• Авторизация


КАРТИНА В ДЕТАЛЯХ: "Охотники на снегу" Питера Брейгеля Старшего 15-12-2025 07:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Знаменитая картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» относится к циклу «Времена года».

1 (700x501, 528Kb)
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Большинство учёных сходятся во мнении, что изначально в нём было 6 картин, из которых до до нас дошло только 5. Сегодня мы представляем себе подобный цикл или в четырех картинах, соответствующим временам года, или в 12, соответствующим количеству месяцев.

2 (452x700, 445Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Январь. 1410—1490-е

3 (421x700, 385Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Февраль. 1410—1490-е

4 (434x700, 393Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Март. 1410—1490-е

5 (437x700, 403Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Апрель. 1410—1490-е

6 (451x700, 514Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Май. 1410—1490-е

7 (434x700, 383Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Июнь. 1410—1490-е

8 (430x700, 397Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Июль. 1410—1490-е

9 (430x700, 425Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Август. 1410—1490-е

10 (422x700, 388Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Сентябрь. 1410—1490-е

11 (420x700, 377Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Октябрь. 1410—1490-е

12 (414x700, 371Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Ноябрь. 1410—1490-е

13 (407x700, 366Kb)
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Декабрь. 1410—1490-е

Но в XVI веке в Нидерландах год делился на шесть периодов: помимо осени и зимы были ранняя и поздняя весна, а также раннее и позднее лето. Традиционно в подобных сериях изображали бытовые занятия и развлечения, характерные для каждого времени года.

Ранней весне соответствует картина «Хмурый день» («Сумрачный день»), раннему лету – «Сенокос», позднему лету - «Жатва», осени - «Возвращение стад», зиме - «Охотники на снегу», а поздняя весна утрачена. Все картины были выполнены в 1565 году, в зрелом периоде творчества Брейгеля.

14 (700x505, 565Kb)
Питер Брейгель Старший. Хмурый (сумрачный) день. 1565. Музей истории искусств, Вена, Австрия

15 (700x498, 634Kb)
Питер Брейгель Старший. Сенокос. 1565. Лобковицкий дворец, Прага, Чехия

16 (700x518, 564Kb)
Питер Брейгель Старший. Жатва. 1565. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

17 (700x506, 526Kb)
Питер Брейгель Старший. Возвращение стада. 1565. Музей истории искусств, Вена, Австрия

18 (700x501, 523Kb)
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Заказчиком серии был Антверпенский купец Николас Йонгелинк, картины предназначались для украшения его загородного дома. Но когда у него возникли финансовые трудности, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог. В конце 16 века город Антверпен подарил «Времена года» младшему брату императора Рудольфа II эрцгерцогу Эрнесту во время его пребывания на посту регента Испанских Нидерландов. Так этот цикл оказался в коллекции Габсбургов.

19 (581x700, 446Kb)
Мартино Рота. Эрцгерцог Эрнст Австрийский. Около 1580

Правда сейчас он распределён между разными музеями - «Жатва» находится в Метрополитэн-музее в Нью-Йорке, «Сенокос» – в Лобковицком дворце в Праге, а «Охотники на снегу» вместе с «Хмурым/Сумрачным днём» и «Возвращением стада» находятся в Художественно-историческом музее в Вене, где собрана крупнейшая в мире коллекция работ Питера Брейгеля Старшего.

На всех работах цикла художник и зритель смотрят сверху вниз на открывающиеся перед взором долины и людей с их привычными занятиями.

В «Охотниках на снегу» композиция строится по диагонали, взгляд зрителя скользит от нижнего левого угла к верхнему правому.

На картине нет теней. Как писала искусствовед Ольга Сугробова, «картина написана так, будто мы стояли некоторое время с закрытыми глазами и вдруг внезапно открыли их – и оказались на ярком свету».

На переднем плане трое усталых охотников с 14 собаками возвращаются в деревню после неудачного дня – они поймали всего одну лису. Рентгенография показала, что изначально Брейгель написал всего двух охотников, но потом добавил ещё одного на фоне ствола дерева.

