Макс Клингер (1857-1920) - один из пионеров символизма, сегодня почти забыт за пределами Германии. Клингер больше, чем саксонский художник. Возможно, одной из причин его забвения стали холодная война и железный занавес: большинство его работ находятся на его родине в Лейпциге, а также в Дрездене и других городах Восточной Германии, бывшей ГДР. Сейчас даже в Германии пытаются вывести его из локального контекста и вернуть в европейский. Клингер – художник, перед которым явно находятся в долгу и метафизика, и сюрреализм; он связывает эти две различные тенденции с динамическим развитием фантастического элемента.
Макс Клингер (1857-1920) Мужской портрет (Автопортрет?). Картон, масло. 37,5 x 32,2 см.
Галерея Бельведер, Вена.
В 1895 году Макс Клингер отправился в Париж, Лондон, Нидерланды и Бонн и переехал в недавно построенную студию на улице Карла Гейне в Лейпциге, 6. Клингер отклонил предложение стать профессором в Вене, потому что университет не принял его условия о возможности посвятить пять месяцев непрерывной работе. Был создан мраморный бюст Кассандры. В следующем году умер отец Клингера. Клингер расширил Лейпцигскую студию до выставочного здания, чтобы разместить собственные работы, а также работы Беклина и рисунки Родена и иметь возможность выставить Менцеля на обозрение.
Макс Клингер. Opus V, АМУР И ПСИХЕЯ (Amor und Psyche), 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Амур и Психея (Офорты по мотивам сказки Апулея). Печатник Фридрих Фельзинг. Художественное издательство Теодора Штрёфера (Theo. Stroefer’s Kunstverlag), Мюнхен, 1880 г. Обложка.
Великолепное издание «Амура и Психеи» вышло в 1880 году по заказу издателя Тео Штрефера. Макс Клингер создал в общей сложности 46 текстовых иллюстраций к рассказу древнего писателя Апулея (около 123 - после 170 г. н.э.), в том числе 15 офортов на всю страницу, сопровождающих рассказ. Кроме того, он разработал орнаментальные виньетки, обрамляющие текст на всех страницах. Молодой художник согласился на заказ только по финансовым причинам, от иллюстраций он вообще отказался. «Совмещение букв и образов» кажется ему «совершенно отвратительным», - писал он в письме Рихарду Демелю. В результате «Амур и Психея» занимают особое место в графическом творчестве Клингера. Помимо великолепного книжного издания текста, гравюры также были опубликованы в двухтомном переплете.
Макс Клингер (1857-1920). Амур и Психея (Офорты по мотивам сказки Апулея). Печатник Фридрих Фельзинг. Художественное издательство Теодора Штрёфера (Theo. Stroefer’s Kunstverlag), Мюнхен, 1880 г. Обложка папки. Полный комплект офортов находится в Метрополитен-музее, в Нью-Йорке, Гамбургском Кунстхалле, музеях Лейпцига, Дрездена и др.
Миф об Амуре и Психее появился еще в Древней Греции, но популярным стал во времена Древнего Рима. Все дело в том, что в римской цивилизации более свободно относились к любым видам наслаждения, и любовное не стало исключением. Сюжеты, в которых рассказывались истории о страстях богов и богинь снискали успеха у публики, особенно те, в которых боги влюблялись в земных женщин.
Психея была дочерью царя, и о ее красоте ходили легенды – часто поклонники сравнивали ее с самой Венерой. Конечно, богине, являющейся воплощением божественной красоты не могло понравится, что земную девушку могут поставить с ней в один ряд. Обозлившись, она отправила к царевне своего сына Амура для того, чтобы он связал ее любовью с самым ничтожным и жалким человеком на земле, чтобы девушка никогда не узнала счастья семейной жизни. Все пошло не по плану: юноша сам влюбился в Психею и стал отваживать от нее всех претендентов на руку и сердце.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Амур и Психея (Офорты по мотивам сказки Апулея). Печатник Фридрих Фельзинг. Художественное издательство Теодора Штрёфера (Theo. Stroefer’s Kunstverlag), Мюнхен, 1880 г. Содержание.
Действующие лица:
Венера – царствующая богиня.
