Василий Николаевич Масютин (1884–1955) начинал как типичный график-символист «серебряного века», иллюстратор в журнале «Золотое руно» и участник выставки «Венок» 1908 года. Еще в январе 1906 рисунки подпоручика-артиллериста появляются в качестве иллюстраций-виньеток в первом номере журнала «Золотое руно», манифесте отечественных символистов. Бальмонт, Белый, Мережковский в восторге от его работ. А потом Масютин увлекся офортом совершенно в духе Гойи — со зловещими и гротескными сюжетами о грехах и пороках, с карикатурными персонажами вроде людей с физиономиями свиней или прокаженных или змеевидных женщин. В 1921 году Масютин эмигрировал в Берлин, где много и плодотворно работал, после окончания Второй мировой войны, обвиненный в пособничестве фашистам, попал в концлагерь Заксенхаузен в советской зоне Берлина, где провел больше года, и в результате, несмотря на всю свою оригинальность, оказался как-то подзабытым.
В.Н. Масютин среди учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фотография с автографами.
Автографы (слева направо): П. Булгаков, В. Кондорский, А. Антипов, В. Масютин, [две подписи нрзб.],
Н. Аршинов, Н. Ширяев, Г. Фурье (?), А. Зуев, М. Капитонов (?), Анат. Соколов, Н. Нестеров, Д. Бурлюк.
7 марта 1912 гг.
В.Н. Масютин - один из выдающихся представителей русской культуры первой половины ХХ века, человек многогранных талантов, особенно проявивший себя в области живописи, графики и офорта. Масютин находился под влиянием современных художественных течений, таких как символизм, сюрреализм и экспрессионизм. Он также опубликовал собственные новеллы, рассказы и романы, переведенные на немецкий язык. Будучи уже признанным художником-графиком, он стал ярким мастером книжной иллюстрации. Работая в Германии с 1922 года в период так наз. «Русского Берлина» и позднее, он в большой мере способствовал развитию в этой стране интереса и любви к русской классической и современной прозе и поэзии, проиллюстрировав большое число произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Блока и др., переиздававшихся разными издательствами на русском и немецком языках.
А.В. Луначарский. Иван в раю. Пьеса. Оформление В. Масютина. Государственное издательство, Москва, 1920. 40 стр. Обложка и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884–1955). Вино. 1920-е гг. Бумага, офорт.
32,5х25 см. (лист); 23х18 см. (оттиск).
В.Н. Масютин (1884–1955). Экслибрис В.Н.М. 1920 г. Гравюра на дереве. 8,3 х 7,1 см.
Галерея Wolf & Galentz, Берлин.
В.Н. Масютин (1884–1955). Экслибрис В. Масютина. 1920-е гг. Бумага, цинкография. 9,8 х 9,5 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Книжный знак Василия Масютина.
Галеев Галерея, Москва.
А.С. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий В.Н. Масютина. Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
Не могу не добавить, нашлись еще три экспрессионистские иллюстрации к стихотворению
А.С. Пушкина «Анчар» (см. Ч.II)
А.С. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий В.Н. Масютина.
Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
А.С. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий В.Н. Масютина. Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» (перевод на нем. яз. Вольфганга Грегера).
С оригинальными гравюрами Василия Масютина. Москва-Берлин, Издательство «НЕВА», 1924 г. – 126 стр.
Фронтиспис и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884–1955). 1. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкин «Борис Годунов». 1924 г. 2. Переиздание – Лейпциг, Insel-Verlag, 1988 г. – 105 стр. с 13 гравюрами на дереве В. Масютина.
А.С. Пушкин. Как весенней теплой порою. Сказка о медведихе. Гравюры на дереве В. Масютина.
Берлин, Издательство Вальтер и Ракинт, 1924. 16 стр., илл. 29х22 см. Обложка и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884–1955). А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. Берлин, 1924 г.
Гравюра (1)
В.Н. Масютин (1884–1955). А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. Берлин, 1924 г.
Гравюра (2)
В.Н. Масютин (1884–1955). А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. Берлин, 1924 г.
