Николай Васильевич Мещерин (1864-1916). Фотография 1886 г.
Николай Васильевич Мещерин (1864 -1916) - русский художник, работавший в жанре импрессионистического пейзажа.
Долгое время о русском импрессионизме говорить было не принято – вначале не было подходящего термина, потом импрессионизм впал в немилость у советской власти. Несмотря на то, что «чистых» импрессионистов в истории русского искусства не найти, через увлечение этим течением прошли практически все живописцы рубежа XIX и XX веков. Вопрос о том, был ли импрессионизм в русской живописи до сих пор остается открытым. Грабарь, Коровин, Малявин, Серов – вот имена художников, которые в той или иной мере восприняли это импрессионистическое обновление, пришедшее из Европы. В их живописи было и минутное впечатление, и эксперименты с цветовой палитрой, фактурой, и наслаждение цветом. Но какие бы «эпитеты» и «заимствования» не обновляли живописный язык вышеперечисленных художников, в их композициях всё же господствует «синтаксис» академической школы. В этом смысле Н.В. Мещерин оказался художником особенным. Природа щедро одарила его талантом, но профессионального художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у И.Э. Грабаря. В.В. Переплётчикова, М.Х. Аладжалова и А.М. Корина.
Николай Васильевич Мещерин. Фрагмент фотографии 1886 г.
Николай Васильевич Мещерин родился 16 (28 февраля по новому стилю) 1864 года в Москве в богатой купеческой семье: его отец, купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Ефремович Мещерин, был основателем Даниловской мануфактуры. По воле отца учился в Московской практической академии коммерческих наук, а после смерти отца, как старший сын, был вынужден принять управление делами, не окончив курса академии. Но к управлению сложным финансово-промышленным механизмом у него не было никакого интереса.
Дугино. Охотники, 16.11.1886 года. Фотография Н.В. Мещерина из личного собрания Н. Гагмана.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж с цветущей сиренью. 1897 г. Холст на картоне, масло. 30 х 31,2 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. Этюд. 1898 г. Картон, масло. 16,9 х 22,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Тройка. Луна. 1899 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. 1900 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Цветущая вишня. 1899 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Первый снег. 1899 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Дугино. Дорога к станции. 1900 г.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Закат. 1900-е гг.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревня. 1900-1910-е гг. Бумага, пастель. 30 х 40 см.
Тульский областной художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес. 1900-1910-е гг. Бумага, пастель. 40 х 30 см.
Тульский областной художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1900-1910-е гг. Картон, масло. 67,5 х 100 см.
Рославльский историко-художественный музей, Смоленская обл.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Комната столяра В.В. Гусева в Дугине. 1900 г.
Частное собрание.
Н.В. Мещерин. Автопортрет в зеркале. Фотография. 1886-1887 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Значительно больше Николая привлекало искусство. Сначала Н.В. Мещерин увлёкся фотографией. До сегодняшнего дня дошло 48 его подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее реставратором Николаем Гагманом более десяти лет назад и хранились в запасниках. А затем Мещерин стал делать картины из сушёных трав и цветов.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поля. 1900-е гг. Холст, масло. 36 х 99 см.
Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Заря над рекой. Погост. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Архитектурный мотив. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). На паперти. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). На паперти, 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Гульбище. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Церковь в Плёсе. Смеркается. 1902 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). В сумерках. 1903 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ветреный день. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 36,5 х 50 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Сарай. 1900-е гг. Галерея АртПанорама, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1900-е гг. Картон, масло. 66 х 96 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ранняя весна. Деревня. 1900-е гг. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Декабрь. 1901 г. Холст, масло. 40 х 60 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Н.В. Мещерин. Фотография. Конец XIX века.
