордо в 1840 году, Эдмон Мэтр принадлежал к крупной буржуазии своего родного города; как и отец Базиля, его отец владел обширными виноградниками, и был заместителем мэра. В 1859 году Эдмон отправился в Париж, чтобы подготовиться к адвокатуре. Однако литература, искусство и музыка увлекали его намного больше, чем юриспруденция, и, чтобы посвятить себя им в полной мере, он решил отказаться от карьерных хлопот.
Недовольный своим первым портретом Эдмона Мэтра, написанным в начале 1867 года, Базиль вернулся к своей первоначальной идее нарисовать своего друга. На этот раз он отказывается от своего обычного фронтального портрета, чтобы изобразить Эдмона Мэтра в профиль, сидящего в широком и удобном кресле. Мэтр держит книгу в левой руке, сигару в правой, опирающейся на подлокотник кресла, как будто он хочет избежать дыма. Он читает.
Фредерик Базиль (1841-1870). Сборщик винограда в кепке. 1869 г.
Картон, масло. 32,8 x 20,3 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Молодой рыбак. 1870 г.
Холст, масло. 103 x 55 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Девушка в саду. 1869 г.
Холст, масло. 76 x 42,5 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). После ванны. 1868 г.
Холст, масло. 41 x 30 см. Частное собрание.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет Фредерика Базиля. 1867 г.
Холст, масло. 105 х 73,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Той зимой Базиль оставался продуктивным, отчасти потому, что они с Ренуаром организовали свою общую студию. Его портрет Пьера Огюста Ренуара (1868-1869) был быстрым наброском маслом, написанным поверх заброшенного натюрморта, который, вероятно, заполнял некоторое свободное время в ожидании появления моделей.
Фредерик Базиль (1841-1870). Пьер Огюст Ренуар. 1867 г. Холст, масло. 61,2 х 50 см.
Музей Орсэ, Париж. Временно экспонируется в Музее Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет французского художника и критика
Захари Астрюка (1835-1907) с сигарой. 1869 г. Холст, масло. 56 х 46,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2010 г. Эстимейт $140.000 – 180.000 дол.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет французского писателя Эдуарда Блау
(1836-1906). 1869 г. Холст, масло. 59,7 x 43,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет Альфонса Тиссье в мундире кавалериста.
1869 г. Холст, масло. 61,5 x 50,5 см. Музей Фабра, Монпелье.
Альфонс Тиссье был другом Фредерика Базиля и братом Сюзанны Тисье, которая была замужем за
Марком Базилем, братом художника. Оба изображены на картине «Семейный портрет» (1867-1868)
Фредерик Базиль (1841-1870). Портрет драгуна. 1869.
Холст, масло. 56 x 46,7 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Мужчина, курящий трубку. 1869 г.
Бумага, акварель. 22,4 x 17,1 см. Аукцион Christie’s, Париж, 2015 г.
Лот продан за EUR 103.500 евро.
Фредерик Базиль (1841-1870). Женщина в мавританском костюме. 1869 г.
Холст, масло. 99,7 x 59,1 см. Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния.
Растущий успех Фредерика Базиля гарантировал, что у него не возникало трудностей с поиском моделей. «Женщина в мавританском костюме» была написана зимой 1868-1869 годов и является данью моде на «ориентализм» того времени.
Его навестил Шарль-Франсуа Добиньи, а Альфред Стивенс пригласил его на свои вечерние встречи. Несмотря на продолжающуюся враждебность со стороны некоторых членов жюри Салона, в частности Жана-Леона Жерома, у Базиля в последнее время была только одна картина «Вид на деревню», принятая в Салон 1869 года. Однако он не был обескуражен и, похоже, наслаждался продолжающейся битвой между импрессионистами и Жеромом.
Фредерик Базиль (1841-1870). Летняя сцена (Купальщики). 1869-1870 гг. Холст, масло. 160 х 160,7 см.
Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс.
