Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1911-1913 гг. Картон, масло. 54 x 42,5 см.
Собрание Е.Б. Пастернака, Москва.
Леонид Осипович Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты. «Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», — писала Плавинская. Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды так и не приняло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1890-е гг. Картон, смешанная техника.
В своих автобиографических «Записях разных лет» Л.О. Пастернак вспоминает об отношении передвижников к импрессионизму: «Художник К.А. Савицкий был правоверный передвижник - в лучшем смысле слова. Мы друг друга очень уважали. Однажды, приехав из Питера, он зашел ко мне в мастерскую и увидев один из моих последних импрессионистических этюдов глубоко вздохнул и... уже мрачно произнес: "И вы... тоже!.." - и ушел расстроенный...» (Л.О. Пастернак. Записи разных лет. М., 1975)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет с женой Розалией Исидоровной (урожденной Кауфман).
1906 г. Бумага, пастель. 25 х 27,8 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет сыновей художника Бориса (слева) и Александра. 1905 г.
Бумага, пастель. 43 х 63 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В детской. 1906 г. Открытка. СПб., В пользу Общины Св. Евгении.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Девочка. Лидия Пастернак в детстве
в дверной проеме. Москва, 1906 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет жены художника. 1905 г. Бумага на картоне, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За пианино. 1900-е гг. Бумага, пастель. 32 х 43 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В четыре руки (Играют Р.И. Пастернак и Я.М. Ромм). 1905 г. Бумага, карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За чтением. 1905 г. Бумага на картоне, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Глазок». 1905 г. Бумага, итальянский карандаш, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Глазок». 1905 г.
Леонид Пастернак с женой и сыновьями Борисом (слева) и Александром.
Фотография 1905 г.
«Что касается Сергея Ивановича Щукина, то он собирать стал поздно. Сначала очень мало. Среди картин преимущественно французских импрессионистов я видел, бывая у него в задних жилых комнатах, еще и Сурикова и даже мой рисунок углем головы старика (мюнхенского времени). Но постепенно прекрасные французские произведения стали вытеснять немногие и мало значащие работы русских художников, какие у него вначале имелись. Щукин одно время устраивал у себя блестящие вечера камерной музыки с обилием - помимо яств и пития - чудных огромных букетов красных роз. В антрактах гостеприимный хозяин показывал свое собрание замечательных французских художников -- Сезанна, Дега, Ренуара, Моне, Сислея и других» (Л.О. Пастернак)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мясницкая улица. Москва. Холст, масло. 1906 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На пляже (Остров Рюген). 1906 г. Бумага, пастель.
Рюген (нем. Rügen) - остров в Балтийском море. Входит в состав федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания. Крупнейший остров и курорт в Германии. Семья Пастернака еще до эмиграции часто летом отдыхали на этом острове.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Фили Газиассона. 1906 г. Бумага светло-коричневая на картоне,
пастель. 49 х 64,5 см. Частное собрание, Москва.
Филипп Газиассон (1898-1978) – племянник Л.О. Пастернака.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Бориса Николаевича Чичерина. 1905 г.
Холст, масло. 105 х 76 см. Государственный исторический музей, Москва.
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), русский правовед, один из основоположников
конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга (1859-1939).
1905 г. Бумага, красная пастель и уголь. 32,3 x 24,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет композитора Юлия Дмитриевича Энгеля (1868-1927).
Эскиз. 1906 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Немецкий художник Герман Штрук (1876-1944).
1906 г. Бумага, офорт.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Максима Горького (1868-1936).
1906 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Пейзаж с готической церковью.
Остров Рюген. 1906 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На прогулке. Райки. 1907 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Поль Гоген (1848-1903). Жена короля (Маоританская Венера). 1896 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
«Однажды Серов и я были одни у Сергея Ивановича Щукина. "А вот я покажу вам", - приоткрывая тяжелую оконную портьеру проговорил он и вынул оттуда первого своего Гогена ("Маоританскую Венеру" - с веером) и, смеясь и заикаясь, добавил: "Вот су... су... сумасшедший писал и су... су... сумасшедший купил". И снова спрятал. С. И. Щукин ездил в Париж и там "перевоспитывался". Он был под влиянием главным образом Дюран-Рюэля, этого прекрасного знатока и дельца среди французских художников, который первым понял и оценил значение импрессионизма и поддерживал молодых художников. Благодаря ему Мане, Дега, Ренуар и другие вскоре стали считаться классиками. Дюран-Рюэль чутьем угадывал будущий успех еще не известных художников, и, когда в самом Париже еще отмахивались от всяких Гогенов и Ван Гогов, он, бывало, говорил Щукину: "Вот - теперь покупайте", и Щукин покупал» . (Л.О. Пастернак)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Арест браконьера (Охота). 1907 г. Бумага на картоне, акварель, карандаш.
