Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет. 1908 г. Холст, масло. 76 х 57 см.
Псковский музей-заповедник.
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - русский художник-импрессионист, график, иллюстратор, педагог. Учился в Одесской рисовальной школе (1879-1881), студии Е.С. Сорокина в Москве (1881-1882) и Мюнхенской академии художеств (1882-1885, 1887). Дебютировал на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1889 году картиной «Вести с родины» (Третьяковская галерея). Член-учредитель Союза русских художников (1903). С 1905 года - академик. Автор картин из жизни Л.Н. Толстого, иллюстраций к его произведениям, в том числе к романам «Война и мир» (1893), «Воскресение» (1898-1899). Выполнил ряд зарисовок В.И. Ленина. В 1894-1921 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе). С 1921 года жил в Германии, затем в Великобритании, в Оксфорде.
Необходимые дополнения к биографии Л.О. Пастернака:
Борис Пастернак и его брат Александр. Фотография 1895 г.
Аврум Ицхок-Лейб Постернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 год в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М.Ф. Унтилова по Херсонской (ныне — Пастера) улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша).
Розалия Кауфман-Пастернак со своей матерью, Леонид и Александр с матерью. Фотография 1896 г.
Помимо него в семье было пятеро детей. В раннем детстве Леонид проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С 1879 по 1881 годы учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 году поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 году перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок Постернак).
Л.О. Пастернак. Фотография. Москва, 1893 г.
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 году он занимался в московской школе-студии Е.С. Сорокина. В середине 1880-х годов также занимался в Мюнхенской академии художеств, где в течение трех лет учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у самого И.И. Шишкина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лия Пастернак, мать художника. 1900 г. Холст, масло. 14 x 20 см.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд (The Pasternak Trust).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жена Розалия Исидоровна Кауфман (1868-1939)
на фоне освященного окна. 1900-е гг. Картон, масло. 29 х 21 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жозефина-Иоанна (Дочь художника). 1900 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Зайчик». Няня с ребенком. 1901 г. Холст, масло.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Зайчик». Эскиз к картине. 1901 г. Холст, масло.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Юный Борис Пастернак
рядом со стоящей няней. 1900 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис Пастернак в возрасте 11 лет. 1901 г.
Черный и красный мел на серой бумаге Энгра.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Двое за столом. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 12,5 х 21 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Деревня Луховицы. 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Косари. Одесса. Альбомная зарисовка. 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Узкая улица. 12 июля 1900 г.
Бумага, цветной карандаш.
Леонид Осипович Пастернак пишет портрет Розалии Александровны Розенфельд.
Фотография. Москва, 1900 г.
Л.О. Пастернак участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста. В 1894 году получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Толстой. 1901 г. Картон, масло. 38 х 47 см. Музей Орсэ, Париж.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Л.Н. Толстого. 1901 г. Этюд к картине «Лев Николаевич Толстой
в кругу семьи» (1902, Русский музей). Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Л.Н. Толстого (Л. Толстой за чтением у лампы).
1901 г. Холст, масло. 65 х 44,5 см. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Эскиз. 1901 г.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. За работой. Эскиз к картине. 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Зарисовка в Ясной Поляне (1 и 2). 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Зарисовка в Ясной Поляне (3). 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Зарисовка в Ясной Поляне (4). 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Зарисовка в Ясной Поляне (5). 1901 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Зарисовка в Хамовниках (6). 1901 г.
«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича Толстого, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его… Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит — это большое счастье» (Леонид Пастернак).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Льва Толстого. 1901 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Л.Н. Толстого. 1901 г. Холст на картоне, масло.
36,7х28,3 (лист); 29,4х23,6 см. (р.и.). Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Софьи Андреевны Толстой. 1901 г.
Холст, масло. 24,5х19 см. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Татьяны Львовны Толстой. 1901 г.
