Николай Васильевич Досекин (1863-1935). Автопортрет.
Николай Васильевич Досекин (1863-1935) - русский живописец-импрессионист, художник театра и скульптор, работал в реалистической и импрессионистской манерах. Учился в Харькове, Москве, Париже. В 1896-1914 жил в Париже, выставлял свои работы в знаменитом Салоне, с 1914 года жил в Москве. Участник выставок с 1888 года. Выставлялся в Товариществе передвижных художественных выставок (с 1900 г. - член Товарищества), затем на выставках «Мира искусства», «36 художников» и «Союза русских художников». Известен преимущественно как пейзажист, в т.ч. «Париж. Сена» (1906), «Венеция» (1916) и др. Художник Н.П. Крымов был женат на Елене Николаевне Досекиной, дочери Н.В. Досекина.
Фотограф В.С. Досекин. Автопортрет с сыновьями. Харьков, 1870-е гг.
Николай Васильевич Досекин родился 7 (19 мая по старому стилю) 1863 года в Харькове. Николай был сыном раннего фотографа-портретиста Василия Сергеевича Досекина. Известен портретами известных людей. Двое из его четырех детей стали художниками - Николай и его младший брат Сергей (1869-1916). Свои первые уроки рисования и базовое художественное образование Досекин получил в Харькове, частным образом учась в студии у художника-пейзажиста Егора Егоровича Шрейдера (1844-1922), в которой учились известные художники, Г. Верейский, К. Истомин, О. Делла-Вос-Кардовская и в студии М. Раевской-Ивановой. В 1879 году Николай Досекин переехал в Москву и по 1894 год жил здесь, учился в мастерской художника пейзажиста Александра Александровича Киселёва (1838-1911).
Н.В. Досекин (1863-1935). Вечер на реке. 1890-е гг. Холст на картоне, масло. 9,2 х 14,5 см.
Частное собрание.
Н.В. Досекин (1863-1935). Суда у волжской пристани. 1893 г. Холст, масло. 82 х 128 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 7.000.000 - 8.500.000 руб.
Н.В. Досекин (1863-1935). Парусник в море. 1890-1900-е гг. Холст, масло. 48 х 83 см.
Чайковская художественная галерея, Пермский край.
Н.В. Досекин (1863-1935). Прибой. 1894 г. Холст, масло. 112 х 170 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Н.В. Досекин (1863-1935). Прибой. 1890-1900-е гг. Бумага, акварель. 19,5 х 33,5 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
Н.В. Досекин (1863-1935). Закат на Белом море. Ок.1895 г. Холст, масло. 64 х 95 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.
Н.В. Досекин (1863-1935). Устье Темзы. 1896 г. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Н.В. Досекин (1863-1935). Марина (Морской пейзаж). 1897 г. Бумага, акварель, гуашь.
76х37 см. (р.и.); 95х55,5 см. (рама). Сарапульский историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник, Республика Удмуртия.
Н.П. Досекин в молодости.
В 1880-х гг. Н.В. Досекин совершал поездки в Турцию, Францию, Италию, Голландию, Бельгию, Германию, Англии, вдохновляясь здешними пейзажами, проводя время в Венеции и Париже. В 1894 году принял участие в работе Первого съезда русских художников, для которого подготовил доклад «О мерах к развитию чувства колорита».
В середине 1890-х посетил Крайний Север. В 1896 произведения Досекина экспонировались на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде и выставке Общества русских акварелистов.
Н.В. Досекин (1863-1935). Пруд лунной ночью. 1896 г. Холст (дублированный), масло. 59 х 90 см.
Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2000 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). Омут. 1897 г. Холст, масло. 106 х 106,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.В. Досекин (1863-1935). Эскиз к картине «Омут». 1897 г. Картон, масло. 15,5 х 15,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.
Н.В. Досекин (1863-1935). Вид на Златоустовский монастырь в Москве. 1896 г. Бумага на холсте, масло.
