М.С. Сарьян (1880-1972). Автопортрет. 1942 г. Холст, масло. 100,5 x 73 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
Мартирос Сарьян (1880-1972) - один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми достижениями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе. Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Мартирос Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.
Мартирос Сарьян в своей мастерской, Ереван. Фотография 1936 г.
В начале 1930-х годов стала последовательно проводиться сталинская политика идеологического давления на деятелей культуры. Государство, став единоличным заказчиком и покупателем произведений искусства, требовало от художников, писателей, музыкантов доступности (народность в понимании несведущих в искусстве чиновников отождествлялась с примитивностью) и идейности (иллюстрации политических доктрин). Постановления 1932 года ограничивали свободу творчества. Политика «железного занавеса» ограждала Сарьяна от общения с западной культурой, вырывая его творчество из контекста мировой современной художественной жизни. Работы Сарьяна подвергались суровой критике за декоративность, излишнюю яркость красок. Художника называли «формалистом», обвиняли в «пороке идеалистического мировоззрения».
М.С. Сарьян (1880-1972). Лусик Сарьян. Тройной портрет. 1935 г. Холст, масло. 90 x 131 см.
Собрание семьи художника, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет художника Мгера Абегяна. 1935 г. Холст, масло. 72 х 62 см.
Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Мужской портрет. 1935 г. Доска, масло. 45,5 х37,5 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Карена Камсаракана. 1935 г. Холст, масло. 45 х 38 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Вид на гору Арагац. 1927 г. Холст, масло. 61 х 77 см.
Частное собрание. Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Осень. 1928 г. Холст, масло. 58,3 х 80 см.
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.
М.С. Сарьян (1880-1972). Пейзаж. 1929 г. Холст, масло. 60 x 75 см.
Онлайн-аукцион veryimportantlot.com. Цена $140.000 дол.
М.С. Сарьян (1880-1972). Город Апаран. 1935 г. Холст, масло. 53,5 х 72,5 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Горис. 1935 г. Бумага, акварель. Коллекция Бориса Суриса, Санкт-Петербург.
М.С. Сарьян (1880-1972). Домик в саду. 1935 г. Холст, масло.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Назар катается на тигре. Эскиз декорации к опере А. Степаняна
«Храбрый Назар». 1934-1935 гг.
М.С. Сарьян (1880-1972). Комната. Эскиз декорации к опере А. Степаняна «Храбрый Назар». 1935 г.
Бумага, акварель. 56 x 78 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Мартирос Сарьян с женой Лусик. Фотография 1936 г.
Противостоять было трудно. Порой художник вынужденно приглушал краски в своих полотнах, пытался, казалось, «писать понятнее». Но мастерство брало верх, живопись побеждала. Созданный мастером «Автопортрет с маской» (1933) выражает стремление остаться самим собой, во что бы то ни стало сохранить принципы своего творчества, верность вечностным, гуманистическим идеалам высокого искусства. А на требования создать прославляющий портрет вождя страны - И.В. Сталина, Сарьян отвечал, что не пишет свои портреты с фотографии, а создает их с натуры. Это становилось проблемой. Так, портрет Сталина и не был создан. Тем не менее в 1936 году в Москве, в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) и в Ленинграде во Всероссийской Академии художеств прошли персональные выставки художника.
М.С. Сарьян (1880-1972). Заставка к сказке О. Туманяна «Храбрый Назар». 1936 г. Бумага, тушь. 15 x 29 см.
Дом-музей О. Туманяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Встреча А.С. Пушкина с повозкой, везущей тело А.С. Грибоедова. 1936-1947 гг.
Холст, масло. 130 х 199 см. Харьковский художественный музей, Украина.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет писателя А.Н. Толстого. 8.VIII.1936 г.
Дом-музей Корнея Чуковского, Переделкино, Московская обл.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет историка, профессора Степана Канаяна. 1937 г.
Картон, масло. 40 x 33 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз обложки книги «Мартирос Сарьян». Левая часть. 1935 г.
Бумага, акварель 33 x 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз обложки книги «Мартирос Сарьян». Правая часть. 1935 г.