Холст, масло. 23,6х18,5 см. (овал). Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Успех русских художников на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года увенчался заказами. Люксембургский музей в Париже, филиал Лувра, где выставлялись произведения современного искусства, заказал Репину, Серову, Коровину, Малявину и Пастернаку по одной картине из русской жизни. Пастернак решил писать Толстого в кругу семьи. Получив разрешение писателя, художник поселился в Ясной Поляне в первых числах июня 1901 года и сделал первые наброски.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Толстой в кругу семьи. 1901 г. Набросок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Эскиз. 1901 г.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Гр. Л. Толстой вечером, в кругу семьи. 1902 г. Бумага, пастель. 58 х 76 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1902 году, перед тем как отправить эту пастель в Люксембургский музей, художник выставил ее в Петербурге на выставке «Мир искусства». После осмотра выставки царской фамилией художнику передали желание Великого князя Георгия Михайловича продать картину в Русский музей императора Александра III, где она и хранится по сей день под названием «Гр. Л. Толстой вечером, в кругу семьи». Авторские копии этой картины хранятся в нескольких музеях и в частной коллекции в Западной Германии.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидок. (Набросок новорожденной дочери). 1902 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За работой. Этюд к картине «Л.Н. Толстой с семьей
в Ясной Поляне». 1902 г. Холст, масло. 35,7 х 24 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жозя (Жозефина).
Черноглазая Жоничка на руках у няни. 1902 г.
Постепенно Л.О. Пастернак создал серию семейных портретов Толстых. Кроме того, Пастернак сделал иллюстрации к романам Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение», и эти работы получили медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Александрович. Другой великий князь Сергей Александрович лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Толстой пашет...1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой с дочерью Татьяной Львовной среди крестьян. 1903 г.
Бумага, акварель, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой среди крестьян. Эскиз. 1903 г. Холст, масло. 28,5 х 37,5 см.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дорога в Ясную Поляну. 1903 г. Картон, пастель.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Философы Николай Федоров, Владимир Соловьев
и Л.Н. Толстой. 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дедушка Исидор (Последнее лето
отца Розалии Исидоровны). 1902 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Борис и Александр Пастернаки в матросских костюмах. 1902 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Спящий гимназист (Борис Пастернак).
22 июня 1902 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Боря читает. Набросок. 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Шурка (Шура в неизменном берете). 1902 г.
А теперь предлагаю вашему вниманию 35 иллюстраций Л.О. Пастернака к роману Л.Н. Толстого «Воскресение»,
созданные в 1898-1899 годы, и это еще не все.
1. Первое издание романа Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г. Титульный лист. 2. Лев Толстой. Воскресение. Роман. Издательство ACADEMIA, Москва, 1935 г. Обложка. Рисунки Л.О. Пастернака.
Л.Н. Толстой. Воскресение. Роман. Рисунки Л.О. Пастернака. Издательство ACADEMIA, Москва, 1935 г.
Фронтиспис и титульный лист.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Весна. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе».
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Маслова, в суд! – И опять притворил дверь, дожидаясь...».
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Катюша под конвоем. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Солдат - нижегородский мужик с красным, изрытым оспою лицом - положил бумагу за обшлаг рукава шинели и, улыбаясь, подмигнул товарищу, широкоскулому чувашину, на арестантку».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Утро Нехлюдова. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«В то время когда Маслова, измученная длинным переходом, подходила с своими конвойными к зданию окружного суда, тот самый племянник ее воспитательниц, князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, который соблазнил ее, лежал еще на своей высокой, пружинной с пуховым тюфяком, смятой постели и, расстегнув ворот голландской чистой ночной рубашки с заутюженными складочками на груди, курил папиросу. Он остановившимися глазами смотрел перед собой и думал о том, что предстоит ему нынче сделать и что было вчера».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лихач Нехлюдова. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Когда Нехлюдов, одевшись, вышел на крыльцо, знакомый извозчик на резиновых шинах уже ожидал его».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Адвокат. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«Из двери залы гражданского отделения, сияя пластроном широко раскрытого жилета и самодовольным лицом, быстро вышел тот самый знаменитый адвокат».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Судьи. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Фигуры председателя и членов, вышедших на возвышение в своих расшитых золотом воротниках мундиров,
были очень внушительны».
Л.О. Пастернак (1862-1945). В суде. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«Маслова быстрым движением встала и с выражением готовности, выставляя свою высокую грудь, не отвечая,
глядела прямо в лицо председателя своими улыбающимися и немного косящими черными глазами».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Студент Нехлюдов читает Катюше. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г. «Нехлюдов приходил пить чай вприкуску...».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Накануне светло Христова Воскресения, священник с дьяконом и дьячком, как они рассказывали, насилу проехав на санях по лужам и земле те три версты, которые отделяли церковь от тетушкиного дома, приехали служить заутреню».
