• Авторизация


ПОМОЩЬ ЗАЛА! Лествичное право у ариев 28-03-2019 14:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Народ, прошу помощи, ибо Винтовка Мосина засадила мне занозу :)
Если кто-нибудь знает, какие и где можно почитать качественные труды о лествичном праве не у нас - буду благодарна. Ибо сама нахожу сплошь историю свар по этому поводу наших распрекрасных Рюриковичей, а она мне не катит.
Вроде есть намеки, что та же система была у тюрков и скифов, но без подробностей. Хотя как раз для кочевников она более чем логична - во главе племени должен стоять взрослый человек, и логичнее отдать престол или ханский бунчук брату правителя, чем сыну, который может оказаться малолетним, или просто юным и неопытным.
В "Махабхарате" что-то подобное лествице и впрямь просматривается, но так, что трудно понять, она это или не она.
Итак, что нам предлагает текст:

Шантану наследует своему отрекшемуся брату Девапи, но при этом не оговорено, есть ли дети у Девапи. Между Девапи и Шантану сказание помещает еще одного брата - Бахлику, - тоже отрекшегося, и у него-то потомство есть, но почему-то ни сам он, ни Сомадатта, ни Бхуришравас не претендуют на престол Куру, даже когда там якобы начинает катастрофически обрываться династия. Впрочем, у меня вызывает крайние сомнения именно такое положение Бахлики в генеалогии Куру - из-за возраста. Учитывая его участие в финальной битве, если он кому там и старший брат, то точно не Шантану. Скорее уж Дхритараштре.

Далее мы видим череду братьев, наследующих друг другу:
- Деваврата Бхишма отрекся, плюс - у него целибат и нет детей;
- наследовал Читрангада, погиб бездетным;
- наследовал Вичитравирья.
Вот лествица это, или все-таки нет?

Далее. У Вичитравирьи, реально или номинально, но двое сыновей. И с ними непонятно ничего от слова "вообще". То ли они соправители, то ли второй наследует первому еще при его жизни. В "Араньякапарве" мы отлавливаем намек, что Дхритараштра был коронован по обряду "раджасуя", так что все, утверждающие, что "царь не настоящий", идут лесом.
В. Р. Рамачандра Дикшитар мельком упоминает в своей "Войне в Древней Индии" - "Дхритараштра передал корону своему брату, когда ослеп". То есть мнение, что Дхритараштра не был слеп от рождения, существует и у индусов. Допустим.
Тогда что мы видим. Панду наследует своему брату Дхритараштре. Оба брата женаты, у младшего рождается первенец, совершенно логично становящийся наследным принцем... Вришнийская принцесса Кунти пляшет от радости тандаву и видит себя царицей-матерью, не зная нюанса - наследничество ее сына продлится лишь до того момента, как первенец родится у старшего!

Потому что лествичная цепочка выглядит так: Шантану - Деваврата (отрекся) - Читрангада - Вичитравирья - Дхритараштра - Панду - Дурйьодхана с братьями - Юдхиштхира с братьями.
То есть царю Панду (даже если он и правда царь), совершенно законно (с точки зрения арьев) наследует старший племянник.
"Как так?" - взвиваются хараппы-вришнии, уже дошедшие в своей политической мысли до идеи майората и сломившие ногу в попытке разобраться в арийской династической логике. - "Как это - племянник, а не сын? Это не по закону и вообще адхарма!"
"Лесом! - отвечают арии. - У нас свои законы, и по ним все норм, а вашу принцессу мы вообще взяли исключительно по доброте душевной, так что сидите и не возникайте!"
Как водится в таких случаях, юридическая коллизия разрешается на поле боя.

А до того вырисовывается изумительная ситуация - в наличии два вполне живых, но отрекшихся царя - и малолетний наследник, которого нужно вот и короновать! Потому что никакой идеи регентства Индия не знает, и не будет знать аж до времени записи Артхашастры (в оной тоже нет идеи регентства, хотя записана она в IV веке Н. Э.). На троне должен быть законный и не отрекавшийся царь.
И в этом случае Дурьйодхана - царь не с совершеннолетия, а с того момента, как умер (или как отрекся?) Панду. Потому он и не спрашивает ничьего разрешения, чтобы короновать Карну царем Анги. Имеет право.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Что и как было у арьев - не очень понятно. И известные примеры сильно друг от друга отличаются. Даже у наших Рюриковичей были варианты

Сначала правят все братья (первое поколение), потом сыновья, начиная с сыновей СТАРШЕГО брата (второе поколение).
Если кто-то из братьев первого поколения умирал, не успевая царствовать, его потомство (второе поколение) лишалось права наследования трона.
У Соловьева интересно, что муж старшей сестры мог царствовать перед младшим братом.

А как там было у арьев....
Винтовка_Мосина, так в том и дело, что относительно сказанного я в курсе, а вот как у других было? У тех же скифов, если у них и впрямь была лествица.

Если кто-то из братьев первого поколения умирал, не успевая царствовать, его потомство (второе поколение) лишалось права наследования трона.

Вот кстати, если в этом плане у них было как у нас, то становятся полностью логичны попытки доказать, что Дхритараштра "не царь". В этом случае Дурьйодхана с братьями автоматически вылетают из очереди на трон.