Бумага, акварель 33 x 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор винограда. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Яблоневый сад. 1937 г. Холст, масло. 48,5 x 102 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Ослик в персиковом саду. 1937 г. Холст, масло. 61 х 73,7 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Рабочий поселок и цементный завод, Давалу (Арарат). 1937 г.
Холст, масло. 89 x 128 см. Армянский музей Москвы и культуры наций.
М.С. Сарьян (1880-1972). Алавердский медно-химический комбинат. 1937 г. Холст, масло. 133 х 200 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
М.С. Сарьян (1880-1972). Алавердский медно-химический комбинат. 1937 г. Холст, масло.
М.С. Сарьян (1880-1972). Озеро Севан. 1936 г. Холст, масло. 73,2 х 54 см.
Частное собрание.
Мартирос Сарьян и Егише Чаренц. Фотография. Эривань, 1933 г.
Затравленный формалист. Живая легенда
Чудовищная участь постигнет 12 полотен Сарьяна в 1937 году, в темные времена Большого террора. В этом году были сожжены созданные Сарьяном 11 портретов передовых армянских государственных деятелей и представителей интеллигенции, подвергшихся репрессии как «враги народа». Работники НКВД Армении — его новой свободной республики - снимут со стен музея сарьяновские портреты, чтобы уничтожить навсегда - теперь это лица врагов народа. Но один из этих портретов, спрятанный работниками музея, уцелел. Это портрет поэта Егише Чаренца (1923). Картины Сарьяна сожгут, как «антинемецкие» книги Ремарка, Хемингуэя и Гейне в гитлеровской Германии, как пластинки Beatles в богоугодной Америке. После того случайного пожара на парижском корабле холсты теперь горели преднамеренно. Сам же Сарьян избежал в тот год репрессии благодаря тому, что работал в мастерской Третьяковской галереи над большим панно для оформления павильона выставки советского искусства в Париже. Мастерски исполненное панно, размером в 46 кв. метров, было высоко оценено Францией и удостоено Гран-при.
Диплом Гран-при Мартироса Сарьяна на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
М.С. Сарьян (1880-1972). Заставка к армянской сказке «Доктор Лохман». 1936 г. Бумага, тушь.14,5 x 32 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г. 1. Обложка. 2. Сказка «Волшебный перстень». Бумага, акварель, карандаш. 41х2,5 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). 3-4. Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г.
М.С. Сарьян (1880-1972). 5-6. Иллюстрации к «Армянским народным сказкам». 1937 г.
М.С. Сарьян (1880-1972). Июль. 1937 г. Холст, масло. 73 x 100,3 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор винограда в Армении. 1937 г. Холст, масло. 178 х 150 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор персиков в колхозе Армении. 1938 г. Холст, масло. 130 х 160 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Деревья с плодами. 1938 г. Холст, масло. 53,5 х 73,5 см.
Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1937 г. Холст, масло. 61 х 83 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сад в цвету. 1938 г. Холст, масло. 75,8 x 53,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан GBP 86.500 фунтов.
Сын Лазарь Сарьян и Мартирос Сарьян, Ереван. Фотография 1938 г.
Трудно представить, что чувствовал художник - ни в одном интервью, ни в своих письмах и мемуарах он ни словом не обмолвился об этом. Возможно, то же, что и после пожара на корабле: «Я преодолел свою печаль и продолжал работать и жить с моим народом и для него» - этой фразой он, кстати, оборвал свою автобиографию. Одна картина, двенадцатая, все же сохранилась: страшно рискуя, музейные работники 20 лет прятали «вражеский» портрет - упрямое лицо поэта Егише Чаренца, обвиненного в контрреволюции и троцкизме. Сам Чаренц - поэт и переводчик Маяковского, Горького, Пушкина - сгинул в том же 1937 году в тюремной больнице. В 1950-х годах он был реабилитирован, и в его честь даже переименовали город Лусаван - стал Чаренцаваном.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет народного артиста СССР Рубена Симонова. 1939 г.