27,9 x 35,9 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Московский концерт польской пианистки Ванды Ландовской (1879-1959).
1907 г. Бумага, пастель. 45,3 х 64 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На картине на переднем плане сидит спиной русский импресарио Сергей Дягилев.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Московский концерт Ванды Ландовской. 1907 г. Репродукция.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Людвига Метцля. 1907 г. Холст, масло. 102 х 77,8 см.
Музей Орсэ, Париж.
Людвиг Морицевич Метцль (1764-1848) - создатель первого рекламного агентства в России.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Студентка. 1907 г.
Бумага на картоне, пастель. 62 x 38,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За чисткой ягод. 1907 г. Открытка.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Девочки. Портрет дочерей Лидии и Жозефины
в усадьбе Райки, Богородского уезда. 1907-1909 гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Купание. 1907 г. Бумага, акварель. 47 х 35 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Утренний чай (Лидок). 7 марта 1907 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Историк А. Кизельветтер. Альбомная зарисовка.
1908 г. Бумага, карандаш.
В пролетке - сестры Лидия и Жозефина и братья Александр и Борис Пастернаки. Райки.
Фотография 1907г.
«Нужно сказать, что его "Маоританская Венера" была лучшей в Москве картиной Гогена, произведения которого стали впоследствии приобретать и другие. Так постепенно, но быстро шло художественное развитие С.И. Щукина. Уже не прятались Гогены, уже Матиссы и Пикассо, а также другие "измы" в обилии красовались на стенах его дома. Отдельные, ранее случайные, осмотры его коллекции знакомыми и друзьями превращались теперь в регулярные, по воскресеньям, посещения большими группами публики, в особенности учащимися Училища живописи и других художественных школ. Воскресные осмотры эти сопровождались объяснениями самого хозяина и разрастались в курсы по истории "новых течений" в искусстве» (Л.О. Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Ассамблея Петра I. 1908 г. Бумага, гуашь. 45,2 х 60,2 см.
Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери художника Лидия и Жозефина. 1908 г. Холст, бумага, пастель. 50 х 65,5 см.
Смоленский музей-заповедник.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Игра в кости. 1908 г. Цветная бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Гиацинты. 1908 г. Бумага, пастель. Фонд Пастернака, семейная коллекция,
Оксфорд (The Pasternak Trust)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дочери Жозефина и Лидия за чтением в детской.
Москва, 1908 г. Бежевая бумага, черный, белый и красный мелки.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет З.Н. Окуньковой. 1908 г. Холст, темпера.
126,7 х 84,4 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Зинаида Николаевна Окунькова-Гольдингер (1848-1914?) - первая русская женщина,
удостоенная звания доктора медицинских наук.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет историка В.О. Ключевского, читающего лекцию
в МУЖВЗ. 1909 г. Холст, смешанная техника, гуашь, темпера, пастель, уголь. 106 х 92 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911) родился в селе Воскресеновка Пензенской губ. (ныне Пензенского р-на Пензенской обл.). Учился в Пензенской духовной семинарии. Затем окончил историко-филологический факультет Московского университета. Русский историк, профессор Московского университета, академик Императорской Академии наук. Автор известного «Курса русской истории» в 9 тт. Умер в Москве. Похоронен в некрополе Донского монастыря. К 150-летию со дня рождения историка в 1991 году в Пензе, в доме №66 на улице Ключевского, был открыт дом-музей В.О. Ключевского.
Дом-музей В.О. Ключевского в Пензе.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет историка В.О. Ключевского. Эскиз. 1908 г.
Бумага на картоне, гуашь, карандаш. 31 х 24,5 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет инженера А.В. Бари. 1908 г. Бумага, пастель.
Александр Вениаминович Ба́ри (1847-1913) - американский и российский инженер,
предприниматель и общественный деятель, создатель первой в России инжиниринговой компании.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Артур Никиш за дирижерским пультом. 1908 г. Бумага, пастель.
Артур Никиш (1855-1922) - немецкий дирижёр австро-венгерского происхождения,
один из основоположников современной школы дирижирования.
Л.О. Пастернак и его четверо детей (слева направо): Борис, Лидия,
Жозефина и Александр. Фотография 1908 г.
