Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие «самую суть изображаемого». Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн. Уехав в 1921 году в Берлин и прожив там около 20 лет, художник был вынужден в 1938 году уехать из нацистской Германии. Он собирался вернуться в Россию, но перед этим отправился в Оксфорд, чтобы повидаться с дочерьми, и в итоге остался там навсегда. Леонид Пастернак умер 31 мая 1945 года.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1920 г. Бумага на картоне, пастель.
46,7 x 29,4 см. Передан в Государственную Третьяковскую галерею сыном художника
Александром Леонидовичем Пастернаком в 1966 году.
В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак принял участие в ряде выставок, таких, как 1-я Государственная выставка гравюр (Москва, 1919 г.). В 1919-1920 гг. создает с натуры наброски к портрету В.И. Ленина. Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Посещая партийные съезды и конгрессы, он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах, удостоенный такой чести правительством страны Советов. Правда, впоследствии многие из этих портретов, как и их модели, были уничтожены новой властью.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Семён Ан-ский читает друзьям новое произведение «Жизнь меж двух миров»
(The Dybbuk). Карзинкино. 1919 г.
На картине Давид Фришман помешивает ложечкой чай, Авраам Иосеф Штибель сидит, заложив за голову
руки, рядом его жена Зисл Малка.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Отдыхающая жена художника Розалия. Москва, 1920 г.
Бумага, уголь, цветные мелки. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд
(The Pasternak Trust).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Жозефины Леонидовны Пастернак. 1920 г. Уголь, сангина.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Пишущий Борис Пастернак. 1919 г.
Бумага, красный и черный мел. 31,5 x 26 см. Галерея Тейт, Лондон.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидия и Жозефина за роялем. 1920 г.
Бумага, сангина. Собрание Э. Рамси и Ч. Пастернака, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет В.Г. Кауфман. 1919 г. Бумага, пастель.
60,9 х 47 см. Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет дамы в шляпе в форме колокола. 1920 г.
Бумага, пастель, цветные мелки. 62,9 х 47 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Демьяна Бедного. 1919 г.
Бумага на картоне, пастель, уголь. 75,5 х 55,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет художника Исаака Бродского. 1920 г.
Бумага тонированная, белила, уголь. 46,8 х 31,4 см.
Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет химика-технолога и революционера
Льва Яковлевича Карпова (1879-1921). 1920 г. Автолитография. 61,7 х 46,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Академик А.Н. Бах и профессор Б.И. Збарский.
1919 г. Бумага, накл. на холст, темпера, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Людвиг ван Бетховен. 1920 г. Литография. 56 х 47 см.
Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва.
Семья художника Л.О. Пастернака в московской квартире на Волхонке перед отъездом в Берлин.
Сидят (слева направо): Леонид Осипович Пастернак, бабушка (по материнской линии)
Берта Самойловна Кауфман, Розалия Исидоровна Пастернак, сестра Лидия; стоят Александр (слева)
и Борис. Фотография 1921 г. Жозефина выехала немного ранее, чтобы снять и подготовить квартиру
для родителей и сестры.
Однако, жить в столице становилось все труднее. В связи с тем, что Леониду Осиповичу требовалась операция глаза и необходимостью лечения сердечной недостаточности Розалии Исидоровне, получить которые в Москве было невозможно. В сентябре 1921 года Л.О. Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной (1900-1993) и Лидией (1902-1989) при содействии А.В. Луначарского получили разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь. А оба сына, Борис и Александр, остаются в Москве, в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную. Выехав на лечение в Германию, в Берлин, затем в Англию, Лондон и Оксфорд, в Советский Союз Пастернаки уже не вернулись...
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери художника («Голубые сестры»). 1922 г. Холст, масло.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Новолуние над Кимзее, Германия. 1920-е гг. Бумага голубая, пастель,
цветные мелки. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вид на озеро Бадер, Германия. Жена художника Розалия и дочь Жозефина
на веранде. 1920-1930-е гг. Холст, масло. 60,4 х 80 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мальчик, играющий на скрипке. Берлин, 1920-е гг.
Холст, масло. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Адельсон. 1921 г. Бумага на картоне, соус, мел.
63,5 х 47 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Стелла Самойловна Адельсон (урожденная Фришман, 1901-1988) - знакомая соседка
по квартире на Волхонке. Подруга и корреспондентка Жозефины и Лидии Пастернак.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Балерина Анна Павлова. 1900-1925 гг. Бумага, карандаш.
