Макс Клингер (1857-1920) – немецкий художник, скульптор, рисовальщик, гравер и отличный пианист, он обязан своей славой прежде всего своим гравюрам. Клингер считается одним из типичных художников-символистов. Картины Клингера наполнены персонажами в натуральную величину и чрезвычайно натуралистичны, которые привносят в присутствие зрителя часто мифологические и христианские темы. Клингер стремился расширить пространство свободы художников, позволив им использовать различные техники для достижения своих целей. Вместе с тремя крупнейшими немецкими импрессионистами, Максом Либерманом, Ловисом Коринтом и Максом Слефогтом, он присоединился к Берлинскому сецессиону в 1899 году, хотя сам не был импрессионистом. Он был членом-корреспондентом Мюнхенского и Венского сецессионов. Он поддерживал интенсивные контакты с художниками за рубежом, сначала в Скандинавии и Бельгии, а затем во Франции, и провел долгие периоды своей жизни во Франции и Италии.
Дом, где родился Макс Клингер, здание, предшествовавшее нынешнему дому Клингеров. 1887 г.
Макс Клингер (нем. Max Klinger) родился 18 февраля 1857 года в Лейпциге, Королевство Саксония, был вторым сыном Генриха Луи Клингера (1816-1896), производителя мыла и парфюмерии, и его жены Огюст Фридерике Элеоноры Клингер, урожденной Клингер. Макс родился на ул. Петерсштрассе, 48. Он посещал гражданскую школу в Лейпциге с 1863 по 1867 г., а по воскресеньям посещал рисовальную школу Брауэра. Затем он проучился в реальном училище (позже Петришуле) до 1873 г. В 1874 г. дрезденский архитектор и историк искусства Франц Рихард Штехе порекомендовал Клингера известному художнику Антону фон Вернеру в Берлине, который отверг его и направил к художнику Карлу Гуссову в Карлсруэ. В апреле Клингер начал учиться в Художественной школе великого герцога Баденского в Карлсруэ у Гуссова и художника-историка и портретиста Людвига Де Кудре, тогда же изготовил по заказу серию рисунков с античных статуй. В этот период он также стал известен в Карлсруэ как пианист. В 1876 г., переехав в Берлин, посещал классы берлинской Академии художеств и подпал под влияние историзированного стиля Менцеля.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет отца художника. 1876 г.
Бумага, тушь, перо. 33,3 х 24,2 см. Гравюрный кабинет, Дрезден.
Макс Клингер (1857-1920). Начало весны (Frülingsanfang). 1874-1877 гг.
Офорт. 25,6 х 16,4 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Суд над женщиной-детоубийцей. 1877 г.
Бумага, перо, графитный карандаш. 23,4 х 17,3 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Круглый стол друзей Клингера в Берлине. 1876 г. Металл, масло. 37,5 x 77 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Беглец (Налетчик). 1878 г. Дерево, масло. 37 х 86 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Натюрморт № 1 (Натюрморт с черепом). 1879 г.
Холст на картоне, масло. 45,4 х 35,5 см. Аукцион Grisebach GmbH, Берлин, 2015 г.
Лот продан за $20.000 дол.
Макс Клингер (1857-1920). Терраса (Garten bei Meißen). 1879 г.
Паркетное дерево, масло. 51 x 37 см. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Смерть Цезаря. 1879 г. Холст, масло. 124 х 159 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Лот и его дочери. 1879 г.
Бумага на картоне, тушь, перо. 38,5 x 25,6 см.
Макс Клингер (1857-1920). «Писающая смерть», «Смерть от мочеиспускания»
или «Смерть у воды» (Der pinkelnde Tod). 1880 г. Холст, масло. 95 х 45 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Писающая смерть. Фрагмент. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Сидящая обнаженная. 1880 г.
Дерево, масло. 50 х 34 см.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная со спины. Из альбома «20 этюдов,
воспроизведены в оригинальном размере по картинам, скульптурам и гравюрам».
1881 г. Офорт. 75 x 45 см.
Макс Клингер (1857-1920). Вечер. 1882 г. Холст, масло. 75 х 126 см. Художественная собственность
Федеративной Республики Германии (Kunstbesitz der Bundesrepublik Deutschland), Дрезден.
Картина была конфискована во время 2-й мировой войны «Специальной комиссией Линца»
(Sonderauftrag Linz) на окупированных территориях и музеях для личного музея фюрера.
