• Авторизация


МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ САВИНОВ (1881-1942), ЧАСТЬ II 08-11-2022 21:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1920-е Александр Иванович Савинов. (499x700, 74Kb)
Александр Иванович Савинов. Фотография 1920-е гг.

Александр Иванович Савинов (1881-1942) – русский советский живописец, график, монументалист. Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове (1897-1901), в 1901-1902 гг. - на историко-философском и юридическом факультетах Петербургского университета. В 1901-1908 гг. занимался в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств, с 1903 г. - в мастерской И.Е. Репина. С 1906 г. занимался в парижской Школе Ф. Коларосси. В 1908 г. получил звание художника и право на заграничную поездку. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. С 1910 г. - член Союза русских художников, с 1917 - объединения «Мир искусства», с 1924 - «Четыре искусства». В 1917-1922 гг. работал ученым экспертом в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Преподавал в Саратовском ВХУТЕМАСе. Во время Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде и погиб в 1942 г.


1917 В.Д. Фалилеев. Портрет А.И. Савинова. Бум, офорт с тоном 26,2х23,1 (лист) 17,2х15,1 (р.и. см. Мордовский ХМ им.Эрьзи (604x700, 110Kb)
В.Д. Фалилеев (1879-1950). Портрет А.И. Савинова. 1917 г.
Бумага, офорт с тоном. 26,2х23,1 (лист); 17,2х15,1 см. (р.и.).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.

В 1912 году А.И. Савинов ездил в Ферапонтов монастырь, Новгород, Ярославль для изучения фресковой живописи. В 1913–1916 годах создал росписи в храме Христа Спасителя в имении миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко «Натальевка» Харьковской губернии. Этот храм был выстроен архитектором Алексеем Щусевым в стиле модерн по заказу сахарозаводчика, мецената и коллекционера Павла Харитоненко. Сюда он поместил наиболее ценную часть своей коллекции икон. Какое-то время собрание оставалось на месте даже после революции, являясь экспозицией музея древнерусского искусства. Но в 1930-е годы центральные московские власти посчитали, что это слишком жирно и перевезли всё в Третьяковку. Но сам храм жив до сих пор, и какая-то мистика есть в том, что даже уцелел его резной декор. Украшающие пилястры розетки с изображением 24 святых, покровителей рода Харитоненко, и другие детали принадлежат известному скульптору Александру Матвееву.

1913-16 Щусев, Рухлядев, Савинов Церковь-музей семьи Харитоненко в имении Натальевка (Окрестности г. Харькова).  План, фасад49,8х32,8 см. НИИ. (529x700, 72Kb)
А.В. Щусев, А.М. Рухлядев, А.И. Савинов. Церковь-музей семьи Харитоненко
в имении Натальевка (Окрестности г. Харькова). План, фасад. 1913-1916 гг.
Бумага, карандаш. 49,8 х 32,8 см. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.

1913-1916 Церковь Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом с 1913 по 1916 год. (700x525, 170Kb)
Церковь Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом с 1913 по 1916 год.

1912-1914 Панахранта. Эскиз росписи. Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила. 200×140. Собр Р Бабичва (507x700, 149Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Панахранта. Эскиз росписи. 1912-1914 гг.
Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила. 200 х 140 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

1912-1914 Панахранта. Эскиз росписи. Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила. Собрание Романа Бабичева, Москва. (420x700, 145Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Панахранта. Эскиз росписи. Фрагмент.
1912-1914 гг. Бумага, сангина, уголь, серый соус, белила.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

1913 Натальевка. Холст, масло. Собрание Наталии Соколовой, Москва. (700x499, 187Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Натальевка. 1914 г. Холст, масло. 123 х 170 см.
Собрание Наталии Соколовой, Москва.

Период работы в Натальевке оказался очень важным в контексте дальнейшего роста Савинова как художника. Опытным путем он постигал особенности монументального искусства, которым увлекался уже долгое время. Работа над монументальными росписями, а расписывал он его в одиночку, поглощала все его внимание, и на станковую картину не оставалось времени. К сожалению, церковные фрески Савинова были закрашены и не сохранились. Никого не интересовало то, что их выполнил довольно известный художник Александр Савинов. В Натальевке Александром Савиновым были написаны только буколический пейзаж и большой портрет Павла Харитоненко, а также выполнен ряд графических листов с изображением оленей, ланей, свободно обитавших в тех краях. Работа продолжалась около трех с половиной лет. Сам заказчик до окончания работ не дожил. Здесь, в Натальевке, он и умер, но согласно завещанию похоронен был на родине в Сумах, на Украине.

