Леонид Пастернак и его сын Александр готовятся к Весенней выставке
Союза русских художников. Фотография 1911 г.
Академик живописи, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, один из учредителей Союза русских художников Леонид Осипович Пастернак родился в Одессе 22 марта/4 апреля 1862 года. Историки искусствa причисляют его к относительно небольшой группе русских импрессионистов, направления в отечественной живописи еще недостаточно изученного. Пастернак очень плодовитый и разносторонний художник, пишет красками, рисует углем, пером, пастелью и гравирует. В то же время Пастернак не колорист, красочная гамма его не богата, он не живописует, а лепит свои образы, действуя, главным образом, контрастами света и тени; поэтому так удачны его картины, передающие эффекты света лампы, его наброски углем и пером, в которых обнаруживается все мастерство его рисунка, его меткого энергичного штриха.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1911 г. Бумага, пастель. 62 х 46 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), после революции переименованное во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), где руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко¬на-шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет на повестке дня московской Академии художеств.
1910-е гг. Бумага, черный карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Беседка ночью. 1910-1920-е гг. Холст на картоне, масло. 19,5 х 30,8 см.
Галерея «Веллум», Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вечер в деревне. 1910-е гг. Холст на картоне, масло. 25 х 29,2 см.
Галерея «Веллум», Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Серый день в горах. 1910-е гг. Холст на картоне, масло. 15 х 23,5 см.
Галерея «Веллум», Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Битюги. 1913 г. Бумага, акварель, карандаш, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Волхонка, дом 14. Бумага, карандаш. 1913 г.
Дом в Москве, в котором до 1921 года жила семья художника.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Крашение яиц перед Пасхой. 1913 г. Опубликовано в журнале «Жар-птица».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Крашение яиц. Эскиз. 1904-1906 гг. Аукцион eBay.com, 2022 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Женщины и дети в русском пейзаже. с.Молоди. 1913 г.
Голубая бумага, пастель, черный мел. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд
(The Pasternak Trust).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Интерьер с пианистом и слушателями. 1913 г. Бумага, пастель, уголь.
38 х 55 см. Аукцион Bruun Rasmussen Auctioneers, Копенгаген, Дания.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Исполнение музыкальной поэмы «Прометей» (Поэма огня)
под управлением С.А. Кусевицкого. За роялем композитор А.Н. Скрябин. 1913 г. Бумага, пастель.
Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Музыкальная поэма «Прометей» (Поэма огня).
За роялем композитор А.Н. Скрябин, дирижирует С.А. Кусевицкий. 1913 г.
Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет с детьми. 1910-е гг.
Бумага, пастель. 43 х 28 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Об отношении Л.О. Пастернака к русскому авангарду. Самое главное, что тут нужно знать, это то, что Леонид Пастернак был более модернистом, чем другие русские модернисты и при этом менее модернист, чем молодые модернисты. То есть, несмотря на то, что по натуре своей он был новатор и бунтарь, он вообще не понимал авангард. Он сам учился новаторству в живописи и одновременно своим студентам, Малевичам с их Черным Квадратом, ставил жирные двойки, а это всех напрягало. Потому что Пастернак был ни с теми, ни с другими, сам по себе и при этом все, конечно, считались с его опытом и профессионализмом. Очевидно, вот эту многогранность личности и балансировку на краю мышлений поколений и оценил князь Сергей Александрович, когда ставил его профессором училища живописи МУЖВЗ.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Даная и золотой дождь. Этюд к картине «Геркулес и Омфала».
1913-1918 гг. Картон, масло. 33 х 44 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Спящая (Жена художника). 21 марта 1914 г.
Бумага, итальянский карандаш, цветной карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Урок музыки. 1913 г. Бумага на картоне, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Цинерарии и розы. 1914 г. Картон, темпера.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Симоновский монастырь. 1914 г. Холст, масло. 55 х 45 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2006 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). У окна. Осень. 1913 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Руки художника. Набросок. 1913 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1911 г. Холст, темпера, пастель.
