• Авторизация


МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА – ХУДОЖНИК МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН (1880-1972), ЧАСТЬ III 12-10-2022 23:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1942 Автопортрет Холст, масло. 100,5 x 73 (ГМИИ Армении) (495x700, 160Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Автопортрет. 1942 г. Холст, масло. 100,5 x 73 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

Мартирос Сарьян (1880-1972) - один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми достижениями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе. Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.


1936 М. Сарьян в своей мастерской. Ереван (700x489, 118Kb)
Мартирос Сарьян в своей мастерской, Ереван. Фотография 1936 г.

В начале 1930-х годов стала последовательно проводиться сталинская политика идеологического давления на деятелей культуры. Государство, став единоличным заказчиком и покупателем произведений искусства, требовало от художников, писателей, музыкантов доступности (народность в понимании несведущих в искусстве чиновников отождествлялась с примитивностью) и идейности (иллюстрации политических доктрин). Постановления 1932 года ограничивали свободу творчества. Политика «железного занавеса» ограждала Сарьяна от общения с западной культурой, вырывая его творчество из контекста мировой современной художественной жизни. Работы Сарьяна подвергались суровой критике за декоративность, излишнюю яркость красок. Художника называли «формалистом», обвиняли в «пороке идеалистического мировоззрения».

1935 Лусик Сарьян. Тройной портрет. Х, м. 90 x 131 см. ССХ (700x466, 145Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Лусик Сарьян. Тройной портрет. 1935 г. Холст, масло. 90 x 131 см.
Собрание семьи художника, Ереван.

1935 Портрет Манука Абегяна. Х, м. 72 х 62. Муз лит и иск им.Е.Чаренца, Ереван  (646x700, 201Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет художника Мгера Абегяна. 1935 г. Холст, масло. 72 х 62 см.
Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, Ереван.

1935 Портрет. Доска, масло. 45.5х37 (571x700, 113Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Мужской портрет. 1935 г. Доска, масло. 45,5 х37,5 см.
Частное собрание.

1935 Портрет Карена Камсаракана. Х., м. 45х38 МС (551x700, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Карена Камсаракана. 1935 г. Холст, масло. 45 х 38 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1927 Вид на гору Арагац. Холст, масло. Частное собрание. Москва (700x547, 159Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Вид на гору Арагац. 1927 г. Холст, масло. 61 х 77 см.
Частное собрание. Москва.

1928 Осень. Х. м. 58,3 х 80 см. Башкир ХМ, Уфа (700x508, 149Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Осень. 1928 г. Холст, масло. 58,3 х 80 см.
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.

1929 Пейзаж. Х, м.  60x75 cm. veryimportantlot.com. Цена $140.000 (700x605, 179Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Пейзаж. 1929 г. Холст, масло. 60 x 75 см.
Онлайн-аукцион veryimportantlot.com. Цена $140.000 дол.

1934 Пейзаж Армении. Рис. МС (700x497, 189Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Пейзаж Армении. 1934 г. Рисунок. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1935 Апаран. Нац. гал. Армении, Ереван (700x514, 167Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Город Апаран. 1935 г. Холст, масло. 53,5 х 72,5 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1935 Горис. Бумага, акварель, (700x519, 194Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Горис. 1935 г. Бумага, акварель. Коллекция Бориса Суриса, Санкт-Петербург.

1935 Домик в саду. Х. м. Национальная галерея Армении (700x504, 148Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Домик в саду. 1935 г. Холст, масло.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1934-1935 Назар катается на тигре. Эскиз декораций к опере А. Степаняна Храбрый Назар (700x494, 151Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Назар катается на тигре. Эскиз декорации к опере А. Степаняна
«Храбрый Назар». 1934-1935 гг.

1935 Комната. Акв. Эск.д.к оп.А.Степаняна 'Храбрый Назар' ГТМ (700x510, 178Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Комната. Эскиз декорации к опере А. Степаняна «Храбрый Назар». 1935 г.
Бумага, акварель. 56 x 78 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1936 С женой Лусик, 1936 (488x700, 65Kb)
Мартирос Сарьян с женой Лусик. Фотография 1936 г.

Противостоять было трудно. Порой художник вынужденно приглушал краски в своих полотнах, пытался, казалось, «писать понятнее». Но мастерство брало верх, живопись побеждала. Созданный мастером «Автопортрет с маской» (1933) выражает стремление остаться самим собой, во что бы то ни стало сохранить принципы своего творчества, верность вечностным, гуманистическим идеалам высокого искусства. А на требования создать прославляющий портрет вождя страны - И.В. Сталина, Сарьян отвечал, что не пишет свои портреты с фотографии, а создает их с натуры. Это становилось проблемой. Так, портрет Сталина и не был создан. Тем не менее в 1936 году в Москве, в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) и в Ленинграде во Всероссийской Академии художеств прошли персональные выставки художника.

