НЕИЗВЕСТНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ, ЧАСТЬ VI – ДЖУЗЕППЕ ДЕ НИТТИС / JUSEPPE DE NITTIS (1846-1884)12-01-2023 17:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ: ДЖУЗЕППЕ ДЕ НИТТИС
Эдуард Манэ (1832-1883). Портрет Джузеппе Де Ниттиса. До 1883 г.
Холст, масло. 60 х 49 см. Национальный музей искусства, архитектуры
и дизайна Норвегии, Осло.
Из тридцати художников, чьи работы были показаны на Первой выставке импрессионистов в Париже в апреле 1874 года, только семеро в настоящее время общепризнаны как французские импрессионисты. Одним из двадцати трех, которые сегодня в значительной степени забыты, был итальянский художник Джузеппе Де Ниттис (1846-1884), известный тогда под французским переводом своего имени и объявленный как Джозеф Дениттис, житель Парижа.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Автопортрет. Холст, пастель. 114 x 88 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
В каталоге Первой выставки импрессионистов перечислены пять картин Джузеппе Де Ниттиса:
Пейзаж близ Блуа, восход Луны,
Везувий,
Сельская местность вокруг Везувия,
Этюд женщины,
Дорога в Италии.
Ни одна из них не может быть явно связана ни с одной из его сохранившихся и доступных сегодня картин.
Джузеппе Де Ниттис родился 25 февраля 1846 года в Барлетте, в Италии, где впоследствии учился живописи у местного художника Джованни Баттиста Кало. После отчисления из института в 1863 году за неподчинение правилам, он начинает свою карьеру, отправив две картины на одну неаполитанскую выставку.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Обед епископа. 1863 г. Холст, масло. 50 x 117,5 см.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Обед епископа. Фрагмент (1). 1863 г. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Обед епископа. Фрагмент (2). 1863 г. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Встреча в лесу близ Портичи, Италия. 1864 г. Холст, масло. 12 х 27 см.
Центр современного искусства Матеуччи, Виареджо (Лукка), Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Деревня Офантино, Италия (1). 1866 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Деревня Офантино, Италия (2). 1866 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Деревня Офантино, Италия (1). 1866 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дома близ Неаполя. 1866 г. Холст, масло. 43 х 75 см.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Перевал через Апеннины. 1867 г. Холст, масло. 45 x 76,5 см.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Легенда об Уффици. 1866-1868 см. Холст, масло.
Галерея современного искусства, Палаццо Питти, Флоренция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Знатоки. 1869 г. Холст, масло. 24,8 x 20,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Элегантный интерьер. 1869 г. Бумага, акварель. 27 х 35,5 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Любовное письмо. 1869 г. Холст на дереве, масло. 15,7 x 15,6 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Проходящий поезд. 1869 г. Холст, масло. 76,5 х 130,5 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
В 1867 году после первоначального успеха в Италии Де Ниттис переезжает в Париж. Он быстро присоединился к художественным кругам де Гонкура, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Эдуарда Манэ, Эдгара Дега, Джеймса Тиссо, Гюстава Доре и его соотечественников Телемако Синьорини, Серафино Де Тиволи, Джованни Болдини и Диего Мартелли из группы «Маккьяйоли». В следующем году он подписал контракт на поставку жанровых работ парижскому арт-дилеру Адольфу Гупилю, взяв обязательство писать полотна на популярные и доходные сюжеты. В 1869 году у Ниттиса две первые картины были приняты в парижский Салон.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В саду. 1870 г. Холст, масло. 44 x 54 см. Копия с картины Эдуарда Манэ.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с попугаями. 1870 г. Холст, масло. 24 х 33 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Возвращение с бала. 1870 г.
Холст, масло. 24 x 16,5 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Неаполитанская синьора. 1872-1879 гг.
Холст, масло. 95 x 75 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дорога из Бриндизи в Барлетту. 1872 г. Холст, масло. 27 х 52 см.
Художественный музей Индианаполиса, США.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В Булонском лесу. 1873 г. Холст, масло. 20 х 30 см.