44,1 х 31 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Помимо преподавания, Л.О. Пастернак работал в 1910-е годы над портретами современников. В эти годы художник написал огромное множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее с натуры запечатлены на бумаге и полотне современные литераторы Максим Горький и Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов и Константин Бальмонт, Ремизов и Гауптман, Эмиль Верхарн и Райнер Мария Рильке, С. Ан-ский и пушкинист Михаил Гершензон, композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, Антон Рубинштейн и певец Федор Шаляпин, пианисты Ферруччо Бузони и Иосиф Гофман, микробиолог Илья Мечников и химик Хаим Вейцман, английский режиссер Эдвард Гордон Крйэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин и вождь мировой революции В.И. Ленин и другие выдающиеся современники, включая Альберта Эйнштейна, с последним его связывали дружеские отношения очень многие годы. Художник создал серию портретов знаменитого ученого. Леонид Пастернак был другом и иллюстратором Л.Н. Толстого.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Трио. С.В. Рахманинов (в центре за роялем), скрипач А.Я. Могилевский,
виолончелист И.И. Пресс. Эскиз к групповому портрету. 1913 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет С.В. Рахманинова. 1913 г. Бумага, уголь, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.Н. Скрябин. 30 октября 1913 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Польский пианист Иосиф Гофман (1876-1957).
Альбомная зарисовка. 1912 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. 30 декабря 1913 г.
Бумага, черный мел, следы красного мела на бумаге. Фонд Пастернака, семейная коллекция,
Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет поэта Константина Бальмонта. 1913 г.
Бумага, акварель, итальянский карандаш. 33 х 17,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942).
Альбомная зарисовка. 1913 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вячеслав Иванов. Альбомная зарисовка.
1915 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Поэт Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).
Альбомная зарисовка. 1915 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Бельгийский поэт Эмиль Верхарн (1855-1916).
Альбомная зарисовка. 1913 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Поэт Эмиль Верхарн в Москве. 1913 г.
Бумага, итальянский карандаш. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
23 ноября 1913 года по приглашению «главного русского символиста» Валерия Брюсова
в Россию приехал бельгийский поэт и драматург Эмиль Верхарн с супругой Мартой.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет еврейского писателя Давида Фришмана (1859-1922). 1915 г.
Бумага на картоне, уголь. 32,1 x 42,9 см. Музей пяти колледжей и исторический музей
Дирфилда, штат Массачусетс, США.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.Ф. Олдридж и Тарас Григорьевич Шевченко.
Иллюстрация к сборнику «Клич». 1915 г. Литография. 20 х 15 см.
Армавирский краеведческий музей, Краснодарский край.
Айра Фредерик Олдридж (1807-1867) - американский актер. В 1858 году гастролировал в Сербии
и в Российской империи, где он познакомился с Фёдором Толстым, Михаилом Щепкиным и
Тарасом Шевченко.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1913 г. Бумага, итальянский карандаш.
Несмотря на то, что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты. Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.
В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника «Поздравление» (1915, Третьяковская галерея).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Художник и его жена на фоне картины «Поздравление».
Эскиз. 1914 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Поздравление. Групповой портрет. 1914 г. Холст, масло. 196 х 189 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Борис, Лидия, Жозефина и Александр Пастернаки в 1914 году. Поводом послужила 25-я годовщина свадьбы
их родителей (Серебряная свадьба).
«К монументальной живописи большого масштаба надо отнести также и мою работу, относящуюся к 1914 году «Поздравление». В этой картине, помимо задач чисто портретных и композиционных, я стремился передать живописный трепет света и цвета, жизнерадостность сцены вообще, радостность этой красочной гармонии. Она является, по существу, поворотным пунктом в моей живописной деятельности. Закончился целый этап, и я как бы открываю ею новый, следующий. Меня перестала увлекать жанровая живопись, потянуло к крупной форме большого живописно-декоративного портрета. Картина «Поздравление» явилась именно первой моей такой работой и потому об этой картине надо сказать несколько подробней» (Л.О. Пастернак. Записи разных лет. М., 1975).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Семейный портрет. 1914 г. Бумага, гуашь, пастель. 83 х 104 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет фрау О. Френкель. 1914 г. Картон, акварель, пастель.
95,5 х 82 см. (овал). Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2013 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Политик С.И. Протопопов. 1915 г.
Бумага, итальянский карандаш, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За рисунком. Сын А.Л. Пастернак. 1915 г.
Бумага, итальянский карандаш, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Женщина с Хитрова рынка. 1915 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Л.Г. Марк. Эскиз. 1915 г.
Бумага серая, уголь, карандаш, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За пианино. 24 декабря 1915 г.
Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1914 г. Бумага, уголь, сангина. 26,7, х 21 см.
