Существуют музыкальные произведения, написанные для классической гитары. Иногда они придуманы композиторами, не владеющими этим инструментом, но основная их часть – результат работы гитаристов-классиков, профессионально играющими на испанской гитаре.
Особое впечатление на меня когда-то произвела музыка Агустина Барриоса, гитариста из Южной Америки, а именно – из Парагвая.
Agustin Barrios
(1885 – 1944)
Он был самым первым латиноамериканским классическим гитаристом, получившим всемирную известность, благодаря виртуозной игре и собственным сочинениям, отличающимся романтическими мелодиями.
Предлагаю достопочтенной публике несколько его произведений.
Все они по-своему хороши и заслуживают внимания.
«CHORO DE SAUDADE»
Гитара в Новый Свет была привезена испанцами и португальцами. Со временем здесь появились различные новые музыкальные стили, которые покорили сердца слушателей всего мира, подарив как красивые композиции, так и латиноамериканские танцы, ставшие популярными далеко за пределами Южной Америки.
Играть ритмы Латины – наслаждение!
Исполняет Гванета Бетанели:
«PRELUDE IN C MINOR»
Прелю́дия (от лат. prae… – перед и лат. ludus – игра) – это короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Исполняет София Михайлович:
«LAS ABEJAS»
«Las Abejas» – в переводе означает «пчёлы». В этой по характеру быстрой, стремительной пьесе композитор мастерски изображает полёт жжужащих насекомых.
Исполняет Берта Рохас:
Поскольку устройство гитары не позволяет долго тянуть одну ноту, гитаристы иногда используют приём «тре́моло», украшающий игру, который в классической музыке, как правило, состоит из одной басовой ноты и трёх мелодических. Данное произведение, с бесконечно печальной мелодией, напоминающей о прошедшей любви, играется именно этим приёмом, который в переводе с итальянского называется – «дрожащий звук».
Исполняет Адриана Маймоне:
«LA CATEDRAL»
«Собор» – самое популярное среди исполнителей сочинение Барриоса. Эта красивая сюита состоит из трёх частей: Прелюдии, Анданте и Аллегро.
«Три части «Собора» уже в самих названиях, говорят сами за себя. Prelude, Andante Religioso, Allegro Solemne. Первая часть, написанная гораздо позже остальных (Барриос создал ее спустя 19 лет) тем не менее, прекрасно создаёт образ высоких башен... и летевшее над землей прозрачное... звучание колоколов, устремленных в спокойное синее небо...
Неторопливые, строгие аккорды Andante Religioso. Композитор воссоздал имитацию, отзвуки услышанного органа. Органист в соборе играл Баха... «Как прекрасно, совершенно, Бах поднимает нас к Вечности...»
Но, покидая спокойную, духовную атмосферу Собора и выходя на улицу, люди снова окунаются в торопливую, так быстро пробегающую жизнь за его пределами. Колокола Собора продолжают звучать над бегом шестнадцатых нот суетливой обычной жизни...»
Исполняет Ирина Александрова:
«Любовь вечна для всякого, кто вкусил её сладость. И музыка Барриоса бессмертна, как неувядаемая красота его мелодий!..»