Александр Иванович Савинов (1881-1942) – русский советский живописец, график, монументалист. Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове (1897-1901), в 1901-1902 гг. - на историко-философском и юридическом факультетах Петербургского университета. В 1901-1908 гг. занимался в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств, с 1903 г. - в мастерской И.Е. Репина. С 1906 г. занимался в парижской Школе Ф. Коларосси. В 1908 г. получил звание художника и право на заграничную поездку. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. С 1910 г. - член Союза русских художников, с 1917 - объединения «Мир искусства», с 1924 - «Четыре искусства». В 1917-1922 гг. работал ученым экспертом в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Преподавал в Саратовском ВХУТЕМАСе. Во время Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде и погиб в 1942 г.
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет А.И. Савинова. 1917 г.
Бумага, офорт с тоном. 26,2х23,1 (лист); 17,2х15,1 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В 1912 году А.И. Савинов ездил в Ферапонтов монастырь, Новгород, Ярославль для изучения фресковой живописи. В 1913–1916 годах создал росписи в храме Христа Спасителя в имении миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко «Натальевка» Харьковской губернии. Этот храм был выстроен архитектором Алексеем Щусевым в стиле модерн по заказу сахарозаводчика, мецената и коллекционера Павла Харитоненко. Сюда он поместил наиболее ценную часть своей коллекции икон. Какое-то время собрание оставалось на месте даже после революции, являясь экспозицией музея древнерусского искусства. Но в 1930-е годы центральные московские власти посчитали, что это слишком жирно и перевезли всё в Третьяковку. Но сам храм жив до сих пор, и какая-то мистика есть в том, что даже уцелел его резной декор. Украшающие пилястры розетки с изображением 24 святых, покровителей рода Харитоненко, и другие детали принадлежат известному скульптору Александру Матвееву.
А.В. Щусев, А.М. Рухлядев, А.И. Савинов. Церковь-музей семьи Харитоненко
в имении Натальевка (Окрестности г. Харькова). План, фасад. 1913-1916 гг.
Бумага, карандаш. 49,8 х 32,8 см. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Церковь Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом с 1913 по 1916 год.
А.И. Савинов (1881-1942). Панахранта. Эскиз росписи. 1912-1914 гг.
Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила. 200 х 140 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Панахранта. Эскиз росписи. Фрагмент.
1912-1914 гг. Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Натальевка. 1914 г. Холст, масло. 123 х 170 см.
Собрание Наталии Соколовой, Москва.
Период работы в Натальевке оказался очень важным в контексте дальнейшего роста Савинова как художника. Опытным путем он постигал особенности монументального искусства, которым увлекался уже долгое время. Работа над монументальными росписями, а расписывал он его в одиночку, поглощала все его внимание, и на станковую картину не оставалось времени. К сожалению, церковные фрески Савинова были закрашены и не сохранились. Никого не интересовало то, что их выполнил довольно известный художник Александр Савинов. В Натальевке Александром Савиновым были написаны только буколический пейзаж и большой портрет Павла Харитоненко, а также выполнен ряд графических листов с изображением оленей, ланей, свободно обитавших в тех краях. Работа продолжалась около трех с половиной лет. Сам заказчик до окончания работ не дожил. Здесь, в Натальевке, он и умер, но согласно завещанию похоронен был на родине в Сумах, на Украине.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х гг.
