Одним из многих учеников Константина Алексеевича Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) был Алексей Владимирович Исупов (1889-1957), впоследствии живописец-реалист, импрессионист, автор сюжетных картин, пейзажей, портретов, натюрмортов, иконописец и скульптор. Исупов учился в МУЖВЗ с 1908 по 1913 год у А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.А. Серова, C.В. Малютина. Он поступил туда после обучения в вятских иконописных мастерских А.М. Черногорова и В.И. Кротова, когда ему было девятнадцать лет. К тому времени он уже имел небольшой выставочный опыт с 1906 года и огромное желание стать художником-живописцем. Большую поддержку в этом ему оказал Аполлинарий Михайлович Васнецов. Огромный живописный опыт Исупов приобрел во время службы в армии и пребывания в Средней Азии – Ташкенте, Самарканде и др. В 1921 году Исупов с семьей возвратился в Москву.
Алексей Исупов. Фотография 1926 г.
Осенью 1921 года Алексей Исупов с семьей смог вернуться в Москву. На первых порах Алексея Владимировича угнетали неустроенность с жильем и материальные трудности. В этот сложный, напряженный период ему в прямом смысле слова приходилось бороться за существование. Помогали земляки Виктор и Аполлинарий Васнецовы. По их рекомендации в 1924 году Исупов вошел в Комиссию по улучшению быта ученых, что в какой-то мере облегчило его материальное положение в столице. Исупов по свежей памяти продолжал писать картины с восточными сюжетами и принимал участие в выставках Товарищества художников-передвижников, Союза русских художников, Общества художников московской школы, содействовал созданию на малой родине Вятского городского историко-художественного музея и преподнёс музею в дар свою картину «Северный пейзаж».
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Во дворе мечети Тилля-Кари. 1920-е гг. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. 1921 г. Картон, масло. 37,5 х 50 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Рынок у самаркандской мечети. 1921 г. Холст на картоне, масло. 44,5 x 51,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Регистан. Общий вид Шахи-Зинда. 1920-е гг. Холст, масло. 61 х 80 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Шахи-Зинда. 1921 г. Холст на картоне, масло. 40 x 50 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Внутренний двор медресе мечети Тилля-Кари. 1924 г. Картон, масло. 71,5 х 83,5 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. 1923 г. Холст на картоне, масло. 43,5 x 57,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 27.500 фунтов.
А.В. Исупов (1889-1957). Базар в Самарканде. 1923 г. Холст, масло. 50 х 60,5 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Горшечный базар. 1921 г. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Дервиши на площади Регистана. 1920-е гг. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Восточная упряжка. 1920-е гг. Открытка.
В 1922 году А. Исупов вступил в члены Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как и другие художники, писал картины на революционные темы и портреты государственных деятелей, создал работы, посвящённые революционной тематике: «Минусинская ссылка», «Ликвидация красными десанта Назарова», «Бой у Аральского моря». А также руководил подготовкой альбома «Великая революция и жизнь Красной Армии», по заданию АХРР работал над картиной «В.И. Ленин, играющий в шахматы». Эта деятельность художника была оценена по достоинству; его работы выдвинули на выставку советского и зарубежного искусства в Соединенных Штатах Америки в 1924-1925 гг. В 1926 году во Дворце труда профсоюзов была показана его картина «Проводы Ленина в Колонном зале», посвящённая похоронам вождя первого социалистического государства. Кстати, в сети нет изображений ни одной из перечисленных картин.
А.В. Исупов (1889-1957). 1. Самарканд. Триумфальная арка у Мавзолея Гур-Эмира. 2. Самарканд.
Коридор Шахи-Зинда. 1920-е гг. Открытки.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Минареты. 1920-е гг. Бумага, акварель. 26 х 26 см.
Аукцион АРТ-СОЮЗ, Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Медресе Сафед, Самарканд. 1921 г.
Бумага на картоне, акварель. 33, 5х 25 см.
Аукционный дом BonArt, Алматы, Казахстан.
А.В. Исупов (1889-1957). Двор в Самарканде. 1921 г. Картон, масло. 49 x 60 см.
Аукцион Pandolfini Casa d'Aste, Флоренция, 2016 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Восточная кузница. 1920-е гг. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Старик. Аксакал. Холст, масло. 80,5 х 65 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2011 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Мужчина в восточном костюме. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Холст, масло. 108,5 х 86,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Киргизская семья. 1921 г. Картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Мать и дети. 1921 г. Фанера, темпера. 80 х 65 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Отец с детьми. 1921 г. Картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.В. Исупов. Фотография с автографом, 1929 г.