Фонд Энрико Пичени, Милан, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Эскиз к картине «В Булонском лесу». 1873 г. Дерево, масло.
Художественный музей колледжа Миддлбери, штат Вермонт, США.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В Лоншане. 1874 г. Дерево, масло. 13 х 9,2 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Сюзанна и Мадлен Буссо в саду. 1874 г. Холст, масло.
Галерея искусства Энрико, Милан.
В 1872 году, после перерыва, вызванного франко-прусской войной, Де Ситтис снова приезжает в Париж, где пользуется успехом у критиков благодаря своей картине, показанной в Салоне, и возвращается в Италию, чтобы нарисовать Везувий во время его извержения для галериста Гупиля.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Заснеженный Везувий. 1870 г. Холст, масло. 8,8 х 18,2 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Двенадцать этюдов Везувия (1). 1872 г. Дерево, масло. 13 х 17,5 см.
Галерея современного искусства, Милан.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Двенадцать этюдов Везувия (1). 1872 г. Дерево, масло. 13 х 18 см.
Галерея современного искусства, Милан.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Гора Везувий. 1872 г. Дерево, масло. 18,5 x 31,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 75.650 фунтов.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Извержение Везувия. 1872 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Извержение Везувия. 1872 г. Холст, масло. 71 x 130 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Извержение Везувия. 1872 г.
Холст, масло. Галерея современного искусства, Флоренция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с веером. 1875-1876 гг.
Гравюра, сухая игла. 23,6 x 15,6 см. Британский музей, Лондон.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Лето. Холст, масло. 20,5 x 32,7 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Лягушатник (La Grénouillière). 1873 г.
Холст, масло. 35 x 28 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Авеню дю Буа де Булонь. 1874 г. Холст, масло. 32,2 х 42,2 см.
Частное собрание.
Авеню дю Буа де Булонь (ныне Авеню Фош) известна во всем мире как одно из самых престижных
и дорогих мест в Париже.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). На скамейке на Елисейских полях. 1874 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Женщина на берегу. Холст, масло. 40 x 50 см.
Галерея La Corte degli Ulivi, Сан-Кашано-Валь-ди-Пеза, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). На берегу озера. 1875 г. Холст, масло. 64 х 75,5 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама на берегу. 1874-1875 гг.
Холст, масло. 34,5 x 25 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Среди колосьев пшеницы. 1873 г.
Холст, масло. 33 х 25 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Морской пейзаж близ Неаполя. 1873 г. Дерево, масло. 24,5 х 61 см.
Частное собрание.
Хотя его небольшие наброски Везувия маслом довольно живописны, его законченные пейзажи в это время очень реалистичны, как на этом морском пейзаже близ Неаполя 1873 года. А далее, О, Париж! Парижские бульвары!
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Флирт в Гайд-парке (близ ипподрома). 1874 г. Холст, масло. 33 x 43 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Возле небольшого озера в Люксембургском саду.
1875 г. Холст, масло. 46 х 38 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Париж. Площадь Пирамид. 1875 г.
Холст, масло. 92 х 74 см. Музей Орсэ, Париж.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Париж. Площадь Пирамид. 1875 г. Музей Орсэ, Париж.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Ворота Сен-Дени в Париже. 1875 г. Картон, масло. 13,4 x 15,7 см.
Пинакотека провинции Бари (Пинакотека С. Джаквинто), Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Вдоль Сены. 1876 г. Бумага, пастель. 52 x 71,5 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Бульвар Османа. Холст, пастель. 31 x 41 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Урок катания на коньках. 1875 г. Холст, масло. 54 x 73,7 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Зимний пейзаж. 1875 г.
Холст, масло. 61 х 45,7 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Фигуристка. 1875 г. Холст, масло. 56 x 38 см.
Музей изящных искусств Дюнкерка, Франция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Как холодно! (Che Freddo!). 1874 г. Холст, масло. 54 x 73 см.
Коллекция прикладного искусства Милана, Италия.