1910-е серед. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Частное собрание, Санкт-Петербург. (700x700, 256Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х гг.
Холст, масло. 127,5 х 153,5 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

ФОТО Усадьба Харитоненко на Софийской набережной (ныне посольство Великобритании) (700x386, 100Kb)
Усадьба Пала Харитоненко на Софийской набережной в Москве (ныне посольство Великобритании)

Павел Иванович Харитоненко (1853-1914) - был предпринимателем и коллекционером. Жил преимущественно в Москве в собственном доме на Софийской набережной. За заслуги перед искусством в 1914 году ему присвоили звание почетного академика Императорской Академии художеств. Харитоненко не только приобретал произведения знаменитых мастеров прошлого, но и активно поддерживал художников-современников: заказывал портреты и виды имений, проекты усадеб и храмов. Посмертный портрет Харитоненко Савинову заказала вдова промышленника Вера. Писать его Савинову пришлось по фотографии. Предполагалось, что рядом с героем портрета будет изображена модель того самого храма в Натальевке. Сфотографировать этот макет Савинов просил художника Петра Нерадовского, который тогда работал хранителем в Музее императора Александра III. Однако вскоре концепция изменилась: вместо модели храма Савинов изобразил разложенный на столе план имения. Также на картине можно увидеть фотографию Веры Харитоненко.

1910-е серед. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Частное собрание, Санкт-Петербург. (2) (700x393, 125Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Фрагмент. Середина 1910-х гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1910 Девочка. бумага-верже с водяным знаком, сангина, уголь, графитный кар. 62,8х47. Пермь ХМ (518x700, 77Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Девочка. 1910 г. Бумага-верже с водяным знаком,
сангина, уголь, графитный карандаш. 62,8 х 47 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1910 Девушка-итальянка (Анна Проетти). Этюд к картине «Весна в Кампанье». Бумага, масло,  ГРМ (700x678, 207Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Девушка-итальянка (Анна Проетти). Этюд к картине «Весна в Кампанье».
1910 г. Бумага, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1910 Старые римские натурщицы на площади Рима. Х, м. 144,5 х 146 см. НИ Музей при РАХ, СПб (700x699, 189Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Старые римские натурщицы на площади Рима. 1910 г. Холст, масло. 144,5 х 146 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.

1910-е Портрет жены. Бумага, акварель, карандаш. 87×61,7 Собр Р Бабичева (487x700, 129Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет жены. 1910-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
87 х 61,7 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.

1910-е Жница. Х, м. 42×54 ЧС (559x700, 180Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Жница. 1910-е гг. Холст, масло. 42 х 54 см.
Дом антикварной книги-аукцион «В Никитском», Москва, 2019 г.

1910 Балкон, увитый цветами. Рим. Этюд. Х, м. Холст, масло. 87 х 112 см. Волгоград ХМ (700x537, 207Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Балкон, увитый цветами. Рим. Этюд. 1910 г. Холст, масло. 87 х 112 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1910 Голуби. Холст, картон, гуашь. ЧС, СПб (700x555, 166Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Голуби. 1910 г. Холст, картон, гуашь. Частное собрание, Санкт-Петербург.

В 1916–1917 годах А.И. Савинов расписал храм в память о погибших в Первой Мировой войне на братском кладбище в Москве.
После Февральской революции 1917 года Александр Савинов участвовал в мероприятиях по реорганизации Академии художеств, в числе первых он был избран профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Однако в конце года в связи со смертью матери возвратился в Саратов. Здесь Савинов работал ученым экспертом в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева. Преподавал в Саратовских ГСХМ-ВХУТЕМАСе.

1911 Портрет Лии Львовны Савиновой. ЧС (700x517, 128Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Лии Львовны Савиновой. 1911 г. Холст, масло. Частное собрание.