Л.О. Пастернак с дочерьми Лидией и Жозефиной. Фотография нач.1910-х гг.
«Однажды Сергей Иванович Щукин показывал свое собрание замечательных французов большой и разношерстной толпе посетителей. В тишине, случайно наступившей в его лекции, раздался внятно с оттенком сожаления в интонации, чей-то голос: "И к чему только утомлять глаз хорошим рисунком!.." Вот как бедный юноша "понял" новые течения! А ведь ловко сказано! И в самом деле, молодежи, вводимой в заблуждение, казалось, зачем учиться, зачем добиваться совершенства, зачем стараться рисовать хорошо, когда с благословения новых законодателей крайних модернистических течений не только можно, но и нужно рисовать дурно; когда художественная безграмотность превращалась в глазах еще недоучившихся в добродетель!» (Л.О. Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Луч солнца. Интерьер. 1909 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За чаем. Акварель. Райки. 11 июля 1909 г. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мать и дочь. 19.6.1909 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Урок музыки. 1909 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак за фортепиано.
1909 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.Н. Скрябин за роялем. 1909 г. Рисунок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет композитора Александра Скрябина. 1909 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.Н. Скрябин. Альбомная зарисовка. 1909 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет художника Петра Александровича Нилуса (1869-1943).
1909 г. Бумага, карандаш. 21 х 14 см.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Старый почтамт и Меншикова башня. Москва.
1909 г. Бумага, пастель.
В 1905 году Российская академия художеств присвоила художнику звание академика живописи «за известность». Снова цитирую Л.О, Пастернака: «Первая революция 1905 года, - видимо, заставила Академию художеств вспомнить, что нужно и ей быть "на высоте". Пять художников "за известность" получили звание академиков - Врубель, С. Иванов, Константин Коровин, Малютин и я. Те самые передвижники, которые в 90-х годах преследовали нас и не избирали даже в члены Товарищества, сами ставшие теперь академиками, вынуждены были присудить и нам звание академиков!»
Л.О. Пастернак (1862-1945). Розалия Исидоровна Пастернак у моря. Меррекюль.
1910 г. Холст, масло. 43 х 32 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет жены художника (За роялем).
1910 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря.
Меррекюль. 1910 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Бориса Пастернака
на фоне Балтийского моря. Эскиз. 1910 г.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет девочки. 1910 г.
Бумага, пастель, цветной карандаш. 58 х 36 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев
и Андрей Белый. 1910 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет философа Льва Шестова (1866-1938).
1910 или 1921 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет жены фабриканта Высоцкой. 1910 г.
Холст, масло. 89,2 х 71,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет немецкого оперного певца
Людвига Вюльнера (1858-1938). 1910 г. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1909 г. Цветная бумага, пастель.
В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи. В том же году в январе в России началась Первая русская революция, в Москве начались беспорядки, забастовки рабочих, строительство баррикад и расстрелы. Неудавшаяся революция 1905 года закрывает училище МУЖВЗ и Пастернак остается без работы. Семья Пастернак уезжает в Германию. В Берлине Леонид Пастернак с семьей проводит несколько месяцев, устраивает выставку своих работ и пишет портреты на заказ. Здесь он знакомится с Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и другими немецкими импрессионистами.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Историческая композиция. 1910-е гг. Бумага, гуашь, тушь. 21 х 28 см.
Тульский областной художественный музей.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Ночной танец. 1910 г. Холст, масло. 55 х 46 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Сосны и море. 1910 г. Бумага, гуашь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Чайки в бурю. Меррекюль. 1910 г. Бумага серая, пастель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дачники (Райки). 1910-е гг. Бумага, пастель. 27,4 х 27 см. (в свету).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). У окна. 1910 г. Бумага, гуашь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Юбилейный праздник И.В. Гржимали. 1910 г.
Холст, пастель, темпера. 47,8 х 40,2 см. (в свету).
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Иван (Ян) Войцехович Гржимали (1844-1915) - российский скрипач, педагог
чешского происхождения.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Урок музыки. 1910 г. Бумага, карандаш. 20 х 27 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Москва. Зимой. 1912 г.
Бумага, акварель, карандаш.
