Виадуки — величественные мосты с высокими опорами и монументальными арками. Их внушительные конструкции напоминают творения древнеримских инженеров, которые первыми начали возводить подобные сооружения.
Хотя первые виадуки появились ещё в период существования Древнеримской империи, наиболее широкое распространение они получили гораздо позднее — в конце XIX — первой половине XX века. Один из таких мостов хорошо известен поклонникам саги о Гарри Поттере: по нему в серии фильмов поезд возит молодых волшебников в Хогвартс и обратно.

«Мост Гарри Поттера». Гленфиннан — самый длинный бетонный виадук Шотландии. Фото: QZheng W / Unsplash
Виадуки строят в местах со сложным рельефом: над оврагами, лощинами и ущельями. Чтобы увидеть эти впечатляющие постройки, вовсе не обязательно ехать за границу — они есть и в России.
Расскажу о Бартымском и Сарсинском виадуках, которые расположены в сердце Урала — Пермском крае. Они одни из самых красивых в России, будто созданные для фотографий заядлых путешественников.
История строительства
В России железные дороги общего пользования начали активно прокладывать в начале XIX века, а к последующему столетию проекты по развитию сети дорог стали более масштабными: они охватывали и Пермский край в том числе.
В начале XX века, чтобы укрепить связи между европейской и азиатской частями Российской империи, власти решили построить новую ветку Транссибирской магистрали, проходящую по маршруту Казань — Екатеринбург.

Все семь красноуфимских виадуков можно осмотреть в рамках однодневной поездки. Ближайшие города — Пермь и Екатеринбург, они равноудалены от виадуков где-то на 200 километров. На фото виадук Чёрная речка. Фото: Антон Смехнов / Яндекс Карты
Строительство Казанбургской железной дороги велось с 1914 года, прерывалось мятежными временами революции и Первой мировой войной.В 1920 году по Казанбургской железной дороге через станцию «Кузино» прошёл первый поезд из Москвы. А в 1924 году открыли движение на всём протяжении дороги.

Самый сложный участок пути пролегал в Октябрьском районе из-за ландшафта. Там и были возведены Сарский и Бартымский виадуки. Всего в Прикамье построили семь виадуков, два из которых — красноуфимские — частично эксплуатируют и по сей день.
Виадук Бартым
Бартымский виадук получил своё название от населённого пункта и станции неподалёку — Бартыма, лесозаготовительного посёлка послевоенного времени. Сегодня мост — его главная достопримечательность, сам посёлок постепенно вымирает.

Туристы устремляются в эти края ради видов, которые открываются и на виадук, и с него. Особенно красиво здесь осенью. Фото: Александр Чухланцев / Яндекс Карты

Для строительства обоих виадуков применялся инновационный для того времени материал — железобетон, а для облицовки использовались гранитные блоки. Основное количество материалов доставляли на баржах, а затем — по железной дороге. Фото: Сергей Саяфаров / Яндекс Карты

Строительство железной дороги Казань — Екатеринбург велось сразу с двух сторон: с одной работы велись советской властью, с другой — белыми. Фото: Сергей Саяфаров / Яндекс Карты
Четырёх пролётный виадук длиной около 100 метров возведён над рекой Ирень, одного из самых крупных притоков реки Сылвы.
Виадук Большой Сарс
Сарсинский виадук тянется на 160 метров. Он неплохо сохранился: на нём даже есть перила. Мост немного изгибается и состоит из шести пролётов.

Возле станции Сарс, от которой легко добраться до виадука пешком, находится несколько карьеров, где добывают доломит. Фото: Дмитрий С. / Яндекс Карты

Виадук Большой Сарс пришёл в негодность в 80-е годы прошлого века. На замену проложили железнодорожную ветку параллельно виадуку, но по насыпи. Фото: Александр Чухланцев / Яндекс Карты
Как добраться
Сейчас оба эти уникальные сооружения заброшены и не используются по назначению, но всё равно притягивают туристов из-за атмосферы. Многие разбивают здесь палатки и остаются на несколько дней.
Виадуки расположены в Октябрьском районе и удалены друг от друга примерно на 40 километров, поэтому их можно посетить в рамках одной поездки.
Более удобным вариантом будет взять в аренду машину в Перми или ехать на своей. Оттуда удобнее сначала посмотреть Бартым, затем — Большой Сарс. Пермь от виадуков отделяет примерно 210 километров.
Путь к виадуку Бартым
Сначала двигаться по трассе Е22, затем съехать на трассу 57К-0004 и двигаться через посёлки Орда и Богородск до поворота на трассу 57К-009, затем повернуть на Усть-Каменку, далее по гравийной дороге до села Мостовая (тут можно остановиться для прогулки по склонам долины реки Верхний Бартым), после него свернуть направо, мимо посёлков Атнягузи и Верх-Ирень, к посёлку Бартым. Здесь можно оставить машину и продолжить путь пешком до виадука вдоль железнодорожных путей.
Путь к виадуку Большой Сарс
После Октябрьского нужно двигаться по основной трассе на юг, повернуть направо на указателе «Большой Сарс». В деревне можно оставить машину и далее двигаться пешком до виадука вдоль железнодорожных путей.
Что важно знать
*Предпочтительнее путешествовать в составе группы: инструктор и сопровождающий гид хорошо знают местность. Виадуки находятся в свободном доступе, и платить за их осмотр не нужно.
*Самые роскошные виды дарит золотая осень. Если получится побывать в Прикамье в это время, фото будут особенно красочными.
*Если у вас есть квадрокоптер с видео- и фотокамерой, то он идеально дополнит ваш тур к грандиозным виадукам.
*Посещение виадуков можно совместить с экскурсией в Кунгур или на гору Ермак.
*На виадуки не запрещено забираться, и многие путешественники это делают. Однако будьте осторожны — не подходите близко к краю сооружений, не прыгайте на них, двигайтесь спокойно. Помните, что виадуки давно не эксплуатируются, их состояние никто не проверяет.
Знали об этом месте? Удавалось бывать здесь ранее?
Текст: Мария Баларёва для Яндекс Путешествий
Источник