• Авторизация


СОЛНЕЧНЫЙ МАСТЕР 10-09-2025 10:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Карамзин русской живописи" — так оценивали Федора Солнцева современники. Он прошел путь от крепостного до потомственного дворянина, застал четырех императоров и пережил многих вдохновленных его творчеством младших коллег.

1 (700x384, 198Kb)
Фото автора

Кажется, сама фамилия предопределила выдающийся талант художника, реставратора, археолога Федора Григорьевича Солнцева...

Он родился в селе Верхне-Никульское Мологского уезда Ярославской губернии 14 апреля 1801 года. Солнцевы числились крепостными графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина — известного историка и собирателя старины. Семья Солнцевых была для своего круга весьма нестандартной: мать, Елизавета Фроловна, знала грамоту, выучив тому и своих детей. Отец, Григорий Кондратьевич, отпущенный на вольный оброк, вскоре после рождения Федора уехал в Петербург, где работал кассиром при императорских театрах.

Постижение азов чтения и письма будущему художнику давалось тяжело, тем более что старался он не особо. Настоящей страстью ребенка было рисование: уже в шестилетнем возрасте он пытался писать пейзажи, но особенно маленький Федор любил рисовать различные старинные предметы и копировать лубочные картинки. Заметив дарование мальчика, граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин освободил Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Федору уехать к отцу в Петербург.

В 1815 году он поступил в Императорскую Академию художеств. Позже туда же поступил и его младший брат, Егор, ставший талантливым мозаичистом. Федор Солнцев был определен на казенное содержание по классу портретной живописи. Его учителями стали Степан Щукин, Алексей Егоров, Александр Варнек. В 1824 году Солнцев блестяще оканчивает учебу с аттестатом первой степени и золотой медалью. Оставшись пансионером академии, он был зачислен в нее на службу "по части археологической и этнографической".

2 (700x506, 424Kb)
Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство перед обедом. Дипломная работа Ф.Г. Солнцева. 1824 год Фото предоставлено автором

В пансионерские годы Солнцев активно занимается церковными росписями. Молодой художник принимает участие в росписи петербургского храма Святых праведников Захарии и Елизаветы, пишет образ евангелиста Матфея в Казанском соборе. В 1827 году для Троицкой церкви родного Верхне-Никульского Солнцев создает несколько икон и эскизы росписи стен. В том же году художник пишет свою итоговую пансионерскую работу, удостоенную золотой медали первого достоинства, — "Спаситель с фарисеями по евангельской притче о монете". Совет академии предложил Солнцеву заграничную поездку, но не в Италию, как обычно бывало, а... в Пекин! Однако художник от нее отказался.

Еще во время его учебы на работы Солнцева обратил внимание Алексей Оленин — президент Академии художеств и по совместительству директор Императорской Публичной библиотеки. Знакомство с Олениным, который становится покровителем Солнцева, круто изменило судьбу Федора Григорьевича. Знаток древностей, эрудит, стоявший у истоков русской художественной археологии, Алексей Николаевич привлекал художника к выполнению соответствующих заказов, способствуя его становлению как исторического живописца. Частый гость в доме Олениных, Солнцев встречался с Иваном Крыловым, Василием Жуковским, Николаем Гнедичем, Александром Пушкиным, своим однокашником по академии Карлом Брюлловым и другими известными лицами того времени.

3 (532x700, 536Kb)
Древности Российского государства. 1849 год Фото предоставлено автором

ИСТОРИЯ В КРАСКАХ

Однажды в 1829 году в кабинете Алексея Оленина произошел следующий эпизод: "Алексей Николаевич, — вспоминал Солнцев, — предложил мне нарисовать "рязанские древности". Я принялся за работу. <...> Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы — М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: "Неужели это нарисовано!" По этому случаю Алексей Николаевич заметил: "Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать". И действительно: первая известность пришла к Федору Григорьевичу после публикации в 1831 году его рисунков предметов из Рязанского клада, выполненных специально для исследования Оленина.