У Де Ниттиса были две картины, показанные в Cалоне 1874 года, в том числе «Как холодно!» (1874). Эдгар Дега пригласил его принять участие в Первой выставке импрессионистов в том же году, хотя Гупиль пытался отговорить его от этого, указывая на условия своего контракта. Во время выставки Де Ниттис занимался живописью в Лондоне, где богатые покровители, такие как банкир Кей Ноулз, позволили ему расторгнуть контракт с Гупилем.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Проселочная дорога на берегу реки Офанто, Италия. 1874-1875 гг.
Холст, масло. 43 х 65 см. Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Хотя, вероятно, пейзаж Де Ниттисом был написан вскоре после Первой выставки импрессионистов, этот вид на проселочную дорогу на берегу Офанто (1874-1875) может дать представление о его вероятном стиле в 1874 году.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Пейзаж с фигурами. Холст, масло. 13 х 28 см.
Аукцион Wannenes Art Auction, Генуя, 2017 г. Эстимейт EUR 40.000 - 60.000 евро.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Пейзаж (Авеню дю Буа де Булонь). 1874 г. Дерево, масло. 18,5 х 31 см.
Национальный музей изящных искусств Аргентины, Буэнос-Айрес.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). На развалинах форума в Помпеях.
1875 г. Холст, масло. 80,5 x 57,5 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Госпожа де Ниттис с сыном. 1876 г.
Холст, масло. 131 x 77,5 см. Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Жена Леонтина в гребной лодке. 1874 г. Дерево, масло. 24 х 54 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с зонтиком в лодке. 1876 г. Холст, масло. 54 х 73 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Кормление уток на озере. 1874 г. Холст, масло. 25 х 60 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Площадь Мадлен в Париже. 1877 г. Бумага, акварель. 24,5 x 35 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Триумфальная арка. 1876 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
36,7 x 52,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Площадь Мадлен в Париже. 1877 г.
Бумага, акварель. 33 x 27 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Набережная Виктории, Лондон. 1875 г. Дерево, масло. 18,4 x 31,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
Точно так же набережная Виктории в Лондоне, одна из картин Де Ниттиса, написанных в Лондоне в 1875 году,
сохраняет мелкие детали, несмотря на более грубый мазок кисти в дорожной грязи.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Букингемский дворец. 1875 г. Холст, масло. 39 x 56 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Улица Пикадилли, Лондон (Зимний день в Лондоне). 1875 г.
Холст, масло. 35 х 50 см. Коллекция Dona Dalle Rose, Венеция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Элегантные дамы с господином в Гайд-парке, Лондон.
Холст, масло. 43 x 33 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Амазонка в Булонском лесу. 1875 г. Холст, масло.
Коллекции Frugone, Нерви, Генуя.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Поездка в экипаже в Булонском лесу. 1874 г. Холст, масло. 31,5 x 42 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Парижская улица с экипажами. 1877 г. Холст, масло.
Галерея Академии, Венеция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Авеню Оперы, Париж. 1878 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Английский банк в Лондоне. 1878 г. Холст, масло. 82 x 119 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Озеро Серпантин, Гайд-парк, Лондон. 1878 г. Холст, масло. 26,7 x 35,6 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Goodbye! 1879 г. Холст, масло. 36 х 54,5 см. Частное собрание.
Картина написана в Неапольском порту, в Италии.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с собакой, или Возвращение со скачек
в Булонском лесу. 1878 г. Музей Revoltella, Галерея современного искусства, Триест.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с собакой, или Возвращение со скачек в Булонском лесу. Фрагмент.
1878 г. Музей Revoltella, Галерея современного искусства, Триест.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Кафе на веранде. 1883 г.
Холст, пастель. 116 x 88 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Лицо. Бумага, акварель. 18 x 24 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Возвращение со скачек. 1875 г. Холст, масло. 70 x 105 см.
Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США.
