• Авторизация


РУССКИЙ БЕРЛИНЕЦ – ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ МАСЮТИН (1884-1955), ЧАСТЬ I 31-10-2022 23:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1910-е Автопортрет, Офорт, 41.2×32.5 см. ГМИИ ОЛК (511x700, 111Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1910-е гг. Бумага, офорт, 41,2 х 32,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.

Василий Николаевич Масютин (1884-1955) – русский график-символист, живописец, скульптор, писатель. Окончил Кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. В 1908–1914 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставке «Венок» (1908, Петербург), на выставках Московского товарищества художников (1908-1918), Союза русских художников (1910-1917), на Международной выставке печатного дела в Лейпциге (1914). Участник Первой мировой войны (1914-1916). Развивая традиции символизма, он тяготел к мрачным и пугающим темам. В канун Октябрьской революции его называли «русским Гойей». В 1918 г. он был приглашен профессором в Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году, приняв латвийское гражданство, художник эмигрировал в Ригу. С 1921 г. жил в Берлине. Сотрудничал в немецких издательствах, в это же время создал иллюстрации к книгам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А. Блока и др.


1910-е Мужской портрет. Офорт. 25 х 15,5 см.  (462x700, 173Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1910-е гг. Бумага, офорт, сухая игла.
25,3х15,5 см. (лист). 14,5х9,9 см. (доска). Частное собрание.

Василий Николаевич Масютин родился 29 января (10 февраля по новому стилю) 1884 года в Риге, бывшей Российской империи в семье генерала (на 1884 год подполковника) Николая Корнильевича Масютина и Людмилы Васильевны, дочери настоятеля Рижского кафедрального собора, протоиерея Василия Сергеевича Князева. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге в 1905 году, в течение двух лет служил офицером в Москве. В 1907 году вышел в отставку в звании подпоручика.

1904 Портрет молодой фрау. 25×15,5 ЧС (662x700, 103Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Портрет молодой женщины. 1904 г.
Бумага, сангина, карандаш. 25 х 15,5 см. Частное собрание.

1910 В ресторане (559x700, 133Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). В ресторане. 1910 г. Бумага, карандаш.

1907 Илл. к ст. Пшибышевского. Золотое Руно, №11-12. Стр.49 (550x700, 132Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта «13. Тринадцатый».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 49.

1907 Илл. к ст. Пшибышевского. Золотое Руно, №11-12. Стр.49 фрагмент (700x503, 178Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта «13. Тринадцатый». Фрагмент.
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 49.

1907 Золотое Руно, №11-12, стр.57 (700x492, 122Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к статье Ст. Пшибышевского «К этике пола».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 57.

1907 Илл. к ст. Пшибышевского. Золотое Руно, №11-12, стр.50 (700x469, 120Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению Ст. Пшибышевского «Стезею Каина –
Первая песнь поэмы «Херувим». Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 50.

1907 Илл. к ст. Пшибышевского. Золотое Руно, №11-12, стр.67 (616x700, 121Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к статье Ст. Пшибышевского «К этике пола».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 67.

1907 Сладострастие. Бум, тушь, белила. 24×24 см. ЧС, Москва (700x694, 218Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Сладострастие. 1907 г. Бумага, тушь, белила. 24 х 24 см.
Частное собрание, Москва.

1907 Сладострастие. Деталь (700x694, 208Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Сладострастие. Фрагмент. 1907 г. Бумага, тушь, белила.
Частное собрание, Москва.

«Грех» - первый офортный цикл В.Н. Масютина, выполненный в смешанной технике офорта и сухой иглы. В этой серии Масютин исполнил 17 гравюр. Однако три из них не удовлетворяли требованиям художника и не вошли ни в один комплект. Серия из 14 офортов была отпечатана в единственном экземпляре и находилась в собрании жены Масютина, еще пять комплектов включали по 12 гравюр и находились у частных лиц и в Румянцевском музее. Всего Масютиным было выпущено шесть экземпляров серии «Грех», после чего доски были уничтожены. «Грех» - одна из наиболее значительных офортных сюит художника, оказавшая влияние на формирование стиля и совершенствование техники графика.