В феврале 1925 года обострилась болезнь художника – костный туберкулез. Несмотря на две перенесённые операции и последующую реабилитацию на грязевом курорте в Соль-Илецке Оренбургской области, болезнь прогрессировала. Врачи настоятельно советовали художнику сменить климат в связи с изнурявшей его болезнью суставов. Официальная версия отъезда состояла в том, что в Италию Исупов был командирован для выполнения заказа ВЦСПС на создание монументальной композиции (картины) «Парад Первого профсоюзного праздника физкультуры». И в 1926 году Алексей Владимирович выехал на лечение в Италию, а точнее – в Рим, где давно мечтал побывать. Не только погода, морской климат помогли ему забыть о болезни. Вся обстановка свободы, творчества, путешествий по Италии содействовала его успехам в живописи.
А.В. Исупов (1889-1957). Самарканд. Вход в мечеть Шахи-Зинда. 1921 г. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Узбечка. 1921 г. Холст, масло. 59,5 х 50 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Старший брат (Три лица. Узбеки). 1921 г. Дерево, темпера.
60 х 50 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Продавец арбузов. 1921 г. Бумага, гуашь 29,5 х 22,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Ташкент. Восточный музыкант. 1921 г. Открытка.
А.В. Исупов (1889-1957). Женщина, предлагающая чай и фрукты. 1921 г.
Холст, масло. 80 х 64,5 см.
А.В. Исупов (1889-1957). Продавец фарфора. 1921 г. Дерево, темпера. 80 х 65 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Чайханщик. 1921 г. Фанера, темпера, позолота. 79 х 64,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.В. Исупов (1889-1957). Соляные копи. 1924 г. Холст, масло. 72 x 81 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.В. Исупов (1889-1957). Жанровая сцена. 1920-е гг. Холст, масло. 80 х 98,5 см.
Таганрогский художественный музей.
А.В. Исупов (1889-1957). Наем безработных у трактира в царское время. Открытка. 1933 г.
А.В. Исупов (1889-1957). В Москве. 1923-1924 гг. Картон, масло. 32 x 40 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет. Холст на картоне, масло. 56,5 x 44 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
В Риме А.В. Исупов снял мастерскую и сразу же приступил к работе. Дописывал то, что привез с собой, трудился над созданием новых произведений, будучи свободным в своем творческом выборе. Обосновавшись в Риме, Исупов завоевал признание и славу «прекрасного рисовальщика и волнующего живописца». Писал пейзажи Италии, жанровые сцены, романтические портреты девушек с цветами. Любил изображать лошадей. Продолжал свою туркестанскую серию, по памяти писал картины русской природы. В 1920-е гг. его мастерскую посещали приезжавшие в Рим советские художники С.Т. Конёнков, А.М. Герасимов, Ф.С. Богородский, Г.Г. Ряжский. В Италии Исупов встречался с М. Горьким, тесно общался с послом СССР в Риме Д. И. Курским.
Уже в 1926 году, вскоре после приезда из России, Алексей Владимирович Исупов устроил первый показ своих произведений. В 1928-1929 годах его выставки прошли в Риме и Милане. Картины Исупова начали приобретать музеи, о нем писали газеты, художника называли «настоящим откровением». В дальнейшем он регулярно становился экспонентом персональных и групповых выставок (всех итальянских и международных). В 1920-е гг. его картины продолжали появляться на советских выставках.
А.В. Исупов (1889-1957). Мать и сын. 1920-е гг. Холст, масло. 79,5 х 63,1 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 2.000.000 - 3.000.000 руб.
А.В. Исупов (1889-1957). Вид Марина Гранде. 1927 г. Картон, масло. 25 х 33 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2011 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Утро. Капри. 1927 г. Холст на картоне, масло. 44,8 x 50 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Капри. 1927 г. Картон, масло. 20 x 22,6 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Купальщики в Леванто. 1927 г. Холст, масло. 44,4 х 55 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Эстимейт EUR 10.000 - 15.000 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). Морской пейзаж с лодкой. 1927 г. Картон, масло. 12,6 x 17,7 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Вид Марина Гранде. 1927 г. Картон, масло. 24,5 х 33 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2011 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Летний день у озера Неми близ Рима. 1927 г. Холст на картоне, масло.
32 х 36,3 см. Российская государственная художественная галерея, Севастополь.
А.В. Исупов (1889-1957). Капри. Холст на картоне, масло. 40 х 50 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Домик у моря. Холст на картоне, масло. 40 х 46 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Вход в часовню. 1927-1928 гг. Картон, масло. 24,2 x 16,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957), атрибуция. Итальянский пейзаж с руинами.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет (поясной). 1930 г. Холст, масло. 80 x 65,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
К моменту переезда в Италию мастер выработал собственный стиль. Сохраняя верность реалистической традиции и русскому импрессионизму, Исупов проявлял живой интерес к иным направлениям в искусстве. В Риме его живописная манера изменилась: цвет стал более ярким и интенсивным, композиция - лаконичной, с эффектом театрализации.