Три дочери Венеры.
Психея – младшая дочь Венеры.
Амур – сын Венеры.
Юпитер. Меркурий.
Аполлон. Юнона, Церера.
Адонис, Гименей. Нимфы.
Оракулы и др.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Юность Амура. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г. Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Психея почитается народом.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Психея почитается народом. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Жрицы Венеры. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Жрицы Венеры. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Венера приказывает Амуру убить Психею.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Венера, рожденная из моря.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Венера, рожденная из моря. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Амур и Аполлон. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Амур и Аполлон. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Оракул и отец Психеи. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Оракул и отец Психеи. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Фрагмент. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Скорбящие родители Психеи.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Скорбящие родители Психеи. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Свадебная процессия Психеи.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Свадебная процессия Психеи. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Психея на скале. Из цикла
«Амур и Психея»,Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Психея в купальне.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Психея в купальне. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. Явление Амура. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Амур и Психея в спальне.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Амур и Психея в спальне. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 14. Сестры подсматривают за Психеей.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 14. Сестры подсматривают за Психеей. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 15. Сестра Психеи с мужем.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 15. Сестра Психеи с мужем. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 16. Зефир, несущий на крыльях
сестер Психеи. Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 16. Зефир, несущий на крыльях сестер Психеи. Фрагмент.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 17. Сестры Психеи по дороге домой.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 17. Сестры Психеи по дороге домой. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 18. Психея и две сестры.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 19. Психея с лампой. Она склоняется к спящему
Амуру. В левой руке держит кинжал, в правой – лампу. В виньетке - женская голова
и руки, держащие розовые кусты. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г. Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 20. Зефир, уносящий Психею.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 20. Зефир, уносящий Психею. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 21. Пан и нимфа утешают Психею.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 21. Пан и нимфа утешают Психею. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 22. Прощание с морем и уход Психеи.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 23. Психея с сестрой. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 23. Психея с сестрой. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Прошло время, две сестры Психеи уже вышли замуж, и царь-отец был страшно опечален ее одиночеством. Он прислушался к предсказаниям Оракула о том, что девушку ждет необыкновенная судьба и для того, чтобы суженый нашел ее, отправил красавицу одну на вершину утеса. Выполнив все указания, царевна в подвенечном платье ждала свою судьбу и не напрасно – ветер Зефир отнес ее в огромный замок, полный богатствами, которые превосходили даже состояние ее отца.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 24. Сестра, падающая со скалы.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 24. Сестра, падающая со скалы. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 25. Венера испытывает любовь Амура.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 25. Венера испытывает любовь Амура. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 26. Венера в покоях Амура.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 26. Венера в покоях Амура. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 27. Встреча Венеры с Юноной и Церерой.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 27. Встреча Венеры с Юноной и Церерой. Фрагмент.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 28. Странствия Психеи. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 29. Психея и Церера. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 29. Психея и Церера. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 30. Психея и Юнона. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 30. Психея и Юнона. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 31. Отдыхающая Психея. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 31. Отдыхающая Психея. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 32. Венера и Меркурий. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 33. Юпитер и Венера. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 33. Юпитер и Венера. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 34. Психею слуги приводят к дому Венеры.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 35. Психея в доме Венеры.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 35. Психея в доме Венеры. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 36. Психея и тростниковая нимфа Арундо.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 36. Психея и тростниковая нимфа Арундо. Фрагмент.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 37. Психея и орел Юпитера.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 38. Психея на пути в подземное царство Тартар.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 38. Психея на пути в царство Тартар. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 39. Психея в подземном царстве Тартар.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 40. Харон перевозит Психею через реку Стикс.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 40. Харон перевозит Психею через реку Стикс. Фрагмент.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 41. Амур находит Психею. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 42. Амур и Юпитер. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 43. Психею встречают на Олимпе.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 43. Психею встречают на Олимпе. Фрагмент (1). Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 43. Психею встречают на Олимпе. Фрагмент (2). Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 44. Свадебный пир Амура и Психеи.
Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 45. Венера и Психея. Из цикла
«Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 45. Венера и Психея. Фрагмент. Из цикла «Амур и Психея», Opus V.
Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 46. Рождение радости.
Наследник на руках Зевса. Из цикла «Амур и Психея»,
Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 46. Рождение радости. Наследник на руках Зевса.
Из Из цикла «Амур и Психея», Opus V. Сказка Апулея. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Амур и Психея. Лист, не вошедший в основное издание 1880 г.
Макс Клингер. Фотография с любимой собакой, 1899 г.
В 1896 году Максом Клингером были созданы эскизы фресок на лестничной клетке Музея изящных искусств в Лейпциге. В 1897 году Клингер стал профессором Академии художеств в Лейпциге и членом-корреспондентом недавно созданного Венского сецессиона. Картина «Христос на Олимпе» (1896) была выставлена в Берлине вместе с работой Августа фон Брандиса «Свадьба в Кане Галилейской» в Почетном зале Большой Мюнхенской художественной выставки. Это вызвало общественную полемику.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. 1897 г. Холст, масло. Галерея Бельведер, Вена.
Август фон Брандис (1859-1947). Свадьба в Кане Галилейской. 1897 г. Холст, масло.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие и мизансцена на могиле Христа. 1896 г. Холст, масло.181 х 186 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Феликс Кенигс на смертном одре. 1900 г. Офорт, меццо-тинто. 35,5 x 33 см.
Коллекция Джека Долтона, США.
Феликс Кенигс (1846-1900) - немецкий банкир и коллекционер произведений искусства.
Макс Клингер (1857-1920). Философ. Рисунок из журнала
«Пан» (Pan), том 1, № 2, июль-август 1895 г.
Макс Клингер (1857-1920). Фригидная Венера. Ex Libris Макса Клингера. 1900 г.
Макс Клингер (1857-1920). XVII международный конгресс ассоциации литераторов
и художников. Приглашение на банкет. Дрезден, 1895 г. Офорт, акватинта. 32 х 20,5 см.
Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Макса Клингера. 1896-1918 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Инициал «D» с изображением обнаженных
девушки и юноши. 1900 г. Офорт. 21,1x13,2 (лист); 14,3х9,4 см. (р.и.).
Гравюрный кабинет, Дрезден.
Макс Клингер (1857-1920). Плакат для Дома писателей. 19 февраля 1900 г.
Гравюрный кабинет, Дрезден.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис доктора Холла. 1900-1910-е гг.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Эдуарда Арнгольда. 1910 г.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Эдуарда и Йоханны Арнгольд. 1906 г.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис члена Коммерческого совета
Георга Гизеке. 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет женщины в профиль. 1906 г.
Коричневая бумага, гуашь, мел, карандаш. 70,5 х 42,5 см.
Макс Клингер. Opus IX, ДРАМЫ (Dramen), 1881-1883 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Драмы (Dramen), Opus IX. Альбом офортов. Берлин, 1881-1883 гг. Размер папки
max 63 х 45 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Очередной цикл офортов Макса Клингера «Драмы», Opus VI, написанный в 1881-1883 годы, представлен на 10 листах. В этом отношении папка похожа на цикл «Интермеццо», в котором также рассказывается несколько историй. Она начинается с двух отдельных картин - драмы ревности и зарождения проституции. Далее следует история матери, которая, возможно, отчаявшись из-за жестокости своего мужа, убивает своего ребенка и предстает перед судом. Еще два отдельных листа посвящены самоубийству и убийству, а также эпизодам со сценами бунта и положить конец его поражению. Клингер назвал их «Мартовскими днями», но позже подчеркнул, что думал не о буржуазной революции 1848 года, а о дореволюционном брожении 1883 года. Рассказы напоминают о натурализме французской литературы – например, романы Эмиля Золя - мышление, которое, по общему признанию, стимулировало Клингера. Это самые социально критичные картины художника.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. На месте преступления.
Из цикла «Драмы», Opus IX. 1883 г. Офорт.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Один шаг. Из цикла «Драмы»,
Opus IX. 1883 г. Офорт. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Мать I. Из цикла «Драмы», Opus IX.
1883 г. Офорт. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Мать II. Из цикла «Драмы», Opus IX.
