В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1919 г. Бумага, ксилография. 17,8 х 11,9 см.
Галеев Галерея, Москва.
Близкий к символистам, Василий Николаевич Масютин развивал символистскую эстетику. Это цикл рисунков «Семь смертных грехов» (1907–1908), альбомы офортов «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910–1911). Для произведений Масютина характерны необычайная сложность образов, насыщенных символами и аллегориями. Он изображает человеческие чувства и пороки в виде драматической борьбы мистических чудовищ. За тяготение к столь мрачным и пугающим образам художник завоевал репутацию «русского Гойи». Большинство монстров, выдуманных художником, уродливы, ему никогда не приходило в голову создать доброго, пусть и некрасивого, великана. Масютин никогда не щадил зрителя и обрушивал на него целый сонм уродов. Его не привлекали изящные русалки или трогательные эльфы. Вселенная фантаста Масютина - это мир монстров, один страшнее другого.
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1920 г. Бумага, гравюра на дереве. 24,7 х 16 см.
Из книги [Каталог] Офорты В.Н. Масютина. М.: 16-я тип. М.С.Н.Х., 1920. 52 с., 12 л. илл.
Первая персональная выставка В.Н. Масютина состоялась в 1920 году в Румянцевском музее в Москве. Сам художник в день открытия покидает Россию, как оказалось, навсегда. Аполитичность была основой мировоззрения, но не руководством к действию. После революции Масютин рисовал героев новой действительности, демонстрантов и солдат. Он выставлялся в Москве и Козьмодемьянске, но романа с властью не получилось: стилистические разногласия оказались непреодолимы. В конце 1920 года, приняв латвийское гражданство, он эмигрировал с женой Валентиной Сергеевной Ястребцовой и дочерью Мариной Васильевной Судлецкой-Масютиной в Ригу. В феврале-марте 1921 г. провел персональную выставку (офорты, рисунки, скульптура) в рижском салон «LTА». С 1921 года Масютин постоянно жил в Берлине.
В.Н. Масютин (1884-1955). Фантастический зверь. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, 18,4 х 24 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Фантастический зверь. Фрагмент. 1920-е гг. Бумага, тушь, перо, 18,4 х 24 см.
Частное собрание.
Александр Блок. Двенадцать. Оформление В. Масютина. Книгоиздательство «Нева», Берлин, 1921 г.
Обложка и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать». Берлин, «Нева», 1921 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать».
Берлин, «Нева», 1921 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать».
Берлин, «Нева», 1921 г.
Вышедший на немецком языке с ксилографиями В.Н. Масютина стих «Анчар» А.С. Пушкина, стал редким вкладом русского искусства в историю экспрессионизма. Эти листы смотрятся по-особому и выглядят неожиданно. Они напоминают не только о чувствительности Масютина к веяниям эпохи, но и о его умении схватывать суть новых течений.
А.С. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий В.Н. Масютина.
Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
Александр Пушкин
АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1828 г.
А.С. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий В.Н. Масютина.
Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
В Берлине В.Н. Масютин сотрудничал с издательствами «Геликон», «Нева», «Русское творчество». В 1921-1923 гг. иллюстрировал немецкие издания русских авторов: А.С. Пушкина «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина» (все три – изд. 1922), «Бахчисарайский фонтан» (изд. 1923), «Золотой петушок» (изд. 1923), «Анчар» и «Борис Годунов» (изд. 1924), «Пиковая дама» (изд. 1928) и др.; М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (изд.1922) , А.С. Грибоедова «Горе от ума» (изд. 1923), Н.В. Гоголя «Портрет» (1920) и «Нос» (1922), Ф.М. Достоевского, «Старец Зосима» (изд. 1922), А.К. Толстого «Упырь», «Сборник рассказов» А.П. Чехова, А.А. Блока «Двенадцать» (1921), Б.А. Пильняка «Петербургская повесть» (изд. 1922), «Сказки обезьяннего царя Асыки» А.М. Ремизова. В 1923 году переиздал серию офортов «Семь смертных грехов».
Н.В. Гоголь. Повесть «НОС». Рисунки В.Н. Масютина. Москва-Берлин, Издательство «Геликон». 1922 г.
Фронтиспис и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (1 и 2) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (3 и 4) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (5 и 6) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (7 и 8) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (9 и 10) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (11) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (12) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (13) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (14) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (15) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
Долгие годы берлинской эмиграции были для В.Н. Масютина плодотворными: он занимался книжной иллюстрацией, выпустил около 40 публикаций в русской литературе, многие из которых вошли в классику русского книжного дизайна ХХ века, работал в рекламе, в том числе в компании «Люфтганза» («Lufthansa»), кино и театра (в сотрудничестве с Михаилом Чеховым), а также часто выступал в качестве искусствоведа, размещая статьи в авторитетном журнале «Gebrauchsgraphik» («Прикладная графика»).