В 33 года Николай Мещерин оставляет успешный семейный бизнес и уезжает подальше от московской суеты в тихую усадьбу Дугино, где приступает к занятиям живописью, берется за кисть и посвящает закатные и предрассветные часы работе на пленэре с мольбертом. Усадьба в 28 верстах от Москвы в живописной излучине реки Пахры стала для Мещерина тихим уголком, миром без суеты. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками, в том числе у В.В. Переплётчикова, который был товарищем Мещерина по Практической академии. Он также брал уроки у М.Х. Аладжалова и А.М. Корина.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Кончается зима. 1900-е гг. Холст, масло. 45 х 59 см.
Аукцион «Auction № 97», Москва, 2022 г.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревенский праздник. 1902 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). У ворот. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Улица в Плёсе. 1902 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Избы. 1902 г. Холст, масло. 48 x 58,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. 1901 г. Холст, масло. 45 х 59 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Из окна дома Коробковой. 1902 г. Картон, масло. 34 х 32 см.
Частное собрание.
Москва. Особняк купца Трифона Коробкова на Пятницкой ул. Современная фотография.
Когда Николай Мещерин выезжал в Москву, то останавливался в красивом особняке купца Трифона Коробкова на Пятницкой улице. Он снимал квартиру на втором этаже дома. Этот богатый особняк в эклектичном стиле был построен в 1866 году и перестроен спустя 28 лет знаменитым архитектором Львом Кекушевым.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний пейзаж. 1901 г. Холст, масло. 44 x 56 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер ранней весны. 1902 г. Собрание Е.В. Ляпуновой.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Березки. 1900-е гг. Бумага серая, пастель. 42,5 х 29,4 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). У перевоза. 1901 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ночь над рекой. 1902 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ночь в деревне. 1900-е гг. Холст, масло. 36,3 х 56,3 см.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Усадьба в Дугино. 1900-е гг. Фотография Н.В. Мещерина из личного собрания Н. Гагмана.
Картины Мещерина отличаются разнообразием живописных решений, не связанных между собою постепенной эволюцией творческой манеры автора, а всецело зависящих от состояний изображаемых им явлений природы. Его пастели альбомного формата показывают великолепие мотивов постоянно меняющейся натуры. В поисках новой выразительности Николай Васильевич Мещерин не всегда был ровным в своем искусстве. Вместе с тем он всегда оставался поэтом живой природы.
Две его картины были приобретены в Третьяковскую галерею: одна в 1903 году - «Избы» (1901) и «На пашне» (1904) - в 1907 году. Но в 1910 году на VIII выставку «Союза русских художников» он дал только одну из лучших своих работ - «Сирень» (1905) и потом три года не выставлял ничего. Видимо, Мещерин, человек весьма состоятельный, опасался, что его успех затронет интересы других художников, живших своим трудом. Вскоре была написана картина «Осенняя лунная ночь» (1906-1907), пополнившая коллекцию В.О. Гиршмана.
В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Девушка в красной юбке. 1903 г. Холст на картоне, масло. 49 х 66 см.
Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. 1903 г. Холст, масло. 43 х 58,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний пейзаж. 1903 г. Холст, масло. 49,8 х 61,3 см.
Ярославский художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Солнечный день. 1903 г. Холст на картоне, масло. 35 х 60 см.
Тульский областной художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Гумно. 1903 г. Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Соловецкий монастырь. 1904-1917 гг. Открытка.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж со строениями. 1904 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж со строениями. Фрагмент. 1904 г. Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Альбом. Эскиз обложки. 1905 г. Тисненная бумага,
цветные карандаши. 31 х 47 см.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лунная ночь. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лунная ночь. 1905 г. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ноябрь. Крылечко. 1905 г. Картон, масло. 76 x 100,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ноябрь. Немного солнца на веранде. 1905 г.
Николай Мещерин в своей мастерской в Дугино. Фотография 1900-е гг.
По свидетельству известного художественного деятеля начала прошлого века И.И. Трояновского, Николай Васильевич Мещерин был человеком скромным, деликатным и даже застенчивым, «не любил являться в больших обществах, избегал шумных разговоров и диспутов - не любил фигурировать и на выставках со своими работами, в которые всегда вкладывал добрую частицу своей души, подолгу вынашивая их, любовно наблюдая затронувшие его моменты и места в разные часы дня и ночи в разные времена года и делая массу этюдов. Его всегда долго надо было упрашивать участвовать на той или другой выставке, и всегда он давал очень мало вещей, если изредка и решался выступить».