1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала 1909 г (400x500, 153Kb)1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала Титул (410x500, 110Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Грех. Серия офортов. 1909 г. Факсимильное издание магазина «Русский библиофил». Москва, 2005 г. с приложением очерка О.Р. Хромова и Д.В. Фомина «В.Н. Масютин. Жизнь и творчество». 24 стр., 12 листов офортов. Формат 33х28 см. Обложка и титульный лист.

Офортная сюита В.Н. Масютина «Грех» поражает своей сложностью и фантастичностью образов, в ней ясно выступают все типические черты и склонности Масютина как художника. В своих кошмарно-фантастических видениях он выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми. Кажется, художник хочет показать нам, как силы, искони заложенные в человеческой природе, влекут их к пропасти греха, как над ними тяготеет проклятие порока и делает их слабыми и ничтожными игрушками в руках судьбы, не знающей ни жалости, ни справедливости. Эти мысли отмечены и глубиной, и творческой оригинальностью формы. Художник выражает их в сложных комбинациях остроумно выбранных символов, в произвольном нереальном сочетании разнородных форм, из которых состоят его чудовища. Его первые офорты – это сложные шарады.

1909 Из серии Грех (2) (593x700, 189Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (1). 1909 г.

1909 Женщина-маска. Офорт. 11.1×11.9 см. ГМИИ ОЛК (700x639, 201Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина-маска. Из серии офортов «Грех» (2). 1909 г. Размер 11,1 х 11,9 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.

1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала. Илл.1 (557x700, 226Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (3). 1909 г.

Масютин-В.Н.-Грех-Серия-офортов.-4-scaled (629x700, 147Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (4). 1909 г.

1909 Из серии Грех (3) (542x700, 127Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (5). 1909 г.

1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала. Илл.3 (543x700, 153Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (6). 1909 г.

1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала. Илл.4 (700x539, 187Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (7). 1909 г.

Масютин-В.Н.-Грех-Серия-офортов.-6-scaled (547x700, 150Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (8). 1909 г.

Lachen by Aeron Alfrey (622x700, 318Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Смех. Из серии офортов «Грех» (9). 1909 г.

1909 Масютин В.Н. Грех Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала. Илл.5 (700x622, 192Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (10). 1909 г.

1909 Из серии Грех (9). Гнев (523x700, 151Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Гнев. Из серии офортов «Грех» (11). 1909 г.

1909 Из серии Грех (15). Гордыня — копия (538x700, 141Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Гордыня. Из серии офортов «Грех» (12). 1909 г.

1915 Василий Масютин 2 (476x700, 113Kb)
В.Н. Масютин в форме подпоручика. Фотография 1915 г.

Василий Масютин - кадровый артиллерийский офицер - начал свою карьеру в 1906 году в качестве иллюстратора журнала «Золотое руно». В 1908 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где главным его наставником был С.В. Иванов, под чьим руководством он изучил технику офорта. Специальные предметы в училище вели такие выдающиеся художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, А.М. Васнецов и другие. Жена Масютина - Валентина Сергеевна, урождённая Ястребцова (1887-1951), выпускница Строгановского художественного училища. 12 мая 1908 года родилась дочь Марина, ставшая впоследствии художником промышленной графики.

1910-е В студии. Этюд. Холст, масло. Собрание Ю.М. Носова» (460x700, 97Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). В студии. Этюд. 1910-е гг. Холст, масло.
Собрание Ю.М. Носова.

1910-е Боль. Офорт. 30.3×35 см. ГМИИ ОЛК (700x544, 161Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Боль. 1910-е гг. Бумага, офорт. 30,3 х 35 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.

1910 Богатство и Тщеславие. Офорт. 44×32 см. ГМИИ ОРК (518x700, 162Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Богатство и Тщеславие. 1910 г. Бумага, офорт. 44 х 32 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.

1910-е Чудовище с мужской головой. Офорт. 1910-е , 11.8×10.2 см. ГМИИ ОЛК (597x700, 158Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Чудовище с мужской головой. 1910-е гг.
Бумага, офорт. 11,8 х 10,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.

1910-е конец. АЛЛЕГОРИЯ. ОФОРТ (700x680, 140Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Аллегория. 1910-е гг. Бумага, офорт.