1907-1912 гг. Поездка за границу (Италия, Берлин, Бельгия, Голландия, Англия)
«Еще чуть ли не со времен Одесской рисовальной школы мечтал я попасть в Италию; но ехать туда художнику надо обязательно на продолжительный срок - на это у меня в те годы не было ни средств, ни свободного времени… Когда я впервые на 42-м году жизни попал в Италию, мне приходилось часто видеть на чудесных фресках готического времени изображения "изгнания" каким-нибудь святым из одержимого злых демонов… Добрые эти демоны - по-моему обыкновенные и необходимые спутники творчества. Работа их начинается с колыбели человеческой. Ибо, хотя я еще и не понимал трудно объяснимых слов "творчество", "искусство", но красоту полных и округлых рук нянчившей меня г-жи Тхоржевской я запомнил на всю жизнь…Я запомнил ее прекрасные руки, - оттого я всегда и сейчас бываю очарован красотой женской руки и не могу удержаться, чтобы не зарисовать ее. Тициан! Вот кому удалось увековечить эту красоту...Бесконечный восторг охватывал меня всегда при виде живописи, скульптуры, фресок старых мастеров. Венецианская живопись! А флорентийские примитивы! А Микеланджело, его гробница папы, его "Рабы", последняя его "Pieta"? Разве можно в немногих словах передать всю бесконечность итальянских впечатлений, которые сопровождают меня всю жизнь» (Л.О. Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Венеция. 1912 г. Цветная бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Флоренция. Фиакр. 1909 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Антверпен. Путевая зарисовка. 1908 г. Бумага на картоне,
итальянский карандаш, цветной карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Брюссель. Путевая зарисовка. 1908 г.
Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Москва. Мокрый снег. 1912 г.
Бумага, итальянский карандаш, мел.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
1906-1913 гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Этюд. 1912 г. Бумага, пастель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет дочери художника Жозефины, Одесса.
1911 г. Картон, пастель. 57,2 х 49,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Жозефины, дочери художника. 1910-е гг.
Картон, пастель, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Давида Вульфовича Высоцкого. 1912 г.
Бумага на картоне, пастель. 63,5 х 48,9 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Д.В. Высоцкий (1861-1930) - московский чаеторговец, коммерции советник,
меценат и коллекционер.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет А.Б. Высоцкой-Гольц. 1911 г.
Холст, сухая темпера, пастель. 139 х 94 см. Музей «Новый Иерусалим»,
г. Истра, Московская обл.
Анна Борисовна Высоцкая Готц - жена известного чаеторговца Давида Высоцкого.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз к портрету А.Б. Высоцкой-Готц. 1911 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Анны Борисовны Высоцкой. 1912 г.
Бумага на холсте, пастель. Вологодская областная картинная галерея.
Л.О. Пастернак (1862-1945). У моря. 1911 г. Бумага, уголь.
Розалия Исидоровна, Леонид Осипович, Лидия и Жозефина Пастернаки на крыльце дачи.
Фотография 1910 г.
В 1907 году Л.О. Пастернак был приглашён в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе потому, что в Англии он получил возможность увидеть оригиналы картин местных портретистов XVIII века.
«О Лондоне, его картинных галереях, сокровищах и, главным образом, о расцвете английского портрета в конце XVIII века и о его художниках много писалось…Англичане, как и голландцы, всегда очень любили искусство портрета; нигде в галереях и в музеях не найти столько портретов, как в Амстердаме, Гааге и Лондоне. Нельзя сказать, чтоб у англичан не было своих хороших портретистов, но любовь к портрету и желание, чтобы его написал именно Гольбейн или Рубенс или за него Вандик, всегда руководило богатыми торговыми классами, сколько бы денег ни стоило такое приглашение, и не только в те дни, но даже до недавнего времени. Наезжали часто и французские художники. Когда, наконец, я впервые увидел оригиналы прославленных английских портретистов восемнадцатого столетия -- Гейнсборо, Рейнольдса, Ромнея, Лоуренса и других, я пришел в восторг от их истинно поражающего мастерства!» (Л.О. Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лондон, парламент. 1 августа 1907 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вечеринка у Константина Коровина (групповой портрет). 1912-1916 гг.
Холст, жидкое масло. 48,5 x 66,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.
Лот продан за GBP 90.000 фунтов ($137.000 дол.)
Л.О. Пастернак (1862-1945). У К. Коровина: старинные песни (Шаляпин и художники). Эскиз. 1921 г.