Де Ниттис снова успешно выставлялся в Cалоне в 1875, 1876, 1877 и 1879 годах. В течение этого периода он оставался довольно жестким реалистом в тех работах, которые предназначались для Салона, но в других его картинах много свободных мазков. Он также стал энтузиастом японизма, а затем стал популярным среди импрессионистов и других представителей авангарда.
Редкий дар наблюдательности при передаче людских типов и характеров, живописность в планировке изображаемых сцен, уменье переносить на полотно силу солнечных лучей и вообще эффекты освещения и глубину воздуха, прекрасный рисунок и изящное письмо, то очень оконченное, то щегольски-широкое, составляют достоинства, за которые любители искусства высоко ценили произведения художника Джузеппе Ниттиса.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Обнаженная с красных чулках. 1879 г. Бумага на холсте, пастель.
80,6 x 99,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2003 г. Лот продан за $119.500 дол.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Песня пастуха, играющего на флейте.
Бумага, акварель. 25,7 x 21,5 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Национальная галерея и церковь Святого Мартина в Лондоне. 1877 г.
Холст, масло. 71 x 105,5 см. Малый дворец, Музей изящных искусств, Париж.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Обед в Позиллипо, Неаполь. 1879 г. Холст, масло. 111 x 173,3 см.
Галерея современного искусства, Милан. Коллекция Грасси, зал IV.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Маленькая англичанка 1879 г. Холст, масло.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Эффект снега. 1880 г. Холст, масло. 53 x 72 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Женщина в шляпе с помпоном. 1879-1880 гг.
Холст, пастель. 116,5 x 90 см. Галерея современного искусства, Милан.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). У озера. 1879-1880 гг.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Зимняя прогулка. 1879 г.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Холст, масло. 129 х 76 см.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Портрет Патриции Ансельми. 1878 г.
Холст, пастель. Частное собрание.
Живописная кампания Джузеппе де Ниттиса в Лондоне в 1878 году была коммерчески успешной. За двенадцать картин, участвовавших во Всемирной выставке 1878 года в Париже, Де Ниттис был награжден Золотой медалью и в том же году получил Орден почетного легиона, а его работа «Площадь Каррузель и руины дворца Тюильри» была куплена правительством для Люксембургского музея (первоначально картина называлась «Площадь Каррузель»).
Он и его жена принимали у себя многих писателей и художников, включая Дега, Манэ, Кайботта и братьев Гонкур.
Его виды Вестминстерского дворца и Вестминстерского моста того года приобрели явно импрессионистский оттенок.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Вестминстерский дворец. 1878 г. Холст, масло. 110 х 195 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Этюд к картине «Вестминстерский дворец». 1878 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Вестминстерский мост. 1878 г. Холст, масло. 80 x 134 см.
Пинакотека Де Ниттис, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Туманный день в Лондоне. 1878 г. (?)
Дерево, масло. 33,5 x 26,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.
Лот продан за GBP 142.400 фунтов.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Зимний пейзаж. 1880 г. Лондонская национальная галерея.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Площадь инвалидов в Париже. 1880 г. Холст, пастель. 59 x 72,5 см.
Галерея современного искусства, Милан. Коллекция Грасси.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Регата на Сене. Дерево, масло. 14,7 x 24 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Вдоль Сены. 1876 г. Бумага, акварель. 35 x 50 см.
Галерея современного искусства, Милан.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Сена в Париже. Дерево, масло. 10,5 х 18 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2005 г.
Лот продан за EUR 57.040 евро.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Восход солнца на холме. 1880 г. Холст, масло. 49 х 60 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Парфюмерный магазин «Фиалка» на углу
Бульвара капуцинок и улицы Скриба. 1880 г. Холст, масло. 41 х 32 см.
Музей Карнавале, Париж.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В гостях. Холст, масло. 101 x 73 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Портрет молодой женщины. 1880 г.
Холст, масло. 92 x 61 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Большой портрет дамы в мехах.
Холст, масло. 102 x 52,3 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Женский портрет. 1880 г.
Холст, масло. 71 х 38 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Оранжевое кимоно. 1880 г.
Холст, масло. 42 х 31 см. Частное собрание.