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
«Задача групповых портретов в натуральную величину, необычная для нашего времени, во времена Ренессанса решалась часто, особенно у венецианцев, во фресках большей частью. Я писал картину свободно, не "на заказ", впервые позволив себе большую работу "себе на радость". Эта картина оправдала всегдашнее мое стремление и убеждение, что во всяком искусстве надо ставить себе большие задачи. Я мечтал написать еще 2--3 картины в этом роде, как фрески Веронезе. Благодаря тому, что на выставках оригиналы моих иллюстраций в свое время имели большой успех, а также вследствие того, что я люблю по существу форму и даже при задачах чисто живописных не отказывался от рисунка, за мною пошла многолетняя слава "рисовальщика". И хотя в достаточной мере отмечались в моих портретах, еще до "Поздравления", их живописность и декоративность, однако я продолжал все еще слыть "одним из лучших наших рисовальщиков".
Когда "Поздравление" было выставлено в Союзе русских художников (в 1915 году), впечатление, произведенное им в среде нашей молодежи наиболее "крайнего направления", было большое. Совершенно не ожидали, что представитель старшего поколения мог выступить с таким сложным и по краскам и по форме произведением» (Л.О. Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет дочерей художника. Вариант эскиза картины
«Поздравление». 1914 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет коллекционера О.С. Цейтлина и Д.В. Высоцкого. За чашкой кофе.
1913 г. Холст, темпера. 156,5 х 178,5 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На софе. 1916 г. Акварель на желтоватой бумаге. 33,5 x 44,5 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак. Альбомная зарисовка.
1916 г. Бумага, итальянский карандаш, сангина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Александр Пастернак. Набросок. 1916 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За чтением (Лидия и Жозефина). Москва, 1916 г.
Бумага, черный мел, сангина. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидия, Жозефина, Розалия Пастернак и Филипп Вальтер. 1916 г.
Бумага, черный, красный и зеленый мелки. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Филипп Антонович Вальтер (1865-1936) - магистр права, приват-доцент гражданского права
Петербургского университета, сенатор.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Москва. 1916 г. Бумага, итальянский карандаш, уголь.
Титульный лист книги «Детские песни на идиш». Иллюстрации
Леонида Пастернака. Москва, 1915 г.
Борис, Розалия Исидоровна, Лидия, Жозефина и Леонид Осипович Пастернаки с Бертой Самойловной Кауфман. Молоди. Фотография 1914 г.
«После поездки в Италию, начиная с 1913 года до 1917, мы проводили каждое лето в большом запущенном красивом имении «Молоди» под Москвой, на станции Столбовая Курской железной дороги. Имение это еще екатерининских времен; тут, по преданию, был построен «дорожный дом» для остановки и отдыха царицы, проезжавшей на Юг. Так ли это было или нет - не существенно. Дом двухэтажный, величественный по стилю и размаху, действительно екатерининской эпохи. Владелец имения, с которым я имел дело, эксплуатировал этот барский дом, разделив его на три большие квартиры, сдававшиеся на целое лето. Мы снимали большую квартиру во втором этаже; наша терраса - почти во всю ширину торца здания - выходила на большую, широкую центральную аллею, обсаженную старыми липами» (Л.О. Пастернак. Записи разных лет. М., 1975)
Л.О. Пастернак (1862-1945). 1-2. Натурщица. Этюд к картине «Суд Париса». 1915 г. Бумага, пастель. 17,8 х 11,4 см.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. Альбомная зарисовка в классе (1).
1916 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. Альбомная зарисовка в классе (2).
1916 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. Альбомная зарисовка в классе (3).
1916 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. 1916 г. Бумага, уголь. 57 х 46 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Евгении Яковлевны Левиной-Фюрстемберг. 1916 г.
Бумага, накл. на холст, темпера, пастель. 99 х 85 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций. Картина экспонировалась на выставке Союза русских художников
в декабре 1916 г. В некоторых СМИ ошибочно утверждают, что Е.Я. Левина была
прабабушкой Владимира Высоцкого (см. здесь)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз-набросок к портрету Евгении Левиной.
1916 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет композитора Сергея Рахманинова. 1916 г.
Холст, масло. 56,5 х 41,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Сергея Рахманинова. Эскиз к картине. 1916 г.
Бумага, уголь, следы красного мела. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Сергей Рахманинов. Симфония № 3. Исполняет государственный академический симфонический оркестр СССР.
Дирижер Евгений Светланов. На обложке винилового диска портрет Сергея Рахманинова 1916 года
работы Л.О. Пастернака из собрания Государственной третьяковской галереи.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.Н. Скрябин на репетиции «Прометея». 1915 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Композитор Н.К. Метнер.
Альбомная зарисовка. 1917 г. Бумага, карандаш.
Николай Карлович Метнер (1879, Москва - 1951, Лондон) -
русский композитор и пианист.
Семья Пастернака с гостями на даче в с.Молоди. Фотография 1916 г.
