Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950). Автопортрет. 1922 г.
Литография. 25 х 20 см.
Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950) – уроженец Пензенской губернии, учился в Пензенском художественном училище, выдающийся русский гравер первой трети ХХ столетия, к которому как нельзя лучше подходит определение – гравер-живописец, график, иллюстратор, педагог, видящий возможность создать произведение печатной графики, по выразительности и силе воздействия, не уступающее живописному. Благодаря его творчеству (наряду с творчеством Остроумовой-Лебедевой) гравюра в России стала самостоятельным направлением в изобразительном искусстве. С его работами связано представление о цветной линогравюре, цветной ксилографии, цветном офорте этого времени. В его творчестве нашли также отражение интерес к искусству старых европейских мастеров и японской гравюре. После Октябрьской революции Вадим Фалилеев много занимался иллюстраторской деятельностью, сотрудничая с крупными государственными издательствами. В мае 1924 году Вадим Фалилеев вместе с женой Екатериной Качура-Фалилеевой выехал в Стокгольм (Швеция) для сопровождения советской выставки. Обратно в СССР супруги возвращаться не стали, а проработав два года в Стокгольме, уехали в Берлин, а затем в Рим на ПМЖ.
Вадим Дмитриевич Фалилеев родился 1 (13 января по новому стилю) 1879 в селе Маис, ныне Никольский район Пензенской области, в семье помещика. В 1892 году с семьей переехал из Саранска в Пензу. В Пензе Вадим окончил Мариинское земледельческое училище. Склонность к искусству определилась у него в годы учебы в земледельческом, после которого в 1899 году он поступил учиться в Пензенское художественном училище, из которого уходит в 1901 году из-за разногласий с педагогической системой К.А. Савицкого. В 1902–1903 гг. продолжил обучение в Киевской художественной школе. Затем Фалилеев едет в С.-Петербург и занимается там в мастерской княгине М.К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я.С. Гольдблата. В 1903 он поступает в Императорскую Академию художеств, успешно сдав конкурсные вступительные экзамены. Учился у Я.Ф. Ционглинского, И.И. Творожникова, Г.Р. Залемана и П.Е. Мясоедова.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Сапожник. Этюд. 1890-е гг.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). На санях. 1905 г. Гравюра на дереве. 4,6 х 12,7 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Третьяковская галерея. 1900-е гг. Бумага, ксилография.
10,4х21,6 (лист); 7,8х18 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Небольшой ликбез:
Ксилография – то же самое, что гравюра на дереве.
Линогравюра – гравюра на линолеуме.
Офорт – гравюра на металле.
Акватинта - разновидность гравюры на металле.
Мягкий лак - разновидность тоновой гравюры на металле.
Сухая игла – техника гравюры на металле, основанная на процарапывании остриём
твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски.
Литография – разновидность плоской печатной графики с литографского камня.
Доска – печатная форма.
Лист – размер гравюры с полями.
Р.и. – размер изображения.
Все размеры гравюр даны в сантиметрах (см.)
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Кровавое воскресенье. Авторский отпечаток. 1905 г.
Бумага, автолитография. 21,4 х 28,9 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Разгон казаками демонстрации в 1905 году. 1900-е гг.
Бумага, уголь, графитный карандаш, цветные карандаши. 11,8 х 16,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Кровавое воскресенье (9 января 1905 года). 1910-е гг.
Цветная автолитография. 24,5×33 (лист); 16,5×22 см. (р.и.).
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Белое облако. 1905 г. Цветная линогравюра. 16,5 х 25,3 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Озеро. 1905 г. Бумага, цветная линогравюра, 5 досок. 15,8 х 20,7 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Озеро. 1905 г. Цветная линогравюра, монотипия. 15,8 х 20,7 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). На дороге. 1905 г.
Гравюра на дереве и линолеуме, 5 досок. 18 х 11 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Весна. 1905 г. Гравюра на дереве, 1 доска. 10,5 х 19 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Порыв ветра. 1905 г. Гравюра на дереве, 4 доски. 18 х 26 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Гроза. 1905 г. Гравюра на дереве, 5 досок. 17,5 х 23,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Морской вид. Начало ХХ в. Холст, масло. 24,4 х 18,3 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Осень. Начало ХХ в. Холст, масло. 32,3 x 26 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Обнаженная натурщица. 1900-е гг.