В 1880 году Де Ниттис основал свою мастерскую на улицах №3 и 3-бис Viet в Париже. В 1881 году он останавливался в Герзау недалеко от Люцерна в Швейцарии в компании Альфонса Доде и его жены, которым он подарил на память картину с изображением этого места, о которой также упоминал Гонкур в своем Дневнике.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). На озере Люцерн в Швейцарии. 1881 г. Холст, масло. 48 х 67 см.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). На поляне близ Лондона (Маки - Papaveri). 1874-1882 гг.
Холст, масло. 45 x 55 см. Частное собрание.
В 1882 году Де Ниттис снова посетил Лондон в компании с Джеймсом Тиссо и Жюлем Бастьен-Лепажем, и Де Ниттис провел свою первую выставку в галерее Жоржа Пети в Париже в рамках первой Международной выставки, которую он помог Пети организовать.
Результатом поездки в Лондон стало несколько импрессионистических картин. Во время последующей поездки в Италию Де Ниттис занялся пастелью, которая должна была стать важным средством для него в оставшиеся годы его жизни. Вернувшись в Париж, где его дом был любимым местом сбора парижских писателей и художников, а также итальянцев-эмигрантов, он выполнил пастельные портреты натурщиков, включая Де Гонкура, Золя, Мане и Дюранти.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Портрет Эдмона де Гонкура. 1881 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Скачки в Булонском лесу. Триптих. 1881 г. Холст, пастель.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Скачки в Булонском лесу.
Триптих. Левая панель. 1881 г. Холст, пастель. 200 х 100 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Скачки в Булонском лесу. Триптих. Центральная панель.
1881 г. Холст, пастель. 200 х 195 см. Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Скачки в Булонском лесу.
Триптих. Правая панель. 1881 г. Холст, пастель. 200 х 100 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). 1. Воскресенье в Лондоне. 2. Портрет джентльмена на Парижском бульваре. Дерево, масло. 41,3 x 26,7 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2011 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Площадь Каррузель и руины дворца Тюильри. 1882 г.
Холст, масло. 45 x 60 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Авеню-де-Буа-де-Болонь. 1882 г. Холст, масло. 42 х 55 см.
Музей изящных искусств, Реймс, Франция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Леди из Ольстера. 1882 г.
Холст, пастель. 117 х 89 см.
Галерея современного искусства, Милан. Коллекция Грасси.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Зимний день. 1882 г. Холст, масло. 150 x 89 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Облака над морем. 1883 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Завтрак в саду. 1883 г. Холст, масло. 81 x 117 см.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Весной 1884 года Де Ниттис написал, вероятно, свою самую технически совершенную работу «Завтрак в саду», на которой его жена и маленький сын наслаждаются трапезой на открытом воздухе. Его обработка отражающих поверхностей стекла, фарфора и металла превосходна, возможно, сравнима с работами Джанет Фиш* в последние годы. Однако утки и сад позади удивительно живописны и показывают его контроль над фактурой.
*Джанет Фиш (англ. Janet Isobel Fish; род. 1938) - американская художница-реалист, специализирующаяся на натюрмортах, связанных с отражающими предметами и поверхностями.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В салоне принцессы Матильды Бонапарт. 1883 г.
Холст, масло. 73 x 91 см. Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса, Барлетта, Италия.
Матильда-Летиция Вильгельмина Бонапарт (1820-1904) - французская принцесса, хозяйка знаменитого салона времён Второй империи и Третьей республики. Дочь брата Наполеона I Жерома и его второй жены Екатерины Вюртембергской. 1 ноября 1840 года в Риме вышла замуж за русского дипломата и мецената Анатолия Демидова.
Она былп любовницей писателя Марселя Пруста, которую он вывел в своей семитомной эпопее «В поисках утраченного времени» под именем маркиза де Вильпаризи. На протяжении многих лет принцесса поддерживала отношения с российским императорским двором. Умерла в Париже в 1904 году, в возрасте 83 лет.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В салоне принцессы Матильды Бонапарт. Эскиз. 1883 г.