1911 портрет М.Андриевской. Дер, м. ГРМ (491x700, 131Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Марии Андриевской. 1911 г.
Дерево, масло, графитный карандаш. 35,5 х 30 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В начале 1911 года Александр Савинов возвращается в Петербург из Италии и начинает работать над частными заказами на портреты. Местонахождение большого портрета Марии Андриевской, исполненного в этом же году, к сожалению, неизвестно. Однако мы можем составить представление о нем благодаря сохранившемуся в фондах Русского музея этюду головы модели — шестнадцатилетней Марии (Маруни, как ее звали в семье).
«Девушка из аристократического семейства» — так именовал ее Савинов в письме супруге — была дочерью Владимира Андриевского, государственного деятеля, действительного статского советника, члена Государственного совета, и Веры Андриевской (в девичестве Олив). Александр Савинов в том же письме сообщает супруге детали работы над данным заказом: «портрет мне заказали за 600 рублей, так вот сегодня я уже был там, скомпоновал приблизительно в голове из имеющейся обстановки, познакомился со всеми и в понедельник приступаю к работе. Только не нравится мне это барство: лакеи, швейцары и прочее. Я полагаю, что безобразнее трудно устроиться, право. Ну, да все равно, люди они, кажется, хорошие и простые. Кстати, когда я был там, приехал Серов, но нас изолировали друг от друга. Я с дочкой в одной комнате, Серов с матушкой в другой (он ее рисует). А в комнате моей шестнадцатилетней модели приютилась Антонова со своим этюдом. Словом, пишем. И бедный хозяин дома руками машет в отчаянии от избытка искусства».

1911 Портрет художника М.Д. Егорова. Бум. на карт, сангг. черн. и граф. кар. 90,8х77,8. Пермь ХМ (604x700, 126Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет художника Михаила Дмитриевича Егорова (1883-1916).
1911 г. Бумага на картоне, сангина, черный и графитный карандаши. 90,8 х 77,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1911 Мальчик-итальянец (из деревни Ciociara» Чиочаре). Х, м. 100 х 75 см. ГРМ ОРИГИНАЛ (510x700, 126Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик-итальянец (из деревни Чочара). 1911 г.
Холст, масло. 100 х 75 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1911 Мельница на закате солнца. Х, м.119,5х103. НИ музей при РАХ, СПб (491x700, 113Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Мельница на закате солнца. 1911 г. Холст, масло.119,5 х 103 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.

1920-е Александр Иванович и сын Глеб Савинов. Ленинград, 1920-е (353x700, 68Kb)
Александр Иванович и сын Глеб Савинов. Ленинград, 1920-е гг.

1920 Портрет сына Олега. холст, масло, собрание О.А.Савинова (491x700, 104Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет сына Олега. 1920 г. Холст, масло.
Собрание О.А. Савинова.

В 1922 году Александр Савинов возвратился из Саратова в Петроград, где началась его многолетняя педагогическая работа в реформированной Академии художеств. Он был избран профессором Высшего художественного училища при Академии художеств в Петрограде.
В 1924-1926 гг. Савинов вёл частную студию: среди его учеников Т.В. Шишмарёва, Т.Н. Глебова, А.И. Порет.

1920 Эскиз росписи (центрального фойе Дворца Труда в Саратове) Бум, смеш, техн. 67,2х89,7. Саратов ХМ (700x539, 100Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз росписи центрального фойе Дворца Труда в Саратове.
1920 г. Бумага, смешанная техника. 67,2 х 89,7 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1920 Береговой плотник. Х, м. 91,5х107. Пермь ХГ (700x599, 131Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Береговой плотник. 1920 г. Холст, масло. 91,5 х 107 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1915-1919 1910-е втор. пол. Портрет молодой дамы. Х, м. 82×64 Собр Р Бабичева (543x700, 169Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет молодой дамы. Вторая половина 1910-х гг.
Холст, масло. 82 х 64 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.

1923 Портрет Надежды Неслуховской. племянницы Савинова. Частное собрание (521x700, 139Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Надежды Неслуховской, племянницы художника.
1923 г. Холст, масло. 170 х 130 см. Частное собрание.

Этот женский образ - возвышенный и лиричный - был создан Александром Савиновым в манере, близкой к стилистике мастеров эпохи Ренессанса - Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, искусство которых русский художник изучал и ставил очень высоко.
Позировала Савинову Надежда Неслуховская, в девичестве Романова, племянница живописца. Работа над портретом велась в петроградской квартире на Зверинской улице, в одной из комнат которой была устроена мастерская.