Базиль начал писать «Летнюю сцену», также известную как «Купальщики», летом 1869 года, когда он был в отпуске в Монпелье. Он уже сделал серию композиционных этюдов, начиная с февраля того же года, но когда он работал над холстом, ему было нелегко. В конце концов он остановил свой выбор на композиции, основанной на сильных диагоналях, в которой купальщики на переднем плане находятся в тени, в то время как два борца на расстоянии освещены солнечным светом. Пейзажный фон был нарисован из ярко-зеленой смеси травы с березами и соснами, типичной для берегов реки Лез. Он закончил эту картину в начале 1870 года, и она была принята в Салон того же года, где была хорошо принята критиками.
Фредерик Базиль (1841-1870). Летняя сцена (Купальщики). Фрагмент. 1869-1870 гг. Холст, масло.
Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс.
Фредерик Базиль (1841-1870). Обнаженный юноша на траве. 1869-1870 гг. Холст, масло. 147,7 x 139 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Туалет. 1870 г. Холст, масло. 132 x 127 см. Музей Фабра, Монпелье.
«Туалет» (1870) был одним из трех запланированных проектов Базиля на зиму 1869-1870 годов. Однако, поскольку требовались три модели, ему пришлось попросить у отца денег, чтобы покрыть их стоимость. Картина была отклонена жюри Салона в 1870 году, когда Шарль-Франсуа Добиньи подал в отставку в знак протеста против отказа.
В январе 1868 года Базиль переехал в новую студию, которую он делил совместно с Ренуаром, на улице Ла Кондамин в Батиньоле. Базиль был постоянным посетителем кафе Гербуа вместе с Эдуардом Манэ, Эдгаром Дега, Эдмоном Дюранти, Эмилем Золя, Захари Астрюком и Полем Сезанном. «Студия Базиля, или Студия на улице Ла Кондамин», была еще одним проектом, над которым Базиль работал зимой 1869-1870 годов.
Фредерик Базиль (1841-1870). Мастерская Базиля (Студия на улице Ла Кондамин). 1869-1870 гг.
Холст, масло. 98 x 128,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Действие происходит в мастерской на улице Ла Кондамин, которую Базиль делил с Ренуаром с 1 января 1868 года по 15 мая 1870 года. В центре стоит Базиль с палитрой в руке. Но, как последний пишет в письме своему отцу: «Манэ создал меня сам». Действительно, энергичную фактуру Базиля можно распознать по высокой стройной фигуре молодого человека (рост 188 см). Манэ в шляпе, рассматривает холст, поставленный на мольберт. Справа за пианино сидит Эдмон Мэтр, друг Базиля. Над ним натюрморт Моне напоминает о том, что Базиль материально помогал последнему покупками его картин.Третий персонаж слева труднее идентифицировать. Это может быть Моне, Ренуар или даже Захари Астрюк. Стены студии завешаны картинами Манэ и его поклонников, некоторыми из картин Базиля, запрещенными в Салоне, такими как «Туалет» (Музей Фабра, Монпелье) над диваном, слева вверху «Рыбак с сетью» (Цюрих, Фонд Рау), прямо на стене, по-видимому, «Ню с двумя фигурами» Ренуара, которому было отказано в Салоне 1866 года. Базиль выражает свою критику академии и утверждает свой собственный взгляд на искусство. Несколько месяцев спустя его смерть во время франко-прусской войны сделало это произведение трогательным завещанием.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Батиньольская студия. 1870 г. Холст, масло. 204 х 273 см.
Музей Орсэ, Париж.
Слева направо: сидят за мольбертом Эдуард Манэ и Захария Астрюк. Стоят: немецкий художник Отто Шолдерер, Пьер-Огюст Ренуар, Эмиль Золя, писатель и коллекционер Эдмон Мэтр, Фредерик Базиль (самый высокий) и Клод Моне.
Базилю явно нравилось рисовать в своей студии, но три завершенных им полотна, показывающие интерьер трех разных его студий, не так просты, как может показаться. Вдохновленный картиной Фантен-Латура «Батиньольская студия» (1869-1870), на которой был изображен Базиль и другие художники, его «Мастерская» в некотором смысле является ее антитезой.
Фредерик Базиль (1841-1870). Автопортрет в рубашке с короткими рукавами.