Бумага, пастель. 71 х 80 см. Музей Жозефа Дене, Бофор-Ан-Валле, Франция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Скачки в Лоншане. 1883 г. Холст, масло. 100 x 122 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама в карете. XIX в. Бумага, акварель. 22,2 x 28,2 см.
Частное собрание.
И.Н. Крамской (1837-1887). Неизвестная. 1883 г. Холст, масло. 75,5 × 99 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Здесь Иван Николаевич Крамской положил «Даму в карете» Де Ниттиса на лопатки!
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Букет нарциссов. Картон, акварель. 25 x 32 см.
Коллекция произведений искусства Банка Италии, Рим.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Под абажуром. 1883 г.
Холст, масло. 35 x 26,5 см.
Галерея современного искусства Риччи Одди, Пьяченца, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В театре. 1883 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). У окна. 1883 г. Холст, масло. 116 x 89 см.
Международная галерея современного искусства Ca' Pesaro, Венеция.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Голова женщины в профиль в шляпе. 1883 г.
Холст, масло. 55,2 х 45,7 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама на красном диване. 1883 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Дама с веером (Портрет жены Леонтины)
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В гамаке (I). 1884 г. Холст, масло. 42 х 65 см.
Музей Raccolte Frugone, Генуя, Италия.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). В гамаке (II). 1884 г.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Джузеппе Де Ниттиса:
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Сара Бернар в образе Пьеро. 1870-е гг.
Холст, масло. 66 х 54 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Портрет Сары Бернар. Картон, цветные карандаши.
91 x 71 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2005 г. Лот продан за EUR 274.875 евро.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Портрет Жюля Гонкура. Картон, пастель. 73 х 53 см.
Аукцион Christie’s, Рим, 2003 г.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Мужской портрет. Холст, масло. 62,5 x 43 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Во дворе фермы. Холст, масло. 13 x 19,5 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Девушка с гусями. 1884 г. Холст, масло. 111,5 х 95,5 см.
Малый дворец, Музей изящных искусств города Парижа. (Но скорее похоже на ранние 1870-е годы)
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Морской пейзаж. Холст, масло. 20 x 30 см. Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис (1846-1884). Тополя. 1877 г. Холст, масло. 40,7 x 32,4 см.
Частное собрание.
Джузеппе Де Ниттис. Фотография 1874-1878 гг.
«Завтрак в саду» была одна из трех картин, которые Джузеппе Де Ниттис подготовил для Салона 1884 года. Однако он внезапно умер от кровоизлияния в мозг (инсульта) 21 августа 1884 года в возрасте всего 38 лет в Сен-Жермен-ан-Лей. Он похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез, и его эпитафия была написана сыном Александра Дюма. Его жена Леонтин подарила много своих картин родному городу художника, которые сейчас хранятся в Пинакотеке Джузеппе Де Ниттиса, расположенной во Дворце Марра в Барлетте.
Пинакотека Джузеппе Де Ниттиса. Барлетта, Дворец Марра, Италия.
В отличие от большинства других художников, выставлявшихся на Первой выставке импрессионистов, Де Ниттис уже был на пути к успеху, как с точки зрения выставок в Париже и других местах, так и с финансовой точки зрения. Когда он внезапно умер на пике этого успеха, как Бастьен-Лепаж всего четыре месяца спустя, дальнейшая судьба его искусства была решена.
В 1886 году в парижской галерее Бернхайм Жен состоялась мемориальная выставка, а его работы были представлены на Венецианской биеннале в 1901, 1914 и 1928 годах. Его главная ретроспективная выставка состоялась в его родном городе Барлетта в 1934 году.
Работы Де Ниттиса находятся во многих коллекциях мира, в том числе в Музее Орсэ в Париже, Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музей Art в Нью-Йорке. Его картины «Возвращение со скачек» и «Знатоки» находятся в Художественном музее Филадельфии.
ИСТОЧНИКИ
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со швед.
Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство», 1974 г.
– 300 стр., илл.