1923 Портрет Надежды Неслуховской. Частное собрание 2 (515x700, 98Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Надежды Неслуховской, племянницы художника.
Фрагмент. 1923 г. Холст, масло. Частное собрание.

1924 Женский портрет. Дерево, м. 53х35 Пермь ХГ (553x700, 98Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Женский портрет. 1924 г. Дерево, масло. 53 х 35 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1925-1926 Портрет Татьяны С. Савиновой. Холст, темпера. 52,3 х 48,8 см. ЯХМ (639x700, 137Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Татьяны Савиновой. 1925-1926 гг.
Холст, темпера. 52,3 х 48,8 см. Ярославский художественный музей.

1926 Портрет сына Глеба. Х, м. ГТГ (491x700, 126Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет сына Глеба. 1926 г. Холст, масло. 116 х 86 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920-е Савинов Александр Иванович, (511x700, 95Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Фотография 1920-е гг.

Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился в Академии художеств. Они не раз встречались во время пенсионерских поездок в Риме и на Капри и после сохранили дружеские отношения. На момент создания портрета, в 1924 году, Симонов был ректором Вхутеина — высшего художественного учебного заведения в Ленинграде. Своего друга Савинов изобразил на ярком красном фоне, на котором можно прочитать цитату из статьи скульптора: «Великая русская революция возвратит искусству глубину содержания, выведет его на дорогу гениальных достижений, созвучных всему человечеству».

1924 Портрет скульптора Василия Симонова. Х, м. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. 2 (483x700, 127Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет скульптора Василия Симонова. 1924 г.
Холст, масло. 137 х 92 СМ. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

О работе над портретом вспоминал ученик мастерской Савинова и Петрова-Водкина — художник Владимир Малагис: «У Александра Ивановича был замечательный портрет скульптора Симонова. Он висел потом в Доме искусств. Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать потому, что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово был написан». Своего героя Савинов изобразил в белой блузе, небрежно повязанном галстуке, свободном плаще, накинутом на плечи.

1924 Портрет скульптора Василия Симонова. Х, м. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. (559x700, 113Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет скульптора Василия Симонова. Фрагмент.
1924 г. Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

1924 Портрет скульптора Василия Симонова. Холст, масло (475x700, 101Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз к портрету Василия Симонова. 1923 г.
Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1927 Александр Савинов (сидит второй слева) со студентами ВХУТЕИН, 1927 (700x494, 113Kb)
Александр Иванович Савинов (сидит второй слева) со студентами ВХУТЕИНа. Фотография 1927 г.

В 1927-1930 годах вместе с К.С. Петровым-Водкиным Савинов руководит монументальной мастерской, затем - персональной живописной мастерской, возглавлял кафедру композиции, был проректором по научной и учебной работе. Среди учеников Александра Савинова в разные годы были Алексей Пахомов, Михаил Натаревич, Дмитрий Мочальский, Евгений Чарушин, Людмила Рончевская и другие художники.
Время предоставляло вакансии публицистов-агитаторов, а он оставался живописцем и совершал пластические поступки в пределах своих холстов. От него требовались идеологически совершенные картины мрачного прошлого и сияющего настоящего, а он совершенствовался в сумрачном и солнечном колорите: «Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1934), этюды к незавершенным картинам «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции» и «Детская площадка»).

1934 Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. ГРМ ОРИГИНАЛ (700x451, 102Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 1934 г.
Холст, масло. 256,5 х 390 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Х, м. Фрагмент. Подписание декрета о создании РККА в Смольном»ГРМ 2 (700x557, 115Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Принятие декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Фрагмент.
1934 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Детская площадка. Конец 1930-х — начало 1940-х. Частное собрание. Москва (700x424, 161Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Детская площадка. Конец 1930-х - начало 1940-х гг. Холст, масло.
Частное собрание. Москва.jpg

1930-е Портрет жены с собачкой» Холст, масло, 67 х 43 см. Аук Литфонд, 2018. Эстим. 60.000 – 65.000 руб.. (442x700, 158Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет жены с собачкой. 1930-е гг. Холст, масло.
67 х 43 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г. Эстимейт 60.000 – 65.000 руб.

Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 6 х 4 см. Курская КГ (392x500, 75Kb)Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (6) (400x500, 85Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (1-2). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Пётр Евгеньевич Корнилов (1896-1981) - историк искусства, библиофил, коллекционер рисунков, акварелей русских художников конца XIX - начала XX века. Кандидат искусствоведения, профессор. По-видимому, эти 8 экслибрисов были нарисованы Савиновым в связи с широко отмечавшимся в СССР 100-летием со дня смерти А.С. Пушкина.
Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (2) (400x500, 91Kb)Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (4) (400x500, 86Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (3-4). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (5) (400x500, 82Kb)Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (3) (400x500, 83Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (5-6). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ (400x500, 78Kb)Экслибрис П.Е.Корнилова. Б.г. Бум, цинкография. 7,8 х 9 Курская КГ1 (400x500, 78Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис П.Е. Корнилова (7-8). 1937 г. (?). Бумага, цинкография. 7,8 х 9 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

1937 Экслибрис. Из книг Б.М. Чистяковал. Бум. вощеная, ксилография. 8,4х7,8 см. Гос. музей А.С. Пушкина, Москва. (647x700, 122Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Экслибрис. Из книг Б.М. Чистякова. 1937 г.
Бумага вощеная, ксилография. 8,4 х 7,8 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1938-1920 Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции. Х, м. ГРМ (700x461, 126Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции. 1920-1938 гг.
Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 Спящий ребенок. Этюд к картине «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции». Х, м. ССХ (700x643, 135Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Спящий ребенок. Этюд к картине «Быт саратовских оврагов
в канун Октябрьской революции». 1938 г. Холст, масло. Собрание семьи художников.

1938 Мальчик. Х, м. 65х69,7 Пермь ХГ (700x646, 196Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик. 1938 г. Холст, масло. 65 х 69,7 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1930-е Александр Иванович САВИНОВ. ГИМ (700x463, 102Kb)
Александр Иванович Савинов (в центре) со студентами и преподавателями Академии художеств.
Ленинград, фотография 1930-е гг.

В 1932 году Александр Савинов вступает в члены Ленинградского Союза советских художников. И в том же году становится проректором Академии художеств по научной и учебной работе.
В 1934 году И.И. Бродский был избран президентом Академии художеств, а Савинов возглавил индивидуальную мастерскую, наравне с Д.Н. Кардовским и А.А. Осмеркиным. Как тогда предрекал Павел Филонов: «Профессора будут сводить меж собою счеты - что пластично, что не пластично, что скажет Исаак Израилевич, а у учащихся будут трещать ребра» (цит. по дневнику П. Филонова от 10 ноября 1934 г.). Уже в 1937 курс Александра Ивановича был распущен, а он был «отстранен от преподавательской деятельности» за «политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Савинов был незаурядным педагогом, «всяческим врагом театральности и копирования натуры готовыми приемами, …восставал против бездумного срисовывания, не дававшего ничего, кроме иллюзорного правдоподобия». По словам А.А. Осмеркина, быть преданным искусству значит «быть преданным больше, чем своей личной карьере, как ему был предан прекрасный Савинов».

1931 Автопортрет. Холст, темпера, пастель. Частное собрание, Санкт-Петербург (314x700, 92Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Автопортрет. 1931 г.
Холст, темпера, пастель.
Собрание семьи художника.

А.И. Савинов тяжело переживал уход из Академии, однако нашел силы вернуться к живописи. Так он начал работу «В парке культуры». Встроиться в советскую действительность стало для Савинова сложной задачей. Часть новых работ того периода он уничтожил, так как искал стилистику, которая бы соответствовала наступившему времени. В 1910-х годах художник еще позволял себе свободу в манере письма и эксперименты, например часто делал штриховки обратным концом кисти по еще сырому красочному слою, дублировал линии. Любил работать в большом формате, создавать масштабные панно.

1937-1942 В Парке культуры», холст, масло. ГРМ (1) (700x392, 149Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. 1937-1942 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Это многофигурное произведение художник писал на протяжении десяти лет: за это время он создал более 50 этюдов к «Парку», каждый из которых представляет собой самостоятельное художественное произведение.
Массовая сцена выстроена словно театральная декорация, изображение композиционно развёрнуто на гигантском поле холста, при этом подчеркнута доминирующая роль центральных фигур и их значимость в происходящем празднике. В совокупности персонажи создают выразительный образ места и дух времени происходящего действия - атмосферу всеобщей радости и эмоционального подъема.
Работа задумывалась как антитеза другой поздней картине Савинова А.И. - «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции», которую художник не успел завершить.