1936 Заставка к сказке О.Туманяна 'Храбрый Назар'. Рис. Д.-м. О.Туманяна, Ереван (700x313, 110Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Заставка к сказке О. Туманяна «Храбрый Назар». 1936 г. Бумага, тушь. 15 x 29 см.
Дом-музей О. Туманяна, Ереван.

1936-1947 Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова. Холст, масло. 130х199 см, Харьков ХМ (700x454, 130Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Встреча А.С. Пушкина с повозкой, везущей тело А.С. Грибоедова. 1936-1947 гг.
Холст, масло. 130 х 199 см. Харьковский художественный музей, Украина.

1936 Портрет А.Н.Толстого. Дом-музей К.Чуковского (489x700, 89Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет писателя А.Н. Толстого. 8.VIII.1936 г.
Дом-музей Корнея Чуковского, Переделкино, Московская обл.

1937 The Portrait of Stepan Kanayan. Medium oil on canvas board. Size 40cm x 33cm. ЧС (567x700, 145Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет историка, профессора Степана Канаяна. 1937 г.
Картон, масло. 40 x 33 см. Частное собрание.

1935 Эскиз обложки книги 'Мартитос Сарьян'. Левая часть. Ереван (626x700, 240Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз обложки книги «Мартирос Сарьян». Левая часть. 1935 г.
Бумага, акварель 33 x 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1935 Эскиз обложки книги 'Мартитос Сарьян'. Правая часть. Ереван (620x700, 237Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз обложки книги «Мартирос Сарьян». Правая часть. 1935 г.
Бумага, акварель 33 x 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1935 Сбор винограда. Третьяковская галерея (697x700, 235Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор винограда. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1937 De Verger de Pommiers (Der Apfelgarten). Х, м. 48,5 x 102 cm. ЧС (700x335, 113Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Яблоневый сад. 1937 г. Холст, масло. 48,5 x 102 см. Частное собрание.

1937 Donkey in a Peach Orchardю Х, м. 61 х 73,7 см. ЧС (700x561, 156Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Ослик в персиковом саду. 1937 г. Холст, масло. 61 х 73,7 см.
Частное собрание.

1937 Worker's Settlement and Concrete Plant, Davalu, Ararat Region. Oil on canvas, 89x128 (700x480, 126Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Рабочий поселок и цементный завод, Давалу (Арарат). 1937 г.
Холст, масло. 89 x 128 см. Армянский музей Москвы и культуры наций.

1937 Алавердский медно-химический комбинат. Холст, масло. 133х200 Челябинск (700x485, 150Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Алавердский медно-химический комбинат. 1937 г. Холст, масло. 133 х 200 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1937 Алавердский медно-химический комбинат. Холст, масло. 138х200 Челябинск ХМ (700x466, 120Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Алавердский медно-химический комбинат. 1937 г. Холст, масло.

1936 Озеро Севан. Х, м. 73,2 х 54 см. ХМ Русский Север (508x700, 140Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Озеро Севан. 1936 г. Холст, масло. 73,2 х 54 см.
Частное собрание.

1933 Эривань. М.Сарьян, Е. Чаренц (700x561, 124Kb)
Мартирос Сарьян и Егише Чаренц. Фотография. Эривань, 1933 г.

Затравленный формалист. Живая легенда
Чудовищная участь постигнет 12 полотен Сарьяна в 1937 году, в темные времена Большого террора. В этом году были сожжены созданные Сарьяном 11 портретов передовых армянских государственных деятелей и представителей интеллигенции, подвергшихся репрессии как «враги народа». Работники НКВД Армении — его новой свободной республики - снимут со стен музея сарьяновские портреты, чтобы уничтожить навсегда - теперь это лица врагов народа. Но один из этих портретов, спрятанный работниками музея, уцелел. Это портрет поэта Егише Чаренца (1923). Картины Сарьяна сожгут, как «антинемецкие» книги Ремарка, Хемингуэя и Гейне в гитлеровской Германии, как пластинки Beatles в богоугодной Америке. После того случайного пожара на парижском корабле холсты теперь горели преднамеренно. Сам же Сарьян избежал в тот год репрессии благодаря тому, что работал в мастерской Третьяковской галереи над большим панно для оформления павильона выставки советского искусства в Париже. Мастерски исполненное панно, размером в 46 кв. метров, было высоко оценено Францией и удостоено Гран-при.

