21 октября 2022 года в Музее русского импрессионизма в Москве начала работать персональная выставка Александра Савинова – «умиротворенного Врубеля», как называли его современники.
Александр Иванович Савинов (1881–1942) – русский советский живописец, график, педагог. Родился в купеческой семье. Первоначальное художественное образование получил в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, где обучался с 1897 по 1901 г. Там же подружился с молодыми художниками П.С. Уткиным, П.В. Кузнецовым, А.Т. Матвеевым. В 1901 г. продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в С-Петербурге. Занимался с перерывами до 1908 г. у Я.Ф. Ционглинского и Д.Н. Кардовского в мастерской И.Е. Репина. Параллельно учился на историко-философском и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета. В 1907 г. совершил поездку в Париж, посещал Школу Ф. Коларосси. В 1908 г. за картину «Купание лошадей» получил звание художника и право на заграничную поездку. В 1909-1911 гг., как пенсионер Академии художеств, жил и работал в Италии. После возвращения в Петербург преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств и школе-мастерской М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда. Во время Великой Отечественной войны Савинов оставался в блокадном Ленинграде и погиб в 1942 г.
Дом семьи Савиновых в Саратове.
Александр Иванович Савинов родился 17 июля 1881 года в Саратове в семье купца-лесоторговца. Учился в Саратовской гимназии. В 1897 году поступил в только что открытое Боголюбов кое рисовальное училище при Радищевском музее, в котором занимался по 1901 год. Его учителями были В.В. Коновалов, Г.П. Сальвини-Баракки, Ф. Корнеев. Там же подружился с молодыми художниками П.С. Уткиным, П.В. Кузнецовым, А.Т. Матвеевым.
Педагоги Училища, оценив природное дарование своего ученика, настойчиво советовали Александру Савинову продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне, и в 1901 году талантливый юноша из далекой провинции отправился покорять столицу. Правда, первоначально он поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета, но вскоре любовь к искусству взяла верх, и Савинов после сдачи экзаменов был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Занимался с перерывами до 1908 года у Я.Ф. Ционглинского, И.И. Творожникова, Г.Р. Залемана и у Д.Н. Кардовского в мастерской И.Е. Репина.
А.И. Савинов (1881-1942). Академический рисунок мужчины в профиль, по грудь
(Портрет сторожа музея им. Радищева Григория Анисимова). 1900 г. Бумага, уголь. 66,2 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Академический рисунок мужчины с бородой,
анфас, по грудь. 1900 г. Бумага, уголь. 66,3 х 49 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Академический рисунок мужчины в белой рубахе,
в профиль, по пояс. 1900 г. Бумага, уголь. 60,8 х 46,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Академический рисунок мужчины в белой рубахе,
в профиль. 1900 г. Бумага, уголь (по сырому). 62,5 х 47,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Академический рисунок мужчины анфас, по пояс.
1900 г. Бумага, уголь. 62,5 х 48,2 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). 1. Натурщик стоящий. 1902 г. Холст, масло. 96,5х66 см. 2. Натурщик. 1902 г. Холст, масло. 112х70 см. Оба – Научно-исследовательский музей при Российской Академии Художеств (РАХ), Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Автопортрет. 1902 г. Холст, масло. 71,8 х 51,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В Петербурге Савинов снимал комнату на 4-й линии Васильевского острова вместе с товарищем по Академии Борисом Анисфельдом. Здесь в 1902 году он написал свой автопортрет. Работать приходилось в основном по ночам, при слабом освещении — этим объясняется сумрачный колорит картины.
Эту работу Савинов подарил матери на день ангела. В 1903 году он писал родителям в Саратов: «Вам и папочке в подарок вышлю свой портрет. Немного вышел рыжий, так как писал ночью, и выражение взято то, какое у меня было за работой. Раму сделайте пошире или, как я писал, золотую, или черную с золотым ободком в середине. Можно сделать и темно-зеленую так, чтобы рама гармонировала со всем тоном портрета. Мамочка, повесьте портрет подальше от света и так, чтобы свет был слева».
А.И. Савинов (1881-1942). Обнаженный натурщик. Академический рисунок.
1900 г. Бумага, уголь. 1900 г. 61,4 х 48 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Сидящий обнаженный натурщик. Этюд. 1902 г.
Бумага, уголь. 53,3 х 68,3 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Старый собор в Саратове. 1901 г. Холст, масло. 77 х 56,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Сумерки. 1902 г. Холст, масло. 54,5 х 81 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Пейзаж с гусями. 1902 г. Холст, масло. 41 х 63,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик над Волгой. 1902 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей.
А.И. Савинов (1881-1942). Женский портрет. 1903 г.