70 х 100 см. Аукционный дом Sotheby’s, Лондон, 2020 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). Гавань. (Изображен уголок моря с яхтами в закатный час).
1898 г. Холст, масло. 68 х 106 см. Сарапульский историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Республика Удмуртия.
Н.В. Досекин (1863-1935). В море. 1899 г. Холст, масло. 67,2 х 107,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Досекин (1863-1935). Сумерки на море. 1899 г. Холст, масло. 57,5 х 90,5 см.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Н.В. Досекин (1863-1935). Ночью в гавани. Картон, масло. 25,8 х 30 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов,
А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской,
И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов,
К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.
Фотография 1885 г.
С 1894 по 1914 год с перерывами Н.В. Досекин большую часть времени находился во Франции. В 1896 году он поселился в Париже, где продолжил обучение и посещал занятия в графической мастерской на улице Буассонад, 17 у художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой (1865-1941), которая наиболее известна своими монотипиями.
Ее дом стал гостеприимным домом для многих путешествующих представителей отечественной интеллигенции. В 1906 выставлялся в Парижском салоне, в 1908 - на Первой коллективной выставке картин русских художников, организованной А.И. Филипповым в Вене, в 1911 - на Всемирной выставке в Риме.
В 1914 году Досекин окончательно возвращается в Россию и поселяется в Москве. Некоторое время художник проживал в Ростове-на-Дону, где возглавлял кооператив художников. С 1922 по 1925 год являлся сотрудником Московского кустарного музея.
Н.В. Досекин (1863-1935). Венеция. 1900-1910-е гг. Дерево, масло. 37,5 х 25 см.
Аукцион Art-Torg, Прага, 2017 г. Лот продан за $1200 дол.
Н.В. Досекин (1863-1935). Гранд-канал в Венеции. 1900 - начало 1910-х гг. Холст, масло. 53,6 х 65,5 см.
Галерея «Мир Арт», Москва.
Н.В. Досекин (1863-1935). Гранд-Канал в Венеции. 1900-е гг. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 57,5 х 78 см.
Российский национальный музей музыки им. М.И. Глинки, Москва.
Н.В. Досекин (1863-1935). Гранд-Канал в Венеции. 1900-е гг. Холст, масло.
Российский антикварный салон, Москва, 2014 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). Венецианский ноктюрн. 1900-е г. Холст, масло. 62 х 81 см.
Государственный музей искусств Республики Казахстан, Алматы.
Н.В. Досекин (1863-1935). Венеция. 1900-е гг. Холст на картоне, масло. 52 х 64 см.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Н.В. Досекин (1863-1935). Венеция. 1900-1910-е гг. Доска, масло. 41 х 34 см.
Частное собрание.
Хотя Николай Досекин жил в Париже до 1914 года, он провел довольно много времени в России. С 1888 года он регулярно экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижников, а с 1899 года стал полноправным членом Товарищества. Однако всего через год он ушел из Товарищества в знак протеста против неравного статуса, предоставляемого молодым художникам. Вместе с Аполлинарием Васнецовым, Сергеем Виноградовым и Василием Переплетчиковым он основал выставочную ассоциацию, которая стала известна как «36 художников», в честь максимального числа членов, которыми она когда-то могла похвастаться.
Н.В. Досекин (1863-1935). Сена. Париж. 1900 г. Холст, масло. 48,2 х 63,7 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Н.В. Досекин (1863-1935). Париж. Улица Монмартр. 1900-е гг. Картон, масло. 26 х 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Среди знатоков русского импрессионизма особенно ценными считаются работы Досекина, принадлежащие именно к парижскому периоду его творчества, длившемуся с 1896 по 1914 год, когда мастер подолгу жил в Латинском квартале и был завсегдатаем салонов и художественных ателье. К сожалению, наследие Досекина в России сохранилось весьма фрагментарно, и имя его сегодня известно в основном в среде специалистов, хотя мастер был деятельным участником художественных процессов как в России, так и в Европе.
