«Значение Макса Клингера как графика очень велико. В этой области у него только один соперник – Обри Бердслей. Так же, как Бердслей, он - истинный enfant du siecle, зaвороженный тенями мистических глубин. Но его творчество совершенно противоположно по духу. Бердслей - жрец современной Астарты, кудесник демонического сладострастия. Клингер - мистик из семьи Дюрера и Гольбейна. Скорбная вдумчивость, созерцательная мечта, драматический пафос, изредка оттененный юмором, придают его офортам характер величавой и строгой поэмы; их демоническая острота таится глубоко и растворяется в чарах пантеизма; их символы всегда воплощают большие мысли и большие чувства, с которыми надо интимно сродниться, чтобы различить, сквозь волшебство внешней образности, скрытую страсть и признание душевной муки. Здесь - родство Клингера с музыкой Брамса, которую он любил и знал наизусть».
Макс Клингер. Фотография 1899 г.
В 1878 году Клингер впервые представил свои картины на 52-й выставке в Королевской академии художеств в Берлине. К ним относятся: «Беглец (Налетчик)» (1878, Старая национальная галерея, Берлин), «Советы по проведению конкурса на тему Христа» (1877-1878, Государственные музеи, Берлин, Кабинет гравюры) и предварительные рисунки к Опусу VI «Нахождение перчатки» (1878-1881). До этого момента его ранние работы состояли примерно из 100 рисунков, выполненных в основном пером и тушью и не вошедшие в папки с Опусами.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Портрет матери художника. 1875 г. Бумага, графит, тушь. 32,6 x 24,1 см. 2. Портрет отца художника. 1876 г. Бумага, тушь, перо. 33,3 х 24,2 см. Оба - Государственные художественные собрания, Дрезден (Б. Дрезденская картинная галерея). Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Христос и Апостолы от семидесяти. 1874 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз с этюдами растений, животных, лиц
и женщины, обнимающей льва. 1874-1877 гг. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Теория Дарвина. 1875 г. Бумага, гуашь, перо. 9,8 х 14,6 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Клингер и Крог хотят убить время (Klinger und Krohg wollen die Zeit totschlagen).
1876 г. Бумага, тушь. 14,6 x 17,6 см. Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Кристиан Крог (1852-1925) – норвежский художник-реалист, который учился вместе с Клингером
в Художественной школе в Карлсруэ у Карла Гуссова.
Макс Клингер (1857-1920). Паломничество к Нагорной проповеди. 1877 г.
Государственные музеи Берлина. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на пути в Иерусалим. 1878 г.
Макс Клингер (1857-1920). Сфинкс. 1878 г. Офорт. 46,2x35,2 (лист);
20,7x13,3 см. (р.и.). Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Кошмар (Дама в крайне печальной позе). 1878 г. Бумага, тушь. 12 х 32,3 см.
Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Женщина в будуаре. 1878 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 44,5 x 28 см.
Макс Клингер (1857-1920). Дама в прозрачной одежде.
Конец 1870-х гг. Бумага, графит, перо, тушь. 31,9 х 14,3 см.
Британский музей, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Любовники на траве – объятия в пейзаже. 1879 г.
Коричневая бумага, перо, тушь. 12,9 х 17 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). Ариадна на острове Наксос. Эскиз. Брюссель, 1879 г. Бумага, тушь. 19 х 30,5 см.
Макс Клингер (1857-1920). Пророк Даниил в логове льва. 1879 г.
Бумага, перо, тушь. 55 х 43 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Враг приближается. 1879 г. Бумага, тушь. 22,5 x 19,4 см.
Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Шаг времени. 1879 г. Частное собрание, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Кошмар (Металл по металлу). 1879 г.
Бумага, тушь, перо. 42,2 х 27,4 см. Гамбургский Кунстхалле.
Макс Клингер (1857-1920). Кошмар. 1883 г. Рисунок пером. 46,6 х 29 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
С апреля 1879 года Макс Клингер жил совершенно уединенно в Брюсселе, где стал учеником художника-историка Эмиля Воутерса (1846-1933). Он много работал над переводом своих предварительных рисунков в офорты и технику акватинты. Подборка работ: «Гравированные зарисовки» (1879, Опус I), «Спасение жертв Овидия» (1879, Опус II), картина «Смерть Цезаря». В 1880 году он был на лечении в Карловых Варах, с июня - в Мюнхене, где выставил офорты «Ева и будущее» (1880, Опус III).