Гравюра (3)
В.Н. Масютин (1884–1955). А.С. Пушкин. Сказка о медведихе. Берлин, 1924 г.
Гравюра (4)
А.С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан. Оформление и рисунки В. Масютина (на нем. языке).
Берлин, Издательство «НЕВА», 1923 г. – 58 стр.
А.П. Чехов. Персидский орден и другие юморески. С 8 гравюрами на дереве В.Н. Масютина.
Берлин, Издательство Welt-Verlag, 1922 г. 61, [3] cтр., илл. 29,5х24 см. Фронтиспис и титульный лист.
А.П. Чехов. Персидский орден и другие юморески. С 8 гравюрами на дереве В.Н. Масютина.
Берлин, Издательство Welt-Verlag, 1922 г. 61, [3] cтр., илл. 29,5×24 см. Обложка.
В.Н. Масютин (1884–1955). А.П. Чехов. Персидский орден и другие юморески. Берлин, 1922 г.
Гравюра (1)
В.Н. Масютин (1884–1955). А.П. Чехов. Персидский орден и другие юморески. Берлин, 1922 г.
Гравюра (2)
В.Н. Масютин (1884–1955). А.П. Чехов. Персидский орден и другие юморески. Берлин, 1922 г.
Гравюра (3)
Андрей Белый. Путевые заметки. Т.1. Сицилия-Тунис. Оформление В. Масютина.
Москва-Берлин, Издательство «Геликон», 1922 г. – 310 стр.
В.Н. Масютин (1884–1955). Лев Толстой. Последний Мережковский
(Der neueste Mereschkowskij).Издательство Algemeine Verlagsanstalt,
Мюнхен, 1924 г. Постер. 42,8 x 29,8 см.
Л.Н. Толстой. Кавказский пленник. С гравюрами В.Н. Масютина. Москва, Государственное издательство, 1924 г. 60 стр., илл. 18,6×13,5 см. Обложка и титульный лист.
Алексей Толстой. Петр Первый (Историческая хроника). На нем. языке. Оформление и гравюра В. Масютина.
Мюнхен, Издательство ORCHIS, 1923 г. – 104 стр.
Это не роман «Петр Первый». Неоконченный исторический роман А. Толстой начал писать только в 1929 г.
Две первые книги были опубликованы в 1934 году, а сам роман в 1945 году и был удостоен Сталинской премии.
В.Н. Масютин (1884–1955). Два портрета. 1923-1924 гг. Бумага, ксилография. 29,5 x 20,7 см. (каждый). Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Актер Конрад Вейдт. 1924 г. Бумага, гравюра на дереве.
21,6 х 16,5 см. Галерея Wolf & Galentz, Берлин.
В.Н. Масютин (1884–1955). Автопортрет (с пригласительного билета на выставку
художника в Ленинграде). 18 декабря 1928 г. Бумага, цинкография с гравюры на дереве.
24,8 х 18,4 см. Частное собрание.
Интерес критиков к его творчеству был неровным, как неровным было и само его творчество. В 1922 году в лондонском журнале «The Studio» вышла небольшая статья Петра Эттингера «Some Russian wood-engravers», где о Фаворском, Масютине, Гомбарове и Павлинове говорится как о ведущих советских ксилографах.
С середины 1920-х гг. В.Н. Масютин писал заказные портреты, занимался прикладной графикой, исполнял этикетки, торговые марки, рекламные афиши. Работал над иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского. В 1920-х гг. Масютин принимал участие в выставках русского искусства в Гааге (1924), Нью-Йорке (1924), Берлине (1930), Париже (1931). В декабре 1928 года состоялась вторая персональная выставка Масютина в России, устроенная Эрихом Голлербахом в Обществе поощрения художеств в Ленинграде.
В.Н. Масютин. Двойной человек. Роман (на нем. яз.). Мюнхен, Издательство Drei Masten Verlag,1925 г - 624 стр. Обложка и рисунок из книги.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет философа Льва Платоновича Карсавина (1882-1952).