Холст, масло. 100 х 80 см. Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэта и переводчика С.В. Шервинского. 1939 г.
Холст, масло. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации к опере А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации ко 2 акту оперы А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Эскиз декорации к опере А. Спендиарова «Алмаст». 1939 г. Холст, масло. 56, 5х 89 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Осенние цветы и фрукты. 1939 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт с цветами и фруктами. 1939 г. Холст, масло. 64,2 x 84,2 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 1998 г. Лот продан за GBP 18.400 фунтов.
М.С. Сарьян (1880-1972). Уголок персикового сада. 1938 г. Холст, масло. 54,6 х 65,5 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Дождь в начале мая. 1940 г. Холст, масло. 98 x 193,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 120.000 - 180.000 фунтов.
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт. Цветы (Цикламены.). 1940 г. Холст, масло. 81 х 100 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Мак. 1940 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Дом Мартироса Сарьяна. 1940 г. Холст, масло. 97 х 146 см.
Собрание семьи художника.
Мартирос Сарьян с братьями. Фотография 1941 г.
В 1939 году художник создал ещё одно большое панно для армянского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. Обязательный портрет вождя страны не фигурировал в огромном пейзаже Армении. Пришлось установить на фоне сарьяновского панно исполненную Г. Кепиновым скульптуру И.В. Сталина.
В эти годы Сарьян писал очень мало картин. Среди его работ преобладали эскизы к театральным декорациям, иллюстрации к книгам.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Аветика Исаакяна. 1940 г. Холст, масло.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. 1940 г.
Холст, масло. 63 x 51 см. Частное собрание.
«С Эйзенштейном я познакомился летом 1940 года, в Барвихе (Подмосковье). Вспоминаю человека, который мог подолгу стоять и наблюдать за тем, как я работаю. Внешне он оставлял впечатление человека замкнутого, неразговорчивого. Нас, очень разных по темпераменту и складу ума, сближало одно — отношение к искусству. Он любил, ценил живопись… В те годы ничто другое не способно было вызвать у меня большее уважение, чем это качество…Однажды, когда Эйзенштейн вновь оказался рядом со мной, я понял, что о лучшей модели для портрета мне нечего даже помышлять. Я стал писать его портрет» (М. Сарьян).
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет балерины Галины Улановой. 1940 г.
Холст, масло. 66 х 54 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет дирижёра Константина Сараджева. 1940 г.
Холст, масло 41 x 33 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1940 г. Холст, масло 100 x 140 см.
Приморская краевая картинная галерея, Владивосток.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. Уголок сада. 1940 г. Холст, масло 65 x 71 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сирень. 1940 г. Холст, масло 65 x 50 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Из жизни художника (Портрет Лусик Сарьян в профиль). 1941 г.
Холст, масло. 73 х 92 см. Частное собрание.
Конечно, наш рассказ не был бы полным без рассказа о его супруге Лусик Агаян. Мало кто знает, что Маэстро никогда не писал обнаженной натуры. Нет у великого Сарьяна и изображений матери с младенцем. Зато портретов любимой жены предостаточно, в том числе и с сыновьями Саркисом и Газаросом, которых он всегда изображал вместе. С Лусик Агаян мастер познакомился в Тифлисе, в неспокойные годы, когда приехал помогать Ованесу Туманяну, занимавшемуся вопросами беженцев. Мартирос увез юную красавицу к своим родителям в Новый Нахичевань (ныне Ростов-на-Дону), где вскоре родились их дети. Лусик была дочерью учителя Туманяна, писателя Газароса Агаяна. Его именем супруги назвали младшего сына, известного армянского композитора Газароса (Лазаря) Сарьяна. Через год после его рождения, в 1921 году, супруги навсегда переехали в Ереван.
Сарьян восхищался своей супругой и выражал признательность за ее преданность и терпение. Он говорил, что другая женщина не отпустила бы его в Париж на целых два года, закрыв глаза на то, как важна эта поездка для его карьеры. Лусик отпустила, оставшись ненадолго с маленькими детьми.