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний вечер. Деревня. 1905 г. Бумага на картоне, масло. 66,7 x 100,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Перед рассветом (В июньскую ночь). 1905 г. Холст, масло. 65 x 82 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Искусствоведы отмечают, что отсутствие академического образования в некоторой степени оказалось Мещерину на руку, его не жесткие рамки понятий о том, как можно и как нельзя писать, он был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Возможно потому Николай Васильевич стал одним из первых художникоов в России, который освоил и широко использовал импрессионистический метод пуантилизма (дивизионизма) – письмо дробными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Голубые сумерки. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). В гололедицу. 1906 г. Холст, масло. 66 х 100 см Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1905 г. Холст, масло. 64 x 80 см.
Ивановский областной художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Летний вечер. 1906 г. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. Капустный огород. 1905 г. Картон, масло. 44 х 60 см.
Частное собрание.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна в деревне. 1905-1909 гг. Картон, масло. 67 x 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). К вечеру. 1906 г. Бумага на картоне, масло. 68 х 98,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осеннее утро. Ок.1905 г. Холст на оргалите, темпера. 66,5 х 79 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Могила поэта Аполлона Майкова (Кладбище Воскресенского Новодевичьего
монастыря, С-Петербург). 1906 г. Холст, масло. 65 x 65 см. Плёсский музей-заповедник, Ивановская обл.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Пейзаж. 1906 г. Картон, масло. 67,5 х 91,5 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Игорь Грабарь, Михаил и Николай Мещерины, Дугино. Фотография 1900-е гг.
И.Э. Грабарь как-то заметил по поводу живописи Н.В. Мещерина: «Его имя едва ли много говорит широким кругам: две маленькие вещицы в Третьяковской галерее, три-четыре - в московских частных собраниях, да по одной - по две, - и то не каждый год, - на выставках, вот и все, что могли видеть из произведений этого художника музейные и выставочные завсегдатаи. Немногие умеют разбираться на выставочной стене, усыпанной сотней холстов десятков художников, немногие поэтому замечали и выделяли на такой стене его вещи от соседних, немногие знали ему истинную цену, и лишь самые близкие, самые интимные друзья чувствовали очарование его артистической одаренности».
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычёво.
1906 г. Холст на картоне, масло. 60 х 100,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Клод Моне (1840-1926). Стог сена в Живерни. 1886 г. Холст, масло. 60,5 х 81,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Опушка леса зимой. На обороте «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы
Дугино в сторону села Колычево». 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. Фрагмент. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозный вечер. Этюд. 1907 г. Холст, масло. 28 х 34,5 см.
Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. 1907 г. Бумага, акварель. 59 х 80,5 см. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Молодой месяц. 1907 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель.
67 х 79,8 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2014 г. Эстимейт 1.560.000 – 1.700.000 руб.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозная ночь. 1908 г.
Бумага на картоне, масло. 100,5 х 66,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Рассвет. 1908 г. Картон, пастель. 62,2 х 47,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зима в феврале. 1909 г. Картон, масло. 66,5 х 85,5 см.
Вольский краеведческий музей, Саратовская обл.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Ясный день. В марте (Улица в деревне Чурилково), 1908 г.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер апреля. 1910 г. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Вечер апреля. Фрагмент. 1910 г. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес зимой. 1910-е гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Сергей Павлович Дягилев – основатель и руководитель «Русских сезонов» в Париже. Начало ХХ в.
Между тем Мещерин был участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и Союза русских художников. В 1906 году на III и IV выставках Союза русских художников он показал общим числом 12 новых крупных работ, и тогда же на выставке древних икон, скульптуры, портретной живописи «Русское искусство», организованной С.П. Дягилевым в Париже и Берлине наряду с произведениями В.А. Серова, А.Н. Бенуа, М.А. Врубеля, И.Э. Грабаря и К.А. Коровина, были представлены пять пейзажей Н.В. Мещерина: «Ноябрь», «Дикая рябина», «На пашне», «Осень», «Перед рассветом».