Количество породистых собак может говорить, что охотники – люди довольно состоятельные. Есть мнение, что художник изобразил трёх братьев заказчика Николаса Йонгелика: Томаса, Яна и Якоба. Они все были из влиятельного семейства, их отец, Питер Йонгелинк, был начальником монетного двора.

Тема охоты рифмуется со стрельбой по птицам на заднем плане и с изображением на покосившейся вывеске трактира, на которой можно разглядеть оленя и святого на коленях.

20 (700x447, 397Kb)
Стрельба по птицам

21 (700x390, 372Kb)
Вывеска трактира

Скорее всего, на вывеске нарисован святой Губерт или великомученик Евстафий, покровители охотников. Святой Губерт был средневековым нидерландским епископом в епархии города Льежа, а Евстафий – римским военачальником. Но история обращения в христианство у обоих одинаковая – однажды во время охоты каждый из них увидел у преследуемого оленя между рогами крест с распятием. После чего упал на колени и обратился в христианскую веру. Надпись на вывеске переводится как «У оленя».

22 (514x700, 561Kb)
Видение Святого Евстафия Плакиды

23 (459x676, 422Kb)
Святой Губерт Льежский. XIII век

У трактира разводят огонь, скорее всего, для копчения свиной туши. В иллюстрациях времён года эта традиция соответствовала декабрю, так как в ноябре свиней откармливали, а в декабре резали и заготавливали мясо.

24 (700x405, 382Kb)
Костёр у трактира

Здесь и другие бытовые заботы, такие как заготовка хвороста, и даже пожар в доме у моста, и попытки его тушения.

25 (700x403, 351Kb)
Пожар в доме у моста

26 (700x400, 341Kb)
Заготовка хвороста

На заднем плане видно множество зимних нидерландских развлечений, например, катание на санях или на коньках. Именно нидерландам приписывается создание прототипа современных коньков с металлическим лезвием. Также были популярны игры на льду, кольв (прообраз хоккея) и айсшток (прообраз кёрлинга).

27 (700x402, 344Kb)
Игры на льду

Ещё одна интересная деталь – это ловушка для птиц, которая встречается на другой знаменитой работе Брейгеля: «Зимнем пейзаже с конькобежцами и ловушкой для птиц». А также на более 120 копиях этой картины.

28 (700x524, 422Kb)
Ловушка для птиц

29 (700x525, 609Kb)
Ловушка для птиц на картине «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». 1565

30 (700x463, 520Kb)
Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1565. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Но помимо ловушки для птиц на картину перекочевала ещё одна деталь – это полынья, которая располагается почти на том же уровне и угрожает опасностью людям, которые могут в неё провалиться. То есть опасность для птиц рифмуется с опасностью для людей. Полынья появляется и в графических работах художника. Возможно, этот символ был позаимствован им со знаменитого триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», которым Брейгель восхищался, а точнее – с правой части, изображающей Ад. Каток у Брейгеля можно трактовать как «каток жизни», то есть опасное скольжение за удачей.

31 (700x317, 257Kb)
Полынья

32 (700x379, 337Kb)
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Деталь. 1500—1510

На заднем плане высятся скалистые горы, которых нет на территории Нидерландов – это Альпы, которые художник созерцал во время своего путешествия по Италии, Швейцарии и Франции в начале 1650-х годов и позднее добавлял на многие свои картины и рисунки.

В отличие от традиционного изображения времён года в часословах и на картинах, где главной темой всегда являлись традиционные занятия людей, Брейгель расширяет свой фокус. Люди – это лишь часть того, что его занимает. В его работах на первое место выходит природа.

33 (700x525, 402Kb)
Горы на заднем плане

Эта картина вошла в список 100 самых значительных шедевров голландского и фламандского искусства периода с середины 14 по середину 18 века по мнению международной сети кураторов голландского и фламандского искусства CODART.

Андрей Тарковский показал эту картину в «Солярисе», а потом процитировал в «Зеркале».

35 (700x299, 128Kb)
Солярис. Реж. Андрей Тарковский. 1972

34 (700x512, 373Kb)
Зеркало. Реж. Андрей Тарковский. 1974

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАРТИНА В ДЕТАЛЯХ: "Охотники на снегу" Питера Брейгеля Старшего | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»