1870 г. Холст, масло. 46 x 38 см. Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль был осторожен в выборе картин, предоставляемых в Салон, среди которых «Вид деревни», «Рыбак с сетью», «Терраса в Мерике» и «Туалет», которые обычно еще не были закончены. На интерьерной картине «В студии Базиля» самая большая картина на стене – это ню Ренуара с двумя фигурами, а также небольшой натюрморт Клода Моне. Базиль использовал их как картинки в картине, чтобы отобразить свою карьеру, от прошлого до стремлений к Салону в 1870 году, не столько свои успешные полотна, сколько картины, которые были отвергнуты, но были лучше оценены коллегами, которые увидели их в его студии.
Фредерик Базиль (1841-1870). Молодая женщина с пионами. 1870 г. Холст, масло. 60,5 х 75,4 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Африканка с пионами, или Девушка с пионами. 1870 г.
Холст, масло. 60 × 75 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Весной 1870 года Базиль написал две родственные, но разные версии «Молодой женщины с пионами» (La négresse aux pivoines). Профессиональная модель была такая же, как и для «Туалета». Обычно ее считают как служанку, которая занимается составлением цветочной композиции, хотя в другой версии в Национальной галерее искусств в Вашингтоне она предстает продавщицей цветов.
В то время доминирующий цветок, пион, был относительно недавно завезен во Францию и, вероятно, был воспринят как привносящий экзотику в обе картины. Поразительная ваза, возможно, была позаимствована у Фантен-Латура. Критик Ришель предположил, что эта картина из Монпелье была задумана как дань уважения Гюставу Курбе, а в Вашингтоне - как дань уважения Эжену Делакруа.
Фредерик Базиль (1841-1870). Монотонное пение. 1870 г.
Холст, масло. 32,4 x 24,5 см. Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Вооз и Руфь. 1870 г. Холст, масло. 138 × 202 см. Музей Фабра, Монпелье.
Вооз и Руфь – персонажи еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Пятая книга раздела Ктувим
(Писания) еврейской Библии.
Фредерик Базиль (1841-1870). Вооз и Руфь. Эскиз к картине. 1870 г. Дерево, масло. 20 × 32,5 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Цветы. 1870 г. Холст, масло. 47 x 38 см.
Частное собрание.
Фредерик Базиль (1841-1870). Цветы. 1870 г. Холст, масло. 63 x 48,5 см.
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль (1841-1870). Пейзаж на берегу реки Лез. 1870 г. Холст, масло. 137,2 x 200,7 см.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
И что интересно, Фредерик Базель пробовал свои силы в скульпторе, Правда, в сети обнаружился
только один бюстик его работы.
Фредерик Базиль (1841-1870). Бюст барона Огюста Крезе де Лессера (1771-1839).
Музей Фабра, Монпелье.
Фредерик Базиль в военной форме. Фотография 1870 г.
19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. В течение месяца Базиль был зачислен в Третий зуавский полк. Он провел сентябрьские тренировки с полком в Алжире, затем вернулся на фронт во Францию. 28 ноября 1870 года он был убит в битве при Бон-ла-Роланде. Чуть больше недели спустя он отпраздновал бы свой двадцать девятый день рождения.
Странно, но в записях о Первой выставке импрессионистов нет упоминания о Фредерике Базиле, что дало бы возможность выставить некоторые из его работ в память о нем. В результате его великое будущее было в значительной степени забыто.
Могила Фредерика Базиля на протестантском кладбище в Монпелье.
Скульптор Огюст Боссан (1824-1907).
Мемориальная доска на фасаде отеля Perier в Монпелье.
Огюст Боссан (1824-1907). Памятная медаль Фредерика Базеля, изготовленная в 1862 году.
Каталог выставки «Фредерик Базиль и рождение импрессионизма»
(Frédérique Bazille and the Birth of Impressionism). Музей Орсэ, Париж.
Michel Hilaire, Kimberly Jones, Paul Perrin. Publisher Flammarion, 2016. -
334 Pages – 23,1 x 3 x 3,1 см. 45,00 €.
ИСТОЧНИКИ
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со швед.
Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство», 1974 г.
– 300 стр., илл. Цена 3 руб. 46 коп.