Макс Клингер (1857-1920). Дипломатическая миссия. 1882 г. Дерево, масло. 37 x 63 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Тритоны и наяды. Часть декора стен виллы Альберс в Берлин-Штеглице.
1884-1885 г. Холст, масло. 51 x 102,5 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Тритоны и наяды. 1912 г. Государственный музей Линденау, Альтенбург.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет в мастерской в Карлсруэ. 1874 г.
Холст, масло. 52,5 x 37,7 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Первые художественные работы в живописи и графике относятся к 1878 г. В 1879 г. рисует полотно «Смерть Цезаря» (Лейпциг, Музей изобразительного искусства), ставшее центральным в развитии немецкого исторического символизма.
В 1879 году художник совершил поездки в Мюнхен и Брюссель, где занимался в мастерской Э. Ваутерса. Был дружен с Арнольдом Бёклиным, испытав особенно сильное его влияние в годы пребывания в Риме (1888-1893). Жил Макс Клингер в основном в Лейпциге, не считая лет, проведенных в Берлине (1881-1883), Париже (1883-1886) и Риме. В 1892 году немецкий художник стал одним из создателей «Общества берлинских художников» и членом Мюнхенского сецессиона.
Макс Клингер (1857-1920). Венера в колеснице из раковины. Часть декора стен виллы Альберс
в Берлин-Штеглице. 1884-1885 гг. Холст, масло. 50 х 173 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Венера в колеснице из раковины. Часть декора стен виллы Альберс
в Берлин-Штеглице. Фрагмент (1). 1884-1885 гг. Холст, масло. Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Венера в колеснице из раковины. Часть декора стен виллы Альберс
в Берлин-Штеглице. Фрагмент (2). 1884-1885 гг. Холст, масло. Старая национальная галерея, Берлин.
Венера в колеснице из раковины. Гравюра Э. Эйншлага по мотивам Макса Клингера. 1907 г.
Макс Клингер (1857-1920). Битва кентавров. Фрагмент панно для украшения стен
виллы Альберс в Берлин-Штеглице. 1883 г. Смешанная техника. 58,6 x 44,4 см.
Собрание кантона Хирцель, Швейцария.
Макс Клингер (1857-1920). Покинутая. 1884 г. Из графической серии «Жизнь» (A Life). 1884 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет матери. 1885 г. Холст, масло. 102 х 66 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Морские боги на волне в прибое. Часть фриза на вилле Альберса.
1883-1884 гг. Холст, масло. 51 х 99,5 см. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
В 1883-1884 гг. Макс Клингер создал по заказу секретаря Камергерского суда Юлиуса Альберса украшения вестибюля на его вилле в Берлине-Штеглице, состоящее из пяти картин, фриза из десяти частей, двух бюстов работы Артура Фолькманна, пяти расписных дверей и цоколя, украшенного гризайлями. «Морские боги в прибое» были частью фриза, на котором были изображены природные силы моря и его обитателей. Морские существа, похожие на людей и животных, пересекают живописное пространство, в котором царит бурлящая вода. Возрождение античного мифологического мира напоминает работы Арнольда Бёклина. Клингер сочетал в своем интерьере мотивы настоящего и прошлого, мифов и сказок, а также серьезного и юмористического. В 1889 г. Альберс был вынужден покинуть дом из-за заражения грибком. В 1901-1902 гг. после его смерти картины были проданы Берлинской национальной галерее и Гамбургскому Кунстхалле, где сегодня находятся семь из них.
Макс Клингер (1857-1920). Девушки на берегу. 1883-1884 гг. Холст, масло. 51,5 x 137,5 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Катание на акуле. 1883-1884 гг. 51,5 x 138,5 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Морские боги в океане. 1883-1884 гг. Холст, масло. 51 x 102,5 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Прибой. 1883-1884 гг. Холст, масло. 51 x 103,6 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Скалистый каньон. 1883-1884 гг. Холст, масло. 194,5x98,5 см. 2. Летний пейзаж.
1883-1884 гг. Холст, масло. 192,5x92,8 см. Оба - Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Суд Париса. 1885-1887 гг. Холст, масло, обрамление из дерева и гипса.
Галерея Бельведер, Вена.
Общие размеры: 370 х 752 х 65 см.
Основная картина: 200 х 559 см.
Небо слева: 45 х 271 см.
Небо справа: 42 х 282 см.
Земля слева: 62 х 222 см.