Уже в мае 1830 года Солнцев принялся за следующий грандиозный по масштабу проект, идея которого принадлежала Оленину, — создание исторического атласа, в который бы вошли рисунки российских древностей. Федор Григорьевич участвовал в многочисленных экспедициях по старинным русским городам, церквям и монастырям, целью которых была фиксация культурно-исторических памятников, старинных предметов, традиционных костюмов. Экспедиции побывали в Москве, Киеве, Новгороде, Пскове, Ладоге, Белозерске, Чернигове, Смоленске, Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Коломне, Звенигороде, Твери, Торжке, Старой и Новой Рязани, Ярославле, Костроме и многих других городах.

Немало времени художник отводил работе с рукописями. В Москве работе Солнцева содействовал митрополит Филарет (Дроздов). Рисуя с натуры древности, Солнцев не просто копировал, но по сохранившимся документам старательно проверял время создания предмета или храма. В ходе этой работы им был сделан ряд хронологических открытий. При этом следует учитывать, что в то время еще не было ни четкого представления об отечественной древности, ни безусловного осознания ее ценности, а потому значимость работы Солнцева была очевидна далеко не всем, и художника нередко поджидали всевозможные казусы. Например, в некоторых местах его принимали за ревизора и часто прятали (а в ряде случаев даже уничтожали!) имевшиеся описи предметов старины. Так что Федору Григорьевичу нередко приходилось скрывать свои истинные намерения и играть роль странствующего богомольца. Менее чем за двадцать лет, начиная с 1830 года, Солнцевым было создано более 3 тысяч высокоточных эскизов. Работу мастера по выявлению и зарисовкам предметов старины сначала патронировал Алексей Оленин, а после его смерти — лично император Николай Павлович.

В 1836-м, благодаря работе над эскизами и присвоению звания академика за картину "Свидание князя Святослава Игоревича с греческим императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 г.", Солнцев приобретает широкую известность как один из талантливейших мастеров своего времени и непревзойденный знаток художественных древностей. С тех пор и до конца жизни он был обеспечен массой самых престижных заказов.

4 (479x700, 611Kb)
Изображение Креста с предстоящими святым царем Константином, святой царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном. Хромолитография Ф. Дрегера по рисунку Ф.Г. Солнцева. 1851 год Фото предоставлено автором

ФАВОРИТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

"Охранитель древностей русских" — так после его смерти назвал Николая I известный археолог и архитектор-реставратор Алексей Мартынов. Не случайно, что именно Федор Солнцев становится не просто одним из любимых художников императора, но, по сути, его фаворитом. Фактически Федор Григорьевич выступил главным проводников правительственной политики в сфере культуры, отмеченной повышенным интересом к византийскому и древнерусскому наследию. Одним из плодов данной политики, отражавшей триаду графа Уварова ("православие, самодержавие, народность"), стало издание результатов художественно-археологической деятельности Солнцева — "Древности Российского государства". Издание включало в себя 508 хромолитографий, сделанных по рисункам Федора Григорьевича, и пояснительные статьи.

В 1836–1837 годах по рисункам Солнцева в Московском Кремле были возобновлены Грановитая палата, царские терема и дворцовые храмы. Николай I, поблагодарив Солнцева за проделанную работу, представил художника императрице; а в другой раз, взяв его под руку, прогуливался с Федором Григорьевичем по реставрируемым помещениям, Солнцев же рассказывал монарху о той или иной интересовавшей его вещи.

В 1837–1839 годах по эскизам Солнцева был изготовлен роскошный Кремлевский сервиз, предназначавшийся для торжественных императорских обедов. В 1838–1849 годах для возведенного по проекту Константина Тона Большого Кремлевского дворца Солнцев, назначенный главным художником, спроектировал паркеты и парадные двери орденских залов (Георгиевского, Александровского и Екатерининского), лепнину потолков, люстры, камины, шпалеры, ковры, шторы, сервизы. На рубеже 1840–1850-х годов Федор Григорьевич руководит художественными работами в новом здании Оружейной палаты, также созданном по проекту Тона. В 1846–1848 годах по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича Солнцеву было поручено сделать рисунки для различной утвари: золотых, серебряных и бронзовых изделий, фарфора и хрусталя в русском стиле, что для того времени было весьма необычно.

