В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1910-е гг. Бумага, офорт, 41,2 х 32,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
Василий Николаевич Масютин (1884-1955) – русский график-символист, живописец, скульптор, писатель. Окончил Кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. В 1908–1914 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставке «Венок» (1908, Петербург), на выставках Московского товарищества художников (1908-1918), Союза русских художников (1910-1917), на Международной выставке печатного дела в Лейпциге (1914). Участник Первой мировой войны (1914-1916). Развивая традиции символизма, он тяготел к мрачным и пугающим темам. В канун Октябрьской революции его называли «русским Гойей». В 1918 г. он был приглашен профессором в Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году, приняв латвийское гражданство, художник эмигрировал в Ригу. С 1921 г. жил в Берлине. Сотрудничал в немецких издательствах, в это же время создал иллюстрации к книгам А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А. Блока и др.
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1910-е гг. Бумага, офорт, сухая игла.
25,3х15,5 см. (лист). 14,5х9,9 см. (доска). Частное собрание.
Василий Николаевич Масютин родился 29 января (10 февраля по новому стилю) 1884 года в Риге, бывшей Российской империи в семье генерала (на 1884 год подполковника) Николая Корнильевича Масютина и Людмилы Васильевны, дочери настоятеля Рижского кафедрального собора, протоиерея Василия Сергеевича Князева. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге в 1905 году, в течение двух лет служил офицером в Москве. В 1907 году вышел в отставку в звании подпоручика.
В.Н. Масютин (1884-1955). Портрет молодой женщины. 1904 г.
Бумага, сангина, карандаш. 25 х 15,5 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). В ресторане. 1910 г. Бумага, карандаш.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта «13. Тринадцатый».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 49.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта «13. Тринадцатый». Фрагмент.
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 49.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к статье Ст. Пшибышевского «К этике пола».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 57.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к стихотворению Ст. Пшибышевского «Стезею Каина –
Первая песнь поэмы «Херувим». Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 50.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к статье Ст. Пшибышевского «К этике пола».
Журнал «Золотое Руно», 1907 г. №11-12, стр. 67.
В.Н. Масютин (1884-1955). Сладострастие. 1907 г. Бумага, тушь, белила. 24 х 24 см.
Частное собрание, Москва.
«Грех» - первый офортный цикл В.Н. Масютина, выполненный в смешанной технике офорта и сухой иглы. В этой серии Масютин исполнил 17 гравюр. Однако три из них не удовлетворяли требованиям художника и не вошли ни в один комплект. Серия из 14 офортов была отпечатана в единственном экземпляре и находилась в собрании жены Масютина, еще пять комплектов включали по 12 гравюр и находились у частных лиц и в Румянцевском музее. Всего Масютиным было выпущено шесть экземпляров серии «Грех», после чего доски были уничтожены. «Грех» - одна из наиболее значительных офортных сюит художника, оказавшая влияние на формирование стиля и совершенствование техники графика.
В.Н. Масютин (1884-1955). Грех. Серия офортов. 1909 г. Факсимильное издание магазина «Русский библиофил». Москва, 2005 г. с приложением очерка О.Р. Хромова и Д.В. Фомина «В.Н. Масютин. Жизнь и творчество». 24 стр., 12 листов офортов. Формат 33х28 см. Обложка и титульный лист.
Офортная сюита В.Н. Масютина «Грех» поражает своей сложностью и фантастичностью образов, в ней ясно выступают все типические черты и склонности Масютина как художника. В своих кошмарно-фантастических видениях он выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми. Кажется, художник хочет показать нам, как силы, искони заложенные в человеческой природе, влекут их к пропасти греха, как над ними тяготеет проклятие порока и делает их слабыми и ничтожными игрушками в руках судьбы, не знающей ни жалости, ни справедливости. Эти мысли отмечены и глубиной, и творческой оригинальностью формы. Художник выражает их в сложных комбинациях остроумно выбранных символов, в произвольном нереальном сочетании разнородных форм, из которых состоят его чудовища. Его первые офорты – это сложные шарады.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (1). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина-маска. Из серии офортов «Грех» (2). 1909 г. Размер 11,1 х 11,9 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (3). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (4). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (5). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (6). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (7). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (8). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Смех. Из серии офортов «Грех» (9). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из серии офортов «Грех» (10). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Гнев. Из серии офортов «Грех» (11). 1909 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Гордыня. Из серии офортов «Грех» (12). 1909 г.
В.Н. Масютин в форме подпоручика. Фотография 1915 г.