Земля справа: 62 х 220,5 см.
Боковая роспись слева: 252,5 х 78 х 14 см.
Боковая картина справа: 252,5 х 75,5 х 14 см.
Рисунок слева: 98 х 93 х 28 см.
Рисунок в центре: 100 х 130 х 26 см.
Рисунок справа: 130 х 120 х 40 см.
Макс Клингер (1857-1920). Суд Париса. Фрагмент. 1885-1887 гг. Холст, масло. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Колизей в Риме. 1888 г. Холст, масло. 77 х 102 см. Музей Альбертинум, Дрезден.
В Италии Макс Клингер прожил и работал в течение многих лет, в 1888-1893 годы он жил в Риме. Откровением для него становятся творения итальянского кватроченто. Он изучает обнаженную натуру, анатомию, работает над передачей объемов. Это период упорного труда, одним из плодов которого являются его картины «Распятие» (1888) и «Христос на Олимпе» (1896), где он делает попытку примирить идеалы язычества и христианства.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие Христа. 1888-1890 гг. Холст, масло. 251 х 465 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие Христа. Фрагмент. 1888-1890 гг. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие Христа. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 87 х 155 см.
Макс Клингер (1857-1920). Голова Магдалины. Этюд к картине «Распятие Христа». 1888 г.
Бумага, гелиография. 32 х 48 см.
Макс Клингер (1857-1920). Распятие Христа. 1883 г. Бежевая велюровая бумага, тушь, перо. 23,2 х 33,5 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Макс Клингер (1857-1920). Итальянский пейзаж. 1890 г. Дерево, масло. 47 x 33 см.
акс Клингер (1857-1920). Вид на Сиену из базилики Сан-Доменико. 1889-1890 гг.
Бумага, акварель. 24,5 х 32 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Вид на базилику Санта-Мария-Маджоре с холма Эсквилина в Риме.
1889 г. Дерево, масло. 36 x 46 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Рабочие на строительстве дома. 1889 г.
Дерево, масло. 34,7 x 29 см. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Голова бородатого мужчины. 1889 г.
Картон, масло. 54 х 36,7 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Пьета. Мария и Иоанн скорбят у тела Христа. 1889 г. Холст, масло. Фото опубликовано в книге Густава да Кирштейна «Мир Макса Клингера», Берлин, издательство Furche Verlag, 1917 г. на некоторых открытках.
(Картина погибла во время Второй мировой войны при бомбежке Дрездена американскими ВВС)
Ганс Гольбейн (1497-1543). Мёртвый Христос в гробу. 1521-1522 гг. Дерево, масло, темпера.
30,5 х 199,9 см. Городской музей, г. Базель, Швейцария.
Ф.М. Достоевский – загадочный гений. Он верил в Христа и всю жизнь сомневался. Возможно, поэтому
так любил картину Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос».
Макс Клингер (1857-1920). Пьета. Мария и Иоанн скорбят у тела Христа. 1889 г. Холст, масло.
Галерея новых мастеров, Дрезден. Восстановленный вариант.
Какой разный подход к изображению – почти 500 лет назад и в XIX веке!
Макс Клингер (1857-1920). На пляже. 1890 г. Холст, масло. 76 х 182 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Макс Клингер (1857-1920). Бьянка (Bianca). 1890 г. Картон, масло. 47,5 х 39,5 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Исмаэль Генц (1862-1914). Портрет Макса Клингера. 1888 г.
Музейное объединение Наумбурга, Германия.
Живописные произведения Клингера в целом находятся в рамках «модерна» и мистических тенденций символизма. Макс Клингер писал картины на мифологические, аллегорические и литературные сюжеты. В раннем живописном творчестве Макса Клингера доминирует романтический историзм («Смерть Цезаря», 1879, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Позднее в работах художника возобладал своеобразный «консервативный» модерн, полный поэтической, порой переусложненной фантазии, но сохраняющий традиционные приметы большой академической картины.
Макс Клингер (1857-1920). Голубой час. 1890 г. Холст, масло. 191,5 x 176 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Мальчик у воды. 1890 г. Картон, масло. 59,1 х 43,8 см.
Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет молодой женщины. 1890 г. Светло-голубой картон,
черный и цветной мелок, карандаш. 48 x 40,3 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет римлянки на плоской крыше в Риме. 1891 г. Холст, масло. 182 x 182 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Макс Клингер (1857-1920). Из Италии (Портрет немецкой художницы
Корнелии Пачка-Вагнер, 1864 - после 1930). 1892 г. Холст, масло. 94 x 74 см.