Холст, масло. 39,5 х 51 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
На картине «У К.А. Коровина: старинные песни (Шаляпин и художники)» 1921 г. изображены (справа налево) Константин Коровин, Федор Шаляпин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Павел Тучков и князь Сергей Щербатов. Коровин и Архипов были коллегами Пастернака по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, а князь Щербатов - его учеником. Существуют различные варианты данной композиции, отличающиеся друг от друга составом участников и их расположением за столом. Произведение ранее находилось в коллекции знаменитой голливудской актрисы Натали Вуд, дочери русских эмигрантов и в 2017 году было выставлено на аукцион Christie’s. Картина оценена экспертами в GBP 60.000-80.000 фунтов. В ноябре 2006 года в рамках лондонского аукциона Christie’s с молотка за £ 90.000 фунтов ушел более ранний вариант картины 1912−1916 годов, на которой вместо автопортрета художника изображен Аполлинарий Васнецов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз аллегорической композиции. 1910-е гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет профессора И.И. Мечникова (1845-1916).
1911 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эдвард Гордон Крэг. Москва, гостиница Метрополь. 1912 г.
Эдвард Гордон Крэг (1872-1966) - английский сценограф, продюсер и актер, любовник Айседоры Дункан.
Продюсировал постановку трагедии У. Шекспира «Гамлет» в Московском Художественном театре.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эдвард Гордон Крэг (в Москве). 1912 г.
Бумага, итальянский карандаш. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет артиста А.Л. Вишневского. 1912 г. Бумага, карандаш.
Александр Леонидович Вишневский (1861-1943) - российский актёр, один из создателей
Московского Художественного театра. Герой Труда (1933), заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет поэта Юргиса Балтрушайтиса (1873-1944). 1912 г.
Бумага, сангина, мел. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Тараса Григорьевича Шевченко
(1814-1861). 1911 г. Бумага, цинкография. 17,5 х 11 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Лев Николаевич Толстой на смертном одре на станции Остапово, 1910 год.
7 ноября 1910 года умирает Л.Н. Толстой. Его вдова, Софья Андреевна, вызывает Пастернака, чтобы сделать его последний рисунок на смертном одре на железнодорожной станции Астапово, где он умер. Лев Толстой 4 раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии Лев Николаевич отказался от дальнейших номинаций.
Дружба художника с Толстым вылилась в тесный и плодотворный творческий союз. Пастернак проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, в том числе и роман «Воскресение», иллюстрации к которому в 1900 году были выставлены на Всемирной выставке в Париже.
"Зеркало" Льва Толстого - так называли в те годы Леонида Пастернака, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя.
Траурная процессия с гробом Льва Толстого направляется от станции Засека к Ясной Поляне.
Фотография, ноябрь 1910 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Семья Л.Н. Толстого в своем доме в Ясной Поляне.
1907 г. Холст, масло. 135 х 87 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 1990 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Николаевич Толстой в Яснополянском кабинете. Этюд. 1908 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой за работой. 1908 г. Литография. 52 х 68,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. 1906 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Л.Н. Толстого. 1906 г. Бумага, офорт.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой в кресле (После болезни).
Ясная Поляна. 1909 г. Бумага, итальянский карандаш.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). С.А. Толстая. Ясная Поляна.
30 апреля 1909 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Репейник. Рисунок к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».
1908 г. Бумага, карандаш.
Леонид Осипович Пастернак с сестрой Анной Осиповной Фрейденберг.
Меррекюль. Фотография 1910 г.
«Летом 1912 года я повез жену лечиться на прославленный курорт Киссинген. С нами поехали дочери и младший сын; старший сын Борис проводил летний семестр в Марбурге, в тамошнем Университете. Когда жена поправилась, мы решили конец лета прожить в Италии и поселились недалеко от Пизы, в прелестном местечке у моря (называлось оно Марина ди Пиза), откуда я мог предпринимать экскурсии в близлежащие города - Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджию, Ассизи, а к вечеру снова возвращаться домой» (Л.О. Пастернак. Записи разных лет. М., 1975).
ИСТОЧНИКИ
Л.О. Пастернак. Записи разных лет. Тексты собраны и обработаны
Жозефиной Леонидовной Пастернак, подготовлены к печати
Александром Леонидовичем Пастернаком. Издательство
«Советский художник», Москва, 1975 г. – 288 стр., илл.
Ответ на комментарий Bronisliva #Bronisliva, Спасибо, Bronisliva! Вы опять оказались самым внимательным читателем моих постов. Да, это простая непроверенная опечатка (бывает, когда к мышке прилипает предыдущее название). Конечно, это никакой не "Мужской портрет", это жена чаеторговца Высоцкого, да еще из самого Эрмитажа!
Ответ на комментарий Слава44 #
Я не могла эту картину нигде найти. Эрмитаж дает только две, но другие, имеющиеся там картины. Дайте, пожалуйста, ссылку, где вы ее нашли.