Бумага, уголь. 58,7 х 87,5 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет старухи. 1903 г. Холст, масло. 98 х 61 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Александр Савинов был достаточно яркой общественной фигурой в Высшем художественном Училище. В революционном 1905 году Савинов участвовал в студенческих волнениях, митингах, выступлениях, которыми был особенно богат в столице бурный и революционный 1905 год. Революция, как известно, провалилась, и во избежание отчисления из Училища Савинову было рекомендовано ненадолго покинуть страну. Художник Дмитрий Кардовский вспоминал: «Революционно настроенные ученики заперли мастерские и не дали совету училища возможности произвести обычный обход и осмотр работ учеников мастерских». Благодаря защите Ильи Репина Савинов избежал исключения из Академии, и получил неофициальное предложение на время уехать из России.
А.И. Савинов (1881-1942). 1. Обнаженная натурщица со спины. 1904 г. Бумага, уголь. 45,3х77 см. 2. Обнаженная натурщица со спины. 1904 г. Бумага, уголь. 55,8х76,8 см. Оба рисунка - Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). 1. Обнаженный натурщик. 1904-1905 гг. Бумага, уголь. 53,4х94 см. 2. Натурщик стоящий. 1900-е гг. Бумага (серая), уголь. 75,5х56 см. Оба рисунка - Научно-исследовательский музей при РАХ,
Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Берег Волги. 1903 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Волжский берег. Прачки. Этюд. 1904 г. Холст, масло. 29,5 х 66,5 см.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
А.И. Савинов (1881-1942). Волжский этюд. 1904 г. Холст, масло. 57 х 82 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1907 году Александр Савинов поехал во Францию, где в столице начал посещать занятия в известной в те годы в Европе академии итальянского художника и скульптора Филиппо Коларосси (1841-1906), располагавшейся на рю де ла Гранд-Шомьер в 6-м округе Парижа. Академия Коларосси, знакомившая своих студентов с актуальными направлениями во французской живописи и скульптуре, представляла собой альтернативу официальной художественной Школе изящных искусств, которая, с точки зрения творческой молодежи, была слишком консервативной. Также, как и Академия Жюлиана, Академия Коларосси принимала на обучение и женщин, и позволяла всем студентам делать зарисовки с обнаженной мужской натуры. Кроме живописи, в Академии преподавали также и скульптуру. Высокое качество преподавания у Коларосси привлекало к нему многочисленных учеников из-за пределов Франции, в том числе и из России. В Париже Савинов познакомился с новыми тенденциями французской живописи, с работами Ван Гога, Ренуара, Дега, Сезанна, живописные приемы которых отразились в его творчестве.
А.И. Савинов (1881-1942). Дети, играющие в песке. 1904 г. Холст, масло. 99 х 113 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Старуха. 1904 г. Холст, масло. 102 х 111 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Цыганка. 1904 г. Холст, масло. 105 х 71,5 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Старик-натурщик сидящий.
1904-1905 гг. Холст, масло. 114 x 65,5 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Натурщица. Этюд. 1904-1907 гг.
Холст, масло. 118 х 61 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Обнаженная модель. 1905-1907 гг.
Холст, масло. 172,5 х 102 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г.
Эстимейт $70.000 – 75.000 дол.
После возвращения на родину Савинов направился в Саратов, где начал работу над эскизами своей конкурсной дипломной программы на звание художника «Купание коней на Волге, 1907 год», В работах Александра Савинова начального этапа его творчества определенным образом сказывалось влияние символизма и живописных приемов Михаила Врубеля. Но при этом в своих произведениях Савинов воплотил представление о гармоничном идеальном мире. Используя многолетний опыт изучения фресок и русской церковной стенописи, художник привнес в станковую живопись черты монументального искусства. При этом, современников художника поражало трудолюбие Александра Савинова, к примеру за 1907 год он написал несколько полотен, впечатлявших своими масштабами.
А.И. Савинов (1881-1942). Ночной пейзаж с рекой. Около 1907 г. Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Ночной пейзаж с филином. Около 1906 г. Холст, масло.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). В саду. 1905 г. Холст, масло. 101 х 72 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). В саду. 1906 г. Холст, масло. 120 х 88 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Натюрморт. 1906 г. Холст, масло. 60,5 х 46 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Букет сирени. 1906 г. Холст, масло. 75,3 х 70,2 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.И. Савинов (1881-1942). Лошадь. Этюд. 1907 г. Холст, масло. 72 х 103 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет пожилого мужчины в шляпе. 1906 г.