1925 г. Холст на картоне, масло. 41,8 x 55,5 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). 1. Портрет Ф.М. Достоевского. Из цикла «Типы Достоевского». 1923 г. Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. 2. Ф.М. Достоевский. Исповедь Ставрогина. Мюнхен, Издательство ORCHIS, 1922 г. – 50 стр.
В.Н. Масютин (1884–1955). Из цикла «Типы Достоевского. 1925 г. Бумага, офсет.
В.Н. Масютин (1884–1955). Федор Павлович Карамазов. Из цикла «Типы Достоевского.
1925 г. Бумага, офсет. 30 х 21 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Федор Павлович Карамазов. Из цикла «Типы Достоевского».
1925 г. Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Иван Карамазов. Из цикла «Типы Достоевского».
1925 г. Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Митя. Из цикла «Типы Достоевского». 1925 г.
Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Грушенька. Из цикла «Типы Достоевского». 1925 г.
Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Смердяков. Из цикла «Типы Достоевского». 1925 г.
Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Старец Зосима. Из цикла «Типы Достоевского».
1925 г. Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет русского художника-графика
Николая Владимировича Пузыревского (1895-1957). 1925 г.
Бумага, графитный карандаш. 31 х 26 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
В 1930-е годы, когда издательства поразил кризис, В.Н. Масютин стал больше работать с театром. Он оформлял спектакли для Михаила Чехова, тот вспоминал о декорациях с восторгом. Вторую мировую войну Масютин провел в Германии, его русские корни властям не мешали. С 1939 по 1943 год В.Н. Масютин выставлялся в Берлинской ассоциации художников.
В последние годы жизни Масютин работал над серией медалей на тему истории Украины, ксилографиями Кёльнского и Страсбургского соборов.
И один из шедевров оформления В.Н. Масютина - «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина:
1. А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Гравюры на дереве В.Н. Масютина, раскрашенные от руки. Берлин, 1922 г. (в некоторых изданиях указывается 1923 г.). - 15 илл. Тираж 150 нумерованных экз. (На нем. языке).
2. Репринтное издание с оригинала. Издательство «Фортуна-Эл», Москва, 2012 г. Обложки. Подробности см. здесь
В.Н. Масютин (1884–1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Гравюры на дереве В.Н. Масютина,
раскрашенные от руки. Репринтное издание с оригинала. Издательство «Фортуна-Эл», 2012 г.
Оригинал: Берлин, 1922 г. 15 илл.
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (1)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (2)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (3)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (4)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (5)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (6)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (7)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (8)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (9)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (10)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (11)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (12)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (13)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (14)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке. Берлин, 1922 г.
Гравюра на дереве (15)
Вторую мировую войну В.Н. Масютин провел в Германии, его русские корни властям не мешали. Он был арестован уже советскими войсками в июне 1945 года в Берлине по обвинению в пособничестве нацистам. В вину ему вменялось сотрудничество с украинскими националистами, сказались киевские корни отца и восемь лет, проведенные самим Масютиным в украинской столице во время учебы в Киевском кадетском училище и службы. Масютин и впрямь много выставлялся во Львове, создал скульптурные портреты гетманов, от Мазепы до Сагайдачного, но украинским националистом был не больше, чем латышским или русским. Единственным, что его интересовало, оставалось искусство. Пятнадцать месяцев Масютин провёл в концлагере Заксенхаузен. В 1946 году советская комендатура освободила художника из заключения. Он обрёл свободу физическую, но не духовную. В отличие от Алексея Явленского, жившего в Висбадене, Масютин даже не получил «запрета на профессию».
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет пожилой женщины. 1929 г. Холст, масло.79,5 х 68,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Е. Харальд. 1932 г. Холст, масло. 71 х 60 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Эскиз плаката к фильму «Мастер из Нюрнберга»
(«Der Meister von Nurnberg»). 1927 г. Бумага, акварель. 30,5 х 22,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). За чаем. 1925 г. Бумага, акварель. 28,5 х 23,3 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Женский портрет. 1926 г. Бумага, красный карандаш.
27 х 19 см. Бумага, красный карандаш. 27 × 19 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2020 г.
Эстимейт 18.000 – 23.000 руб.