Холст, масло. 127,5 х 153,5 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Усадьба Пала Харитоненко на Софийской набережной в Москве (ныне посольство Великобритании)
Павел Иванович Харитоненко (1853-1914) - был предпринимателем и коллекционером. Жил преимущественно в Москве в собственном доме на Софийской набережной. За заслуги перед искусством в 1914 году ему присвоили звание почетного академика Императорской Академии художеств. Харитоненко не только приобретал произведения знаменитых мастеров прошлого, но и активно поддерживал художников-современников: заказывал портреты и виды имений, проекты усадеб и храмов. Посмертный портрет Харитоненко Савинову заказала вдова промышленника Вера. Писать его Савинову пришлось по фотографии. Предполагалось, что рядом с героем портрета будет изображена модель того самого храма в Натальевке. Сфотографировать этот макет Савинов просил художника Петра Нерадовского, который тогда работал хранителем в Музее императора Александра III. Однако вскоре концепция изменилась: вместо модели храма Савинов изобразил разложенный на столе план имения. Также на картине можно увидеть фотографию Веры Харитоненко.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Фрагмент. Середина 1910-х гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Девочка. 1910 г. Бумага-верже с водяным знаком,
сангина, уголь, графитный карандаш. 62,8 х 47 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Девушка-итальянка (Анна Проетти). Этюд к картине «Весна в Кампанье».
1910 г. Бумага, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Старые римские натурщицы на площади Рима. 1910 г. Холст, масло. 144,5 х 146 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет жены. 1910-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
87 х 61,7 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Жница. 1910-е гг. Холст, масло. 42 х 54 см.
Дом антикварной книги-аукцион «В Никитском», Москва, 2019 г.
А.И. Савинов (1881-1942). Балкон, увитый цветами. Рим. Этюд. 1910 г. Холст, масло. 87 х 112 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
В 1916–1917 годах А.И. Савинов расписал храм в память о погибших в Первой Мировой войне на братском кладбище в Москве.
После Февральской революции 1917 года Александр Савинов участвовал в мероприятиях по реорганизации Академии художеств, в числе первых он был избран профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Однако в конце года в связи со смертью матери возвратился в Саратов. Здесь Савинов работал ученым экспертом в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Преподавал в Саратовских ГСХМ-ВХУТЕМАСе.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Лии Львовны Савиновой. 1911 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Марии Андриевской. 1911 г.
Дерево, масло, графитный карандаш. 35,5 х 30 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В начале 1911 года Александр Савинов возвращается в Петербург из Италии и начинает работать над частными заказами на портреты. Местонахождение большого портрета Марии Андриевской, исполненного в этом же году, к сожалению, неизвестно. Однако мы можем составить представление о нем благодаря сохранившемуся в фондах Русского музея этюду головы модели — шестнадцатилетней Марии (Маруни, как ее звали в семье).
«Девушка из аристократического семейства» — так именовал ее Савинов в письме супруге — была дочерью Владимира Андриевского, государственного деятеля, действительного статского советника, члена Государственного совета, и Веры Андриевской (в девичестве Олив). Александр Савинов в том же письме сообщает супруге детали работы над данным заказом: «портрет мне заказали за 600 рублей, так вот сегодня я уже был там, скомпоновал приблизительно в голове из имеющейся обстановки, познакомился со всеми и в понедельник приступаю к работе. Только не нравится мне это барство: лакеи, швейцары и прочее. Я полагаю, что безобразнее трудно устроиться, право. Ну, да все равно, люди они, кажется, хорошие и простые. Кстати, когда я был там, приехал Серов, но нас изолировали друг от друга. Я с дочкой в одной комнате, Серов с матушкой в другой (он ее рисует). А в комнате моей шестнадцатилетней модели приютилась Антонова со своим этюдом. Словом, пишем. И бедный хозяин дома руками машет в отчаянии от избытка искусства».
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет художника Михаила Дмитриевича Егорова (1883-1916).
1911 г. Бумага на картоне, сангина, черный и графитный карандаши. 90,8 х 77,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик-итальянец (из деревни Чочара). 1911 г.
Холст, масло. 100 х 75 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Мельница на закате солнца. 1911 г. Холст, масло.119,5 х 103 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Александр Иванович и сын Глеб Савинов. Ленинград, 1920-е гг.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет сына Олега. 1920 г. Холст, масло.
Собрание О.А. Савинова.
В 1922 году Александр Савинов возвратился из Саратова в Петроград, где началась его многолетняя педагогическая работа в реформированной Академии художеств. Он был избран профессором Высшего художественного училища при Академии художеств в Петрограде.