22,5 х 16,5 см. Аукционный дом Historia Auctionata, Берлин, 2015 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет. Москва, 1921 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Жозефины Пастернак. 1921 г.
Жозефина Пастернак. Хождение по канату. Мемуарная и философская проза.
Стихи. Пер. с англ. В. Рынкевича, И. Борисовой. Издательство «Три квадрата»,
Москва, 2010 г. 544 стр., илл.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1920 г. Бумага, уголь, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Набросок к портрету Райнер Марии Рильке.
Москва, 1900 г. Мемориальный дом-музей Бориса Пастернака, Переделкино.
Первый приезд Р.М. Рильке в Москву.
Апрель 1899 года. Завершалась Светлая неделя, и Москва встречала Рильке праздничным перезвоном сорока сороков. Вот каким увидел немецкого поэта художник Леонид Пастернак: «В моей мастерской стоял молодой человек, очень еще молодой, белокурый, хрупкий, в темно-зеленом тирольском плаще... Имя Райнер Мария Рильке мне ничего не сказало. Но весь внешний облик этого молодого немца с его небольшой мягкой бородкой и крупными голубыми, по-детски чистыми, вопрошающими глазами... скорее напоминал русского интеллигента...»
Л.О. Пастернак (1862-1945). Райнер Мария Рильке. 1921-1924 гг.
Белая тканая бумага, пастель, акварель. 58 х 44 см.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Круг общения Рильке в России был огромен: писатели, художники, поэты, крестьяне, торговцы, нищие... Но первой была встреча в Москве с Львом Толстым. Молодой поэт любовался великим человеком, ожидая от него разговора о судьбах человечества, о Боге, о смысле жизни. Но русский гений не настроен был говорить о вечных истинах, а настойчиво советовал гостю... не очаровываться Россией. Наибольшее недоумение вызвал у Рильке совет Льва Николаевича не заходить в православные храмы. Рильке не послушался старца. Что-то подсказывало ему: понять Россию без православия невозможно. В 1899 году Рильке пробыл в России до 18 июня. Вернувшись на родину, он десять месяцев посвятил изучению русского языка и культуры. И вот в начале мая 1900 года Рильке вновь в России...
Л.О. Пастернак (1862-1945). 1-2. Портрет Райнера Мария Рильке в Москве. 1926 г. Холст, жидкое масло. Немецкий литературный архив, г. Марбах-на-Неккаре (справа).
Недавно в Германии при подготовке выставки «Рильке и Россия», прошедшей в Литературном музее им. В.И. Даля в Москве, случайно был обнаружен еще один, пятый, ранее не известный экземпляр портрета Р.М. Рильке кисти Леонида Пастернака, и, если все будет улажено, в ближайшее время картина будет передана России.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Райнера Мария Рильке в Москве. 1928 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Розовые розы. 1922 г. Холст, масло. 65 х 51см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 300.000 – 500.000 фунтов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Сирень и маки. Холст, масло. 76,2 х 60,3 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $92.500 дол.
Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернаки по приезде в Берлин. Фотография 1921 г.
Л.О. Пастернак успешно проявил себя в Германии и как писатель. В начале 1920 годов усиливается интерес Л.О. Пастернака к еврейской тематике. В это время он заканчивает и издает монографию, прекрасный очерк «Рембрандт и еврейство в его творчестве». В книге - 30 черно-белых репродукций работ великого голландца, обширные комментарии к ним Пастернака и его мысли о влиянии евреев и их истории на тематику живописи Рембрандта. Монография была выпущена на иврите в издательстве «Явне» и почти одновременно - на русском языке издательством С.Д. Зальцмана в Берлине. А в 1932 году была издана его книга воспоминаний о Льве Толстом, но позже большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами.
Академик Л.О. Пастернак. Рембрандт и еврейство в его творчестве. С 30 снимками с произведений Рембрандта. Издательство С.Д. Зальцмана, Берлин, 1923 г. Лицевая и задняя сторона обложки.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Портрет Исаака и Ребекки,
или Еврейская невеста. 1669 г. Холст, масло. 121,5 х 166,5 см. Рейксмузеум, Амстердам.