Дом Пастернака стал одним из культурных центров Москвы, где часто собирались художники и музыканты. Семью Пастернака долгие годы связывала крепкая дружба с художником Н.Н. Ге и композитором А.Н. Скрябиным. Помимо преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Рахманинова. Замечателен групповой портрет детей Пастернака «Поздравление», находящийся в Третьяковской галерее. Портреты эти отличались особой точностью духовной характеристики портретируемых.
В 1912 году со всей семьёй Л.О. Пастернак отдыхал за границей, в Германии в связи с лечением супруги, сначала на водах в Бад-Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы в Италии.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Профессор Герман Коген среди своих учеников.
Слева Борис Пастернак. Марбург, 1912 г. Рисунок сделан художником во время
путешествия семьи в Германию и Италию.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Венеция. Пьяццетта. Зарисовка. 1912 г. Бумага на картоне, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Еврейские поэты Давид Фришман (1859-1922) и Хаим Бялик (1873-1934).
1916 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет В.А. Маклакова. 1916 г.
Бумага, наклеенная на холст, уголь, мел.
Василий Алексеевич Маклаков (1869-1957) - российский адвокат,
политический деятель. Член Государственной думы II, III и IV созывов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Б.И. Збарского. 1916 г. Бумага, карандаш.
15,8 х 11,3 см. Частное собрание.
Борис Ильич Збарский (1885-1954) - русский и советский биохимик, директор Лаборатории при мавзолее Ленина.
Герой Социалистического Труда (1945). В 1952 г. арестован по делу «врачей-убийц». После смерти Сталина
просидел в тюрьме ещё несколько месяцев и был реабилитирован в декабре 1953 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет сына Бориса. 1917 г.
Бумага, итальянский карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Заседание Скрябинского общества. 16 мая 1917 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За книгой. Дочери художника. 1917 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За роялем. Розалия, жена художника, с дочерьми
Жозефиной и Лидией. Москва, 1917 г. Бумага, черный и красный мел.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Девочки. 1917 г. Оригинальный офорт
на японской бумаге.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Титульный лист Энциклопедического словаря
Товарищества «Братья А и И. Гранат и К°». Москва, 1917 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1914 г. Бумага, пастель.
В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Л.О. Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, был одним из учредителей выставок «Союза русских художников». В противоположность передвижникам, этот Союз был основан на принципах полной свободы творчества и самовыражения его участников и объединял столь не похожих друг на друга живописцев как В.И. Суриков, А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери художника Жозефина и Лидия на веранде
в с.Молоди. (Портрет в манере Поля Гогена). 1916-1922 гг. Холст, масло.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак. 1918 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак. 1918 г. Бумага, уголь, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери художника возле печки. 1918 г. Бумага, красный и черный мел.
27,3 x 43,2 см. Галерея Тейт, Лондон.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери художника Жозефина и Лидия у печки.
1918 г. Бумага, уголь, красный и черный мел. 42 х 26,4 см.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Жозефины Пастернак. 1918 г.
Бумага, сангина. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Подготовка к экзаменам. 1918 г.
Бумага, итальянский карандаш, цветной карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В саду. 1918 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Полевые работы. 1918 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Огород. 1918 г. Бумага, пастель, черный мел, карандаш. 25,4 х 40,5 см.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Солнечный день на даче. Слева направо (стоит): Леонид Осипович,
(сидят): Розалия Исидоровна, миссис Штибель, Борис, Лидия и Жозефина.
Фотография 1917 г.
В 1914 году по просьбе благотворительных организаций, занятых сбором средств жертвам войны, Пастернак создает плакат, изображающий раненного русского солдата. Несмотря на неодобрение Николая II, считавшего, что персонажу не хватает мужественности, работа получила широкое признание, и миллионы ее копий разошлись по всей стране. Интересно, что через несколько лет этот же плакат был использован первым советским правительством для прямо противоположной цели - наглядной антивоенной пропаганды.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На помощь жертвам войны. Плакат. 1914 г.
Литография. 112 х 88 см. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На помощь жертвам войны. Эскиз плаката. 1914 г.
Бумага, карандаш. 49,5 х 33,7 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За Родину! 1914 г. Открытка.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В лазарете. Эскиз к картине. 1915 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Цена крови (К четырехлетию империалистической войны). Плакат.
1918 г. Литография. 106 х 70 см. Государственный музей политической истории России,
Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дезертир! Не предавай братьев! Вернись!
Агитационный плакат РККА. Петроград, 1919 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет пушкиниста Михаила Гершензона (1869-1925).