Ксилография. 31 х 19 см. Частное собрание.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Автопортрет. 1908 г. Офорт.
В 1905 году Вадим Фалилеев начал изучать гравюру под руководством В.В. Матэ, а в декабре 1907 году перешел в его мастерскую. Работал в техниках станкового декоративного эстампа, цветной линогравюры, цветной ксилографии, цветном офорте, искусства силуэта. Первые гравюры показал в 1906 году на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и Союзе русских художников в Москве. В 1907 году получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах Академии художеств; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 гг. участвовал в выставках Союза русских художников в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 года получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Ф. Фалилеев, брат художника. 1905 г.
Гравюра на дереве.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Спящий кучер. 1905 г. Гравюра на дереве и линолеуме. 12 х 28,2 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Спящий кучер. 1905 г. Гравюра на дереве и линолеуме. 10,5 х 24 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет Ф.Д. Фалилеева, брата художника. 1906 г.
Ксилография. 23х17,8 (лист); 14,7х13 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Этюд. 1906 г. Цветная линогравюра. 14,5 х 7 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Полдень. 1907 г.
Гравюра на дереве, 4 доски. 16,5 х 9 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Сад. 1906 г. Гравюра на дереве, 4 доски. 22 х 17 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Окно. Ялта. 1907 г. Бумага, линогравюра. 28,2 х 22 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Окно. Ялта. 1907 г. Бумага, линогравюра. 26,5 х 22,5 см.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
Ярославская обл.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Перелет. 1908 г. Цветная акватинта, 2 доски. 20 х 37,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Париж. Купол Сорбонны. 1908-1909 гг. Бумага, цветная акватинта. 33 х 46 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Возвращение на Шексну. 1909 г. Гравюра на линолеуме, 3 доски. 12 х 18 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Вечер. 1909 г. Гравюра на линолеуме, 4 доски. 18 х 12 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Я и Катя. 1909 г. Офорт. 31 х 23 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет жены Елены Качура-Фалилеевой. 1917 г.
Офорт. 35,5 х 25,4 см. Частное собрание.
В январе 1909 года Фалилеев женился на студентке Академии художеств Елене Николаевне Качуре (1886-1948), которая училась в классах у Д.Н. Кардовского и Н.Н. Дубовского; посещала академическую мастерскую В.В. Матэ. В феврале 1911 года Фалилеев вместе с женой Е.Н. Качура-Фалилеевой в качестве пенсионера Академии художеств едут в Рим, а затем совершают путешествие по городам Италии – посещают Венецию, Флоренцию, Неаполь, остров Капри. На Капри произошло знакомство Фалилеева с А.М. Горьким. Художник сделал несколько его рисунков и набросков, а позже исполнил портрет писателя в технике мягкого лака. В октябре 1911 года участвует в Международной художественной выставке в Риме.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). А.М. Горький. 1912 г. Офорт, мягкий лак.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет неизвестного. 1910-е гг. Бумага, офорт, сухая игла.
28,2х22,1 (лист); 21,7х16 см. (р.и.). Частное собрание.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Скульптура в нише. Диана. Копия с картины Паоло Веронезе.
1910 г. Линогравюра. 28,8х16,5 (лист); 26х14 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Притча о работниках на винограднике. С одноименной картины Рембрандта.
1910 г. Бумага, цветная линогравюра. 40,5х50,7 (лист); 33,5х43,7 см. (р.и.).
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Одиссей на острове нимфы Калипсо. 1911 г. Линогравюра. 40,3 х 54,5 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Взятие Трои (Троянский конь). 1910 г. Гравюра на линолеуме. 33,1 х 49,1 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Пейзаж с Полифемом. С картины Никола Пуссена. 1910 г.
Бумага, офорт с тоном. 39,5х51,5 (лист); 20х28,7; 18,7х25 см.(р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Капри. Улица. 1912 г. Акватинта, мягкий лак.
59,1х39,3 (лист); 46,2х34,1 см. (р.и.). Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Капри. Улица. 1912 г. Бумага, офорт, акватинта,
мягкий лак. 56,2х37,1 (лист); 46,2х27,6 см. (р.и.).