С конца 1830-х годов и вплоть до своей кончины художник также пишет иконы, разрабатывает эскизы окладов, крестов, иконостасов и росписей многочисленных храмов: Святителя Митрофана Воронежского на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга, Рождества Христова на Рождественской улице, Вознесения Господня в Вознесенском проезде, Исаакиевского собора, Троицкого собора Александро-Невской лавры. Помимо этого Федор Григорьевич занимался также и реставрацией.

5 (471x700, 289Kb)
В Санкт-Петербурге. Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год Фото предоставлено автором

ПЕРВЫЙ РЕСТАВРАТОР

Федор Солнцев принял участие во всех реставрациях памятников средневековой живописи, начатых по инициативе Николая I в 1840-х годах. Так, в 1842 году он восстанавливал стенопись новгородского Знаменского собора. В 1843-м Солнцевым были открыты знаменитые фрески и мозаики Софии Киевской и Успенского собора Киево-Печерской лавры. Протоиерей Иван Скворцов вспоминал: "Когда в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия после случайного опадения штукатурки оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, <...>, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. <...>, согласно с Высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева". В 1844-м под руководством художника была начата расчистка фресок и их последующая "заправка", отмеченные рядом конфликтов: между Солнцевым и киевским митрополитом, митрополитом и подрядчиками, подрядчиками и Солнцевым. Так, еще до начала работ митрополит Филарет (Амфитеатров) выступил вообще против каких-либо попыток раскрытия старой живописи, поскольку считал, что это укрепит позиции "раскольников", однако, поскольку за Солнцевым стоял административный ресурс в лице самого императора, владыке пришлось отступить. Художником были также открыты фрески Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, а также церкви Покрова на Нерли. Именно Федор Григорьевич был и их первым реставратором.

Но реставраторская деятельность Солнцева считается наиболее спорной стороной его творчества. Основания к тому довольно веские: с точки зрения современной науки некоторые вещи, которые практиковались Солнцевым в проводимых им реставрационных работах (грубая расчистка и подчас сомнительное "восстановление" древней живописи), следует признать, по крайней мере, непрофессиональными. Однако судить художника с позиций реставратора XX или XXI века представляется все же несправедливым. Тем более что в то время Солнцев стоял на голову выше многих своих "коллег" и в целом довольно четко осознавал основные задачи реставрации древних памятников. Необходимо помнить, что в тогдашней России реставрация находилась в зачаточном состоянии и делала лишь первые шаги: избежать ошибок и сопряженных с ними потерь было невозможно.

6 (672x700, 732Kb)
Тарелка из Кремлевского сервиза. 1837–1839 годы Фото предоставлено автором

КАЛЛИГРАФ И МИНИАТЮРИСТ

Весомую лепту Федор Солнцев внес и в искусство традиционной рукописной книги. Более того, именно работы Солнцева вновь возродили интерес к данному жанру среди профессиональных художников. Книгописное наследие мастера насчитывает не менее 14 высокохудожественных манускриптов. В отличие от современных ему старообрядческих книгописцев, копировавших позднесредневековые и отчасти барочные образцы, Солнцев объединял в своих работах средневековые мотивы с элементами западноевропейского академизма.

Выдающимся творением Федора Григорьевича является лицевая книга "Праздники в Доме Православного Царя Русского", хранящаяся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Манускрипт, созданный Солнцевым в 1850 году, — уникальный памятник славянорусской книгописной культуры XIX столетия. Это сборник роскошно оформленных молитв и фрагментов церковных служб, приуроченных к семейным торжествам императора Николая I и его ближайших родственников.