1911 Голод. Офорт с подкраской. 30 х 43 см. (700x467, 160Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Голод. 1911 г. Бумага, офорт с подкраской. 30 х 43 см.

1911 Гнев. (700x459, 102Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Гнев. 1911 г. Бумага, офорт.

1910-е Сражение с гигантским клопом. Графика. 13 х 16 ЧС (2) (594x492, 104Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Сражение с гигантским клопом. 1910-е гг. Бумага, тушь, перо. 13 х 16 см.
Частное собрание.

1910-е Болезнь. Офорт. 15.7×13.5 см. ГМИИ ОЛК (582x700, 192Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Болезнь. 1910-е гг. Бумага, офорт. 15,7 х 13,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.

1915 Василий Масютин 3 (413x604, 77Kb)
В.Н. Масютин в гневе в форме подпоручика. Фотография 1915 г.

Первые станковые картины В.Н. Масютина из серии «Грех», выставленные на знаменитой выставке русского модернизма «Венок» в 1907 году, возвестили о появлении нового яркого таланта. Развивая традицию символизма, молодой художник тяготел к мрачным и пугающим темам. Графическая манера художника сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров (от Босха и Питера Брейгеля Старшего до Франсиско Гойи, Франца фон Штука, Арнольда Бёклина, Фелиция Ропса, Альфреда Кубина и Франса Мазереля). Обращением к современной западной гравюре объясняются образы и сюжеты первых графических циклов Масютина. Их героями становились фантасмагорические и демонические существа, персонифицирующие силы зла, животные инстинкты, человеческие слабости и заблуждения. В 1907–1908 годах он создал цикл рисунков «Семь смертных грехов», в 1909 году - альбом офортов «Грех», а в 1910–1911 – альбом «12 офортов».

1911-1912 219178_original (473x700, 190Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Смерть с косой. 1911-1912 гг.

1911 Смерть. Принт. 28,5×36,3 ЧС (2) (700x466, 163Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Смерть. 1911 г. Картон, офсет. 28,5 х 36,3 см. Частное собрание.

1912 Вдова (Widow). Офорт. 15,3×23 ЧС (700x465, 161Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вдова. 1912 г. Бумага, офорт, акватинта. Размер доски 16 х 24,5 см.
Размер листа 25х35 см. Частное собрание.

1912 Милосердие. Бумага, офорт, медная доска. Размер доски 11 × 15,5 см (700x516, 199Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Милосердие. 1912 г. Бумага, офорт, медная доска. Размер доски 11,5 х 17,7 см.
Коллекция В.С. Геворкяна.

1910 Униженность. (660x700, 196Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Униженность. 1910 г.

1911 Совесть». Офорт, сухая игла (700x487, 184Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Совесть. 1911 г. Бумага, офорт, сухая игла. 29,4х36 см. (17х25,5 см.).
Коллекция В.С. Геворкяна.

1911-1912 IMG_1816_opt (700x460, 167Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Без названия (Любовь). Без названия (Любовь). 1911-1912 гг.

1911-1912 original (700x700, 220Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Без названия (Дама с зеркалом). 1911-1912 гг.

1912 Экслибрис Б.А. Павловского. Бумага, цинкография. 18 х 15 см. Аук В Никитском, 2015 (581x700, 120Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Экслибрис Б.А. Павловского. 1912 г.
Бумага, цинкография. 18 х 15 см.

Василий Масютин заслужил репутацию одного из ведущих русских граверов ХХ века. Тема человеческих пороков, занимавшая его с юношеских лет, будет продолжена в серии гравюр «Семь смертных грехов» (1918). Общепризнано, что офорты Масютина - это революция в русской гравюре, роль которой в начале века была сильно недооценена. Первоначально выполняя репродукционные задачи, в будущем сосредоточившись на жанрах пейзажа и портрета, русский офорт в руках современной драматургии Масютина говорит своим языком, его работы были наполнены острыми, психологическими и сильными чувствами.
Экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников (1908-1918) и Союза русских художников (1910-1917).

1912 Молодой Бонза. Офорт. 18.1×13.2 см. Ирбитский ГМИИ, Свердл. обл (509x700, 179Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Молодой Бонза. Экслибрис. 1912 г. Бумага, офорт.
18,1 х 13,2 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств,
Свердловская обл.