Гравюры и рисунки от руки Клингера дают уникальное представление о его художественном творчестве. 14 графических циклов документируют его интенсивное взаимодействие с этой средой. Музей изобразительных искусств в Лейпциге насчитывает более 1000 печатных листов с произведениями Клингера, включая все графические циклы в нескольких изданиях, а также более 800 рисунков от руки.
Итак, Opus I, «ГРАВИРОВАННЫЕ ЗАРИСОВКИ» (Radierte Skizzen), 1879 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Сильфида. Из цикла «Гравированные зарисовки»
(Radierte Skizzen), Opus I. 1879 г. Титульный лист. Офорт и акватинта. 41,4 х 29,7 см.
8 листов «Гравированных зарисовок» (1879 Opus I, Radierte Skizzen) Макса Клингера не выражают какой-либо конкретной темы. Продолжение «набросков» без видимых связей, которые, казалось бы, свободно возникают из бессознательного художника, тем не менее, они уже воплощают в своей странной комбинации и особой атмосфере тему, которая пройдет через все гравюры Клингера: двойственность человечества между тенью и светом. Титульный лист задает тон этому: грациозная Сильфида танцует в воздухе, господствуя над грязным миром, где за ней наблюдает чудовищный крокодил. Следующие три сцены выражают чувство гармонии с природой. Поворотный момент (лист 5), удивительная интермедия, в которой крупный хищник подстерегает молодую женщину, предвещая опасность и смерть. Цикл завершается странным и двусмысленным изображением молодой женщины, отдыхающей рядом с пумой - защитником или хищником?
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Начало весны. Из цикла
«Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт. 25,6 х 16,4 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Живописная привязанность. Из цикла «Гравированные зарисовки».
Opus I. 1879 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Сиеста I (Однажды лебедь, рак да щука...). Из цикла
«Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт. 11,4 х 38,6 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Качели. Из цикла «Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Преследование.
Из цикла «Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Умирающий странник.
Из цикла «Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Сиеста II (Сладко ничего не делать).
Из цикла «Гравированные зарисовки», Opus I. 1879 г. Офорт.
Макс Клингер. Фотография Никола Першайда, 1903 г.
В 1881 году Клингер переехал в Берлин, где у него была собственная студия. Там он завязал дружбу со швейцарским художником, гравером и скульптором Карлом Штауффер-Берном, от которого он дистанцировался в 1889 году из-за судебного разбирательства. В этот период он создал циклы офортов: «Интермеццио» (Опус IV), «Амур и Психея» (Опус V), «Перчатка» (Опус VI). В 1882 году в серии «Современные призраки» появилось эссе датского историка литературы и критика Георга Брандеса с первой исчерпывающей характеристикой Клингера. В том же году он создал картины «Вечер» (Дармштадтский музей) и «Дипломатическую миссию». Клингер получил свой первый крупный заказ в 1883 году через клерка камергерского суда Юлиуса Альберса на проектирование украшений вестибюля с виллы последнего в Штеглице, недалеко от Берлина. Далее началось знакомство с историком искусства, директором музея и художественным педагогом Альфредом Лихтварком. Летом он переехал в Париж, где жил уединенно. В Лувре он изучал работы Гойи и Домье. Его образцом для подражания стал Пьер Пюви де Шаванн. Он редактировал такие произведения, как цикл драмы (Опус IX), за что он получил награды и отличные отзывы в Мюнхене, Берлине и Париже. Далее к ним относятся: цикл «Четыре пейзажа» (Опус VII) и «Одна жизнь» (Опус VIII).
Макс Клингер (1857-1920). Лекция-ноктюрн (Мефистофель в кабинете). 1880 г. Бумага, аквафорте.
11,7х18,2 (лист); 8,1х13,1 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Ведьма и летучая мышь. 1880 г. Китайская бумага, акватинта.
31х43,5 (лист); 12х22,9 см. (р.и.). Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие Христа. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Центральная фигура фриза в атриуме. Эскиз. 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Две фигуры из композиции в Золотом зале. Эскиз. 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Каталог выставки из коллекции Фрица Гурлитта
«Искусство и декоративно-прикладное искусство». Берлин, 1881 г. Офорт и акватинта.
24,7 x 22,4 см. Коллекция Джека Долтона, США.
Фриц Гурлитт (1854-1893) – крупный немецкий арт-дилер и коллекционер.
