«Леонид Пастернак - гениальный художник, оставшийся в тени всемирно известного сына»
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - ведущий русский импрессионист, был художником с широкими европейскими культурными интересами. Он родился в Одессе на берегу Черного моря в 1862 году и преподавал в Московском художественном училище в 1894-1921 годах. Здесь он был другом и коллегой художников Репина, Серова и Левитана. В молодости он учился в Мюнхене и много путешествовал по Европе до революции. Он женился на Розалии Кауфман, одаренной пианистке, которая родила ему четверых детей: старшим был поэт Борис Пастернак, автор «Доктора Живаго». В 1921 году Пастернак с женой и двумя дочерьми уехал из Москвы в Германию, где в художественную среду входили его друзья Макс Либерман и Ловис Коринт. После прихода к власти Гитлера Пастернак приехал в Англию в 1938 году. Последние годы своей жизни он провел, работая в Оксфорде. Семейная коллекция Пастернаков (The Pasternak Trust) хранится в доме, где он умер в 1945 году.
Леонид Пастернак. Фотография 1870 г.
Леонид Осипович (Аврум Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак родился 22 марта (3 апреля по новому стилю) 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак. Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).
Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл «моим первым Лоренцо Медичи», остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Голова натурщика. 1882 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Композитор А.Г. Рубинштейн. Альбомная зарисовка. 1886 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Художник Н.Д. Кузнецов за работой. 1887 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет И.И. Левитана в костюме бедуина. 1887 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Скрипач Ф. Ондржичек. 1888 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Еврейка с чулком. 1889 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Разносчик. 1888 г. Картон, масло. 20,7 x 14,5 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Нищий еврей. 1880-1890-е гг. Картон, масло. 22 x 20 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз декорации к драме У. Шекспира «Отелло». 1887 г.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Одесса. 1889 г. Холст на картоне, масло. 15 х 26 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г.
Михаил Фёдорович Фрейденберг. Фотография с дарственная надписью на обратной стороне:
«Аэронавтическому кассиру, соиздателю "Осы", сотруднику "Пчелки" и дорогому другу Л. Пастернаку.
М. Фрейденберг. Одесса 7 февраля 1882 г.»
Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах «Маяк» и «Пчелка». Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге «Записи разных лет»: «Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..». А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала «Маяк». Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...».
Один из номеров журнала «Пчелка», в котором печатался молодой Леонид Пастернак.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Весна. Обложка к сборнику рассказов для детей.
1890-1900-е гг. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Закат. Райки. 1890 г. Картон, пастель. 24 х 41,2 см.
Краеведческий музей городского округа Сызрань.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Молитва слепых детей. Этюд. 1890 г. Местонахождение картины неизвестно.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Московский бульвар в конце XIX века. 1890-е гг.
Холст, масло. Собрание Э. Рамси и Ч. Пастернака, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). К родным. 1891 г. Холст, масло. 143 x 115,5 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Софьи Ивановны Штерн. Петровско-Разумовское. 1891 г. Холст, масло.
Собрание Э. Рамси и Ч. Пастернака, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Молодая дама за чтением. 1891 г.
Холст, масло. 10 х 7,5 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Няня за шитьем при свете лампы. 1890-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд
(The Pasternak Trust archive).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Няня за шитьем. 1890-е гг. Открытка.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Под лампой. 1891 г. Бумага, тушь.
Л.О. Пастернак. Фотография 1890-е гг.
С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: «Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей». (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).
Однако Леонид Пастернак работал в «Маяке» и «Пчелке» скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. «Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства», – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Любитель искусства. 1893 г. Холст, масло.
Картина экспонировалась на Передвижной выставке в 1894 г.
Собрание семьи художника, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В гримерной. 1893 г. Холст, масло. Картина экспонировалась
на Передвижной выставке в 1894 г. Воспроизводится по журналу «Артист», 1894 г. № 40-43.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За книгой. 1890-е гг. Картон на фанере, масло. 77,5 х 98 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет адвоката Шайкевича. 1891 г. Холст, масло. 135 х 112 см.
Калужский музей изобразительных искусств.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет Леона (Леонтия) Якобсона. 1892 г.
Холст, масло. 65 х 51 см. Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Мужской портрет (А.П. Новицкий). 1892 г. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В оркестре театра (Мужчина с венком). 1891 г.
Бумага, тушь, кисть, белила, черный карандаш. 29,5 х 20,6 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Маша Ермолова в суфлерской будке. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). 1. Дебютантка. 1893 г. Холст, масло. 200 х 138,5 см. Дом-музей М.Н. Ермоловой, Москва. 2. Дебютантка. Эскиз. 1893 г. На картине изображена 16-летняя воспитанница театральной школы Мария Ермолова перед своим первым выходом на сцену.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Эскиз к картине «Дебютантка».
1893 г. Холст, масло.
Первая мужская гимназия (Ришельевская) в Одессе.