В 1923 году в Германии вышел альбом Л.О. Пастернака с восемью цветными портретами деятелей еврейской культуры и предисловием (на русском языке) художника Г. Штрука, эмигрировавшего из Германии в Палестину.
Альбом портретов кисти Л.О. Пастернака / С предисловием Г. Штрука. Берлин, 1923. Pasternak L. Portrait-album / Mit einem begleitworte von Herrmann Struck. Berlin: Verlag Jerusalem, 1923. X стр., 8 л. илл.; формат 46,5 х 33 см. На обложке «Автопортрет» Л.О. Пастернака.
Альбом портретов работы Леонида Пастернака с пояснительным текстом художника Германа Штрука содержит восемь цветных портретов: поэта Хаима Бялика, драматурга Семёна Ан-ского, писателя Давида Фришмана, критика Михаила Гершензона, музыковеда и композитора Юлия Энгеля, раввина Якова Мазе, деятеля сионистского движения Наума Соколова и автопортрет художника. Издавался в трех вариантах: на иврите и русском; на иврите и немецком; на иврит и английском.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз к портрету Бориса Пастернака.
1923 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет поэта Хаима Нахмана Бялика (1873-1934).
1921 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет драматурга Семёна Акимовича Ан-ского
(1863-1920). 1918 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет писателя Давида Сауловича Фришмана
(1859-1922). 1923 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет критика Михаила Осиповича Гершензона
(1869-1925). 1917 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет музыковеда и композитора
Юлия Дмитриевича Энгеля (1868-1927). 1923 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет раввина Якова Исаевича Мазе (1859-1924).
1923 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет деятеля сионистского движения, писателя
Наума Соколова (1859-1936). 1923 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет доктора Шауля Черниховского (1875-1943).
1923 г. Холст, масло. Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Израиль.
В альбом «Портретов» не вошел.
Ловис Коринт (1858-1925). Портрет Л.О. Пастернака. 1923 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Восторгаясь импрессионистами, «пока единственными создателями новых ценностей в цепи эволюции живописи», Л.О. Пастернак так и не принял искусство экспрессионистов, видимо помня преследования со стороны «левых» художников ещё в советской России. Художник продолжал работать в жанре портрета, писал пейзажи Берлина и Мюнхена, натюрморты, интерьеры. Было много интересных тем и проектов, которые художник собирался завершить в Германии. Сыновья несколько раз приезжали к ним.
В августе 1922 года Борис Пастернак с молодой женой, художницей Евгенией Лурье навещают своих родителей в Берлине и проводят у них в гостях вторую половину года и всю зиму 1922-1923 гг. до марта месяца. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в Пушкинском музее).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Ловиса Коринта. 1923 г.
Бумага на картоне, акварель, темпера. 75 х 61 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Бориса Пастернака. 1924г.
Литография. 50,7х35,3 (лист); 37,2х24,7 см. (р.и.).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак. Набросок к портрету. 1923 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Лизы Якобсон. 1923 г. Холст, масло. 52 х 40 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жозефина шьет. 3 октября 1923.
Бумага, уголь. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Евгении Пастернак. 21 марта 1923 г.
Евгения Владимировна Пастернак (в девичестве Лурье, 1898-1965) – художница,
первая жена Бориса Пастернака с 1922 по 1931 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Ф.И. Шаляпин на репетиции. 1924 г.
Автолитография. 53,5 х 41,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет писателя Алексея Михайловича
Ремизова (1877-1957). 1923 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет композитора Михаила Фабиановича
Гнесина (1883-1957). 1923 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мама с ребенком. 1924 г. Бумага, печать.
Аукцион eBay.com, 2022 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет в желтом халате. 1920 г.
Холст, масло. 86,9 x 67,1 см.
В начале 1924 г. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Египет и Палестину, организованной парижским издателем А.Э. Коганом. Из этой экспедиции художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине. К сожалению, эта работа так и не увидела света.
И, наконец, в 1924 г. в издательстве А. Штибеля вышел в свет ещё один альбом Пастернака со 148 иллюстрациями. Альбом отличался высоким полиграфическим исполнением, и 50 его экземпляров были снабжены автографом художника.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет в желтом халате. Эскиз к картине. 1920 г.
Бумага, акварель, карандаш. 34,2 х 26,4 см. Частное собрание.