Среди книгописных работ Солнцева выделяется и "Молитвослов с Месяцесловом", написанный в 1850-х годах для княгини Марии Волконской, жены князя Дмитрия Волконского. Мария Волконская была дочерью крупного мецената и ценителя искусств, статс-секретаря Александра I Петра Андреевича Кикина, одного из основателей Общества поощрения художеств. Княгиня и сама была не чужда искусству — "прекрасно рисовала орнаменты и архитектурные украшения, особенно в старинном русском стиле". Вокруг Марии Петровны даже сложился своеобразный художественный кружок. Так, в создании рукописи "Молитвенника", выполненной на пергамене, помимо Федора Солнцева и самой заказчицы принимали участие известный художник Петр Басин и еще несколько друзей княгини. Все листы манускрипта были украшены миниатюрами и орнаментами. Расположенный в конце книги месяцеслов заслуживает особого внимания: лишь употребив увеличительное стекло, можно по достоинству оценить всю тонкость и изящество образов ежедневных святых. Написанный для личного пользования Марии Волконской "Молитвослов" бережно хранился в ее семье и на момент октябрьских событий 1917 года принадлежал внучке княгини, графине Софии Ивановне Граббе — дочери директора Эрмитажа обер-гофмейстера Ивана Всеволожского и супруге генерала Михаила Граббе. Сегодня эта книга также находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

В 1854 году Федор Григорьевич пишет уникальное по красоте Евангелие от Иоанна — заказ княгини Леониллы Николаевны Меншиковой, над которым вместе с Солнцевым трудились художники Григорий Гагарин (троюродный брат Меншиковой) и Луиджи Премацци, а также анонимные французские мастера. В 1887 году, после смерти Меншиковой, манускрипт, согласно завещанию княгини, был передан в Отдел рукописей Императорской Публичной библиотеки (сегодня Российская национальная библиотека).

Солнцевым были также созданы: "Молитвослов" для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I; "Молитвослов" для великой княгини Марии Александровны (будущей императрицы); молитвенники ангелам-хранителям для великих княжон Марии Николаевны, Ольги Николаевны и для великой княгини Марии Александровны; "Жития избранных святых"; "Житие Сергия Радонежского"; "Служба св. Марии Магдалине"; "Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь"; "Знаменательные дни в Доме Императора Александра III"; "Знаменательные дни в семье Михаила Ивановича Семевского".

Большой заслугой Федора Григорьевича в сфере книгописного искусства являются и его многочисленные работы по копированию старинных заставок, орнаментов и инициалов. Впоследствии именно они вдохновили Виктора Бутовского, Владимира Стасова и Григория Гагарина на издание соответствующих трудов, отразивших историю не только русского, но также византийского и грузинского орнаментов.

Не менее яркий след Солнцев оставил и в истории печатной книги. В 1885 году с его иллюстрациями (400 рисунков!) вышло подготовленное архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) издание "Жития святых, чтимых Православной Церковью". Кроме того, художник проиллюстрировал книги "Изъяснение на Литургию" Ивана Дмитриевского и "Размышления о Божественной Литургии" Николая Гоголя.

7 (514x700, 267Kb)
Храм Святителя Митрофана Воронежского (1839–1847) на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга (утрачен). Фото 1900-х годов Фото предоставлено автором

НАСТАВНИК И БЛАГОТВОРИТЕЛЬ

С 1844 года Солнцев преподает иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 1852-м он становится членом Императорского Русского археологического общества, а в 1859-м — Императорской Археологической комиссии, способствуя становлению российской археологии как самостоятельной науки. С 1858 года Солнцеву поручен надзор за учениками академии из бывших государственных крестьян. Пять лет спустя Императорская Академия художеств избирает его в почетные вольные общники.

С детства впитав в себя размеренный деревенский быт и сопутствующую ему любовь к старине, Федор Григорьевич соединил в своем творчестве сакральные начала традиционной культуры и светские черты академического образования. Все это он старался передать и своим подопечным. Среди учеников Солнцева выделялся известный впоследствии своими работами на историческую тематику Андрей Рябушкин.

Состоятельным человеком Солнцев стал уже в молодости, но продолжал вести скромную и строгую жизнь, полную непрестанных трудов, отличался унаследованной от деревенских предков набожностью. Художник нередко посещал службы даже в обычные дни и всегда подавал нищим, которые буквально каждое утро осаждали его особняк на Песках: выстроившись в шеренгу, они ожидали хозяина, дававшего им по гривеннику.