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход солнца. Этюд. Начало 1910-х гг.
Холст на картоне, масло. 62,5 х 47,5 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Звёздная ночь. 1910-е гг. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Июньская ночь. 1911 г. Бумага, пастель. 29 х 30 см. (в свету).
Музей русского импрессионизма (единственная картина Н. Мещерина в этом музее)
«Володя, запрягай лошадь, едем на этюд!» – и вот так каждое утро, даже если этюд пишется у самой калитки дома. Личный извозчик Николая Мещерина Володя запрягает лошадь, ставит мольберт, открывает ящик с кистями и красками. «Этюды» все чаще случаются ранним утром, художник стремится запечатлеть первые солнечные лучи. Или, как на этой картине, поймать уходящую прозрачную, наполненную ароматами поля и стрекотанием сверчков, июньскую ночь.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний день. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Иван-чай. 1912 г. Картон, темпера. 67,3 х 85,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Береза и рябинки. 1912 г. Картон, масло. 67 x 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поля. 1911 г. Холст на картоне, масло. 36,8 x 101,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (1). 1913 г. Бумага, пастель.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (2). 1913 г. Бумага, пастель.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (3). 1913 г. Бумага, пастель.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (4). 1913 г. Бумага, пастель. 29 х 33 см.
Усадьба Дугино. В мастерской художника Н.В. Мещерина. На диване четверо неизвестных.
Фотография 1900-е гг.
Отец Николая Васильевича был основателем Даниловской мануфактуры, которой владел вместе с С.И. Щукиным, московским коллекционером новой французской живописи. Кроме того, Мещерина неприятно поразил устроенный Александром Бенуа раскол Союза русских художников на две антагонистические группы: столичную, новый «Мир искусства», и московскую, сохранившую название объединения, - и он не хотел участвовать в этом конфликте. Вернуться к публике его побудили только начало Первой мировой войны и необходимость принять участие в развернувшейся тогда кампании благотворительности.
Н.В. Мещерин (1864-1916). После дождя. 1913 г. Холст на картоне, масло. 67 x 100,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Утро в лесу. 1913 г. Бумага, пастель. 30 х 40 см.
Тульский областной художественный музей.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лесной пейзаж. 1913 г. Бумага синяя, пастель. 30 х 45 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Лес вечером. 1913 г. Бумага серая, пастель. 45,8 х 30,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Оттепель. Февраль. Березы. 1913 г. 101 х 67,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Сосенки под снегом. 1912 г. Картон, масло. 67 x 101 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весна. Деревня Шестово. 1914 г. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Весенние облака. Вид на Дугино. 1914 г. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Околица. 1914 г. Бумага на картоне, темпера. 101 х 68 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Березовая роща. 1915 г. Холст масло. 48,3 х 32,2 см.
Дом антикварной книги - аукцион «В Никитском», Москва, 2022 г.
За игрой в карты в усадьбе Дугино. И.Э. Грабарь с женой Валентиной в компании друзей.
Фотография 1900-е гг. Архив О.И. Грабарь-Епифановой.
Будучи более чем обеспеченным, Мещерин предпочитал не расставаться со своими работами. По словам вдовы художника Лидии Ивановны Горячевой-Мещериной, на просьбу продать какую-нибудь из них он обычно отвечал, что торгует холстом, а не картинами. Но уже вскоре после его смерти она, не имея других источников для существования, стала продавать их, причем, как видно, нередко и в случайные руки. Даже из тех 30 картин, что были показаны на XV выставке Союза русских художников, открытой накануне нового, 1918 года, ныне известно местонахождение только тринадцати. В одной из рецензий читаем: «Работы Николая Васильевича Мещерина, скончавшегося в 1916 году, образуют на «Союзе» небольшую посмертную выставку этого серьезного и редко выступавшего перед публикой пейзажиста. Писать он стал в зрелых летах, и это сказалось в редкой продуманности замысла и в бережном техническом выполнении. Недолгую пору его пейзажи носили характер, свойственный левитановской полосе, затем plain air поглотил его целиком, и Мещерин дал ряд прекрасных вещей в духе последовательного пленэризма». В скромном каталоге выставки три картины Мещерина значатся как приобретенные в Третьяковскую галерею и одна - в Русский музей. Но в оба собрания они вошли уже как дар семьи художника. Очевидно, что при закрытии выставки не могло быть и речи о выплате полагающейся суммы вдове «бывшего миллионера».