М.С. Сарьян (1880-1972). Лусик Сарьян. 1941 г. Холст, масло. 94 x 120 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Весною. До 1941 г.
М.С. Сарьян (1880-1972). Весеннее солнце. До 1941 г. Открытка.
М.С. Сарьян (1880-1972), атрибуция. В старом Ереване (по картине 1930 г.). До 1941 г.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Натюрморт. Фрукты. 1941 г. Холст, масло. 98 х 146 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Мартирос Сарьян с сыном Лазарем. Фотография. Киев, 1944 г.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры - Г. Ачарян, И. Орбели, С. Малхасян, А. Хачатурян, М.Лозинский, А.Эфрос. А выражением гражданской позиции художника явился тот факт, что его младший сын ушёл на фронт. Ведь решалась и судьба Армении. Переживания тех лет нашли выражение в картине «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также в знаменитом автопортрете «Три возраста». Эти работы явились новаторскими в жанре портрета.
М.С. Сарьян (1880-1972). Автопортрет. Три возраста. 1942 г. Холст, масло. 96,5 х 146 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет композитора А.А. Спендиарова. 1943 г. Холст, масло. 173 х 100 см.
Государственный академический театр оперы и балета имени Спендиарова, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Иосифа Орбели. 1943 г. Холст, масло. 73 х 64 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Грачия Ачаряна. 1943 г. Холст, масло. 67 х 75 см.
Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет академика Степана Малхасяна. Ереван. 1943 г.
Холст, масло. 60 x 81 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет врача. 1943 г. Бумага, пастель, сангина. 60 х 47 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Домик. 1942 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
М.С. Сарьян (1880-1972). Весна. 1942 г. Холст, масло. 70 х 92 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Абрикосовое дерево в цвету. 1942 г. Холст на картоне, масло 33 x 41 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветущее абрикосовое дерево. 1942 г. Холст, масло. 24 х 34 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Арзни. 26.IX.1942 г. Бумага, акварель, карандаш. 27,5 x 39,5 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1941 г. Холст, масло. 59,7 х 74,9 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы. 1941 г. Холст, масло. 113 x 196 см.
Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Плоды и овощи. 1942 г. Холст, масло. 95 х 160 см.
Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Яркие цветы. 1942 г. Холст, масло. 64 x 81 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Виноград. 1943 г. Холст, масло. 72 x 93 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А теперь сравните с «Виноградом» Ван Гога, 1887 год:
Винсент Ван Гог (1853-1890). Виноград, лимоны, груши и яблоки. 1887 г. Холст, масло. 73 х 92,1 см.
Чикагский институт искусств, США.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы Севана. 1942 г. Картон, масло. 99 х 79 см.
Государственный музей Востока, Москва.
Мартирос Сарьян пишет портрет Арама Хачатуряна, Москва. Фотография 1944 г.
Посредством характерного для восточной живописи сопоставления разновременных событий художник раскрывает внутренние переживания и психологическое состояние своих моделей. Так, плод, изображенный в руке жены, в зеркале отражается письмом, которое ждали от сына: шесть месяцев родители не имели вести о сыне, который находился на передовой линии фронта в Киеве. А вековую историю родной земли, которую надо было уберечь от врага, художник сопоставляет с историей своей жизни, соединяя в одной картине свой образ молодых, средних и седых лет. Оружием же художника является кисть, палитра, карандаш. Свою страну он защищает своим искусством.
В связи с Победой и возвращением сына Сарьян создал самое большое своё полотно в жанре натюрморта – «Армянам - бойцам Великой Отечественной войны. Цветы» (1945).
М.С. Сарьян (1880-1972). Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы. 1945 г.
Холст, масло. 196 х 250 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет композитора Арама Хачатуряна. 1944 г.
Холст, масло. 100 x 81 см. Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет искусствоведа Абрама Эфроса. 1944 г.
Холст, масло. 65 x 48 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет адмирала Исакова. 1944 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет инженера, агронома Акопяна. 1945 г.