1913 Конец. (700x553, 185Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Конец. 1913 г. Бумага, офорт. 24 х 29,5 см. Коллекция В.С. Геворкяна.

1913 Спящая женщина. Офорт — копия (520x700, 178Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Спящая женщина. 1913 г. Офорт, акватинта,
медная доска. 24 х 18 см.

1913 За столиком. 18 х 13 см  (505x700, 157Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). За столиком. 1913 г. Бумага, офсет,
медная доска. 18 х 13 см. Галеев Галерея, Москва.

1912 Гигант Etching, 16 x med.12 (700x525, 174Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Гигант. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 x 12 см.
Галеев Галерея, Москва.

1912 Тревога 16 х 24 см (700x466, 141Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Тревога. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 x 24 см.
Галеев Галерея, Москва.

1912 Погоня 16 х 24 (700x466, 131Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Погоня. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 х 24 см.
Галеев Галерея, Москва.

1912 Погоня. Офорт, 24.2×28.8 см. ГМИИ ОЛК (700x463, 130Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Погоня. 1912 г. Бумага, офорт. 24,2 х 28,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.
1914 Вдова. (402x525, 109Kb)1914 Вдова 2. 27 х 21 см. ЧС (400x525, 120Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). 1. Вдова I. 1914 г. 2. Вдова II. 1914 г. Бумага, офорт, акватинта. 35 х 25 см. (лист);
27 х 21 см. (доска). Частное собрание.

1915 Василий Масютин (525x700, 68Kb)
В.Н. Масютин в форме подпоручика. Фрагмент фотографии 1915 г.

В 1914 году В.Н. Масютин участвовал в Международной выставке печатного дела в Лейпциге. В том же году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника. К 1913–1914 годам относятся его офорты «Кабачок», «Сумерки», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль», «Любовь», «Конец», «Сломанный дом» и другие, где в гротескном ключе изображены обитатели трущоб и притонов.
В сентябре 1914 года Масютин был мобилизован на военную службу и два года провел на фронтах Первой мировой войны. 10 апреля 1917 года награждён Орденом Святого Станислава III-й степени. В начале 1917 года, в чине штабс-капитана, демобилизовался и возвратился в Москву. В марте 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины. Вошел в Профессиональный союз художников-граверов (СОГРАВ) и в Совет управления Румянцевским музеем. В 1918 году был приглашен на должность профессора Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

1914 Портрет жены Валентины Масютиной. 41×26. ЧС (458x700, 81Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Портрет жены Валентины Масютиной. 1914 г.
Бумага, карандаш, мел. 41 х 26 см. Частное собрание.

1914 Женщина. (536x700, 103Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина. 1914 г. Бумага, офорт.
35х28,5 см. (лист), 24,7х19,5 см. (оттиск). Частное собрание.

1916 Слепые. Бумага, офорт, медная доска. Размер доски 17,5 × 12,3 см (503x700, 118Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Слепые. 1916 г. Бумага, офорт, медная доска.
Размер доски 17,5 х 12,3 см. Частное собрание.

1917 Акробат. Офорт., 39.7×29.7 см. Ирбитский ГМИИ (516x700, 145Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Акробат. 1917 г. Бумага, офорт. 39,7 х 29,7 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

1917 На Буковине. Евреи в Туре-Гумор. (2) (533x700, 172Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). На Буковине. Евреи в Туре-Гумор. 1917 г.
Бумага, офорт. 39,7х30 см. (26,5х20 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1917 Граммофон. Бумага, офорт, медная доска Размер доски 21 x 27 см. ЧС  (700x547, 153Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Граммофон. 1917 г. Бумага, офорт, медная доска. 21 x 27 см.
Частное собрание.

1918 никогда не покупайте в частной лавке.. Лавка купца Обдиралова. Цвет. литогр. 69 х 52 см (525x700, 602Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Никогда не покупайте в частной лавке того,
что можно купить в своем кооперативе. Лавка купца Обдиралова. 1918 г.
Плакат. Цветная литография. 69 х 52 см.

1918 Кооперация открыта для всех. Цвет. литогр. 68,6 х 50,8 см (514x700, 124Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Кооперация открыта для всех. Плакат. 1918 г.
Цветная литография. 68,6 х 50,8 см.

