Скольких незнакомых людей вы сегодня заметили? Десять, двадцать? Может быть, сто? А если за день вам нужно уделить внимание 20 тысячам человек в пространстве, где мировое наследие – на расстоянии вытянутой руки? Для такой задачи понадобятся незаурядные навыки.

1. Тоже Служба безопасности
Очевидно, что сотрудники Службы безопасности Эрмитажа – мужчины в деловых костюмах с опытом работы в силовых структурах. Но милая седовласая дама в музейном зале – тоже сотрудник Службы безопасности, одного из отделов. Ведь главная обязанность – следить за сохранностью экспонатов и наблюдать за поведением посетителей.
К слову, «седовласая дама» – образ классический, но не исчерпывающий: среди смотрителей Эрмитажа есть представители сильного пола, а кто-то пришёл в музей вскоре после окончания вуза.

2. Не сидячая работа
Ещё один расхожий образ – смотритель, уютно примостившийся на стуле. В Эрмитаже восьмичасовой рабочий день проходит в основном на ногах. Присесть возможно ненадолго и только там, где открывается хороший обзор.
Работа не ограничивается наблюдением в залах. Надо по установленному регламенту управлять шторами на окнах, регулируя освещённость; знать, в каких метеорологических условиях приоткрыть окно, а в каких делать это запрещено.
«Утренние» смотрители обязаны прийти в 7:30, открыть залы, обеспечить свет, проверить состояние экспонатов и системы безопасности, а затем в течение дня подменять «дневных» коллег на перерывы. «Вечерние» смотрители опускают шторы, снова проверяют состояние экспонатов, закрывают двери, ставят зал на сигнализацию…

И даже задача вроде открыть/закрыть двери может стать вполне нетривиальной: исторические дверные замки иногда капризничают, но надо быть осторожными и учитывать, что любая деталь интерьера – часть объекта культурного наследия федерального значения.
326 музейных смотрителей Эрмитажа разделены по секторам. Их начальники решают почти шахматные задачи. «В каждом секторе – по несколько десятков человек, надо расставить посты с учётом всех перерывов, подмен, выходных и отпусков», – рассказывает помощник начальника сектора Светлана Юрьевна.
3. На что смотрит смотритель
Не только на оставленные предметы или необычное поведение. Вполне «обычное» тоже может привлечь внимание. Например: посетитель рассматривает произведение искусства или датчики сигнализации?
Зато смотрители спокойно отнесутся к, казалось бы, неординарным поступкам. «Скажем, представители народов Азии любят все вместе фотографироваться у экспонатов. Но это просто современное проявление многовековой так называемой рисовой культуры – делать всё вместе, – говорит смотритель Любовь Николаевна. – В рисоводстве сезон очень короткий, он требует слаженной коллективной работы. Вот условно европейская культура, “культура пшеницы”, допускает больше индивидуализма».
В смартфон смотритель заглядывает только по рабочим вопросам. Если, допустим, в залах потерялся ребёнок, коллеги моментально свяжутся друг с другом в рабочем чате и найдут потеряшку.
4. Много знает, мало говорит
Нередко смотритель – кладезь искусствоведческих знаний, так что многое мог бы рассказать о том или ином шедевре. Но воздержится. В его обязанности входит сориентировать по музейной карте и подсказать, как пройти к известному шедевру. А затянувшаяся беседа отвлекла бы сотрудника от непосредственных обязанностей.

Поэтому любознательным гостям смотритель предложит обратиться в соцсети музея или на сайт Эрмитажа, где есть много интересной информации, а по организационным вопросам – в Отдел гостеприимства или к администраторам.
5. В Эрмитаже нет «простых» залов
Смотритель – на посту, но пост этот регулярно меняется. Во-первых, чтобы не притупилась бдительность. Во-вторых, чтобы сменить микроклиматическую зону.

В исторических дворцовых помещениях крайне сложно обеспечить условия, комфортные одновременно человеку и произведениям искусства – подробнее об этом мы рассказывали здесь. Поэтому смотрители работают в залах и с огромной посещаемостью, и в спокойных прохладных помещениях, и в тех, где постоянный полумрак, – такие условия необходимы, например, для сохранения органических экспонатов из Пазырыкского могильника.
6. Где учат на эрмитажного смотрителя
В колледжах и вузах нет направления «музейный смотритель». Есть разнообразные курсы, однако важнее «корочки» может быть рекомендация действующего сотрудника Эрмитажа. Обучение происходит сразу на рабочем месте, с наставником.

Многим помогают навыки, приобретённые на прежних работах: мало в каком коллективе представлено такое разнообразное профессиональное сообщество. Есть люди с несколькими высшими образованиями и учёными степенями; кто-то работал в банковской сфере; кто-то издавал книги; есть заслуженная артистка России, а одним из секторов смотрителей руководит бывший подводник. Светлану Юрьевну уже в Эрмитаже «нашла» награда от Министерства образования – за педагогическую работу. А например, Валентина Михайловна быстро сориентирует иностранцев: она много лет работала в США, и английский язык для неё – как родной.
7. В условиях стабильной неопределённости
Работа смотрителя Эрмитажа – сплав стабильности и неопределённости. С одной стороны, все чётко регламентировано. С другой, работа с людьми – это всегда про непредсказуемость: в музей приходят посетители разного возраста, воспитания, образования, со своими национальными и культурными особенностями.

И смотрителю нужно уметь быстро оценить обстановку и правильно отреагировать на то или иное действие. Опытный сотрудник может предотвратить нарушение правил музея, не сказав ни единого слова: просто вежливо приблизившись. Это – высший пилотаж.
«Чтобы выдерживать работу в условиях неопределённости, надо правильно настроиться, – даёт универсальный совет Любовь Николаевна. – Нужно относиться так: "Что сегодня интересного произойдёт"? Не поменяешь своего отношения – не удержишься. Я, например, не очень люблю работать в слишком спокойных залах, мне скучно. Настрой такой: что бы ни случилось – разберёмся, справимся».
И справляются.
Ваш Эрмитаж
Фото: Станислав Марченко, Алексей Бронников
Источник