Многочисленные путешествия по стране обогатили его новыми впечатлениями, открыли широкие возможности для изучения наследия великих мастеров в музеях Италии. В поездках он писал пейзажи, иногда ограничивался этюдами и эскизами, наполняя многие свои произведения поэтическими воспоминаниями о родине. Большинство пейзажей на русские мотивы Исупов создавал, фантазируя, по памяти или по этюдам, привезенным из России («Порт на Волге», «Пейзаж с женской фигурой», оба 1935 г.).
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет З.П. Соловьева. 1924 г. Холст, масло. 94 х 120 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Калмыкия, Элиста.
Зиновий Петрович Соловьёв (1876-1928) - медик, революционер, один из организаторов советского
здравоохранения, заместитель Наркома здравоохранения РСФСР, основатель «Артека».
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет художника Hиколая Николаевича Хохрякова (1857-1928).
1922 г. Холст, масло. 68 x 55,5 см. Брянский областной художественный музей.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет итальянского художника Джузеппе Фурлани (1888-1957).
1920-е гг. Бумага, пастель.
А.В. Исупов (1889-1957). Женский портрет. 1920-е гг. Бумага, пастель.
А.В. Исупов (1889-1957). Две цыганки. 1925 г. Холст на картоне, масло. 77,5 х 66 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Итальянки с детьми. 1928 г. Холст на картоне, масло.
54,5 x 39,7 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Мать в Сканно. 1928 г. Холст, масло. 50,8 х 40,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2007 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Женщина из Сканно. 1928 г. Холст, масло. 93 х 75 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Женский портрет. Конец 1920-х гг. Холст, масло. 100 х 75 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Лето, или Девушка с вазой. 1930-е гг.
Холст, масло. 100 х 69,5 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет. Вторая треть ХХ в. Холст, масло. 52 х 42,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 1.500.000 - 2.000.000 руб.
Творчество Алексея Исупова в итальянский период многогранно. Он обращался к различным жанрам (от натюрморта до анималистики), но популярность приобрел как портретист. Обращаясь к портретному жанру, он разрабатывал разнообразные приемы для решения живописных задач: стремился найти сложный ракурс, обычно выбирал низкую точку зрения для того, чтобы передать динамику развития композиции, большое значение придавал контрасту света и тени. Живописная манера, в которой исполнены его полотна, кажется импровизационной, однако в действительности каждое из них хорошо «срежиссировано» в соответствии с поставленной задачей.
А.В. Исупов (1889-1957). Элегантная синьора (Портрет жены художника). После 1927 г.
Холст, масло. 100 x 70 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2005 г. Лот продан за EUR 13.640 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). Женщина с попугаем. 1930-е гг. Холст, масло. 97,8 х 69,9 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2004 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Дама в кресле. 1930-е гг. Холст, масло. 100 х 70 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Дама с зеркалом. 1930-е гг. Холст, масло.
Аукцион Galleria d’arte Alessandro Biffanti, Милан, 2018 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Дама с бокалом. 1930-е гг. Холст, масло. 80 х 65,5 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Женский портрет. 1920-е гг. Холст, масло. 98 х 72,5 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Девушка с розой. 1930-е гг. Холст, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Прогулка. 1930-е гг. Холст, масло. 100 x 70 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Алексей Владимирович и Тамара Николаевна Исуповы, Рим.
Фотография 1936 г.
Созданные в этот период портреты и автопортреты нередко построены на контрасте черного и белого со всем богатством оттенков, что заставляет вспомнить изысканную живопись одного из учителей Исупова - Валентина Серова. Своеобразную оценку первых портретов, написанных художником в Италии («Женщина из Сканно», «Итальянки с детьми», оба - 1928), дал М. Бианкале, отмечавший, что, «изображая итальянских женщин в черных костюмах, Исупов придавал им русскую чувствительность, лишая их специфических особенностей местного характера, что придавало образу особую экспрессивную выразительность». Автор старался выявить индивидуальность в образах молодых итальянок, уловить характерное движение моделей, запечатлеть их выразительные позу или жест.
И в этих соревнованиях картин А.В. Истомина с итальянскими пейзажами и портретами синьорин победила Русская Деревня!
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет дамы в русском костюме. 1931 г.
Холст на картоне, масло. 64,5 х 49,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.