Восточногерманская галерея Регенсбурга, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Лютнистка. 1892 г. Холст, масло.
130,5 x 80,8 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Из коллекции Густава и Клары Кирштейн.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная. 1891 г.
Бумага, офорт и меццо-тоне. 28,7 х 16,8 см.
Национальный музей, Варшава.
Макс Клингер (1857-1920). Этюд полуобнаженной женщины. 1892 г.
Голубой картон, масло. 81,6 х 54,2 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная со спины. 1893 г.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Лицо. 1894 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 30,4x7,4 см. Аукцион www.winterberg-kunst.de. 2. Русалка, держащая в руках раковину моллюска. 1912 г. Дерево, масло. 97х26 см. Аукционный дом Ketterer Kunst GmbH & Co. KG, Штутгарт, 2006 г.
Основные живописные работы Макса Клингера: «Суд Париса», 1886-1887, Галерея Бельведер, Вена; «Голубой час» - с «бёклиновскими» по духу русалками на камнях среди моря, 1886-1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; многофигурное «Распятие Христа», 1890, там же; огромный триптих «Христос на Олимпе», 1897, Галерея австрийской живописи, Вена; триптих «Воспоминание о Париже», Новая галерея, Вена). В 1880-е немецкий художник испытал влияние живописи символистов. Как и пейзажи фон Маре, Фейербаха, Арнольда Бёклина, его картины населены аллегорическими или фантастическими существами («Морские боги в волне прибоя», 1884-1885, Гамбург, Кунстхалле).
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. 1897 г. Холст, масло. Галерея Бельведер, Вена.
Основное изображение: 358 х 722 х 5 см.
Крылья: 358 х 85,5 х 3 см.
Пределла (надставка): 92 х 722 х 5 см.
Размеры рамы: 380 х 931,5 х 22 см.
Общий размер: 549 х 965 х 65 см. Вес 3800 кг.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. Фрагмент (1). 1897 г. Холст, масло.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. Фрагмент (2). 1897 г. Холст, масло.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. Фрагмент (3). 1897 г. Холст, масло.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. Фрагмент (4). 1897 г. Холст, масло.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе.
Левая и правая панели. 1897 г. Холст, масло.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Христос на Олимпе. Эскиз. 1896 г. Картон, масло. 50 х 90 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Максу Клингеру приписывают многие аналогии с другими художниками - Полем Гогеном, Полем Сезанном и др. Но, по-моему, он художник сам по себе оригинальный, блестящий рисовальщик, а если и есть что-то общее, так это со старшим коллегой Арнольдом Бёклиным (1827-1901), одним из родоначальников символизма, которого в начале карьеры даже копировал.
Поль Гоген (1848-1903). Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897-1898 гг.
Холст, масло. 139,1 х 374,6 см. Музей изящных искусств, Бостон.
Макс Клингер (1857-1920). Тритон и Нереида. 1895 г. Холст, масло, 101 x 188 см.
Вилла Бардини, Флоренция в аренде в Галерее Уффици.
Макс Клингер (1857-1920). Тритон и Нереида. 1895 г. Литография. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Пенелопа ткет ткань для своего тестя Лаэрта в ожидании возвращения
мужа Одиссея, 1895 г. Цветной офорт. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Беседка на острове Сира. 1899 г.
Картон, масло. 50 х 30 см. Анхальтская картинная галерея,
Дессау, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет. 1891 г. Картон, масло. 56 х 48 см.
Государственный кунстхалле Карлсруэ, Германия.
Сама же живопись оставалась для художника реалистически-позитивным средством выражения. Под особенным влиянием Клингера находился Пюви де Шаванн, создавший в Париже серию аллегорических, монументальных произведений настенной живописи. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.
Макс Клингер (1857-1920). Помона в Риме (Римский период 1889-1893).
1890 г. Холст, масло. 46 х 38 см. Аукцион www.artprice.com
Макс Клингер (1857-1920). Портрет поэтессы Эльзы Асениефф. 1900 г.
Холст, масло. 60,5 x 42,5 см. Галерея новых мастеров, Дрезден.
Поль Сезанн (1839-1906). Большие купальщицы. 1900-1905 гг. Холст, масло. 132,1 х 218,4 см.
Фонд Барнса, университет Линкольна, Филадельфия, США.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная со спины. 1903 г.