1937 Диплом Град-при на Вс выст в Париже (700x496, 87Kb)
Диплом Гран-при Мартироса Сарьяна на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

1936 Заставка к сказке Врач Лохман (700x306, 107Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Заставка к армянской сказке «Доктор Лохман». 1936 г. Бумага, тушь.14,5 x 32 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки. 1 Обложка. (402x580, 133Kb)1937 Иллюстрация к сказке 'Волшебный перстень'. Акв. Ереван (400x580, 155Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г. 1. Обложка. 2. Сказка «Волшебный перстень». Бумага, акварель, карандаш. 41х2,5 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки. 10 (415x580, 141Kb)1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки. 14 (408x580, 142Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). 3-4. Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г.

1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки. 15 (406x580, 122Kb)1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки. 18 (411x580, 119Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). 5-6. Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г.

1937 Июль. Х, м.73,0 x 100,3.  Дальневосточный художественный музей, Хабаровск (700x505, 170Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Июль. 1937 г. Холст, масло. 73 x 100,3 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1937 Сбор винограда в Армении. Х, м. 178х150Гос музей музыки им. Глинки (700x575, 158Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор винограда в Армении. 1937 г. Холст, масло. 178 х 150 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.

1938 Сбор персиков в колхозе Армении. Х., м. 130х160 ЦМР, М. (700x557, 209Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор персиков в колхозе Армении. 1938 г. Холст, масло. 130 х 160 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

1938 Деревья с плодами. Х, м. Муз нар Востока, Мск (700x502, 167Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Деревья с плодами. 1938 г. Холст, масло. 53,5 х 73,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1937 Цветы. Холст, масло. 61х83 см. Рязанский ХМ (700x512, 187Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1937 г. Холст, масло. 61 х 83 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

1938 Сад в цвету. Х, м. 75.8 x 53.8 cm. Кристис Лондон 2015. Прод. GBP 86,500 (497x700, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сад в цвету. 1938 г. Холст, масло. 75,8 x 53,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан GBP 86.500 фунтов.

1938 Л. Сарьян, М.Сарьян. Ереван (700x561, 125Kb)
Сын Лазарь Сарьян и Мартирос Сарьян, Ереван. Фотография 1938 г.

Трудно представить, что чувствовал художник - ни в одном интервью, ни в своих письмах и мемуарах он ни словом не обмолвился об этом. Возможно, то же, что и после пожара на корабле: «Я преодолел свою печаль и продолжал работать и жить с моим народом и для него» - этой фразой он, кстати, оборвал свою автобиографию. Одна картина, двенадцатая, все же сохранилась: страшно рискуя, музейные работники 20 лет прятали «вражеский» портрет - упрямое лицо поэта Егише Чаренца, обвиненного в контрреволюции и троцкизме. Сам Чаренц - поэт и переводчик Маяковского, Горького, Пушкина - сгинул в том же 1937 году в тюремной больнице. В 1950-х годах он был реабилитирован, и в его честь даже переименовали город Лусаван - стал Чаренцаваном.

1939 Портрет народного артиста СССР Рубена Симонова. Х, м. 100х80 см. ГМИНВ, Мск (558x700, 144Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет народного артиста СССР Рубена Симонова. 1939 г.
Холст, масло. 100 х 80 см. Государственный музей Востока, Москва.

1939 Портрет С.В.Шервинского. ГЛМ (565x700, 117Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэта и переводчика С.В. Шервинского. 1939 г.
Холст, масло. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1939 Эскиз декорации к опере А. Спендиарова «Алмаст» (700x451, 137Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации к опере А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1939 Эскиз ко 2 акту оп. А.Спендиаряна 'Алмаст'. МС (700x466, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации ко 2 акту оперы А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1939 Эскиз декорации к опере А.А.Спендиарова 'Алмаст'. Холст, масло. 56,5х89,5. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина (700x428, 158Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации к опере А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г. Холст, масло. 56, 5х 89 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1939 Осенние цветы и фрукты. ГТГ (700x344, 130Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Осенние цветы и фрукты. 1939 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1939 Натюрморт с цветами и фруктами. Х, м. 64.2 x 84.2cm. Кристис Лондон 1998. Прод. GBP 18,400 (700x544, 148Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт с цветами и фруктами. 1939 г. Холст, масло. 64,2 x 84,2 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 1998 г. Лот продан за GBP 18.400 фунтов.

1939 Майские розы. МС (700x565, 216Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Майские розы. 1939 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1938 Уголок персикового сада. 54,6 х 65,5 см. ЧС  (700x576, 165Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Уголок персикового сада. 1938 г. Холст, масло. 54,6 х 65,5 см.
Частное собрание.