1917 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет искусствоведа Павла Давыдовича Эттингера
(1866-1948). 1918 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет московского купца, действительного статского советника,
председателя Московского купеческого общества взаимного кредита Алексея Семеновича Вишнякова.
1917 г. Холст, масло. 81 х 63 см. Музейное объединение «Музей Москвы».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет мануфактур-советника М.А. Ковалёва. 1917 г.
Холст, масло. 79 х 62 см. Омский областной музей изобразительных искусств
им. М.А. Врубеля.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Семён Акимович Ан-ский (1863-1920),
русско-еврейской автор драмы «Меж двух миров» (The Dybbuk). 1918 г.
Холст, масло. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Русско-литовский поэт Юргис Балтрушайтис
(1873-1944). Альбомная зарисовка. 1917 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Московский Кремль. Мартовское солнце. 1917 г.
Коричневая бумага, гуашь, акварель, карандаш. Фонд Пастернака,
семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Осень в деревне (Карзинкино). 1918 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Сбор яблок. Очаково. 1918 г. Пастель на серой бумаге.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Хмурый день в с. Карзинкино. 1918 г.
Бумага, пастель. 27,2 x 21,2 см. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Желтое дерево. Осенний пейзаж. 1918 г.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1916 г.
Наступил 1917 год, Октябрьская революция, гражданская война.
Обе революции 1917 года Леонид Пастернак встретил сочувственно и даже с энтузиазмом. В первые послереволюционные годы участвовал в ряде выставок, таких как 1-я Государственная выставка гравюр (Москва, 1919 г.).
Об отношении семьи Пастернака к Октябрьской революции и вообще российской интеллигенции к ней обстоятельно рассказывает сын художника Борис Пастернак в известном романе «Доктор Живаго». Однако в дневниках самого Леонида Осиповича «Записи разных лет» нет ни одного упоминания о революции. Да, откликнувшись на призыв «нести революцию в массы», он сделал несколько прижизненных набросков В.И. Ленина в 1919-1920 гг. и других деятелей послереволюционных лет. Позднее реалии тогдашней советской жизни обернулись для художника горечью и разочарованием.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Клары Федоровны Лемерсье
(жена К.А. Лемерсье, владельца выставочного зала в Москве). 1918 г.
Бумага, пастель. 64 х 48,2 см. Антикварный аукцион «Кростби», Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет С.А. Штибель. 1918 г. Бумага серая на картоне,
пастель. 64 х 46,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
С.А. Штибель – жена богатого польского коммерсанта и мецената Авраама Йосефа Штибеля
в Москве, хорошего знакомца Л.О. Пастернака.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет поэта Давида Фришмана (1859-1922).
1918 г. Бумага серая на картоне, соус, мел, пастель. 64 х 45,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). П.А. Кропоткин. Набросок к портрету. 1917 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет революционера Петра Кропоткина. 1919 г.
Холст, масло. 104 х 74,5 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин в президиуме VII съезда Советов.
1919 г. Холст, уголь, сангина, акварель, пастель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин в президиуме VII съезда Советов.
Фрагмент. 1919 г. Холст, уголь, сангина, акварель, пастель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Зарисовка на II конгрессе Коминтерна.
1920 г. Бумага, черный мел. 30,3 х 23,3 см.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Зарисовка на II конгрессе Коминтерна. Фрагмент (1).
1920 г. Бумага, карандаш. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Зарисовка на II конгрессе Коминтерна. Фрагмент (2).
1920 г. Бумага, карандаш. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Зарисовка на II конгрессе Коминтерна. 1920 г.
Бумага, карандаш. 25,5 х 28,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В.И. Ленин. Зарисовка на II конгрессе Коминтерна. 1920 г.
Над этой картиной художник работал до конца своей жизни в 1945 году, но так и не закончил.
Семья Л.О. Пастернака на даче в Очаково. Фотография 1918 г.
Однако, жить в столице становилось все труднее. Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне требовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В сентябре 1921 года Л.О. Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной (1900-1993) и Лидией (1902-1989) при содействии А.В. Луначарского получили разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь. Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную. Выехав на лечение в Германию, в Берлин, затем в Англию, в Оксфорд, Пастернаки в Советский Союз так и не вернулись...
ИСТОЧНИКИ
Л.О. Пастернак. Записи разных лет. Тексты собраны и обработаны
Жозефиной Леонидовной Пастернак, подготовлены к печати
Александром Леонидовичем Пастернаком. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1975 г. – 288 стр., илл.