Макс Клингер (1857-1920). Адам и Ева. 1880 г. Государственные художественные собрания, Дрезден.
Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Изгнание из Рая. 1880 г. Государственные художественные собрания, Дрезден.
Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Молодая женщина на диване. 1880-1885 гг.
Бумага, тушь, кисть, перо. 53, х 25,7 см. Аукцион Grisebach Gmb, Берлин.
Лот продан за EUR 162.500 евро.
Макс Клингер (1857-1920). Молодая женщина на диване. Фрагмент. 1880-1885 гг. Бумага, тушь, кисть, перо.
Аукцион Grisebach Gmb, Берлин. Лот продан за EUR 162.500 евро.
Макс Клингер (1857-1920). В студии. Эскиз обложки для альбома «Гравюры». 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Танцующая муза. Эскиз обложки для альбома
«Гравюры». 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Природа-мать с грифоном. Виньетка для
титульного листа с отметкой о выпуске «Épr. д'Арт М. Клингер». 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Голова молодой женщины в чепце. 1880-1882 гг.
Бумага, графит, тушь, перо, кисть. 29,5 x 21,9 см. (в свету).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер родился 18 февраля 1857 года в Лейпциге, Германия, немецкий художник, скульптор и гравер, чье искусство символов, фантазий и сказочных ситуаций принадлежало растущему осознанию тонкостей ума в конце XIX века. Визионерское искусство Клингера было связано с искусством Арнольда Бёклина; однако выражение его ярких, часто болезненных фантазий не отличалось техническим совершенством. Его творчество оказало глубокое влияние на Джорджо де Кирико.
Opus II, СПАСЕНИЕ ЖЕРТВ ОВИДИЯ (Rettungen ovidischer Opfer), 1879 г.
Макс Клингер (1857-1920). Титульный лист. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Гравюра и акватинта. 26,9x39,8 (лист); 23,5x37,8 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
В 1879 году Макс Клингер создал свой графический цикл «Опус II - Спасение жертв Овидия», состоящий из 13 листов. При этом художник обрабатывает три древние истории из «Метаморфоз» Овидия о Пираме и Тисбе, Нарциссе и Эхо, Аполлоне и Дафне. Особенность его работ заключается в том, что Клингер жизнеутверждающе и иронично переосмысливает повествования, в большинстве своем заканчивающиеся смертью, в попытке спасти своих героев-овидиев. История, с которой мы сталкиваемся в XXI веке, по-настоящему посвящена любви и смерти.
Молодая женщина, чья любовь остается безответной, превращается в скалу. Тот, кому она поклоняется, в качестве наказания может вечно любить только свое отражение в зеркале. И еще одна пара убивает себя в порыве страсти. Истории превращений (метаморфоз) Овидия, насчитывающие тысячелетия, чаще всего плохо заканчиваются для главных героев. Не так в графических интерпретациях Макса Клингера. В своих работах, он спасает влюбленных Овидия от неминуемой участи. Жизнь для них продолжается, хотя и в невообразимо обыденном русле.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Живописное посвящение (Обращение к музе).
Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г. Офорт с акварелью на желтой
английской медной бумаге. 41,8x26 (лист); 38,5x23,8 см. (р.и.).
Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Лист 2. Первое интермеццо. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г. Офорт и акватинта. 31,9x21,8 (лист); 28x19 см. (р.и.). Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Второе интермеццо. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт и акватинта. 25,1x37 (лист); 21,3x34,5 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Аполлон и Дафна I. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Бумага, гравюра и акварель. 11,8x20,6 (лист); 10,2x18,3 см. (р.и.). Музей Вальрафа-Рихартца и Фонд Корбу.
Коллекция графики, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Аполлон и Дафна II. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт и акватинта. 18x20,6 (лист); 15,2x18,6 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Аполлон и Дафна III. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт и акватинта. 14,5x29,8 (лист); 11,8x26,9 см. (р.и.).Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Нарцисс и Эхо I. 1879 г. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт и акватинта. 29,8x41,6 (лист); 27,1x40 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Нарцисс и Эхо II. Из цикла
«Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г. Офорт и акватинта. 29,9x20,9 (лист);
27,5x18,3 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Пирам и Фисба I. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт. 21x29,9 (лист); 16,5x25,8 (р.и.). Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун,
штат Массачусетс.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Пирам и Фисба I. Вариант. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II.