Бумага, уголь. 63,2 х 75,7 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Родной город стал для Александра Савинова одним из главных источников вдохновения. В Саратов он регулярно возвращался на протяжении всей жизни. Во время учебы, уже живя в Петербурге, весну и лето Савинов стремился проводить на родине. В письме сестре Антонине художник писал: «Май я думаю провести уже на Волге. Меня манят к себе эти цветущие фруктовые сады, что спускаются, как стадо мифических баранов, в самую реку, покойно раскинувшуюся навзничь под весенним небом, томно слушающую свои собственные всплески и традиционного вечно дорогого соловушку…»
А.И. Савинов (1881-1942). Девушка и парус. 1906 г. Холст, масло. 98 x 97,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). На барке. В старые годы. 1907 г. Холст, масло. 134 х 202 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Дачные места под Саратовом. 1906-1907 гг. Холст, масло. 51,5 х 83,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Пейзаж «Дачные места под Саратовом» Савинов, скорее всего, написал на пленэре. Об этом говорит
быстрая манера письма: объемы строятся крупными мазками, пятнами без детализации.
А.И. Савинов (1881-1942). Дом в Саратове. 1907 г. Холст, масло. 95 х 163 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Цветущие сады над Волгой. 1907 г. Холст, масло. 66 х 87 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Пейзаж. 1907 г. Холст, масло. Собрание семьи Жуковых, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Мальчик с собакой. Этюд. 1904-1907 гг. Холст, масло. 53 х 70 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Крестьянский мальчик под яблоней. 1907 г.
Холст, масло. 138 х 88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Латинский квартал. Париж. 1907 г.
Холст, масло. Собрание Ирины Огановой. Санкт-Петербург.
В 1908 году Савинов окончил Высшее художественное училище в Петербурге с большой золотой медалью, представив конкурсную работу «Купание лошадей на Волге», в наши дни находящуюся в запасниках Государственного Русского музея. За это масштабное полотно художник получил право на пенсионерскую поездку. В том же году он стал членом Нового общества художников, в 1910 г. вступил в Союз русских художников.
И два года в 1909-1911 гг. Савинов жил и работал в Италии, как пенсионер Академии художеств. Во время поездки Савинов посетил Рим, Сиену, Флоренцию, Венецию и другие известные города. Выезжал в Константинополь, Смирну, Афины. «Я, хоть и бегло, видел страну, вырастившую нежную кроткую молитву - песенку Сандро Боттичелли, мистическую драму Джотто, мрачные предвидения Луки Синьорелли, махровый алый цвет Челлини, - страну, питавшую отчаянием страстную, буйную душу согбенного Буонаротти и лиру, подарившую многоликого язычника и изысканного эстета, великого красотой своей и мыслью - Леонардо да Винчи», - писал художник.
А.И. Савинов (1881-1942). Купание лошадей на Волге. 1908 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Дипломная работа художника.
Фрагмент (слева)
А.И. Савинов (1881-1942). Купание лошадей на Волге. Фрагмент (справа).
1908 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Дипломная работа художника.
А.И. Савинов (1881-1942). Женщина в шали. 1907 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Арфистка. Портрет Т.С. Барцевой. 1908 г. Холст, масло.
207 х 185 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Арфистка. Портрет Т.С. Барцевой. Фрагмент. 1908 г. Холст, масло.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет дамы. Конец 1900-х - начало 1910-х гг.
Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Окно (после реставрации). 1909 г. Холст, масло.
Курганский областной художественный музей.
Картину «Окно» Савинов написал в 1909 году во время короткого визита в Саратов между двумя этапами пенсионерской поездки в Италию. В архиве Радищевского музея исследователи обнаружили письмо художника его невесте Лие Цитовской: «…затем начал этюд окна, видно небо, старые здания отживающего свой век былого Саратова, церковка с зелеными куполами, верхушки деревьев с вороньими гнездами, каменные и деревянные постройки, полуразвалившаяся старая заплесневевшая стена. Туманно все, сыро».
А.И. Савинов (1881-1942). На балконе (Портрет будущей жены художника). 1909-1910 гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С Лией Цитовской, студенткой медицинского факультета Неаполитанского университета, Савинов познакомился в Неаполе. В Италии высшее образование для женщин стало доступно раньше, чем в царской России, - с 1876 года. Лия происходила из еврейской семьи, и ее родители были против брака с Савиновым, но свадьба все-таки состоялась вопреки их воле. Ради любимой Савинов был готов перейти из православия в протестантизм, поскольку эта церковь одобряла межконфессиональные браки с иудеями, но в итоге Лия решила принять православие. Из-за этого девушку отлучили от дома, но ей продолжал помогать брат, известный врач-офтальмолог Моисей Цитовский.
Проведя вместе с молодой женой конец 1909 и начало 1910 года в Саратове, а затем в Санкт-Петербурге, Савинов подал в совет Академии художеств прошение о продлении его заграничной командировки. Просьбу одобрили, и уже весной художник снова отправился работать в Италию.