Карл Бульке (1875-1936). И вот как ты проводишь свои короткие дни
(Und so verbringst Du Deine kurzen Tage). Роман.
Издательство Deutsche Buch Gemeinschaft, Берлин, 1930 г. 382 стр.
Карл Бульке (1875-1936) - немецкий писатель, поэт и юрист. Доктор права.
В.Н. Масютин (1884–1955). «W. Massjutin». Папка с 7-ю (в том числе
6 красным мелом и 1 двусторонняя). 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (1). 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (2). 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (3). 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Сидящая обнаженная женщина (4). 1926 г. Бумага, красный мел. 34,5 х 56 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 4 октября 2022 г. Эстимейт 18.000 – 25.000 руб.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (5). 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (6). 1930 г.
Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина (7). 1930 г.
Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). Обнаженная женщина. 1926 г. Бумага, красный карандаш.
56 × 34,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 15 февраля 2022 г.
Эстимейт 18.000 – 23.000 руб.
В.Н. Масютин (1884–1955). Женский портрет. 1930 г. Russian Art Salon.
В.Н. Масютин (1884–1955). 1-2. Эскизы костюмов рыцаря. 1931 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Вид на Собор Парижской Богоматери. 1931 г.
Холст, масло. 45,8 х 54,5 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Кёльнский собор. 1932 г.
Бумага, офорт. 29,5 х 18,3 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Часовщик за работой. Реклама часов Glashütte. 1935 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Реклама часов Glashütte (1 и 2). 1935 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Дама с сигаретой. 1938 г. Холст, масло. 73 x 60 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). С Новым годом! Эскиз плаката. 1939 г.
Галеев Галерея, Москва.
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. 30 гравюр на дереве и 3 рисунка В. Масютина. Берлин, 1944 г. Эскиз и гравюра.
Представьте себе, Берлин, идет война, а Масютин иллюстрирует «Тараса Бульбу», открыточки новогодние рисует…
В.Н. Масютин (1884–1955). С Новым годом! Берлин, 1945 г. Открытка.10,5 x 14,7 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Натюрморт с цветами. 1944 г. Холст, масло. 6 х 50 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин в скульптурной мастерской. Фотография 1940-е гг.
В 1946-1947 гг. Н.В. Масютин получил официальные заказы — на надгробие М.И. Глинки на православном кладбище Берлина и оформление фасада советского посольства. Он внес большой вклад в архитектурно-художественное оформление нового здания Советского (ныне Российского) Посольства в Берлине
Им созданы:
1.Барельеф на фронтоне над парадным входом в Посольство с гербом СССР, а также фигурами рабочего и колхозницы со знаменами по сторонам герба.
2.Четыре фигуры - рабочего, шахтера, молодой работницы и колхозницы - на башне над парадным входом.
3.Трехфигурная скульптурная композиция «Материнство» - молодая женщина с двумя детьми - находится сейчас на заднике сцены Концертного зала Посольства.
4.Предположительно - барельефы гербов союзных республик в Гербовом зале.
А также Масютин соорудил мемориал великому русскому композитору М.И. Глинке на русском православном кладбище в районе Берлина Альт-Тегель.
Эти произведения вполне вписались в программу соцреализма.
Посольство РФ в Берлине. Фронтон с гербом СССР и скульптурами над главным входом.
Оформление В.Н. Масютина, 1947 г.
Посольство РФ в Берлине. Фронтон с гербом СССР и скульптурами над главным входом.
Оформление В.Н. Масютина, 1947 г.
Посольство РФ в Берлине. Фронтон с гербом СССР и скульптурами над главным входом.
Оформление В.Н. Масютина, 1947 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). В.И. Ленин за решением шахматной задачи. Рисунок.
В.Н. Масютин (1884–1955). Оформление фронтона с гербом СССР для здания Посольства РФ в Берлине.
1949-1951 гг.
В.Н. Масютин (1884–1955). 1-2. Женский портрет (возможно супруги художника). Эскиз. 1938 г. Гипс. Высота 58 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Скульптурная группа «Материнство» в мастерской. 1947 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Скульптурная группа «Материнство».