1879 г. Офорт. 20,7x30 (лист); 12,2 x 24,4 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Пирам и Фисба II. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Офорт. 20,9x29,7 (лист); 11,8 x 21,2 см. (р.и.). Музей Вальрафа-Рихартца и Фонд Корбу, коллекция графики,
Германия. Коллекция графики.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Пирам и Фисба III. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Гравюра и акватинта. 29,7x41,8 (лист); 24,8x37,2 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. Пирам и Фисба IV. Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Гравюра и акватинта. 20,6x29,8 (лист); 7,9x22,3 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Сатира (заключение). Из цикла «Спасение жертв Овидия», Opus II. 1879 г.
Гравюра и акватинта. 12,4x20,9 (лист); 12,4x20,9 см. (р.и.). Национальный музей западного искусства, Токио.
Макс Клингер, получивший некоторое образование в художественной школе Карлсруэ, произвел сенсацию на 52-й выставке в Королевской академии художеств в Берлине в 1878 году. Клингер впервые представил свои картины «Беглец (Налетчик)» (1878, Старая национальная галерея, Берлин) и две серии рисунков пером и тушью: на тему Христа (1877-1878, Государственный гравюрный кабинет, Берлин) и предварительные рисунки к парафразу «Находки перчаток» (A Glove). Их дерзкая оригинальность вызвала взрыв негодования; тем не менее серия «Перчатка», на которой основана современная репутация Клингера, была куплена Берлинской национальной галереей. Эти 10 рисунков, выгравированных в трех изданиях 1881 года, рассказывают странную притчу о несчастном молодом человеке и его навязчивой увлеченности женской перчаткой длиной до локтя.
Макс Клингер (1857-1920). Художник на чердаке. 1882 г. Офорт и акватинта
на японской бумаге. 16 x 7 см. Коллекция Джека Долтона, США.
Предполагают, что это ранняя гравюра, датируемая пребыванием Клингера в Брюсселе в 1879 году.
На гравюре изображен норвежский художник Кристиан Крог, хотя он имеет черты автопортрета.
Макс Клингер (1857-1920). Источник. Слева на полях рисунка надпись «Источник,
по картине Арнольда Бёклина». 1884-1889 г. Бумага, офорт, гравюра на меди. 15 х 11 см.
Аукционный дом Historia, Берлин, 2020 г.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Д. Бишофф (Ex libris D. Bischoff). 1885 г.
Офорт, акватинта. 14 х 10 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Психея и орел Юпитера. 1882 г.
Офорт. 29,8 х 14,8 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Дама на балу (Die Balldame). Фронтиспис. 1884 г. Офорт.
15,9×11,9 (лист); 20,5×14,3 см. (р.и.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2005 г.
Написано и исполнено в сентябре 1884 г. для книги Карла фон Шлёцера
«Из больших и малых концертных произведений без нот». Берлин, 1885 г.
Макс Клингер (1857-1920). Шутливые рисунки на гипсокартоне. 1882-1903 гг.
Бумага, тушь, перо. 27,7 х 19,1 см. Государственные художественные собрания, Дрезден.
Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Издатели-печатники Г. Хойер и К.А. Кирмсе (Heuer & Kirmse) на банкете по случаю
празднования художника Адольфа Менцеля (Menzelfeier) 1884 г. Бумага, офорт и акватинта. 29,5 х 36 см.
Частное собрание. 6 джентльменов за столом после праздничной церемонии. По-видимому, хорошо погуляли!
Макс Клингер (1857-1920). Издатели-печатники Г. Хойер и К.А. Кирмсе на банкете по случаю празднования
художника Адольфа Менцеля. Фрагмент. 1884 г. Бумага, офорт и акватинта. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Пригласительный билет на празднование
художника Менцеля. 1884 г.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Фрица Гурлитта. 1885 г.
Офорт. 11,5 x 9 см.
Макс Клингер (1857-1920). Образ новой Саломеи. 1885 г. Бумага, карандаш.
Эмиль Орлик (1870-1932). Портрет Макса Клингера. 1903 г.
Офорт на мягком грунте, тушь, сангина. 29,4 х 20,2 см.
Аукцион Conrad R. Graeber Fine Art, Райдервуд, Мэриленд, США.