В.Н. Масютин (1884-1955). Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г. Обложка.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (16 и 17) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрации (18 и 19) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (20) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (21) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (22) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (23) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (24) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (25) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (26) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (27) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация (28) к повести Н.В. Гоголя «Нос». Москва-Берлин, 1922 г.
Стилистика работ В.Н. Масютина поражала разнообразием: от лубка до конструктивизма, экспрессионизма или изящного мирискуснического рисунка, а сами иллюстрации – сложностью композиционного построения, насыщенного символами и аллегориями.
Большую роль В.Н. Масютин сыграл как теоретик в вопросах искусства. Его монографии «Гравюра и литография», «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор», обе работы – Берлин, 1922) ставит ее с точки зрения исследователей-популяризаторов гравировального мастерства. Как историк искусства выпустил монографии о выдающихся мастерах графики – А. Тулуз-Лотреке, Ф. Брэнгвине, П. Дюпоне, Томасе Бьюике), а в книге «Основы искусства» (1918-1942), до сих пор не опубликованной, художник предлагает нам новый образ - как мыслитель, философ и социолог.
В.Н. Масютин (1884-1955). Томас Бьюик. 1753-1828. Монография.
Берлин, Издательство «Нева», 1922 г.
Томас Бьюик - английский художник, резчик по дереву и гравёр по меди,
возродивший в Англии политипажное искусство, введя в него новые приёмы.
В. Масютин. Гравюра и литография. Москва-Берлин, Книгоиздательство «Геликон», 1922 г. - 132 стр., илл.
С заставками и иллюстрациями в тексте и на отдельных мелованных листах, включенных в пагинацию. Обложка работы В.Н. Масютина. 81 иллюстрация в тексте и на отдельных листах. Книга является кратким руководством по искусству гравюры и литографии с иллюстрациями из истории графики от Дюрера до ХХ века.
Пример иллюстраций из книги В. Масютина «Гравюра и литография». Москва-Берлин,
Книгоиздательство «Геликон», 1922 г.
В.Н. Масютин. Офорты. Издание Кабинета гравюр Государственного Румянцевского музея. Москва, 1920 г.
Обложка и титульный лист.
И.С. Тургенев. Песнь торжествующей любви. Рисунки В. Масютина. Москва-Берлин, Издательство «Геликон». 1922 г. Обложка и титульный лист.
И.С. Тургенев. Песнь торжествующей любви. Рисунки В. Масютина. Москва-Берлин, Издательство «Геликон». 1922 г. Иллюстрации (1 и 2)
Борис Пильняк. Повесть петербургская, или Святой камень-город. Илюстрации В. Масютина. Москва-Берлин, Издательство «Геликон», 1922 г. Обложка и титульный лист.
Борис Андреевич Пильняк (1894-1938) – русский писатель, прозаик, был самым издаваемым советским писателем. Автор известных книг: роман «Голый год» (1922), «Повесть непогашенной луны» (1926), повесть «Красное дерево» (опубликована в Берлине в 1929 г.) и др. 28 октября 1937 года был арестован. В справке на арест указывалось на связь Пильняка с троцкистами. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в государственном преступлении - шпионаже в пользу Японии - Пильняк был приговорён к смертной казни за измену родине и расстрелян в тот же день в Москве. Реабилитирован в 1956 г.
Борис Пильняк. Повесть петербургская, или Святой камень-город. Рисунки В. Масютина. Москва- Берлин, Издательство «Геликон», 1922 г. Иллюстрации (1 и 2)
С середины 1920-х годов В.Н. Масютин писал заказные портреты, занимался прикладной графикой, исполнял этикетки, торговые марки, рекламные афиши. В 1920-х гг. Масютин принимал участие в выставках русского искусства в Гааге (1924), Нью-Йорке (1924), Берлине (1930), Париже (1931). В 1928 году состоялась вторая персональная выставка Масютина в России, устроенная Эрихом Голлербахом в Обществе поощрения художеств в Ленинграде.
Александр Пушкин. Медный всадник. Петербургская повесть. Иллюстрации Василия Масютина
к берлинскому изданию 1922 г. (перевод на немецкий яз. В. Грегера)
Александр Пушкин. Медный всадник. Петербургская повесть.
Иллюстрации Василия Масютина. Берлин, 1922 г.