1940 Rain in Early May. Oil on canvas, 98x193.5 (700x339, 114Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Дождь в начале мая. 1940 г. Холст, масло. 98 x 193,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 120.000 - 180.000 фунтов.

1940 Натюрморт. Цветы. (Цикламены.) Х., м. 81х100 ЧС (700x566, 198Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт. Цветы (Цикламены.). 1940 г. Холст, масло. 81 х 100 см.
Частное собрание.

1940 Мак. МС (700x681, 189Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Мак. 1940 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1940 Дом М. Сарьяна. Х, м. 97 х 146 см. ССХ (700x461, 115Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Дом Мартироса Сарьяна. 1940 г. Холст, масло. 97 х 146 см.
Собрание семьи художника.

1941 С братями, 1941 (700x485, 73Kb)
Мартирос Сарьян с братьями. Фотография 1941 г.

В 1939 году художник создал ещё одно большое панно для армянского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. Обязательный портрет вождя страны не фигурировал в огромном пейзаже Армении. Пришлось установить на фоне сарьяновского панно исполненную Г. Кепиновым скульптуру И.В. Сталина.
В эти годы Сарьян писал очень мало картин. Среди его работ преобладали эскизы к театральным декорациям, иллюстрации к книгам.

1940 Портрет А. Исаакяна.. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. (700x689, 168Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Аветика Исаакяна. 1940 г. Холст, масло.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1940 Портрет кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. ЧС (510x700, 137Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. 1940 г.
Холст, масло. 63 x 51 см. Частное собрание.

«С Эйзенштейном я познакомился летом 1940 года, в Барвихе (Подмосковье). Вспоминаю человека, который мог подолгу стоять и наблюдать за тем, как я работаю. Внешне он оставлял впечатление человека замкнутого, неразговорчивого. Нас, очень разных по темпераменту и складу ума, сближало одно — отношение к искусству. Он любил, ценил живопись… В те годы ничто другое не способно было вызвать у меня большее уважение, чем это качество…Однажды, когда Эйзенштейн вновь оказался рядом со мной, я понял, что о лучшей модели для портрета мне нечего даже помышлять. Я стал писать его портрет» (М. Сарьян).

1940 Портрет балерины Галины Улановой. Х., м. 66х54 МС (539x700, 152Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет балерины Галины Улановой. 1940 г.
Холст, масло. 66 х 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1940 Портрет дирижёра Константина Сараджева. (541x700, 143Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет дирижёра Константина Сараджева. 1940 г.
Холст, масло 41 x 33 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1940 Цветы. Владивосток (700x462, 176Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1940 г. Холст, масло 100 x 140 см.
Приморская краевая картинная галерея, Владивосток.

1940 Цветы. Уголок сада. ЧС (700x558, 209Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. Уголок сада. 1940 г. Холст, масло 65 x 71 см. Частное собрание.

1940 Сирень. МС (526x700, 179Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сирень. 1940 г. Холст, масло 65 x 50 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1941 Из жизни художника (Портрет Лусик Сарьян в профиль). Х., м. 73х92 ЧС (МС q) (700x546, 169Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Из жизни художника (Портрет Лусик Сарьян в профиль). 1941 г.
Холст, масло. 73 х 92 см. Частное собрание.

Конечно, наш рассказ не был бы полным без рассказа о его супруге Лусик Агаян. Мало кто знает, что Маэстро никогда не писал обнаженной натуры. Нет у великого Сарьяна и изображений матери с младенцем. Зато портретов любимой жены предостаточно, в том числе и с сыновьями Саркисом и Газаросом, которых он всегда изображал вместе. С Лусик Агаян мастер познакомился в Тифлисе, в неспокойные годы, когда приехал помогать Ованесу Туманяну, занимавшемуся вопросами беженцев. Мартирос увез юную красавицу к своим родителям в Новый Нахичевань (ныне Ростов-на-Дону), где вскоре родились их дети. Лусик была дочерью учителя Туманяна, писателя Газароса Агаяна. Его именем супруги назвали младшего сына, известного армянского композитора Газароса (Лазаря) Сарьяна. Через год после его рождения, в 1921 году, супруги навсегда переехали в Ереван.
Сарьян восхищался своей супругой и выражал признательность за ее преданность и терпение. Он говорил, что другая женщина не отпустила бы его в Париж на целых два года, закрыв глаза на то, как важна эта поездка для его карьеры. Лусик отпустила, оставшись ненадолго с маленькими детьми.

1941 Лусик Сарьян. Ереван (700x539, 180Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Лусик Сарьян. 1941 г. Холст, масло. 94 x 120 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1941 до. Весною (700x480, 185Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Весною. До 1941 г.