Посольство РФ в Берлине. 1947 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Скульптура шахтера в мастерской скульптора. 1947 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Бронзовая фигура - проект памятника
павшим русским солдатам во время Второй мировой войны. 1949-1951 гг.
В.Н. Масютин (1884–1955). Бронзовая фигура - проект памятника
павшим русским солдатам во время Второй мировой войны. 1949-1951 гг.
В.Н. Масютин (1884–1955). Русский витязь. 1949-1951 гг. Высота 75 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет Оноре де Бальзака. 1938 г. Гипс. 35 х 34 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Памятник русскому композитору М. И. Глинке.
Русское православное кладбище Альт-Тегель. Берлин, 1947 г.
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка умер и похоронен в Берлине в 1857 году.
Несмотря на большой объем работ, Масютину неспокойно: то он собирался вернуться в Россию, то хотел уехать в Америку, а в 1951 году умерла любимая супруга и верный друг художника Валентина Масютина. К своему 70-летию (1954) он уже совершенно разбит и потерян, нет никакой надежды «восстановить в правах» своё доброе имя в истории культуры страны, к которой он принадлежал сызмальства. Сохранился клочок бумажки с начертанной карандашом надписью в старорусской орфографии: «Кончаю с собой по своей доброй воле. В. Масютин».
На родину Василий Николаевич Масютин не вернулся, но и в Германии забыть о ней было невозможно. Несмотря на факт его участия в проектировании здания советского посольства на Унтер-ден-Линден (конец 1940-х годов), имя Масютина на долгие годы было вычеркнуто из истории русского искусства.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет актера Эраста Гарина в образе. Начало 1950-х гг.
Бумага, графитный карандаш, 39,5 х 28 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет дочери. Бумага акварель.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет дочери. Холст, масло.
В.Н. Масютин (1884–1955). Теннисные площадки.
В.Н. Масютин (1884–1955). Чертополох. Натюрморт.
И в заключение несколько ранних и недатированных работ В.Н. Масютина:
В.Н. Масютин (1884–1955). Этюд настольной лампы с зеленым абажуром.
Холст, масло поверх карандаша. 18 x 12,3 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Кобольд и жаба. 1909 г. Бумага, офорт.
Размер доски 14 × 9,5 см. Размер листа 40 × 29,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
В.Н. Масютин (1884–1955). Без названия (Венера)
В.Н. Масютин (1884–1955). Гротескная сцена. Бумага, карандаш. 20 x 27 см.
Аукцион Very Important Loт, 2018 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Кентавр. 1909-1913 гг. Бумага, офорт.
Василий Николаевич Масютин - редкое явление в графике последнего дореволюционного десятилетия. Для всех - это «Серебряный век», версальская галантность, а Масютин был этакой русской реинкарнацией через сто лет испанца Франсиско Гойя. И был у Масютина нездоровый эротизм. Но в графике времён эмиграции Масютин вообще стал мягче - понял, какими наивными были его довоенно-дореволюционные картинки со страшилками.
В.Н. Масютин (1884–1955). Фантастическое чудовище. 1909-1913 гг.
В.Н. Масютин (1884–1955). Кувшины. 1912 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Кувшины. 1912 г. Бумага, офорт. Размер доски 16 × 24 см.
Размер листа 27,5 × 35,2 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Без названия (внизу «Чувственность»). 1911 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Чувственность. 1911 г. Офорт №47. Размер изображения 18,5х23,5 см.
Размер листа 27х39 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884–1955). Гнев. 1911 г. Офорт №43. Размер изображения 15,5 х 24 см.
Размер листа 27х39 см.Частное собрание.
А вот как Масютин отразил любимую «мирискусниками» тему XVIII века:
В.Н. Масютин (1884–1955). Фаворит. 1918 г. Бумага, офсет.
В.Н. Масютин (1884–1955). Иллюстрации к Бетховену. Симфония № 3.
Э.Т.А. Гоффман. Дон-Жуан. Кавалер Глюк. Два рассказа из очерков в манере Калло / пер. С.С. Игнатова. Четыре рисунка, обложка, заглавные буквы и концовки работы В.Н. Масютина. Москва, Книгоиздательство «Геликон», 1918.