В 1924-1926 гг. Савинов вёл частную студию: среди его учеников Т.В. Шишмарёва, Т.Н. Глебова, А.И. Порет.
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз росписи центрального фойе Дворца Труда в Саратове.
1920 г. Бумага, смешанная техника. 67,2 х 89,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Береговой плотник. 1920 г. Холст, масло. 91,5 х 107 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет молодой дамы. Вторая половина 1910-х гг.
Холст, масло. 82 х 64 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Надежды Неслуховской, племянницы художника.
1923 г. Холст, масло. 170 х 130 см. Частное собрание.
Этот женский образ - возвышенный и лиричный - был создан Александром Савиновым в манере, близкой к стилистике мастеров эпохи Ренессанса - Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, искусство которых русский художник изучал и ставил очень высоко.
Позировала Савинову Надежда Неслуховская, в девичестве Романова, племянница живописца. Работа над портретом велась в петроградской квартире на Зверинской улице, в одной из комнат которой была устроена мастерская.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Надежды Неслуховской, племянницы художника.
Фрагмент. 1923 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Женский портрет. 1924 г. Дерево, масло. 53 х 35 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Татьяны Савиновой. 1925-1926 гг.
Холст, темпера. 52,3 х 48,8 см. Ярославский художественный музей.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет сына Глеба. 1926 г. Холст, масло. 116 х 86 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Фотография 1920-е гг.
Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился в Академии художеств. Они не раз встречались во время пенсионерских поездок в Риме и на Капри и после сохранили дружеские отношения. На момент создания портрета, в 1924 году, Симонов был ректором Вхутеина — высшего художественного учебного заведения в Ленинграде. Своего друга Савинов изобразил на ярком красном фоне, на котором можно прочитать цитату из статьи скульптора: «Великая русская революция возвратит искусству глубину содержания, выведет его на дорогу гениальных достижений, созвучных всему человечеству».
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет скульптора Василия Симонова. 1924 г.
Холст, масло. 137 х 92 СМ. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
О работе над портретом вспоминал ученик мастерской Савинова и Петрова-Водкина — художник Владимир Малагис: «У Александра Ивановича был замечательный портрет скульптора Симонова. Он висел потом в Доме искусств. Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать потому, что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово был написан». Своего героя Савинов изобразил в белой блузе, небрежно повязанном галстуке, свободном плаще, накинутом на плечи.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет скульптора Василия Симонова. Фрагмент.
1924 г. Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз к портрету Василия Симонова. 1923 г.
Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Александр Иванович Савинов (сидит второй слева) со студентами ВХУТЕИНа. Фотография 1927 г.
В 1927-1930 годах вместе с К.С. Петровым-Водкиным Савинов руководит монументальной мастерской, затем - персональной живописной мастерской, возглавлял кафедру композиции, был проректором по научной и учебной работе. Среди учеников Александра Савинова в разные годы были Алексей Пахомов, Михаил Натаревич, Дмитрий Мочальский, Евгений Чарушин, Людмила Рончевская и другие художники.
Время предоставляло вакансии публицистов-агитаторов, а он оставался живописцем и совершал пластические поступки в пределах своих холстов. От него требовались идеологически совершенные картины мрачного прошлого и сияющего настоящего, а он совершенствовался в сумрачном и солнечном колорите: «Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1934), этюды к незавершенным картинам «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции» и «Детская площадка»).
А.И. Савинов (1881-1942). Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 1934 г.
Холст, масло. 256,5 х 390 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Фрагмент.
1934 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Детская площадка. Конец 1930-х - начало 1940-х гг. Холст, масло.
Частное собрание. Москва.jpg
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет жены с собачкой. 1930-е гг. Холст, масло.
67 х 43 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г. Эстимейт 60.000 – 65.000 руб.
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (1-2). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Пётр Евгеньевич Корнилов (1896-1981) - историк искусства, библиофил, коллекционер рисунков, акварелей русских художников конца XIX - начала XX века. Кандидат искусствоведения, профессор. По-видимому, эти 8 экслибрисов были нарисованы Савиновым в связи с широко отмечавшимся в СССР 100-летием со дня смерти А.С. Пушкина.