А.И. Савинов (1881-1942). Розы. 1909 г. Холст, масло. Собрание О.А.Савинова.
А.И. Савинов (1881-1942). Обнаженная у окна. Эскиз. До 1908 г. Холст, масло. 33 х 50 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Женский портрет в синем. До 1908 г. Холст, масло. 92 x 62,5 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Голова юноши. До 1908 г. Холст, масло. 52 x 41 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Старик-натурщик сидящий. До 1908 г. Холст, масло. 58 х 43,5 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Двор нашего дома. 1908 г. Холст, масло. 115 х 87 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Савинов одним из первых заговорил о таком явлении, как саратовская школа — группе художников, сформировавшейся вокруг Радищевского музея и открытого при нем Боголюбовского рисовального училища. К этому неофициальному кружку принадлежали Павел Кузнецов, Алексей Карёв, Кузьма Петров-Водкин, Петр Уткин, Александр Матвеев. Главным вдохновителем саратовцев стал Виктор Борисов-Мусатов, к тому моменту он уже начал работать в импрессионистической манере — использовать дробные мазки, цветные тени. Документальных свидетельств того, что Савинов был лично знаком с Борисовым-Мусатовым, нет, однако сам художник говорил, что в начале своего творчества, как и его друзья, прошел «период мусатовского импрессионизма».
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет дамы. Конец 1900-х гг. Холст, масло. 90 х 65 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Голубой мотив. Остров Капри. 1909 г. Холст, масло. 147,2 х 162 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Лимонные деревья. 1909 г. Холст, масло. 102,7 х 107,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Белый мул на фоне моря. 1909 г. Холст, масло. 100 х 113 см.
Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Апельсиновые деревья. 1909 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В Италии большое впечатление на Савинова произвели античные росписи древних городов - Помпей и Геркуланума. Об этом он даже написал в отчете о поездке. В 1909 году на острове Капри художник начал работу над масштабной картиной-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Он наметил общую композицию полотна, выполнил этюды лимонных и апельсиновых деревьев и карандашные рисунки женских фигур. Сделав перерыв в путешествии, Савинов снова вернулся в Италию весной следующего, 1910 года и возобновил работу над картиной. Своему учителю Дмитрию Кардовскому он писал: «Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу своих «Купальщиц» - это я задумал запеть свой маленький гимн итальянской земле, древней, кудрявой земле и ее ласковым и беззлобно-жестоким зверушкам». Полотно наполнено многочисленными деталями. Такая насыщенность не характерна для помпейских фресок, но исследователи находят в отдельных фигурах, например в образе девушки, ведущей ослика, прямые переклички с античными росписями.
А.И. Савинов (1881-1942). Портрет Лии Цитовской (Портрет жены художника).
1909 г. Холст, масло, 65 х 53 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.И. Савинов (1881-1942). Женщина с филином. 1908 г. Холст, масло. 117 x 99,4 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.И. Савинов (1881-1942). Девушка с поднятыми руками. Рисунок к картине
«Купальщицы». 1909-1911 гг. Бумага, сангина, графитный карандаш. 101 х 72 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Девушка, ведущая осла. Рисунок к картине
«Купальщицы». 1909-1911 гг. Бумага, сангина, графитный карандаш. 101 х 72 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
А.И. Савинов (1881-1942). Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909-1911 гг. Холст, масло.
Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург.
И немного похожая картина классика соцреализма Исаака Бродского. Бродский проводил лето на Капри в гостях у А.М. Горького, где и написал эту картину в 1911 году, изобразив на ней себя и близких. Через 20 лет, на заказ, он ее повторил для сочинского санатория имени Мориса Тореза. Чувство восхищения щедростью южного края превратило это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость. Савинов в это время был тоже в Италии и, возможно, он встречался с Бродским. До некоторого времени они были близки. Исаак Бродский даже пытался подкинуть ему заказы. Александр Иванович по большому счёту ни одну из этих заказанных работ не довёл до конца. А в 1937 году они разругались вдрызг, когда Бродский, возглавивший Академию художеств, выжил из нее Савинова - любимец студентов был уволен за формализм. Но это уже совсем другая история.
И.И. Бродский (1883-1939). Италия. 1911. Холст, масло. 208 х 250 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
По возвращении из Италии Александр Савинов начал свою педагогическую деятельность сначала в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, затем в частной студии М. Д. Бернштейна.
Участвует в выставках «Союза русских художников», «Мира искусства», «Нового общества художников»,
«Четыре искусства».
ИСТОЧНИКИ
Постер выставки «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма.
Москва, 1922 г.