Л.О. Пастернак (1862-1945). У заутрени. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Нехлюдов сошел с крыльца и, шагая через лужи по оледеневшему снегу, обошел к окну девичьей…».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«В глубине души он чувствовал уже, что он негодяй, которому должно быть совестно смотреть в глаза людям, а между тем он по привычке с обычными, самоуверенными движениями вошел на возвышение и сел на свое место, вторым после старшины, заложив ногу на ногу и играя pince-nez».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Во время перерыва суда. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«Когда Картинкин и Бочкова вышли, она все еще сидела на месте и плакала, так что жандарм должен был
тронуть ее за рукав халата».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Закуска у Корчагиных. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Нехлюдов извинился за то, что опоздал, и хотел сесть на пустое место на конце стола между Мисси и Катериной Алексеевной, но старик Корчагин потребовал, чтобы он, если уже не пьет водки, то все-таки закусил бы у стола, на котором были омары, икра, сыры, селедки. Нехлюдов не ожидал того, что он так голоден, но, начавши есть хлеб с сыром, не мог остановиться и жадно ел».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Княгиня Софья Васильевна. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
« - Пожалуйста, Филипп, опустите эту гардину, - сказала она, указывая глазами на гардину окна, когда на звонок ее вошел красавец лакей.
- Нет, как ни говорите, в нем есть мистическое, а без мистического нет поэзии, - говорила она, одним черным глазом сердито следя за движениями лакея, который опускал гардину.
- Мистицизм без поэзии - суеверие, а поэзия без мистицизма, - проза, - сказала она, печально улыбаясь и не спуская взгляда с лакея, который опускал гардину».
Л.О. Пастернак (1862-1945). По дороге в суд. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Маслова вернулась домой в свою камеру только в шесть часов вечера, усталая и больная ногами после пройденных
без привычки пятнадцати верст по камню, убитая неожиданно строгим приговором, сверх того голодная».
Л.О. Пастернак (1862-1945). В остроге. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Рыжая плакала о том, что ее сейчас обругали, прибили и не дали ей вина, которого ей так хотелось. Плакала она и о том, что она во всей жизни своей ничего не видала, кроме ругательств, насмешек, оскорблений и побоев».
Л.О. Пастернак (1862-1945). На станции. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Была темная осенняя, дождливая, ветреная ночь. Дождь то начинал хлестать теплыми крупными каплями, то переставал… Платок снесло с нее ветром, но она все бежала».
Л.О. Пастернак (1862-1945). У тюрьмы. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Несколько человек мужчин и женщин, большей частью с узелками, стояли тут на этом повороте к тюрьме, шагах в ста от нее».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Комната свиданий с арестантами. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«Комната с окнами на задней стене была разделена надвое не одной, а двумя проволочными сетками, шедшими от потолка до земли. Между сетками ходили надзиратели».
Л.О. Пастернак (1862-1945). После экзекуции. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
«Маруся, хоть немножко подожди, - сказал он голосом, по которому видно было, что эта музыка составляла крест его жизни, - ничего не слышно».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вид Петропавловской крепости и Нева. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г. Бумага, итальянский карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Кузьминские мужики. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Нищенство в Панове. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение».
1899 г. Бумага, итальянский карандаш. 31 х 41 см. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
«Все говорили о своей нищете и просили помочь им. Нехлюдов роздал те шестьдесят рублей мелкими бумажками, которые были у него в бумажнике».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Нищенство в Панове. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Вечером после дежурства, оставшись одна в комнате, где они спали вдвоем с сиделкой, Маслова совсем вынула из конверта фотографию и долго неподвижно, лаская глазами всякую подробность и лиц, и одежд, и ступенек балкона, и кустов, на фоне которых вышли изображенные лица его, и ее, и тетушек, смотрела на выцветшую пожелтевшую карточку и не могла налюбоваться в особенности собою, своим молодым, красивым лицом с вьющимися вокруг лба волосами».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Генерал поморщился на перерыв своего занятия и после минуты молчания взял карточку, надел pince-nez, и, крякнув от боли в широкой пояснице, встал во весь свой большой рост».
Л.О. Пастернак (1862-1945). В ложе. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«В ложе была Mariette и незнакомая дама в красной накидке и большой, грузной прическе и двое мужчин».
Л.О. Пастернак (1862-1945). В ложе. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Войдя в его маленькие две комнатки, Наталья Ивановна внимательно осмотрела их».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«На одном из перекрестков партия помешала проехать богатой коляске».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Политические на полу-этапе. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Воскресение». 1899 г. «Все подвинулись к месту на нарах, заменяющему стол, и пили, ели и разговаривали».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». 1899 г.