1941 до. Весеннее солнце (690x700, 226Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Весеннее солнце. До 1941 г. Открытка.

1941 до. Весеннее солнце Аук (686x700, 165Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972), атрибуция. В старом Ереване (по картине 1930 г.). До 1941 г.
Частное собрание.

1941 Натюрморт. Фрукты. Х., м. 98х146 МС (700x467, 151Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт. Фрукты. 1941 г. Холст, масло. 98 х 146 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1944 М.Сарьян с сыном Лазарем. КИЕВ (532x700, 89Kb)
Мартирос Сарьян с сыном Лазарем. Фотография. Киев, 1944 г.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры - Г. Ачарян, И. Орбели, С. Малхасян, А. Хачатурян, М.Лозинский, А.Эфрос. А выражением гражданской позиции художника явился тот факт, что его младший сын ушёл на фронт. Ведь решалась и судьба Армении. Переживания тех лет нашли выражение в картине «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также в знаменитом автопортрете «Три возраста». Эти работы явились новаторскими в жанре портрета.

1942 Автопортрет. Три возраста. Х., м. 97х146 МС (700x475, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Автопортрет. Три возраста. 1942 г. Холст, масло. 96,5 х 146 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1943 Портрет А. А. Спендиарова. 2 — копия (691x700, 223Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет композитора А.А. Спендиарова. 1943 г. Холст, масло. 173 х 100 см.
Государственный академический театр оперы и балета имени Спендиарова, Ереван.

1943 Портрет академика Иосифа Орбели. Х., м. 73х64 Ереван (593x700, 162Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Иосифа Орбели. 1943 г. Холст, масло. 73 х 64 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1943 Портрет академика Грачия Ачаряна. Х, м. 67 х 75. Муз. лит-ры и иск-ва им. Е.Чаренца, Ереван (700x620, 134Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Грачия Ачаряна. 1943 г. Холст, масло. 67 х 75 см.
Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, Ереван.

1943 Портрет академика Степана Малхасяна. Ереван (700x515, 115Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Степана Малхасяна. Ереван. 1943 г.
Холст, масло. 60 x 81 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1943 Портрет врача. Бумага, пастель, сангина, 60х47 (513x700, 112Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет врача. 1943 г. Бумага, пастель, сангина. 60 х 47 см.

1942 Домик. Х, м. Нижний Новгород ХМ (700x457, 109Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Домик. 1942 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

1942 Весна. Х, м. 70 х 92. ГЛМ им.Даля (700x534, 139Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Весна. 1942 г. Холст, масло. 70 х 92 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1942 Абрикосовое дерево в цвету.  Холст на картоне, масло 30 x 40 см. ЧС (700x509, 167Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Абрикосовое дерево в цвету. 1942 г. Холст на картоне, масло 33 x 41 см.
Частное собрание.

1942 Абрикосовое дерево в цвету. (700x502, 123Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветущее абрикосовое дерево. 1942 г. Холст, масло. 24 х 34 см.

1942 Arzni. Watercolour and pencil on paper, 27.5x39.5 (700x483, 123Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Арзни. 26.IX.1942 г. Бумага, акварель, карандаш. 27,5 x 39,5 см.

1941 Цветы. (700x459, 181Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1941 г. Холст, масло. 59,7 х 74,9 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1941 Цветы. ГМИНВ (700x400, 154Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1941 г. Холст, масло. 113 x 196 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1942 Плоды и овощи. Х., м. 95х160 ГМИНВ (700x407, 140Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Плоды и овощи. 1942 г. Холст, масло. 95 х 160 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1942 Яркие цветы. (700x554, 192Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Яркие цветы. 1942 г. Холст, масло. 64 x 81 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

ФОТО 1943 Виноград. Х, м. 72 x 93 см. ГТГ (700x585, 221Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Виноград. 1943 г. Холст, масло. 72 x 93 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А теперь сравните с «Виноградом» Ван Гога, 1887 год:

ФОТО ВАн Гог (1853-1890) Виноград, Лимоны, Груши и яблоки Х, м. 73 х 92,1 см. Чикагский институт искусств (700x579, 223Kb)
Винсент Ван Гог (1853-1890). Виноград, лимоны, груши и яблоки. 1887 г. Холст, масло. 73 х 92,1 см.
Чикагский институт искусств, США.

1942 Цветы Севана. Карт, м. 99х79. ГМИНВ (511x700, 183Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы Севана. 1942 г. Картон, масло. 99 х 79 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1944 М. Сарьян пишет портрет А.Хачатуряна. Москва (671x700, 117Kb)
Мартирос Сарьян пишет портрет Арама Хачатуряна, Москва. Фотография 1944 г.