1937-1942 В Парке культуры», холст, масло. Фрагмент. ГРМ (700x525, 211Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. 1937-1942 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1937-1942 В Парке культуры», холст, масло. Эскизы. ГРМ. (700x340, 66Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Эскизы. 1937-1942 гг.

1939 Этюд лежащего мальчика. Б.г. Х, м. 33,5 х 45,5 см. Саратов ХМ (700x504, 104Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд лежащего мальчика. 1939 г. Холст, масло. 33,5 х 45,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1936-1937 Etyud-k-kartine-V-parke-kultury (448x700, 84Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Горнист. Этюд к картине «В парке культуры». 1936-1937 гг.

1939 Пионерка. Этюд к картине «В парке культуры». Частное собрание, Москва (539x700, 135Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Пионерка. Этюд к картине «В парке культуры». 1939 г.
Частное собрание, Москва.

1940 Сидящая девочка. Этюд к картине «В парке культуры». 1940. Частное собрание, СПб- (565x700, 173Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Сидящая девочка. Этюд к картине «В парке культуры». 1940 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1920-1934 А.И. Савинов (546x700, 130Kb)
А.И. Савинов. Фотография 1920-1934 гг.

Картина «В парке культуры» стала исключением в ряду сухих, темных и сдержанных работ послереволюционного периода. Савинов написал ее свободными динамичными мазками, в ней есть и свойственный художнику яркий теплый колорит, и многослойность. Над большими картинами Савинов работал подолгу, создавал множество подготовительных набросков, эскизов, прорабатывал мизансцены. Поэтому многоплановая композиция картины состоит из отдельных маленьких сцен и образов: мама с ребенком, пионер-горнист, физкультурники, читающие девочки. Полотно «В парке культуры» художник завершил в 1942 году.

1939 Старик (Автопортрет художника). Этюд к картине «В парке культуры».Частное собрание, Санкт-Петербург (700x579, 186Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Старик (Автопортрет художника). Этюд к картине «В парке культуры».
1939 г. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1940 Мать. Этюд (для картины В парке культуры). Х, м. 88х79. Саратов ХМ (621x700, 149Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Мать. Этюд для картины «В парке культуры». 1940 г.
Холст, масло. 88 х 79 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1940 Этюд (головы девушки для картины В парке культуры) Х, м. 63х50,3 Саратов ХМ (554x700, 126Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд (головы девушки для картины «В парке культуры». 1940 г.
Холст, масло. 63 х 50,3 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1937-1942 В Парке культуры», Фрагмент. Старик ГРМ (451x700, 119Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. Старик. 1937-1942 гг.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1937-1942 В Парке культуры», Фрагмент. Девочка ГРМ (448x700, 108Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). В Парке культуры. Фрагмент. Девочка. 1937-1942 гг.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1939-1940 Этюд (к картине В парке культуры). Бум. на карт, масло. 29,7х25,5-р.и., 31,8х27,1-р.л. Саратов ХМ (608x700, 128Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Этюд к картине «В парке культуры». 1939-1940 гг.
Бумага на картоне, масло. 31,8х27,1 см. (лист); 29,7х25,5 см. (р.и.)
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1939-1940 Пионерка с барабаном. Этюд к картине В парке культуры. Х, м. 66х81. Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюмен. обл. (700x573, 116Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Пионерка с барабаном. Этюд к картине «В парке культуры». 1939-1940 гг.
Холст, масло. 66 х 81 см. Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

1940 Эскиз (483x700, 144Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Эскиз. 1940 г.

1942 За уроками. Фанера, масло. 47 х 33,5 см. Аук дом №1, 2020 (546x700, 171Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). За уроками. 1942 г. Фанера, масло. 47 х 33,5 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.

Глеб Савинов. Портрет отца (366x700, 121Kb)
Глеб Савинов (1915-2000). Портрет отца Александра Ивановича Савинова.

После начала Великой Отечественной войны Александр Савинов остался в блокадном Ленинграде, работал над плакатами и рукописью неоконченной книги «Работа художника над картиной». Принимал активное участие в подготовке к эвакуации музейных экспонатов Эрмитажа: «В 1941 году Александр Савинов принимал деятельное участие в эвакуации Эрмитажа. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Это и был его последний художественный акт любви и преданности искусству». Однако часть своих произведений была утрачена после его смерти 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.