1918 Ксилографический портрет Пушкина (547x700, 137Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Ксилографический портрет А.С. Пушкина. 1918 г.
Размер 22,7 х 16,3 см. Частное собрание.

1918 Ксилографический портрет Пушкина (567x700, 156Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Ксилографический портрет А.С. Пушкина. Фрагмент.
1918 г. 22,7 х 16,3 см. Частное собрание.
И еще один портрет Пушкина, уже нарисованный в эмиграции, в Берлине:
1924-1927 А.С. Пушкин. Принт. 32×21 (469x700, 71Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. 1924-1927 гг. Бумага, офсет. 32 х 21 см.

1920-е Поход. Бумага, тушь, перо, кисть, 15×21 см (700x499, 217Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Поход. 1917-1918 гг. Бумага, тушь, перо, кисть, 15 х 21 см.
Частное собрание.

В 1917–1918 гг. В.Н. Масютин создал офорты, посвященные войне и революции («В Буковине», «Победители», «1917-й год», «Манифестация» и др.), и новую серию офортов «Семь смертных грехов». Исполнил иллюстрации к книгам «Дон Жуан» Э.Т.А. Гофмана и «Иван в раю» А.В. Луначарского, циклы гравюр «Вино, карты и женщины» и «В городе», ксилографический портрет А.С. Пушкина. Участвовал в 24-й выставке Московского товарищества художников (1918), 4-й Государственной выставке картин (Москва, 1918-1919) и других выставках. В декабре 1920 г. провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея.


1908 В.Масютин. Семь смертных грехов (360x580, 154Kb) 7sins-cover (436x580, 77Kb)
1908 В. Масютин. Семь смертных грехов. Оригинальные офорты. 1-е издание. Москва. Обложка. 2. Семь смертных грехов. Издание «Нева», Берлин, 1918 г.
1980-е 7 смертных грехов 2 (415x575, 175Kb)1980-е 7 смертных грехов (396x575, 52Kb)
В. Масютин. Семь смертных грехов. 17 оригинальных офортов и 6 репродукций. 1923 г. Частное издание.
[2] л., 23 л. илл. в паспарту. 45 х 32 см. Обложка и титульный лист.

Цикл рисунков «Семь смертных грехов» Н.В. Масютин создал в 1907–1908 годах, в 1917-1918 года Масютин написал новую серию офортов с этим же названием. Это одна из наиболее значительных офортных сюит художника, его «лебединая песня», оказавшая огромное влияние на формирование стиля и совершенствование техники автора. Недаром, только эта работа была переиздана автором уже будучи в эмиграции, в Берлине в 1923 году.

1918 Семь смертных грехов. 1. Муж. Гнев. (2) (522x700, 170Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 1. Муж. Гнев. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 33,8х27 см. (23,5х17,8 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1908-1923 Из серии Грех (6). Зависть пожилого мужчины (528x700, 181Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 2. Зависть. Старик. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1918 Семь смертных грехов. 8. Зависть. Старуха..jpg (538x700, 182Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 2А. Зависть. Старуха. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1918 Семь смертных грехов. 2. Леность. Барин (2) (522x700, 183Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 3. Леность. Барин. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 (23,5х175 см). Коллекция В.С. Геворкяна.

1908-1923 Из серии Грех (13). Леность. Барыня (531x700, 234Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 3А. Леность. Барыня. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 36,9х27 см. (23,5х17,4 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1908-1923 Из серии Грех (4). Алчность (532x700, 178Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 4. Скупость. Проповедь. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см). Коллекция В.С. Геворкяна.

1908-1923 Из серии Грех (8). Скупость!- Пять!- Два! (552x700, 178Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 4А. Скупость. Пять! - Два!
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 34х26,5 (23х17,5 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.

1918 Семь смертных грехов. 4. Чревоугодие. Обжорство (2) (525x700, 182Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 5. Чревоугодие. Рынок.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,4 см). Коллекция В.С. Геворкяна.

Похоть. exstase.JPG  (513x700, 179Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 6. Сладострастие. Похоть.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 41 х 31 см. Частное собрание.

Высокомрие (Надменность) (522x700, 177Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 6. Гордыня. Высокомерие.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 45 х 32 см. Частное собрание.