36 стр., илл. 27 х 21,5 см.
В.Н. Масютин (1884–1955). Э.Т.А. Гоффман. Дон-Жуан. Кавалер Глюк. Два рассказа. Москва, 1918 г. Рисунок (1 и 2)
В.Н. Масютин (1884–1955). Из цикла «В городе». 1920 г.
В.Н. Масютин (1884–1955). Портрет В.В.Д. Гравюра на меди. 17,7 х 24 см.
И все же Василий Николаевич сегодня возвращается к нам—происходит то, чего он страстно желал и к чему стремился. Художник выходит из длительного исторического «заточения». Сегодня мы испытываем радость от знакомства с мастером, переживаем таинство узнавания и познания самих себя через его искусство. Книги Масютина и книги о Масютине на наших полках, в наших руках—что может быть лучше для обретения, казалось бы, уже навсегда утраченной памяти о художнике.
Василий Николаевич Масютин. Фотография 1950-е гг.
Умер Василий Николаевич Масютин в Берлине 25 ноября 1955 года в возрасте 71 года.
Его дочь – график Марина Васильевна Судлецкая-Масютина (1908–1998), работавшая в Берлине,
с 1962 года живет в США.
Берлинским обществом имени М.И. Глинки заявлена инициатива о размещении памятной доски на доме, где В.Н. Масютин жил с семьей с 1932 по 1955 г., а также таблички на стене здания Посольства РФ о нём, как авторе скульптурного оформления, наряду с уже имеющейся аналогичной информацией об архитекторе этого сооружения А.Я. Стрижевском.
Дом, где жил В.Н. Масютин с семьёй в Берлине, Груневальд, Борнштедтерштрассе, 3.
ИЗДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ В.Н. МАСЮТИНА
Вальтрауд Вернер. Василий Масютин. 1884-1955. Монография (на нем. яз.).
Берлин, Издательство Arenhövel, 2003 г.
Интерес к его творчеству среди немецких исследователей объясняется тем, что между Россией и Германией ХХ века существовал взаимный и пристальный интерес, и личность Масютина воспринималась как посредническая между русской и немецкой культурами. Он популяризовал русскую графику и иллюстрацию на страницах немецкой печати, а в журнале "Gebrauchsgraphik" на протяжении 1930-х годов неоднократно появлялись статьи, посвященные его искусству. За тридцать лет жизни в Германии Василию Масютину удалось сохранить самобытность своего творчества, даже когда контекст, в котором оно могло плодотворно развиваться, был утерян. В этом его сила как личности, но в этом и определенная слабость его искусства, когда возвращаясь на родину, оно с трудом находит свою нишу среди более известных имен. В настоящее время публикация и исследование материалов, связанных с творчеством Масютина, осуществляется преимущественно немецкими исследователями, и в первую очередь, семьей Вернер, владеющей частной перепиской и коллекцией произведений художника.
Василий Николаевич Масютин. Гравюра, рисунок, живопись
Монография. М, Галеев-Галерея, 2012 г. 280 с. Формат 29×23,5 см. Обложка и титульный лист.
В 2012 году на выставке в Москве, в Галеев Галерее впервые было наиболее полно представлено графическое наследие В.Н. Масютина. Здесь также впервые была продемонстрирована уникальная медно-цинковая гравюрная доска художника 1911-1920 годов, вывезенная им в эмиграцию и возвращенная в Москву вместе с архивом художника спустя 90 лет. Архив был сохранен берлинской исследовательницей творчества Масютина - Вальтрауд Вернер (1925-2010), опубликовавшей впервые за многие десятилетия книгу о художнике на немецком языке в 2003 году.
Афиша выставки В.Н. Масютина в Галеев Галерее. Москва, 2012 г. 2. Афиша выставки В.Н. Масютина в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, 2019 г.
ИСТОЧНИКИ
Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Монография. Москва,
Издательство «Искусство ХХI век», 2005 г. – 384 стр., илл. Тираж 3000 экз.
Отпечатано в Италии.