А.В. Исупов (1889-1957). Русская деревня. 1925 г. Картон, масло. 73 х 82,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
А.В. Исупов (1889-1957). Пейзаж с домом и лошадью. 1925 г. Картон, масло. 40 x 51,3 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Стадо коз в лесу. 1930-е гг. Холст на картоне, масло. 40 x 54,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Деревенская улица. 1925 г. Фанера, масло. 23,8 х 30,6 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
А.В. Исупов (1889-1957). Сцена на рынке. 1920-е гг. Дерево, масло. 29,8 х 49,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
А.В. Исупов (1889-1957). На базаре. 1926 г. Оргалит, масло. 25 х 38,5 см.
Аукцион Casa d’Aste Vincent Galleria, Неаполь, Италия, 2012 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Остановка на тракте. 1926 г. Холст, масло. 70 x 100 см.
Аукцион Pandolfini Casa d'Aste, Флоренция, 2015 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Во дворе (В ожидании хозяина). До 1925 г. Холст, масло. 73 х 83 см.
Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина.
А.В. Исупов (1889-1957). Крестьяне в сельской местности в Италии. 1925 г. Картон, масло. 49 х 60,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.
А.В. Исупов (1889-1957). На конюшне. 1925 г. Дерево, масло. 25,5 х 33 см.
Галерея Arcuti Fine Art, Турин, Италия.
Тамара Николаевна Исупова. Фотография 1933 г.
Обращаясь к портретному жанру, А.В. Исупов разрабатывал разнообразные приемы для решения живописных задач: стремился найти сложный ракурс, обычно выбирал низкую точку зрения для того, чтобы передать динамику развития композиции, большое значение придавал контрасту света и тени, использовал особенности пленэрно-импрессионистической живописи. Нередко эти полотна производят впечатление импровизаций, однако в действительности каждая композиция тщательно срежиссирована в соответствии с поставленной задачей («Портрет жены художника. За прялкой», 1930-е; «Женщина с подносом», 1942; «Перед зеркалом», 1944; «Автопортрет с собакой Ватрушкой», 1943).
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет жены художника. За прялкой. 1930-е гг.
Холст, масло. 106 х 82,5 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых,
г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет жены художника с корзиной цветов.
Конец 1920-х – начало 1930-х гг. Холст, масло. 100 x 74,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет женщины в розовом сарафане. 1930-е гг.
Холст, масло. 100,5 x 65 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых,
г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Мужчина с гитарой. 1930-е гг. Холст, масло. 81,5 x 60 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Весенний пейзаж. 1925-1930 гг. Холст, масло. 60,5 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2008 г. Эстимейт EUR 18.000 – 25.000 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). Пейзаж с женской фигурой. 1935 г. Холст, масло. 70,5 x 100 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). У стойла. 1930-е гг. Холст, масло. 40 х 50 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Сельская идиллия (1). 1930-е гг. Фанера, масло. 25,5 х 33 см.
AI Аукцион, Москва, 2021 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Сельская идиллия (2). 1930-е гг. Фанера, масло. 25,7×33 см.
Аукцион BLINDARTE-BLINDHOUSE S.R.L., Неаполь, Италия, 2021 г.
При жизни Алексей Исупов всегда был очень популярным и востребованным автором. Западные критики отмечали «широкий размах кисти, тонкий анализ деталей, стремление к правде», но особенно его произведения любили за «нежные краски». Что бы ни создавал художник, во всем в полную силу раскрывался его талант, мощно выразившийся в гармоничной, чистой палитре картин. Весь творческий путь мастера отражает верность традициям русской школы, его искусство продолжает и сегодня волновать своей искренностью и эмоциональной правдивостью, позволяя оценить художника как яркое явление в контексте русского и мирового искусства.
А.В. Исупов (1889-1957). Купальщицы. 1930 г. Холст, масло. 65,5 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2010 г. Эстимейт EUR 20.000 – 30.000 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). Обнаженная. 1930 г. Холст, масло. 30,5 х 42,5 см. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Обнаженная на фоне ковра. 1936 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Купальщицы. 1930-1940-е гг. Холст, масло. 99,8 x70,4 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2015 г. Эстимейт $25.000 - 50.000 дол.
А.В. Исупов (1889-1957). Пикник. 1940-е гг. Холст, масло. 54,5 х 40 см.
Собрание галереи «Веллум», Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Сбор ягод в лесу. Картон, масло. 34 х 45,5 см.
Аукцион, MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г.
А.В. Исупов (1889-1957). В ожидании свадьбы (Waiting for the wedding). 1935 г. Холст, масло. 40 х 50 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена.