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Вид на Кремль. 1910-е гг. Бумага, тушь. 17 х 27,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). У станции зимой. 1910 г. Ксилография. 12 х 19 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Монастырская стена в Ярославле. 1910 г.
Офорт. 24 х 17,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Сеятель. 1910-е гг. Цветная гравюра на дереве. 16, 7 х 12,5 см.
Дом антикварной книги-аукцион «В Никитском», Москва, 2017 г.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет девочки. 1910-е гг. Офорт. 23,5 х 21 см.
Дом антикварной книги-аукцион «В Никитском», Москва, 2017 г.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Чудо святого Марка. С картины Тинторетто. 1911 г.
Гравюра на линолеуме, 4 доски. 52 х 68,5 см.
В Италии Фалилеев делает несколько гравюр для отчета перед Академией художеств, он копирует полотна известных мастеров и создает одни из лучших своих произведений – «Улица на Капри ночью», «Виноград», «Старые ворота на Капри» и др. Но его шедеврами становятся гравюры по картинам «Портрет кардинала Ингирама» Рафаэля и «Чудо святого Марка» Тинторетто. Он блестяще справился с этой трудной задачей, стремясь языком цветной гравюры передать сложную по композиции многофигурную картину Тинторетто. Также по этюдам, сделанным на Капри, Фалилеев вырезает очень красивую декоративную гравюру «Волна», рисунок которой навеян одноименной гравюрой японского художника Хокусаи. Все эти работы Фалилеев представил в Академию. Они были одобрены и художник получил вторую годичную командировку за границу. Осенью 1912 года он уезжает с женой в Берлин, Мюнхен, Париж, где провел персональную выставку, затем снова в Италию. Здесь Фалилеев купил офортный станок и занялся офортом.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, графитный карандаш.
44,5 х 32,5 см. Частное собрание.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Париж. Мост д'Арколь. 1912 гг. Акватинта. 22 х 28,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Париж. Мост Наполеона. 1916 г. Бумага, офорт с тоном. 36,6х54,7 (лист);
29х46 см. (р.и.). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Волна. Капри. 1911 г.
Бумага, линогравюра, 4 доски. 31,5 х 22,5 см.
Кацусика Хокусай (1760-1849). Большая волна в Канагаве. 1823-1831 гг. Бумага, чернила, водяные краски.
Гравюра. 25,4 х 38,1 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Рассвет. 1910 г. Цветная линогравюра. 17х22 (лист); 14х20,8 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Зимняя ночь. 1913 г. Гравюра на линолеуме, 4 доски. 13 х 20,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Белая ночь на Неве. 1910 г. Цветная линогравюра. 27 х 38 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Петербург. Барки на Неве. 1910 г. Цветная линогравюра.
22х29 (лист); 14,7х20,3 см. (р.и.). Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Зимняя канавка. 1913 г. Офорт. 9 х 14 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Инженерный замок. 1913 г. Офорт. 12 х 17 см. (лист)
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Адмиралтейство. 1913 г.
Офорт. 17 х 12 см. (лист)
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Памятник Екатерине Второй в Санкт-Петербурге.
1913 г. Офорт. 17 х 12 см. (лист)
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Пасхальная ночь на Волге. 1913 г. Гравюра на линолеуме, 4 доски.
19,8 х 12,3 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Пасхальная ночь на Волге. 1913 г.
Линогравюра. Почтовая открытка.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). У перевоза. 1913 г. Гравюра на линолеуме, 4 доски. 14 х 23 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Караван во льду на Волге. 1913 г. Линогравюра. Почтовая открытка.
После возвращения в Петербург Фалилеев становится уже самостоятельным художником. Он выставляется на выставках «Мира искусства», работает в издательствах. Делает работы по заказу – создает серию офортов с видами Петербурга на почтовых открытках. Его гравюры печатаются иногда в художественных изданиях -
он создает серию линогравюр «Русские народные игрушки», некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912, № 2). Работы Фалилеева приобретает гравюрный кабинет Румянцевского музея (затем преобразованный в созданной на его основе Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина). Но постоянного заработка у него нет, он часто испытывает материальные затруднения. И это побуждает его уехать к родным в деревню, где он проводит три года, занимаясь цветной гравюрой и офортом.