Развивая традицию символизма, – в обход элегической историчности и самодовлеющего эстетизма «Мира искусства», – В.Н. Масютин тяготел к мрачным и фантасмогоричным темам. Главной сферой творческих интересов будущего мастера стал офорт. Эта сложнейшая, прихотливая техника не пользовалась популярностью в Москве. Поэтому Масютину пришлось осваивать ее самостоятельно, практически в одиночку. Графическая манера художника, столь необычная для России, сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Обращением к современной западной гравюре объясняются образы и сюжеты первых графических циклов Масютина. В 1919–1920 гг. художник написал фантастические романы «Царевна Нефрет» и «Дни творения», сопроводил их ксилографиями.

1919 В.Масютин  Царевна Нефрет (521x700, 158Kb)
Автор и художник книги В.Д. Масютин. Фантастический роман «Царевна Нефрет».
Москва, 1919 г. 1 л.; 33×23 см. (папка), 31×23 см. (лист). Обложка.

1919 В.Масютин  Царевна Нефрет. Совр. изд (423x600, 148Kb)1919 В.Масютин  Царевна Нефрет. Совр. изд титул (369x600, 60Kb)
В. Масютин. Царевна Нефрет. Современное издание. 2. Царевна Нефрет. Двое из одного. Роман и повесть.
Москва, Издательство «Арктида», 2018 г. Обложка и титульный лист.

1919 Илл. к фантаст. роману В.Масютина  Царевна Нефрет. Ксилография 30.3×23.4 см. ГМИИ ОЛК (574x700, 169Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к фантастическому роману В. Масютина
«Царевна Нефрет». 1919 г. Ксилография 30,3 х 23,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.

1919 Из кн. Царевна Нефертити.  немецкий египтолог Роберт Райт,  (446x700, 159Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Немецкий египтолог Роберт Райт.
Иллюстрация к фантастическому роману В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.

1919 Из кн. Царевна Нефертити. Гл. Любовь (445x700, 127Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к главе «Любовь»
фантастического романа В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.

1919 Из кн. Царевна Нефертити 3 (435x700, 133Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 1 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.

1919 Из кн. Царевна Нефертити 4 (434x700, 107Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 2 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.

1919 Из кн. Царевна Нефертити 2 (476x700, 122Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 3 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.

В 1918 г. В.Н. Масютин обратился к литографии и ксилографии.
Выполнил циклы гравюр на дереве к своим фантастическим романам «Царевна Нефрет», «Дни творений».
Василий Николаевич баловался различными техниками гравировки, везде стремясь достичь совершенства. Альбом ксилографии «Упаси дерево» (1922), созданный по мотивам пушкинского шедевра, серия листов литографий «В городе» (1920) - каждый по-своему значительное явление русской печатной графики. Обе эти серии представлены на выставке пластинок наследия художника, в искусстве послереволюционного периода они представляют собой веху в поиске новых форм художественного творчества.

1920 Из альбома Офорты (700x593, 258Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация из альбома «Офорты». 1920 г.

1920 В. Масютин - В городе, 6 литографий (545x700, 160Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «В городе. 6 литографий».
Москва, 1920 г. Обложка.

1920 Реклама клея. Из альбома В городе. Бум, литография. 32,5 х 30,2. Кулужский  ГМИИ (647x700, 285Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Реклама клея «Сила». Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, литография. 32,5 х 30,2 см. Калужский музей изобразительных искусств.

1920 до. Жен портрет (524x700, 180Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Женский портрет. Из альбома «Офорты».
1920 г. Бумага, офорт. 25 х 16 см. Частное собрание.

1920-е Женщина с детьми. офорт, 28,5×22,5 см (лист), 18×13 см (оттиск) (504x700, 175Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина с детьми. 1920-е гг. Бумага, офорт.
28,5х22,5 см. (лист), 18х13 см. (оттиск). Частное собрание.

1920 В городе 221593_original (523x700, 162Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, литография.

1920 В. Масютин - В городе, Ложа..Бумага, офорт красным тоном, Л 40×30; Д23×18 см. (521x700, 185Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Ложа. Из альбома «В городе. 6 литографий». 1920 г.
Бумага, офорт красным тоном, Л 40х30 см. (лист); 23х18 см. (доска).