Василий Масютин - кадровый артиллерийский офицер - начал свою карьеру в 1906 году в качестве иллюстратора журнала «Золотое руно». В 1908 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где главным его наставником был С.В. Иванов, под чьим руководством он изучил технику офорта. Специальные предметы в училище вели такие выдающиеся художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, А.М. Васнецов и другие. Жена Масютина - Валентина Сергеевна, урождённая Ястребцова (1887-1951), выпускница Строгановского художественного училища. 12 мая 1908 года родилась дочь Марина, ставшая впоследствии художником промышленной графики.
В.Н. Масютин (1884-1955). В студии. Этюд. 1910-е гг. Холст, масло.
Собрание Ю.М. Носова.
В.Н. Масютин (1884-1955). Боль. 1910-е гг. Бумага, офорт. 30,3 х 35 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). Богатство и Тщеславие. 1910 г. Бумага, офорт. 44 х 32 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). Чудовище с мужской головой. 1910-е гг.
Бумага, офорт. 11,8 х 10,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). Аллегория. 1910-е гг. Бумага, офорт.
В.Н. Масютин (1884-1955). Голод. 1911 г. Бумага, офорт с подкраской. 30 х 43 см.
В.Н. Масютин (1884-1955). Гнев. 1911 г. Бумага, офорт.
В.Н. Масютин (1884-1955). Сражение с гигантским клопом. 1910-е гг. Бумага, тушь, перо. 13 х 16 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Болезнь. 1910-е гг. Бумага, офорт. 15,7 х 13,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин в гневе в форме подпоручика. Фотография 1915 г.
Первые станковые картины В.Н. Масютина из серии «Грех», выставленные на знаменитой выставке русского модернизма «Венок» в 1907 году, возвестили о появлении нового яркого таланта. Развивая традицию символизма, молодой художник тяготел к мрачным и пугающим темам. Графическая манера художника сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров (от Босха и Питера Брейгеля Старшего до Франсиско Гойи, Франца фон Штука, Арнольда Бёклина, Фелиция Ропса, Альфреда Кубина и Франса Мазереля). Обращением к современной западной гравюре объясняются образы и сюжеты первых графических циклов Масютина. Их героями становились фантасмагорические и демонические существа, персонифицирующие силы зла, животные инстинкты, человеческие слабости и заблуждения. В 1907–1908 годах он создал цикл рисунков «Семь смертных грехов», в 1909 году - альбом офортов «Грех», а в 1910–1911 – альбом «12 офортов».
В.Н. Масютин (1884-1955). Смерть с косой. 1911-1912 гг.
В.Н. Масютин (1884-1955). Смерть. 1911 г. Картон, офсет. 28,5 х 36,3 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вдова. 1912 г. Бумага, офорт, акватинта. Размер доски 16 х 24,5 см.
Размер листа 25х35 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Милосердие. 1912 г. Бумага, офорт, медная доска. Размер доски 11,5 х 17,7 см.
Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Униженность. 1910 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Совесть. 1911 г. Бумага, офорт, сухая игла. 29,4х36 см. (17х25,5 см.).
Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Без названия (Любовь). Без названия (Любовь). 1911-1912 гг.
В.Н. Масютин (1884-1955). Без названия (Дама с зеркалом). 1911-1912 гг.
В.Н. Масютин (1884-1955). Экслибрис Б.А. Павловского. 1912 г.
Бумага, цинкография. 18 х 15 см.
Василий Масютин заслужил репутацию одного из ведущих русских граверов ХХ века. Тема человеческих пороков, занимавшая его с юношеских лет, будет продолжена в серии гравюр «Семь смертных грехов» (1918). Общепризнано, что офорты Масютина - это революция в русской гравюре, роль которой в начале века была сильно недооценена. Первоначально выполняя репродукционные задачи, в будущем сосредоточившись на жанрах пейзажа и портрета, русский офорт в руках современной драматургии Масютина говорит своим языком, его работы были наполнены острыми, психологическими и сильными чувствами.
Экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников (1908-1918) и Союза русских художников (1910-1917).
В.Н. Масютин (1884-1955). Молодой Бонза. Экслибрис. 1912 г. Бумага, офорт.
18,1 х 13,2 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств,
Свердловская обл.
В.Н. Масютин (1884-1955). Конец. 1913 г. Бумага, офорт. 24 х 29,5 см. Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Спящая женщина. 1913 г. Офорт, акватинта,
медная доска. 24 х 18 см.
В.Н. Масютин (1884-1955). За столиком. 1913 г. Бумага, офсет,
медная доска. 18 х 13 см. Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Гигант. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 x 12 см.
Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Тревога. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 x 24 см.
Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Погоня. 1912 г. Бумага, офсет, медная доска. 16 х 24 см.
Галеев Галерея, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Погоня. 1912 г. Бумага, офорт. 24,2 х 28,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). 1. Вдова I. 1914 г. 2. Вдова II. 1914 г. Бумага, офорт, акватинта. 35 х 25 см. (лист);
27 х 21 см. (доска). Частное собрание.
В.Н. Масютин в форме подпоручика. Фрагмент фотографии 1915 г.
В 1914 году В.Н. Масютин участвовал в Международной выставке печатного дела в Лейпциге. В том же году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника. К 1913–1914 годам относятся его офорты «Кабачок», «Сумерки», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль», «Любовь», «Конец», «Сломанный дом» и другие, где в гротескном ключе изображены обитатели трущоб и притонов.
В сентябре 1914 года Масютин был мобилизован на военную службу и два года провел на фронтах Первой мировой войны. 10 апреля 1917 года награждён Орденом Святого Станислава III-й степени. В начале 1917 года, в чине штабс-капитана, демобилизовался и возвратился в Москву. В марте 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины. Вошел в Профессиональный союз художников-граверов (СОГРАВ) и в Совет управления Румянцевским музеем. В 1918 году был приглашен на должность профессора Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).
В.Н. Масютин (1884-1955). Портрет жены Валентины Масютиной. 1914 г.
Бумага, карандаш, мел. 41 х 26 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина. 1914 г. Бумага, офорт.
35х28,5 см. (лист), 24,7х19,5 см. (оттиск). Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Слепые. 1916 г. Бумага, офорт, медная доска.
Размер доски 17,5 х 12,3 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Акробат. 1917 г. Бумага, офорт. 39,7 х 29,7 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.
В.Н. Масютин (1884-1955). На Буковине. Евреи в Туре-Гумор. 1917 г.
Бумага, офорт. 39,7х30 см. (26,5х20 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Граммофон. 1917 г. Бумага, офорт, медная доска. 21 x 27 см.
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Никогда не покупайте в частной лавке того,
что можно купить в своем кооперативе. Лавка купца Обдиралова. 1918 г.
Плакат. Цветная литография. 69 х 52 см.
В.Н. Масютин (1884-1955). Кооперация открыта для всех. Плакат. 1918 г.
Цветная литография. 68,6 х 50,8 см.
В.Н. Масютин (1884-1955). Ксилографический портрет А.С. Пушкина. 1918 г.
Размер 22,7 х 16,3 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Ксилографический портрет А.С. Пушкина. Фрагмент.
1918 г. 22,7 х 16,3 см. Частное собрание.
И еще один портрет Пушкина, уже нарисованный в эмиграции, в Берлине:
В.Н. Масютин (1884-1955). А.С. Пушкин. 1924-1927 гг. Бумага, офсет. 32 х 21 см.
В.Н. Масютин (1884-1955). Поход. 1917-1918 гг. Бумага, тушь, перо, кисть, 15 х 21 см.
Частное собрание.
В 1917–1918 гг. В.Н. Масютин создал офорты, посвященные войне и революции («В Буковине», «Победители», «1917-й год», «Манифестация» и др.), и новую серию офортов «Семь смертных грехов». Исполнил иллюстрации к книгам «Дон Жуан» Э.Т.А. Гофмана и «Иван в раю» А.В. Луначарского, циклы гравюр «Вино, карты и женщины» и «В городе», ксилографический портрет А.С. Пушкина. Участвовал в 24-й выставке Московского товарищества художников (1918), 4-й Государственной выставке картин (Москва, 1918-1919) и других выставках. В декабре 1920 г. провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея.
1908 В. Масютин. Семь смертных грехов. Оригинальные офорты. 1-е издание. Москва. Обложка. 2. Семь смертных грехов. Издание «Нева», Берлин, 1918 г.
В. Масютин. Семь смертных грехов. 17 оригинальных офортов и 6 репродукций. 1923 г. Частное издание.
[2] л., 23 л. илл. в паспарту. 45 х 32 см. Обложка и титульный лист.