Посредством характерного для восточной живописи сопоставления разновременных событий художник раскрывает внутренние переживания и психологическое состояние своих моделей. Так, плод, изображенный в руке жены, в зеркале отражается письмом, которое ждали от сына: шесть месяцев родители не имели вести о сыне, который находился на передовой линии фронта в Киеве. А вековую историю родной земли, которую надо было уберечь от врага, художник сопоставляет с историей своей жизни, соединяя в одной картине свой образ молодых, средних и седых лет. Оружием же художника является кисть, палитра, карандаш. Свою страну он защищает своим искусством.
В связи с Победой и возвращением сына Сарьян создал самое большое своё полотно в жанре натюрморта – «Армянам - бойцам Великой Отечественной войны. Цветы» (1945).

1945 Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы. Х., м. 196х250 ГКГА, Ереван (700x539, 200Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы. 1945 г.
Холст, масло. 196 х 250 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1944 Портрет композитора Арама Хачатуряна. ГМИНВ (507x700, 131Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет композитора Арама Хачатуряна. 1944 г.
Холст, масло. 100 x 81 см. Государственный музей Востока, Москва.

1944 Портрет искусствоведа Абрама Эфроса. ГТМ им.А.А.Бахрушина, Москва (534x700, 128Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет искусствоведа Абрама Эфроса. 1944 г.
Холст, масло. 65 x 48 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1944 Портрет адмирала Исакова 2 (588x700, 115Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет адмирала Исакова. 1944 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1945 Portrait de l’ingénieur agronome Hakobian. Х, м. 57,3 х 56 см. ЧС (677x700, 109Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет инженера, агронома Акопяна. 1945 г.
Холст, масло. 57,3 х 56 см. Частное собрание.

1945 Арарат весной. ГКГА, Ереван (700x441, 138Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Арарат весной. 1945 г. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1945 Арарат и Рипсиме. Х., м. 52.5х65 Ереван (МС q) (700x571, 157Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Арарат и Рипсиме. 1945 г. Холст, масло. 52,5 х 65 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1945 Вид на Гегард. Х, м. 43,3х58. Краснодар ХМ (700x525, 163Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Вид на Гегард. 1945 г. Холст, масло. 43,3 х 58 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

1944 Апрельский пейзаж. ЧС (700x518, 154Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Апрельский пейзаж. 1944 г. Частное собрание.

1945 Весна в моем саду. Х, м. 54 x 73 см. ЧС (700x513, 164Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Весна в моем саду. 1945 г. Холст, масло. 54 х 73 см. Частное собрание.

1945 Букет цветов. ЧС (700x585, 257Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Букет цветов. 1945 г. Частное собрание.

1944 Ереванский осенний натюрморт. Фрагмент. МС (652x700, 220Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Ереванский осенний натюрморт. Фрагмент. 1944 г. Холст, масло. 101 x 150 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1944 Желтые цветы. ЧС (700x551, 172Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Желтые цветы. 1944 г. Холст, масло. 50 x 63 см. Частное собрание.

1945 А. Сарксян, М. Сарьян, А. Даниэлян, С. Мартиросян, А. Исаакян, В. Вагаршян. 8 сентября (700x501, 142Kb)
На снимке (слева направо): А. Сарксян, М. Сарьян, А. Даниэлян, С. Мартиросян, А. Исаакян, В. Вагаршян.
Фотография 8 сентября 1945 г.

Ярко индивидуальное, новаторское искусство Сарьяна всегда вызывало противоположные оценки. В 1941 году мастер был удостоен Сталинской премии за оформление оперы А. Спендиарова «Алмаст», новая постановка которой состоялась в дни Декады армянского искусства в Москве (1939). В 1947-м при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран действительным членом. Но вместе с тем Сарьяну было предъявлено самое тяжёлое в те годы для художника обвинение в антинародном формализме (1948). На страницах журнала «Искусство» сообщалось, что творчество Сарьяна – это «армянизированный вариант французского буржуазного формализма» и потому не может считаться национальным.
Сарьян тяжело переживал необоснованные нападки критики. В порыве боли и разочарования он разрезал один из своих лучших холстов 1910-х годов – «Большой восточный натюрморт (Египетские маски)». К счастью, молодые художники, которыми всегда был окружён Мастер, вырвали из рук Сарьяна куски холста, обратную сторону которых художник намеревался использовать для новых работ. При участии О. Зардаряна картина была приклеена на картон. Картина была восстановлена, но рубцы на ней заметны и по сей день.

1946 Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Х, м. Х, м. 100 х 81 см. ССХ, Ереван. (553x700, 94Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Анны Ахматовой. 1946 г.
Холст, масло. 100 х 81 см. Собрание семьи Сарьяна, Ереван.