Халат Пастернака сделан из выделанной кожи и отделан мехом, а потому акварельные эскизы к этому автопортрету часто именовались специалистами Государственной Третьяковской галереи как «Автопортрет в шубе». Старинный «ханский» халат был подарен семьей Шморель Оренбургскому областному музею изобразительных искусств и доставлен в 2004 году из Мюнхена в Оренбург. (Подробности о «ханском халате» Пастернака см. здесь)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Палестина. Могила праматери Рахели (Жара и ослик). 1924 г.
Бумага, пастель. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вид Иерусалима (Из палестинской серии). 1924 г.
Бумага на картоне, пастель. 31,8 х 46,4 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2017 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет мальчика из иешивской школы
(Portrait of a Yeshiva Boy). 1924 г. Бумага, пастель, гуашь, уголь. 25 x 19 см.
Аукцион Hammersite, Рамат-Авив, Израиль, 2016 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Гимназисты из школы «Mea Schurim» (Сто ворот).
Иерусалим, 1924 г. Бумага, уголь. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет миссис Шолт (Shalit). 1924 г.
Холст, масло. 123,5 х 94,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.
Лот продан за GBP 102.000 фунтов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мужской портрет. Бумага, карандаш. 45 x 38 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мужской портрет. 1925 г. Бумага, карандаш. 53 х 37 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Лидии Пастернак-Слейтер. 1925 г.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натюрморт с мимозой. 1925 г. Холст, масло. 55,2 x 65,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 42.000 фунтов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натюрморт с голубой вазой и георгинами. 1928 г.
Холст, масло. 82 х 61,5 см. Галерея Maricevic Fine Art, Москва.
Леонид Борисович, Розалия Исидоровна, Жозефина, Лидия и Женя Пастернаки, Мюнхен.
Фотография 1926 г.
Германия в «золотые двадцатые» годы представила новый этап в жизни и творчестве Леонида Пастернака. Около 20 лет художник прожил в Германии, ставшей фактически его второй родиной, где Л. Пастернак получил возможность много и успешно работать, выставлять свои картины, жить в атмосфере больших интеллектуальных интересов. Он быстро окунулся в местную творческую среду, выставлялся в Берлинском Сецессионе.
В Германии Леонид Осипович продолжил свою портретную галерею знаменитостей. Здесь им написаны портреты художников Макса Либермана и Ловиса Коринта, писателей Алексея Ремизова и Герхарта Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов Сергея Прокофьева и Ганса Эйслера, скрипача Михаила Эльмана, физика Альберта Эйнштейна, германского канцлера Густава Штреземана.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Альберта Эйнштейна (1879-1955). 1924 г. Холст, масло.
Портрет находится в читальном зале Математической библиотеки Еврейского университета
в Иерусалиме.
Дочь Леонида Пастернака Лидия рассказывала, что Пастернак и Эйнштейн познакомились в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке.
Берлин, 1927 г. Бумага, уголь. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Жозефины Пастернак и Лидии Пастернак-Слейтер. 15 мая 1927 г.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет филолога, профессора Адольфа фон Гарнака
(1851-1930). 1927 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет философа Николая Федоровича Федорова
(1829-1903). 1928 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет философа Николая Федоровича Федорова. 1928 г.
Холст на фанере, масло. 64 х 52,8 см. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мужской портрет. 1928 г. Холст, масло. 81 х 61 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Макс Либерман на открытии выставки в Берлинской
академии художеств. 1930 г. Музейный комплекс Гаарец - Музей стекла,
Тель-Авив, Израиль.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет драматурга Герхарта Гауптмана (1862-1946),
лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 г. 1930 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет виолончелиста и педагога
Анатолия Андреевича Брандукова (1859-1930). Холст, масло. 39 х 29 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет неизвестного. Холст, масло. 45 х 35,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Пейзаж с радугой. 1928 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Стокгольмский аукционный дом, 2017 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет с женой и портретом. Этюд. 1927 г.
Бумага, акварель, уголь, мел. 34 x 26,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г.
В 1927 и 1932 году в Берлине, в галерее Хартберга, состоялись две персональные выставки художника. В 1932 г. в издательстве А. Штибеля вышла монография М. Осборна о Пастернаке, в которой были помещены 150 репродукций его работ и четыре отрывка из его автобиографии. В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жена художника Розалия Исидоровна Пастернак. 1930-е гг.