Холст, масло. 57,3 х 56 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Арарат и Рипсиме. 1945 г. Холст, масло. 52,5 х 65 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Вид на Гегард. 1945 г. Холст, масло. 43,3 х 58 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
М.С. Сарьян (1880-1972). Апрельский пейзаж. 1944 г. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Весна в моем саду. 1945 г. Холст, масло. 54 х 73 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Букет цветов. 1945 г. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Ереванский осенний натюрморт. Фрагмент. 1944 г. Холст, масло. 101 x 150 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Желтые цветы. 1944 г. Холст, масло. 50 x 63 см. Частное собрание.
На снимке (слева направо): А. Сарксян, М. Сарьян, А. Даниэлян, С. Мартиросян, А. Исаакян, В. Вагаршян.
Фотография 8 сентября 1945 г.
Ярко индивидуальное, новаторское искусство Сарьяна всегда вызывало противоположные оценки. В 1941 году мастер был удостоен Сталинской премии за оформление оперы А. Спендиарова «Алмаст», новая постановка которой состоялась в дни Декады армянского искусства в Москве (1939). В 1947-м при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран действительным членом. Но вместе с тем Сарьяну было предъявлено самое тяжёлое в те годы для художника обвинение в антинародном формализме (1948). На страницах журнала «Искусство» сообщалось, что творчество Сарьяна – это «армянизированный вариант французского буржуазного формализма» и потому не может считаться национальным.
Сарьян тяжело переживал необоснованные нападки критики. В порыве боли и разочарования он разрезал один из своих лучших холстов 1910-х годов – «Большой восточный натюрморт (Египетские маски)». К счастью, молодые художники, которыми всегда был окружён Мастер, вырвали из рук Сарьяна куски холста, обратную сторону которых художник намеревался использовать для новых работ. При участии О. Зардаряна картина была приклеена на картон. Картина была восстановлена, но рубцы на ней заметны и по сей день.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Анны Ахматовой. 1946 г.
Холст, масло. 100 х 81 см. Собрание семьи Сарьяна, Ереван.
Портрет Анны Ахматовой Сарьян писал в своей московской мастерской в 1946 году. Обычно Сарьян работал быстро (мог даже закончить портрет за один день), но над портретом Ахматовой он работал четыре сеанса. Художника вдохновляло общение с талантливой личностью, переживающей трудный период своей жизни – ее стихи подвергались критике, их не желали печатать, в том же году поэтессу исключили из Союза писателей. По стране катилась вторая волна репрессий. Именно в это время Сарьян решил создать портрет Ахматовой, тем самым поддерживая ее и выражая свою солидарность.
К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Фрагмент.
1946 г. Холст, масло. Собрание семьи Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). 1. Анна Ахматова. 1946 г. Бумага, карандаш. 55x47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. Портрет А.А. Ахматовой. 1946 г. Бумага, карандаш, сангина. Частное собрание, Рим.
М.С. Сарьян (1880-1972). Анна Ахматова. 1946 г. Рисунок.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэтессы Марии Петровых. 1946 г.
Холст, масло 58 x 47 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет Константина Симонова. 1949 г.
Бумага, уголь, цветной карандаш. 44,4 х 32,4 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет поэта Константина Симонова. 1949 г. Холст, масло. 60 х 117 см.
Собрание семьи Сарьян, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Долина Арарата. 1945 г. Холст, масло. 96 х 128 см.
Государственный музей Востока, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Гора Арарат. 1946 г. Холст, масло. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Бжни. Крепость. 1946 г. Холст, масло. 82 х 60 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Букет цветов. 1946 г. Холст, масло. 40,5 х 40,5 см.
Частное собрание, Москва.
М.С. Сарьян (1880-1972). Полевые маки. 1945 г. Холст, масло. 64 x 53 см.
Частное собрание, Москва.