Бумага, цветной коллотип (ручная роспись). 76,5 x 47 см.
Аукционный дом STAHL, Гамбург, 2012 г.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная. 1903 г.
Бумага, цветной коллотип (ручная роспись). 76,5 x 47 см.
Аукционный дом STAHL, Гамбург, 2012 г.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Эльза Асениефф (1868–1941), писательница, спутница жизни Макса Клингерса. 1904 г. Холст, масло. 100х50 см. 2. Портрет Эльзы Асениефф в вечернем платье. 1906 г. Холст, масло. 200х108,7 см. Оба - Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет Хелен Донат. 1902 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет датского литературоведа Георга Брандеса (1842-1927),
номинанта на Нобелевскую премию по литературе. 1904 г. Холст, масло. 100 х 75 см.
Музей имени короля Альберта, Хемниц, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет художника-символиста Отто Грейнера
(1869-1916). 1905 г. Бумага на картоне, цветные мелки. 69,5 х 42 см.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет молодого человека. 1909 г. Картон, масло. 21 х 18,5 см.
Аукцион Hampel Fine Art Auctions GmbH & Co, Мюнхен, 2012 г.
Макс Клингер (1857-1920). Вилла Наполеона в Портоферрайо на острове Эльба. 1904 г.
Бумага, акварель, белила. 23 х 28,6 см. Аукцион Grisebach GmbH, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Колокольня и хоры церкви в тосканском холмистом ландшафте. 1905 г.
Бумага, акварель, карандаш. 25,3 x 36,3 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Вечер. 1905 г. Бумага, акварель. 16 x 27,5 см. Частное собрание.
Макс Клингер. Фотография 1899 г.
Гораздо более новаторской явилась графика Макса Клингера — рисунки, офорты и акватинты. Клингер создал свой графический стиль, законченный и индивидуальный. Графика стоит особняком в творчестве художника. Клингер считается настоящими мастером в этом жанре. Именно темные, демонические аспекты графических работ Клингера позволяют причислить его к одному из направлений сюрреализма. Сам мастер считал, что графические работы с их фантастическим и где-то символистским способом отображения представляемых реальностей сродни музыке. Сенсацию произвели уже два ранних цикла немецкого художника (оба - 1878), островыразительная «Серия на темы Христа» и Фантазии о найденной перчатке; последняя изо-повесть - о юноше, влюбившемся в странную одушевленную перчатку, — стала одним из ярких предварений сюрреализма. С другой стороны, в цикле «Драмы» (1883) - с изображением событий революции 1848 года и трагедий городского «дна» - наметилась линия будущей социально-экспрессионистской графики. Можно сказать, что в своем творчестве художник сочетал острый интерес к жизненным социальным проблемам с фантастикой и мистикой.
Макс Клингер (1857-1920). Расцвет греческой культуры. Фреска в Большом зале Лейпцигского университета.
1909 г. Размеры: 6 х 20 метров. (Фреска погибла во время Второй мировой войны)
Макс Клингер (1857-1920). Расцвет греческой культуры. Фреска в Большом зале Лейпцигского университета.
1909 г. Фрагмент.
Макс Клингер (1857-1920). Мюнхен. 1910 г. Холст на картоне, масло. 37,5 x 58,4 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Мюнхен. Фрагмент (1). 1910 г.
Холст на картоне, масло. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Мюнхен. Фрагмент (2). 1910 г.
Холст на картоне, масло. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Три женщины на винограднике. Фрагмент. 1912 г. Холст, масло. 167 х 187 см.
Аукцион Christie's Ltd., Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Купальщицы (Источник). 1912 г.
Холст, масло. 45,1 х 30,8 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Лежащая обнаженная со спины. 1910 г. Бумага, карандаш. 17 х 45 см.
Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Лежащая обнаженная женщина. Этюд к картине
«Отшельник и обнаженная». 1909 г. Зеленая бумага, мел. 71,5 x 40 см.
Государственное графическое собрание, Мюнхен.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная с заложенными за голову руками. 1910 г.
Зеленая бумага, мелок. 71,5 х 42,7 см. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная женщина (Натурщица Гертруда Бок).
1912-1914 гг. Зеленая бумага, уголь, белый и розовый мелки. 72 х 43 см.
Аукцион Grisebach GmbH, Берлин.