Бумага, пастель. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидия Пастернак (С лыжами). 1930-е гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Луиса и Морион Хох. 1932 г. Художественный музей, Иерусалим.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жена художника Пастернака с детьми. За чтением. 1930-е гг. Литография.
38,2х46,8 (лист); 36,5х46,8 см. (р.и.). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дама с двумя детьми на лодке. Фельдафинг, Бавария. 1932 г.
Бумага, пастель. Собрание Э. Рамси и Ч. Пастернака, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Две женщины на скамейке. Фельдафинг, Бавария.
Конец 1930-х гг. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Обнаженная в ванной. Бумага, пастель.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Составление букета. Бумага, акварель, черный мел.
36,8 x 25,8 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натюрморт с персиками и черным виноградом. Берлин, 1932 г.
Бумага, акварель. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натюрморт с арбузом. Берлин, 1930-е гг. Бумага, акварель.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натюрморт с гиацинтами, тюльпанами, пионами и мальвами. 1935-1938 гг.
Холст, масло. 66,6 x 91,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 87.650 фунтов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет с женой. 1927 г. Холст, масло.
Частное собрание.
После 1933 г. Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься живописью и преподаванием, оставаться в нацистской Германии становится невозможно и перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в Москву, где власти обещали художнику устроить большую выставку к его 75-летию. Картины Пастернака были упакованы и находились уже в советском посольстве в Берлине, но советские чиновники медлили с выдачей визы и в конце концов, не дождавшись решения из Москвы, в 1938 г. Пастернак с женой уехали в Англию, где уже жили Лидия и Жозефина. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 г., от сердечного приступа умирает Розалия Исидоровна, и Леонид Осипович переезжает к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжает работать. Так, в военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий “Страстями по Матфею” Баха», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет ученого. Холст на картоне, пастель. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет приора Мэнна. 1935 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мендельсон, дирижирующий «Страстями по Матфею», Баха.
1930-е гг. Бумага, черный мел. 80,5 x 56,8 см.Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Маруська - семейный кот, Лондон, 1936 г.
Бумага, черный мел. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Сергея Прокофьева за роялем. Берлин, 1937 г.
Холст, масло. 47 х 35 см. Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Фройляйн Г. Гурдус. 1938 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Джудит Спат. Бумага, пастель. 58 х 47 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет молодой девушки с муфтой.
Бумага, пастель. 97,5 х 68 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет американского физико-химика
Казимира Фаянса (1887-1975). 1940 г. Холст, масло.
Жозефина с дочерью Аленушкой, Леонид, Розалия и Лидия Пастернаки.
Фотография. Мюнхен, 1928 г.
Страшным ударом стала для Леонида Осиповича смерть жены Розалии Исидоровны в 1939 году, буквально за неделю до начала Второй мировой войны. Бомбежки Лондона, ситуация в России также не добавляли оптимизма.
Леонида Осировича иногда посещали гости, среди них ставший близким художнику директор кабинета гравюр Британского музея Артур Хайнд, посол СССР в Великобритании Иван Майский. Художник очень ждал персональной выставки, которая должна была состояться в Лондоне. Открытие ее все откладывалось, и Леонид Осипович до своей новой экспозиции так и не дожил.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Л.О. Пастернака:
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вид Московского Кремля. 1889 г. Бумага, пастель. 20 х 27 см.
Аукцион Jackson's International Auctioneers and Appraisers, Сидар-Фоллс, штат Айова, США. 2014 г.
Публикация в печати «Л.О. Пастернак. «Портрет г-жи N». Горельеф. 1890-1900-е гг.
Литография. 11,5 х 9,8 см. Государственный исторический музей, Москва.
Публикация в печати «Л.О. Пастернак. Портрет г-на N.». Горельеф. 1890-1900-е гг.
Литография. 11,5 х 9,7 см. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На террасе. 1890-1900-е гг. Репродукция.
12,5 х 8,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Чем бы разговеться». 1890-1900-е гг.
Репродукция. 23,5 х 14,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Нина. Портрет. 1902 г. Открытка.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Материнство. 1893 г. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Кормящая мать. 16 февраля 1906 г. Литография.
Аукцион eBay.com, 2022 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Женщина со свечой. 1908 г. Бумага, пастель. 33,8 х 59,8 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Интерьер с занимающимися студентами. Этюд.