1920 В. Масютин - В городе, 6 литографий 2 (539x700, 196Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Из альбома «В городе. 6 литографий». 1920 г.
Бумага, литография. 46 х 37 см. Частное собрание.

1920 В сумерках. Принт. 12×9 см. ЧС (494x700, 130Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Сумерки. Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, офорт, акватинта. 30х21 см. (лист); 12х9 см. (доска).
Частное собрание.

1920 В городе. 232,5×16 ЧС (480x700, 98Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Продавец супа. Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, перо, кисть, сепия, графит. 23,2 х 16 см. Частное собрание.

Героями В.Н. Масютина становились фантасмагорические и демонические существа, персонифицирующие силы зла, животные инстинкты, человеческие слабости и заблуждения. Трудно сказать, почему у художника возник такой пристальный и устойчивый интерес к феномену греха, но именно вариации этой темы постоянно занимали его воображение. Офортная сюита «Семь смертных грехов» поражает своей сложностью и фантастичностью образов, в ней ясно выступают все типические черты и склонности Масютина как художника. В 1920 году он работал над большой антиалкогольной серией станковых ксилографий «Вино, женщины и карты».

1920 Вино, женщины и карты 16 листов ксилографий. РГБ им. Ленина.jpg (560x700, 83Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий».
1920 г. Обложка. Российская государственная библиотека, Москва (б. Ленинка).

1920 1 Вино, женщины и карты. Бумага, ксилография. 225х180 (60х55) . РГБ. (628x700, 154Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (1). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х5,5 см.). Российская государственная библиотека.

1920 2 Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий. М. (4) (700x628, 156Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (2). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5х5,5 см). Российская государственная библиотека.

1920 3 Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий. М. (5) (542x700, 150Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (3). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (9,5х7 см). Российская государственная библиотека.

1920 4 Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий. М. (6) (657x700, 182Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (4). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х5,5 см.) Российская государственная библиотека.

1920 5 Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий. М. (7) (700x681, 198Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (5). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х5,5 см.) Российская государственная библиотека.

1920 6 Вино, женщины и карты. 225х180 (60х60). (700x681, 182Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (6). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х6 см.). Российская государственная библиотека.

1920 7 Вино, женщины и карты.. 225х180 (55х60) . (700x668, 188Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (7). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х6 см.). Российская государственная библиотека.

1920 8 Вино, женщины и карты.225х180 (60х65) . (700x658, 152Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (8). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х6,5 см.). Российская государственная библиотека.

1920 9 Вино, женщины и карты.  225х180 (70х60)  (632x700, 163Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (9). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6 см.). Российская государственная библиотека.

В своих кошмарно-фантастических видениях Масютин выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми. Кажется, художник хочет показать нам, как силы, исконно заложенные в человеческой природе, влекут их к пропасти греха, как над ними тяготеет проклятие порока и делает их слабыми и ничтожными игрушками в руках судьбы, не знающей ни жалости, ни справедливости. Эти мысли отмечены и глубиной, и творческой оригинальностью формы. Художник выражает их в сложных комбинациях остроумно выбранных символов, в произвольном нереальном сочетании разнородных форм, из которых состоят его чудовища.

1920 10 Вино, женщины и карты. 225х180 (55х50)  (645x700, 158Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (10). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х5 см.). Российская государственная библиотека.

1920 11 Вино, женщины и карты. 225х180 (70х65) . (652x700, 158Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (11). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6,5 см.). Российская государственная библиотека.

1920 12 Вино, женщины и карты. 225х180 (55х65) (700x596, 165Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (12). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х6,5 см.). Российская государственная библиотека.

1920 13 Вино, женщины и карты. 225х180 (70х65) . (15) (624x700, 150Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (13). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6,5 см.). Российская государственная библиотека.

1920-е Мужчина и женщина (1) Бум, ксилогр. 270х20 (170х140). РГБ  (579x700, 163Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина (1). 1920-е гг. Бумага, ксилография.
27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека, Москва.

1920-е Мужчина и женщина (2) 270х20 (170х140). (581x700, 138Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина (2). 1920-е гг. Бумага, ксилография.
27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека, Москва.