Мартирос Сарьян и маршал Советского Союза Иван Баграмян
Армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сарьян после войны достиг вершины своей славы. В 1941 году он награжден Сталинской премии второй степени за создание декораций и костюмов к опере А. Спендиарова «Алмаст» в Театре оперы и балета им. Спендиарова. В 1947 году была создана Академия художеств СССР, и Сарьян был избран Действительным членом Академии художеств СССР, в 1960-м - Народный художник СССР, в 1956-м - действительный член Академии наук Армянской ССР, в 1965-м ему присваивается звание Героя Социалистического Труда, в 1947-1951 гг. - Председатель Союза художников Армянской ССР, депутат Верховного Совета Армянской ССР,). Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. 1965 - лауреат Ленинской премии.
М.С. Сарьян (1880-1972). Апрель. 1947 г. Холст, масло. 54 х 81 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Балкон на даче маршала Ивана Баграмяна. 1947 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Портрет маршала Ивана Баграмяна (1897-1982). 1947 г.
Армянский музей Москвы и культуры наций.
С выдающимся армянским художником Мартиросом Сарьяном у Ивана Христофоровича Баграмяна были очень тёплые и дружественные отношения. Художник и полководец дружили с давних пор. В квартире Баграмяна висела картина «Арарат», подаренная ему Сарьяном.
М.С. Сарьян (1880-1972). Армения, весна в Нор-Норке. 1947 г. Холст, масло. 58 x 73 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Маки. 1947 г. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Майские цветы. 1947 г. Холст, масло. 73 х 92 см.
Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Ирисы и маки. 1947 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Мартирос Сарьян с внуками Катей и Рубеном. Фотография 1950 г.
В 1951 году Мартирос Сарьян едет в санаторий «Узкое» в Подмосковье - лечить сердце. Здесь он постепенно приходит в себя, присущие художнику жизнестойкость и вера в силу искусства возвращают его к работе. В эти годы в творчестве Сарьяна продолжает развиваться наметившийся ещё в 1933-1935 годах, но постоянно прерываемый, интерес к портретному жанру. В 1950-х Сарьян писал портреты своих современников, не столь великих, но мыслящих и переживающих весь драматизм своего времени.
М.С. Сарьян (1880-1972). Джан Гюлум (Праздник в горах). 1950 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 29 х 20,7 см.
Собрание профессора Х.А. Бадаляна.
М.С. Сарьян (1880-1972). Село Кировокан (ныне город Ванадзор). 1948 г. Холст, масло. 55 x 70 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Сбор хлопка в Араратской долине. 1949 г.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Гора Арарат из села Мхчян. 1949 г.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Ущелье с Пушкинского перевала. 1949 г. Холст, масло. 55 x 70 см.
Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветущий гранат. 1947 г. Холст, масло. 54 x 73 см. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). Преддверие осени. Середина ХХ в. Холст, масло. 90 х 140 см.
М.С. Сарьян (1880-1972). Цветы Степанавана. 1950 г. Холст, масло.
Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого, Украина.
М.С. Сарьян (1880-1972). Розы. 1949 г. Холст, масло 50 x 65 см. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Полевые цветы. 1951 г. Частное собрание.
М.С. Сарьян (1880-1972). В ботаническом саду. 1951 г. Холст, масло. 46 x 65 см.
Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
М.С. Сарьян (1880-1972). Арарат. 1951 г. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван.
Мартирос Сарьян с женой Лусик, старшим сыном Саркисом и внучкой Катарине. Фотография 1951 г.
Интересный факт из жизни Сарьяна. По решению правительства Советской Армении в 1921 г. при Государственном музее в Ереване в составе пяти отделов был открыт отдел искусства, который и послужил поводом для основания Национальной галереи. Директором музея был Мартирос Сарьян, а заведующим художественного отдела - Вартанес Ахикян. Государственный музей находился на Астафьевской улице (ныне улица Абовяна), в двухэтажном кирпичном здании, архитектором которого был В.О. Симонян, предназначенном для мужской гимназии.
ИСТОЧНИКИ
Мартирос Сарьян. Альбом. Автор текста и каталога Рубен Дрампян. Москва,
Издательство «Искусство», 1964 г. – 128 стр., илл. На суперобложке фрагмент
картины «Улица. Полдень. Константинополь». 1910 г. ГТГ.