1883 г. Офорт, акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Мать III. Из цикла «Драмы», Opus IX. 1883 г.
Офорт. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. В лесу. Из цикла «Драмы», Opus IX.
1883 г. Офорт. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Убийство. Из цикла «Драмы», Opus IX.
1883 г. Офорт, акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Мартовские дни I. Из цикла «Драмы»,
Opus IX. 1883 г. Офорт, акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Мартовские дни II. Из цикла «Драмы»,
Opus IX. 1883 г. Офорт, акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Мартовские дни III. Из цикла «Драмы»,
Opus IX. 1883 г. Офорт. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер и Эльза Асениефф в саду Виллы Романо, Флоренция. 1905 г.
В 1898 году Макс Клингер познакомился с писательницей Эльзой Асениефф, которая стала для него моделью и спутницей жизни (о чем подробно написано в 1-й части поста). Кроме того, он совершил поездки в Вену, Италию и Париж. В 1899 году он совершил поездку по Пиренеям и Греции в поисках мрамора для выполнения некоторых заказных скульптур. В 1900 году Клингер познакомился с Огюстом Роденом в его парижской студии. 7 сентября в Париже у него родилась дочь Дезире, которую воспитывала приемная мать. Клингер был среди избранных современных художников, которых «Комитет по закупкам и оценке картин Штольверка» предложил кельнскому производителю шоколада Людвигу Штольверку заключить контракт на разработку дизайна. В том же году был создан портретный бюст Эльзы Асениефф (Мюнхен, Новая Пинакотека).
Эльза Асениефф в саду Виллы Романо, Флоренция. 1905 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Эльзы Асениефф. 1900 г. Офорт.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эльза Асениефф и Гросс-Йена. Выпуск 9. Издание Дома Макса Клингера.
Наумбург, 2022 г.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет Эльзы Асениефф. 1904 г. Рисунок.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Эпиталамия. Рисунки пером. Текст Эльзы Асениефф.
Издательство Амслера и Рутхарда (Verlag von Amsler und Ruthardt), Берлин, 1907 г.
После завершения печатного издания «Амура и Психеи», Опус V в 1880 г. Макс Клингер взялся за Апулея заново и создал замечательные рисунки, которые сегодня находятся в Дрезденском гравюрном кабинете, которые, во всяком случае, являются одними из самых великолепных из всех, что когда-либо дарил нам мастер. Они были дополнены несколькими новыми рисунками после более чем десятилетнего перерыва и опубликованы в J907 году с сопроводительным текстом Эльзы Асениефф под названием «Эпиталамия» на гелиогравюрах.
Макс Клингер (1857-1920). Амур и Психея. Рисунок 1 из альбома «Эпиталамия».
Текст Эльзы Асениефф. Берлин, 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Амур и Психея. Рисунок 2 из альбома «Эпиталамия».
Текст Эльзы Асениефф. Берлин, 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Амур и Психея. Рисунок 3 из альбома «Эпиталамия».
Текст Эльзы Асениефф. Берлин, 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Фантазия и ребенок-художник. Эскиз афиши выставки из коллекции
Фрица Гурлитта. 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Сидящая обнаженная. Рисунок из портфолио
«Графика». 1900 г.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная женщина. 1906 г.
Зеленая бумага, белый мел. 64,7 х 46,2 см.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная в розовом цвете
на зеленой бумаге. 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris профессора, доктора
Ричарда Грауля. 1909 г.
Макс Клингер (1857-1920). Полуобнаженная женщина. 1907 г.
Гравюра (офорт). 33,2 х 14 см.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет с сигарой. 1909 г. Акватинта. 23,6 x 14,2 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен
В 1901 году Макс Клингер стал одним из основателей ассоциации Вилла Романа. В том же году был установлен бронзовый бюст Ференцу Листу (Лейпциг, Гевандхаус, погиб в войну). В следующем году он снова остановился в Лейпциге, чтобы завершить большой памятник Бетховену, который он начал в 1895 году. Произведение стало центральным экспонатом во время выставки Бетховена весной 1902 года в Венском сецессионе.
ИСТОЧНИКИ
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – Стр. 97, илл.