Бумага, пастель, цветной карандаш. 54 x 43,2 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2003 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Молитва в церкви. Бумага, пастель.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Русский летний пейзаж. Бумага на картоне, масло. 23 х 29 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Пейзаж с домиком. Холст, масло. 18,5 х 25 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна Пастернаки. Фотография.
Берлин, 1930-е гг.
Леонида Осиповича иногда посещали гости, среди них — ставший близким художнику директор кабинета гравюр Британского музея Артур Хайнд, посол СССР в Великобритании Иван Майский. Художник очень ждал персональной выставки, которая должна была состояться в Лондоне. Открытие ее все откладывалось, и Леонид Осипович до своей новой экспозиции так и не дожил.
Понуждаемый детьми, он стал писать воспоминания. Это были не мемуары в классическом смысле, а, скорее, заметки для себя. »...Отец мой регулярного дневника, как это обычно понимается, не вел. Он считал и не раз говорил, что его настоящие «дневники» — это его зарисовки в альбомчиках, число которых очень велико. Он заносил в них все, что его глаз художника наблюдал, схватывал, что было ему интересно и нужно для памяти:», - вспоминала потом старшая дочь Жозефина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак. 1915 г. Бумага, уголь.
Дом-музей Б.Л. Пастернака, Переделкино.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Польский пианист Йозеф Хофманн (1876-1957).
1912 г. Бумага, черный и цветные мелки.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Трое мужчин за столом. Холст, масло. 121 х 96,5 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Прогулка на карете в Подмосковье. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мать и две дочери. Бумага, пастель. 48,3 х 38,1 см.
Аукцион eBay.com, 2022 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Сивилла V. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Девушка, читающая книгу. 1930-е гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Частное собрание.
Леонид Осипович Пастернак. Фотография 1930-е гг.
Понуждаемый детьми, Л.О. Пастернак стал писать воспоминания. Это были не мемуары в классическом смысле, а, скорее, заметки для себя. «Отец мой регулярного дневника, как это обычно понимается, не вел. Он считал и не раз говорил, что его настоящие «дневники» — это его зарисовки в альбомчиках, число которых очень велико. Он заносил в них все, что его глаз художника наблюдал, схватывал, что было ему интересно и нужно для памяти», - вспоминала потом старшая дочь Жозефина.
Но художник до конца дней сохранял спокойный и ясный взгляд на все, что творилось в мире. 1 ноября 1940 года Борис Пастернак писал Ахматовой: «Я говорил Вам, Анна Андреевна, что мой отец и сестры с семьями в Оксфорде, и Вы представите себе мое состояние, когда в ответ на телеграфный запрос я больше месяца не получал от них ответа. Я мысленно похоронил их в том виде, какой может подсказать воображенью воздушный бомбардировщик, и вдруг узнал, что они живы и здоровы».
В семейном архиве в Оксфорде был найден текст телеграммы, который так обрадовал Бориса Леонидовича: «Все хорошо, обнимаем, любим. Папа, Лидия».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Манфреда К.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет итальянской женщины.
Дом-музей Мане Каца, Хайфа, Израиль.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лес. Холст, масло. 21 х 30 см. Севастопольский художественный музей
им. М.П. Крошицкого.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Штарнбергерзее. Германия. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Последней и уже незаконченной работой Л.О. Пастернака стал портрет Владимира Ленина. В Оксфорде, старый и больной художник узнал о конце войны.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Этюд маслом 1945 года.
Портрет взят из наброска с натуры 1920 года.
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна Пастернаки с дочерью Жозефиной и внуками Чарльзом и Еленой. Фотография. Мюнхен, 1937 г.
Л.О. Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 г. Его прах покоится на Вулверкотском кладбище рядом
с могилами Джона Рональда Руэла Толкина и сэра Исайи Берлина.
Мемориальная доска Л.О. Пастернака в Одессе на ул. Базарной, 78.
Первая персональная экспозиция работ художника в СССР состоялась в 1979 году в Третьяковке, а через 22 года там же прошла еще одна выставка под названием «Пастернак в России и Германии». К 150-летию со дня рождения были выставлены творения мастера на его родине - в Одессе. Полотна мастера на сегодняшний день являются украшением крупнейших музеев мира и коллекционных собраний.