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (3-4). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (5-6). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (7-8). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис. Из книг Б.М. Чистякова. 1937 г.
Бумага вощеная, ксилография. 8,4 х 7,8 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции. 1920-1938 гг.
Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Спящий ребенок. Этюд к картине «Быт саратовских оврагов
в канун Октябрьской революции». 1938 г. Холст, масло. Собрание семьи художников.
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик. 1938 г. Холст, масло. 65 х 69,7 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Александр Иванович Савинов (в центре) со студентами и преподавателями Академии художеств.
Ленинград, фотография 1930-е гг.
В 1932 году Александр Савинов вступает в члены Ленинградского Союза советских художников. И в том же году становится проректором Академии художеств по научной и учебной работе.
В 1934 году И.И. Бродский был избран президентом Академии художеств, а Савинов возглавил индивидуальную мастерскую, наравне с Д.Н. Кардовским и А.А. Осмеркиным. Как тогда предрекал Павел Филонов: «Профессора будут сводить меж собою счеты - что пластично, что не пластично, что скажет Исаак Израилевич, а у учащихся будут трещать ребра» (цит. по дневнику П. Филонова от 10 ноября 1934 г.). Уже в 1937 курс Александра Ивановича был распущен, а он был «отстранен от преподавательской деятельности» за «политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Савинов был незаурядным педагогом, «всяческим врагом театральности и копирования натуры готовыми приемами, …восставал против бездумного срисовывания, не дававшего ничего, кроме иллюзорного правдоподобия». По словам А.А. Осмеркина, быть преданным искусству значит «быть преданным больше, чем своей личной карьере, как ему был предан прекрасный Савинов».
А.И. Савинов (1881-1942). Автопортрет. 1931 г.
Холст, темпера, пастель.
Собрание семьи художника.
А.И. Савинов тяжело переживал уход из Академии, однако нашел силы вернуться к живописи. Так он начал работу «В парке культуры». Встроиться в советскую действительность стало для Савинова сложной задачей. Часть новых работ того периода он уничтожил, так как искал стилистику, которая бы соответствовала наступившему времени. В 1910-х годах художник еще позволял себе свободу в манере письма и эксперименты, например часто делал штриховки обратным концом кисти по еще сырому красочному слою, дублировал линии. Любил работать в большом формате, создавать масштабные панно.
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. 1937-1942 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Это многофигурное произведение художник писал на протяжении десяти лет: за это время он создал более 50 этюдов к «Парку», каждый из которых представляет собой самостоятельное художественное произведение.
Массовая сцена выстроена словно театральная декорация, изображение композиционно развёрнуто на гигантском поле холста, при этом подчеркнута доминирующая роль центральных фигур и их значимость в происходящем празднике. В совокупности персонажи создают выразительный образ места и дух времени происходящего действия - атмосферу всеобщей радости и эмоционального подъема.
Работа задумывалась как антитеза другой поздней картине Савинова А.И. - «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции», которую художник не успел завершить.
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. 1937-1942 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Эскизы. 1937-1942 гг.
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд лежащего мальчика. 1939 г. Холст, масло. 33,5 х 45,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Горнист. Этюд к картине «В парке культуры». 1936-1937 гг.
А.И. Савинов (1881-1942). Пионерка. Этюд к картине «В парке культуры». 1939 г.
Частное собрание, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Сидящая девочка. Этюд к картине «В парке культуры». 1940 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов. Фотография 1920-1934 гг.
Картина «В парке культуры» стала исключением в ряду сухих, темных и сдержанных работ послереволюционного периода. Савинов написал ее свободными динамичными мазками, в ней есть и свойственный художнику яркий теплый колорит, и многослойность. Над большими картинами Савинов работал подолгу, создавал множество подготовительных набросков, эскизов, прорабатывал мизансцены. Поэтому многоплановая композиция картины состоит из отдельных маленьких сцен и образов: мама с ребенком, пионер-горнист, физкультурники, читающие девочки. Полотно «В парке культуры» художник завершил в 1942 году.