Цикл рисунков «Семь смертных грехов» Н.В. Масютин создал в 1907–1908 годах, в 1917-1918 года Масютин написал новую серию офортов с этим же названием. Это одна из наиболее значительных офортных сюит художника, его «лебединая песня», оказавшая огромное влияние на формирование стиля и совершенствование техники автора. Недаром, только эта работа была переиздана автором уже будучи в эмиграции, в Берлине в 1923 году.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 1. Муж. Гнев. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 33,8х27 см. (23,5х17,8 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 2. Зависть. Старик. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 2А. Зависть. Старуха. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 3. Леность. Барин. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 (23,5х175 см). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 3А. Леность. Барыня. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 36,9х27 см. (23,5х17,4 см.). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 4. Скупость. Проповедь. 1908-1923 гг.
Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,5 см). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 5. Чревоугодие. Рынок.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 34х26,5 см. (23,5х17,4 см). Коллекция В.С. Геворкяна.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 6. Сладострастие. Похоть.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 41 х 31 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Семь смертных грехов. 6. Гордыня. Высокомерие.
1908-1923 гг. Бумага, офорт. 45 х 32 см. Частное собрание.
Развивая традицию символизма, – в обход элегической историчности и самодовлеющего эстетизма «Мира искусства», – В.Н. Масютин тяготел к мрачным и фантасмогоричным темам. Главной сферой творческих интересов будущего мастера стал офорт. Эта сложнейшая, прихотливая техника не пользовалась популярностью в Москве. Поэтому Масютину пришлось осваивать ее самостоятельно, практически в одиночку. Графическая манера художника, столь необычная для России, сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Обращением к современной западной гравюре объясняются образы и сюжеты первых графических циклов Масютина. В 1919–1920 гг. художник написал фантастические романы «Царевна Нефрет» и «Дни творения», сопроводил их ксилографиями.
Автор и художник книги В.Д. Масютин. Фантастический роман «Царевна Нефрет».
Москва, 1919 г. 1 л.; 33×23 см. (папка), 31×23 см. (лист). Обложка.
В. Масютин. Царевна Нефрет. Современное издание. 2. Царевна Нефрет. Двое из одного. Роман и повесть.
Москва, Издательство «Арктида», 2018 г. Обложка и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к фантастическому роману В. Масютина
«Царевна Нефрет». 1919 г. Ксилография 30,3 х 23,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций.
В.Н. Масютин (1884-1955). Немецкий египтолог Роберт Райт.
Иллюстрация к фантастическому роману В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация к главе «Любовь»
фантастического романа В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 1 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 2 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация 3 к фантастическому роману
В. Масютина «Царевна Нефрет». 1919 г.
В 1918 г. В.Н. Масютин обратился к литографии и ксилографии.
Выполнил циклы гравюр на дереве к своим фантастическим романам «Царевна Нефрет», «Дни творений».
Василий Николаевич баловался различными техниками гравировки, везде стремясь достичь совершенства. Альбом ксилографии «Упаси дерево» (1922), созданный по мотивам пушкинского шедевра, серия листов литографий «В городе» (1920) - каждый по-своему значительное явление русской печатной графики. Обе эти серии представлены на выставке пластинок наследия художника, в искусстве послереволюционного периода они представляют собой веху в поиске новых форм художественного творчества.
В.Н. Масютин (1884-1955). Иллюстрация из альбома «Офорты». 1920 г.
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «В городе. 6 литографий».
Москва, 1920 г. Обложка.
В.Н. Масютин (1884-1955). Реклама клея «Сила». Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, литография. 32,5 х 30,2 см. Калужский музей изобразительных искусств.
В.Н. Масютин (1884-1955). Женский портрет. Из альбома «Офорты».
1920 г. Бумага, офорт. 25 х 16 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Женщина с детьми. 1920-е гг. Бумага, офорт.
28,5х22,5 см. (лист), 18х13 см. (оттиск). Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, литография.
В.Н. Масютин (1884-1955). Ложа. Из альбома «В городе. 6 литографий». 1920 г.
Бумага, офорт красным тоном, Л 40х30 см. (лист); 23х18 см. (доска).
В.Н. Масютин (1884-1955). Из альбома «В городе. 6 литографий». 1920 г.
Бумага, литография. 46 х 37 см. Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Сумерки. Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, офорт, акватинта. 30х21 см. (лист); 12х9 см. (доска).
Частное собрание.
В.Н. Масютин (1884-1955). Продавец супа. Из альбома «В городе. 6 литографий».
1920 г. Бумага, перо, кисть, сепия, графит. 23,2 х 16 см. Частное собрание.
Героями В.Н. Масютина становились фантасмагорические и демонические существа, персонифицирующие силы зла, животные инстинкты, человеческие слабости и заблуждения. Трудно сказать, почему у художника возник такой пристальный и устойчивый интерес к феномену греха, но именно вариации этой темы постоянно занимали его воображение. Офортная сюита «Семь смертных грехов» поражает своей сложностью и фантастичностью образов, в ней ясно выступают все типические черты и склонности Масютина как художника. В 1920 году он работал над большой антиалкогольной серией станковых ксилографий «Вино, женщины и карты».