Н.В. Мещерин (1864-1916). Поляна. 1914 г. Картон, масло. 65 х 72 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Иван-да-Марья. 1914 г. Холст на картоне, масло. 67,7 х 78,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Стадо на выгоне. 1915 г. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Июньское утро. 1915 г. Бумага серая, пастель. 30 х 43,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Майское утро. 1915 г. Бумага, пастель. 28 х 39 см.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Перед восходом Солнца. 1915 г. Бумага на картоне, пастель. 29,5 х 36 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Морозное утро (Иней). 1916 г. Бумага, пастелей. 30,5 х 45 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимнее раннее утро. 1916 г. Бумага, пастель. 23,8 х 28,7 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2019 г.
Николай Мещерин в своей студии, Дугино. Фотография 1900-е гг.
Этюд 1913 года «Жатва» представляет пример свойственного Мещерину выразительного лаконизма живописной формы. На этот раз немногими безошибочно взятыми мазками намечены отдельные золотистые волны ржи и разноцветные фигурки жниц. Работа производит впечатление безупречной законченности и живо передает атмосферу происходящего. Чудесным завершением творческих находок стала серия этюдов, написанных при восходе солнца в мае - июне 1916 года. Это настоящий гимн солнцу. Удивительно, что они полны ничем не омраченного счастья, хотя созданы уже тяжелобольным художником незадолго до его смерти.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (1). 1916 г. Холст, масло. 15 х 22,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины.
Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет подробный дневник, где делает записи своих наблюдений. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Впервые собранная вместе серия этюдов была представлена на выставке художника в Москве, в Музее русского импрессионизма в 2019 году. После этой выставки Мещерина назвали «русским Клодом Моне».
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (2). 1916 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (3). 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (4). 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (5). 1916 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Восход Солнца (6). 1916 г. Холст, масло.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Хмурое утро. 1916 г. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова.
И в заключение, несколько недатированных работ Н.В. Мещерина:
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осень. Проулок.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Зимний лес.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Осенний вечер. За селом.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Светает. Крылечко.
Н.В. Мещерин (1864-1916). Деревня. Оттепель. Холст, масло. 34,8 х 28,5 см.
Николай Васильевич Мещерин (1864-1916)
Николай Васильевич Мещерин скончался 9 (22 октября) 1916 года от сердечного приступа в возрасте 52 лет в своём имении Дугино, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.
На XV выставке Союза русских художников в конце 1917 года были показаны 30 картин Н.В. Мещерина; многие были проданы так, что ныне известно местонахождение только 13 из них. После этой выставки его имя словно кануло в лету.
Николай Васильевич Мещерин. Сборник материалов и каталог выставки
произведений. Автор-состав. Н. Гагман. Москва, Издательство «Советский художник»,
1987. – 96 стр., илл.
Второе рождение художника произошло только через 70 лет благодаря посвящённой ему выставке в Москве в 1987 году. Тогда же в издательстве «Советский художник» вышел сборник материалов и каталог, составленный Николаем Гагманом. В 1994 году состоялась ещё одна выставка художника.
В 2019 году в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты», на которой представлены 92 картины и 25 авторских фотографий.
1. Николай Мещерин. Выход из суеты. Каталог выставки. Издание «Музей русского импрессионизма», 2019 г. -
240 стр., илл. 2. Афиша выставки Н.В. Мещерина в Музее русского импрессионизма. Москва, 2019 г.