А.И. Савинов (1881-1942). Старик (Автопортрет художника). Этюд к картине «В парке культуры».
1939 г. Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Мать. Этюд для картины «В парке культуры». 1940 г.
Холст, масло. 88 х 79 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд (головы девушки для картины «В парке культуры». 1940 г.
Холст, масло. 63 х 50,3 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. Старик. 1937-1942 гг.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. Девочка. 1937-1942 гг.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд к картине «В парке культуры». 1939-1940 гг.
Бумага на картоне, масло. 31,8х27,1 см. (лист); 29,7х25,5 см. (р.и.)
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Пионерка с барабаном. Этюд к картине «В парке культуры». 1939-1940 гг.
Холст, масло. 66 х 81 см. Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз. 1940 г.
А.И. Савинов (1881-1942). За уроками. 1942 г. Фанера, масло. 47 х 33,5 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.
Глеб Савинов (1915-2000). Портрет отца Александра Ивановича Савинова.
После начала Великой Отечественной войны Александр Савинов остался в блокадном Ленинграде, работал над плакатами и рукописью неоконченной книги «Работа художника над картиной». Принимал активное участие в подготовке к эвакуации музейных экспонатов Эрмитажа: «В 1941 году Александр Савинов принимал деятельное участие в эвакуации Эрмитажа. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Это и был его последний художественный акт любви и преданности искусству». Однако часть своих произведений была утрачена после его смерти 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ А.И. Савинова:
А.И. Савинов (1881-1942). Потрет женщины. Холст, масло. 77 х 85 см. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет мужчины в красной рубахе. Холст, масло.
100 х 74,5 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Лесной пейзаж. Дерево, масло. 40,6 x 50,2 см. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с виноградом и яблоками. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с цветами. Бумага, акварель. 40,6 x 50,8 см. Частное собрание.
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с фруктами и цветами в вазе.
Холст, масло. 61 х 49,8 см. Частное собрание.
А.И. Савинов. Одна из последних фотографий.
Александр Иванович Савинов скончался 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде на 61-м году жизни.
Произведения художника находятся в Государственном Русском музее в С-Петербурге, в музеях и частных собраниях
в России, Великобритании, Франции и других странах.
Сын - художник Глеб Александрович Савинов (1915-2000). Его племянник – писатель Борис Андреевич Пильняк (1894-1938).
Братская могила профессоров Академии художеств, погибших во время блокады Ленинграда в 1942 году на Смоленском кладбище. Однако фамилия А.И. Савинова здесь не значится.
В Ленинграде еще есть Серафимовское кладбище, где похоронен Павел Филонов, умерший в блокаду от голода в 1941 году.
В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...
Издания, посвященные творчеству А.И. Савинова
1. Александр Иванович Савинов. Каталог выставки. Ленинград, Ленинградское отделение Союза советских художников, 1955 г. - 10 стр, 17 табл. с илл. 2. А.И. Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Ленинград, Издательство «Художник РСФСР», 1983 г. - 334 стр., илл. Формат 22,2 х 18,4 см.
А. Винокурова, А. Михайлова, А. Ступина, О. Юркина. Александр Савинов – Миражи. Каталог выставки.
Москва, Музей русского импрессионизма, 2022. - 248 стр., илл.
ИСТОЧНИКИ
Г.Б. Романов. Мир искусства. 1898-1927. Издательство «Глобал Вью»,
«Санкт-Петербург Оркестр», Санкт-Петербург, Москва, 2010 г. – Стр. 849.
Спасибо большое! Я не искусствовед, сама "брожу" по сети в пёсиках того, чего еще не знаю. У Вас потрясающая страница , спасибо Вам за труд такой просветительский.
И о Савинове очень много, учебные работы и эскизы особенно порадовали.
Ответ на комментарий Wing17 #Wing17, Спасибо за отзыв. Всегда приятно получить слова благодарности за свой скромный труд. Приглашаю вас в друзья русского авангарда