Н.В. Досекин (1863-1935). Париж. Вид с моста Сен-Мишель на набережную Орфевр
и бульвар дю Пале. Первая четверть XX в. Холст, масло. 51,9 х 65,9 см.
Тверская областная картинная галерея.
Н.В. Досекин (1863-1935). Улица Сен-Дени. Париж. 1904-1912 гг. Холст, масло. 81,5 х 67,5 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Н.В. Досекин (1863-1935). Париж. Дождливая ночь. 1904-1905 гг. Холст на картоне, темпера. 36 х 49,5 см.
Ярославский художественный музей.
Н.В. Досекин (1863-1935). Городской пейзаж с экипажем. 1890-1900-е гг. Картон, масло. 36 х 46 см.
Частное собрание.
Н.В. Досекин (1863-1935). Сиреневый Париж. 1896-1913 гг. Холст, масло. 24 х 18 см.
Национальный музей Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова, Элиста.
Н.В. Досекин (1863-1935). Улица в Париже. 1910 г. Бумага, уголь, белила, мел, стекло.
61 х 45 см. Ногинский музейно-выставочный центр, Московская обл.
Журнал «Артистъ». Москва, 1894 г. № 33.
После Октябрьской революции 1917 года Н.В. Досекин продолжал заниматься творческой и выставочной деятельностью, в 1919-1920 гг. возглавлял кооператив художников в Ростове-на-Дону, в 1922-1925 гг. работал в Московском кустарном музее мецената и предпринимателя Сергея Тимофеевича Морозова. В 1926 году экспонировал свои работы на выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1928 - на выставке Общества художников революции. Написал ряд статей об искусстве: «О рассказе в живописи» (1894, «Артист», кн. 4), «Выставка московских художников» (1894, «Артист», кн. 5) и другие.
Н.В. Досекин (1863-1935). Парусник в море. 1900-1910-е гг.
Картон, масло. 49,2 х 34,5 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2017 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). Кёльн зимой. 1900-е гг. Холст, масло. 44,3 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.В. Досекин (1863-1935). В порталах храма. 1918 г.
Картон, акварель, гуашь. 27х17,5 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Н.В. Досекин (1863-1935). Месса в соборе Нотр-Дам. Турне, Бельгия.
1900-1910-е гг. Холст, масло. 62 х 46,5 см.
Тульский областной художественный музей.
Н.В. Досекин (1863-1935). Вечер. Бельгия. Картон, масло. 28 х 36,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.
Н.В. Досекин (1863-1935). Венеция. Палаццо Бернардо. 1916 г. Картон, масло, графитный карандаш.
56,3 х 75,5 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2011 г. Лот продан за 1.250.000 руб.
Н.В. Досекин (1863-1935). У причала. 1910-е гг. Холст, масло. 58 х 90,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2020 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). Пруд. 1900-е гг. Бумага серая (верже), уголь, мел. 47,4 х 61,8 см.
Ярославский художественный музей.
Н.В. Досекин (1863-1935). Париж. Замок Консъержери. Пер. пол.1910-х гг. Бумага, акварель. 37,2 х 53,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.В. Досекин (1863-1935). Лодки в сумерках. Бумага, акварель. 30 x 46 см.
Н.В. Досекин работал преимущественно как пейзажист, придерживаясь в своем творчестве реалистической традиции, близкой передвижникам. Во время пребывания во Франции испытал влияние импрессионизма. Для его произведений 1900-х - 1910-х годов характерны тонкая передача световоздушной среды, эффектов освещения, состояний природы, более живая и непосредственная по сравнению с ранними картинами манера письма. Работы этого периода представляют наибольший коллекционный интерес.
Н.В. Досекин (1863-1935). Двор. 1908 г. Бумага на картоне, масло. 48 х 34,1 см.
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Н.В. Досекин (1863-1935). Романтический пейзаж. 1910 г. Картон. масло. 23,2 х 20 см.