В 1876 году академик Солнцев "в уважение отличных познаний в искусстве" был возведен в звание профессора. Художнику была вручена Большая золотая медаль, на одной стороне которой был портрет Федора Григорьевича, а на другой — дарственная надпись "в память 50-летней археологической его деятельности". Во время празднования издатель авторитетного в те годы исторического журнала "Русская старина" Михаил Семевский произнес: "Рисунки Солнцева в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую свежую струю, которой он обновил язык отечественной поэзии; то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками". Десять лет спустя, в 1886-м, в честь 50-летия присвоения звания академика, Солнцев получил чин действительного статского советника. За свою жизнь он был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 3-й степени. Кроме того, Солнцеву неоднократно жаловали бриллиантовые перстни, золотые медали, выплачивались крупные премии.

Сохраняя завидную работоспособность вплоть до последнего дня, академик живописи, действительный статский советник Федор Григорьевич Солнцев скончался в Санкт-Петербурге 3 марта 1892 года и был погребен на Волковом (ныне Волковском) кладбище.

8 (471x700, 504Kb)
Фрагмент тропаря святителю Николаю. "Праздники в Доме Православного Царя Русского". 1850 год Фото предоставлено автором

СУДЬБА НАСЛЕДИЯ

Творчество Солнцева всецело находится в русле той общеевропейской художественной тенденции второй четверти XIX — первой половины XX века, которую можно обозначить как национал-романтизм. Заслуги Федора Григорьевича в сфере художественной археологии и становлении русско-византийского стиля переоценить невозможно. Да и серьезных конкурентов на данном поприще у него не было. Одни лишь "Древности Российского государства" навсегда вписали имя мастера в золотой фонд не только русской, но и мировой художественной культуры.

9 (654x700, 609Kb)
Молитва "Царю Небесный". "Молитвослов" княгини Марии Волконской. 1850-е годы Фото предоставлено автором

Обласканный монархами проводник правоконсервативной политики в области искусства, Федор Солнцев при жизни был практически недоступен для критики. Словно оправдывая свою фамилию, он находился на вершине художественного олимпа Российской империи в период ее наивысшего культурного расцвета. Но уже тогда многие представители более молодого поколения живописцев воспринимали его творчество как близкий к ремесленничеству анахронизм. Концептуальным мастером Солнцев действительно не был, его заслуга в другом. Разработка теорий, выделение подлинно "средневекового" и "национального" в общем массиве культурного наследия, столь тщательно зафиксированного Федором Григорьевичем, будет уделом уже следующего поколения художников. Однако их работа была бы невозможной без того научного фундамента, что был заложен деятельностью Солнцева. После смерти Федора Григорьевича, несмотря на неизменную популярность русско-византийского стиля, его фигура довольно быстро забылась. Тем более наследие художника не нашло понимания в среде пришедших к власти после Октября 1917 года. Однако семена, посеянные Федором Солнцевым на ниве художественного ремесла, дали обильные и прекрасные всходы. На работах мастера взрастало творчество художников Андрея Рябушкина, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Елизаветы Бём, ювелира Карла Фаберже, архитекторов Федора Горностаева, Ильи Бондаренко, Владимира Покровского, Алексея Щусева и многих других представителей русского искусства второй половины XIX — начала XX века.

Новое открытие творческого наследия Солнцева относится лишь к концу 1990-х — началу 2000-х годов, когда в полной мере была осознана самоценность его произведений. Сегодня труды Федора Григорьевича хранятся в Российской государственной и Российской национальной библиотеках, в Библиотеке Конгресса США, в музее-заповеднике "Московский Кремль"... С апреля 2004 года в поселке Борок Некоузского района Ярославской области функционирует музей, посвященный жизни и творчеству выдающегося мастера — живописного летописца русской истории.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОЛНЕЧНЫЙ МАСТЕР | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»