«Все встали и затихли, и опять англичанин раздавал Евангелия…».
В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди), в 1904 году он был приглашен организовать художественную секцию международной выставки искусства и промышленности в Дюссельдорфе, в 1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии. Посещает Венецию.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Заседание совета художников - преподавателей Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. 1902 г. Бумага, пастель. 65 x 87 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. На картине изображены: В.А. Серов, Н.А. Касаткин, А.Е. Архипов, Л.О. Пастернак,
С.В. Иванов, К.А. Коровин, А.М. Васнецов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Группа членов Союза русских художников. Повторение картины 1902 года,
хранящейся в Русском музее. 1916 г. Бумага, пастель, уголь. 47,8 x 65,6 (в свету).
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет чайного фабриканта Высоцкого. 1902 г.
Холст. масло. 90,6 х 71,7 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет жены фабриканта Высоцкой. 1904 г.
Холст, масло. 89 х 73 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Рисунок к экслибрису П.Д. Эттингера. 1902 г.
Бумага, тушь, перо. 7,8х7,5 (лист); 7х6,9 см. (р.и.).
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Апофеоз Гоголя. Эскиз. 1902 г.
Педагогический совет гимназии выразил Л.О. Пастернаку благодарность за «просвещенное содействие устройству юбилейного торжества» в честь 50-летия со дня смерти Гоголя. Сохранился эскиз к декорациям живых картин «Апофеоз Гоголя».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Три еврейских музыканта. 1901-1902 гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Оля с Лидочкой. 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидок. 1 апреля 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Анна Осиповна и Оля Фрейденберги в Оболенском. 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Ася и Оля, сестра художника и племянница.
Малоярославец. Эскиз. 1903 г. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидия-Елизавета (дочь художника). 1903 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лидия-Елизавета (дочь художника). 1903 г.
Почтовая карточка.
Леонид Осипович Пастернак. Фотография. Дюссельдорф, 1904 г.
Л.О. Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках «Мира искусства» (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества «36 художников» и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Выезд императрицы Екатерины II в мундире конной гвардии
на охоту 3 сентября 1767 г. 1900-1910-е гг.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Посмертная маска философа Николая Фёдорова. 1904 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы». 1904 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Михайло. Рисунок к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы». 1904 г.
Бумага, уголь, пастель, акварель. 23 х 28,8 см. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет дочерей фабриканта Высоцкого. 1904-1905 гг.
Холст, масло. 143 х 94,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Девочки Высоцкие. Эскиз. 1904-1905 гг.
Холст, масло. 29 х 21 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет молодой женщины. Лист из альбома
Московского общества любителей художеств. 1904 г. Бумага на картоне,
итальянский карандаш. 25х17 (лист); 65х49 см. (р.и.).
Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. 1904-1905 гг. Холст, масло. 41 х 50 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
«Когда папа Лев X выговаривал творцу Сикстинского плафона*, Микеланджело, за то, что тот осмелился изобразить святых обнаженными, художник отвечал разгневанному папе известными словами, что само по себе голое тело, как в раю, невинно, а становится греховным лишь в момент приложения к нему греховных мыслей; разврат — как ни прикрывайте его — остается развратом! А как божественно сложен ребенок-амур… Микеланджело был добрым христианином» (Л.О. Пастернак. Записи разных лет. М., 1975)
Л.О. Пастернак (1862-1945). Натурщица. 1905 г. Бумага на картоне, пастель. 47 х 60,5 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Автопортрет с детьми. 1903 г.
Бумага, цветной карандаш.
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна Пастернаки с детьми Борисом,
Александром и Жозефиной и няней Акулиной Гавриловной Михалиной
у дверей флигеля Училища живописи, ваяния и зодчества, Москва.
Фотография 1901 г.
К 1902 году у Пастернаков было уже четверо детей: два мальчика - Борис и Александр, и две девочки - Жозефина и Лидия. Художник писал семейные портреты и сценки из домашней жизни, эти работы успешно продавались. Друзья семьи шутили, что так дети кормят своих родителей.
ИСТОЧНИКИ
Л.О. Пастернак. Записи разных лет. Тексты собраны и обработаны
Жозефиной Леонидовной Пастернак, подготовлены к печати Александром
Леонидовичем Пастернаком. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1975 г. – 288 стр., илл.