1920-е Мужчина и женщина в кабаке (3) 270х20 (170х140). РГБ. (596x700, 140Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина в кабаке (3). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см.). Российская государственная библиотека.

1920-е Мужчина и женщина а улице (4). 270х20 (170х140). РГБ. (556x700, 159Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина на улице (4). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека.

1920-е Мужчина и женщина на тротуаре (5) 270х20 (170х140). РГБ.  (573x700, 167Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина на тротуаре (5). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см.). Российская государственная библиотека.

1920-е Нищая. Бум, ксило. 270х20 (170х140). РГБ. (559x700, 129Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Нищая. 1920-е гг. Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см).
Российская государственная библиотека, Москва.

Его первые офорты – это сложные шарады. Творчество В.Н. Масютина занимает особое место в истории русского искусства. Слишком самобытен его творческий путь, слишком самостоятелен, как в технике гравюры, так и в литературной, мировоззренческой основе творчества. В своем творчестве тяготел к символизму с элементами гротеска, мистики, сюрреализма. После Первой мировой войны работал в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины, преподавал искусство офорта в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). В 1920 году В.Н. Масютин, приняв латвийское гражданство, эмигрировал в Ригу. С 1921 г. жил в Берлине. И уже в Штутгарте, в Германии вышел еще один шедевр иллюстрации Масютина – рассказ или повесть Н.В. Гоголя «Портрет».

1920 Stuttgart Verlag Julius Hoffmann, 1920.– [6], 96 с., ил.; 25 х 17,5 см. (396x560, 134Kb)1920 Портрет. Штутгарт. Титул (428x560, 96Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag Julius Hoffmann, 1920 г.– [6], 96 стр., илл.; 25 х 17,5 см. Обложка и титульный лист.

1920 Портрет. Штутгарт. Гоголь (581x700, 110Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (1). Портрет Н.В. Гоголя.

1920 Портрет. Штутгарт. Экслибрис 2 (597x700, 97Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955 Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (2).Экслибрис владельца книги.

1920-е Хозяин с квартальным у Чарткова перед портретом. Цинкогр.24.1×16.9 см Дом Гоголя (588x700, 176Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Хозяин с квартальным у Чарткова перед портретом.
Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag Julius Hoffmann, 1920 г.
Бумага, цинкография. 24,1 х 16,9 см. Дом Гоголя, мемориальный музей
и научная библиотека, Москва. Иллюстрация (3).

1920 Портрет. Штутгарт. 2 (589x700, 171Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (4). Бумага, цинкография.

1920 Портрет. Штутгарт. 3 (588x700, 151Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (5). Бумага, цинкография.

post-1138518429 (571x700, 160Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (6). Бумага, цинкография.

1920-е Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя Портрет. Побег Чарткова (2) (583x700, 160Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (7).

1920 Портрет. Штутгарт. Илл. 1 (581x700, 175Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (8).

1920 Портрет. Штутгарт. Илл. 2 (592x700, 150Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (9).

post-1138518411 (700x386, 84Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (10).

post-1138518483 (700x402, 107Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (11).

1918 Автопортрет.27×20 см. ЧС (475x700, 79Kb)
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1918 г. Бумага, карандаш. 27 х 20 см.
Частное собрание.

Первая персональная выставка В.Н. Масютина состоялась в 1920 году в Румянцевском музее в Москве. Сам художник в день открытия покидает Россию, как оказалось, навсегда. Долгие годы берлинской эмиграции были для Масютина плодотворными: он занимался книжной иллюстрацией, выпустил около 40 публикаций в русской литературе, многие из которых вошли в классику русского книжного дизайна ХХ века, работал в рекламе (в том числе в компании Lufthansa ), кино и театра (в сотрудничестве с Михаилом Чеховым), а также часто выступал в качестве искусствоведа, размещая статьи в авторитетном журнале Gebrauchsgraphik («Прикладная графика»).

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Москва, Издательство «Искусство ХХI век», 2005 г. (603x700, 203Kb)
Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Монография. Москва,
Издательство «Искусство ХХI век», 2005 г. – 384 стр., илл. Тираж 3000 экз.
Отпечатано в Италии.

Парашутов – Тематические серии Василия Масютина



(Продолжение следует)




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ БЕРЛИНЕЦ – ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ МАСЮТИН (1884-1955), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»