А.В. Исупов (1889-1957). Мужик с двумя лошадьми и санями. 1934 г. Холст, масло. 65 х 80,5 см.
Аукцион, MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2016 г.
А.В. Исупов (1889-1957). У конюшни. Конец 1940-х -начало1950-х гг. Холст, масло.
Собрание галереи «Веллум», Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Верховой. Втор. пол. 1940-х гг. Фанера, масло. 50 х 70 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2008 г. Эстимейт EUR 25.000 – 35.000 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). На вздыбленном коне. 1930-е гг. Картон, масло. 28,7 х 48 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Туристские упряжки близ вулкана Этна. 1940 г. Холст, масло. 24,3 х 39 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет Федора Шаляпина (с кружкой пива). 1930-е гг.
Холст, масло. 100 х 75 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Федор Шаляпин хоть и родился в Казани, но его родители были из Вятской губернии. С Исуповым они были, якобы, одних корней. Может быть, поэтому они так похожи на портретах. Однако, когда пишут, что Исуповы и Шаляпины были родственниками – не верно, это седьмая вода на киселе. Один дотошный блоггер (как правильно пишется – блогер или блохер?) подсчитал, что Фёдор Иванович Шаляпин был 11-юродным братом деда Алексея Исупова. Вот как!
В 1929 году Шаляпин в Королевской опере в Риме спел Бориса Годунова. Художник А.Н. Бенуа вспоминал, как после спектакля всей компанией отправились ужинать в ресторан, именуемый «Библиотекой» и расположенный в бесконечных извилистых погребах, своды которых были заставлены, наподобие книжных полок, бутылками. По просьбе Горького Шаляпин запел, наполнив лабиринт погребов своим могучим голосом, на который сбежались из самых дальних уголков любопытные посетители и служащие этой оригинальной «Библиотеки». В 1934 году в неаполитанском театре «Сан Карло» Шаляпин поставил оперу А.П. Бородина «Князь Игорь», в которой исполнил сразу две роли – хана Кончака и Владимира Галицкого.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет итальянского архитектора Армандо Бразини
(1879-1965). 1932 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет художника Александра Михайловича Герасимова
(1881-1963). Этюд. 1934 г. Холст, масло. Х или Карт, м. 77 х 63 см.
Мичуринский краеведческий музей, Тамбовская обл.
А.В. Исупов (1889-1957). Молодая женщина с белым веером. 1937 г. Холст, масло. 81 х 60 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). В ритме карнавала. 1937 г. Холст, масло. 150 х 95,5 см.
Аукцион Casa d'aste Farsettiarte, Прато, Италия, 2019 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Портрет женщины в белой кофточке. 1935 г. Холст, масло.
100 х 70 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Женщина в черных перчатках. 1937 г. Холст, масло. 99,5 x 70 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Юноша. Этюд к картине «Дети Ле Руа». 1938 г.
Картон, масло. 40 x 30 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых,
г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Женский портрет. В саду (Сирень). 1940 г.
Холст, масло. 100 x 69 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых,
г. Киров.
А.В. Исупов (1889-1957). Элегантная дама (Портрет жены художника). 1940-е гг.
Холст, масло. 82 х 61 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2002 г.
А.В. Исупов (1889-1957). Натюрморт с супницей и рыбой. 1925-1930 гг. Картон, масло. 65 х 78 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2007 г. Эстимейт EUR 12.000 – 18.000 евро.
А.В. Исупов (1889-1957). Натюрморт с серебряным подносом. 1940-е гг. Холст, масло.
Собрание галереи «Веллум», Москва.
А.В. Исупов (1889-1957). Натюрморт со шляпой. 1940-е гг. Холст, масло. Собрание А. Алешковой.
А.В. Исупов (1889-1957). Кукла-автомат. Холст, масло. 55 х 47 см.
Частное собрание.
А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет в соломенной шляпе. 1942 г.
Картон, масло. 80 х 55 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых,
г. Киров.
Самое трудное время Алексею Исупову пришлось пережить в годы Второй мировой войны. Художник не мог оставаться в стороне от борьбы с установленным в Италии фашистским режимом. Он активно помогал движению итальянского Сопротивления (Resistenza italiana), укрывал в своём доме бежавших из плена солдат Красной Армии. Когда Италия освободилась от фашистов, Исупов организовал в Риме выставку «Искусство против варварства», на которой показал картины, посвященные Сопротивлению. Кроме того, помощь итальянскому Сопротивлению стала одним из мотивов решения руководства галереи Уффици приобрести автопортрет художника.
ИСТОЧНИКИ
Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. Монография. Москва,
Издательство «Искусство-ХХI век», 2005 г. – Стр. 310.