В 1887 году решение Парижского суда вызвало очередную бурю протеста из-за его отказа от всех общепринятых атрибутов и наивно прямой концепции. В своей картине «Суд Париса» (1885-1887, Галерея Бельведер, Вена) Клингер стремился не к классической красоте и не к современной правде, а к впечатляющей мрачности с оттенками мистицизма. Его «Пьета» (1889, погибла во 2-ю мировою войну) и «Христос на Олимпе» (1896, Галерея Бельведер, Вена) также являются характерными примерами его творчества.
Opus III, ЕВА И БУДУЩЕЕ (Eva und die Zukunft), 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Ева. Из цикла «Ева и будущее», Opus III. 1880 г.
Офорт и акватинта. 22,4x26,2 (лист); 63,2x45 см. (р.и.).
В цикле «Ева и будущее», Макс Клингер соединил библейскую историю первой пары людей с собственными видениями последствий грехопадения и последующей жизни, которые он назвал «будущим». Интересно, что молодой художник не рассматривает Еву как существо, объединяющее в себе Праматерь и погибель мира, как это было бы уместно в понимании ролей его времени. Скорее, он показывает ее молодой, уверенной в себе будущей женой, которой после грехопадения разрешено проявлять слабость.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Первое будущее. Из цикла
«Ева и будущее», Opus III. 1880 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Ева и Змея.
Из цикла «Ева и будущее», Opus III. 1880 г.
Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Второе будущее. Из цикла «Ева и будущее», Opus III.
1880 г. Офорт и акватинта. 63,2x44,6 (лист); 29,6x26,8 см. (р.и.)
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Адам. Из цикла «Ева и будущее», Opus III. 1880 г.
Офорт и акватинта. 63x44,1 (лист); 29,5x27 см. (р.и.)
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Адам. Вариант. Из цикла «Ева и будущее», Opus III. 1880 г.
Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Третье будущее. Из цикла
«Ева и будущее», Opus III. 1880 г. Офорт и акватинта. 59 x 43 см.
В феврале 1888 г. Макс Клингер отправился в Рим, где отказался от сотрудничества в художественном исполнении приветственного адреса немцев, проживающих в Риме, по случаю визита в Рим германского императора. В 1889 г. он совершил поездку в Брюссель и Италию (Неаполь, Пестум и Помпеи), во время которой был создан офорт «Смерть. Первая часть» (Опус XI). В следующем году он снова отправился в Италию, где были написаны «Голубой час» (1889, Музей изо, Лейпциг) и «Пьета» (1889, бывшая Дрезденская картинная галерея; погибла во время войны), было создано ню «На пляже» (1890, Новая Пинакотека, Мюнхен). В 1891 г. он останавливался в Мюнхене, где был избран действительным членом Мюнхенской художественной академии. Затем он снова совершил поездку по Италии, где познакомился и подружился с художником Отто Грейнером. Вышло первое издание его теоретической работы «Живопись и рисунок». Кроме того, он закончил свой огромный шедевр «Распятие Христа».
Opus IV, ИНТЕРМЕЦЦО (Intermezzi), 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Интермеццо (Intermezzi), Opus IV. 1881 г. Офорты. 63 x 44,9 см. Обложка.
Цикл «Интермеццо» Макса Клингера является продолжением его серии «Офортов, опус I». Двенадцать гравюр различаются по размеру и формату, но все они раскрывают возвышенные перспективы и демонстрируют мастерство Клингера в описании романтических пейзажей и уроки, которые он извлек, изучая японские гравюры. Озорно-игривая эльфийка, лишенная гравитации, и одинокая, довольно неуверенная в себе фигура на берегу моря – настроение и отношение к жизни двух молодых женщин не могли быть более противоположными. Художник воплощает в обеих фигурах напряженные образы женщины, в конце XIX веке превратившихся в противоречивые фигуры. Далее следуют фантазии из жизни легендарных кентавров, полные насилия и агрессии.
Сцены из жизни персонажа романа Симплициуса, действие которого происходит в 1668 году, резко изменяются. Шутливый роман «Авантюрный Симплициссимус» Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена рассказывает, что сложное развитие личности сосредоточено на четырех моментах жизни. Падший всадник, ведущий в финал, может по преимуществу олицетворять жизненную катастрофу, прежде чем череда образов завершится каприччио о любовной тоске, судьбе, изображенной на ультрасовременном высоком велосипеде, и смерти.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Медведь и эльф. Из цикла
«Интермеццо», Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. На берегу моря. Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г.
Офорт, акварель. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Преследуемый кентавр. Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г.
Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Лунная ночь. Из цикла «Интермеццо»,
Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Сражающиеся кентавры.
Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель.
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Камнепад в горах. Из цикла
«Интермеццо», Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Простой урок письма. Из цикла «Интермеццо»,
Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Симплиций у могилы отшельника. Из цикла
«Интермеццо», Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Симплиций среди солдат. Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г.
Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Симплициус в лесной пустоши. Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г.
Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Падший всадник. Из цикла «Интермеццио»,
Opus IV. 1881 г. Офорт, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. Амур, смерть и загробная жизнь. Из цикла «Интермеццо», Opus IV. 1881 г.
Офорт, акватинта, акварель. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Губерт фон Геркомер (1849-1914). Портрет Макса Клингера. 1890-е гг.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Склонность Макса Клингера к ужасному и гротескному нашла дальнейшее выражение в его серии гравюр, вдохновленных творчеством Франсиско Гойи, в том числе «Освобождение жертвоприношений», рассказанных в «Овидии» (1879), «Фантазии на тему Брамса» (1894), «Ева и будущее» (1880), «Жизнь» (1884) и «О смерти» (1889, часть 1; 1898-1909, часть 2). Используя офортную иглу, он достиг уникальной формы выразительности.
Макс Клингер (1857-1920). Замок у моря (По картине Арнольда Бёклина). 1887 г.
Офорт, акватинта. Институт искусств, Чикаго.
Макс Клингер (1857-1920). Отшельник Святой Антоний. 1885 г. Офорт, акватинта.
24,1 х 19,6 см. (лист); 15,9 × 12,1 см. (р.и.)
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз обложки книги графики для Мюнхенского сецессиона.
1893 г. Офорт, акватинта и меццо-тинто. 29,8 х 25,1 см. Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Женский бюст с наклоненной вправо головой и
поднятыми к груди руками. 1872-1892 гг. Бумага, уголь, мел, гуашь.
48,3 x 31,5 см. Государственные художественные собрания, Дрезден.
Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Голова лежащей обнаженной. 1889 г.
Красно-коричневая бумага, черный мел. 48,1 х 32 см. (лист).
Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Финальный рисунок головы умершей матери к офорту «Мертвая мать (Мать и дитя)» из цикла «Смерть. Вторая часть», Opus XIII, Bl.10). Клингер нарисовал ту же модель в сопоставимом тщательном исполнении, что и шаблон для «Кающейся Магдалины» (1892).
Макс Клингер (1857-1920). 1887 Эскиз к картине «Суд Париса». 1887 г. Офорт.
30,7х21,1 (лист); 26,7х18,5 см. (р.и.). Государственные художественные собрания,
Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз к картине «Суд Париса». 1887 г. Офорт. 30,2х27,6 (лист);
26,3х25,1 см. (р.и.). Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз к картине «Суд Париса». 1887 г. Офорт. 30х27,2 (лист);
26,2х24,8 см. (р.и.). Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Лежащая обнаженная женщина. 1888 г.
Коричневая бумага, уголь. 48,3 x 31,7 см.
Государственные художественные собрания,
Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Этюд обнаженной женщины. 1872-1892 гг.
Бумага, пастель. 49,4 х 32 см. (паспарту).
Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Соблазнение (Нимфа и фавн). 1885 г.
Бумага, тушь, перо, кисть. 48,8 x 30,8 см.
Государственные художественные собрания, Дрезден. Гравюрный кабинет.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная под деревом,
или Далекая возлюбленная (Ferngeliebte). 1894 г.
Макс Клингер (1857-1920). Память (Memory). 1892-1893 гг. Офорт, меццо-тинто.
36х26,5 (лист); 27,7х15 см. (р.и.). Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Меню-карта для еды из овечьей головы
(Menukarte zum Schafkopfessen). 1893 г. Бумага, сухая игла. 12,7 х 8,4 см.
Макс Клингер (1857-1920). Вид из окна мастерской. 1890 г. Бумага верже с водяным знаком, сухая игла
и гравюра на меди. 25х37,6 (лист); 20,8х31,5 см. (р.и.). Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Студийная сцена (После работы. Сиеста). 1894 г. Офорт. 25,7 х 38,8 см.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Вильгельма Боде. 1894 г. Офорт. Британский музей, Лондон
Мужчина несет трех женщин - в классическом, ренессансном и современном платьях.
Макс Клингер (1857-1920). Раненый журавль со стрелой в груди перед заходом солнца.