Еще момент забыла: когда Дурьйодхана в Араньякапарве собирается умирать, он объявляет наследником Духшасану, хотя у него есть Лакшмана. Тоже как бы намек на лествицу, и даже более внятный, чем мной перечисленное.
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, у Соловьева, где он описывает отношения между князьями есть масса интереснейших фактиков
Например такой, что для сыновей младших братьев старший брат первого поколения был "дед", а они были его "внуки", хотя фактически двоюродные племянники. Это можно переложить на деда Бхишму, не так уж он и стар, и скорее старший брат Дхритараштры, нежели двоюродный дед.

Кстати, нигде не нашла ситуации, чтобы правил, а потом отрекался, что с сыновьями отрекшегося? Он по идее из лествицы не вылетал.

И еще.так как лествица - конструкция очень древняя и аппелирующая к родственным чувствам куда как больше, чем к государственным интересам, нежелание Дурьодханы радикально решить проблему пандавов продиктовано как раз родственными обязательствами, имеющими силу закона.

Вполне возможно, что на самом деле был казус с невозможностью определить старшинство.
Хорошо! :)
Спасибо большое, поищу Соловьева.
Хотелось бы только знать, насколько можно нашу схему прилагать к махабхаратским арьям, но надеюсь все же это выяснить по ходу дела.
Насчет "деда" - ценно!

И еще.так как лествица - конструкция очень древняя и аппелирующая к родственным чувствам куда как больше, чем к государственным интересам, нежелание Дурьодханы радикально решить проблему пандавов продиктовано как раз родственными обязательствами, имеющими силу закона.

Ну, в этом я уверилась давно.
И еще.
Совершенно логично начинает выглядеть сцена, когда Дхритараштра предъявляет в царском собрании маленького Дурьодхану. Вот только фраза его в оригинале, видимо, имеет характер не вопроса, а утверждения. Юдхиштхира до сего момента был наследником, но вот мой сын. Он должен править следующим.
Биологического папашу Юдхи - Видуру - прорывает так, что он начинает нести ахинею о дурных знамениях и практически открытым текстом требует убить младенца.
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Вот ьа самая глава
https://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv02p1.htm
Ответ на комментарий Винтовка_Мосина # Спасибо преогромное!
Зря я пренебрегала Рюриковичами :)
Huhrigina 06-04-2019-00:31 удалить
Насчёт Деда и вправду очень интересно.
Один мой знакомы постоянно называл своего отца "дед".
Я спросила его:
-- А почему ты называешь его дед, ведь он твой отец?
-- Так ведь он же дед. Ты знаешь сколько у него внуков!

Иногда свирепая архаика являет себя в оговорках.
Моя подруга, кстати, называет своего двоюродного дядю дедушкой. И не может объяснить почему. Он старше её всего на семь лет.
Исходное сообщение Huhrigina
-- А почему ты называешь его дед, ведь он твой отец?
-- Так ведь он же дед. Ты знаешь сколько у него внуков!


Это почти обычно.
Сплошь и рядом немолодые супруги, к примеру, зовут друг друга "мать" и "отец", подразумевая, что они - мать и отец своих детей. И между прочим, в Индии то же самое. Плюс: у них долго держался обычай мужу и жене не называть друг друга по имени, чтоб не сглазить.
Huhrigina 06-04-2019-01:02 удалить
Лествица, вероятно, присутствовала у многих народов.
Даже сама традиция назначать на государственные должности (например в Китае) в первую очередь родственников правящего императора уже есть по сути проявление лестницы. Поэтому таким сенсационным было утверждение на троне династии Хань. Воцарившийся император отказался назначать на государственные должности родственников и членов своей семьи, предпочитая им просто толковых людей.
И кажется, на Руси была традиция не выдавать замуж царевен именно потопу, что муж царевны мог на что-то претендовать.
И ещё насчет Анны Иоанновны.
Она получила императорский престол в обход Елизаветы Петровны. Хотя Елизавета была дочерью и прямой наследницей почившего императора. Но Анна Ивановна была дочерью старшего брата.
Да и все эти ботаник Петра с Софьей. У неё то и мужа никакого не было. Однако на престол претендовала по праву старшинства и вообще то довольно успешно.
Мне вообще сильно кажется, что и летописи и историки сильно подвирают насчет бесспорного мужского права.
В арабском мире, например, в доисламский период, девочки наследовали имущество родителей наравне с мальчиками, владели стадами, получали образование, становились известными поэтами и даже правителями. Согласно преданиям, могли сами выбирать себе мужей (по крайней мере некоторые), устраивая нечто вроде сваямвары и разводиться.
Такова история брака Мавии и Хаттима аль Таи.
Она устроила состязание поэтов и Хаттим его выиграл. Но отказался развестись с предыдущей женой и был отвергнут. После смерти жены посватался снова. Мавия вышла за него, но потом развелась, не выдержав его беспрецедентной щедрости.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Лествица, вероятно, присутствовала у многих народов.

Да, она куда архаичнее майората.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОМОЩЬ ЗАЛА! Лествичное право у ариев | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»