Саша Черный с супругой (слева) и Вадим Фалилеев с супругой. Фотография середины 1910-х гг.
Вадим Фалилеев открыл для России цветную ксилографию и стал мастером в этой печатной технике. Первые опыты в цветной ксилографии Фалилеев осуществил в 1905 году в Пензенской губернии, проживая на хуторе около деревни Кенчурка (летом 1904 г., в феврале–ноябре 1905, летом–весной 1908, с весны 1913 по лето 1916, летом 1918 гг). Летом 1915 года у него гостил поэт Саша Черный (А.М. Гликберг). Период с весны 1913 по лето 1916 года стал самым плодотворным в творчестве художника. Пензенские места (д. Кенчурка, долина реки Инзы) нашли отражение в рисунках, офортах и ксилографиях Фалилеева. Там же он выполнил несколько портретов Саши Черного.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Саша Черный. 1915 г. Бумага, сангина.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). 1. Саша Черный. 1915 г. Офорт. 2. Саша Черный. 1912-1915 гг. Офорт.
Саша Черный. Живая азбука. Рисунки В. Фалилеева. Санкт-Петербург, Издательство «Шиповник». 1914 г. - [2], 31, [3] стр., илл. 2. В.Д. Фалилеев (1879-1950). Саша Черный. Корнпапир. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Повозка. Из серии «Русские народные игрушки». 1911 г.
Бумага, линогравюра. 17 х 24 см. Российская государственная библиотека (Ленинка), Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Из серии «Русские народные игрушки». 1911 г. 1. Всадник. Гравюра на линолеуме,
4 доски. 12х9 см. 2. Военный. Деревянная игрушка. Бумага, линогравюра. 22х6,5 см.
Российская государственная библиотека (Ленинка), Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Из серии «Русские народные игрушки». 1911 г. 1. Девушка с куклой. Бумага, линогравюра. 25х8 см. 2. Кавалер. Гравюра на линолеуме, 4 доски. 11х8 см. Российская государственная библиотека (Ленинка), Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Из серии «Русские народные игрушки». 1911 г. 1. Птицелов. Бумага, линогравюра. 15,5х8 см. 2. Старик с медведем. Деревянная игрушка. Бумага, цветная линогравюра. 19х 11 см. Российская государственная библиотека (Ленинка), Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Из серии «Русские народные игрушки». 1911 г. 1. Франт. Бумага, линогравюра.
30х10,5 см. 2. Карлик. Бумага, линогравюра. 27х11 см. Российская государственная библиотека (Ленинка), Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Монах. Из серии «Русские народные игрушки».
1911 г. Бумага, цветная линогравюра. 20 х 12 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В эти годы Фалилеева интересует и привлекает русская природа, изображение сельской жизни, полевых работ, жизни Волги и ее берегов. Он создает целую сюиту эстампов, открывая новые красоты в простых мотивах, извлекая из них декоративные эффекты. Полна ощущения тишины и покоя его гравюра «Зимняя ночь» (1913). В листе «Пасхальная ночь на Волге» (1913), наоборот, все строится на контрастах освещения. Эффект раннего утра передан в гравюре «У перевоза» (1915). Сложное состояние природы выражено в очень декоративном листе «Зимнее утро на Волге» (1915). В этот период Фалилеев как бы открывает для себя поэзию русской зимы. Теме зимы он посвящает много гравюр, создавая каждый раз новые по образному строю работы.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Женский портрет. 1915 г.
Литография. 21х14,5 (лист); 15,2х12 см. (р.и.).
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Дама в белом. 1915 г. Холст, масло, темпера. 93 х 70 см.
Тверская областная картинная галерея.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Зимнее утро на Волге. 1915 г. Гравюра на линолеуме, 5 досок. 14,5 х 30 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). В ожидании перевоза. 1915 г. Офорт. 23 х 34 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). На сборный пункт. 1915 г. Офорт с акватинтой. 17,5 х 27 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). На сборный пункт (В волость). 1915 г. Гравюра на линолеуме.
4 доски. 12,5 х 18,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Ярославль. Разлив реки Которосль. 1915 г. Офорт. 28,5х36,7 (лист);
14,5х19,1 см. (р.и.). Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Ярославль. Стоянка кораблей на реке Которосль. 1915 г.