Портрет Анны Ахматовой Сарьян писал в своей московской мастерской в 1946 году. Обычно Сарьян работал быстро (мог даже закончить портрет за один день), но над портретом Ахматовой он работал четыре сеанса. Художника вдохновляло общение с талантливой личностью, переживающей трудный период своей жизни – ее стихи подвергались критике, их не желали печатать, в том же году поэтессу исключили из Союза писателей. По стране катилась вторая волна репрессий. Именно в это время Сарьян решил создать портрет Ахматовой, тем самым поддерживая ее и выражая свою солидарность.
К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

1946 Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Фрагмент. Х, м. ССХ (476x700, 89Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Фрагмент.
1946 г. Холст, масло. Собрание семьи Сарьяна, Ереван.

1946 Анна Ахматова. Бумага, карандаш. 55 x 47 см. ГТГ (429x525, 82Kb)1946 Портрет А.А.Ахматовой. Б., к., санг. ЧС, Рим (370x525, 68Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). 1. Анна Ахматова. 1946 г. Бумага, карандаш. 55x47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Портрет А.А. Ахматовой. 1946 г. Бумага, карандаш, сангина. Частное собрание, Рим.

1946 Анна Ахматова. Рисунок 2. ГТГ (609x700, 136Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Анна Ахматова. 1946 г. Рисунок.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1946 Портрет поэтессы Марии Петровых. Холст, масло 58 x 47 см. ЧС (542x700, 130Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Марии Петровых. 1946 г.
Холст, масло 58 x 47 см. Частное собрание.

1949 Портрет Константина М. Симонова. Бум, уголь, цвет. кар. 44,4х32,4. ГЛМ им.Даля (499x700, 106Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Константина Симонова. 1949 г.
Бумага, уголь, цветной карандаш. 44,4 х 32,4 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1949 Портрет поэта К. Симонова. Холст, масло. 60 х 117 см. ССХ (700x359, 78Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэта Константина Симонова. 1949 г. Холст, масло. 60 х 117 см.
Собрание семьи Сарьян, Ереван.

1945 Долина Арарата. Х., м. 96х128 ГМИНВ (700x467, 103Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Долина Арарата. 1945 г. Холст, масло. 96 х 128 см.
Государственный музей Востока, Москва.

1946 Гора Арарат. (700x524, 96Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Гора Арарат. 1946 г. Холст, масло. Частное собрание.

1946 Бжни. Крепость. МС (515x700, 153Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Бжни. Крепость. 1946 г. Холст, масло. 82 х 60 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1946 Букет цветов. Х., м. 40.5х40.5 ЧС, М. (685x700, 214Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Букет цветов. 1946 г. Холст, масло. 40,5 х 40,5 см.
Частное собрание, Москва.

1945 Полевые маки.. Холст, масло. 64x53 ЧС, М. (560x700, 167Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Полевые маки. 1945 г. Холст, масло. 64 x 53 см.
Частное собрание, Москва.

ФОТО Иван Баграмян и Мартирос Сарьян 2 (700x477, 101Kb)
Мартирос Сарьян и маршал Советского Союза Иван Баграмян

Армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сарьян после войны достиг вершины своей славы. В 1941 году он награжден Сталинской премии второй степени за создание декораций и костюмов к опере А. Спендиарова «Алмаст» в Театре оперы и балета им. Спендиарова. В 1947 году была создана Академия художеств СССР, и Сарьян был избран Действительным членом Академии художеств СССР, в 1960-м - Народный художник СССР, в 1956-м - действительный член Академии наук Армянской ССР, в 1965-м ему присваивается звание Героя Социалистического Труда, в 1947-1951 гг. - Председатель Союза художников Армянской ССР, депутат Верховного Совета Армянской ССР,). Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. 1965 - лауреат Ленинской премии.

1947 Апрель. Холст, масло 54 x 81 см. ЧС (700x460, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Апрель. 1947 г. Холст, масло. 54 х 81 см. Частное собрание.

1947 Balcony on the Estate of Marshal Ivan Bagramian. ЧС (700x503, 147Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Балкон на даче маршала Ивана Баграмяна. 1947 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.

1947 Портрет Ивана Баграмяна (634x700, 128Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет маршала Ивана Баграмяна (1897-1982). 1947 г.
Армянский музей Москвы и культуры наций.
С выдающимся армянским художником Мартиросом Сарьяном у Ивана Христофоровича Баграмяна были очень тёплые и дружественные отношения. Художник и полководец дружили с давних пор. В квартире Баграмяна висела картина «Арарат», подаренная ему Сарьяном.