В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иорини); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью. В том же году, по настоянию родителей приобрести «земную» профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета, что позволило ему выезжать за границу. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места. В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885) и получил диплом юриста.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Муки творчества. 1892 г. Холст, масло. 62,5 х 81 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 250.000 – 350.000 фунтов.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет неизвестной. 1893 г. Холст, масло. 60 x 44 см.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Женский портрет. 1893 г. Холст, масло. 88,9 x 73,7 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2003 г. Лот продан за USD 47.800 дол.
.О. Пастернак (1862-1945). Концерт Антона Рубинштейна и Василия Сафонова. Этюд. 1893 г.
Холст, масло. 36,5 х 49 см. Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Л.О. Пастернак в форме артиллериста. Фотография.
Одесса, 1886 г.
Параллельно Л.О. Пастернак продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посещал частную школу-студию профессора МУЖВЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).
Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность. Привычка делать быстрые и точные наброски не покинула его и на службе. Один из эскизов того времени стал сюжетом для большого полотна «Вести с родины».
В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии художеств. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якобсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якобсона.
Вернувшись в Одессу, Леонид Пастернак познакомился с талантливой пианисткой Розалией Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе. Они познакомились на молодёжной вечеринке— он, 23-летний, голубоглазый и стройный красавец, ещё безвестный художник, и она, 18-летняя, мечтательная, бледная после тяжкой, чуть не смертельной болезни, уже известная пианистка.
Розалия Кауфман в возрасте 19 лет на гастролях в Вене в качестве пианистки.
Фотография 1886 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). У фортепиано. (Р.И. Пастернак). 1890 г. Бумага, тушь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За столом. Спящая. 1890-1895 гг. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Спящая. Жена художника. 1891 г. Холст, масло.
Собрание Е.Б. Пастернака, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На диване (Р.И. Пастернак). 1892 г. Бумага, тушь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За книгой (Р.И. Пастернак). 20 декабря 1890 г.
Бумага, тушь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Розалия Исидоровна в московской квартире в доме купца.
1890 г. Бумага, акварель.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Розалия Исидоровна, играющая при свечах. 1892 г.
Бумага, акварель. Собрание Э. Рамси и Ч. Пастернака, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В четыре руки. 1893 г. Бумага, акварель.
1-2. Розалия и Леонид Пастернак. Одесса, 1890 и 1890-е гг.
В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Пастернак женился на известной пианистке Роза¬лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с «Пчелкой» (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала). Свадьба состоялась в Москве. В том же 1889 году Леонид Пастернак подарил Павлу Третьякову свое полотно «Еврейка с чулком». Незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков на выставке передвижников приобрел для своей галереи еще не законченную картину «Вести с родины» («Письмо из дома», 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О. Пастернак был постоянным экспонентом ТПХВ).
Деньги от продажи картин Пастернак вложил в парижское путешествие. В Париже он изучал французское искусство, знакомился с работами французских импрессионистов и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вести с родины (Письмо из дома). 1889 г. Холст, масло. 110 x 152 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Набросок к картине «Письмо из дома». 1888 г.
Бумага, карандаш. 30 x 40 см.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Набросок к картине «Письмо из дома». 1888 г.
Бумага, карандаш. 40 х 30 см.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Розалия Исидоровна с сыном Борей. Ноябрь 1890 г. Рисунок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Интерьер с Розалией Исидоровной и сыном Борей
(Перед отъездом в Одессу). 1 апреля 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Жена художника Розалия и сын Борис
в возрасте 2-х лет. Москва 1892 г. Холст на картоне, масло.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Чижик-пыжик. 1893 г. Холст, масло.
Собрание семьи художника, Москва. Картина экспонировалась
на Передвижной выставке в 1894 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Первые шаги. 1894 г. Бумага, акварель. 23,7 х 30,3 см.
Частное собрание.
Л.О. Пастернак (1862-1945). В четыре руки. (Рядом с Розалией Исидоровной Я.М. Ромм).
Набросок. 1894 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Москва. Красная площадь. 1894 г. Бумага, карандаш.
10 февраля 1890 года в Москве в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни). Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ, член объединения с 1892 г.).
Л.О. Пастернак (1862-1945). Боря ест. 1894 г. Набросок.
Л.О. Пастернак. Фотография. Москва, октябрь 1893 г.
В Москве Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 году художник стал редактором литературно-художественного журнала «Артист».
В Москве Л.О. Пастернак вошел в «поленовский кружок», познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, М.А. Врубелем, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Печально я гляжу на наше поколенье...». Иллюстрация к стихотворению
М.Ю. Лермонтова «Думы». 1891 г. Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, Пятигорск.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Игра в карты. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1891 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Нина. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова
«Маскарад». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Арбенин и князь Звездич. Иллюстрация к драме
М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Рисунок с дарственной надписью художника, 1891 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
1891 г. Рисунок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Исповедь Мцыри. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Тогда на землю я упал…И грыз сырую грудь земли». 1891 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской…». 1891 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). «С плиты на плиту, я как мог, Спускаться начал…».