И в заключение, несколько ранних и недатированных работ А.И. Савинова:

Потрет_женщины. Х, м. 77 х 85 см. ЧС Аукцион 2015.(Борисоглебский историко-худ. музей, Воронеж. обл) (700x623, 184Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Потрет женщины. Холст, масло. 77 х 85 см. Частное собрание.

Портрет мужчины в красной рубахе. Б.г. Х, м.100х74,5 Саратов ХМ (521x700, 145Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет мужчины в красной рубахе. Холст, масло.
100 х 74,5 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Лесной пейзаж.  Дерево, масло. 40.6 x 50.2 cm. ЧС (Аукцион) (700x549, 193Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Лесной пейзаж. Дерево, масло. 40,6 x 50,2 см. Частное собрание.

Натюрморт с виноградом и яблоками. (Аукцион) (2) (700x532, 180Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с виноградом и яблоками. Частное собрание.

Натюрморт с цветами. Бум, акв. 40.6 x 50.8 cm. ЧС (Аукцион) (700x592, 212Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с цветами. Бумага, акварель. 40,6 x 50,8 см. Частное собрание.

Натюрморт с фруктами и цветами в вазе. Х, м. 24 x 19, 5-8 дюйм. ЧС(Аукцион) (580x700, 212Kb)
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт с фруктами и цветами в вазе.
Холст, масло. 61 х 49,8 см. Частное собрание.

Savinov_A.I (477x700, 142Kb)
А.И. Савинов. Одна из последних фотографий.

Александр Иванович Савинов скончался 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде на 61-м году жизни.

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее в С-Петербурге, в музеях и частных собраниях
в России, Великобритании, Франции и других странах.
Сын - художник Глеб Александрович Савинов (1915-2000). Его племянник – писатель Борис Андреевич Пильняк (1894-1938).

ФОТО Смоленское братское (блокадное) кладбище (700x463, 157Kb)
Братская могила профессоров Академии художеств, погибших во время блокады Ленинграда в 1942 году на Смоленском кладбище. Однако фамилия А.И. Савинова здесь не значится.

В Ленинграде еще есть Серафимовское кладбище, где похоронен Павел Филонов, умерший в блокаду от голода в 1941 году.
В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...

Издания, посвященные творчеству А.И. Савинова

1955 А.И. Савинов. Каталог выставки. Л-д. ЛССХ 1955. 10 стр, 17 табл. с  илл. (400x550, 53Kb)1983 А.Н.Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Л-д, Худ. РСФСР, 334 стр., илл. Формат 22,2×18,4 см. (390x550, 142Kb)
1. Александр Иванович Савинов. Каталог выставки. Ленинград, Ленинградское отделение Союза советских художников, 1955 г. - 10 стр, 17 табл. с илл. 2. А.И. Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Ленинград, Издательство «Художник РСФСР», 1983 г. - 334 стр., илл. Формат 22,2 х 18,4 см.

Каталог выставки. Москва, Музей русского импрессионизма, 2022. - 248 стр., илл.  (456x600, 176Kb)
А. Винокурова, А. Михайлова, А. Ступина, О. Юркина. Александр Савинов – Миражи. Каталог выставки.
Москва, Музей русского импрессионизма, 2022. - 248 стр., илл.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Г.Б. Романов. Мир искусства. 1898-1927. Издательство «Глобал Вью», «Санкт-Петербург Оркестр», Санкт-Петербург, Москва, 2010 г.  1104 с. - 5.500 р. (504x700, 140Kb)
Г.Б. Романов. Мир искусства. 1898-1927. Издательство «Глобал Вью»,
«Санкт-Петербург Оркестр», Санкт-Петербург, Москва, 2010 г. – Стр. 849.

А.И. Савинов в Музее русского импрессионизма





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Wing17 16-02-2023-13:14 удалить
Спасибо большое! Я не искусствовед, сама "брожу" по сети в пёсиках того, чего еще не знаю. У Вас потрясающая страница , спасибо Вам за труд такой просветительский.
И о Савинове очень много, учебные работы и эскизы особенно порадовали.
Слава44 17-02-2023-14:09 удалить
Ответ на комментарий Wing17 # Wing17, Спасибо за отзыв. Всегда приятно получить слова благодарности за свой скромный труд. Приглашаю вас в друзья русского авангарда


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА – ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ САВИНОВ (1881-1942), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»