Обнаженное человеческое тело, как бы лейтмотивом проходит красной нитью через все творчество художника – часто эротически заряженное, иногда даже откровенно порнографическое. Нагота как навязчивая идея. «Распятию Христа», как и многим другим живописным работам художника, предшествовали интенсивные этюды обнаженной натуры на живых моделях. Клингер был убежден: «Изучение и изображение обнаженной натуры – это основа любого стиля». Какими бы искусными ни были некоторые из его бесчисленных рисунков обнаженной натуры (в частности, его листы, созданные с 1909 года по молодой модели Клингера Гертруде Бок, которая станет его новой спутницей), но часто он придает своим картинам в стиле ню что-то академическое.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная натурщица. 1910 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Этюд обнаженной натурщицы.
1912 г. Бумага, уголь, карандаш. 66,7 х 42,7 см.
Национальный музей, Варшава.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная. 1914 г.
Коричневая бумага, черный. мел, гуашь. 64,5 x 34,2 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная со спины. 1914-1916 гг.
Коричневая бумага, гуашь, мел. 64,8 х 34,2 см.
Аукцион Grisebach GmbH, Берлин, 01.06.2022 г.
Макс Клингер (1857-1920). Венера Анадиомена (Венера, выходящая из моря).
1915 г. Бумага, офорт и акватинта в красном. 45,8 x 30 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Полуобнаженная женщина. 1915-1918 гг.
Дерево, масло. 60 х 43,5 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Отдых на пути в Египет. 1912 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Женщина в пейзаже (Весна). 1912 г.
Холст, масло. 93 x 136,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г.
Макс Клингер (1857-1920). Пейзаж на реке Унструт. 1912 г.
Холст, масло. 192 х 126 см. Государственный музей Линденау,
Альтенбург, Германия.
Курт Стёвинг (1863-1939). Портрет Макса Клингера. 1896 г.
Графика занимала большое значение в творчестве Клингера, в которой он был виртуозным мастером и которой он в своей книге «Живопись и рисование», вышедшей в 1891 году, придаёт особое, самостоятельное значение в отображении внешнего мира. При этом Клингер считал, что графике свойственно передавать демонически-тёмные аспекты жизни, адекватно выражаемые в линейной и контрастной манере, что позволяет рассматривать Клингера как одного из предтеч сюрреалистов. Изображение «циклов» действия с изображением фантастически-символистских воображаемых реальностей сам Клингер сравнивал с музыкальным произведением («опусом»).
Макс Клингер (1857-1920). Работа - Благосостояние - Красота (Arbeit-Wohlstand-Schönheit). 1911-1918 гг.
Холст, масло. 135 х 375 см. Старая ратуша, Хемниц, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Женский портрет. Этюд 1 к картине «Работа-Благосостояние–Красота». 1918 г.
Макс Клингер (1857-1920). Женский портрет. Этюд 2 к картине
«Работа - Благосостояние – Красота». 1918 г.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Обнаженная женщина, сидящая на берегу с видом на море. 1916 г. Бумага, пастель. 99,8 х 58,2 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2005 г.
Макс Клингер (1857-1920). Пара обнаженных. 1918 г. Холст, масло.
Дом Макса Клингера в Гросс-Йене, Тюрингия (близ Наумбурга)
Дом Макса Клингера в Гросс-Йене, Тюрингия (близ Наумбурга)
В 1903 году Макс Клингер приобрел недвижимость вместе со своей второй половиной, поэтессой Эльзой Асениефф. Но это место стало для них местом не только долгих счастливых и беззаботных дней, но и днями разлуки. В 1909 году Клингер познакомился здесь с 17-летней Гертрудой Бок, которая в то время была моделью художника вместе со своей сестрой. Начало несколько банальной драмы о художнике и любви, в ходе которой Асениефф рассталась с Клингером в 1916 году. Отныне и до самой его смерти, Гертруда Бок была рядом его женщиной.
Её настоящее имя при рождении Эльза Мария Пакени (Elsa Maria Packeny). Она родилась в 1867 г. в Вене, в богатой семье, принадлежащей к высшей буржуазии Вены. В 23 года Эльза неудачно вышла замуж за болгарского инженера и дипломата Ивана Димитрова Несторова, от которого родила двух сыновей. Первенец умер в младенчестве. После смерти ребенка она отказывается от отцовского и супружеского имени и в память о погибшем сыне принимает имя Эльза Асениефф («равная Богу»), под которым она продолжит публиковаться. В 1895-1896 гг. изучает философию и психологию в Лейпцигском университете. В Лейпциге она вскоре знакомится с известным художником и скульптором Максом Клингером, с которым у нее продолжатся многолетние внебрачные отношения и даже в 1900 году у них родится третий ребенок Дезире Оттима Клингер. (Для интересующихся биографией Асениефф см. здесь)
Эльза Асениефф, спутница Макса Клингера. Фотография 1897 г.