В иллюстрациях В.Н. Масютина несомненно влияние немецкого экспрессионизма, идеографическое подчеркивание отдельных частей композиции, например, «непропорциональное увеличение действующей руки персонажа по отношению к величине корпуса». Внимательно следивший за творчеством Масютина критик П.Д. Эттингер писал: «По существу полагаю, стройная гармоничность творений Пушкина, его классическая простота и легкость, как и глубокая человечность, мало родственны более тяжеловесному темпераменту Масютина, в котором всегда проявлялась сильнейшая тяга к кошмарной фантастике, острой гримасе и всякой "чертовщине" и которому поэтому неизменно удавались иллюстрации к Гоголю». Впрочем, далее он замечает, что в «Медном всаднике» есть любовная трактовка сюжета, а не только холодная виртуозность, и «имеются прекрасные, прочувствованные листы рисунков». Суровее был другой отзыв: «...нельзя Масютину, художнику с ясно выраженной индивидуальностью, безнаказанно иллюстрировать всех русских писателей. Надо выбирать близких к себе по духу. "Нос" - да, а вот Пушкина лучше не тревожить».
Александр Пушкин. Медный всадник. Петербургская повесть.
Иллюстрации Василия Масютина. Берлин, 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». 10 оригинальных ксилографий.
Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (1)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (2)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (3)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (4)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (5)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (6)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (7)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старый Петербург». Издательство ORCHIS, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (8)
В Германии, помимо книжного дизайна, В.Н. Масютин рисовал торговые марки, этикетки, театральные и рекламные плакаты. Оформил спектакли труппы Михаила Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских сказок (Париж, 1931), «Двенадцатая ночь», «Дон Кихот», в 1930–1940-е годы создавал сценографию для итальянско-немецкой кинокомпании «UFA». Начал заниматься скульптурой.
В 1930 году Масютин регулярно участвовал в выставках «Verein Berliner Kunstler» (Общества берлинских художников) своих картин.
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старая Москва». 15 ксилографий.
Издательство Allgemeine Verlagsanstalt, Мюнхен, 1923 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старая Москва». Издательство Allgemeine Verlagsanstalt, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (1)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старая Москва». Издательство Allgemeine Verlagsanstalt, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (2)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старая Москва». Издательство Allgemeine Verlagsanstalt, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (3)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Старая Москва». Издательство Allgemeine Verlagsanstalt, Мюнхен, 1923 г.
Иллюстрация (4)
В.Н. Масютин, наряду с В.Д. Фалилеевым, А.П. Остроумовой-Лебедевой, является одним из ведущих мастеров гравюры первой трети ХХ столетия - времени расцвета этого вида искусства в России. В своем творчестве Масютин тяготел к символизму с элементами гротеска, мистики, сюрреализма. Для его произведений характерны сложность композиционного построения и образов, насыщенных символами и аллегориями, «острый» гротеск и внутренняя экспрессия. Масютин изображал человеческие чувства и пороки в виде драматической борьбы мистических чудовищ.
А.С. Пушкин. Фантастическая сказка «Руслан и Людмила». Иллюстрации В. Масютина. Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г. 68 с., 9 л. илл. Формат 34,4 х 25 см. Первое издание на немецком языке.
В.Н. Масютин (1884-1955). Князь Владимир. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Князь Владимир. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Руслан. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Руслан. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Людмила. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Людмила. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Черномор. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Черномор. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Рогдай. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Рогдай. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Фарлаф. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Фарлаф. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Ратмир. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Ратмир. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Финн. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство ORCHIS, Мюнхен. 1922 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Финн. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Издательство «ТриМаг», Москва, 2014 г.
По точному выражению историка искусства Н.И. Романова, которому принадлежит первая монография о гравере, «в своих кошмарно-фантастических видениях он выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми». Не случайно В.Н. Масютин был прозван современниками «русским Гойей».
Произведения Масютина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и других.
А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Иллюстрации В. Масютина. Издательство «НЕВА», Берлин, 1923 г.
Обложка и титульный лист.
А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Иллюстрация В. Масютина. Издательство «НЕВА», Берлин, 1923 г.
1. Портрет А.С. Грибоедова. 2. Александр Андреевич Чацкий.
А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Иллюстрация В. Масютина. Издательство «НЕВА», Берлин, 1923 г.
1. Софья Павловна, дочь Фамусова. 2. Павел Афанасьевич Фамусов.
Комедия «Горе от ума». Иллюстрация В. Масютина. Издательство «НЕВА», Берлин, 1923 г.
1. Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб. 2. Служанка Лиза.
В.Н. Масютин (1884-1955). Портрет Ф.М. Достоевского. Из цикла «Типы Достоевского».
Бумага, гравюра на дереве. 21 х 14 см. Музей Ф.М. Достоевского, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1923 г. Бумага, ксилография. 24,8 х 18,4 см.
Частное собрание.
В 1930–1940-е годы В.Н. Масютин оформил спектакли труппы Михаила Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских сказок (Париж, 1931), «Двенадцатая ночь», «Дон Кихот», создавал сценографию для итальянско-немецкой кинокомпании «UFA». В эти годы Масютин начал заниматься скульптурой.
ИСТОЧНИКИ
Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Монография. Москва,
Издательство «Искусство ХХI век», 2005 г. – 384 стр., илл. Тираж 3000 экз.
Отпечатано в Италии.