1947 Armenia, Spring in Norke. Oil on canvas. 58x73 (700x563, 131Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Армения, весна в Нор-Норке. 1947 г. Холст, масло. 58 x 73 см.

1947 Маки. ЧС (700x558, 187Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Маки. 1947 г. Частное собрание.

1947 Майские цветы. Х., м. 73х92 МС (700x548, 190Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Майские цветы. 1947 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1947 Ирисы и маки. МС (700x559, 185Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Ирисы и маки. 1947 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1947 Весенние цветы. МС (700x563, 190Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Весенние цветы. 1947 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1950 М. Сарьян с внуками Катей и Рубеном (490x700, 102Kb)
Мартирос Сарьян с внуками Катей и Рубеном. Фотография 1950 г.

В 1951 году Мартирос Сарьян едет в санаторий «Узкое» в Подмосковье - лечить сердце. Здесь он постепенно приходит в себя, присущие художнику жизнестойкость и вера в силу искусства возвращают его к работе. В эти годы в творчестве Сарьяна продолжает развиваться наметившийся ещё в 1933-1935 годах, но постоянно прерываемый, интерес к портретному жанру. В 1950-х Сарьян писал портреты своих современников, не столь великих, но мыслящих и переживающих весь драматизм своего времени.

1950 Джан Гюлум (Праздник в горах) Графика. 29 х 20,7 см. ЧС (513x700, 224Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Джан Гюлум (Праздник в горах). 1950 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 29 х 20,7 см.
Собрание профессора Х.А. Бадаляна.

1948 Kirovakan Village. Oil on canvas, 55x70 (700x542, 136Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Село Кировокан (ныне город Ванадзор). 1948 г. Холст, масло. 55 x 70 см.

1949 Сбор хлопка в Араратской долине. (700x503, 123Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор хлопка в Араратской долине. 1949 г.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1949 Арарат из села Мхчян. Нац. гал. Армении (700x519, 157Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Гора Арарат из села Мхчян. 1949 г.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1949 Ущелье с Пушкинского перевала. Х, м. 55 x 70 см. ЧС (2) (700x556, 152Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Ущелье с Пушкинского перевала. 1949 г. Холст, масло. 55 x 70 см.
Частное собрание.

1947 Цветущий гранат. Холст, масло. 54 x 73 см. ЧС (700x518, 176Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветущий гранат. 1947 г. Холст, масло. 54 x 73 см. Частное собрание.

1950-е Предверие осени. Сер. ХХ в. Х., м. 140х90 (700x445, 141Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Преддверие осени. Середина ХХ в. Холст, масло. 90 х 140 см.

1950 Цветы Степанавана. Х., м. Львов (700x564, 193Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы Степанавана. 1950 г. Холст, масло.
Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого, Украина.

1949 Розы. Холст, масло 50 x 65 см ДМС (700x538, 170Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Розы. 1949 г. Холст, масло 50 x 65 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1951 Полевые цветы. ЧС (700x525, 149Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Полевые цветы. 1951 г. Частное собрание.

1951 В ботаническом саду. Х, м. 46 x 65 см, Нац. гал Ереван (700x491, 168Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). В ботаническом саду. 1951 г. Холст, масло. 46 x 65 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.

1951 Ararat. МС (700x469, 96Kb)
М.С. Сарьян (1880-1972). Арарат. 1951 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.

1951 С женой Лусик, старшим сыном Саркисом и внучкой Катарине, 1951 (700x512, 157Kb)
Мартирос Сарьян с женой Лусик, старшим сыном Саркисом и внучкой Катарине. Фотография 1951 г.

Интересный факт из жизни Сарьяна. По решению правительства Советской Армении в 1921 г. при Государственном музее в Ереване в составе пяти отделов был открыт отдел искусства, который и послужил поводом для основания Национальной галереи. Директором музея был Мартирос Сарьян, а заведующим художественного отдела - Вартанес Ахикян. Государственный музей находился на Астафьевской улице (ныне улица Абовяна), в двухэтажном кирпичном здании, архитектором которого был В.О. Симонян, предназначенном для мужской гимназии.

ИСТОЧНИКИ

1964 Альбом. Р.Г. Дрампян. Изд. Искусство, 1964, 125 с. (561x700, 102Kb)
Мартирос Сарьян. Альбом. Автор текста и каталога Рубен Дрампян. Москва,
Издательство «Искусство», 1964 г. – 128 стр., илл. На суперобложке фрагмент
картины «Улица. Полдень. Константинополь». 1910 г. ГТГ.

Сарьян Мартирос Сергеевич - rexstar.ru



(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА – ХУДОЖНИК МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН (1880-1972), ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»