Творчество Макса Клингера имеет глубокое родство с Гойей и Врубелем, для которых графика играла такую же важную роль. И Гойя, и Врубель имели серьезные проблемы с психикой. В случае с Клингером сумасшествие овладело не им, а его самым близким человеком. В 1898 году Клингер познакомился с писательницей Эльзой Асениефф, которая стала его внебрачной женой. Спутница жизни и главная модель Клингера закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Судя по ее изображениям, Эльза имела характер, близкий к истероидному, т.е. неустойчивый и подверженный влияниям. Известно, что она с жаром увлекалась феминизмом и писала статьи о творчестве Клингера.
Эльза Асениефф, спутница Макса Клингера. Фотография 1900-е гг.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис Эльзы Асениефф. Офорт.
12х7,9 (лист); 10,8х6,5 см. (р.и.). Собрание Зигфрида Унтербергера, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Женщины-пловцы. 1918 г. Дом Макса Клингера в Гросс-Йене, Тюрингия.
Макс Клингер (1857-1920). Женский облик. Эскиз панно. 1918 г. 180 х 130 см.
Музей имени короля Альберта, Хемниц, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Танцовщица. Эскиз панно. 1918 г.
Музей имени короля Альберта, Хемниц, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная. Эскиз панно. 1918 г.
Музей имени короля Альберта, Хемниц, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Катание на коньках в Булонском лесу. 1920 г.
Холст, масло. 66 х 54 см. Аукционный дом HAMPEL Fine Art Auctions, Мюнхен, 2012 г.
Макс Клингер в студии перед скульптурой «Бетховен». Фотография 1902 г.
После 1897 года Макс Клингер посвящает себя исключительно скульптуре. Клингер внес самобытный вклад и в скульптуру: он стремился возродить полихромную скульптуру, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Для его пластики характерны мифологические ню («Саломея», 1893; «Кассандра», 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и героизированные портреты (эпически-масштабный «Бетховен», 1902, там же; «Фридрих Ницше», мрамор, 1904, Эрмитаж, Петербург). Иногда Клингер сам создавал и рамы для своих картин, превращая их в сложные символические рельефы. В последние годы трудился над проектом колоссального монумента Рихарду Вагнеру, оставшегося неосуществленным.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. 1899-1902 гг. Бронза, мрамор, алебастр.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
И в заключение первой части, несколько ранних и недатированных живописных работ Макса Клингера:
Макс Клингер (1857-1920). Весна. Три возраста жизни (по картине Арнольда Бёклина). 1890 г.
Офорт, акватинта. 48 x 68 см. Издательство Фрица Гурлитта, Берлин. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Остров мертвых (по картине Арнольда Бёклина). 1890 г.
Офорт, акватинта. 41,8х69,4 (лист); 61,3х77,4 см. (р.и.). Институт искусств, Чикаго.
Макс Клингер (1857-1920). Нарцисс (Narziss).
Макс Клингер (1857-1920). Первый урок. Холст, масло. 55,8 х 40,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920).Этюд женской головы. Картон, масло. 28 х 20,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Молодая женщина. 1896 г.
Холст на картоне, масло. 55 x 77 см.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет доктора Фон Мейера. 1890-1900-е гг.
Холст, масло. 30,5 х 22,9 см. Музей Микалоюса Константинаса Чюрлениса,
Каунас, Литва.
Макс Клингер (1857-1920). Мужской портрет. Картон, масло. 37,5 x 32,2 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер. Фотография 1899 г.
Макс Клингер умер в Гросс-Йене близ Наумбурга 5 июля 1920 года в возрасте 63 лет.
В Лейпциге его именем были названы улица (Клингервег), парк (Клингерхайн), мост (Клингербрюкке), а с 1927 года - гимназия (школа Макса Клингера)
Могила Макса Клингера в Гросс-Йене с бронзовой статуей «Спортсмен»,
которую он спроектировал сам.
ИСТОЧНИКИ
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – Стр. 97, илл.