1890-1900-е гг. Рисунок. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). Освобождение Прометея. 1890-1900-е гг. Рисунок. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). Пегас и юный Беллерофонт. 1890-1900-е гг.
Рисунок. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В 1892 году Клингер стал одним из основателей группы «XI», состоящей из одиннадцати художников. Группа «XI» выступила против «Берлинской ассоциации художников». Протест возник в «Истоке» (Б. Дрезденская картинная галерея; Картина погибла во время войны). В 1893 году Клингер снова поселился в Лейпциге, где был установлен мраморный бюст «Новой Саломеи». В следующем году Клингер стал членом Королевской академии художеств в Берлине. Он отправился в Грецию через Вену и обратно в Париж через Южную Италию. В том же году была создана «Фантазия Брамса» (Опус XII).
Opus VI, ПЕРЧАТКА, A Glove, 1881 г.
Макс Клингер (1857-1920). Opus VI, ПЕРЧАТКА, A Glove, 1881 г. Обложка.
Сенсацию произвели уже два ранних цикла Макса Клингера - островыразительная «Серия на темы Христа» и «Фантазии о найденной перчатке» (оба 1878), последняя изо-повесть о юноше, влюбившемся в странную одушевленную перчатку, - стала одним из ярких предварений сюрреализма.
Макс Клингер (1857-1920). Opus VI, ПЕРЧАТКА, A Glove, 1881 г. Титульный лист.
Макс Клингер впервые привлек к себе внимание на ежегодной выставке в Королевской академии художеств в Берлине в галерее Berliner Kunstverein в 1878 году серией рисунков «Фантазии о найденной перчатке, посвященной даме, которая ее потеряла. «Парафразы к найденной перчатке» (1881) - цикл гравюр о помешательстве юноши, влюбившегося в женскую перчатку. Серия в виде рисунков тушью создана в 1878 году, когда Максу Клингеру исполнился 21 год.
В измененном виде Клингер передал разработанную в ней идею в строго рассказанной иллюстрированной истории в виде офортов. При этом из повседневного процесса вытекают сновидения и кошмары. Последовательность сюжетов, полная эротических аллюзий, ранее не встречавшаяся ни в гравюре, ни в какой-либо другой изобразительной технике. Иллюстрации к литературным текстам были популярны в то время, но визуальный рассказ без слов, история которого полностью разворачивается в сознании зрителя, было исключением. Это было воспринято современниками с большим интересом и последующие поколения художников с энтузиазмом черпали в этом вдохновение.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Площадь. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Акт (Найденная перчатка).
Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Желания или Стремления.
Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Спасение, 1881 г. Из цикла «Перчатка»,
Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Триумф. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Дань уважения. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Страхи (Ночной кошмар). Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г.
Гравюра и акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Перчатка на треножнике. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г.
Гравюра и акватинта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Похищение. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Амур. Из цикла «Перчатка», Opus VI. 1881 г. Гравюра и акватинта.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Открытие выставки Макса Клингера в Музее искусств и декоративно-прикладного искусства.
На переднем плане великий герцог Вильгельм Эрнест, великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский
и его жена Каролина, позади Гарри, граф Кесслер в военной форме. Фотография 1903 г.
В 1895 году Макс Клингер отправился в Париж, Лондон, Нидерланды и Бонн и переехал в недавно построенную студию на улице Карла Гейне в Лейпциге, 6. Клингер отклонил предложение стать профессором в Вене, потому что университет не принял его условия о возможности посвятить пять месяцев непрерывной работе. Был создан мраморный бюст Кассандры. В следующем году умер отец Клингера. Клингер расширил Лейпцигскую студию до выставочного здания, чтобы разместить собственные работы, а также работы Арнольда Бёклина и рисунки Огюста Родена и иметь возможность выставить Адольфа Менцеля на обозрение.
ИСТОЧНИКИ
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – Стр. 97, илл.
Автоматические переводы иногда получаются смешными. А "Дама с мячом" может быть Дама в бальном (наряде) или на балу. Мяча там вроде бы нет. "Изображение женской груди с наклоненной вправо..." - это Женский бюст с наклоненной вправо головой и поднятыми к груди руками.
Ответ на комментарий Bronisliva #Bronisliva, Спасибо за поправки. В следующий раз просто буду приводить названия картин на языке оригинала без перевода или вообще без названий, как это делают большинство "искусствоведов". Просто красивые картинки или цветные фотографии, в которых живописью и не пахнет.