В.Н. Масютин (1884-1955). Альбом «Вино, женщины и карты. 16 листов ксилографий».
1920 г. Обложка. Российская государственная библиотека, Москва (б. Ленинка).
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (1). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х5,5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (2). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5х5,5 см). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (3). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (9,5х7 см). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (4). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х5,5 см.) Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (5). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х5,5 см.) Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (6). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х6 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (7). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х6 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (8). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (6х6,5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (9). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6 см.). Российская государственная библиотека.
В своих кошмарно-фантастических видениях Масютин выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми. Кажется, художник хочет показать нам, как силы, исконно заложенные в человеческой природе, влекут их к пропасти греха, как над ними тяготеет проклятие порока и делает их слабыми и ничтожными игрушками в руках судьбы, не знающей ни жалости, ни справедливости. Эти мысли отмечены и глубиной, и творческой оригинальностью формы. Художник выражает их в сложных комбинациях остроумно выбранных символов, в произвольном нереальном сочетании разнородных форм, из которых состоят его чудовища.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (10). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (11). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6,5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (12). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (5,5х6,5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Вино, женщины и карты. Иллюстрация (13). 1920 г.
Бумага, ксилография. 22,5х18 см. (7х6,5 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина (1). 1920-е гг. Бумага, ксилография.
27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина (2). 1920-е гг. Бумага, ксилография.
27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека, Москва.
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина в кабаке (3). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина на улице (4). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Мужчина и женщина на тротуаре (5). 1920-е гг.
Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см.). Российская государственная библиотека.
В.Н. Масютин (1884-1955). Нищая. 1920-е гг. Бумага, ксилография. 27х20 см. (17х14 см).
Российская государственная библиотека, Москва.
Его первые офорты – это сложные шарады. Творчество В.Н. Масютина занимает особое место в истории русского искусства. Слишком самобытен его творческий путь, слишком самостоятелен, как в технике гравюры, так и в литературной, мировоззренческой основе творчества. В своем творчестве тяготел к символизму с элементами гротеска, мистики, сюрреализма. После Первой мировой войны работал в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины, преподавал искусство офорта в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). В 1920 году В.Н. Масютин, приняв латвийское гражданство, эмигрировал в Ригу. С 1921 г. жил в Берлине. И уже в Штутгарте, в Германии вышел еще один шедевр иллюстрации Масютина – рассказ или повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag Julius Hoffmann, 1920 г.– [6], 96 стр., илл.; 25 х 17,5 см. Обложка и титульный лист.
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (1). Портрет Н.В. Гоголя.
В.Н. Масютин (1884-1955 Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (2).Экслибрис владельца книги.
В.Н. Масютин (1884-1955). Хозяин с квартальным у Чарткова перед портретом.
Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag Julius Hoffmann, 1920 г.
Бумага, цинкография. 24,1 х 16,9 см. Дом Гоголя, мемориальный музей
и научная библиотека, Москва. Иллюстрация (3).
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (4). Бумага, цинкография.
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (5). Бумага, цинкография.
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (6). Бумага, цинкография.
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (7).
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (8).
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (9).
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (10).
В.Н. Масютин (1884-1955). Николай Гоголь. Портрет. Новелла. Издательство Stuttgart Verlag
Julius Hoffmann, 1920 г. Иллюстрация (11).
В.Н. Масютин (1884-1955). Автопортрет. 1918 г. Бумага, карандаш. 27 х 20 см.
Частное собрание.
Первая персональная выставка В.Н. Масютина состоялась в 1920 году в Румянцевском музее в Москве. Сам художник в день открытия покидает Россию, как оказалось, навсегда. Долгие годы берлинской эмиграции были для Масютина плодотворными: он занимался книжной иллюстрацией, выпустил около 40 публикаций в русской литературе, многие из которых вошли в классику русского книжного дизайна ХХ века, работал в рекламе (в том числе в компании Lufthansa ), кино и театра (в сотрудничестве с Михаилом Чеховым), а также часто выступал в качестве искусствоведа, размещая статьи в авторитетном журнале Gebrauchsgraphik («Прикладная графика»).
ИСТОЧНИКИ
Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Монография. Москва,
Издательство «Искусство ХХI век», 2005 г. – 384 стр., илл. Тираж 3000 экз.
Отпечатано в Италии.