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова
«Хаджи-Абрек». 1891 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой в период работы над романом «Война и мир». 1893 г.
В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым, который разглядывал его картину «Дебютантка», а позже признался, что следит за творчеством художника. Через некоторое время художника пригласили в гости к писателю. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к «Войне и миру», исполненные в 1892 году по заказу журнала «Север». Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа «Воскресение» и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О. Пас¬тернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой на Передвижной выставке.
5 апреля 1893 г. Бумага, карандаш.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой у себя дома в Ясной Поляне.
Конец 1890-х гг. Бумага, акварель, черный мел.
Альбом акварелей к роману графа Л. Н. Толстого «Война и миръ». Бесплатное приложение к журналу
«Север», 1893 год. Обложка.
Альбом акварелей к роману графа Л. Н. Толстого «Война и миръ». Бесплатное приложение к журналу
«Север», 1893 год. Титульный лист.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Первый бал Наташи Ростовой. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Первый бал Наташи Ростовой. Эскиз. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Генерал Александр Балашов у Наполеона в Вильно. Эскиз.
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Наполеон и Лаврушка на переходе из Вязьмы к Цареву-Займищу.
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Расстреливание французами поджигателей в Москве. Иллюстрация
к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г. Хромолитография. 25 х 33 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Свидание Наташи Ростовой с раненым князем Андреем Болконским в Мытищах.
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893 г. Бумага на картоне, акварель, белила.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Чтение рукописи (Лев Толстой и Николай Ге). 1894 г.
Холст, масло. 20,2 х 30 см. (в свету). Повторение одноименной картины 1893 года,
находящейся в Государственном музее Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге. 1893 г. Эскиз к картине.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Толстой в Москве.
Конец 1890-х гг. Бумага, уголь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой. Набросок. 1890-е гг. Холст, масло. 13,4 х 21,1 см.
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Крестьянки в поле. 1890-е гг. Холст, масло.14 х 22 см.
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой на концерте Антона Рубинштейна. 1895 г.
Холст, масло. 64 х 50 см. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна Пастернаки с сыном Борисом. Одесса, 1896 г.
В 1895 году за картину «Накануне экзамена» художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Воскресение» был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину «Л.Н. Толстой в кругу семьи» приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой дома. 1901 г. Бумага, пастель, уголь. 52 x 71 см.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Л.Н. Толстой в кругу семьи (Под лампой). Эскиз. 1901 г.
Картон, масло. 36,2 х 52,8 см. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Накануне экзамена (Ночь перед экзаменом). 1895 г. Холст, масло. 39 х 55,5 см.
Люксембургский дворец, ныне Музей Орсэ, Париж.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Лебединая песня». 1895 г. Рисунок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Парижский бульвар. 1895 г.
Фанера, масло. 24 х 14 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Черное море с луной, няней и ребенком. Одесса, 1896 г.
Холст на картоне, масло. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1896 г.
Музей-квартира А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Дядя Осип (Доктор Осип Кауфман, брат жены художника).
1897 г. Холст, масло. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Спустя много лет после смерти Л.Н. Толстого художник писал: «Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Николай Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье».
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет дирижёра Вячеслава Иванович Сука (1861-1933). 1898 г.
Холст, масло. 45,5 х 38 см. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Портрет старухи из семьи фабриканта Высоцкого. 1898 г.
Холст, масло. 89,5 х 72,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Роза и Ася на берегу Черного моря. 1898 г. Холст, масло.
Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Урок. 1898 г. Бумага, акварель, белила. 28 x 25 см.
Собрание Е.Б. Пастернака, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Лев Толстой в кругу семьи в Ясной Поляне. 1898-1899 гг.
Холст, масло. Фонд Пастернака, семейная коллекция, Оксфорд.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Вид на Петропавловскую крепость. 1898-1899 гг.
Бумага на картоне, карандаш итальянский, белила, уголь. 19 х 27,9 см.
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
Л.О. Пастернак (1862-1945). На террасе. Одесса. 1898 г. Рисунок.
Л.О. Пастернак (1862-1945). За книгой. 1898 г. Бумага, тушь.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Улица. Бумага, карандаш. 12 июня 1898 г.
Л.О. Пастернак (1862-1945). Юный поэт Борис Пастернак. 1898 г.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Розалия и Леонид Пастернак. Одесса, 1896 г.
В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди, П. Нилус, Г. Головков, А. Стилиануди. В Париже его полотно «Накануне экзамена» приобретается Люксембургским музеем (сейчас оно находится в собрании престижного Музея Орсэ в Париже). Эта картина и его рисунки к «Воскресению» были выставлены на Парижской всемирной выставке.
ИСТОЧНИКИ
Л.О. Пастернак. Записи разных лет. Тексты собраны и обработаны
Жозефиной Леонидовной Пастернак, подготовлены к печати
Александром Леонидовичем Пастернаком. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1975 г. – 288 стр., илл. Тираж 20.000 экз.