Частное собрание.
Н.В. Досекин (1863-1935). Хмурое утро. До 1917 г. Холст, масло. 66 х 66 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Н.В. Досекин (1863-1935). В парке. 1925 г. Картон, масло. 21 х 28,4 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2018 г.
Н.В. Досекин (1863-1935). На прогулке в парке. 1919 г. Бумага, акварель. 19,8 х 28,5 см. Частное собрание.
Н.В. Досекин (1863-1935). Вид на Александровский дворец в Царском Селе. Лист из альбома
Екатерины Александровны Бакуниной. 1920-е гг. Бумага, акварель. 11,5 х 21 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Н.В. Досекин (1863-1935). Раннее утро на Волге. 1932 г. Бумага, гуашь. 42,5 x 55,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2018 г.
Естественно, что после 1917 года, когда художник жил в Москве, тематика его работ несколько изменилась - новое время требовало новых названий (Улица коммунаров в Париже, Выезд рыбаков-колхозников в море, Рабочий праздник на Москве-реке). Работал Н.В. Досекин и как театральный художник, известен как автор ряда скульптурных работ. Известны иллюстрации художника к собранию сочинений А.С. Пушкина.
Н.В. Досекин (1863-1935). Портрет П.М. Третьякова. 1911 г. Холст, масло. 70,5х57,7 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Николай Васильевич Досекин умер 11 августа 1935 года в Москве в возрасте 72 лет, похоронен
на кладбище московского Донского монастыря.
Произведения Н.В. Досекина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе
в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях.
Кстати, в Музее русского импрессионизма в Москве нет ни одной картины художника.
ИСТОЧНИКИ
Г.Б. Романов. Мир искусства 1898-1927. Издательство «Глобал Вью»,
«Санкт-Петербург Оркестр», 2010 г. – Стр. 386.
Ответ на комментарий Bronisliva #Bronisliva, Уважаемая Bronisliva! К сожалению, я в Вене не был и сравнить с Латинским кварталом Парижа не мог. Но по Вашему вопросу о "Старой Вене" Николая Досекина все-таки провел дополнительные исследования. И вот что нашел. Картина эта называется "Париж. Вид с моста Сен-Мишель на набережную Орфевр и бульвар дю Пале". Написана в первой четверти ХХ в. и очень похожа на "Улицу Монмартр" 1900-е гг. Находится она в Тверской картинной галерее. Я все исправил, а подробности см. здесьЖурнал Экземпляр.
Еще раз спасибо. С уважением В.Д.
Слава44, спасибо - слов нет для размеров спасибо - за замечательную подборку материалов о Н.В.Досекине. Видела его " Сену " в Рязани, была потрясена и категорически не согласна с Луночарским, насчет световых эффектов художника. Не могу представить себе, что он оставил во Франции! одно время мечтала проехать по городам и посмотреть все, что есть у нас, но споткнулась на Третьяковке - "выставляем 5% от имеющихся в музее картин конкретного художника", т.е. ни одной в постоянной экспозиции. "Ждите юбилея". Обращалась в музей русского импрессионизма с вопросом о возможности его выставки - собрали же Бенькоа и Фешина! Утешительного ответа не получила. Остается ждать юбилея, хотя 160 ему уже исполнилось. До 170 можно и не дотянуть...
Ответ на комментарий Татьяна_Онищук #Татьяна_Онищук, Уважаемая Татьяна! Спасибо за отзыв. Есть женщины в русских селеньях! Очень приятно, что через два года после публикации вы по достоинству оценили мой опус. Я постарался собрать в открытой печати почти все имеющиеся репродукции Н.В. Досекина. Еще раз спасибо и приглашаю вас в мои друзья
Ответ на комментарий Слава44 #Слава44, я только сегодня нашла этот сайт и не очень ориентируюсь в нем. Спасибо за приглашение в друзья, но как его принять?