Офорт. 28,9х22,3 (лист); 19,1х14,8 см. (р.и.). Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Покраска баржи. 1915 г. Офорт с акватинтой.
26,8х21,5 (лист); 19х14,6 см. (лист). Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Под дождем. 1915 г. Офорт. 41,2х33,3 (лист);
34,5х22,3 см. (р.и.). Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Церковь Св. Петра и Павла в Ярославле. 1915 г.
Офорт с акватинтой. 18 х 13,5 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Колокола церкви Воскресения в Ярославле. 1915 г.
Офорт с акватинтой. 25,5х19,8 (лист); 18х13,4 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). У дуба. 1915 г. Офорт с акватинтой. 29,5х25,3 (лист);
18,7х15,3 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). В лесу. 1915 г. Офорт с акватинтой. 25 х 20 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Талый снег. Долина реки Инзы. 1915 г. Линогравюра.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Осенью 1916 года Фалилеев переехал в Москву, где по заказу А.В. Щусева выполнил серию офортов и линогравюр, изображающих строительство Казанского вокзала, цикл офортов «Виды Рима», а также около 20 литографированных и 30 офортных портретов друзей и близких. Цветная гравюра позволяет делать оттиски в разных вариантах цвета и тона, и Фалилеев, пожалуй, более чем кто-либо другой их художников использовал эти свойства. Он печатал одну и ту же гравюру то в ярких, контрастных тонах, то в более мягкой красочной гамме. К работам этих лет относятся цветные листы «Сумерки» (1916), «Разлив Волги» (1916) и другие.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет Е.Н. Качуры-Фалилеевой, художницы, жены В.Д. Фалилеева.
1916 г. Бумага (кремовая), литография, 46,8 х 39,2 см. Мордовский республиканский музей
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Постройка Казанского вокзала в Москве. Башня. 1916 г.
Цветная линогравюра. 38 х 32 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Постройка Казанского вокзала в Москве. В лесах.
1916 г. Офорт, акватинта. 34,5 х 24,2 см. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Постройка Казанского вокзала в Москве. На лесах.
1916 г. Линогравюра. 31,7 х 23,6 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Отдых на лесах. Из серии «Постройка Казанского вокзала в Москве». 1916 г.
Офорт. 35,4х46 (лист); 31х42 см. (р.и.). Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Беляны (Баржи). 1916 г. Офорт. 20 х 37 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Беляны (Баржи). 1916 г. Цветной офорт с акватинтой, 2 доски. 20,5 х 37 см.
Частное собрание.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). У пристани. 1916 г. Офорт с акватинтой. 32 х 42 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Морской пейзаж. 1916 г. Холст, масло. 39,6 x 52,5 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Разлив Волги. 1916 г. Бумага, цветная литография. 20,9х27,3 (лист);
14,8х19,5 см. (р.и.). Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Разлив Волги. 1916 г. Бумага, цветная линогравюра. 6 досок. 26,5 х 35 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Туча. 1916 г. Офорт с акватинтой. 26 х 35 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Сумерки. 1916 г. Гравюра на линолеуме, 6 досок. 26,5 х 35 см.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). На жнивье. 1916 г. Бумага, цветной офорт.
35,5х45,7 (лист); 27,8х35,2 см. (р.и.). Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Весна. Радуга. 1916 г. Цветная линогравюра. 27,7х38,2 (лист); 26,5х37 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Автопортрет. 1917 г. Бумага, литография. 41,3 х 33,3 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В феврале 1917 года состоялась персональная выставка Фалилеева в Москве, в гравюрном кабинете Румянцевского музея, сделавшая его известным и признанным художником современной графики в России.
После Октябрьской революции Вадим Фалилеев много занимался иллюстраторской деятельностью, сотрудничая с крупными государственных издательствами.
ИСТОЧНИКИ
В.К. Чесноков. Вадим Дмитриевич Фалилеев. Альбом. Издательство «Изобразительное искусство».
Москва, 1975 г. - 116 стр., илл.
Панорама искусств. Выпуск 10. Москва, Издательство «Советский художник», 1987 г.
// Иванов А.С. «Не упрекай за то, что я такой». К истории портретов Саши Черного. –
Стр. 380-394.